Развитие креативного мышления

Людмила Пономаренко

/Использованы материалы сайта www.sovershensyvo_iznutri.ru/

Развитие креативного мышления: зачем, как и в чем суть?

В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих.

Например, предпринимателям креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новенькое. Ведь известно, что в бизнесе кто первый — тот и выиграл.

Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться. Психологам — помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы.

Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) …

Быть креативным человеком — значит

  • обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе,
  • быть более интересным собеседником (нудность и банальность — качества, неприсущие креативным личностям),
  • уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций. Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личностив целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

5 стр., 2317 слов

Глава I. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление

... конструктов позволяет полагать, что они могут быть эмпирическими референтами двух областей метаиндивидуального мира – Обладания и Зависимости, соответственно. Хотя между переменными креативного мышления ... Рассматриваются также эндогенные факторы, которые не характеризуют области метаиндивидуального мира (например, интеллект), но исполняют роль медиаторов между областями метаиндивидуального мира ( ...

Благодаря креативному мышлению человек

  • способен решить любую проблему;
  • проявляя творческий подход, выгодно отличается от коллег;
  • и вообще, очень интересный собеседник уже потому, что не говорит банальности.

Разница между креативным и творческим мышлением

Креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание продукта искусства. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей.

Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление — это способность к изобретательству и научным открытиям.

Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого и креативного мышления.

В чем состоит развитие креативного мышления?

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек — незаурядная личность и творческая натура.

Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведения.

В английском языке есть знакомое многим выражение «thinking outside the box» (дословно — «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.

Помните известную истину из «Матрицы» о том, что ложки — нет? В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых нужно мыслить, тоже не существует объективно.

6 стр., 2519 слов

Глава 1 развитие наглядно — образного мышления в младшем школьном возрасте

... школьного возраста. Задачи: • Дать характеристику мышлению как психическому процессу • Рассмотреть особенности развития наглядно-образного мышления младших школьников • Диагностировать развитие наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте • ... психологическую и философскую информацию о нем самом, т.е. это мышление, которое может мыслить о самом себе, потому что умеет это делать ...

Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.

Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.

Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! 🙂

Другой способ развития креативного мышления — увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера 🙂

Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.

Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты — это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления!

Изучая биографии и истории успешных людейДэвид Галенсон (экономист, исследователь) пришел к выводу, что пик креативных способностей может достигаться в любом возрасте.

Галенсон выделил два типа креативных личностей. Одни, проявляют себя во всем великолепии еще в призывном возрасте, другие же, созревают очень медленно, их наивысшие творения и идеи приходятся на вторую половину жизни. Далее он приводит два ярких примера из обеих групп:

2 стр., 911 слов

«Особенности развития мышления ребёнка дошкольного возраста

... развития мышления на протяжении всего дошкольного возраста………………………………………………………………………………8 1.3 Руководство развитием мышления дошкольного возраста………………… 13 Вывод по 1 главе. ………….……………………………………………………..15 Глава 2. Изучение особенностей развития мышления дошкольного возраста ...

Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте — «Я редко экспериментировал. Если мне было что сказать, я никогда не искал способ, как это сделать, а просто его находил…».

Прямо противоположный пример — Поль Сезанн. Он начал рисовать в 15 лет, но только лишь когда ему был 61 год к нему пришел успех и особый взгляд. Сезан любил говорить — «В искусстве я ищу свой путь».

Последний пример явно свидетельствует о том, что развить в себе творческие способности, креативность человек может в любом возрасте. Однако многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, в то время как способность креативно мыслить есть у многих людей. Эти способности либо недооцениваются человеком, либо вовсе не замечаются, и он считает себя безнадежно заурядными.

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Мы рассмотрим самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление.

Развитие креативного мышления «между делом»

☻ Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете как «Амод ялд есв»

☻ Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, а потом только слышит будильник.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... наглядно-образное мышление. В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и ... с тем и процессом формирования способности детей к обобщению. Развитие способностей ребенка к обобщению является и ... принципом сохранения. Они понимают, что, если, на­пример, перелить жидкость обратно в другой стакан, ее уровень ...

☻ Во время перерывчика придумайте 10 экзотических имен: отдельно мужские, отдельно женские. К примеру, Маларуктигара или Пенигестиор.

☻ Как вариант, можно рисовать, особенно, если вы никогда этого не делали или всегда считали, что у вас это плохо получается. Нарисуйте что-то нереальное, к примеру, несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Кстати говоря, существует проективная методика «Несуществующее животное», выполнив которую вы сможете продиагностировать свои внутренние проблемы. В довесок к этому данный психологический тест способствует и развитию креативного мышления!

☻ Пока вы дома, возьмите карандаш в левую руку и пишите! И если уж совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать текст.

☻ В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов. К примеру, сладкая соль или правдивая ложь.

☻ Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте ее расшифровать. К примеру, МОЛОКО: Можно Очень Любить Отдаваясь Кому-то Одному.

☻ Придумайте 20 способов, как можно использовать стул. Только не берите избитые варианты, что на нем можно сидеть или стоять. Куда более оригинально будет сделать из него домик для кота или же использовать как гимнастический снаряд.

☻ Стимулируйте свою изобретательность методом принудительного соединения. Возьмите какой-то предмет и подумайте, как можно его видоизменить или усовершенствовать. Рассмотрим, к примеру, книгу. Попробуйте к ней «присоединять» другие вещи. Например, зеркало. Возможно, это будет книга с зеркальным отображением. А теперь «присоединим» плеер. Да это уже аудиокнига!

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

... религии... ...Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал ... – С. 52–55. В обоих письмах Ф. Энгельс касается проблем Новой Гвинеи, которая в 1880-е гг. стала объектом европейской ... —1980-е гг. и освещающие социальные аспекты этно-национальных проблем. 2. Справочные/аналитические 2.1.  Раскрывают определенный ...

Кстати говоря, этим методом часто пользуются, так называемые генераторщики идей. На Западе есть даже такая профессия. Ведь откуда столько разнообразия товаров? Сам ассортиментный ряд насчитывает сотни наименований, и все это — дело рук креативщиков, задача которых — генерировать множество идей.

Смысл данных упражнений — в уходе от стандарта. Таким образом, наше мышление открывает новые горизонты, которые простираются вдали от навязанных и надоевших стереотипов. На этом же принципе основан один известный инструмент ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Он называется метод фокальных объектов.

Выполняя эти нехитрые упражнения между делом всего по 15−20 минут в день, уже через месяц вы почувствуете грандиозные перемены в своем мышлении.

Кроме того, имейте всегда под рукой журнал идей. Какими бы бредовыми не казались ваши озарения — все записывайте. Таким образом, ваше креативное мышление вскоре наберет большие обороты, и вам станет по плечу даже гениальность!

Развитие образного мышления на все случаи жизни!

Развитие образного мышления, казалось бы, актуально для детского или подросткового возраста, или, в крайнем случае, для людей творческих профессий. Однако мы даже не подозреваем, что у умения образно мыслить есть верные спутники:

✔ способность легко решать проблемы ✔ способность успокаивать нервы ✔ способность визуализировать

Способность легко решать проблемы

Мы рассмотрим очень хороший метод быстрого решения проблемных ситуаций, который основан на применении образного мышления. Для начала разберемся, каким образом мы можем решать проблемы столь необычным способом.

Творческие люди умеют разрешать возникшие затруднения очень быстро не только потому, что их уровень понимания проблем очень глубокий. Они могут подойти к вопросу неординарно и поэтому легко избавиться от недоразумений.

14 стр., 6781 слов

Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

... можно сформировать и развить наглядно-образное мышление. 1. Изучение проблемы мышления в психолого-педагогической литературе 1.1 ... Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована. Вторая группа. Характеристика ... развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников В настоящее время, бесспорно, что чувственные образы, представления имеют ...

Как решить проблему с помощью образного мышления?

1. Представьте свою ситуацию в мысленных картинках.

К примеру, вы заметили, что дело, которым вы занимаетесь, идет на убыль. Представьте его в виде дерева, которое сохнет на глазах.

2. Нарисуйте недостающие образы, которые помогут исправить ситуацию, а затем подберите реальный эквивалент решения проблемы.

Вы видите, что на это дерево падает слишком много солнца (конкуренция) и оно нуждается в поливе (новых маркетинговых ходах).

Возможно, вы почувствуете, что почву надо удобрить или обратиться к специалисту-садоводу за советом. Или же вы решите построить «крышу» над деревом…

3. Дайте время себе на переосмысление, и хотя, вероятно, вы не сразу поймете, что лучше предпринять, через некоторое время вас настигнет озарение.

Так действует этот метод.

Способность успокаивать свои нервы

Наша психика не застрахована от каких-то неприятностей. А вот развитое образное мышление работает в самых неожиданных ситуациях.

Также можно сказать, что большинство психологических проблем человека находится только в его голове. Особенно склонны «заморачиваться» женщины, потому что слишком близко к сердцу воспринимают ситуации, которые происходят не только с ними, но и с другими людьми.

Но если проблема в голове, с нее и следует начинать! Умение переосмысливать ситуацию, применяя образы, не так просто, но этому можно научиться и довести навык до автоматизма.

Что бы ни случилось с человеком, он может включить собственный механизм психической защиты. В данном случае необходимо нарисовать какие-то комические образы и даже преувеличивать, доводя ситуацию до абсурда.

К примеру, вас обидел человек, как вам показалось, своей скупостью. Нарисуйте образ хомячка, который все утаенное пихает за щечки и становится очень смешным. Ну разве можно обижаться на это милое существо? Это его особенность такая — делать себе стратегические запасы.

Способность визуализировать

Существует очевидная польза от развития образного мышления при визуализации будущего*. Чем лучше вы разовьете эту способность, тем красочней будут созданные вами образы, а шансы на успешное их воплощение возрастут многократно.

(* пожалуйста, не увлекайтесь слишком визуализацией, при неумелом и чрезмерном использовании она может принести вред)

Старайтесь видеть трехмерные образы, проживать в них, превращаясь в гостей из будущего. Это уже образы не ассоциативные, однако, они могут дополняться новыми штрихами, которые способны будить ваше воображение и совершенствовать картины будущего, делая их ближе.

Упражнения для развития образного мышления

1. За пару минут воссоздайте в уме последний праздничный ужин. Вспомните, как вы были одеты, как выглядели окружающие люди. Почувствуйте вкус блюда, которое вы попробовали. Сделайте мысленную фотографию, сказав всем «cheese» и увидев, как все заулыбались.

2. Посмотрите на какой-то предмет, к примеру, чашку. Закройте глаза и воспроизведите ее в уме. Откройте еще раз глаза, и проверьте, насколько образ чашки в уме соответствует действительности.

3. Представьте какое-то животное и подумайте о том, какую пользу (или вред) оно способно принести. Не произносите слова, а мысленно прокручивайте, как киноленту, все ассоциации, которые приходят на ум, и представляйте их как можно красочнее.

К примеру, вы увидели корову. Представьте, как льется струя молока, далее — чашка — мед — девочка пьет из чашки — девочка растет — выходит замуж — у нее появляются свои дети — прогулочная коляска и т. д.

4. Можно делать это упражнение, используя несвязанные ассоциации. В таком случае мы получаем не логичное продолжение, а просто меняющиеся образы, как в игре ассоциаций.

Машина — колесо — дорога — пешеход — прогулка — парк — качели — дети и т. д.

Как видите, развитие образного мышления — очень даже увлекательное занятие. Повторяйте его время от времени, совершенствуйтесь, повышайте личную эффективностью.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector