Современный урок в начальной школе.Обоснование поиска нетрадиционных форм уроков

План

Введение.

I. Урок как основная форма обучения

1.1 Основные признаки урока. Типы современных уроков.

II. Теоретические основы использования нетрадиционных уроков в начальной школе.

2.1 Обоснование поиска нетрадиционных форм уроков

2.2 Нестандартные уроки: сущностные характеристики и классификация

III. Современные уроки русского языка, как фактор развития творческих способностей младших школьников.

3.1 Методические основы конструирования нетрадиционного урока русского языка

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время, в век автоматизации и компьютеризации, резко падает интерес к предметам гуманитарного цикла, в частности к русскому языку и литературе. Запоминание орфографических и пунктуационных правил, выполнение упражнений по заданию учителя на каждом уроке делает процесс обучения скучным, однообразным. Учащимся хочется поиска, новизны, игры, занимательности хотя бы раз в месяц, четверть.

Одной из задач системы образования в Кыргызской Республике

является: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности . Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование творческой самореализации учащихся.

Таким образом, существующее противоречие между требованиями нормативных документов в области образования и потребностями общества в творческих личностях с одной стороны и существующими недостатками традиционных организационных форм проведения уроков — с другой, делает актуальной проблему поиска средств оптимизации учебного процесса и развития творческой инициативы младших школьников. Отсюда перед учителем встает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. Широта личной системы ценностей, обострённое чувство справедливости, ... окружающим миром, преодолевающая раздельность человека с ним как психологическая основа литературно-творческих способностей. Влияние "языкового чутья", богатства словаря на продуктивность литературного творчества. ...

Новое время требует от учителя применения разнообразных форм и методов по развитию личностной и познавательной сферы. Именно на начальном этапе ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии, создания благоприятного микроклимата, обеспечения ребенку ситуации успеха, самореализации, а потому уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Именно школа должна научить питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. Помогут в этом нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные, нестандартные уроки отвечают стремлению учителя развивать творческое мышление школьников через интерес к познавательному общению, к уроку, к школе. Проведение таких уроков является проявлением творчества самого учителя, который стремится выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся — одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока. Однако, стоит помнить, что из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся.

Нетрадиционное проведение любого урока позволяет ребенку познавать новое и неизведанное в содружестве с учителем — вот почему нетрадиционные формы урока не только могут, но и должны быть использованы в начальной школе. В нашем представлении нетрадиционный урок может и должен быть системным явлением, либо связанным с таким понятием, как образовательная технология, либо предполагающим нестандартную форму проведения: урок-сказка, урок-путешествие, урок-презентация, урок-экскурсия и так далее.

Актуальность проблемы поиска и внедрения новых нетрадиционных форм уроков в процессе обучения русскому языку обусловила выбор темы для данной работы.

Основная цель — описать эффективность выбранной нами методики построения нетрадиционных по форме уроков русского языка.

Гипотеза: если в систему традиционных уроков будут введены нетрадиционные формы их организации, включающие и элементы педагогических технологий, то этот комплекс мер приведет к оптимизации обучения русскому языку и развитию творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что нами систематизированы теоретические положения о нестандартных уроках применительно к предмету «русский язык» в начальной школе и описаны условия организации нетрадиционных уроков.

Практическая ценность материалов работы заключается в том, что они могут служить подспорьем в деятельности учителей начальных классов.

Урок как основная форма обучения

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нём отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым её преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

10 стр., 4667 слов

Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм ...

... обучения на уроках как средство развития творческих способностей в процессе обучения Анализ научно-педагогической литературы по проблеме нестандартных форм обучения на уроках. Урок - это форма организации обучения. ... внесли заметный вклад в теорию и практику развивающего обучения и активизации познавательной деятельности учащихся. В современной школе возникает насущная потребность в расширении ...

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учётом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определённых элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя, таким образом, структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определённую последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала. От дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.

Основные признаки урока:

-постоянный состав учащихся;

-каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

-систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

-сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;

-многообразие методов обучения и учения;

-наличие систематического текущего и индивидуального контроля.

Типы современных уроков

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Её основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

-комбинированные, или смешанные, уроки;

-уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

7 стр., 3140 слов

Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии

... понятия нетрадиционныхформ обучения на уроках технологии…………………………………………………………………………..61 1.2. Роль нетрадиционного обучения вобразовании…………………………….16 1.3. Значениенестандартных уроков в формировании личности младшихшкольников……………………………………………………………………….....26 Глава 2.Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы науроках ...

-уроки закрепления и повторения знаний;

-уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

-уроки выработки и закрепления умений и навыков;

-уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Недостатки традиционного урока (объяснительно-иллюстративного типа обучения)

-урок, построенный по схеме «опрос-объяснение-закрепление», не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;

-урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане;

-преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т. д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается);

-основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свёрнутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

Комбинированный урок

В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и другие. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обоснование поиска нетрадиционных форм уроков в обучении младших школьников

В последнее время была отмечена тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Гуманистические тенденции в народном образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, его мотивации, запросов и потребностей школьников.

Психолого-педагогическим фундаментом новых технологий стал работоспособный сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленной, помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Н.И. Жинкина, Д.Б. Эльконина и других, а также психолингвистов, нейропсихологов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, в новых нетрадиционных формах уроков, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения. Благодаря этим идеям удалось сформулировать причины, которые не позволяли добиться желаемых результатов в обучении русскому языку в школе в области правописания.

15 стр., 7435 слов

Особенности организации и методики обучения чтению младших школьников

... задачи исследования. Объект исследования – изучение чтения младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников. Гипотеза исследования – на основе изученной специальной литературы, ... процесса чтения 2.3 Организация исследования Глава III. Состояние чтения учащихся массовой общеобразовательной школы 3.1 Анализ ошибок чтения 3.2 Характеристика группы испытуемых ...

1. Недостаточная сформированность слухоречевой памяти у многих детей, развитие которой еще и тормозит школьная привычка воспринимать трудности правописания в основном на глаз (тетрадь, доска, учебник, сборник упражнений, карточки и т. п.), тогда как контроль обученности его премудростям (диктант) предполагает умение пишущего по слуху находить и определять все виды орфограмм и пунктограмм.

2. Формирующийся с первого класса стереотип «сначала пишу, потом думаю», приемлемый только для тех детей (их не более 30%), которых природа щедро одарила лингвистической интуицией, точнее, ее частью, называемой «врожденной грамотностью». Однако и для них этот стереотип нехорош, поскольку лишает их важной составной части интеллектуального тренинга на уроках русского языка, разрешая не пользоваться заученными правилами; он обессмысливает труд заучивания этих правил, позволяет получать оценки не за работу, а за природные способности, да еще и гордиться собой, развивая снобизм, высокомерие и другие не лучшие душевные качества. Не забудем и то, ……..

Список использованной литературы:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320с.

2. Введение в психодиагностику \ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. — М.: Академия, 2008. — Т.25. — 192с.

3. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время .Менеджмент в образовании. — 2005. — № 2. — С. 170-177.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000.

5. Жадрина, М.Ж. Логико — дидактический подход к определению ожидаемых результатов обучения в школе//Творческая педагогика (РК).

— 2005. № 2. — С. 3

6. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования// Завуч. — 2002 — № 8

7. Коротаева Е. В. Стимулирование творческой деятельности учащихся// Русский язык в школе. — 2005 — № 5

8. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. / Русский язык в школе, №1, 1997

9. Крицын Ю.В. Учителю-словеснику на заметку//Русская речь. — 2005 — № 4/- C/14

10. Ларионова Л. Г. Развитие речи учащихся при изучении орфографии// Русский язык в школе. — 2005 — №2

11. Львов М. Р. Языковое чутье как фактор обучения// Русская словесность. — 2005 — №7

12. Макаренко Г. Игры на уроках. Всеобщая история и правоведение в школе. — 2005. — № 3. — С. 20-21.

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... Петровной выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых ... значительное место. Среди современных дидактических средств активизации психолого-педагогического процесса в школе всё большее применение стали занимать игровые формы обучения. Игра сочетает ...

13. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер,2000. — 592с.

14. Мурашов А. А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// Русский язык в школе. — 2008 — № 2

15. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19

16. Парамонов А. Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка//Народное образование. — 2005 — № 2

17. Селезнева Л.Р. КВН по русскому языку : обучение в начальных классах / Л.Р. Селезнева // Воспитательная работа в школе и внешкольных учреждениях (РК).

— 2005. — № 2. — С. 29.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Москва: Феникс, 2007. — 736с.

19. Сухомлинова, М.Ф. Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов : [экологическое воспитание, патриотическое воспитание, интеллектуальное развитие, знакомство с новыми понятиями] // Внеклассная работа в школе. — 2005. — № 3. — С. 20-23.