Самопрезентация 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»

Кафедра психологии и педагогики

Методические указания в помощь студентам по подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Социально – психологические аспекты организационно – управленческой деятельности»

Составители Г. В. Пинигина

И. В. Кондрина

О. Ю.Тришина

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № от

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией бакалавриата по направлению 140400

Протокол № от

Электронная копия находится

в библиотеке КузГТУ

Кемерово 2012

Уважаемые студенты!

Вы изучаете курс «Социально-психологические аспекты организационно-управленческой деятельности». вы рассматриваете теоретические вопросы по разделу «Культура управления». Некоторые аспекты будут вами проработаны на практических занятиях, которые потребуют предварительной самостоятельной подготовки. Для большей эффективности в методических указаниях предложена поэтапная работа по самоменеджменту. Четко следуйте инструкции и правилам оформления работы, которая войдет в ваше портфолио.

Общие сведения

С целью повышения общей культуры, развития стремления к самосовершенствованию и успешности будущей организационной – управленческой деятельности студенту необходимо осваивать навыки самоорганизации и управления своей деятельностью еще в процессе обучения в вузе.

Понятие самопрезентация происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».

9 стр., 4491 слов

Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты

... показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала ... роста и развития; · Дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведения на работе; · Отношений между членами ... Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, ...

По мнению Ж. Тедеши и М. Риеса «самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих». В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление. Мы все чаще слышим такие слова как «презентабельность», «умение подать себя», «суметь понравиться» и другие. Это становится неотъемлемой частью имиджа преуспевающего человека, особенно желающего максимально профессионально реализоваться.

Задания для самостоятельной работы

Вам необходимо подготовиться к самопрезентации для прохождения, так называемого, собеседования с работодателем при устройстве на работу. Место работы и должность, на которую вы будете пытаться «устроиться», вы выбираете заранее вместе с преподавателем на практическом занятии. Текст рассказа о себе вы сдаете преподавателю в письменном виде, который войдет вместе со всеми вашими предыдущими работами в ваш портфолио. Кроме того, вам необходимо будет выступить устно на занятии в присутствии преподавателя и ваших коллег-студентов.

Чтобы ваша самопрезентация прошла успешно, и вы могли составить достойную конкуренцию своим коллегам, вам необходимо тщательно подготовиться. Строго следуйте рекомендациям и советам, представленным в данных методических указаниях. Для большей реалистичности попробуйте представить себе ситуацию вашего недалекого будущего – после окончания университета вы оказались в состоянии выбора места работы и вам попалось в руки объявление о вакансии на должность, о которой вы мечтали, да еще и в организации, где работать достаточно престижно. После предоставленного вами резюме вы получили приглашение на собеседование. И вот теперь следует ответить на важный вопрос: «Как произвести на работодателя приятное впечатление, чтобы у него возникло желание взять на эту должность только вас?». Безусловно, важным является тщательность подготовки к этой встречи. Подготовка включает в себя не только словесную информацию о себе, но и психологическую готовность к этой ситуации. Предлагаем обратить внимание на следующие моменты предварительной подготовки:

  • Обратите внимание на свой внешний вид. Помните: «по одежке встречают – по уму провожают»
  • Старайтесь смотреть на себя глазами работодателя (контролируйте не только то, о чем говорите, но и то, как вы выглядите)
  • Подумайте о том, что хотел бы услышать от вас работодатель (узнайте заранее о специфике не только предприятия, но и о направлениях его развития; кроме того познакомьтесь с основными функциями по выбранной вами должности)
  • Потренируйтесь дома перед своими близкими с «рассказом о себе» (если есть возможность, то запишите свое выступление на видио и затем детально его проработайте. Не забывайте — «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»)
  • Узнайте у своих знакомых, которые уже участвовали в собеседовании, о том, какие вопросы задавали им
  • Отрефлексируйте свое состояние. Если есть то, что вас тревожит в этой встречи, то постарайтесь психологически себя подготовить к этим моментам. Например, вы не привыкли говорить о себе – убедите себя в том, что если вы сами о себе не расскажите, то «кота в мешке» никто на работу брать не будет.

    11 стр., 5464 слов

    Рекомендации по выполнению контрольной работы.

    ... Но, в любом случае, – и это существенно! – необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в е ... М., 1959. Рекомендации по выполнению контрольной работы Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации ...

    Мысленно настройте себя на то, что вам очень нужна эта работа, и что больше такой удачи вам не видать.

  • Тщательно продумайте свою речь. Ваша презентация себя должна длиться ровно столько, чтобы максимально рассказать о себе нужную информацию (воизбежании ненужных дополнительных вопросов) и не занимать слишком много времени. Самое оптимальное количество времени для рассказа о себе – 2-3 минуты.
  • Подготовьте себя к тому, что работодатель может начать беседу с вопросов: «Почему вы к нам пришли?», или «Что вы умеете делать?» и других подобных им. В таком диалоге вы можете чувствовать себя более спокойно, Но помните, к таким приемам работодатели прибегают в случае, если на вакантную должность не только нет конкурса, но она и малопристижная. В таком случае подумайте о том нужна ли вам эта работа? Сложнее, если вас сразу попросят рассказать о себе. Вот здесь следует быть во всеоружии и показать себя во всей красе.

После психологического настроя на процедуру собеседования приступайте к составлению текста.

Что следует говорить о себе?

  • Представьтесь. Помните, от того как вы произносите свое имя, у слушателя о вас складывается впечатление о вашей внутренней уверенности и самоуважении.
  • Преподнесите работодателю комплимент. Помните, нажатием психологических клавиш вы располагаете собеседника к себе и вызываете у него положительное отношение. Комплиментом вы должны ответить на очень важный для работодателя вопрос: «Почему вы пришли именно к нам?». Кроме того, следует указать на то, что вы заинтересованы именно в этом месте работы и в этой должности. Для этого используйте убедительные доводы и аргументы.
  • Понравьтесь работодателю. Расскажите о своих успехах и достижениях. Но старайтесь не только перечислить свои достоинства, но и придать им эмоциональную окраску. Помните, вы должны говорить о том, что хочет услышать от вас работодатель. Говорите о тех своих наработках, которые бы могли быть выгодны работодателю. Это должен быть своего рода ответ на вопросы: «Почему мы должны взять именно вас?» или «Чем выиграет наше предприятие с вашим приходом?». Не следует себя перехваливать, так как у собеседника может сложиться впечатление, что ваша компетентность шире предлагаемой должности.

    И еще – ваши успехи должны быть документально подтверждены дипломами, сертификатами, свидетельствами и так далее.

  • Покажите, что вы специалист. Помните, работодатель принимает на работу специалиста не для того, чтобы тратить время и средства на его обучение и «раскачку», ему нужен человек, который бы сразу приступил к исполнению своих обязанностей. Расскажите, какими профессиональными навыками вы обладаете, работу какой степени сложности вы выполняли на предыдущем месте работы или во время прохождения производственной практики во время обучения в вузе. Покажите, что вы постоянно совершенствуете свои профессиональные знания и умения. Отметьте основные научные и инновационные достижения, которые вам известны в вашей профессиональной сфере. Расскажите о направлении ваших профессиональных интересов.
  • Покажите, что вы личность. Помните, работодателю важно, что он принимает на работу интересного и достойного человека. Для него важно, чтобы вы были совместимы с коллективом и легко вошли в работу. Покажите себя с личностной стороны, укажите на свои качества, которые помогают вам быстро сходиться с людьми, ответственно подходить к работе и быть требовательным к себе. Отметьте свою работоспособность, коммуникабельность и бесконфликтность (но это не должно быть простым перечислением, раскройте каждое качество и подтвердите их примерами).

    5 стр., 2268 слов

    Контрольная работа. Психология делового общения

    ... помнить следующие моменты поведения: – Во-первых, опоздание на встречу, даже по не зависящим от вас обстоятельствам, на 99% перечеркнет все надежды на получение работы ... не лучшим образом. При прохождении интервью с работодателем недопустимы: длинные ярко накрашенные ногти или ... рукопожатие – знак искренности и честности; обхват руки собеседника двумя руками – свидетельство дружелюбия) [4, с.87]. ...

    Работодателю интересно узнать о вашей жизни побольше, отметьте, как вы отдыхаете и как проводите свободное время.

  • Нарисуйте перспективу. Помните, работодатель берет работника на длительный срок. Убедите работодателя в том, что ваш дальнейший профессиональный рост для него будет выгоден. Отметьте, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом и в ваши планы входят пункты личностного и профессионального самосовершенствования.
  • Будьте вежливы. Помните, вас слушали целых 2-3 минуты. Если вас в процессе выступления не перебивали, значит у собеседника возник к вам интерес, значит могут последовать дополнительные вопросы. Прекрасно! Можно добавить то, что не смогли отметить в рассказе. Поблагодарите за внимание и предложите продолжить беседу ответами на интересующие работодателя вопросы.

Каких ошибок следует избегать в речи!

  • Не нарушайте логику своих мыслей. Если вы начали говорить о своих профессиональных качествах, то не следует говорить о своих достижениях, а потом вновь возвращаться к профессиональным качествам. Это отвлекает и путает собеседника
  • Не делайте больших пауз между предложениями. Пауза должна привлекать внимание собеседника, а не отвлекать
  • Не говорите, что целью вашего прихода на собеседование в данную компанию является более высокая заработная плата по сравнению с предыдущим предприятием.
  • Не называйте своей целью работы в новой компании повышение по служебной лестнице.
  • Не используйте в своей речи такие фразы как: «я не имею опыта работы», «не знаю каких — либо программ» и так далее.
  • Не говорите напрямую о своих недостатках если вас их просят назвать. Сформулируйте свои недостатки так, чтобы для работодателя они выглядели вашим достоинством.
  • Не ищите недостатков ни в той компании, в которой вы работали (проходили практику), ни в той, куда пришли устраиваться.
  • Не критикуйте своего бывшего руководителя.
  • Не используйте таких фраз, как: «могу выполнять какую-нибудь работу», «изучаю разные программы» и так далее (это спровоцирует у слушателей вопрос: «какие именно?», а это вызовет у вас дискомфорт)

Каких ошибок следует избегать в поведении!

  • Не опаздывайте на встречу с работодателем. Это может испортить общее впечатление о вас.
  • Не начинайте изложение информации сразу после приветствия, выдержите паузу, она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить и включиться в общение, а так же она позволяет увидеть то, как партнер откликнулся на ваше поведение и обращение.
  • Не вступайте в контакт, если собеседник занят теми или иными делами.
  • Не начинайте разговор со слов «Я пришел к вам на собеседование…», «мне бы хотелось», а используйте обращения «вы», «вам».
  • Не забывайте обращаться к собеседнику по имени отчеству (об этом вы должны были позаботиться заранее).
  • Не бойтесь открытого пространства. Если вам предложили присесть на стул или кресло на некотором расстоянии от тех, кто проводит собеседование, то необходимо правильно расположиться на сиденье.
  • Не крутитесь и не качайтесь на стуле или кресле – это выдаст ваше волнение.
  • Не избегайте зрительного контакта с собеседником. Внимательно наблюдая за собеседником, вы можете заметить его реакцию на сообщаемую вами информацию и предугадать его поведение.
  • Не демонстрируйте свою модальность (аудиал, визуал, кинестетик).

    16 стр., 7641 слов

    Психология общения. Три стороны общения

    ... комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга. 3.Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его ... модели взаимодействия 1.1.Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. 1.Структура и функции общения. 2.Виды, формы и механизмы общения. 3.Способы коммуникативного влияния. 4.Вербальная и ...

    Помните, активная жестикуляция визуала, непроизвольные и несвязанные движения кинестетика или рассудительная задумчивость аудиала, могут выдать не только ваше волнение, но и вызвать раздражение собеседника.

  • Не скрещивайте руки на груди и не сцепляйте кисти рук в замок – это демонстрирует вашу закрытость от собеседника и делает общение менее доверительным.

Это полезно знать!

Будьте требовательными к своему имиджу в общении.

Первое впечатление, формируясь в пределах 20–40 секунд, оказывает огромное психологическое воздействие на последующее восприятие человека человеком. Психологи вывели, что люди при общении обращают внимание в первуб очередь на пять факторов в следующей последовательности:

А) внешний вид человека, в том числе и стиль одежда

Б) осанку и признаки экспрессии, переживаемых эмоциональных состояний

В) поведение

Г) особенности общения

Д) предполагаемые качества личности

В деловом общении партнер воспринимает не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность, а так же признаки подготовленности к встречи. Одежда является неким социальным сигналом, своего рода визитной карточкой. Главное в деловом стиле – опрятность, некоторая педантичность. Если вы аккуратны в одежде, то, скорее всего, будете основательны и аккуратны в делах.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – ... «на орбите» рядом с физическим, сознание смещается в сторону, полностью отделяется от физического тела и переходит в «третье», ... их было так много, что некоторые растворялись вдалеке. …Они смотрели в одном направлении и никто, казалось, не заметил моего появления ...

Невербальное поведение человека выступает как показатель индивидуально психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. К невербальным средствам общения относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, — которую недаром называют зеркалом души. С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера, смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего, «посылает» ему сигналы обратной связи. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим или делаем, относятся плохо, а если на нас обращают слишком много внимания, то это свидетельствует о хорошем к нам отношении.

Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жесты, походка. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты), воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, наклоняться в сторону, и откидываться назад. Человек желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, и находится в свободной, непринужденной позе.

Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Высота голоса, громкость, тембр, ударения, паузы, кашель, смех, вздох, и т.д. дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональное состояние. Быстрая речь отражает взволнованность или обеспокоенность, медленная свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерности или усталости. Речь в деловом общении направленная на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрении, склонить к сотрудничеству. Убедительность определяется:

А) Психологическими факторами, самой атмосферой беседы (доброжелательной, благоприятной).

18 стр., 8766 слов

Роль психомоторики в жизни человека

... где главная роль принадлежит психическим механизмам». В психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая - умения (навыки). ... координированность. Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека Прежде чем рассматривать вопросы, традиционно относящиеся к психомоторике ... участия не только жевательных мыщц, но и мышц рук. Познавая окружающую среду, мы переводим взгляд с ...

Б) Культуры речи.

При деловом разговоре нужно употреблять простые, ясные, точные слова, грамотно формулировать свою мысль, делать правильные ударения.

Типичные ошибки слушания:

  1. Перебивание собеседника во время его сообщения.
  2. Поспешные выводы (заставляют собеседника занять оборонительную позицию)
  3. Поспешные возражения (часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую, человек не слушает, а мысленно формулирует возражения и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать тоже самое.)
  4. Непрошеные советы (обычно дают люди, неспособные оказать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять, или получить конкретную помощь.)