Семинар воображение

Тема «Особенности воображения лиц с речевой патологией»

  1. Определение понятия «воображение».

Воображение– психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте.

В воображении преобразуются образы восприятия и памяти. Сравним эти три процесса. Если восприятие —

«Образ настоящего, образ памяти — прошлого, то воображение можно назвать трансформированным, преобразованным образом восприятия или памяти.

Сравним воображение с памятью. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение – это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д.

Воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например. стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул —вагон, машина; мел — сахар).

Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

  1. Виды воображения

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное.

Пассивное воображение имеет место тогда, когда воображение создает образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содержание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов.

Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов.

Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно, к нему относятся грезы, или дневные защитные фантазии. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка.

Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, интровертированность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя.

Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их образом удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности.

Теперь охарактеризуем активное воображение. Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.

Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Например если прочитать стихотворение и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии — понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога.

Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей.

Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и техническом творчестве.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого.

Особым видом активного воображения является мечта. В мечте человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.

  1. Функции воображения.

1.Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2.Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.

3.Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4.Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5.Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

  1. Особенности воображения лиц с тяжелыми формами речевой патологии.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ТНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами [4, c 97].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим ... музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир ...

Исследования В.П. Глухова позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с нарушениями речи. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. В пробах на выполнение рисунков по заданным геометрическим фигурам и на окончание рисунков по заданному началу дети с нормальной речью создают в среднем на 5 образцов больше, чем дети с речевой патологией. У детей с ТНР отмечается в 2,5 раза больше рисунков, копирующих образец и предметы ближайшего окружения, у них значительно чаще отмечается повторение собственных рисунков и есть рисунки, неадекватные заданию. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности [3, c 38].

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Так, количество образов, возникающих при восприятии недифференцированных изображений (пятна Роршаха), у детей с речевой патологией оказывается меньшим, чем у нормально развивающихся детей. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами. Ответы детей с недоразвитием речи по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Овчинникова Т. С).

Воображение у дошкольников с ТНР оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ТНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ТНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь).

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ... скованное или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...

Дети с ТНР при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты — солнце, луна).

Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты).

Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ТНР гораздо ниже, чем у здоровых [8, c 43].

У детей с ТНР специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склонны к простому подражанию. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у их здоровых сверстников, происходит разделение в цепочке «предмет — образ — слово».

Большие трудности наблюдаются у детей с ТНР в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.

Таким образом, проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ТНР [9, c 71]:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов — представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

  1. Особенности воображения лиц с дислалией, МДР, ФФН.

При дислалиикаких-либо особенностей воображения не отмечается. По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного.

С.П.Кондрашов и С.В.Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка. Сравнительная психологическая характеристика детей шести лет с ринолалией и нормальным речевым развитием, составленная А.И. Ураковой, показала, что в выполнении задания, направленного на изучение воображения (узнать объект, не полностью изображенный по картинке, назвать его), существенных различий между детьми обеих групп не наблюдалось. Однако автор указывает на то, что детям с ринолалией требовалось большее количество времени по сравнению с нормально говорящими сверстниками, т.е. речевое расстройство ведет за собой быструю истощаемость комбинаторных функций воображения.

18 стр., 8923 слов

Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха

... воображения младщего школьника с нарушениями слуха на уроках предметно-практического обучения Задачи: .Раскрыть понятия «воображение», «творческое воображение» .Дать характеристику процесса развития воображения ребенка- ... представляет исследование творческого воображения у неслышащих детей, так как потеря слуха и вторично возникающее своебразие в развитии речи создают опредеоленные трудности ...

Прежде всего воссоздающее воображение у детей с МДР сохраняет ту же закономерность развития , что и у детей, имеющих нормальную речь : то есть, в течение дошкольного детства ребенок совершенствует способы переработки представлений, комбинирует их по-новому . Повышается уровень припоминания , образы воображения становятся более оформленными, четкими, приобретают эмоциональную насыщенность. Дети старшего возраста точнее и полнее воссоздают произведение . Но вместе с тем воображение детей с нарушениями речи имеет отличия по сравнению с нормой, прежде всего по таким критериям, как самостоятельность воссоздания рассказа , наличие связного повествования и эмоциональная насыщенность воссоздаваемого содержания . По перечисленным критериям показатели воображения детей обеих возрастных групп с нарушениями речи отстают от показателей нормально говорящих детей младшей возрастной группы. Детям с нарушениями речи пр и воссоздании рассказ а чаще требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов. Меньшее количество высказываний детей имели характер связного повествования . Особенно значительным был о отличие по критерию «эмоциональной насыщенности». Высказывания детей с нарушениями речи мал о насыщены эмоциями : редко встречается качественное описание персонажей (маленький, хороший , плохой, добрый и др.) и пряма я речь . Речь таких детей чаще является невыразительной. Таким образом, у детей с нарушениями речи продукты воображения по сравнению с нормально говорящими детьми являются менее четкими, яркими , мал о насыщенными эмоциями . Особо следует обратиться к показателям по критерию «правильности воссоздания последовательности эпизодов» у детей возрастной группы 5—6 лет . Здесь показатели у группы детей, имеющих нарушения речи, выше , чем у нормально говорящих сверстников . Кроме того , у детей этих двух групп совпадают показатели по критерию «полноты воссоздания образов» . Поскольку именно эти два критерия напрямую связаны с памятью, можно сделать вывод , что у детей 5—6 лет с нарушениями речи кратковременна я (механическая ) память имеет достаточно высокий уровень развития для данного возраста . В следующей части работы изучалось творческое воображение в речевой деятельности у детей с ФФНР . Продукты творчества детей анализировались по критериям, выделенным для творческого воображения. В качестве примера рассмотрим по одной сказке из контрольной и из экспериментальной группы: Даша К. 6,5 л. (нормальное развитие речи): — Жила-была девочка, у нее были папа и мама. Они жили в маленьком домике. У них была собачка, ее звали Жучка. Девочка любила эту собачку и ходила с ней гулять. Однажды в лесу они заблудились. Девочка стала плакать, а потом попросила Жучку найти дорогу. Жучка стал нюхать следы, но ничего не нашел. Потом девочка услышала, как кто-то играет на дудочке и пошла на звук. Она увидела домик, а в нем лесничего. Она спросила: — Вы из города? — он ответил: «Да», — А вы знаете дорогу в город? — «Да», — Тогда проводите нас, пожалуйста. — И он их проводил. Данная сказка является собственным сочинением. Он а имеет композицию (зачин, развитие сюжета , развязку), представляет собой связное повествование. Сказка насыщена эмоциями, что проявляется в описании чувств героини, переживаний («девочка любил а собачку», «девочка стала плакать»), в наличии прямой речи, в выразительности речи самого ребенка . Теперь рассмотрим сказку ребенка с нарушением речи: Маша Г. 6 л. 8 мес. (ФФНР): Жила-была божья коровка на листочке. И пришел к ней жук и попросил: «Оторви мне маленький листочек», потом пришла белка и дала божьей коровке орех. И все. Ка к мы видим, данная сказка тоже является собственным сочинением, но при этом она представляет собой простое перечисление событий, отличается бедностью содержания и малой эмоциональной насыщенностью. Анализируя продукты творчества детей, мы установили, что у детей с нарушениями речи сохраняется возрастная динамик а развития творческого воображения , аналогична я динамике нормально говорящих детей. С возрастом улучшается качество детских произведений, которые становятся более оригинальными , совершенными, лучше структурированными . Эту закономерность демонстрируют графики на рис. 2, построенные на основании данных табл. 2. Показатели по большинству критерие в выше у обеих групп детей 6—7 лет . Обратна я зависимость наблюдаетс я по критерию «эмоционально й насыщенности продуцируемых образов». Показатели по этому критерию у детей 6—7 лет ниже показателей детей 5—6 лет. Эт о происходит потому, чт о в возрас ­ те 5—6 ле т начинае т бурн о развиватьс я словесное фантазировани е у детей. Дети осваивают приемы и средства преобразовани я своих представлений, совершенствуют их, начинают экспериментироват ь накопленным в их опыт е материалом. Он и ка к бы «открывают » свои новые возможности, образы воображени я детей становятс я боле е эмоцио ­ нальными, богатыми, содержательными. А в 6—7 ле т происходит спад, дети «наэкспериментировались» , приемы и средств а создания новых образов становятс я уже боле е совершенными п о сравнению с млад ­ шим возрастом, улучшаетс я качество содержани я сказок, а его эмоциональная насыщенност ь снижается. Из графико в на рис. 2 видно, чт о п о сравнению с нормальн о говоря ­ щими сверстниками, меньше е количеств о сказо к детей с ФФН Р имее т композицию. Дети с ФФН Р чаще воспроизводя т знакомые сказки, а не сочиняют свои. У них реже встречаетс я описани е персонажей. Мень ­ шее количество высказывани й представляют собо й связное повествование. Образы их воображени я менее эмоциональные . Таким обра ­ зом, дети с нарушениями речи в меньшей степени овладевают приема ­ ми и средствами преобразовани я своих представлений, чем нормаль ­ но говорящи е сверстники. Их сказки п о содержани ю являютс я боле е бедными, мене е оригинальными и структурированными ; образы воображения мене е яркими и эмоциональными . В результат е анализ а материало в исследования был и установлены следующие особенности воображени я детей с ФФНР : Развитие и воссоздающего , и творческог о воображени я детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи протекае т в соответствии с теми же закономерностями, чт о и развитие воображени я детей с нор ­ мальным речевым развитием. Н о несмотр я на это, воображени е детей с ФФН Р нескольк о беднее, чем у нормальн о говорящи х сверстников , его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Наиболе е значимое отличие воображения у таких детей заключается в том, чт о его образы мал о насыщены эмоциями .

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в ... коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические ...

14 стр., 6859 слов

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

... · Разработать рекомендации по использованию методов и приемов развития творческого воображения детей при работе со сказкой. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из ...

  1. Обзор диагностических методик для исследования воображения лиц с речевой патологией.

Методика«Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко.

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Диапазон применения: дети от 5 лет.

Стимульный материал: один комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек и набор карандашей.

Инструкция: эксперимент «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашив: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последов (по одной) предъявляют остальные карточки с фигурками.

Методика «Дорисовывание фигур».

Цель: определение уровня сложности воображения, его стереотипности или оригинальности.

Диапазон применения: дети от 4 лет.

Стимульный материал: три листа бумаги с изображениями; на первом-контур круга, на втором-контур треугольн, на трет-контур квадрата, карандаш, секундомер.

Инструкция —  экспериментатор говорит: «На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета». Причем дорисовыван может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры.

Методика «Придумай сказку».

Цель: определение уровня развития творческого воображения в речевой и изобразительной деятельности (речевое воображение).

Диапазон применения: дети от 5 лет.

Стимульный материал: листы бумаги, набор цветных карандашей, секундомер.Инструкция: экспериментатор просит ребенка придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет).

Детям предлагаютпридумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Время рисования 5 минут.Воображение ребенка оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, использующихся в рассказе;

4)  проработанность и детализация этих образов;

5)  эмоциональность образов.

Методика «Неполные фигуры» Е.П. Торренс

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... развития творческого воображения детей дошкольного возраста. 5. Путем опытной работы проверить возможности мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного ... исследовательская проблема; путем опытной работы проверена эффективность мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Практическая ...

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши ( см. прил.1).

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру ,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».

Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.

«Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по сле­дующим признакам:

Скорость придумывания рассказа.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие образов, используемых в рассказе.

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющих­ся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может полу­чить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для вы­водов об этом используются следующие критерии.

«Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлага­ется придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполне­ние задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество ри­сунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оцен­ки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

«Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора;

Как называется игра?

Семинар воображение — Стр 2

В чем она состоит?

Сколько человек необходимо для игры?

Какие роли получают участники в игре?

Как будет проходить игра?

Каковы правила игры?

Чем должна будет закончиться игра?

Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

Оригинальность и новизна.

Продуманность условий.

Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

Наличие в игре определенных правил.

Методики исследования наглядно-действенного мышления у детей.

«Доски Сегена»

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности).

Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет. Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления.

«Сюжетные вкладки»

Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов, и вкладки с рисунками, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ: ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ: ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

Интеллектуально полноценные дети (5 — 6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

«Почтовый ящик»

представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим основанием повторяют форму прорези на крышке коробки.

Инструкция в зависимости от возраста обследуемого может быть дана в нескольких вариантах: словесная («Вот разные фигурки. Опусти все фигурки в эту коробку») или наглядная (экспериментатор на двух-трех фигурках показывает выполнение).

Для ребенка с нормальным интеллектом 6 лет и старше это задание не представляет трудности и выполняется путем зрительного соотнесения формы основания фигурки с формой прорези. В отдельных случаях дети прибегают к примериванию (как правило, в отношении двух фигур: треугольника и полукруга, которые требуют определенного разворота).

Выбор фигурок такими детьми обычно производится в определенной системе: например, опустив в «ящик» квадрат, ребенок затем берет идентичную фигурку. Дети с интеллектуальными нарушениями в 7 — 8-летнем возрасте редко действуют путем зрительного соотнесения, для них более характерен путь проб и ошибок.

  1. Раскрыть содержание методики обследования воображения лиц с речевой патологией.

  2. Развитие воображения дошкольников с речевой патологией (раскрыть содержание работы, привести примеры игр и упражнений).

  3. Развитие воображения школьников с речевой патологией (раскрыть содержание работы, привести примеры игр и упражнений).