РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Семинар № 1. Предмет и задачи педагогической психологии (2 ч).
- История становления педагогической психологии.
- Место педагогической психологии среди других областей психологического знания.
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Проблема обучения и развития в педагогической психологии.
Литература:
- Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
- Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Статьи:
- Гильбух Ю.З. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1987. — № 3.
- Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем / Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 276 – 283.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- Законспектируйте статьи.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Назовите общие и специфические черты предмета педагогической психологии в сравнении с предметами других наук (педагогика, возрастная психология, общая психология и т.д.).
Ø Что такое «объект» и «предмет» науки? Как соотносятся между собой эти понятия?
Ø Соотнесите понятия «обучение» и «развитие».
Семинар № 2. Психология учебной деятельности (2 ч).
- Характеристика процесса учения. Связь учения с обучением. Обучение и понятие «обучаемость».
- Организация обучения и учения с точки зрения личностно – деятельностного подхода.
- Характеристика учебной деятельности.
- Структура учебной деятельности:
- Общедеятельностные и специфические учебные действия.
- Учебная задача.
- Контроль. Виды и функции контроля.
- Оценка. Её роль в учебном процессе.
Коммуникативная ситуация как базовая категория педагогической ...
... речи как субъект коммуникации Статус — педагог Адресат речи как субъект коммуникации Ученик, педагогическое сообщество Предмет речи Ученик как субъект обучения и воспитания, особенности его деятельности, ... общелитературном языке. С ним связано несколько значений: 1) основная мысль, идея произведения, учения и пр.; 2) система связанных между собой и вытекающих один из другого ...
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Статьи:
1. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 — 193.
2. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. — № 8. – 2006. – С. 41 – 47.
3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе / Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / Составитель И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 101 – 110.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- Законспектируйте статьи.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Как соотносятся между собой понятия «приобретение опыта», «усвоение» и «учение»?
Ø Что понимается под обучением? Чем отличается обучение от учебной деятельности?
Ø Какую функцию выполняет учебная деятельность по отношению к другим видам человеческой деятельности?
Ø Что называется обратной связью? Какую информацию необходимо получать с помощью обратной связи?
Семинар № 3, 4. Психологические особенности разных типов обучения (4 ч).
- Характеристика репродуктивного и продуктивного типов обучения.
- Развивающее обучение в отечественной образовательной системе:
- развивающее обучение в системе Л.В. Занкова.
- развивающее обучение по системе В.В. Давыдова.
- Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину).
- Психологическая сущность проблемного обучения.
- Программированное обучение.
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
2. Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Педагогическая психология 10
... Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.). «Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с обучением или вне его) на человека с ... отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру». (Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001). «Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, ...
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Назовите и охарактеризуйте основные принципы развивающего обучения.
Ø Приведите сравнительную характеристику развивающего и традиционного обучения.
- Ответьте на вопросы:
Ø Не является ли принцип Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности противоречащим принципу «от простого к сложному»?
Ø Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?
Ø Среди педагогов можно встретить мнение, что программированное обучение себя не оправдало. Как вы относитесь к данной точке зрения?
Ø Может ли программированное обучение обеспечить индивидуализацию учебного процесса?
Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч)
- Основные методы исследования:
· Наблюдение, самонаблюдение,
· Беседа
· Интервью
· Экспертная оценка
· Анкетирование
· Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
· Анализ продуктов деятельности (творчества)
· Тестирование
- Психологический анализ урока (видеоурок).
Литература:
- Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Программа по выполнению психологического задания в период государственной педагогической практики / Сост. к.п.н., доцент Бостанджиева Т.М., — Тобольск, 2000.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования.
Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии?
Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?
- Посмотрите видеоурок и дайте психологический анализ просмотренного урока по предлагаемым схемам.
Психологический анализ урока.
Методические рекомендации:
- Посмотреть видеоурок.
- Заполнить таблицу (Таблица № 1. Схема протокола урока).
- Заполнить схему аналитической характеристики урока (Таблица № 2).
- Сделать психологический анализ урока (смотри программу психологического анализа урока)
Таблица 1. Схема протокола урока.
- школа № ___________________________________________________
- дата _______________________________________________________
- класс ______________________________________________________
- учитель ____________________________________________________
- учебный предмет ____________________________________________
- тема урока _________________________________________________
Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений |
Таблица 2. Схема аналитической характеристики урока
Дата: Урок: Учитель: | Класс: | Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)
|
|||
Уровень профессионализма | Количество баллов | ||||
Эффективность урока | |||||
Управление вниманием | |||||
1. Стимулирование интереса к содержанию урока | |||||
2. Создание установки быть внимательным | |||||
3. Раскрытие практической значимости изучаемого предмета | |||||
4. Использование наглядного материала | |||||
5. Организация изложения материала | |||||
а) яркость | |||||
б) образность | |||||
в) эмоциональность речи | |||||
г) смена интонации | |||||
6. Организация смены видов деятельности | |||||
7. Учет возрастных особенностей внимания школьников | |||||
8. Формирование цели урока | |||||
9. Оптимальный темп ведения урока | |||||
10. Организация активности учащихся на уроке | |||||
11. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития внимания | |||||
12. Организация концентрации внимания | |||||
13. Организация устойчивости внимания | |||||
14. Организация переключения внимания | |||||
Количество баллов | |||||
Организация восприятия на уроке | |||||
1. Создание установки на восприятие преподаваемого материала. | |||||
2. Контроль и учет полноты и точности формирующихся в сознании учащихся образов. | |||||
3. Использование прошлого опыта учеников при организации восприятия нового материала | |||||
4. Организация совместной деятельности школьников при решении перцептивных задач | |||||
5. Учет возрастных особенностей восприятия | |||||
Количество баллов | |||||
Развитие мнемических особенностей учащихся | |||||
1. Формирование установки на запоминание | |||||
2. Учет индивидуальных различий развития мнемических способностей конкретных учеников | |||||
1. Учет соответствия видов памяти по характеру психической активности | |||||
а) эмоциональная | |||||
б) двигательная | |||||
в) наглядно-образная | |||||
г) словесно-логическая | |||||
4. Организация материала для заучивания | |||||
а) дозировка по объему | |||||
б) структурирование | |||||
5. Организация повторения | |||||
6. Приемы акцентирования внимания учеников на подлежащем запоминанию | |||||
Количество баллов | |||||
Учет закономерностей функционирования и развития мышления | |||||
1. Соответствие действий учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников | |||||
2. Использование средств при формирование интереса к изучаемому материалу а плане его опосредованного и обобщенного познания | |||||
3. Формирование у учащихся на уроке общих приемов мыслительной деятельности: | |||||
а) анализ | |||||
б) синтез | |||||
в) абстракция | |||||
г) синтез | |||||
д) обобщение | |||||
4. Обучение школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала | |||||
5. Выделение главного в содержании изучаемого материала в процессе объяснения (и ответа учащихся) | |||||
6. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся | |||||
7. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации) | |||||
8. Учет учителем гибкости и самостоятельности мышления учащихся | |||||
9. Формирование элементов творческого мышления | |||||
10. использование индивидуальных заданий | |||||
Количество баллов | |||||
Включенность в учебную деятельность воображения | |||||
1. Создание на уроке творческой атмосферы | |||||
2. Учет особенностей пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.д. | |||||
3. Присутствие в изложении материала попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях | |||||
4. Активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном | |||||
Количество баллов | |||||
ИТОГО: количество баллов за урок | |||||
Изучение мотивационной структуры учебной деятельности подростков
Задача:
Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.
Материалы и оборудование:
Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.
Методика:
В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл — отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:
а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);
б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек).
При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.
Пример одной из 36 карточек варианта а):
1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | 9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу. |
Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.
№ п/п | Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности. | Смысловая характеристика мотива. |
1. | Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | Мотив эмоционального восприятия процесса действия. |
2. | Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. | Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию). |
3. | Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. | Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки |
4. | Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни. | Мотив прагматической выгоды делового плана |
5. | Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован. | Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение. |
6. | Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться. | Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников).
|
7. | Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат. | Мотив социальной идентификации с родными (ориентация на позицию сесби).
|
8. | Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям. | Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям).
|
9. | Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу. | Мотив принципиальной добросовестной исполнительности. |
Обработка результатов:
1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по 9 мотивам).
2. Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов — 24 = 3 (высший бал оценивания)* 8 (число сочетаний)).
3. Полученные данные использовать для составления:
а) сводной таблицы;
б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;
в) кривой распределения величин каждого из мотивов.
Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс -шкала в 24 балла, ось ординат — число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки — число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).
Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 — 4), групповых (5 — 7) и общественных (8 — 9).
Результаты сопоставления отражаются формулой: И… Гр… О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:
И>Гр>0;
Групповую мотивационную структуру:
И<Гр>0;
Индивидуально-общественную мотивационную структуру
И>Гр<0;
Коллективистическую мотивационную структуру:
И<Гр<0.
Таким образом, можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.
Сводная таблица
После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).
Индивидуальная диаграмма мотивации учебной деятельности
24 Количество баллов
1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 мотивы
индивид. мотивы груп. м. общ.м.
24 Количество баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 количество испытуемых
Бланк для ответов (заполнен предполагаемым испытуемым, просуммировано количество баллов по каждому из мотивов)
1/2 1-0 1/3 2-1 1/4 1-2 1/5 0–1 1/6 1-3 1/7 3-2 1/8 2-1 1/9 1-0 | 2/3 2-1 2/4 1-3 2/5 2-3 2/6 2-3 2/7 3-0 2/8 1-2 2/9 2-1 | 3/4 1-3 3/5 2-1 3/6 1-2 3/7 3-1 3/8 1-3 3/9 2-3 | 4/5 3-0 4/6 1-0 4/7 2-1 4/8 1-0 4/9 0-0 | 5/6 1-2 5/7 0-1 5/8 2-3 5/9 3-2 | 6/7 2-0 6/8 0-1 6/9 1-2 | 7/8 0-0 7-9 0-0 | 8/9 1-2 год рождения – школа, класс – фамилия, имя – дата заполнения – 3 – да 2 – скорее да, чем нет 1 – скорее нет, чем да 0 — нет |
1 мотив – 11 баллов, 2 мотив – 13 баллов, 3 мотив – 12 баллов, 4 мотив – 12 баллов, 4 мотив –15 баллов, 5 мотив – 11 баллов, 6 мотив – 13 баллов, 7 мотив — 5 баллов, 8 мотив – 11 баллов, 9 мотив – 10 баллов.
Влияние преобладающих категорий мотивов на реальное поведение личности неоднозначно. Поэтому та или иная мотивационная структура даёт лишь общее направление тенденции развития мотивации. Так, групповые, преобладающие над индивидуальными и общественными, могут при определённых условиях отражать корпоративную тенденцию, замкнутость группы, а преобладание индивидуальной группы мотивов может свидетельствовать не только о тенденциях к индивидуализму. Она может отражать высокую значимость самоутверждения, отсутствие в личном опыте субъекта дружеского общения со сверстниками.
Тема 3. Изучение школьной тревоги младших подростков.
Методические рекомендации:
- Провести тест школьной тревоги для младших подростков (Филипс — тест).
- На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
- Проанализировать результаты и сделать выводы, указав зоны наибольшего эмоционального неблагополучия, соотнести школьную тревогу с личной тревожностью.
Литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная — педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Изучение школьной тревоги (по Филипсу)
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, на каждый из которых требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Текст опросника.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-»,то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. ∑=22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. ∑=11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43. ∑=13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45. ∑=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26. ∑=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22. ∑=5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28. ∑=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. ∑=8 |
Ключ к вопросам
«+» — да
«─» — нет
1 — 16 — 31 — 46 –
2 — 17 — 32 — 47 –
3 — 18 — 33 — 48 –
4 — 19 — 34 — 49 –
5 — 20 + 35 + 50 –
6 — 21 — 36 + 51 –
7 — 22 + 37 — 52 –
8 — 23 — 38 + 53 –
9 — 24 + 39 + 54 –
10 — 25 + 40 — 55 –
11 + 26 — 41 + 56 –
12 — 27 — 42 — 57 –
13 — 28 — 43 + 58 –
14 — 29 — 44 +
15 — 30 + 45 –
Сводная ведомость по результатам обследования
Класс _______________________________________
Дата проведения обследования__________________
ФИ | Тест в целом | Общая тревож ность | Социаль ный стресс | Фрустра ция потреб ности в достиже нии | Страх самовыра жения | Страх ситуа ции проверки | Страх несоот ветствия | Низкая сопротив ляемость | Проблемы в отношениях с учителями |
Обозначения: < 50 % — (А); > 50 % до 70 % — (Б); > 70 % — (В).
Сводные показатели
Показатели тревожности | Количество учащихся | Процентный уровень | ||||
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | Уровень А | Уровень Б | Уровень В | |
В целом по тесту | ||||||
Общая тревожность | ||||||
Переживания социального стресса | ||||||
Фрустрация потребности в достижении успеха | ||||||
Страх самовыражения | ||||||
Страх ситуации проверки знаний | ||||||
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | ||||||
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | ||||||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. То есть ребенок эмоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возможен и противоположный вариант: в целом спокойный и эмоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо.
- Переживания социального стресса − эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
Очень часто высокую тревожность по этому фактору демонстрируют лидеры. Важно соотносить данные по этой шкале с другими. Когда высокая тревожность по этому фактору совпадает с аналогичной по другим факторам, это менее информативно и значимо, чем единичный случай высокой тревожности, приходящийся на этот фактор.
- Фрустрация потребности в достижении успеха − неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
- Страх самовыражения − негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Если высокие показатели по нему имеют многие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которую не мешало бы изменить.
- Страх ситуации проверки знаний − негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно, публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих − ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу − особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями − общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослым в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.