Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»

по направлению подготовки

Санкт-Петербург

2013

Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

  1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;
  2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;
  3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.

Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.

Требования к структуре и оформлению работы: самостоятельная работа должна быть представлена на листах формата А4 в печатном варианте с выполнением основных требований оформления документов (поля, шрифт, интервал).

Обязателен титульный лист и прилагаемый список литературы.

Конспект работы И.А.Стернина должен быть представлен в рукописном варианте. Объем конспекта индивидуален.

Критерии оценки выполненной работы:

  • аккуратное оформление;
  • краткость и логика;
  • список современных литературных источников (2008-2013 год);
  • аргументированность работы.

Задания для самостоятельной работы

1. Нормы.

Задание 1. Указать произношение, расставить ударения в словах.

9 стр., 4478 слов

Психофизическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности 2

ВВЕДЕНИЕ Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему изменения в самой системе общественных ценностей. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации в ...

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, –уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.

Задание 2. Определите значения 10 слов, вызывающих затруднения, составьте с ними предложения:

венценосный, царедворец, мракобес, ариозо, анонсировать, неофит, плутократия, буланый, бороновать, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, консилиум, толерантность, кворум, елей, пасека, борзописец.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. («Орфография»)

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. к-ртина, опт-мизм, взб-раться;
  2. разр-дить (ружьё), уд-сятерить, выт-рпеть;
  3. ап-лляция, прид-раться, эксп-римент;
  4. прик-сновение, дог-нять, ед-ница

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

6 стр., 2822 слов

В каком слове выделена буква, обозначающая ударный гласный?

... нициативный, сверх..нтересный А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И ? 1) обижа..шься, ... В1 - В3 запишите словами. В1 Из предложения 14 выпишите слово, соответствующее схеме: …^. ... Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям ...

  1. пре-почтение, о-бросить, пре-чувствие, по-бросить;
  2. бе-болезненно, бе-фокусный, бе-страшный, и-чезновение;
  3. пр-сечь, непр-хотливо, пр-открыть, пр-своить;
  4. дез-нтеграция, мед-нститут, сверх-нтеллигентность, пост-нфарктный.

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. выдел-шь, знач-мый, 3) неопису-мая, погас-м,
  2. щипл-т, движ-мый, 4) непромока-мый, увид-шь.

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. з-рница, прик-сновение, прор-сти,
  2. м-рковь, ув-деть, пл-тить,
  3. обл-денение, поб-дитель, кр-тиковать,
  4. д-рога, уд-вление, ст-ловая.

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска НЕ ПИШЕТСЯ буква Е?

  1. обид-вшись, ты стел-шь,
  2. он наде-тся, она замет-т,
  3. вы дыш-те, он похвал-т,
  4. отброш-нная, он побре-тся.

6. В каком слове на месте пропуска пишется О?

  1. затуш-вывать 3) парч-вый
  2. дириж-р 4) копч-ный

7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?

  1. знач-щийся в списках, леч-т врачи,
  2. стро-щийся дом, растения дыш-т,
  3. обстоятельства завис-т, мел-щая кофе машинка,
  4. слыш-щий музыку, они зате-ли игру.

8. В В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

  1. ст-пендия, выск-чка, прил-жение,
  2. выб-раться, попл-вок, пром-кательная (бумага),
  3. подг-реть, осл-бить, прик-сновение,
  4. пос-делки, бл-стательный, осл-пительный.

2. Лексика.

Задание 1. Установите, какими экспрессивными качествами обладают приведённые ниже группы слов, чем определяется различие в окраске каждого из синонимов. Составьте предложения.

Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать; вкушать, есть, уплетать, принимать (пищу); глаза, зеницы, очи, зенки, глазёнки; бродить, блуждать, шататься, шляться; уста, губы, губки; ланиты, щёки, щёчки; книга, книжечка, фолиант, книжонка; послание, письмо, письмецо; зачинатель, инициатор, зачинщик, запевала; обман, мистификация, надувательство.

4 стр., 1524 слов

Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства

Задание 1. Выбрать слова, которые обозначают: а) темперамент, б) характер, в) способности. Темперамент – Характер: Способности "Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота ...

Задание 2. Сопоставьте стилистическую окраску синонимов. Употребите их в соответствующем контексте.

Интеллект – ум; истина – правда; эксперимент – опыт; гипотеза – предположение; льгота – привилегия; превалировать – преобладать; пунктуальный – точный; примитивный – простой; бдение – бодрствование; неустанный – неутомимый.

2. Особенности научного стиля.

Задание 1. Соберите «рассыпавшийся» текст из двух абзацев. Объясните, какими средствами связности вы руководствовались при составлении.

1. Естественно, что все числа делятся без остатка на единицу или на самоё себя. 2. Со временем слово «примус» превратилось в пример и стало означать задачу с числами. 3. Греческие математики очень любили поиграть с числами, эти игры занимают умы математиков и по сей день. 4. Но есть такие числа, которые не имеют других множителей, кроме единицы и самого себя. 5. Так, многие числа можно разделить на меньшие, то есть расположить на множители. Например, 24 = 2х3х4. 6. Например, числа 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29 и т. д. не делятся ни на какое другое число. 7. А затем приобрело более широкий смысл. 8. Этот ряд продолжается до бесконечности, и вопросы теории таких чисел занимают математиков до сих пор. 9. Такие натуральные числа называются простыми числами. 10. (Еще в 50-е годы были составлены таблицы простых чисел, доведенные до 10 млн).

11. По-латыни их называли «нумерус примус» – первое число.

Задание 2. Охарактеризуйте приведенные аннотации к книгам с точки зрения структуры и содержания. Выделите формулы (клише), используемые при составлении аннотации. Предложите ваши изменения, дополнения, исправления.

1. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М.: Наука, 2001. – 557 с.

Словарь содержит систематизированные данные о наиболее употребительных грамматических вариантах, дающих представление о нормах грамматики литературного языка в их стилистическом разнообразии. Особое внимание уделяется трудным случаям, возникающим в практике использования грамматических форм и конструкций. В словаре приводятся комментарии к каждому типу вариантов и список специальных трудов и справочников.

21 стр., 10314 слов

Практическое занятие 3: психологические основы делового общения

I. Выберите и подчеркните из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту. Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, высокие умственные способности, медлительность, ...

Для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, преподавателей и учащихся средних школ, редакторов, научных работников – специалистов по русскому языку, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами культуры современной русской речи.

2. Граудина Л. К., Дмитриева О. Л., Новикова Н. В., Ширяев Е. Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М.: Наука, 1995. – 104 с.

В книге говорится о культуре речи как о новой актуальной дисциплине в современном языкознании. Авторы обращают внимание читателя на «болезни» современного речевого общения (штампы, канцелярит, любовь к «ярлыкам» и претенциозным заимствованиям, отсутствие культуры спора, забвение культурно-речевых традиций) и дают практические рекомендации по овладению культурой речи.

Для самого широкого круга читателей, которым небезразлична судьба родного слова.

3. Панфилова А. Д. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, 1999. – 496 с.

Учебное пособие, подготовленное кандидатом педагогических наук, профессором РГПУ им. А. И. Герцена Альвиной Павловной Панфиловой, выполнено на основе анализа теоретического и практического опыта по налаживанию эффективного делового взаимодействия, описанного в отечественной и зарубежной литературе.

В книге освещается широкий спектр проблем деловой коммуникации в профессиональной деятельности: особенности делового общения в новых экономических условиях, вербальные и невербальные средства коммуникации, психотипы участников делового взаимодействия и их специфика, формы делового общения и др. Несомненный интерес для читателей представляют практические рекомендации для профессионального общения при ведении переговоров и торгов, деловых бесед и споров с оппонентами, пресс-конференций и самопрезентаций, публичных выступлений.

Книга может быть полезной для студентов, изучающих вопросы деловой коммуникации, предпринимателей, банкиров, менеджеров, маркетологов, юристов, психологов, экономистов, лингвистов, социологов, специалистов по паблик рилейшнз, рекламе и купле-продаже.

7 стр., 3372 слов

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Основы деловой и публичной коммуникации

Л.А. Баландина, Е.В. Ганина, Е.А. Федорова, Ж.В. Коробанова, М.В. Полевая Основы деловой и публичной коммуникации Рабочая программа дисциплины Для всех направлений подготовки (программа подготовки бакалавров)     Москва 2016     Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ( ...

Задание 3. Подберите два-три отрывка из произведений научной литерату­ры (разных областей науки).

Найдите в них характерные черты научной речи и различия, обусловленные областями науки.

Задание 4. Составьте аннотацию, план, тезисы научной статьи М. Р. Львова «О профессиях, связанных с речью».

Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь человека. Но есть профес­сии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высоко­го уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некото­рых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предме­том которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии ре­дактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или ино­странный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писате­ля, журналиста. Для этой категории специалистов речь выпол­няет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и теле­ведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, ра­зумеется, представлены не все профессии.

Для профессионального успеха бывает особенно важно вла­деть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совер­шенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем пе­рекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодиро­вать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.

Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для по­литика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культу­рой, быть эрудитом.

7 стр., 3342 слов

Пособие для тестирования Семенюк и Кир

... значение слова культура: cultura - возделывание, а также воспитание. В русский язык слово культура, равно как ... Письменность. Национальная культура - культура, основанная на территориальном единстве, единстве политики, идеологии и экономики. Пособие для тестирования ... труда. Следствие – речь, сознание, мышление, сама культура. -Эволюционизм (Тейлор, Фрезер, Спенсер): культура – продукт развития ...

Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгады­вать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.

Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи. (Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.)

3. Особенности официально-делового стиля

Задание 1. Как может быть проанализирован и отредактирован данный текст? Озаглавьте получившийся документ.

На Ваше заявление Болотинская швейная фабрика индпошива и ремонта одежды по заказам населения сообщает. Факты, изложен­ные в заявлении, подтвердились. Администрация фабрики приняла меры для срочного выполнения Вашего заказа. Жалоба обсуждалась на об­щем собрании коллектива, доведена до сведения всех работников фабрики. Меры приняты. Лица, виновные в нарушении сроков исполнения и за грубость, наказаны согласно приказа фабрики от 13.10.92 г. № 76/2. Сменному мастеру Буровой С. В. объявлен выговор, закройщик Рогов И. П. пере­веден портным в бригаду по пошиву мужской верхней одежды.

Директор фабрики Н. В. Зотова

Задание 2. Устраните избыточную информацию, за­темняющую основной смысл высказывания и не относящуюся к теме.

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по соз­данию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодни­ков в опушечных рядах. Во всяком случае местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреж­дая кустарников.

Задание 3. Напишите докладную записку в соответствии с требованиями ГОСТа. Сформулируйте заголовок к тексту. Исправьте стиль документа.

Кому: начальнику авторемонтной станции Курбатову

Обращаюсь к вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтирован­ных станцией автомашин иногда требует оставления на кратковремен­ную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных с бухгал­терией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие мер, касающихся сказанного мною выше.

Ст.техник Л. Дьячков

Задание 4. Язык документа какого типа пародирует В. Ардов? Какими грамматическими формами сознательно злоупотребляет автор? Попробуйте переделать данный текст таким образом, чтобы документ имел приемлемую форму.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произра­стающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плю­ющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и ку­сающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафую­щимися. (В. Ардов. «Суконный язык»)

Задание 5. Пользуясь толковым словарем, объясните и устраните ошибки в употреблении выделенных слов. Дайте примеры их правильного употребления.

Автобиография наших дизель-поездов начинается с 1963 года. Каждый рабочий может и должен стать рационали­затором своего дела. В юбилейном, пятисотом по счету до­ме, справят новоселье рабочие комбината. В этом году возведены два футбольных поля и теннисные корты. Со­общаем наши реквизиты: Москва, Самокатная, 4а.

Задание 6. Употребление «высоких» слов в текстах делового стиля – наиболее частая из ошибок. Отметьте случаи неоправданного употребления «высоких» слов в текстах делового стиля, замените их нейтральными словами.

1. Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре, а к октябрю – завершить все отделочные работы. 2. Бригада вышла на новые рубежи. 3. Труд – вот истинный оплот мастерства. 4. Все рабочие фабрики являются поборниками техниче­ского прогресса. 5. Рапортуют труженики торговой сети столицы. 6. Кара за небрежности настигла «Зенит» уже на четвер­той минуте первого тайма.

Задание 7. В следующих предложениях выделите стилистически сниженную лексику – слова разговорные, просторечные, жаргонные. Отметьте случаи неоправданного употребления лекси­ки устной речи.

1. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату труда по индивидуальной сдельщине. 2. За это от­ставание следует спросить не только с руководителей предприятия. 3. Бригада начинала работу с первыми пету­хами. 4. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник. 5. На многих строительных площадках неудовлетворительно хранятся столярные изделия. 7. Сто­лярку нужно хранить в специально подготовленном поме­щении.

Задание 8. Выделите слова, свойственные официально-администра­тивной речи. Уместно ли они употреблены в следующих пред­ложениях?

1. Убедившись в правильности исполнения документа, сле­дует завизировать его, т.е. поставить свою подпись (визу) и дату. 2. Помимо подписи документы часто удостоверяют приложением печати. 3. Было принято решение сократить диспетчера Иванова с занимаемой должности. 4. Вышепе­речисленный металл требуется для изготовления нестан­дартного оборудования. 5. Прошу разъяснить, за счет ка­ких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в аспирантуру. 6. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, чтобы решить конфликт на месте.

Основная учебная и научная литература.

  1. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи.:Учебник. –М., КНОРУС, 2012.
  2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  3. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие. – М., КНОРУС, 2013.
  4. Мизина И. Современный русский язык и культура речи: Учеб. Пособие. – М., ОЛМА, 2011.
  5. Пивоварова И., Ларина О. Культура речи в таблицах и схемах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  6. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  7. Культура русской речи: Учебник. /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2009.
  8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

Дополнительная:

  1. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи/Ю. А. Бельчиков. –2-е изд., испр. и доп.- М.:УРАО,2002. -158 с.
  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для вузов /Г. В. Бороздина.- М.:ИНФРА, 2000.- 224 с.
  3. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.
  4. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи/Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.:Айрис Пресс,1998. –199 с.
  5. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая.- 3-е изд., испр. –М.:Дело, 2001. – 477 с.
  6. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет: учебное пособие для вузов / М. В. Колтунова.- М.:Экономическая литература, 2002. – 287 с.
  7. Колтунова, М. В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю/М. В. Колтунова. – 4-е изд. – М.: Дело, 2000.- 112 с.
  8. Кохтев, Н. Н. Реклама. Искусство слова: рекомендации для составителей рекламных текстов/Н. Н. Кохтев. –М.:издательство МГУ, 1997.- 93 с.
  9. Костина, А. В. Основы рекламы: учебное пособие / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. – М.: Кнорус, 2006. –352 с.
  10. Крымова, Л. М. Этика делового общения: учебное пособие/Л. М. Крымова, С. М. Крымов. –Томск: ЦУМЛ ТГПУ, 2006– 83 с.
  11. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика/Ф. А. Кузин. – М.: Ось, 2002. –511 с.
  12. Кузнецов, И. Н. Современный этикет/И. Н. Кузнецов. – М.:Дашков и К´, 2004.- 494
  13. Курьянович, А. В. Культура письменной речи: курс лекций/А. В. Курьянович. – Томск: издательство ТГПУ, 2007.-135 с.
  14. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для вузов / М. Р. Львов. – М.:Академия, 2004. –271 с.
  15. Маркичева, Т. Б., Ножин, Е. А. Мастерство публичного выступления: Учебное пособие / Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин. – М.:Знание, 1989.-174 с.
  16. Мучник, Бениамин Семенович. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления /Б. С. Мучник. – Изд. 2-е, испр. и доп.- М.:Аспект-Пресс, 1996.-174 с.
  17. Основы публичной речи=Learning to Speak in Public: Учебное пособие для вузов / Е. Л. Фрейдина, Т. С. Самохина, И. С. Тихонова [и др.].- М.:ВЛАДОС, 2002. – 95 с.
  18. Петров, О. В. Риторика: учебник для вузов /О. В. Петров [и др.].- М.: Проспект, 2007. – 423 с.
  19. Пиз, Аллан. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам/Аллан Пиз; /Пер. с англ. Т. Новиковой/.– М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 221 с.
  20. Пиз, Аллан, Пиз, Барбара. Язык взаимоотношений мужчина – женщина/А.Пиз, Б.Пиз; /Пер. М.Г.Звонарев/.– М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 399 с.
  21. Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
  22. Секреты ораторского мастерства: [мудрые советы 22 самых известных и преуспевающих ораторов XX века] / пер. с англ. Е. А. Бакушева. — Минск: Попурри, 2003.- 269 с.
  23. Сидорова, М.Ю., Савельев, В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Айрис-пресс, 2005 – 208 с.
  24. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи / Пер. с англ. С.Д.Чижовой; Под ред. К.Д.Чижова, Л.М.Яхнича. –Ростов-на-Дону:Феникс,1996. –446с.
  25. Стернин, И. А. Практическая риторика: учебное пособие для вузов / И. А. Стернин.- 4-е изд., испр.- М.:Академия, 2007.- 268 с.
  26. Стилистика и литературное редактирование: учебник для вузов / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева [и др.].- М.:Гардарики, 2005.- 651 с.
  27. Сухарев, В. А. Этика и психология делового человека/В. А. Сухарев. — М.:Фаир, 1997.- 397 с.
  28. Филиппов, А. В. Риторика: понятия и упражнения: учебное пособие для вузов / А. В. Филиппов, Н. Н. Романова. — 2-е изд., испр. – М.:Академия, 2005.-155 с.
  29. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения /Н. И. Формановская.- М.: Высшая школа, 1989. –156 c.
  30. Честара, Джон. Деловой этикет: паблик рилейшнз для всех и для каждого/Д. Честара; [пер. с англ. Л. Бесковой]. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. –333 с.
  31. Чиненный, А. И., Стоян, Т. А. Этикет на все случаи жизни/А. И. Чиненный, Т. А. Стоян. –М.:АКАЛИС, 1996. –151 с.
  32. Шеламова, Г. М. Этикет делового общения: учебное пособие/Г. М. Шеламова. – М.:Академия,2005. -187 с.

Словари:

  1. Иванова, Т.Ф.. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 40 000 слов /Т. Ф. Иванова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык медиа, 2005.-892 с.
  2. Крылатые слова: не спроста и не с пуста слово молвится и до веку не сломится/по толкованию С. Максимова.-Нижний Новгород: Русский купец [и др.], 1996.-414 .
  3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Около 65000 слов/ Под ред. Р. И. Аванесова.-6-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1997.-686 с.
  4. Розенталь,Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь трудностей русского языка/ Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. –М.:Айрис-Пресс, 1999.- 575 с.
  5. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./АН СССР.Ин-т рус.яз.; гл.ред.К.С.Горбачевич. – 2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Русский язык. – с 1991 г.
  6. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник/АН СССР, Институт русского языка;.Л.:Наука. Ленинградское отделение,1973. –518 с.
  7. Универсальный словарь иностранных слов русского языка:/Около 45000 терминов //Под ред.Т.Волковой/.–М.: Вече, 2000. – 683 с.
  8. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка: Около 2500 словарных статей/ П. Н. Денисов, Н. К. Зеленова, Е. М. Кочнева [и др.]; Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина; Институт русского языка. – М.: Русский язык, 1978.-685 с.
  9. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. /Сост.А.И.Федоров.- М.: Цитадель.-1997.
  10. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т.: Более 12000 фразеол. Единиц /Сост. А. И. Федоров. –Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издат. фирма РАН. 1995.
  11. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка /Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М.: Прозерпина [и др.], 1994.-398 с.
  12. Штудинер, М. А. Словарь образцового русского ударения:17 000 слов /М. А. Штудинер.-2-е изд., испр. –М.: Айрис-пресс, 2004.-566 с.

И многие другие…….

Перечень иных информационных источников

1.

2. http://www.gramota.ru/book/ritorika/index2.htm

3.

4 . http://www.shpora07.narod.ru/Index.html

5.

6. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html

7.

8. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-001.htm

9. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-006.htm

10. www.gramota.ru

11. www.grammatika.ru