Тема 3. Закономерности развития психики человека в онтогенезе

Возрастная и педагогическая психология

Теоретические вопросы:

  1. Врождённые свойства организмов и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий для психического развития человека. Социализация.
  2. Ведущая деятельность и её влияние на развитие психических процессов, формирование личностных новообразований и возникновение других видов деятельности.
  3. Психическое развитие и общение со взрослыми и сверстниками. Интериоризация.
  4. Стадиальность психического развития. Понятие социальной ситуации развития. Выделение периодов психического развития и определение

их возрастных границ. Классификация периодизаций психического развития (по Л.С.Выготскому).

  1. Возрастная периодизация. Факторы, определяющие психический возраст. Кризисы как переходные этапы от одного возрастного периода к другому.
  2. Необратимость психического развития, преемственность в психическом развитии детей, цикличность (спиралевидность) развития психики человека в онтогенезе.

Тема 4. Основные теории развития психики человека в онтогенезе. Теоретические вопросы:

1. Суть этологического подхода к объяснению поведения человека.

2. Сущность психического развития в психологической концепции З.Фрейда.

3. Теория Э. Эриксона и его периодизация психического развития.

4. Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт.

5. Основные понятия концепции когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии созревания когнитивных структур ребенка.

6. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.

Тема 5. Психологические особенности развития в младенческом и раннем возрасте.

Теоретические вопросы:

  1. Значение пренатального периода в развитии. Кризис новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постанальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс “оживления”.
  2. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте и ее динамика. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. Эмоциональное развитие в раннем возрасте . Депривация: типы и
  3. Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Формирование потребности общения. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Значение акта хватания для психического развития младенца
  4. Подготовительные стадии в развитии речи. Развитие речи. Речь и общение
  5. Характер игровой деятельности в раннем возрасте
  6. Кризис трех лет.

Тема 6. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте.

Теоретические вопросы:

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... предметов) и понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное ... опыта (опыта общения с людьми и окружающим миром) и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности. Формирование социального опыта ...

  1. Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.
  2. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности.
  3. Значение игры для психического развития ребенка.
  4. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.
  5. Развитие психических процессов у дошкольника.
  6. Кризис 7 лет.

Тема 7. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте

Теоретические вопросы:

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

2. Изменение социальной ситуации развития с поступлением ребенка в школу. Трудности первого года обучения.

3. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учебной деятельности.

4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.

5. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Тема 8. Психологические особенности развития в подростковом возрасте.

Теоретические вопросы:

  1. Особенности развития подросткового возраста. Центральные новообразования личности учащегося при переходе в подростковый возраст.
  2. Подростковый возраст и пубертатный период.
  3. Интеллектуальное развитие подростка.
  4. Характеристика “трудных” подростков и пути перевоспитания их.
  5. Акцентуации характера в подростковом возрасте.
  6. Развитие личности в подростковом возрасте.

Тема 9. Психологические особенности юношеского возраста.

Теоретические вопросы:

  1. Юность — как социально-психологическое явление.
  2. Развитие самосознания.
  3. Общение и эмоциональная жизнь.
  4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение.
  5. Проблема смысла жизни и ценностных ориентаций молодых людей в ранней юности.
  6. Юношеская дружба и любовь.

Тема 10. Предмет и задачи педагогической психологии.

Теоретические вопросы:

  1. Место педагогической психологии в системе психологической науки. Педагогическая психология, ее предмет и задачи.
  2. Категории педагогической психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, усвоение, знания, умения, навыки.
  3. Методологические основы педагогической психологии.
  4. Проблема соотношения обучения и развития.

Тема 11. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

14 стр., 6501 слов

Особенности и закономерности психологического развития женщин, ...

... тяжелые формы. Цель данного исследования - выявить психологические особенности и возможно общие закономерности психологического развития женщин, страдающих функциональным бесплодием. Предметом изучения является ... необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления ...

Теоретические вопросы:

  1. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
  2. Сущность и соотношение понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учение», «обучение».
  3. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.
  4. Ориентировочная основа учебной деятельности: понятие, типы, необходимые условия.
  5. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Знания, умения и навыки в процессе усвоения.
  6. Ученик как субъект учебной деятельности. Контроль и самоконтроль.

Тема 12. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости.

Теоретические вопросы:

  1. Психологические основы урока.
  2. Основные типы обучения.
  3. Психология педагогической оценки: функции оценки; особенности оценки и отметки. Структура педагогических оценок по Б.Г.Ананьеву.
  4. Типология отношения учащихся к деятельности. Условия эффективности процесса обучения.
  5. Психологические основы компьютеризации обучения; функции компьютера в учебном процессе.
  6. Проблема обучаемости школьника, ее диагностика. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении.

Тема 13. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению

Теоретические вопросы:

  1. Мотивация как психологическая категория.
  2. Учебная мотивация: виды, пути формирования, возрастные и индивидуальные особенности.
  3. Психологическая готовность к обучению. Компоненты готовности.

Тема 14. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

Теоретические вопросы:

  1. Сущность воспитания как целенаправленного процесса формирования личности (формирование смыслов, жизненных целей и ценностных ориентаций личности).
  2. Методы воспитания.
  3. Институты воспитания. Особенности современных институтов воспитания.
  4. Понятие «воспитуемость» и «трудновоспитуемость». Критерии воспитанности. Виды и методы психологической коррекции.
  5. Сущность процесса самовоспитания, методы и приемы.

Тема 15 (4 часа).

Психологические особенности личности и деятельности учителя.

Теоретические вопросы:

  1. Стороны профессиональной деятельности учителя: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, Характеристики педагогической деятельности: уровни продуктивности педагогической деятельности.
  2. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога: типы характера центрации учителя (по А.Б. Орлову).
  3. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Педагогические умения. Личность как стержневой фактор, определяющий профессиональную позицию в педагогической деятельности и общении. Личностные качества педагога: Педагогические способности и характер.
  4. Специфика познавательной сферы личности учителя и воспитателя. Система знаний, умений и навыков в личности учителя.
  5. Классификации педагогических способностей (Н.А.Аминов, Н.Д.Левитов, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина).

    2 стр., 887 слов

    Отношение к кредитам у различных психологических типов личности

    ... исследования – изучить отношение к кредитам различных психологических типов личности. Предмет исследования – психологическое отношение личности к кредитам. Объектом исследования – выборка кредитных заемщиков ... В теоретическом плане: определение понятий «психология отношений», «кредит», «психологические типы личности», «акцентуации характера», «монетарное поведение». Обобщение литературных данных по ...

    Творческие способности учителя.

  6. Психологические основы педагогического такта.Самообразование и самовоспитание как условие успеха деятельности учителя.

Тесты текущего контроля по курсу «Возрастная и педагогическая психология»

Тест по теме 3«Основные закономерности психического развития в онтогенезе»

1. К закономерностям психического развития в онтогенезе не относятся:

а/ гетерохронность развития; г/ актуальное развитие;

б/ сензитивные периоды; д/ генетическая обусловленность развития

в/ критические периоды развития;

2. Периоды, для которых характерно резкое ускорение процесса развития личности человека, называются…

А) критическими;

Б) адаптационными;

В) стабильными;

Г) сензитивными.

3. Специфика развития психических функций человека заключается в том, что они:

  1. отражают последовательность развития;
  2. в них представлены не только инстинкты;
  3. реализуют потребность в адаптации организма к среде;
  4. развиваются в процессе овладения общественно-историческим опытом

4. К существенным характеристикам возрастных периодов психического развития не относятся:

а/ доминирующая мотивация; г/ новообразования психики;

б/ содержание обучения; д/ ведущая деятельность

в/ зона ближайшего развития;

5. Сензитивные периоды – это…

  1. периоды, когда может появиться новообразование психики;
  2. периоды кризисного становления личности;
  3. периоды освоения новых видов деятельности;
  4. периоды наиболее благоприятные для формирования психических качеств.

6. Наличие кризисов в процессе развития ребенка следует понимать как:

  1. основную движущую силу развития;
  2. концепцию негативистов;
  3. не относящееся к закономерностям развития;
  4. ускоритель развития.

Тест по теме 4«Основные теории развития психики человека в онтогенезе»

1 Вариант

1. Сущность биогенетического направления состоит в том, что …

человек признается продуктом влияния среды;

все в человеке задано генетически;

социальное и биологическое в равной степени влияют на развитие;

человек не зависит ни от среды, ни от наследственности.

2. Если эволюционная задача периода от рождения до одного года не решена (по Э. Эриксону), то развивается

А. недоверие Г. чувство зависимости

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков ... стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - ...

Б. чувство вины Д. чувство изоляции

В. Чувство неполноценности

3. Кто автор теории конвергенции двух факторов?

А. А. Валлон В. В. Штерн

Б. С. Холл Г. А. Геккель

4. Процесс включения новой информации в качестве составной части в уже имеющиеся схемы называется в операциональной теории интеллекта Ж. Пиаже______________________

5. Кому принадлежит идея взять за критерий периодизации психического развития эрогенную зону (источник удовольствия)?

А. Л.С. Выготскому В. З. Фрейду

Б. К. Бюлеру Г. Ж. Пиаже

6. Бихевиоральные теории выделяют 3 типа научения:

А. классическое обусловливание Г. приспособление

Б. оперантное обусловливание Д. обучение посредством наблюдения

В. дрессура

7. В процессе развития психические функции, данные природой, — _____________ преобразуются в функции высшего уровня — ______________ (Л.С. Выготский ).

8. Интериоризация по Л.С. Выготскому является:

жестом;

переводом внешних действий во внутренний план;

знаком;

способностью действовать мысленно

9. Особый вид запоминания, вызываемый определенными воздействиями внешней среды в сензитивный период – запечатление – называется:

А. Гештальт Г. Драйв

Б. Инсайт Д. Импритинг

В. Катарсис

2 Вариант

1. Сущность социогенетического подхода

человек признается продуктом влияния среды;

все в человеке задано генетически;

социальное и биологическое в равной степени влияют на развитие;

человек не зависит ни от среды, ни от наследственности.

2. В теории Дж. Боулби и М. Эйнсворт опыт ранних отношений обуславливает чувство безопасности (или собственной незащищенности) благодаря механизму ____________.

3. Главный фактор развития (по З. Фрейду) — ___________________________.

4. Сколько стадий в развитии выделил Э. Эриксон в психосоциальной теории развития личности?

А. шесть стадий Г. восемь стадий

Б. четыре стадии Д. десять стадий

В. пять стадий

5. В каком возрасте преодолевается эгоцентризм детского мышления?

А. 3-4 года В. 9-10 лет

Б. 6-7 лет Г. 14-15 лет

6. Основанием для периодизации психического развития по Ж.Пиаже является:

адаптация;

ассимиляция;

аккомодация;

уровень сформированности интеллектуальных операций.

7. Кто автор теории «рекапитуляции»?

А. А. Валлон В. М. Мид

Б. С. Холл Д. А. Геккель

8. Механизмы формирования высших психических функций (по Л.С. Выготскому):

А. Обучение Г. Усвоение культурных знаков

Б. Воспитание Д. Орудийная деятельность

В. Интериоризация

9. Какая точка зрения принадлежит Л.С. Выготскому:

А. развитие и обучение идут независимо друг от друга, как бы параллельно

Б. обучение должно идти впереди развития, ввести его за собой,

В. обучение должно следовать за процессом развития

Тест по теме 5 «»Психологические особенности развития в младенческом и раннем возрасте

1 Вариант.

1. Окончанием периода адаптации новорожденного психологи считают

А) окончание потери веса

3 стр., 1174 слов

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ...

... этим актуальность работы заключается в изучении проблемы развития коммуникации детей с ДЦП. Объект исследования: коммуникация детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Предмет исследования: особенности ... В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает ...

Б) появление ориентировочного рефлекса

В) появление комплекса оживления

2. Ведущая деятельность младенческого возраста ___________________________________.

3. Формулой социальной ситуации развития раннего возраста является:

А) «МЫ»

Б) Ребенок – Предмет – Взрослый

В) Ребенок – Взрослый

Г) Ребенок – Взрослый — Предмет

4. Новообразованием раннего возраста не является:

А) ходьба;

Б) активная речь;

В) предметная деятельность (способы и правила действий с предметами);

Г) развитие самостоятельности и самосознания (Я-концепции).

5. В этот период появляется первая форма общения со сверстниками, которая в школе М.И. Лисиной получила название _________________________________ общение.

6. Признаки кризиса трехлетнего возраста:

А) непослушание; Е) своеволие;

Б) настойчивость; Ж) обесценивание;

В) строптивость; З) протест;

Г) деспотизм; И) упрямство.

Д) негативизм;

7. В данном возрасте формируются следующие формы мышления:

А) предметно-действенное;

Б) наглядно-действенное;

В) наглядно-действенное;

Г) словесно-логическое.

8. Кризис 3-х лет, по Эльконину Д.Б., это кризис

А) мировоззренческий

Б) отношений

2 Вариант.

1. Первой социальной реакцией, а также главным новообразованием первой половины первого года жизни является ___________________________________________.

2. Первым предличностным образованием являются ___________________________.

3. В раннем возрасте наиболее важным фактором психического развития являются:

а/ предметно-манипулятивная деятельность; г/ обследование предметов;

б/ рисование; д/ решение задач

в/ игра;

4. Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого на этом этапе развития является усвоение _______________________________________ предметов.

5. Стремление к совместному действию в ранний период обеспечивается такой формой общения с родными взрослыми (по М.И. Лисиной), как:

А) ситуативно-личностное;

Б) ситуативно-деловое;

В) внеситуативно-познавательное;

Г) внеситуативно-личностное.

6. Самосознание (Я-концепция) у ребенка данного возраста содержит:

А) рефлексивное Я;

Б) образ тела;

В) имя;

Г) образ пола, половую идентификацию.

7. Развитие каких психических процессов выделяют как новообразования раннего возраста:

А) активная речь Г) наглядные формы мышления

Б) восприятие Д) все вышеперечисленное

В) воображение Е) ничего из нижеперечисленного

8. В раннем возрасте наиболее важным фактором психического развития являются:

а/ предметно-манипулятивная деятельность; г/ обследование предметов;

б/ рисование; д/ решение задач

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

... своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм. Период  Старший подростковый возраст (15-17 лет). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно ...

в/ игра;

9. Предпосылками для возникновения игровой деятельности ребенка являются:

А) предметно-игровая активность

Б) использование предметов-заместителей

В) усложнение организации действий и их обобщение

Г) сравнение своих действий с действиями взрослого

Д) эмансипация от взрослого, стремление действовать самостоятельно

Е) все вышеперечисленное

Ж) ничего из вышеперечисленного

Тест по теме 6 «»Психологические особенности развития в дошкольном возрасте

1 Вариант.

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте определяется как _____________________________________________________________________________.

2. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является:

а/ активное поведение; г/ отношения со взрослыми;

б/ подготовка к занятиям; д/ ручной труд

в/ игра;

3. Дошкольный возраст сензитивен к

А) развитию речи Г) развитие сексуальности

Б) дифференциации звуков Д) формированию учебных навыков

В) развитию воображения

4. Признаки кризиса семилетнего возраста (по Л.С. Выготскому):

А) кривляние Д) негативизм

Б) настойчивость Е) своеволие

В) манерничанье Ж) обесценивание

Г) деспотизм Е) протест

5. Структура сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину):

А) роль Г) санкции

Б) игровое действие Д) правила

В) сюжет Е) перенос значения

6. Какие вида общения со взрослым появляются в дошкольном возрасте (по М.И. Лисиной):

А) ситуативно-личностное

Б) ситуативно-деловое

В) внеситуативно-познавательное

Г) внеситуативно-деловое

7. Какие новообразования дошкольного возраста выделяют как основные:

А) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности

Б) произвольность психических процессов

В) усвоение нравственных норм

Г) формирование иерархии мотивов

Д) развитие воображения

Г) чувство взрослости

2 Вариант.

1. Деятельностью, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений путем моделирования, является ____________________.

2. Установите последовательность в развитии игры:

А) сюжетно-ролевая игра

Б) подражательно-процессуальная игра

В) игра по правилам

3. К новообразованиям дошкольного возраста не относится:

формирование системы мотивов;

формирование самооценки;

произвольность;

чувство взрослости.

4. Менее значимой функцией игры в данном перечне является:

развитие произвольности психических процессов ребенка;

развитие воображения;

освоение социального опыта общения со сверстниками;

развитие способностей к доминированию и лидерству.

д) развитие способности к усвоению и употреблению символов и знаков

5. Соотнесите форму общения со взрослым и потребности в нем реализуемые:

1. Ситуативно-личностное А) потребность во внимании и доброжелательном

2. Ситуативно-деловое отношении взрослого

3. Внеситуативно-познавательное Б) потребность в уважительном отношении

4. Внеситуативно-личностное взрослого

В) потребность во взаимопонимании и

сопереживании взрослого

Г) потребность в сотрудничестве со взрослым

6. Какие новые мотивы появляются по мере развития игры:

11 стр., 5110 слов

Психическое развитие в подростковом возрасте

... для самостоятельной работы Задание 1 Провести исследования уровня тревожности в подростковом возрасте с применением тестовых процедур (два испытуемых). Задание 2 Провести изучение особенностей ... самоотношения в подростковом возрасте (два испытуемых). Рекомендации к выполнению лабораторной работы Подготовка к исследованию. ...

А) познавательный Г) социальный

Б) нравственный Д) соревновательный

В) Игровой

7. Какие изменения в познавательной сфере считают новообразованиями дошкольного возраста:

А) развитие воображения Г) освоение счета

Б) развитие памяти Д) активная речь

В) обученность чтению Е) децентрация мышления

Тест по теме 7 «»Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте

1 Вариант.

1. Главным фактором готовности ребенка к школе (из нижеперечисленного) является:

умение читать;

развитие произвольности;

владение счетом до 10;

стремление к ручному труду;

2. Основная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника:

А) ребенок – воспитатель Г) ребенок – сверстники

Б) ребенок – учитель Д) ребенок – ближайшее окружение

В) ребенок – родители

3. Соотнесите ведущую деятельность и возрастные периоды:

1. младенческий возраст А) игровая деятельность;

2. ранний возраст Б) учебная деятельность;

3. дошкольный возраст В) непосредственно-эмоциональное общение общение;

4. младший школьный возраст Г) предметно-манипулятивная деятельность

4. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого зависит успешность обучения младшего школьника, является:

память;

мышление;

внимание;

ощущение.

5. Выберите верное в отношении развития мышления в младшем школьном возрасте:

а) конкретное сформировано, развивается образное

б) сформировано образное, развивается словестно-логическое

в) сформировано конкретное, появляется словестно-логическое

г) сформированы все три типа мышления

д) появляются все три типа мышления

е) все перечисленное

6. К новообразованиям младшего школьника не относятся:

рефлексия;

произвольность;

эстетические чувства;

внутренний план действий.

мотивация достижения успеха – избегания неудач

7. Установите последовательность в формировании мотивации учебной деятельности:

А) широкая социальная мотивация (декларируемая)

Б) широкая социальная мотивация (реально действующая)

В) интерес к процессу

Г) интерес к содержанию

Д) интерес к результату

2 Вариант.

1. Готовность к школьному обучению предполагает:

а) зрелость познавательных процессов г) умение и желание общаться

б) умение читать и считать д) зрелость мотивов учебной деятельности

в) сформированность общих интеллектуальных умений е) все перечисленное

2. Формулой социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте является

А) Ребенок – Взрослый В) Ребенок – Взрослый — Задача

Б) Ребенок – Предмет — Взрослый Г) Ребенок – Взрослый (обобщенный, общественный)

3. Референтным лицом в младшем школьном возрасте является:

кумиры ТВ;

старшеклассники;

сверстники;

учитель.

4. Соотнесите виды ведущей деятельности предыдущих возрастов и их вклад в формирование учебной деятельности:

1. Непосредственно-эмоциональное общение А) оптимальное освоение роли учении

ка

и правил школьной жизни

Б) способность и склонность следо

вать образцам действия учителя

2. Предметно-манипулятивная деятельность В) доверие к учителю

5 стр., 2337 слов

История развития психологических знаний

... в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественны наук, благодаря опытно-экспериментальным ... этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. Выделение психологии в самостоятельную науку ... других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека. Согласно древнегреческому ...

Г) вера в свои силы

3. Игровая деятельность Д) стремление выполнять правила, инструкции

Е) готовность к дискуссии

Ж) открытость новому опыту

5. Младший школьный возраст сензитивен к

А) развитию координации движений Г) освоению навыков учебной деятель

ности

Б) развитию музыкального слуха Д) развитию коммуникативных навыков

В) развитию воли Е) развитию воображения

6. Основными характеристиками изменения личности в младшем школьном возрасте являются:

а) становление самооценки д) ничего из перечислено

го

б) появление новых форм общения со сверстниками е) все перечисленное

в) развитие познавательных мотивов

г) самопознание и личностная рефлексия

7. Структура учебной деятельности включает:

А) учебные задачи Г) учебные навыки

Б) учебные цели Д) действия контроля

В) учебные действия Е) действия оценки и самооценки

Тест по теме 8 «Психологические особенности развития в подростковом возрасте

1 Вариант.

1. Своеобразие социальной ситуации развития подросткового возраста состоит в том, что ________________________________________________________________________.

2. Ведущая деятельность подросткового возраста …

  1. Общение со сверстниками;
  2. Учебная деятельность;
  3. Игровая деятельность;
  4. Трудовая деятельность.

3. Для подростков не характерны следующие анатомо-морфологические особенности:

  1. активный рост скелета;
  2. половое созревание;
  3. неполное развитие сенсорной сферы;
  4. активное функционирование эндокринной системы.

4. Установите соответствие:

Возраст Особенности самосознания личности

1 Подростковый возраст А) мировоззрения и убеждения

2 Юношеский возраст Б) неадекватная самооценка

В) потребность в самоутверждении

Г) потребность в самоопределении

Д) направленность на будущее

Е) потребность быть взрослым

5. Основными формами самосознания в подростковом возрасте являются:

а) восприятие собственного пола в) «чувство взрослости» д) ничего из перечисленного

б) самооценка г) Я-концепция е) все перечисленное

6. Основные психологические потребности возраста:

А) стремление к общению со сверстниками («группированию»)

Б) стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, признанию прав

В) потребность самоопределения

Г) потребность в тактильном контакте

7. Соотнесите понятия:

1. Кризис независимости А) строптивость Ж) своеволие

2. Кризис зависимости Б) инфантилизм З) негативизм

В) упрямство И) зависимость от

старших

Д) протест – бунт

Е) послушание

2 Вариант.

1. Сложность социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в:

А) в неустойчивости протекания нервных процессов;

Б) в слабом развитии мышления в этот период;

В) в нежелании учиться;

Г) в проявлении подростковой самостоятельности и неадекватном восприятии ее родителями.

2. Соотнесите понятия.

Психологи Ведущая деятельность

Д.Б. Эльконин а) общественно-значимая деятельность

В.В. Давыдов б) общественно-полезная деятельность

Д.И. Фельдштейн в) интимно-личностное общение

3. Главным психологическим новообразованием подросткового возраста является:

А) конфликтность;

Б) чувство взрослости;

В) агрессия;

Г) отказ от еды.

4. Характеристиками подросткового возраста являются:

а) внутреннее усвоение внешних форм взрослости

б) колебание самооценки

в) развитие и совершенствование самосознания и самооценки

г) негативные отношения со взрослыми, особенно родителями

д) ничего из перечисленного

е) все перечисленное

5. К новообразованиям подросткового возраста относятся:

а) развитие словестно-логического мышления (формируются формально-логические операции)

б) совершенствование памяти

в) формирование половых интересов

г) развитие морально-ценностной сферы

д) ничего из перечисленного

е) все перечисленное

6. Соотнесите понятия

1. девиантное поведение а) зависимое поведение

2. делинквентное поведение б) нарушающее закон

3. аддитивное поведение в) отклоняющееся от социальных норм

7. Даже для нормальных подростков характерно:

А) предельная неустойчивость настроения, поведения Д) неадекватность реак

ций

Б) постоянные колебания самооценки Е) конфликтность

В) резкая смена физического состояния, самочувствия Ж) все вышеперечислен

ное

Г) ранимость З) ничего из вышепере

численного

Тест по теме 9 «Психологические особенности развития в юношеском возрасте

1. Установите соответствие:

Возраст Особенности самосознания личности

  1. Подростковый возраст А) мировоззрения и убеждения
  2. Юношеский возраст Б) неадекватная самооценка

В) потребность в самоутверждении

Г) потребность в самоопределении

Д) направленность на будущее

Е) потребность быть взрослым

2. Ведущей деятельностью раннего юношеского возраста является:

  1. трудовая;
  2. интимно-личностное общение со сверстниками;
  3. учебно-профессиональная;
  4. учебная.

3. Важнейшее новообразование интеллектуальной сферы юноши — развитие…

  1. теоретического мышления;
  2. смысловой памяти;
  3. внимания;
  4. конкретного мышления.

4. Основное новообразование раннего юношеского возраста…

воображение;

  1. мировоззрение;
  2. иерархия мотивов;
  3. произвольность.

5. Развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек в юности называется…

  1. направленностью личности;
  2. лидерским отличием;
  3. ролевой структурой;
  4. половой дифференциацией.

Тест по теме 10. «Предмет и задачи педагогической психологии»

1. Педагогическая психология – это наука…

А. о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

Б. о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

В. о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

Г. изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:

а) бихевиористского подхода;

б) когнитивного подхода;

в) ассоциативного подхода;

г) функционалистического подхода.

1. Предметом педагогической психологии является:

а) филогенез психики;

б) поведение;

в) развитие психики в онтогенезе;

г) закономерности психического развития человека в педагогическом процессе.

2. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении;

б) экспериментальном методе;

в) методе анализа продуктов деятельности;

г) беседе.

3. К разделам педагогической психологии не относится:

а) психология воспитания;

б) инженерная психология;

в) психология обучения;

г) психология педагогической деятельности.

Основной задачей образования является…

А. содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

Б. формирование умений и навыков;

В. содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

Г. овладение социокультурным опытом.

3. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…

А. принцип социального моделирования;

Б. принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

В. принцип личностно-деятельностного подхода;

Г. принцип установления связи между стимулами и реакциями;

Д. принцип упражняемости.

Тест по теме 11. «Психологическая сущность и структура учебной деятельности». Вариант 1

1. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

а) операция;

б) умение;

в) навык;

г) деятельность.

2. Под обучением понимают…

А. процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

Б. процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

В. предпринимаемые учеником учебные действия;

Г. процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

3. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте;

б) младшем подростковом возрасте;

в) старшем подростковом возрасте;

г) юношеском возрасте.

4. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является…

А. низкий уровень знаний;

Б. недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

В. недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

5. Недостатком программированного обучения является…

А. отсутствие четких критериев контроля знаний;

Б. недостаточное развитие самостоятельности учащегося;

В. отсутствие индивидуального подхода к обучению;

Г. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

6. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе…

А. программированного обучения;

Б. проблемного обучения;

В. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

Г. традиционного обучения.

17. Учебная деятельность состоит из…

А. учебной задачи и учебных действий;

Б. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

В. работы познавательных процессов;

Г. учебной задачи и учебных действий, действий внутреннего контроля и оценки у учащихся в процессе обучения

Д. действий внутреннего контроля и оценки у учащихся в процессе обучения

8. Понятие «обучаемость» определяется …

А. существующим уровнем знаний и умений учащегося;

Б. способностью учителя научить ребенка;

В. психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

Г. зоной актуального развития учащегося.

9. Один из принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л.С. Выготский;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) Ж. Пиаже;

г) Дж. Брунер..

10. Учение в отечественной науке П. Я. Гальперин трактовал как: а) приобретение знаний, умений и навыков; б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий; в) специфический вид учебной деятельности; г) вид деятельности.

Вариант 2.

1. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является…

А. научение;

Б. учение;

В. обучение;

Г. обученность.

2. Л.С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития…

А. отождествляя процессы обучения и развития;

Б. полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

В. полагая, обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

3. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

а) традиционное обучение;

б) программированное обучение;

в) проблемное обучение;

г) догматическое обучение.

4. Целью развивающего обучения является…

А. развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

Б. достижение высокого уровня обученности учащихся;

В. формирование умственных действий и понятий;

Г. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

5. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является…

А. потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

Б. потребность получать одобрение и признание;

В. стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

Г. стремление приобрести новые знания и умения.

6. Основной функцией педагогической оценки является…

А. определение уровня фактического исполнения учебного действия;

Б. осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

В. развитие мотивационной сферы учащегося.

7. Основные цели обучения…

А. образовательная;

Б. рефлексивная;

В. оценивающая;

Г. развивающая;

Д. воспитательная.

8. Прочитайте цитату и дополните ее, вставив необходимые слова:

Как пишет Л.С. Выготский, «зона _______________ развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития… Уровень ____________ развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ____________________ развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

9. Установите последовательность. Этапы формирования умственных действий и понятий (по П.Я. Гальперину)

А. формирование действия в материальной форме;

Б. «громкая социализированная речь»;

В. постепенное исчезновение внешней стороны речи;

Г. формирование мотивационной основы действия;

Д. составление схемы ориентировочной основы действия;

Е. предметное содержание действия.

10. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает…

А. организация обучения от частного к общему;

Б. логика восхождения от абстрактного к конкретному;

В. овладение большой суммой знаний;

Г. принцип усвоения логических форм.

Тест по теме 14 «Психологическая сущность воспитания, его критерии». Вариант 1

1. Виды воспитания по институциональному признаку:

А. семейное; Д. воспитание в детско-юнош. организациях;

Б. школьное; Е. воспитание по месту жительства;

В. гражданское; Ж. воспитание в закрытых и специальных восп.

Г. конфессиональное (религиозное); учреждениях

2. Воспитанность характеризуется …

А. предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

Б. усвоением нравственных знаний и форм поведения;

В. умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

3. Установите соответствие. Критериями воспитанности являются:

1.по М.В. Гамезо А. уровень сформированности нравственных потребно

стей,

2. по А.К. Марковой чувств, привычек;

Б. уровень преднамеренности, произвольности поведе

ния;

В. запас нравственных представлений;

Г. нравственные убеждения;

Д. реальное нравственное поведение

4. Когда ученики реализуют только внешнюю сторону образца поведения, не принимая его нравственной цели, то такой образец называется:

А. образец-знание;

Б. процессуальный;

В. личностный;

Г. социально одобряемый.

5. Совместная деятельность ребенка и взрослого, в результате которой устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, называется:

А. воспитательное воздействие;

Б. воспитательный прием;

В. воспитательное взаимодействие;

Г. воспитательное влияние.

6. Убеждение, внушение, подражание и заражение являются:

А. воспитательным воздействием;

Б. воспитательным приемом;

В. воспитательным взаимодействием;

Г. воспитательным влиянием.

7. Руководство самовоспитанием школьников предполагает решение задач:

А. возбудить и поддерживать стремление развивать положительные черты и избавиться от негативных;

Б. помочь школьнику критически отнестись к своей личности;

В. организовать обратную связь от одноклассников;

Г. обеспечить своевременное подкрепление проявления положительных изменений;

Д. помочь наметить школьнику программу самовоспитания;

У. Указать разумные пути самовоспитания.

Вариант 2.

1. Целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил человека – это:

А. обучение;

Б. воспитание;

В. учебная деятельность;

Г. социализация.

2. Установите соответствие:

Виды воспитания Части общественного опыта

физическое а. опыт познавательной деятельности

эстетическое б. опыт нравственных отношений

трудовое в. опыт физического развития человека

умственное г. опыт эстетического отношения к жизни

духовно-нравственное д. опыт трудовой и профессиональной деятельности

3. Направления воспитания воли:

А. организация деятельности учащегося, в процессе которой он учится делать волевые усилия;

Б. личный пример взрослого (родителей, учителей);

В. самовоспитание школьников (привычка строго следить за собой, преодолевать свои недостатки);

Г. развитие интересов и желаний школьников.

4. Метод, который мы применяем к ребенку, называется:

А. воспитательное воздействие;

Б. воспитательный прием;

В. воспитательное взаимодействие;

Г. воспитательное влияние.

5. Возможность свободного выбора деятельности учеником является:

А. воспитательным воздействием;

Б. воспитательным приемом;

В. воспитательным взаимодействием;

Г. воспитательным влиянием.

6. Самовоспитание – это…

А. процесс развития мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими;

Б. деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;

В. достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

7. Методами самовоспитания являются:

А. самопознание (самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение);

Б. самообладание (самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самопринуждение);

В. саморазвитие и самокоррекция;

Г. самостимулирование (самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение).

Тест по теме 15 «Психология деятельности и личности учителя». Вариант 1

1. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется…

А. педагогической направленностью;

Б. педагогической деятельностью;

В. педагогическим общением;

Г. педагогической компетентностью.

2. Специфической характеристикой педдеятельности является ее продуктивность. По Н.В. Кузьминой, выделяют следующее количество уровней:

А. три В. пять

Б. четыре Г. шесть

3. Педагогическая направленность – это…

А. любовь к детям;

Б. система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

В. желание освоить профессию педагога.

4. Установите соответствие

Индивидуальный стиль Характеристики

Эмоционально-импровизационный а.ориентация на процесс и результат обучения,

Эмоционально-методичный на всех учеников, смена видов деятельности,

Рассуждающе-импровизационны закрепление, контроль знаний, колл. Обсужде

ние

Рассуждающее-методичный б. ориентация на процесс обучения, нет

обратной связи, ориентация на «сильных»

в. ориентация на результаты, стандартное

ведение уроков, ориентация на «слабых»

г. ориентация на процесс и результаты, меньше

изобретательности в методах, меньше

контакт с учениками, но больше их слушает

5. Структура педспособностей (по Н.В. Кузьминой) включает

А. педнаблюдательность д. распределение внимания

Б. педвоображение е. организаторские способности

В. требовательность

Г. педтакт

6. Способность проникать во внутренний миру ученика, наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащихся и их временных психических состояний составляют суть способностей учителя (по Крутецкому В.А.):

А. дидактических В. организаторских

Б. перцептивных Г. коммуникативных

7. Если учитель умеет пересказать учащимся то, что знает сам, то он по Н.В. Кузьминой, обладает …уровнем продуктивности деятельности учителя:

А.репродуктивным В. локально-моделирующим

Б. адаптивным Г. системно-моделирующим

Вариант 2.

1. Установите соответствие.

Содержание педагогической деятельности Характеристики

  1. Предмет педдеятельности а. Индивидуальный опыт учеников
  2. Продукт педдеятельности б. Организация учебной деятельно

сти обучающихся

  1. Результат педдеятельности в. личностное развитие учеников

2. Установите соответствие:

Центрация (по Орлову А.Б.) Характеристики

  1. Эгоистическая а. центрация на интересах коллег
  2. Бюрократическая б. центрация на интересах администрации, руководителей
  3. Конфликтная в. центрация на интересах учащихся
  4. Авторитетная г. центрация на проявлениях своей сущности и сущности
  5. Познавательная других людей
  6. Альтруистическая д. центрация на интересах своего «Я»
  7. Гуманистическая е. центрация на запросах родителей учащихся

ж. центрация на требованиях средств обучения и

воспитания

3. Установите соответствие.

Педагогические способности Профессионально значимые качества

проектировочно-гностические а. педагогическое целеполагание

рефлексивно-перцептивные б. педагогическое мышление

в. педагогическая рефлексия

г. педагогический такт

д. педагогическая направленность

4. Установите соответствие.

Педагогические умения Характеристики

Конструктивные а. умения систематизировать знания, пользоваться

Коммуникативные литературой, анализ своего и чужого опыта

Гностические б. умения, определяемые художественными, спортивными

Организаторские или иными наклонностями

Прикладные в. умения устанавливать взаимоотношения с воспитанника

ми

г. умения организовывать на различные виды деятельно

сти

д. умения выбирать и проектировать материал в соответ

ствии с целями, проектировать личность школьника

5. Знание педагогом своего предмета относится к классу…

А. академических способностей;

Б. перцептивных способностей;

В. дидактических способностей.

6. Установите соответствие.

Исследователи Профессионально-значимые качества личности

1. Гоноболин Ф.Н. а. убежденность

2. Кулюткин Ю.Н., Сухобская б. эмпатия

в. способность к активному воздействию на уче

ника

г. целенаправленность

д. принципиальность

е. эмоциональная устойчивость

7. Если учитель владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений, навыков, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает …уровнем продуктивности деятельности учителя:

А.репродуктивным В. локально-моделирующим

Б. адаптивным Г. системно-моделирующим