Семейное неблагополучие

Тема: Семейное неблагополучие

  1. Сущность понятия «семейное неблагополучие».
  2. Социальное сиротство как проявление семейного неблагополучия.
  3. Деятельность государства по поддержке семьи и минимизации семейного неблагополучия.

1/ Семейное неблагополучиерассматривается как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Для конкретного ребенка семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Неблагополучные семьи- это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной семьей понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

 Показатели неблагополучия семьи

  1. Социально-экономические:

длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;

расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

9 стр., 4268 слов

Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема

... дошкольного учреждения. Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности. Объект исследования: семейное воспитание ребенка. Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания. Задачи исследования: 1. Изучить научную литературу ...

2. Медико-санитарные:

антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

родители или один из них посещает деструктивную секту;

родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических,психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

3 стр., 1376 слов

коррекция психо-эмоционального состояния ребенка о семье.

... семейных отношениях будет благоприятен, т.к. социально психологическая ситуация в семье является решающим фактором становления личности ребенка. Задачи исследования: - рассмотреть семью как функциональную систему. - ... отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают представления о семейных ролях, которыми наделены их родители. Выявлено, что стихийно формирующиеся ...

оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера.

  1. Причины макросоциального характера — кризисные яв­ления в социально-экономической сфере.
  2. Причины микросоциальные — как правило, биологичес­кого характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм иТД.), и психологического характера, связанные с внутрисемей­ными отношениями (низкий культурный уровень супругов, на­личие конфликтов личностного порядка).

На современную семью к тому же оказывает влияние ряд фак­торов, которые во многом способствуют ослаблению межличност­ных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестаби­лизируют весь семейный уклад жизни. Среди них:

  • Миграция населения.
  • Урбанизация.
  • Нравственно-психологическая неподготовленность всту­пающих в брак.
  • Социальная незрелость.
  • Экономическая и психологическая самостоятельность женщин.

Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребенка.

К отклонениям в поведении ребенка приводят причины биологического характера, а также социально-экономические,социально-психологические и психолого-педагогические.

Причины биологического характера:

  • наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух);
  • неблагоприятную наследственность у детей;
  • стойкие отклонения в здоровье ребенка.
  • Социально-экономические причины:
  • падение жизненного уровня большинства се­мей;
  • снижение уровня социальных гарантий для детей;
  • нерешенность жилищной проблемы;
  • дистанционность школы от детей с трудными судьба­ми;
  • влияние асоциальных групп в микросоциуме.

Социально-психологические причины:

  • отчуждение между родителями и детьми;
  • сверхзанятость родителей на производстве;
  • конфликтный стиль отношений в семье;
  • насилие в семье.

Психолого-педагогические причины:

  • —непоследовательность и противоречивость воспитания;
  • эмоциональное отторжение своего ребенка;
  • гиперопека (изоляция от окружающей среды);
  • авторитарность родителей;
  • гиперсоциальность (без учета индивидуальных особенно­стей ребенка);
  • эффективность (раздражительность) родителей;
  • непонимание закономерностей развития ребенка.

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуа­ция может возникнуть и без влияния каких-либо внешнихфакторов, обусловливающих бытовое и экономическое поло­жение супружеской пары. Чаще всего это связано с критичес­ким периодом в развитии супружеских отношений, которыйпереживается в разной степени и в разные периоды всеми су­пружескими парами.

9 стр., 4237 слов

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

... практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности – 26%; срывая раздражение – 29%; когда в ... Положение осложняется еще и тем, что российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются как жертвы одного и ...

2/ Сиротство — социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попеченияродителей.

социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее..

Социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин.

По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

— добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... и особенности их социализации . 2. Охарактеризовать роль родителей в воспитании детей с ОПФР. 3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна. 4. Описать основные формы работы ... с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна. Методы исследования: библиографический поиск, ...

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Беличева С.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, — это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка).

Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между этими двумя группами не четкая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врожденными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребенка во время беременности.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

Факторы риска социального сиротстваможно систематизировать следую­щим образом.

Макросоциальный уровень образуют общесистемные или макросоциальные факторы риска социального сиротства:

1) социальные и экономи­ческие процессы, происходящие в регионе (бедность, безработица, социаль­ная напряженность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, войны, природные и техногенные катастрофы);

12 стр., 5894 слов

Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями ...

... в семье. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей ... коллективы. [11] Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. [24] Психологический климат ... занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, ...

2) криминогенность обстановки в об­ществе в целом, в том числе уровень молодежной и несовершеннолетней пре­ступности;

3) культура, ценности семьи и детства, широта распространения практик жестокого обращения родителей с детьми, распространенность алкого­лизма и наркомании, культура контрацептивов и распространенность несовер­шеннолетней беременности;

5) реклама алкоголя, пива, никотина, пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации;

6) разрушение инсти­тута родительства, трансформация семейных отношений и место ребенка в этих отношениях снимает львиную долю ответственности с родителей за воспитание ребенка и перекладывает ее на школу, детский сад, социальные службы.

Институциальные, или институциально-обусловленные факторы включа­ют:

1) нарушение функционирования социальных институтов, связанных с со­циализацией, воспитанием и обучением детей (семьи, школы, дошкольных и

внешкольных учреждений, ПТУ и др.), в результате чего дети не осваивают це­лые пласты социальных отношений, необходимых для полноценного развития личности;

2) качество инфраструктуры социализации и социальной поддержки (социальные педагоги школ, социальные работники, медицинские работники, социальные службы, КДН — поздняя выявляемость, отсутствие либо низкий уровень работы учреждений и специалистов, осуществляющих профилакти­ку и реабилитацию, нескоординированность их действий, отсутствие оператив­ной системы получения информации от детей, находящихся в социально опас­ном положении, формирование программ профилактики без участия детей);

3) связанные с сообществом — проживание в неблагополучном соседском окруже­нии, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями, особенно криминализация и наркотизация молодежной среды (рост детскогоалкоголизма, токсикомания, распространстве наркомании, ВИЧ, болезней ППП, рост тяжких преступлений, рост числа детей, вовлеченных в ранние сексуаль­ные отношения, в экстремистские группировки и деструктивные секты).

Микросоциальный и индивидуальный уровень образован следующими фак­торами:

1) особенности физического, психического, интеллектуального разви­тия ребенка, состояние его здоровья, специфические особенности его жизнен­ного пути;

2) успеваемость в школе, агрессивное поведение, невыполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий;

3) гиперактивность и импульсивность, низкий интеллект и умственную отсталость, отчуждение и от­сутствие социальных обязанностей, дружба со сверстниками, вовлеченными в криминальную деятельность и употребляющими наркотики;

4) состав семьи, современные экономические условия жизнедеятельности семьи; низкий доход, плохие жилищные условия, образовательный статус, культура семьи, эмоцио­нальная, социальная незрелость, алкоголизм, наркоманию, отклонения характе­ра родителей, нарушения их физического и психического здоровья; медико-социальные проблемы (инвалидность, хронические заболевания членов семьи); социально-демографические факторы (неполная или многодетная семья, семья с повторным браком и сводными детьми, криминальное прошлое членов семьи);

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В ... отсутствия собственного жидья. 3. Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья ...

5) дисфункциональные детско-родительские отношения как фактор депривации: социально-психологические проблемы, связанные с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, родителями и детьми; педагогическая несостоятельность родителей; слабый родительскийконтроль и слабая дисциплина, семейные конфликты; нарушение привязанно­сти в детско-родительских отношениях со стороны взрослого (переживание ре­бенком ненадежности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения общения, речи, моторики.

Показатели социально-психологической характеристики семьи, испытывающей риск депривации ребенка.

Социально-демографические особенности семьи, история и структура семьи: отец или мать отбывает наказание в местах лишения свободы, крими­нальное прошлое семьи; смерть кормильца (не обязательно родитель, мб. пра­родитель), смерть одного из родителей; рождение ребенка вне брака, повтор­ный брак, сводные дети, развод или раздельное проживание родителей, одинродитель, родитель и партнер, отец ребенка бросил беременную будущую мать; многодетная семья; престарелые родители; из семей беженцев и вынужденныхпереселенцев, мигрантов, испытывающих трудности интеграции; дети или членные семьи, пережившие торговлю людьми и сексуальную эксплуатацию; пережившие вооруженные конфликты, войны, природные и техногенные ката­строфы.

Социально-экономический статус семьи: плохие жилищные условия либо полное их отсутствие; нерегулярные доходы, уровень доходов ниже про­житочного минимума; низкие возможности занятости родителей (безработные, живут за счет нелегализованной занятости, нерегулярных, сезонных заработ­ков); низкий уровень образования родителей; роль социальной помощи в струк­туре доходов (пособия, в том числе, детские, по безработице, живут за счет со­циальных, в том числе детских пособий).

Образ жизни и культура семьи, социально-психологические внутри­семейные отношения: жилищно-бытовые условия, состояние и уход за жили­щем (пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, отсутствие у ребен­ка места для занятий); способы проведения семейного досуга (аморальный и паразитический образ жизни, деформированные ценностные ориентации); ха­рактер внутрисемейных связей (разрушение внутрисемейных связей, отчужде­ние между родителями и детьми); нормы общения родителей и детей (отказ отисполнения родителями родительских ролей или неэффективное исполнение роли, слабый родительский контроль и слабая дисциплина, отсутствие заботы со стороны родителей, проявления жестокости и садизма, нормы и традициипреступной среды); деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми, жестокое обращение в семье, насилиенад детьми (физическое, сексуальное, психическое), эмоциональная холод­ность, авторитарность, грубость.

Сетевые ресурсы семьи: разреженность, слабость социальных связей (узость контактов, не позволяющих вырваться из замкнутого круга бедности и зависимостей, отсутствие взаимовыручки и поддержки); отсутствие поддержки со стороны близких людей (мужчины-партнера, родителей женщины, родст­венников, подруг), государственных и общественных организаций; негативные особенности социального окружения — проживание в неблагополучном сосед­ском окружении, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями.

11 стр., 5398 слов

Семья как важнейший социальный институт 4

... профилактики негативных социальных явлений – семья. Понятие семьи Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями ... данного общества или социальной структуры, поскольку семья функционирует в определенных социально-культурных границах. По своей структуре семья в индустриализованном обществе ...

Институциальные ресурсы: отсутствие или дисфункции социальныхинститутов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (школа, дошкольные и внешкольные учреждения, училища, учреждения куль­туры, общественные объединения, негосударственные организации); пробелы в профессиональной системе поддержки (доступность специалистов, профессио­нализм социальных работников, социальных педагогов, других работников об­разовательных учреждений, социальных служб, учреждений здравоохранения,инспекторов КДН, сотрудников МВД)

Индивидуальные особенности родителей: возраст (несовершеннолет­няя беременность, материнство в подростковом возрасте); низкий уровень со­циальной адаптированности родителей, эмоциональная, социальная незрелость, не развито чувство ответственности, педагогическая несостоятельность родите­лей; акцентуация характера родителей, нарушения их психического здоровья; стресс стигматизации как получателей социальной помощи; алкоголизм, нар­комания родителей; нарушения физического здоровья, хронические заболева­ния, инвалидность родителей, ВИЧ; семья с родителем-инвалидом, в то время как второй родитель отсутствует или злоупотребляет алкоголем

Характеристика ситуации ребенка: возраст, пол (в каждом возрасте и в зависимости от гендерных характеристик дети испытывают специфические риски депривации); состояние здоровья ребенка: нарушения психофизического развития, хронические (в т.ч. генетические) заболевания или инвалидность (включен ли ребенок в систему реабилитации, получает ли ребенок необходи­мое внимание, медицинскую помощь, заботу или образование, адекватные его потребностям), инфекции и заболевания ППП; специфические особенностижизненного пути ребенка (переживание насилия, свидетель насилия, дружба со сверстниками, вовлеченными в криминальную деятельность и употребляющи­ми наркотики); особенности психического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка (поведенческие проблемы, гиперактивность и импульсив­ность, низкий интеллект и умственная отсталость, суицидальные наклонности); особенности характера ребенка (отчуждение и отсутствие социальных обязан­ностей, доминируют инфантилизм, социальная пассивность, завышенные за­просы при отсутствии желания прилагать усилия для достижения целей); отно­шения в ближайшем социальном окружении (семья, учителя и сверстники в школе, сверстники в компаниях): ребенок испытывает оскорбление и пренеб­режение, травлю; ценностная система ребенка: сформировались искаженные представления о модели семьи, жизненных ценностях, модели поведения; на­рушение привязанности в детско-родительских отношениях со стороны взрос­лого (переживание ребенком ненадежности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения обще­ния, речи, моторики; низкая успеваемость в школе, агрессивное поведение, не­выполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий, вовлечение в ранние сексуальные отношения, вовлечение группировки, секты, побеги издома, бродяжничество, попрошайничество, делинквентность.

20 стр., 9673 слов

Социокультурный подход к проблеме социального сиротства

... семьи. Как социального института, изменение её социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции, что в свою очередь становится одним из источников социального сиротства. Данная проблема рассматривается в работах ...

Подчеркнем, что чем больше факторов семейного неблагополучия дейст­вуют одновременно, тем более проблемной будет семья. Наибольший риск ис­пытывают семьи, находящиеся в опасной ситуации по целому ряду критериев: бедность, неполный состав, физические или психические недостатки членов семьи, отсутствие комфортного психологического климата в семье.

3. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.

Согласно точки зрения авторов энциклопедического словаря социальной работы Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской под профилактикойпонимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

— общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

— специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

— индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности [63; С.90].

Семейное неблагополучие — Стр 2

Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика- комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика -комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье).

Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикойпонимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Различные литературные источники указывают два этапа профилактической работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего — учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения. Согласно закону«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Следующим этапомпрофилактической работы являютсямероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности профилактируемого, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1)      профилактика социального сиротства — это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;

2)      профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;

3)      работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.

Важнейшей задачей социально-психологической работы является предупреждение социального сиротства. Ее решение возможно при выполнении следующих условий:

• поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;

• утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;

• разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентации индивида на семейную жизнь;

• возрождение лучших семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;

• организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;

• пропаганда лучшего семейного воспитания;

• государственная поддержка талантливых детей и подростков;

• реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

• организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

9