Тема: проблема нормы развития
- Различие понятий «отклоняющееся развитие», дизонтогенез, аномальность
Отклоняющееся – какое-либо отклонение отдельной функции или системы псих функций от нормативного развития вне зависимости от того положительное или отрицательное это отклонение (опережение либо запаздывание)
Дизонтогенез – Это различные формы нарушения онтогенеза в пренатальный, постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы ещё не достигли зрелости (В В Лебединский)
Аномальность – отклонение о нормы в структуре или функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся те дети, у которых физ или псих отклонения приводят к нарушениям общего развития. Аномальными считаются дети с нарушением псих развития вследствие дефекта и нуждаются в спец обучении и воспитании
Отклоняющееся развитие – развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Аномальное развитие – своеобразное, отличающееся от нормального, развитие в результате дефекта.
Дизонтогенез более широкое обобщающее понятие. Если говорим об условиях – отклоняющееся развитие, а если только о дефекте – тогда аномальное развитие.
- Понятие психического дизонтогенеза
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов (Зинченко).
Термин «дизонтогения» впервые введен
Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
В.В. Ковалев определяет дизонтогенез как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
Традиционно (например, Ушаков) выделяются два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение выделяет третий тип дизонтогенеза, который может быть обозначен как регрессия.
Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной).
В первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом. В последнем — о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности.
Классифицирования различных форм дизонтогенеза. Психическое недоразвитие, ...
... собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, ... развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. Классификация видов психического дизонтогенеза ...
Асинхрония определяется как искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом /8/.
Регрессивный тип связан с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Сущность данного типа составляет временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.
Выделяются шесть типов дизонтогенеза (Лебединский):
1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения.
2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры мозга или длительных и тяжелых соматических заболеваний.
3. Поврежденное развитие, представленное органической деменцией — нарушением психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга,нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний.
Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.
4. Дефицитарное развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие — разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.
6. Дисгармоническое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.
В современных работах можно увидеть еще один тип – психосоматический дизонтогенез, который обусловлен соматическими заболеваниями.
Лебединский параметры, определяющие характер психологического дизонтегенеза:
1. функциональная локализация дефекта, и позволяет выделить два основных вида дефекта: а) частный дефект обуславливается дифицитарностью отдельных психических функции – гнозиса, праксиса, речи. б) общий дефект связан с нарушением регуляторных систем – подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности) и корковых (дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоций).
Тема 4 . Эмоциональный вариант нарушений психического развития
... преодоления страхов. Подходы к определению нервных нарушений. Пограничное личностное расстройство. Системный анализ механизмов психической дезадаптации, сопровождающейся пограничным личностным расстройством. Основные ... снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем, стереотипность в ...
2. время повреждения – чем раньше произошло поражение тем вероятнее явление недоразвития. Временной фактор определяется и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Нахождение функции в сензетивном периоде развития определяет не только интенсивность ее развития, но и наибольшую уязвимость и неустоичивость по отношению к патогенным факторам.
3. соотношения в структуре дефекта – Первичный дефект – нарушения непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Он может иметь характер недоразвития или повреждения. Первичный дефект + неблагоприятные социальные условия = вторичный дефект – возникающий опосредовано в процессе аномального социального развития.
4. нарушения межфункциональных взаимодействий – новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. В дизонтегенезе временная независимость функции превращается в ее изоляцию, сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Ассоциативные связи характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация – трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.
Факторы отклоняющегося развития
Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен. Условно их можно разделить на биологические по природе факторы и социально-психологические.
Биологические: патология наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности, токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, сердечно — сосудистые и эндокринные патологии, иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Кроме того: термический фактор (перегревание или переохлаждение), стрессовые состояния во время беременности, радиация, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, алкоголь, табак, наркотики. В период родов – тяжёлые травмы и асфиксии. В постнатальный период и в раннем детстве – многообразные инфекционные и вирусные заболевания, черепно-мозговые травмы.
Социально-психологическиефакторы: отрыв ребёнка от матери или лиц её заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое обращение и т.д.
Во многих случаях встречается сочетание биологических и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребёнка.
Кроме того, одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем, разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения. То есть, связь между патогенным фактором (причиной) и нарушением в развитии (следствие) носит не прямой, а опосредованный характер. Следовательно, следует выделить факторы опосредования данной связи. К ним относят:
Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков
... и конфликтов в подростковой среде. Целью данной работы является исследование психологических факторов развития агрессивности у подростков и способов его коррекции. Исходя из выше ... -педагогической литературы по проблеме агрессии и факторов, ее обуславливающих, подобрать методики позволяющие изучить социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков, дать объективную оценку ...
-фактор локализации патогенного воздействия (какие структуры организма и, прежде всего, ЦНС, оказались подвержены воздействию;
-сила патогенного воздействия и его повторяемость;
-фактор экспозиции, т.е. длительности действия патогенного воздействия.
-возрастной фактор (чем младше ребёнок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания);
-т.н. «компенсаторный» фактор, т.е. те ответные меры, которыми организм реагирует на факт неблагоприятного воздействия;
-фактор своевременности и квалифицированности оказанной ребёнку помощи;
-психолого-педагогический фактор.
Сложность проблемы причинности нарушений не ограничивается выявлением факторов. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счёте, не сам по себе приводит к отклонениям в развитии. В результате этого воздействия формируются т.н. анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии, которые представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.
Подобная цепь причинно-следственных связей чётко вписывается в идею В.В. Ковалёва о том, что психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие общего дизонтогенеза ребёнка.