Развитие познавательных интересов на уроках

Тема

Развитие познавательных интересов на уроках

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический аспект развития познавательного интереса у младших школьников

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

1.2 Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

1.3 Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Вывод по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках

2.1 Организация экспериментального исследования

2.2 Выявление уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики

2.3 Рекомендации на развитие познавательного интереса на уроках математики у учащихся 1 класса

Вывод по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... что происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это ... к переоценке ценнос­тей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудитель­ную силу, на смену им проходят новые. Все, ...

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова).

В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревской, Н.Ф. Добрынина, Г.И. Щукиной и дургих подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.

Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс и методические средства не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся, как интегральное образование личности.

Цель исследования — выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.

Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.

Предметом исследования — педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

3. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

4. Проанализировать результативность экспериментального исследования.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

— своевременно начать процесс формирования познавательной активности детей;

— учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности;

— целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;

— формы и методы формирования познавательной активности младших школьников будут отвечать их интересам.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.

Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

20 стр., 9969 слов

Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...

... последовательная реализация принципов системности, детерминизма и развития. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения .1 Особенности ... - тот, кто управляет самолетом [33,с.261]. . Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. Однако из-за ...

Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.

Исследования Б.Г. Ананьева [2], Л.Н. Божович [5], Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], А.Г. Запорожца [15] показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин [13]); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн [30]); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер [32]); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова [25]); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев [19]); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев [26]); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Н.Г. Морозова [25], Г.И. Щукина [35]).

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

В исследованиях А. Валлона [7] познавательный интерес рассматривается через призму эмоционального отношения к предмету познания. Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации. По мнению психологов (Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [9], М.Ю. Кистяковской [18], Р.Я. Лехтван-Абрамовича [23]) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский [9] , А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [30] и др.).

Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которым способствует познавательный интерес.

2 стр., 713 слов

Особенности познавательной сферы и личности

... f. обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса. Особенности познавательной сферы и личности 1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание); 2. Особенности внимания ... к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима ...

А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

[22]

По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [35].

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Б.П. Есипов утверждал, что познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. [27]

Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г.И. Щукина [35] определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

М.А. Данилова, М.Н. Скаткина [12] отмечали, что в единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Г.И. Щукина утверждала, что познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. [36] Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. В.Б. Бондаревский, утверждал, что любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. [6]

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... характером?_________________________________________ счастливым?__________________________________________________ 4. Изучение мотивации учебной деятельности школьников Задание 1. Учусь потому, что… ... Ответьте на вопросы: 1). Каких людей Вы считаете здоровыми? __________________________________________________________________ ... и секций вызывают у Вас интерес? 11.1. посещаете постоянно 11.2. посещаете ...

По мнению Б.П. Есипова, теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность. В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. [27]

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. Н.В. Зверева отмечала, что в учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел).

Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес школьника. [29]

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя. ... Умеет вызвать и поддержать интерес к своему предмету 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. ...

Как показывают психолого-педагогические исследования А.Г. Дубова и В.В. Давыдова [14], интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

Исследования Л.С. Выготского [9], проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. Еще К.Д. Ушинский [33] подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.

Многолетние исследования И.Г. Морозовой [25], Г.И. Щукиной [36] доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

4 стр., 1854 слов

Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной ...

... методистов, которые рассматривают чтение как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и ... содержанием обучения чтению и уровнем развития читательской деятельности учащихся. Однако усилия педагогов должны быть направлены ... поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей ...

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. [3] Школы, писал Ж.Пиаже [28], «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают». К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. [16]

Формирование познавательного интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Как подчеркивает В.В. Давыдов, «обучение и воспитание служат средствами организации собственной деятельности детей, благодаря осуществлению которой они воспроизводят в себе исторически возникшие потребности, необходимые для успешного решения в дальнейшем многообразных задач производственной и гражданской жизни людей». Развивающее обучение акцентирует внимание на собственной деятельности ребенка (дети «воспроизводят в себе»), на его активном присвоении, а не пассивном усвоении исторически сложившихся общих способов и системы действий в интеллектуальной сфере. Присвоение это связано с моментом открытия, решения проблемы, с так называемой «квазиисследовательской» позицией ребенка в процессе специально организованной взрослыми учебной деятельности. Учебная деятельность, по определению В.В. Давыдова, — один из видов воспроизводящей деятельности, которая характерна для растущего человека на всем пространстве его жизненного становления, вплоть до перехода во взрослое состояние. Смена видов этой воспроизводящей деятельности лежит в основе возрастной периодизации психического развития, обусловливая специфику психологических характеристик ребенка на каждой возрастной ступени. [11]

Таким образом, формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. И форсировать этот процесс не следует, пока для него не созданы соответствующие предпосылки.

1.2 Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

По мнению А.К. Марковой, в классных коллективах младших школьников на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т.д. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. [24]

Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. [34]

Г.И. Щукина отмечала, что указанные уровни познавательного интереса довольно обще рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый данный момент учитель всё же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. [1]

Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника. Главный параметр уровней познавательного интереса — обращённость его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность. Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченны отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).

Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным. [34]

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определённым кругом предметом, заданий. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства учащихся, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника.

По мнению Г.В. Трегубовой, локализация познавательных интересов может быть также очень различной. Значительная часть учащихся имеет очень неясную, аморфную локализацию. У них чаще всего и можно обнаружить ситуативный интерес. При внешней стимуляции интерес к учению у этих школьников проявляется, но бывает нестоек и обязательно требует побуждений извне. [31] Наконец, известную группу школьников каждого класса составляют учащиеся с чётко локализованными, выраженными, доминирующими познавательными интересами. Стержневые, доминирующие интересы лежат у основания склонностей, способностей учащихся, определяют будущую профессию и поэтому представляют собой большую ценность для личности. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее управлять.

Давыдов В.В. утверждал, что наиболее благоприятны для учебного процесса широкие интересы учащихся с выраженной доминантой. По его мнению, что познавательный интерес — значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению. [11]

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности, по мнению Н.Д. Левитова, являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения. Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание. Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной активности школьника — стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения. [21]

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика. Эмоциональные проявления учащихся служат достаточно ясными показателями для учителя. Эти проявления часто настолько тонки и неуловимы, что только по ним одним составить впечатление об уровне развития познавательного интереса бывает затруднительно. Лишь в совокупности с другими параметрами они могут создать полную картину интересов учащихся.

Параметром показателей познавательного интереса учащихся являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся. Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжён со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. В естественных условиях учебного процесса учитель явственно видит эти полярные группы учащихся, из которых одна производит множество проб, отыскивает различные подходы и способы решения, другая либо отодвигает от себя тетрадь и отключается от учебного задания, либо пробует механически списать задание у соседа или с доски.

Н.В. Зверева отмечала, что регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника очень осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по стремлению к завершённости учебных действий. Интерес всегда связан с поглощённостью деятельностью, с уходом в деятельность, несмотря на посторонние раздражители. Лишь завершив начатую работу, школьник реагирует на них. Тот же процесс деятельности, который не привлекает ученика, скорее связан со стимулами внешнего порядка (не получить плохой отметки, не поставить себя в неловкое положение перед учителем, перед товарищами).

Подлинно познавательный результат его не столь волнует, как ученика с выраженным интересом к учению. [29]

В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой области знаний, деятельности, кругу чтения, занятиям в часы досуга, школьник раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и практической деятельности. Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель интересов и склонностей учащихся. Это весьма серьёзная социальная, не только педагогическая проблема, от верного решения которой зависит не только развитие интересов человека, но и его активная позиция в жизни.

Таким образом, формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

1.3 Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Горчинская А.А. отмечала, что познавательный интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми изменениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. [10]

Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

1. Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень).

На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов.

2. Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении.

3. Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Он связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. [20]

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм).

Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае в учении преобладает внутренняя мотивация, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

Локализация познавательных интересов может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет аморфную локализацию. Они рассеянны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне. Другая часть учащихся имеет широкую локализацию. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников и за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с четко локализованными познавательными интересами.

Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность.

Шевцова М.А. отмечала, что неоспоримо влияние познавательного интереса, как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Он может проявляться в различных формах:

1. Интеллектуальная активность. Учащиеся задают вопросы учителю (здесь мы имеем в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания), стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения, свободно оперируют приобретенными научными знаниями, стремятся поделиться новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за рамки программы.

2. Эмоциональные проявления — мимика, жесты, возгласы, обмен впечатлениями с соседом, обостренность внимания в позе, боязни нарушить тишину. Эмоциональные проявления связаны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах, во-вторых, с найденным рациональным способом решения задачи, с успехом деятельности, в-третьих, с определенным отношением к герою литературного произведения и т.д.

3. Волевые проявления — сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести ее до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.

4. Свободный выбор деятельности. Оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности. [34]

Таким образом, познавательный интерес в педагогическом процессе обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Огромная роль здесь принадлежит учителю, в руках которого познавательный интерес выступает эффективным инструментом развития и позволяет сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить их активизировать мышление, волноваться, переживать, увлеченно работать над учебной задачей. В педагогической практике необходимо рассматривать познавательный интерес не только как внешний стимул обучения и воспитания, но и как внутренний своеобразный процесс самой личности учащегося, затрагивающий наиболее значительные его стороны. Познавательный интерес, возникший благодаря внешним стимулам (эффектный опыт), может быстро исчезнуть, поэтому, отбирая соответствующие приемы, учителю следует помнить об их влиянии на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала.

Вывод по главе 1

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ

2.1 Организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан.

В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Цель эксперимента — выявить уровни развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

2. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

3. Проанализировать результативность экспериментального исследования.

Методы исследования:

1. Анкетирование.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.

Для получения сведений об уровне развития познавательных интересов на уроках математике нами было проведено анкетирование учащихся, и наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Анализ результатов диагностического исследования помог определить практические рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов у учащихся 1 класса.

Данные экспериментальной работы оформлялись в протоколах, таблицах.

2.2 Выявление уровня развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики

Цель — выявить уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Методика 1. Анкетирование учащихся (Приложение 1).

Цель — выявить уровень заинтересованности учащихся к уроку математики.

Протокол результатов анкетирования представлен в таблице Приложения 2.

Результаты отображены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 Выявление уровня заинтересованности учащихся к уроку математики

Уровни

Кол-во детей

В % отношении

Высокий

10

41,7

Средний

8

33,3

Низкая

6

25

Всего

24

100

Из таблицы 2.2.1 видно, что 10 испытуемых (41,7%) проявляют интерес к уроку математики, эти учащиеся любят решать задачи, выполнять устные упражнения, нравится выполнять различные задания по математики — находятся на высоком уровне заинтересованности к уроку математики.

8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне заинтересованности к уроку математики, т.е. эти учащиеся любят решать задачи, различные задания, но при этом не всегда любят выполнять устные упражнения по математики.

6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне заинтересованности к уроку математики, т.е. эти учащиеся не проявляют ни какого интереса, не любят решать задачи, выполнять устные упражнения, и, отвечая на вопрос «На кокой бы урок ты опоздал?», ответили на урок математики.

Таким образом, не все учащиеся 1 класса проявляют интерес к уроку математики.

Методика 2. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Цель — выявить уровень активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики.

Критериями оценки являлось: активная работа, проявление интереса к выполнению заданий, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.

В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы — высокий уровень.

В графу «средне активен» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давали неверные ответы — средний уровень.

В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы — низкий уровень.

Данные о результатах наблюдения занесли в таблицу (Приложение 3).

Результаты отображены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2 Выявление уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики

Уровни

Кол-во детей

В % отношении

Высокий

9

37,5

Средний

8

33,3

Низкая

7

29,2

Всего

24

100

Из таблицы 2.2.2 видно, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся на всем протяжении урока работали активно, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы.

8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне, т.е. эти учащиеся на протяжении всего урока работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.

7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы, не проявили ни какого интереса к уроку математики.

Таким образом, наблюдая за работой учащихся на уроке математики было выявлено, что не все учащиеся 1 класса проявляют активность и познавательный интерес на уроке математики.

Методика 3. Анкета (Н.Г. Лусканова) (Приложение 4).

Цель — выявить уровень мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся.

Анализ анкетных данных показал, что 70,8% испытуемым нравится урок математики; с радостью идут на него; с радостью рассказываю своим родителям об успехах по математики; посещают математический кружок; обсуждают с одноклассниками интересные монеты урока математики; с большим интересом выполняют полученные творческие задания.

29,2% испытуемым не очень нравится урок математики; хотели, чтобы у них был менее строганий учитель; не всегда с радостью идут на урок; хотели бы, чтобы им не задавали домашние задания по математики; иногда обсуждают интересные моменты урока математик; иногда с интересом выполняют полученные творческие задания.

Результаты отображены в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3 Выявление уровня мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся

Уровни

Кол-во детей

В % отношении

Высокий

10

41,6

Средний

7

29,2

Низкий

7

29,2

Всего

24

100

Из таблицы 2.2.3 видно, что 10 испытуемых (41,6%) находятся на высоком уровне мотивации познавательного интереса к уроку математики.

По 7 испытуемых (29,2%) находятся на среднем и низком уровне мотивации познавательного интереса к уроку математики.

Таким образом, не у всех учащихся 1 класса сформирования мотивация познавательного интереса к уроку математики.

Итак, анализ анкетных данных и наблюдение за работой учащихся на уроке математики показали, что не у всех учащихся 1 класса развиты познавательные интересы к уроку математики, это послужило разработать практические рекомендации для педагога, направленные на развитие познавательных интересов у учащихся.

2.3 Рекомендации на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса

Цель — разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательных интересов на уроках математики у учащихся 1 класса.

На основании вышеизложенных фактов учителю в процессе обучения рекомендуется предусматривать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Для этого необходимо в области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. А также:

— знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

— раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

— при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

— показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;

— раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

— постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

— вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

— ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

— практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

— развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;

— дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане рекомендуется:

— оживлять уроки математики, элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

— использовать всестороннее воздействие средств искусства;

— побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

— развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

— практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

— использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других;

— рекомендовать дополнительную литературу.

В области внеклассной работы предлагается:

— конкурсы смекалки;

— познавательные игры, игры — путешествия.

Таким образом, данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

Вывод по главе 2

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.

Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.

Для выявления уровня мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ анкетных данных показа, что 10 испытуемых (41,6%) находятся на высоком уровне и по 7 испытуемых (29,2%) находятся на среднем и низком уровне мотивации познавательного интереса к уроку математики.

Итак, анализ анкетных данных и наблюдение за работой учащихся на уроке математики показали, что не у всех учащихся 1 класса развиты познавательные интересы к уроку математики, это послужило разработать практические рекомендации для педагога.

Данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

школьный математика познавательный педагогический

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная в работе тема позволила сделать следующие выводы.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. В процессе его развития заметно активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений.

Оптимальной формой развития познавательных интересов младших школьников является творческая познавательная деятельность. Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной формы деятельности.

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 11. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса.

Для выявления уровня заинтересованности учащихся к уроку математики нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ показал, что 10 испытуемых (41,7%) находятся на высоком уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 6 испытуемых (25%) находятся на низком уровне.

Для выявления уровня активности и познавательного интереса учащихся 1 класса на уроке математики мы использовали наблюдение за работой учащихся на уроке математики. Анализ наблюдения показал, что 9 испытуемых (37,5%) находятся на высоко уровне, 8 испытуемых (33,3%) находятся на среднем уровне и 7 испытуемых (29,2%) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики.

Для выявления уровня мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся нами было проведено анкетирование учащихся. Анализ анкетных данных показа, что 10 испытуемых (41,6%) находятся на высоком уровне и по 7 испытуемых (29,2%) находятся на среднем и низком уровне мотивации познавательного интереса к уроку математики.

Итак, анализ анкетных данных и наблюдение за работой учащихся на уроке математики показали, что не у всех учащихся 1 класса развиты познавательные интересы к уроку математики, это послужило разработать практические рекомендации для педагога.

Данные практические рекомендации помогут учителю начальных классов в развитии познавательных интересов у учащихся к урокам математики.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 297 c.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2000. — 351с.

3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Ш.А. Амонашвили. — Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 349 с.

5. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.C Славина // Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии школьника. — М.: АПН РСФСР, — 1951, Вып. 36. — С. 29-105.

6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — М.: Просвещение, 1967. — 195 с.

8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: в 2 ч. / А.Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.

9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

10. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук А.А. Горчинская. — Челябинск, 1999. — 187 с.

11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

12. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 303 с.

13. Добрынин, Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н.Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. — Т.1. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — 644 с.

14. Дубов, А.Г. Проблемы развивающего обучения / А.Г. Дубов, В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 260 с.

15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т.1 / А.В. Запорожец. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.

16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.

17. Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. — 1993. — № 12. — С. 14-19.

18. Кистяковская, М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни М.Ю. Кистяковская // Вопросы психологии. — 1965. — № 2. — С. 129-140.

19. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1965. — 254 с.

20. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников / А.В. Лебедева Школа педагога. СПО. — 2010. — № 2. — С. 62-64.

21. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 460 с.

22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

23. Лехтман-Абрамович, Р.Я. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. — М.: Медгиз, 1949. — 76 с.

24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

25. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. // Педагогика и психология. — 1979. — № 2. — С. 5-46.

26. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. — 356 с.

27. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Б.П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967. — 414 с.

28. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер.с англ. и фр. / Ж. Пиаже. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.

29. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. Н.В. Зверевой. — М.: Педагогика, 1983. — 176 с.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. — 705 с.

31. Трегубова, Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка / Г.В. Трегубова // Начальная школа. — 1995. — № 6. — С. 45-50.

32. Фрейд, 3. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. Период открытого кризиса. Тексты / 3. Фрейд; под ред. П.Я. Гальперина. — М.: Изд. -во МГУ, 1992. — 362 с.

33. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 5 / К.Д. Ушинский. — М.: Академия педагогической науки, 1950. — 594 с.

34. Шевцова, М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций: дис. канд. пед. наук / М.А. Шевцова. — Воронеж, 2004. — 217 с.

35. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.

36. Щукина, Г.И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки. Т.106 / Г.И. Щукина. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1955. — С. 51-77.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика 1. Анкетирование учащихся.

Цель — выявить уровень заинтересованности учащихся к уроку математики.

Вопросы анкеты:

Фамилия, имя

1) Какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?

2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики? (решать выражения, задачи, устные упражнения, никакие)

3) Ты быстрее решаешь устно или письменно?

4) Любишь ли ты устный счёт?

5) Тебе больше нравиться выполнять задания по русскому языку, чтению или по математике?

6) На какой бы урок ты опоздал? (русский, математика, чтение)

Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось на 1 и 6 вопросы, 2 и 5 вопросы дополняли ответ, а 3 и 4 вопросы были дополнительными и не давали ответа на то интересна ли ученику математика или нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выявление заинтересованности учащихся к уроку математики

Испытуемый

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

1

Математика

Устные упр

Устно

Да

Математике

Чтение

2

Изо

Никакие

Устно

Да

Чтение

Математика

3

Мир вокруг

Устные упр

Устно

Да

Чтение

Математика

4

Русский

Задачи

Устно

Да

Русскому

Чтение

5

Чтение

Выражение

Устно

Нет

Чтение

Русский

6

Математика

Устные упр

Устно

Да

Математике

Русский

7

Изо

Никакие

Письменно

Нет

Чтение

Русский

8

Мир вокруг

Устные упр

Устно

Да

Чтение

Математика

9

Русский

Устные упр

Устно

Да

Русскому

Математика

10

Математика

Задачи

Устно

Нет

Математике

Русский

11

Труд

Выражения

Письменно

Нет

Математике

Чтение

12

Математика

Устные упр

Устно

Да

Чтение

Русский

13

Математика

Выражения

Устно

Да

Математике

Русский

14

Чтение

Задачи

Устно

Да

Чтение

Математика

15

Русский

Выражения

Устно

Нет

Русскому

Чтение

16

Чтение

Выражения

Письменно

Нет

Чтение

Русский

17

Математика

Задачи

Устно

Да

Математике

Чтение

18

Математика

Выражения

Устно

Нет

Математике

Русский

19

Русский

Задачи

Письменно

Нет

Русскому

Чтение

20

Математика

Устные упр

Устно

Да

Математике

Русский

21

Мир вокруг

Никакие

Письменно

Нет

Русскому

Математика

22

Мир вокруг

Устные упр

Устно

Да

Русскому

Чтение

23

Математика

Устные упр

Устно

Да

Чтение

Русский

24

Математика

Задачи

устно

Да

Математике

Чтение

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результат наблюдения по данным экспериментального класса

Фамилия

Активен

Средне активен

Пассивен

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

Количество учащихся

9

8

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика 3. Анкета (Н.Г. Лусканова).

Цель — выявить уровень мотивации познавательного интереса к уроку математики у учащихся.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравятся уроки математики, проводимые в школе?

Нравятся — 3 балла

Бывает по-разному — 2 балла

Не очень — 1 балла

Не нравятся — 0 баллов

2. Ты с радостью идешь на уроки по математики?

Иду с радостью — 3 балла

Бывает по-разному — 2 балла

Чаще хочется остаться дома — 1 балл

Не с радостью — 0 баллов

3. Тебе нравится ваш учитель?

Нравится — 3 балла

Не очень нравится — 2 балла

Не нравится — 1 баллов

Не знаю — 0 баллов

4. Ты хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?

Не хотел бы — 3 балла

Иногда — 2 балла

Точно не знаю — 1 балла

Хотел бы — 0 баллов

5. Тебе нравится, когда у вас нет урока по математики?

Не нравится — 3 балла

Бывает по-разному — 2 балла

Нравится — 1 балл

Не знаю — 0 баллов

6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнее задание по математики?

Не хотел — 3 балла

Иногда — 2 балла

Не знаю — 1 балл

Хотел бы — 0 баллов

7. Ты часто рассказываешь родителям об успехах по математики?

Часто — 3 балла

Иногда — 2 балла

Редко — 1 балл

Не рассказываю — 0 баллов

8. Обсуждаете ли вы с одноклассниками интересные моменты урока?

Да — 3 балла

Бывает по-разному — 2 балла

Редко — 1 балл

Нет — 0 баллов

9. Посещаешь ли ты в математическом кружке?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Очень редко — 1 балл

Нет — 0 балов

10. С интересом ли ты выполняешь полученные творческие задания, если они есть?

Да — з балла

Бывает по-разному — 2 балла

Иногда — 1 балл

Нет — 0 баллов

Критерии оценки

Высокий уровень — 25-30 баллов

Средний уровень — 20-24 баллов

Ниже среднего — 15-19 баллов

Низкий уровень — 10-14 баллов

Очень низкий — меньше 10 баллов — негативное отношение к предмету, учителю.

Размещено на