Психотехнологии.к проблеме понятия

3

В последние десятилетия становятся популярными различные психологические техники воздействия на психику и поведение человека, позволяющие адекватно использовать ресурсы психики для достижения поставленных целей. Исследования данной проблемы активно применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге, положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб и прочее.

Вышесказанное имеет отношение к термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение в психологии и других областях науки и практики и столь же широкое толкование – «психотехнологии».

Анализ психологических словарей и сети Internet, позволяют сформулировать следующее рабочее определение интересующего нас понятия:

Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник: принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

Данное определение не в полной мере отражает специфику понятия «психотехнология», а лишь обозначает внешние характеристики данного феномена, дает поверхностное представление о его сущности.

Заметим, что термин «психотехнология» может быть истолкован в различных значениях. Опять же анализ литературы по данной тематике показал, что для одних «психотехнология» означает тренинговую форму обучения, для других – нейролингвистическое программирование или транзактный анализ, для третьих – разработку и испытание психотронного оружия, четвертые понимают под психотехнологией методы контроля сознания и так далее.

Более глубокий анализ понятия «психотехнология» провел в своей статье Н.Д. Узлов, который предпринял попытку систематизировать различные подходы к пониманию изучаемого нами понятия.

8 стр., 3659 слов

1.3. Анализ понятия:

... семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только ... Концепция государственной политики в отношении молодой семьи» вводит понятие «благополучной семьи», основным критерием которой является наличие ... браков, а основаны на добровольном сожительстве. 1.4. Анализ литературы: Для нашего исследования, в первую очередь, ...

Далее приведем ключевые моменты статьи Н.Д. Узлова [6] , в которой в качестве оснований рассмотрены использование данного термина через категории продуктивной деятельности, ориентировочной основы действий, алгоритма решения психологических задач, интегративной модели:

Психотехнология как продуктивная деятельность

С классификационной точки зрения психотехнологии относятся к классу социальных технологий, которые по аналогии с промышленными технологиями определяются как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [1].

Психотехнологию можно рассматривать как особую форму продуктивной деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, основанную на знании закономерностей функционирования психики. Продуктивная деятельность – деятельность рациональная и целесообразная по своей природе.

Психотехнология как ориентировочная основа действий.

А.П.Ситников описывает четыре возможных значения понятия «психотехнология». Исходным понятием выступает «совокупность действий и операций».

Значение I: психотехнология как реально осуществляемая упорядоченная совокупность действий и операций, или «осуществление психотехнологии».

Значение II: психотехнология как способ организации упорядоченной совокупности действий и операций в определенную целенаправленную последовательность или ориентировочная основа действий – «первичная форма существования психотехнологии».

Значение III: психотехнология как описание научными средствами целенаправленной последовательности действий, выявление их упорядочивающей основы, изучение закономерностей в способах организации действий с целью использования наиболее эффективных из них. Этому значению может соответствовать «психотехнологическое исследование».

Значение IV: психотехнология как результат описания осуществляемых способов организации действий и операций, нацеленный на его практическое применение, схема ориентировочной основы действий – совокупность различной предметной информации, ориентиров и указаний по совершению действий. Этому уровню соответствует «реализация психотехнологии».

Таким образом, психотехнология понимается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации, своей ориентировочной основой, совокупность и последовательность действий [4, 5].

Психотехнология как алгоритм решения психологических задач.

Т.С. Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.

8 стр., 3985 слов

Психологическое воздействие в профессиональной деятельности следователя

... к изменению хода событий, изменяя объект, т.е. только в результате действий психологического воздействия возникают те процессы, которые приводят к изменению психических параметров. 5. ... воздействия реализуется множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких. Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий коммуникации ...

• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.

• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.

• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия [2].

Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий (рекламных, избирательных, PR-технологий) построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.

Интегративная модель психотехнологий.

В.В. Козловым [3] предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы».

С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий: 1) интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие; 2) целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества; 3) метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими. Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни.

С учетом изложенного Н.Д. Узлов предлагает следующее определение: психотехнология – это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.

12 стр., 5718 слов

Для достижения цели ставятся определенные задачи:

... за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Для достижения цели ставятся определенные задачи: Во-первых, рассмотреть общую характеристику контроля за лицами, освобожденными от ... такое как: Административный контроль- система временных, принудительных, профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Подконтрольное лицо ...

Литература:

  1. Ивонин Л.Г. Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. С.345.
  2. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
  3. Козлов В.В. Использование психотехнологий как проблема психоэкологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.integratio.ru /article/018.htm
  4. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
  5. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992. 276 с.
  6. Узлов Н.Д. Психотехнологии: к проблеме определения понятия /Н.Д.Узлов //Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». – 2011. – Вып. 1(5).

    – С.32-42.