Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1 Психолого-педагогический аспект развития познавательных способностей младших школьников в процессе обучения………………………….
§1.Понятие и сущность познавательных способностей.……………………..
§2. Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе. ……………………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2 Методика организации обучения на уроках математики в начальной школе для развития познавательных способностей младших школьников
§1. Общие методы и приемы развития познавательных способностей на уроках математики………………………………………………………………..
§2. Рекомендации к проведению эксперимента для выявления влияния организации обучения математике на развитие познавательных способностей младших школьников……………………………………………………………,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
2
Введение
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных ученых Немов Р.С., Бадмаев Б. и так далее. Однако в практической работе учителей начальной школы сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательных, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляется, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки нацелены на прохождение программы, а не на развитие познавательных способностей детей [24; с.214].Отсутствие познавательных способностей проявляется в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.
ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...
... Темп реакциихарактеризует быстроту протекания психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций ... сам по себе не определяет ни способностей, интересов ребенка, но оказывает большое влияние ... типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ориентироваться ... обучении, так и при воспитании детей.
Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимися русскими психологами Л.С. Выготским. Наиболее полное и последовательное воплощение идеи Л.С.Выготского получили в теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина-Давыдова. Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления, а именно теоретического мышления. Традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Материал ориентирован на среднего ученика, страдают наиболее способные учащиеся, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их познавательная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без затруднений.
Поэтому возникает потребность в некотором компромиссном варианте: использовать традиционные учебники, но для более способных учащихся включать в программу некоторый дополнительный материал как теоретического, так и практического характера. Этот дополнительный материал, должен быть нацелен, прежде всего, на развитие теоретического мышления учащихся, на углубление теоретических знаний. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и другие, познавательные способности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и являются условием творческого преобразования имеющимися у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Б. Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало.
Таким образом, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его познавательных способностей, воспитания творческой личности в целом.
В процессе познавательной деятельности развиваются прежде всего познавательные способности школьника, которые включают в себя развитие воображения, наблюдательности, неординарного мышления. Главная цель – научить детей мыслить. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира, Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель выпускной квалификационной работы выявить методику организации обучения математике для развития познавательных способностей младших школьников.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе
Предмет – развитие познавательных способностей младших школьников.
Использование методов активного социально-психологического обучения ...
... начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники ... анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать ... средней общеобразовательной школе. Начальные классы». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И ...
Задачи ВКР:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и научную литературу.
2.Определить понятие и сущность познавательных способностей младших школьников.
3.Выявить методику организации обучения математике в начальной школе для развития познавательных способностей школьников.
4.Разработать методику проведения эксперимента по развитию познавательных способностей………
Список литературы
1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа 2003. №1. с.44-51
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, М.- 1986г.
3. Тестов В.А., Л.Д. Уханова Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. // Начальная школа 1999. -№2 с.32-41
4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников – М., 1968г. с 433.
5. Немов Р.С. Психология кн.1. М., Владос 1998. с. 688, 374-377, 388-391.
6. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя кн.1. М., Владос, 2000 – с.168-171
7. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа 1992г. — №9 с.15-17.
8. Шмырева Т.Г., Нестерович С.М. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики. // Начальная школа 2003. №2 с 118-121.
9. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа 1999г. — №8 с.36-37.
10. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 2 класс (1-4) // Начальная школа – 1991 — №7.с 19-25.
11. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 3 класс (1-4) // Начальная школа – 1992 — №7(8).
с 27-32.
12. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 4 класс (1-4) // Начальная школа – 1993 — №8.с 29-36.
13. Общая психология / Рогов Е.И. – М, 1995.
14. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.
15. Словарь психология / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. – 1990.
16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
17. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И.М. Ламшера, А.К. Макровой, — М., 1982.
18. Зиновьева В.Н. Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историкоматематического характера./Нач.шк. – 2002 г. — №4 с.102-105.
19. Лебедева Л.Л. Для развития познавательной активности. Задачи для 2-3 кл. / Нач.шк. – 1988 г. — №6 с.37-40.
20. Камышников В.Н. Активизация познавательной деятельности — /Нач.шк. – 2001
21. Абдульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности – М.: Наука, 1980. – 953 с. (с.900 – 940).
Экспериментальная работа по формированию УУД младших школьников ...
... исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе. Предметом исследования являются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках. Цель ... системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается пут ...
22. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сот. Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 78-81 с.
24. Подласый И.П. – Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Владос, 1999. – кн.1: Общие основы. Процесс обучения – 212 – 220.
25. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. // Педагогика – 2002 — №3.
26. Топлов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981 – с.32.
27. Колягин Ю.М. Учись решать задачи. – М., 1979 г., с. 52 – 57.
28. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Методическое пособие для учителей и родителей. – М.: Владос, 2001 г.
29. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. т.6.№3.
30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995 г., с.12 -21.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981 г. – с. 4 – 11.
32. Назаретова А.В. Что такое креативность и как её развить на уроках // Творческий рост учителя в развивающем обучении: сб. ст. – Калининград, лицей № 49, 1999., с. 25 – 30.
33. Винокурова Н.К. Развития творческих способностей учащихся. – М., 1999., с.36 – 40.
34. Борзова В.А. Развитие познавательных способностей у детей. – Самара, 1994., с.42 – 53.
35. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997., с.64 – 71.
36. Петренко А.В. Задания для активизации познавательных способностей. // Начальная школа: плюс – минус. 2000., №3.
37. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.
38. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – М: ШГПИ им. В.И. Ленина, 1987.
39. Выгодский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте: избранные психологические исследования. – М., 1956.
40. Груденев Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. – М.: Педагогика, 1987.
41. Из опыта преподавания математики в школе. Пособия для учителей / сост. Семушкин А.Д. – М.: Просвещение, 1978.
42. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
43. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
44. Педагогика. Учебное пособие./ Под. редакцией Д.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2000 г.
45. Повышение эффективности обучения математике в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. / сост. Г.Д. Гляйзер – М.: Просвещение, 1989.
46. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Просвещение, 2000, с.88 – 92.
47. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Владос, 1999.
48. Подласый И.П. Педагогика: сто вопросов – сто ответов. – М.; 2001, с. 71-94.
49. Современные проблемы методики преподавания математики. Сборник статей. Уч. пособие. Составил Н.С. Антонов, В.А. Гусев – М.: Просвещение, 1985.
Обучение и развитие в школе и ВУЗе
... старым. Другими слова-ми, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его зна-ний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с ... среди которых особое место занимает урок (занятие) -- основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча-щихся. Анализ урока является одним ...
50. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М.: Просвещение, 1991.
51. Савкуева В.Ю. Личность. Индивидуальность. Развитие. // Нач. школа – 2003. — №7, с.102 – 103.