Коррекционно развивающая программа, направленная на коррекцию негативного социального статуса и развитие жизнестойкости подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДЕГОГИКИ

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Муратова Жанна Каиржановна

(Курсовая работа по дисциплине «Методы коррекционно развивающей работы психолога»)

Исполнитель:

Муратова Ж.К.,

2 курс, 29118 гр.

Научный руководитель:

Семеновских Т. В.,

к.психол.н., доцент

Дата защиты_________

Оценка____________

Тюмень, 2013

Аннотация к программе

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека.

Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы занимать лидирующее положение в группе, реализовать свои возможности, чувствовать себя значимым необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализовываться.

Все это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С. Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.

Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

  1. принцип единства диагностики и коррекции;
  2. принцип системности коррекционных и развивающих задач;
  3. принцип приоритетности коррекции каузального вида;
  4. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  5. деятельностный принцип коррекции;
  6. принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
  7. принцип учета эмоциональной сложности материала.

Программа рассчитана на три блока, включающих три занятия, в которые входят психогимнастика, аутогенная тренировка, арт – терапия, экзистенциональная терапия, рационально – эмотивная терапия.

3 стр., 1398 слов

Принципы организации развивающей среды в группе и ДОО развивающей среды в ДОО

... какая модель и педагогические условия создания экологически развивающей среды актуальна в современной ДОО. Объектом работы является экологически развивающая среда в дошкольной образовательной организации. Предмет - ... не столько в области новых открытий и разработке современных технологий, сколько в изменении поведения человека. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив ...

Цель коррекционно развивающей программы:

  1. Коррекция негативного социального статуса подростков
  2. Развитие жизнестойкости подростков

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. Развитие жизнестойкости
  2. Осознание причин негативного социального статуса подростков
  3. Повышение жизнестойкости посредством арт – терапии, психогимнастики, аутогенной тренировки, рационально – эмотивной терапии А.Эллиса.

Коррекционно – развивающая программа представляет собой цикл трех последовательных блоков, предназначенных для работы с подростками: «Шаги к успеху» (эмоциональный блок); «Осознание положения» (когнитивный блок); «В гору по ступенькам» (поведенческий блок).

Каждый блок — это несколько занятий, объединенных одной тематикой. Главное условие эффективности занятий — участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единственно правильного ответа.

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам разрешения конфликтных ситуаций. Продолжительность основной части — 25 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут.

Структура программы

Блок I “Шаги к успеху” (эмоциональный блок)

Темы занятий:

«Образ

радости»

«Делу

время»

«Сила

духа»

Блок II “Осознание положения» (когнитивный блок)

Темы занятий:

«Общение как условие успеха»

«Принятие как условие успеха»

«Познай себя»

Блок III “В гору по ступенькам” (поведенческий блок)

Темы занятий:

«Есть проблемы? Решим!»

«Театр миниатюр»

«Жизненная позиция»

Содержание программы Блок 1. «Шаги к успеху»

Реализуется тремя занятиями «Образ радости» «В гору по ступенькам» «Сила духа».

Данные занятия способствуют развитию жизнестойкости на счет повышения сопротивляемости подростка стрессовым ситуациям.

Структура занятия, входящего в блок 1

п/п

Тема

Занятия

Цель

Занятия

Структура занятия

Водная

Часть

Основная

Часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

1

«Образ радости»

Создание комфортных, доверительных отношений в группе; снятие стресса; избавление от зажимов, напряжения

Упражнение «Шарик ртути»

Игра «Большой формат»

Упражнение «Встряхните»

2

«Делу время»

развитие умений, способствующих повышению стрессоустойчивости у подростков, проработка негативных эмоций, снятие отрицательных установок.

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Стресс не помеха»; упражнение «Что будет если»

Упражнение «Браслет дружбы»

3

«Сила духа»

развитие эмоционального спокойствия; развитие стрессоустойчи вости.

Упражнение «Радуга»

Упражнение «Мыльные пузыри»;упражнение «шаги к успеху»

Упражнение «Вредные советы»

Содержание занятий Занятие 1. «Образ радости»

Цель: создание комфортных, доверительных отношений в группе; снятие стресса; избавление от зажимов, осознание себя «здесь и сейчас»

Стимульный материал: клубок ниток, ватман, гуашевые краски, баночки для воды.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Шарик ртути» помогает участникам сосредоточиться на работе, настроиться, успокоиться. Ведущий просит пофантазировать. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо… Плавно поднимите руку… Мысленно перелейте ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть «не вылилась». Покатайте ртуть по телу… Верните ртуть в руку… На последнем разгибании пальца «вылейте» ртуть на пол.

Основная часть:

  • Игра «Большой формат» направлена на снятие стресса. На большом листе ватмана, подросткам предлагается двумя руками, без кисточек, одновременно, нарисовать общую картину. Игра способствует снятию зажимов, сближению коллектива.
  • Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения» способствует обмену позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

Ведущий говорит о том, что, все люди разные, и способы снятия напряжения у всех разные. Предлагает вспомнить и рассказать группе о своем способе выхода из стресса. Далее идет анализ. Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным? Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?

Заключительная часть:

  • Упражнение «Встряхните» помогает стряхнуть с себя негативные мысли, напряжение. Следует, расставить ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях. Встряхивать руками, ногами, головой и плечами в течение 5 мин. Освободитесь от напряжения.. В заключение необходимо сесть в спокойный уголок и в течение пяти минут наблюдать за своим дыханием.

Занятие 2. «Делу время»

Цель: развитие умений, способствующих повышению стрессоустойчивости у подростков, проработка негативных эмоций, снятие плохих установок.

Стимульный материал: мягкая игрушка, бумага, краски, кисточки, баночки, цветные нитки, карточки.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение “Приветствие”. Направлено на создание доброжелательной атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники тренинга передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу тебе подарить…”. Упражнение развивает коммуникативные навыки.

Основная часть:

  • Упражнение “Стресс не помеха” направлено на проработку негативных эмоций, снятие плохих установок. Подросткам предлагается нарисовать стрессовую ситуация в виде сказочного животного. Дальше с ним можно поиграть. К примеру, “посадите” в клетку с огромными замками. Или отправьте ее на другую планету в большущей ракете. В конце упражнения ведущий предлагает подросткам прислушаться к своим эмоциям.
  • Упражнение «Что будет, если» проводится для выяснения стратегий поведения подростков в стрессовых ситуациях. Детям раздаются карточки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Их задача, в парах, пофантазировать о возможной реакции главного героя. В общем обсуждении происходит корректировка действий, мыслей подростков.

Заключительная часть:

Упражнение “Браслет помощи” направлено на формирование позитивных установок, способствует развитию таких качеств как взаимопомощь, поддержка. Подросткам предлагается сделать себе оберег – браслет из цветных ниток, который будет способствовать безболезненному выходу из стрессовых ситуаций. Подростки договариваются о помощи друг другу в случае необходимости.

Подведение итогов. Прощание.

Занятие 3 «Сила духа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков замены негативных мыслей на позитивные, отработка навыков решения затруднения.

Стимульный материал: бумага, карандаши, ластик.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Радуга» помогает снять эмоциональное напряжения. Дети закрывают глаза. Ведущий просит представить, что перед ними находится экран. На экране они видят радугу — цвета, которые им нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ведущий описывает ощущения, а подростки представляют.

Основная часть:

  • Упражнение «Мыльные пузыри» формирует навыка замены негативных мыслей на позитивные. Ведущий предлагает взять карандаши, бумагу и проанализировать свои мысли о том, что беспокоит. Сравнить, как слова соотносятся с чувствами. Если подросток говорит: «Я себя плохо чувствую», — то он действительно себя почувствуете плохо. Ведущий предлагает переформулировать: «Я вздремну, и буду чувствовать себя лучше». Далее на чистом листе бумаги рисуется голова, из которой вылетают мыльные пузыри мыслей подростка вправо и влево. На пузырях слева пишутся негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные. Упражнение позволяет повысить самоуважение ребенка.
  • Упражнение «Шаги к успеху» помогает овладеть методом устранения напряжения, отработать навыки решения проблемы. На левой стороне листа необходимо нарисовать лестницу. На каждой ступеньке написать действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы).

    Подростки закрывают глаза и представляют себе каждый шаг. Далее составляется список всего, что мешает. Предлагается глубоко вдохнуть и «выдохнуть» отвлекающие мысли.

Заключительная часть:

  • Упражнение «Вредные советы» направлено на осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот». Далее происходит анализ. Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни? Каковы были последствия?

Подведение итогов. Прощание.

Блок 2. «Осознание положения»

Включает три занятия «Общение как условие успеха» «Принятие как условие успеха» «Познай себя», помогающих осознавать подросткам причины негативного социального статуса.

Структура занятий, входящих в блок 2

п/п

Тема

Занятия

Цель

Занятия

Структура занятия

Водная

Часть

Основная

Часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

1

«Общение как условие успеха»

Осознание причин сложности общения, установление доверительных отношений.

Беседа «Что такое социальный статус»; упражнение «Глаза в глаза»

Упражнение «Спина к спине»; Упражнение «Испорченный телефон»

Упражнение «Свеча доверия»

2

«Принятие как условие успеха»

осознание необходимости сотрудничества людей, принятие чувств другого человека, определение уровня сензитивности к окружающим.

Упражнение «Догадайся»

Игра «Найди и коснись меня»; упражнение «Рисунок на спине»

Упражнение «Прощание»

3

«Познай себя»

осознание положительных, негативных черт характера, узнавание причин трудности взаимодействия с другими людьми, умение осознавать себя «здесь и сейчас»

Упражнение «Внутренняя улыбка»

Упражнение «Горячий стул»; упражнение «Я люблю себя даже когда»

Упражнение «Осознание»

Содержание занятий Занятие 4 «Общение как условие успеха»

Цель: осознание причин сложности общения, установление доверительных отношений.

Стимульный материал: отсутствует

Ход занятия

Вводная часть:

  • Беседа «Что такое социальный статус» применяется для выяснения причин негативного статуса подростка. Ведущий просит ребят попробовать назвать возможные условия для формирования низкого статуса ребенка. Ответить на вопросы: — Как влияют коммуникативные навыки на социальный статус? Следует ли развивать умения общаться с другими людьми? – Как это может происходить?
  • Упражнение «Глаза в глаза» направлено на установление доверительного контакта, позволяет осознать причины сложности установления зрительного контакта. Участникам предлагается в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. При обсуждении, участников можно спросить: какие чувства они испытывали во время игры? кому было сложно установить зрительный контакт? почему было трудно?

Основная часть:

  • Упражнение «Испорченный телефон» помогает научиться понимать друг друга на вербальном уровне. Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет. Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий — четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу. В обсуждении можно спросить: были ли участники тактичны друг к другу? кому было сложно понять своего товарища?
  • Упражнение «Спина к спине» помогает получить опыт общения недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями. При обсуждении спросить: было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия: легко ли было вести разговор; какой получается беседа – более откровенной или нет.

Заключительная часть:

  • Упражнение «Свеча доверия» способствует осознанию уровня доверия другим людям. Участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение: — Какие чувства испытали, когда были свечой?

Подведение итогов. Прощание

Занятие 5 «Принятие как условие успеха»

Цель: осознание необходимости сотрудничества людей, принятие чувств другого человека, определение уровня сензитивности к окружающим.

Стимульный материал: воздушные шары, платок, мячик, свеча.

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Догадайся» направлено на создание благоприятной обстановки, сплочению коллектива, способствует осознанию необходимости сотрудничества людей . Группа встает в круг. Необходимо сосчитать до 20. Если какое-то число одновременно произносят несколько человек, счет начинается сначала. Число счета можно увеличивать. Когда группа справилась с заданием, его можно усложнить. Необходимо всем присесть. Если одновременно пытаются присесть несколько человек, все начинается сначала.

Основная часть:

  • Игра «Найди и коснись меня» способствует разогреванию участников, осознанию уровня сензитивности к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности. Участники игры встают в круг необходимо водящему найти определенного человека. Прикасаясь к нему руками. Обсуждение: — Как вам удалось так быстро определить конкретного человека?
  • Упражнение «Рисунок на спине» направлено на осознание, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого, демонстрацию возможности адекватного обмена информацией без использования слов. Участники делятся произвольно на 2 команды и строятся в 2 колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Обсуждение в общем кругу. – Что помогало понимать и передавать ощущения? — Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? — Что мешало выполнять упражнение?

Заключительная часть:

  • Упражнение «Прощание» направлено на осознание предпочтительных, значимых желаний. Ведущий говорит «- Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища. Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали. Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили предложение: «После этой встречи я… Откройте глаза и скажите». К этому моменту зажжена свеча. Ведущий протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.
  • Подведение итогов. Прощание.

Занятие 6 «Познай себя»

Цель: осознание положительных, негативных черт характера, узнавание причин трудности взаимодействия с другими людьми, умение осознавать себя «здесь и сейчас»

Стимульный материал: бумага, карандаши, фломастеры, стул

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Внутренняя улыбка» направлена на повышение самооценки подростков. Ведущий дает инструкцию: «Сядьте прямо на стуле. Поставьте ноги на ширине плеч. Положите руки на колени так, чтобы вам было удобно, закройте глаза и дышите как обычно. Постепенно расслабьте мышцы лица. Представьте, что вы находитесь в каком-нибудь очень располагающем к релаксации месте — возможно там, где вы чувствовали себя наиболее комфортно. Теперь представьте, что вы видите своё улыбающееся лицо. Распространите тепло улыбки на мышцы ног и рук, расслабляя их». Когда группа готова, открывает глаза.

Основная часть:

  • Упражнение «Горячий стул» направлено на осознание личных положительных и негативных качеств характера. Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо». Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию. В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.
  • Упражнение «Я люблю себя, даже когда…» способствует пониманию, что необходимо хорошо относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает, ищут способ принять себя такими, какие они есть. Участникам предлагается нарисовать в центре листа (А4) самого себя. Затем ведущий зачитывает инструкции. Далее участники возвращаются в одну группу Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.

Заключительная часть:

  • Упражнение «Осознание» направлено на осознание себя «здесь и сейчас». Подростки делятся на пары, садятся лицом к лицу. Делятся по очереди осознанием внешнего мира, внутреннего мира и мира чувств, мыслей, фантазий. Упражнение способствует расслаблению, снятию напряжения. Развивает умения активного слушания. Подростки учатся осознанно воспринимать мир.

Подведение итогов направлено на выяснение отношения детей к занятию: что им понравилось, хотели бы еще подобное занятие или нет. Как полученный опыт полезен для преодоления стрессового состояния.

Блок 3 «Делу время»

Состоит из трех занятий «Есть проблемы? Решим!» «Театр миниатюр» «», данные занятия позволяют повысить жизнестойкость посредством Арт – терапии, аутогенной тренировки, психогимнастики, рационально эмотивной терапии А. Эллиса.

Структура занятий, входящих в блок 3

п/п

Тема

Занятия

Цель

Занятия

Структура занятия

Водная

Часть

Основная

Часть

Заключительная часть

1

2

3

4

5

6

1

«Есть проблемы? Решим!»

Тренировка умения овладения собой в стрессовых ситуациях

Упражнение «Расслабление»

Упражнение «Снежки»

Упражнение «Прошу помочь»

Упражнение «Сложите свои проблемы в ящик»

2

«Театр миниатюр»

Проигрывание беспокоящих ситуаций

Упражнение«Движение концентрацией»

Техника «Ролевая игра»; техника «рационально эмотивное воображение»

Упражнение «Полотно желаний»

3

«Жизненная позиция»

Тренировка умения овладения собой в стрессовой ситуации, снятие напряжения

Упражнение «Разноцветные воздушные шары»

Игра «ССВУ»

Упражнение «Напряжение расслабление»

Упражнение «Запретный плод»

Занятие 7 «Есть проблемы? Решим!»

Цель: тренировка умений овладения собой в стрессовых ситуациях.

Стимульный материал: бумага, карандаши

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Расслабление» тренирует умение овладения собой в стрессовой ситуации, осознанное снятие напряжения. Сядьте в удобную позу, держа спину прямо и свободно опустив руки. Расслабьте мышцы плеч и шеи. Дышите нормально. Затем на вдохе отведите голову назад. На выдохе наклоните голову вперед, не наклоняя при этом вперед туловища. Повторите упражнения два-три раза. Затем на вдохе поднимите голову. Выдохните и расслабьтесь.

Основная часть:

  • Упражнение «Снежки» знакомит с методом снятия напряжения, способствует активизации. Предлагается соревнование. «Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше снежков». Участникам предлагается запомнить, то воодушевление, с каким они боролись до последнего.
  • Упражнение «Прошу помочь» помогает определить алгоритм обращения за помощью, осознать ценность коммуникативной компетентности. Участники делятся на пары. Каждая пара получает карточку с описанием ситуации, которую сложно решить самому школьнику (например, не понял учебный материал, которого нет в учебнике; необходимо срочно вернуть книгу своему знакомому, но ты уезжаешь; поссорился с приятелем).

    На основе приобретенных знаний каждая пара должна разработать конструктивный вариант решения поставленной задачи и представить его на групповое обсуждение.

Заключительная часть:

  • Упражнение «Сложите свои проблемы в ящик» способствует облегчению, снижению беспокойства при затруднениях. «Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что перед Вашей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Вы медленно открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит, например Ваше волнение перед завтрашними переговорами с клиентами, Ваш страх забыть о какой-нибудь важной встрече или не найти необходимые документы и т.д. Вы укладываете «спать» в сундук все, что Вас гнетет. А когда Вы на следующее утро проснетесь, сможете (мысленно) снова открыть крышку и вытащить обратно все свои задачи. Может быть, их станет меньше, может быть, их будет больше, они могут стать легче или тяжелее, но на время сна Вы смогли их поместить в надежное место».

Занятие 8. «Театр миниатюр»

Цель: проигрывание беспокоящих ситуаций, проблемных зон подростков

Стимульный материал: нитки, бумага

Ход занятия

Вводная часть:

  • Упражнение «Движение концентрацией» позволяет концентрироваться на объекте и воздействовать на него. Ведущий дает установку: «Обопритесь на локти и возьмите кончиками пальцев нитку с привязанным к ней маленьким предметом. Попробуйте, не делая никаких умышленных движений, силой одного представления придать колебаниям нужное направление. Вы убедитесь, что это довольно просто. Для эксперимента Вы можете через некоторое время изменить направление колебаний, заставить предмет двигаться не взад-вперед, а, например, слева направо или по кругу. Понаблюдайте за собственными ощущениями, которые Вы испытываете, влияя на движение предмета лишь концентрацией своего внимания».

Основная часть:

  • Техника «Ролевая игра» направлена на проигрывании беспокоящей ситуации. Ведущий предлагает подросткам проиграть стрессовую ситуацию, распределив роли
  • Техника «Рационально – эмотивное воображение» направлено на решение проблемной ситуации. Подростков просят представить волнующую их проблему, ощутить чувства, эмоции связанные с ней. Далее следует найти выход из нее.

Заключительная часть:

Упражнение «Полотно желаний» направлено на активную релаксацию. Нужно расслабиться и начать представлять себе, как будет выглядеть ваше осуществленное желание, что вас будет окружать, в каком вы будете состоянии, что вы при этом будете ощущать, слышать. Чем более подробно вы будете представлять, тем более эффективной будет программа. Лучше всего если вы не ограничитесь «застывшей» картинкой, а просмотрите целый «фильм» в воображении, причем обязательно цветной и со звуками.

Занятие 8 «Жизненная позиция»

Цель: анализ положительных сторон участия в конфликте

Стимульный материал: бумага, карандаши, бейджики.

Вводная часть:

  • Упражнение «Разноцветные воздушные шары» способствует эмоциональному расслаблению. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Подумайте недолго о том, что в данный момент вызывает у Вас наибольший стресс, и подберите для этого раздражителя ключевое слово (например, «конференция»).

    Если речь идет о каком-то человеке, пусть таким словом будет его имя. Представьте себе, что Вы записываете это слово на маленькой доске — темным цветом, угловатыми кривыми буквами. Затем в своем воображении начните менять элементы этой надписи. Пусть буквы приобретут более мягкое начертание и пастельные цвета, станут округленными и приятными. Пусть вся доска окрасится в яркие жизнерадостные цвета, а записанное на ней слово мало-помалу потеряет связь со своим неприятным содержанием. В заключение подвесьте к доске множество разноцветных воздушных шаров и дайте ей просто улететь.

Основная часть:

  • Игра «ССВУ» анализ положительных сторон участия в конфликте. Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона — то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы — какие неприятные для нас последствия могут быть. Разбейтесь на четыре подгруппы по цвету бейджиков. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конфликте. Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности.
  • Упражнение «Напряжение – расслабление» происходит знакомство с мышечными зажимами. Упражнение выполняется стоя. Все участники встают прямо и сосредотачивают свое внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку ослабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Заключительная часть:

  • Упражнение «Запретный плод» направлено на устранение конфликта при расхождении желаний и внешних норм. Все участники, по очереди, рассказывают, как они ведут себя, когда их желания расходятся с нормами.

Обратная связь

Каждый из участников высказывается, что он чувствовал во время различных упражнений, что ему больше понравилось, запомнилось или наоборот «не легло на душу». Что он вынес из занятия и возьмет ли на вооружение какие-либо техники.

Итак, на основе представленной коррекционно-развивающей программы:

  1. Корректируется негативный социальный статус
  2. Развивается жизнестойкость подростков

Литература:

1. Баева И.А. Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13-15 декабря 1995 г.).

Материалы Второй научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – С.35-36.

2. Гиг Дж.,Ван Прикладная теория систем: пер. с англ. – М.: Мир, 1981.- С.262.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образовния; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – С.4 (Стандарты нового поколения).- ISB 978-5-09-019046-6.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад; редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и лр.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С.175.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

7. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М: ПАПО МО.-2004.-23 с.

8. Тихомирова Т.С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2009. №8. – С.256-264.

9. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех.- Ю.: Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- 124 с.

10. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М.: ПАПО МО, 2004.–179 с.

11. Тихомирова Т.С. Технология как способ развития качества образования. /Стандарты и мониторинг в образовании.- М.: Русский журнал, 2006. № 3.– С.3-8.

12. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков. Методическое пособие. – М.: СИП РИА, 2003. – 88 с.

13. Тихомирова Т.С. Как помочь школьнику преодолеть стресс. Пособие для родителей, учителей, воспитателей и всех, кто хочет сохранить здоровье школьников.- М.: СИП РИА, 2003.- 40 с.

14. Тихомирова Т.С./ Сайт http://www.tistress.booknavigator.ru

15. Филиппов В. «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути решения».//Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей». 2003. Info@ruscenter.ru

16. Хорни К. Собрание сочинений в трех томах. – т.1. – Москва: «Педагогика», 1997.

17. Эриксон Э. Идентификация.- М., 1997.