Развивающая программа1

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

для учащихся 9-11 классов

Ростов-на-Дону

2013

Авторский коллектив:

Кафедра психологии развития и возрастной психологии факультета педагогики и психологии Южного федерального университета

НОЦ ЮФУ « Развитие личности в контексте культуры и образования»

Черная Анна Викторовна — зав. кафедрой, д.пс.н, профессор.

Жулина Галина Николаевна — к.пс.н., ст.преподаватель

Лобода Татьяна Васильевна — ассистент

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели наш проект предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

... Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, ... людей, они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии ... идентификаций (отождествлений), оно представляет собой серию выборов в ходе осознания и принятия данных о ...

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор? Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессий окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по специальности. Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Таким образом, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальным.

Поэтому необходимо помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.

Цель программы: Оказание психологической поддержки помощи учащимся 8-11 классов в адекватном профессиональном самоопределении, создании условий для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки в процессе расширения представлений школьников о мире профессий, способов приобретения желаемой профессии.
  2. Создание условий для изучения школьниками своих профессиональных интересов, склонностей, специальных способностей с целью дальнейшего профессионального самоопределения и самореализации.
  3. Создание условий для развития профессиональных способностей школьников.
  4. Формирование направленности на психолого-педагогические специальности.
  5. Способствование в выборе конкретной педагогической и психологической специальности, знакомство с факультетом педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ, осуществляющим подготовку педагогов и педагогов-психологов.

Реализация программы предполагает учет следующих принципов:

  1. Принцип индивидуального, возрастного и дифференцированного подхода в профессиональном становлении будущих специалистов.
  2. Принцип ориентированности на личность человека, выбирающего профессию, его индивидуальные пожелания, интересы, способности.
  3. Принцип многообразия форм и методов работы с учащимися.
  4. Принцип научности в подборе диагностических методик, направленных на выявление профессиональных интересов, способностей, мотивов учащихся.
  5. Принцип самоактивизации учащихся в выборе специальности.
  6. Принцип оптимизма, веры в успех и в возможности учащихся.

В программе используются следующие формы и методы работы:

  1. Профориентационное просвещение-цель ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда.
  2. Профориентационная диагностика– цель – выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий.
  3. Профессиональное консультирование– цель — сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, получить дополнительную информации об интересующих профессиях.
  4. Профориентационные игры и тренинги — цель – в игровой форме помочь школьникам осознать привлекательность той или иной профессии и способствовать развитию профессионально-важных качеств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Модуль I. Мир профессий.

  1. Деятельность, цели и мотивы.
  2. Характеристики профессий.
  3. Классификация профессий.
  4. Профессия. Специальность. Карьера.
  5. Что влияет на выбор профессии.
  6. Мотивы выбора профессии.
  7. Ошибки в выборе профессии.
  8. Формула выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»)

16

2

Модуль II. Личностные особенности и профессионально-важные качества.

  1. Формула выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»)
  2. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
  3. Способности и выбор профессии («могу»)
  4. Современный рынок труда («надо»)
  5. Личность и профессия.
  6. Жизненные ценности и профессиональные планы.
  7. Личностный профессиональный план школьника.
  8. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

16

3

Модуль III. Поиск работы и трудоустройство

  1. Пути получения профессии.
  2. Мои профессиональные желания.
  3. Как составить резюме.
  4. Успешное собеседование.
  5. Самопрезентация.
  6. Моя профессиональная карьера.

12

4

Модуль IV. Моя профессия — «ПСИХОЛОГ»

  1. Основные направления и сферы деятельности практического психолога.
  2. Формы практической психологической работа.
  3. Профессионально-личностные качества педагога-психолога.
  4. Знакомство с факультетом педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ.

10

Итого:

54

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366с.
  2. Бендюков М., Соломин И. Как стать профессионалом, — СПб., 1998. – 334с.
  3. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика.// Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia, 2007– 302с.
  5. Климов Е.А. Как выбрать профессию. — М., 1991. – 287с.
  6. Планирование профессиональной деятельности выпускников вузов: довузовская подготовка, вуз, адаптация на рынке труда.// Труды Всероссийской научно – методической конференции. Новокузнецк, 2003 – 188с.
  7. Профориентация, планирование карьеры и профессиональное развитие в учебных заведениях.// Материалы конференции. Томск, 1997 – 95с.
  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники, — М., 2005. – 228с.
  9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.
  10. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2006– 495с.
  11. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.

3