ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ»
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Контингент: учащиеся школ, ПТУ, студенты колледжей
Ростов-на-Дону
2013
Авторский коллектив:
Черная Анна Викторовна — зав. кафедрой, д.пс.н, профессор.
Чекунова Елена Анатольевна — к.п.н., доцент
Куратор проекта: зам. пред. Совета РОО «Наука Здоровья»
Белик Татьяна Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на гармонизацию межличностных отношений с противоположным полом в подростковом и юношеском возрасте. Изучение психологии межличностных отношений, нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности поможет старшеклассникам осознать сущность дружбы, любви и наладить отношения с представителями противоположного пола.
Программа предусматривает знакомство старшеклассников с проблемами отношений с противоположным полом: любви мужчины и женщины; зависимости чувства любви от внутреннего мира личности; личностного характера проявления любви и зависимости проявлений этого чувства от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; любви как выражения высшего уровня развития личности.
Гл.1 Исследование супружеских отношений в психологии
... переживает глубокий кризис. 1.2. Современные исследования в психологии супружеских отношений Желание объяснить механизм брачного выбора привело к ... подбор должен строиться по линии классовой, пролетарской, революционной; любовь – без флирта, ухаживания и кокетства; в ... нравов существенно сократило расстояние между полами, в частности благодаря терпимости в отношении встреч, раннего сексуального опыта и ...
Особое внимание в программе обращается на сущность нравственных основ межполовых взаимоотношений в подростковом возрасте; несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с аддиктивными формами поведения.
В ходе реальных мероприятий программы предусмотрено активное вовлечение старшеклассников в обсуждение проблемы межполовых отношений в ходе организации интерактивного общения с подростками.
Программа включает лекционное обучение, упражнения, проведение тестов и тренингов, ориентированных на овладение учащимися практических навыков в межличностном общении с представителями противоположного пола.
Цели и задачи программы
Цель: гармонизация представлений подростков и юношей о психологических аспектах межличностных отношений с представителями противоположного пола и овладение практическими навыками установления контактов, поддержания интереса к общению в коллективе сверстников.
Задачи:
- расширить представления подростков и юношей о сущности и специфике межличностных отношений во взаимодействии с противоположным полом;
- развивать социальные, коммуникативные компетенции в сфере межличностных отношений с представителями противоположного пола;
- способствовать освоению этических норм и правил в сфере отношения и взаимодействия полов;
- воспитывать межличностные отношения между юношами и девушками на основе нравственно-этических норм и правил;
- показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формирования навыков межличностного общения с противоположным полом.
Реализация программы предполагает учет следующих принципов:
- гуманизации, предусматривающего гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
- проблематизации -использование методов и приемов проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся – предусматривающий усвоение и освоение определенного объема знаний, умений и навыков учащихся в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
Тематическое планирование мероприятий развивающей программы:
№ |
Тема |
Содержания занятия, цель |
Форма проведения |
Кол-во часов |
1 |
Дружба – школа любви. |
Цель:расширение представлений учащихся о психологии дружбы 1 занятие:Обсуждается психология дружбы, в том числе особенности дружбы между юношами и девушками, сходства и различия проявлений любви и дружбы, моральные требования. 2 занятие:обсуждаются проблемы, возникающие между разными полами в процессе дружбы, моральные препятствия. |
Дискуссионный диалог: Что такое дружба? Какое значение имеет дружба в жизни людей и что помогает ее сохранить? Что общего и какие различия между любовью и дружбой? Дисскусия |
4 |
2 |
Как мы общаемся друг с другом |
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление стеснительности, робости в общении. Содержание: обсуждаются проблемы общения между полами, определяются барьеры в общении. |
Тренинг |
2 |
3 |
Любовь -великое чувство |
Цель:гармонизация представлений подростков о психологических аспектах межличностных отношений с противоположным полом. Содержание:понятие любви, любовь с первого взгляда. Зачем нужна любовь. Признаки влюбленности. |
Лекция с элементами диалога и дискуссии |
2 |
4 |
Что такое любовь? |
Цель: формирование представления о любви, дифференциация понятий “любовь” и “влюбленность”, знакомство с видами и стадиями любви. Содержание: понятие любви Виды и стадии любви Понятие влюбленности Основные отличия влюбленности от любви. Обсуждаемые вопросы с учащимися: Что такое любовь? Всем ли дано испытать чувство любви? Как вы считаете какая из перечисленных видов любви будет наиболее крепкой? Что вы понимаете под словом влюбленность? Может ли влюбленность перерасти в любовь? |
Дискуссионная лекция |
2 |
5 |
Полярные понятия: мужественность и женственность |
Цель:сформировать у старших школьников толерантное отношение к полу. Содержание:рассматривается психофизиологический аспект мужественности и женственности, культурологический и социально-психологический. |
Проблемная лекция |
2 |
6 |
Тренинговые занятия по коррекции сферы межличностных отношений с противоположным полом у старшеклассников |
Цель:коррекция межличностных отношений между юношами и девушками. Содержание: игры направленные на успешное взаимодействие двух полов; упражнения на коррекцию взаимопонимания между полами. |
Практическое занятие
|
4 |
7 |
Семья: ценности, ресурсы |
Цель: сформировать у учащихся представление о структуре семьи. Содержание: мотивы создания семьи, функции семьи, роль отца и матери в семье, семейные традиции.
|
Лекция-диалог
|
2
|
8 |
Семья в современном обществе |
Цель: дать представление об основных этапах становления семейно-брачных отношений; дать определение понятию семья; различные взгляды на причины возникновения семьи; Содержание: понятие семьи и брака, типы баков, мотивы создания семьи, возраст вступления в брак в международном контексте, семейные обряды и традиции, сохранившиеся в современном мире, ознакомление с основными функциями семьи. Типы браков |
Дискуссия |
2 |
9 |
Любовь и сексуальность в современном мире |
Цель:просвещение подростков в сфере сексуальных отношений. Содержание: понятие любви, сексуальный компонент любви, его значение, возникновение подростковой сексуальности, преимущества воздержания от добрачных сексуальных отношений, последствия добрачных сексуальных отношений. |
Проблемная лекция |
4 |
10 |
Проблемы неполных семей |
Цель: воспитание чувства ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего; выявление причин осложняющих семейные отношения. 1 занятие: обсуждение с учениками проблемы неполных семей, понятие неполной семьи, причины возникновения неполных семей, ребенок в ситуации развода. 2 занятие: выявление особенностей отношений детей и родителей в ситуации развода, отношение детей переживших развод, к созданию собственной семьи, трудности подростков переживших развод на установление отношений с противоположным полом. Дискуссия на тему: «Способна ли современная мать заменить ребенку отца» Подведение итогов. |
Лекция
Дисскусия
|
2 |
11 |
Мужчина и женщина – разные половинки одного целого |
Цель: гармонизация отношений между полами. Содержание: обсуждение проблем, возникающих между мужчиной и женщиной. Вопросы для обсуждения: Современная женщина, какая она? Современный мужчина, какой он? Какие качества присуще мужчинам и женщинам? Нужны ли мужчины и женщины нужны друг другу? |
Дискуссионная лекция |
|
12 |
Межличностные конфликты и их преодоление |
Цель: дать представление о типах и методах разрешения конфликтов. Содержание: определение конфликта, основные типы конфликтов. Поведение в конфликтах. Конфликт в обществе, семье, школе. Методы преодоления конфликтов. |
Лекция Дискуссия Тренинг |
6 |
Литература
- Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. –362 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. А.Б.Орлова. — М. : Академический проект, 2008.-207с.
- Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008.– 400 с.
- Видра Д. Развод: трагедия или надежда?: Психологические проблемы семьи // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 11. — С.92-102.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — С. 387-397.
- Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.118-132.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Социальная конфликтология: Учеб. пособие / Под ред. А.В.Морозова. — М.: Академия. — 2002. — 336 с.
- Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Аракелова. — М.: Высшая школа, 1990. -124 с.
- Шнейдер Л.Б.Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. — М.: Академический Проспект, 2007. – 736 с.
3