Развивающая программа

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Контингент: учащиеся школ, ПТУ, студенты колледжей

Ростов-на-Дону

2013

Авторский коллектив:

Черная Анна Викторовна — зав. кафедрой, д.пс.н, профессор.

Чекунова Елена Анатольевна — к.п.н., доцент

Куратор проекта: зам. пред. Совета РОО «Наука Здоровья»

Белик Татьяна Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на гармонизацию межличностных отношений с противоположным полом в подростковом и юношеском возрасте. Изучение психологии межличностных отношений, нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности поможет старшеклассникам осознать сущность дружбы, любви и наладить отношения с представителями противоположного пола.

Программа предусматривает знакомство старшеклассников с проблемами отношений с противоположным полом: любви мужчины и женщины; зависимости чувства любви от внутреннего мира личности; личностного характера проявления любви и зависимости проявлений этого чувства от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; любви как выражения высшего уровня развития личности.

8 стр., 3895 слов

Гл.1 Исследование супружеских отношений в психологии

... переживает глубокий кризис. 1.2. Современные исследования в психологии супружеских отношений Желание объяснить механизм брачного выбора привело к ... подбор должен строиться по линии классовой, пролетарской, революционной; любовь – без флирта, ухаживания и кокетства; в ... нравов существенно сократило расстояние между полами, в частности благодаря терпимости в отношении встреч, раннего сексуального опыта и ...

Особое внимание в программе обращается на сущность нравственных основ межполовых взаимоотношений в подростковом возрасте; несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с аддиктивными формами поведения.

В ходе реальных мероприятий программы предусмотрено активное вовлечение старшеклассников в обсуждение проблемы межполовых отношений в ходе организации интерактивного общения с подростками.

Программа включает лекционное обучение, упражнения, проведение тестов и тренингов, ориентированных на овладение учащимися практических навыков в межличностном общении с представителями противоположного пола.

Цели и задачи программы

Цель: гармонизация представлений подростков и юношей о психологических аспектах межличностных отношений с представителями противоположного пола и овладение практическими навыками установления контактов, поддержания интереса к общению в коллективе сверстников.

Задачи:

  • расширить представления подростков и юношей о сущности и специфике межличностных отношений во взаимодействии с противоположным полом;
  • развивать социальные, коммуникативные компетенции в сфере межличностных отношений с представителями противоположного пола;
  • способствовать освоению этических норм и правил в сфере отношения и взаимодействия полов;
  • воспитывать межличностные отношения между юношами и девушками на основе нравственно-этических норм и правил;
  • показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формирования навыков межличностного общения с противоположным полом.

Реализация программы предполагает учет следующих принципов:

  1. гуманизации, предусматривающего гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  2. проблематизации -использование методов и приемов проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  3. учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся – предусматривающий усвоение и освоение определенного объема знаний, умений и навыков учащихся в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Тематическое планирование мероприятий развивающей программы:

Тема

Содержания занятия, цель

Форма проведения

Кол-во часов

1

Дружба – школа любви.

Цель:расширение представлений учащихся о психологии дружбы

1 занятие:Обсуждается психология дружбы, в том числе особенности дружбы между юношами и девушками, сходства и различия проявлений любви и дружбы, моральные требования.

2 занятие:обсуждаются проблемы, возникающие между разными полами в процессе дружбы, моральные препятствия.

Дискуссионный диалог:

Что такое дружба? Какое значение имеет дружба в жизни людей и что помогает ее сохранить? Что общего и какие различия между любовью и дружбой?

Дисскусия

4

2

Как мы общаемся друг с другом

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление стеснительности, робости в общении.

Содержание: обсуждаются проблемы общения между полами, определяются барьеры в общении.

Тренинг

2

3

Любовь -великое чувство

Цель:гармонизация представлений подростков о психологических аспектах межличностных отношений с противоположным полом.

Содержание:понятие любви, любовь с первого взгляда. Зачем нужна любовь. Признаки влюбленности.

Лекция с элементами диалога и дискуссии

2

4

Что такое любовь?

Цель: формирование представления о любви, дифференциация понятий “любовь” и “влюбленность”, знакомство с видами и стадиями любви.

Содержание: понятие любви

Виды и стадии любви

Понятие влюбленности

Основные отличия влюбленности от любви.

Обсуждаемые вопросы с учащимися: Что такое любовь?

Всем ли дано испытать чувство любви?

Как вы считаете какая из перечисленных видов любви будет наиболее крепкой?

Что вы понимаете под словом влюбленность?

Может ли влюбленность перерасти в любовь?

Дискуссионная лекция

2

5

Полярные понятия: мужественность и женственность

Цель:сформировать у старших школьников толерантное отношение к полу.

Содержание:рассматривается психофизиологический аспект мужественности и женственности, культурологический и социально-психологический.

Проблемная лекция

2

6

Тренинговые занятия по коррекции сферы межличностных отношений с противоположным полом у старшеклассников

Цель:коррекция межличностных отношений между юношами и девушками.

Содержание: игры направленные на успешное взаимодействие двух полов; упражнения на коррекцию взаимопонимания между полами.

Практическое занятие

4

7

Семья: ценности, ресурсы

Цель: сформировать у учащихся представление о структуре семьи.

Содержание: мотивы создания семьи, функции семьи, роль отца и матери в семье, семейные традиции.

Лекция-диалог

2

8

Семья в современном обществе

Цель: дать представление об основных этапах становления семейно-брачных     отношений; дать определение понятию семья; различные взгляды на причины возникновения семьи;

Содержание: понятие семьи и брака, типы баков, мотивы создания семьи, возраст вступления в брак в международном контексте, семейные обряды и традиции, сохранившиеся в современном мире, ознакомление с основными функциями семьи. Типы браков

Дискуссия

2

9

Любовь и сексуальность в современном мире

Цель:просвещение подростков в сфере сексуальных отношений.

Содержание: понятие любви, сексуальный компонент любви, его значение, возникновение подростковой сексуальности, преимущества воздержания от добрачных сексуальных отношений, последствия добрачных сексуальных отношений.

Проблемная лекция

4

10

Проблемы неполных семей

Цель: воспитание чувства ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего; выявление причин осложняющих семейные отношения.

1 занятие: обсуждение с учениками проблемы неполных семей, понятие неполной семьи, причины возникновения неполных семей, ребенок в ситуации развода.

2 занятие: выявление особенностей отношений детей и родителей в ситуации развода, отношение детей переживших развод, к созданию собственной семьи, трудности подростков переживших развод на установление отношений с противоположным полом.

Дискуссия на тему: «Способна ли современная мать заменить ребенку отца»

Подведение итогов.

Лекция

Дисскусия

2

11

Мужчина и женщина – разные половинки одного целого

Цель: гармонизация отношений между полами.

Содержание: обсуждение проблем, возникающих между мужчиной и женщиной.

Вопросы для обсуждения:

Современная женщина, какая она?

Современный мужчина, какой он?

Какие качества присуще мужчинам и женщинам?

Нужны ли мужчины и женщины нужны друг другу?

Дискуссионная лекция

12

Межличностные конфликты и их преодоление

Цель: дать представление о типах и методах разрешения конфликтов.

Содержание: определение конфликта, основные типы конфликтов. Поведение в конфликтах. Конфликт в обществе, семье, школе. Методы преодоления конфликтов.

Лекция

Дискуссия

Тренинг

6

Литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. –362 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.
  3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. А.Б.Орлова. — М. : Академический проект, 2008.-207с.
  4. Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л.
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008.– 400 с.
  7. Видра Д. Развод: трагедия или надежда?: Психологические проблемы семьи // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 11. — С.92-102.
  8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998.
  9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — С. 387-397.
  10. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.118-132.
  11. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  12. Социальная конфликтология: Учеб. пособие / Под ред. А.В.Морозова. — М.: Академия. — 2002. — 336 с.
  13. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Аракелова. — М.: Высшая школа, 1990. -124 с.
  14. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический Проспект, 2007. – 736 с.

3