ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
практикум
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
Пермь
пгпу
2008
Рецензент:
канд. пед. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко
Автор-составитель:
ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии Ю.Г. Чудинова
Психолого-педагогический практикум: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. Ю.Г. Чудинова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 30 с. |
В учебно-методический комплекс по дисциплине психолого-педагогический практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов и эссе, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам.
Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Чудинова Ю.Г.. составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2008
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины «Теория и методика экологического образования детей» …………………………………………….. |
|
1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………………. |
|
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………………… |
|
3. Объем дисциплины …………………………………………………………….. |
|
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….. |
|
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………………… |
|
4. Содержание курса ……………………………………………………………… |
|
5. Темы и содержание семинарских занятий …………………………………… |
|
6. Примерная тематика рефератов ……………………………………………….. |
|
7 Учебно-методическое обеспечение …………………………………………… |
|
7.1. Литература ………………………………………………………………….. |
|
7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………………. |
|
8.3. Методические указания студентам ……………………………………….. |
|
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний ……………………………… |
|
I. Рабочая программа дисциплины «Теория и методика экологического образования детей»
1. Цели и задачи дисциплины
Психолого-педагогический практикум в рамках курса «Общая педагогика» является дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности « Дошкольная педагогика и психология». По своей сути он является одним из вводных предметов в системе вузовских педагогических курсов. От того, насколько качественно будут решены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профессионально-педагогической подготовки в целом.
Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориентированность на организацию активной учебно-познавательной и практической деятельности, в результате которой студенты разработают индивидуализированные модели собственного профессионального облика и программы личностного профессионального становления.
Практикум требует установления широкого спектра междисциплинарных связей не только с общей педагогикой, но и с психологией, историей, культурой речи и т.д.
Цель практикума: актуализация и систематизация психолого – педагогических знаний, умений и навыков студентов по дисциплине «Общая педагогика», выработка определенного спектра профессионально – личностных качеств, формирование первоначального профессионального опыта.
Задачи практикума:
- формировать комплексное представление о педагогической деятельности, педагогической профессии, воспитательно-образовательном процессе, особенностях его построения;
- развивать педагогическое, критическое мышление, содействовать становлению педагогического сознания, профессиональной «Я – концепции», потребности в организации самовоспитания и самообразования;
- содействовать становлению профессионально-педагогических мотивов и установок, воспитывать профессиональный интерес;
- развивать умения проектировать, конструировать, моделировать, прогнозировать и т.д. в рамках педагогической деятельности;
- содействовать накоплению профессионального опыта, овладению педагогическими технологиями;
- способствовать развитию профессионального потенциала личности.
Успешное прохождение и освоение всего содержания практикума может способствовать овладению и накоплению первоначального профессионального опыта у студентов, создаст базу для успешного овладению другими дисциплинами общепрофессиональной подготовки, а также успешное прохождение практики.
Содержание курса включает в себя решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм профессиональной педагогической деятельности и моделирование образовательных ситуаций.
Содержание курса в полной мере соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дошкольная педагогика и психология»:
Выписка из ГОС ВПО по специальности 050703 (030900) «Дошкольная педагогика и психология»:
Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть:
Представлениями о:
- сущности, особенностях и значении педагогической профессии, профессиональной педагогической деятельности, педагогической этики, педагогической компетентности;
- взаимосвязях педагогических наук;
- технологиях построения воспитательно-образовательного процесса;
- нормативно-правовых основах существования и организации образования в РФ.
Знать:
- основные педагогические категории;
- теоретические основы воспитательного и обучающего процессов;
- ведущие педагогические закономерности и принципы;
- основные средства, методы и формы организации педагогического процесса;
- функции и возможности социальных институтов воспитания личности.
Уметь:
- применять основные педагогические умения: прогнозирования, анализа, проектирования, конструирования, исследовательской деятельности, педагогического моделирования и т.д.;
- применять на практике ведущие теоретические положения педагогической науки;
- планировать и осуществлять педагогическое общение;
- проектировать индивидуализированные программы собственного профессионального становления;
- самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность;
- моделировать и осуществлять образовательный процесс.
Приобрести навыки:
- учебно-познавательные;
- решения типовых задач педагогической деятельности;
- самоанализа и самооценки учебно-познавательной, проектировочной, практической деятельности.
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения: очная
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
||
очная |
В том числе по семестрам |
||
1 |
2 |
||
Аудиторные занятия |
|
|
|
Лекции |
|
|
|
Практические и семинарские занятия |
24 |
|
24 |
Лабораторные работы (практикум) |
— |
— |
— |
Самостоятельная работа |
24 |
|
24 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ |
48 |
|
|
Текущий контроль |
|
|
|
Курсовая работа |
— |
|
|
Виды итогового контроля |
Зачет – 2 семестр |
|
Зачет |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения – очная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоятельная работа |
|||||
лекция |
Практ. занятия семинары |
Лабораторные работы |
||||
Раздел 1. « Введение в педагогическую профессию» |
||||||
Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе. |
2 |
|
2 |
|
|
|
Педагогическая деятельность и педагогическое общение. |
3 |
|
2 |
|
1 |
|
Учитель как субъект педагогической деятельности |
2 |
|
2 |
|
|
|
Подготовка и профессиональное становление педагога |
2 |
|
|
|
2 |
Раздел 2. «Педагогика как наука» |
|||||
Педагогика в системе современного человекознания |
4 |
|
4 |
|
|
Методологические основы педагогики. |
6 |
|
4 |
|
2 |
Раздел 3.Образование как фактор развития личности и общества. |
|||||
Образование как социальный институт |
2 |
|
|
|
2 |
Образование как педагогический процесс |
4 |
|
4 |
|
|
Система образования в России |
1 |
|
|
|
1 |
Раздел 4. Теория и методика обучения |
|||||
Дидактика как наука |
2 |
|
|
|
2 |
Обучение как педагогический процесс |
2 |
|
2 |
|
|
Организация процесса обучения |
2 |
|
2 |
|
|
Современные модели организации обучения |
3 |
|
|
|
3 |
Виды обучения |
2 |
|
|
|
2 |
Раздел 5. Теория и методика воспитания |
|||||
Воспитание как социальный институт |
2 |
|
|
|
2 |
Методологические основы процесса воспитания |
2 |
|
|
|
2 |
Воспитание как педагогический процесс |
2 |
|
2 |
|
|
Воспитательная система |
2 |
|
|
|
2 |
Самовоспитание личности |
1 |
|
|
|
1 |
Педагогика межнационального общения |
2 |
|
|
|
2 |
4. Содержание курса
Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию»
Тема 1. Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе
Особенности взаимодействия педагога и ребенка. Возможности реализации педагогической профессии и ее основных социальных функций: воспроизводство, охрана и обогащение общечеловеческой культуры, духовной силы общества, образование и воспитание личности. Реализация Российского законодательства в области образования. Многообразие педагогических профессий. Перспективы развития педагогической профессии в условиях модернизации интеграции образования и развития общества.
Тема 2. Педагогическая деятельность
и педагогическое общение
Особенности осуществления профессиональной педагогической деятельности. Реализация гуманистической направленности педагогической деятельности как наиболее существенная ее характеристика.
Осуществление функции педагогической деятельности: развивающая, конструктивно-организационная, диагностическая, координирующая, коммуникативная, материнская, исследовательская. Комплексирование педагогических умений и функций педагога.
Особенности установления субъект – субъектных отношений как условие реализации принципа гуманизации и демократизации педагогического процесса.
Тема 3. Учитель как субъект педагогической деятельности
Возможности проявления гуманистической направленности личности педагога и профессионально значимые качества личности педагога.
Особенности и пути формирования проявления общей и профессиональной культуры педагога.
Проявление профессиональной компетентности педагога. Развитие педагогических способностей: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные. Условия развития педагогических способностей.
Возможности соблюдения педагогической этики: педагогическая справедливость, профессиональный педагогический такт, педагогические честь и совесть.
Тема 4. Подготовка и профессиональное
становление педагога
Профессиональная ориентация на педагогическую профессию, мотивы ее выбора. Возможности формирования теоретической и практической подготовки педагога в профессионально-педагогических учебных заведениях. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Возможности применения способов самообразования и самовоспитания педагога.
Раздел 2. «Педагогика как наука»
Тема 5. Педагогика в системе современного человекознания
Освоение категориального аппарата педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие.
Система педагогических понятий: философские, общенаучные, педагогические (общие и специфические), заимствованные из других наук. Специфика языка педагогики.
Обоснование взаимосвязей педагогики с науками, входящими в систему педагогических наук, и другими науками (содержание и формы связи).
Тема 6. Методологические основы педагогики
Различные подходы к развитию личности. Осуществление личностного подхода как реализация частно-научного уровня методологии педагогики.
Раздел 3.Образование как фактор развития личности и общества
Тема 7. Образование как социальный институт
Проявление тенденций развития современного образования как социального института: интеграция педагогического знания и пелагической практики в мировое образовательное пространство, гуманизация, интеллектуализация, компьютеризация, гуманитаризация, демократизация, непрерывность, стандартизация и др. Условия реализации современных концепций образования.
Тема 8. Образование как педагогический процесс
Особенности осуществления образования как педагогического процесса, методы, средства, условия.
Тема 9. Система образования в России
Реализация нормативно-концептуальной базы образования.
Проявление тенденций развития системы образования в РФ: инновационность, непрерывность, вариативность, модернизация. Развитие российского образования в условиях реализации принципа интеграции в мировое образовательное пространство (Болонский процесс и пути реализации его решений в российском образовании)
Инновационные процессы в образовании России и за рубежом.
Раздел 4. Теория и методика обучения
Тема 10. Дидактика как наука
Перспективы развития дидактики как науки, учет современных условий развития системы образования.
Тема 11. Обучение как педагогический процесс
Характеристика современных дидактических концепций и систем (Тубельский А.Н., Амонашвили Ш.А., Занков Л. В, Давыдова В.В. и т.д.).
Тема 12. Организация процесса обучения
Возможности конструирование дидактического процесса, образовательное целеполагание;
Специфика обучения как педагогического процесса, особенности реализации средств, методов и форм организации обучения.
Характеристика современных требований к уроку как форме организации обучения.
Применение ТСО в учебном процессе.
Тема 13: Современные модели организации обучения
Разработка технологической карты. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.
Осуществление диагностики и контроля результатов обучения. Особенности оценивания и накопления статистических данных как составные образовательной диагностики.
Тема 14: Виды обучения
Характеристика моделей обучения: традиционная, поисковая, игровая, видеообучение и др.
Реализация инновационных процессов в обучении.
Раздел 5. Теория и методика воспитания
Тема 15. Воспитание как социальный институт
Анализ компонентов базовой культуры личности, возможности ее проявления и формирования.
Тема 16. Методологические основы процесса воспитания
Анализ современных методологических подходов к пониманию сущности воспитания.
Реализация системного, комплексного и функционального подходы в разработке теории и практики воспитания.
Тема 17. Воспитание как педагогический процесс
Специфика реализации воспитания как педагогического процесса. Возможности применения воспитательных технологий. Особенности использования методов воспитания.
Реализация закономерности и принципы воспитания.
Тема 18. Воспитательная система
Проектирование воспитательной системы (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.А. Краевского и др.).
Планирование воспитательной работы как метод проектирования.
Тема 19. Самовоспитание личности
Характеристика особенностей, условий и методов самовоспитания.
Тема 20. Формирование культуры межнационального
общения, патриотизма и толерантности
Обоснование основных понятий «национальное самосознание», «национальная культура» «культура межнационального общения».
Диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения.
5. Темы и содержание семинарских занятий
Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
Тема: Профессиорамма общепедагогическая
Задачи изучения курса:
- Раскрыть сущность, значение, структуру и содержание общепедагогической профессиограммы.
- Учиться применять теоретический материал при решении педагогических задач
- Развивать профессионально – рефлексивные способности
Форма организации занятия: собеседование по вопросам темы.
Форма отчета: модель «Профессиограмма педагогическая».
Вопросы и задания для собеседования:
- Что понимается под профессиограммой, профессиограммой общепедагогической?
- С какой целью разрабатывается профессиограмма?
- На основе, каких психолого-педагогических идей Л.Ф. Спирин разработал общепедагогическую профессиограмму?
- Раскройте структуру профессиограммы. Чем обусловлена эта структура? Как взаимосвязаны структурные элементы профессиограммы?
- Раскройте содержание каждой части профессиограммы. Приведите примеры проявления педагогом тех или иных умений, личностных свойств из опыта вашего школьного или вузовского обучения.
- Определите значение профессиограммы в профессионально-личностном становлении и совершенствовании педагога.
- На основе знаний, приобретенных на занятии, напишите сочинение о педагоге-мастере, у которого Вам довелось учиться в школе. Постарайтесь отразить в содержании сочинения разные требования к педагогу, отраженные в профессиограмме.
Библиографический список:
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1887.
Тема: Педагогическая этика
Задачи изучения темы:
-
Учиться анализировать первоисточник, определять и наполнять содержанием категории педагогической этики.
- Способствовать становлению профессионального самосознания, педагогической рефлексии путем решения и моделирования проблемно-педагогических задач.
Форма организации занятия: собеседование по вопросам темы, решение педагогических ситуаций
Форма отчета: конспект первоисточника, письменное решение педагогических задач.
Вопросы для собеседования:
- Категории педагогической этики: педагогическая справедливость, профессиональная честь, профессиональный долг, совесть.
- Содержание педагогической этики.
- Обоснуйте личностное отношение к понятию «любовь к детям», выделенное автором в самостоятельную категорию.
Практическая часть:
Дайте письменный анализ представленных проблемно-педагогических ситуаций с позиции педагогической этики. Смоделируйте пути их решения.
Ситуация № 1.
Утро. Воспитательница что-то пишет за столом. Она так занята работой, что не видит вошедшего улыбающегося Колю. Он сегодня пришел первым.
- Здравствуйте, Екатерина Ивановна, — громко говорит Коля.
Воспитательница не отвечает.
- Здравствуйте, Екатерина Ивановна, — повторяет мальчик и снова не получает ответа. Он идет к игрушкам и начинает строить железную дорогу…
Воспитательница кончила писать и только теперь заметила играющего мальчика.
- Ты, почему не поздоровался, — строго спросила Екатерина Ивановна, сердито залапывая тетрадь.
- Я поздоровался, — сказал Коля.
- Нет, не поздоровался, — чеканила Екатерина Ивановна. – Кому верить: тебе или мне? Будешь сидеть на стуле, лгунишка.
Коля сел на стул. На ковре осталась недостроенная железная дорога.
Ситуация №2.
Старшая и подготовительная групп вышли на прогулку. Погода чудесная – весна, солнышко. Воспитательницы уселись на скамейку и, подставив лица пригревающим лучам, тихо разговаривали.
Вдруг к одной из них подошел мальчик Андрюша.
- Александра Михайловна, — сказал он, — Хотите, я вам подарю эту веточку, потому что я вас очень люблю.
- Выбрось вон свою палку и иди играй, а нам дай спокойно поговорить.
И видя, что Андрюша еще стоит с протянутой веточкой, Александра Михайловна резко добавила: «Иди – иди себе».
Ссутулившись, спотыкаясь, мальчик неловко пошел прочь.
Ситуация №3.
Малыш впервые пришел в детский сад. Все в нем говорило о торжественности этого случая: новый, впервые надетый костюм с пышным бантом на груди, сверкающие ботинки и сияющее радостное лицо.
- Вы уже раздели его? – сухо сказала высокая в темном платье воспитательница, выходя из дверей группы в раздевалку, — он что, сам не умеет? Это плохо! А бумагу туалетную принесли? Альбом, карандаш, краски?
Мама поспешно стала вынимать из сумки требуемые вещи, выкладывая их на столик.
- Бумаги мало, — разочарованно сказала воспитательница, — и карандаши надо очинить, нельзя же мне все делать самой.
Она мельком взглянула на мальчика.
- Мальчик опять! С девочками куда легче работать. – И обратилась уже к мальчику:
- Как, девочек будешь обижать? А мальчиков?
Малыш вдруг заплакал. Громко, навзрыд.
- Мама! Не хочу в детский сад! Возьми меня домой! Мамочка!
Литература:
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально – дидактический комплекс. М.,1997.
Тема: Функции педагогической деятельности и педагогические умения
Задачи изучения темы:
- Раскрыть сущность, виды, содержание педагогических функций и умений.
- Учиться анализировать педагогическую литературу, обобщать учебный материал.
- Учиться педагогической рефлексии.
Форма организации занятия:
Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, карта – схема «Педагогические умения».
Вопросы для собеседования:
-
Понятие «функция педагогической деятельности».
- Содержательная характеристика функций педагогической деятельности.
- Понятие «умение», «педагогические умения». Связь педагогического умения и педагогической функции.
- Классификация педагогических умений.
- Содержательная характеристика педагогических умений.
- Условия овладения учителем системой педагогических умений.
Карта-схема:
Группы умений |
Какие умения входят в группу |
Содержательная характеристика умений |
Какой функции данная группа умений соответствует |
Литература:
- Введение в педагогическую деятельность./ Под ред. Роботова А.С. и др. – М., 2000, с. 66 – 74.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999, с. 119 – 133.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997, с. 43 – 53.
Раздел 2. Педагогика как наука Тема: Категориальный аппарат педагогической науки.
Задачи изучения темы:
- Раскрыть дефиниции основных педагогических понятий.
- Учиться анализировать, сравнивать определения понятий, выделять их сходство и отличия.
- Учиться работать со словарями и справочной литературой.
Форма организации занятия: викторина
Форма отчетности: словарь понятий, таблица.
Понятие, источник |
Определение понятия |
Анализ дефиниции понятия |
Воспитание Индивидуальность Личность Образование Обучение Педагогический процесс Педагогическая система Развитие Социализация |
|
|
Методические рекомендации: Студентам необходимо проработать список литературы, выделить определения обозначенных понятий, отметить источник, проанализировать дефиниции понятий, вписать в таблицу.
Литература:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997, с. 77 – 87, 123 – 138, 157, 186, 226 – 239.
- Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого м., 2003. разд. 1., С. 27-36.
- Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988, с. 28, 30, 91, 328, 339.
- Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие. М., 2003, Книга 1. С. 24-32.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 212, 313, 537.
Тема: Система педагогических наук
Задачи изучения темы:
- Раскрыть содержание понятий « система», система педагогических наук».
- Раскрыть внутрисистемные и внесистемные связи педагогики как науки.
- Учиться анализировать педагогические явления и устанавливать различные связи между ними.
Форма отчетности: карта-схема «Система педагогических наук», «Человек как предмет изучения различными науками», письменный ответ на вопрос «Связь педагогики с другими науками».
Вопросы для собеседования: конференция
- Раскройте содержание понятий «система», «система педагогических наук».
- Укажите, в чем состоит роль процессов дифференциации интеграции научного знания в становлении и современном развитии системы педагогических наук.
- Укажите, какие науки составляют сегодня систему педагогических наук, как связаны между собой педагогические науки?
- Укажите, в чем состоит связь педагогики с другими науками о человеке: философией, психологией, физиологией, анатомией, гигиеной, медициной, социологией, этнологией, историей и т.д.
- Укажите и раскройте содержание основных форм связи педагогики с другими науками о человеке.
- Раскройте содержание понятия «инфраструктура педагогической науки», условия, обеспечивающие ее функционирование.
Карта-схема «Взаимосвязь педагогики с другими науками»
№ |
Наука, изучающая человека |
Специфика подхода к изучению человека |
Связь с педагогикой |
1 |
Философия |
|
|
2 |
Психология |
|
|
3 |
Социология |
|
|
4 |
И т.д. |
|
|
Методические рекомендации:
Каждый студент готовит мини – доклад по одному из вопросов темы и продумывает план выступления на занятии.
На основании изучения теоретического материала студент систематизирует знания и представляет их в виде модели «Система педагогических наук»
При ответе на 4, 5 вопросы студент заполняет карту схему «Взаимосвязь педагогики с другими науками»
Практическое задание.
- Познакомьтесь с материалами книги Журавлева В.И. « Педагогика в системе наук о человеке» (М., 1990, С 34-36).
Раскройте, в чем состоит необходимость связи педагогики с другими науками о человеке. На примере любой педагогической проблемы докажите важность и необходимость ее решения путем взаимосвязи, взаимопроникновения смежных наук о человеке.
- Познакомьтесь со статьей Вульфова Б. Художественная литература как педагогика (журнал « Мир образования» 1997., № 5., С 25-26.).
Продумайте ответы на вопросы: на вопросы: Почему автор дал такое название совей статье? Насколько оно правомерно? Можно ли художественную литературу рассматривать в определенном смысле как одну из составляющих педагогики? Почему? Какая роль принадлежит художественной литературе в постижении педагогической действительности? Приведите примеры литературных произведений, прочитанных Вами ранее, которые могли бы содействовать осознанию студентом педагогической действительности.
Литература
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
- Кузьмина С.Л. Философия и педагогика: методологические аспекты истории взаимосвязи.// Педагогика, 2001., № 5.
- Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого М., 2003. С, 22-27.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Предисловие. / Собр. соч., т.5. с 7-39.
Тема: Личность как объект и субъект воспитания, факторы и условия ее развития
Задачи изучения темы:
- Раскрыть сущность философского, педагогического и психологического подходов к пониманию личности.
- Раскрыть роль образования, обучения и воспитания в развитии личности.
- Учиться систематизировать учебный материал в форме схем – таблиц.
Форма проведения занятия: семинар — практикум
Форма отчетности: схемы – таблицы, письменное выполнение практических заданий.
Схемы – таблицы:
1. «Основные понятия педагогической теории формирования личности, философского и психологического подходов к пониманию личности».
Понятия |
Педагогическая трактовка |
Психологическая трактовка |
Философская трактовка |
Сравнительный анализ |
Человек |
|
|
|
|
Индивид |
|
|
|
|
Индивидуальность |
|
|
|
|
Личность |
|
|
|
|
Развитие |
|
|
|
|
формирование |
|
|
|
|
2. «Современные теории личности».
Теории личности |
Понятие личности |
Источник развития личности |
Наиболее значимый период развития личности |
Доминирующий процесс в развитии личности (сознательное или бессознательное) |
Степень свободы личности |
Психодинамическая теория (психоанализ) |
|
|
|
|
|
Психоаналитическая теория |
|
|
|
|
|
Индивидуальная теория |
|
|
|
|
|
Поведенческая теория |
|
|
|
|
|
Социальное направление |
|
|
|
|
|
Гуманистическая теория (мотивационное направление) |
|
|
|
|
|
Когнитивная теория |
|
|
|
|
|
Примечание: в ходе обсуждения содержания данной схемы – таблицы необходимо установить связь между подходом к пониманию сущности и развития личности и организацией процесса воспитания в соответствии с данным подходом.
3. «Факторы и условия развития личности»
Факторы и условия развития личности |
Характеристика влияния факторов и условий на развитие личности |
Наследственность Среда Воспитание (в широком значении) Деятельность Общение коллектив |
|
4. «Возрастные особенности развития личности».
Возрастной период (дошкольный и младший школьный возраст) |
Анатомо-физиологические закономерности развития |
Психологические и социальные закономерности развития личности |
|
|
|
Практическое задание.
1. Познакомьтесь со статьей Терехина А. « Педагогика и мир детства» 9 журнал « Вопросы методологии», 1992., № 3-4., С 83-87. Выскажите свои суждения по поводу размышлений автора статьи о педагогике как науки, ориентированной на изучение и сохранение детства. Как позиция автора согласуется с разрабатываемой сегодня исследователями « педагогикой ненасилия»? Согласны ли вы с утверждением, что « Педагог помогает ребенку настолько, насколько ребенок сам того хочет и готов осваивать « начала» разных миров»? Как вы считаете, не разрушается ли при таком подходе сам педагогический процесс? Какие изменения, по вашему мнению, должна претерпеть система подготовки педагогических кадров в современных условиях?
2. Познакомьтесь со статьей Батуева А.С., Соколова Л.В. « о соотношении биологического и социального в природе человека» (журнал « Вопросы психологии»., 1994., №1., С. 85-86).
Продумайте ответы на вопросы: согласны ли вы с основными идеями авторов статьи? Почему? Как, по вашему мнению, должен строиться педагогический процесс с учетом биосоциальной природы ребенка?
3. Познакомьтесь со статьей « Педагогический манифест « От ученика к личности» (газета « Первое сентября»., 1996., № 83., С 1.).
Подготовьтесь к обсуждению вопросов: О каком воспитании говорят авторы педагогического манифеста? Отвечает ли предлагаемой авторами идее существующая модель воспитания в обществе?
4. Проанализируйте свой опыт обучения в школе с точки зрения тех условий, которые создавались (не создавались) педагогами для развития личности, индивидуальности учеников.
Литература
- Батаршев А.В. Современные теории личности. Краткий очерк. М., 2003.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М., 2000.
- Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П., М., 1998.
- Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. и др. м., 1996.
- Подласый Педагогика. Учебное пособие. М., 2003. Книга 1. С. 71-127.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2000. Глава 2.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях, дефинициях. Учебное пособие. М., 1999 тема 3-8.
Примечание: студент может использовать и другие словари, и справочную литературу по педагогике, психологии и философии.
Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества Тема: Современные образовательные технологии
Задачи изучения темы:
-
Раскрыть сущность и содержательные характеристики современных образовательных технологий.
- Сформировать умение работы с литературой
- Развивать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения, доказывать позицию.
Форма проведения занятия: дисскусионный клуб
Форма отчетности: блок схема «Характеристика образовательной технологии».
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «технология», «образовательная технология», значение личностно – ориентированных технологий в современном образовании
- Характеристика современных образовательных технологий:
— технология модульного обучения
— технология проектной деятельности
— технология взаимного обучения.
Примечание: студенты делятся на 3 подгруппы, каждая рассматривает 1 технологию по следующему плану:
-
авторы, основные понятия
- цели
- сущность, содержание
- принципы
- результаты
Предположительный ход занятия:
- ответ на 1 вопрос
- творческая презентация каждой подгруппы 1 (выброной) технологии( в презентации должны быть раскрыты все пункты плана характеристики технологии)
- заявление 1- ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
- контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
- ответы на контраргументы
- заявление 2 — ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
- контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
- ответы на контраргументы
- заявление 3-ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
- контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
- ответы на контраргументы
- обобщения, выводы.
Литература:
Общая:
- Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2004
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000
- http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm
Технология модульного обучения
• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1999.-192с.
• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
• Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
• Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. – Завуч, №1, 1998, с. 37-41.
• Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.
;
;
Технология проектной деятельности
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490
Технология взаимного обучения
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.
- Г.А. Цукерман Кто учит, учиться (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей)/ Вестник № 3 / 1997
- Гузеев В.В. Планирование рузультатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 240 с. С. 194—207
- Полат Е.С. Метод проектов. М., 2001
Раздел 4. Теория и методика обучения Тема: Особенности организации процесса обучения
Задачи изучения темы:
- Обозначить особенности реализации методов и средств в процессе обучения, организации форм обучения.
- Развивать умение анализировать, выделять средства и методы, используемые в процессе обучения.
- Развивать педагогическое мышление.
Форма проведение занятия: видеозал, просмотр видеозаписей
Форма отчетности: анализы просмотренных фрагментов
Задания для занятия:
- Раскрыть понятия «средства обучения», «методы обучения» и «формы организации обучения».
- Актуализировать знания о классификациях средств, методов и форм организации обучения.
- Провести анализ видеофрагментов по предложенной схеме:
Схема анализа фрагмента:
— определите форму организации обучения
— выделите методы, используемые педагогом (оцените их эффективность)
— выделите средства, применяемые педагогом (оцените их эффективность)
— сформулируйте выводы и предложения по совершенствованию.
Примечание: анализ видеофрагментов организуется непосредственно на занятии совместно с преподавателем.
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.- 304 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. – М., 2004. -532 с.
- Педагогика : уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина – М.: Школа-пресс., 2004. – 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М: Гардарики ., 2000 – 519 с
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С.Пб: Питер.,2001 -544 с.
Раздел 5. Теория и методика воспитания Тема: Методы воспитания
Задачи изучения темы:
- Раскрыть понятие метода воспитания, классификация и содержание отдельных методов воспитания
- Развивать способность применения теоретических знаний в практической деятельности
- Развивать умения анализа практических ситуаций, проектирования и моделирования использования отдельных методов воспитания
- Развивать умение работать в команде
Форма проведения занятия: кейс – метод, разбор практических ситуаций, блок-схема «Методы воспитания»
Форма отчетности: письменный разбор ситуации
Задания к занятию:
- Понятие метод воспитания.
- Характеристика использования отдельного метода в воспитательном процессе: название, для решения каких задач используется, какова структура, в чем состоит деятельность педагога и ученика, при каких условиях будет эффективен, в чем сложности использования данного метода.
- Составление блок – схемы « Методы воспитания»
- Разбор практических ситуаций:
— выделение фактов, определение причин состояния
— формулирование гипотезы
— разработка плана разрешения, программы воздействия
Примечание: решение практических ситуаций организуется непосредственно на занятии с помощью преподавателя.
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.- 304 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. – М., 2004. -532 с.
- Педагогика : уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина – М.: Школа-пресс., 2004. – 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М: Гардарики ., 2000 – 519 с
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С.Пб: Питер.,2001 -544 с.
6. Примерная тематика рефератов
- Проблемы минимизации профессионально-педагогических ошибок в деятельности педагога.
- Проблемы профессиональной педагогической дезадаптации учителя.
- Затруднения молодых учителей и способы их преодоления.
- Реализация компетентностного подхода в системе образования.
- Личностные аспекты взаимоотношений педагога и воспитанника.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога.
- Этика поведения и общения учителя в процессе педагогической деятельности.
- Конфликты в работе учителя, воспитателя: теория, методика и практика разрешения.
- Система непрерывного профессионально-педагогического образования.
- Практическая реализация современных тенденций развития образования в РФ.
- Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности педагога.
- Проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения.
7 Учебно-методическое обеспечение
7.1. Литература
Основная
- Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. М., 2004
- Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. М., 2006
- Педагогика : уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина – М.: Школа-пресс., 2004. – 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М: Гардарики ., 2000 – 519 с
Дополнительная:
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития – Казань: ЦИТ., 2000 – 608 с.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.- 304 с.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…., Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем – М: Новая школа., 1996- 160 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики учебник для студ высш пед учеб завед. – М.: Академия , 2003.-256 с
- Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова — М: Айрис-Пресс., 2006.256 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб для студ высш и сред учеб завед. – М: Акакдемия.,1999 – 512 с
- Педагогика :учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. Пидкасистого П.И. – М.: педагогическое общество России.,2003. – 608 с.
- Психолого – педагогический пратикум /под ред Сластена В.А., М., 2007
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. – М., 2004. -532 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. , Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов уч завед –М: Школа-Пресс., 1997 – 512 с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеьб пос для студ, преподават, аспирантов – М: Соврешнетсов.,1998 – 386 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С.Пб: Питер.,2001 -544 с.
Дополнительно-рекомендуемая
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996.
- Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк – М: ТЦ Сфера ,2003. – 96с.
- Быков А.К. , Серикова Н.А. Государственная политика в области воспитания детей: сущность, содержание, основные тенденции развитии. –М., 2005
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб пос для студ высш учеб завед. – С.Пб: Речь.,2004 -272 с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения6 учеб для студ высш учеб завед – М: Владос-Пресс.,2003-384с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие – М: Владос, 1999 – 200 с
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для ст-в вузов. – М., 2001.
- Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опытов: сб. статей / Ред. коллектив Г.А. Бордовская и др. – СПб., 1997. Ч.2.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках по спецкурсу для высш. пед. учеб заведений, институтов усоверш. учителей, повышен квалиф. работников образования – М: Арена., 1984. – 222.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник- М: Гардарики., 2004 – 528с.
- Кукушин В.С. Дидактика ( теория обучения): учебное пособие – М: Март., 2003. – 368с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. учебное пособие- М: Педагогическое общество России., 2002 – 480 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учеб пособие для студ. пед. учеб заведен. – М: Педагогическое общество России., 1999 – 288 с.
- Морозова О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и вопросы: учеб пособие для студ. Высш. пед. учеб завед. – М: Академия, 2000 – 320 с.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие – М: педагогическое общество России., 2001 – 320 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина — М: Высшая школа., 1990 – 382 с.
- Орлов В.И. Методические основы обучения: учебное пособие – М.,2000. Рожков М.И. , Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб пособие для студ. высш учеб. завед. – М: Владос –Пресс., 2004. – 384 с.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учеб пос для студ высш пед учеб заведен , под ред. В.А. Сластенина – М: Академия ., 2002. – 368с.
- Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ.,2003-200с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб пос. для студ. пед. вузов – М: Академия.,1999 – 288с.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2005 – 366 с.
7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
-
Компьютерное и мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций лекционного содержания курс
- Видео-средства для просмотра фрагментов образовательного процесса в образовательном учреждении.
- Интернет-сайты:
— Сайт института детства — http://lib.herzen.spb.ru/iop/2.doc
— Сайт института психологии Ран
— Каталог образовательных Интернет ресурсов- www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op..
— Министерство образования Российской Федерации — www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/032000_2005.html
— Глоссарий —
8.3. Методические указания студентам
При прохождении психолого-педагогического практикума следует обратить особое внимание на анализ и усвоение ведущих педагогических категорий, закономерностей, принципов, способов организации педагогического процесса.
Занятия по психолого – педагогическому практикуму проводятся с использованием технологий проблемного обучения, технологии студенческого портфолио, с элементами диспута, дискуссии, тренинговых заданий. Они предполагают достаточный уровень ориентации студента в теоретическом материале, полученного в ходе лекций, семинаров и самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Самостоятельная работа студентов, предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов и является обязательной формой работы. Ее цель – обеспечение более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и ориентации студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа студентов по психолого – педагогическому практикуму предполагает закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; формирование навыков рефлексивной деятельности студентов; объективное оценивание собственных учебных достижений; формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Задания для самостоятельной работы студентов дополняют материал аудиторных занятий и предполагают реферирование, составление эссе, проведение самодиагностик, выполнение творческих (проектных) работ и т.д.
Выполнение заданий к самостоятельной работе должно носить систематический характер и осуществляться параллельно изучаемому разделу или теме предмета.
В завершении изучения курса (перед промежуточной аттестацией) предусмотрена контрольная работа по результатам самостоятельной работы.
Все материалы самостоятельной работы необходимо оформлять в отдельную папку, что является составной частью портфолио студента по психолого – педагогическому практикуму.
Самостоятельная работа:
Разделы и темы для самостоятельного изучения |
Виды и содержание самостоятельной работы |
||||||||||||
Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию» Тема Педагогическая деятельность и педагогическое общение |
Напишите эссе на тему: « Когда Я – личность спорит я « Я – педагогом? » |
||||||||||||
Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию» Тема «Подготовка и профессионально становление педагога» |
1. Проведите самодиагностику личностных качеств, проанализируйте результаты. 2. Составьте план самовоспитания и самообразования:
Литература:
|
||||||||||||
Раздел 2. «Педагогика как наука Тема «Методологические основы педагогики» |
|
||||||||||||
Раздел 3. «Образование как фактор развития личности и общества» Тема «Нормативно концептуальная база образования» |
1. Ответьте письменно на вопросы: 1. Какие документы составляют нормативно – концептуальную базу образования?
2 Заполните таблицу:
Литература: Закон РФ «Об образовании», любая редакция. Национальная доктрина образования в РФ. Проект. М., 1999. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2000. Программа развития системы образования города Перми до 2005 года. Пермь, 2000. |
||||||||||||
Раздел 3. «Образование как фактор развития личности и общества» Тема «Система образования в России» |
1. Напишите доклад на тему « Перспективы развития системы развития образования в РФ в современности» Методические рекомендации: доклад – это изложение основного содержание темы. Объем доклада 3 – 4 стр печатного текста, 14 шрифтом, с 1,5 интервалом. Содержание доклада составляется на основе Интернет — ресурсов |
||||||||||||
Раздел 4. «Теория и методика обучения» Тема «Дидактика как наука» |
— В чем видят авторы перспективы развития дидактики как науки? — что схожего в позициях авторов? — в чем вы видите различия позиций авторов? Методические рекомендации: аннотация – это краткое изложение сущности содержания. (3 – 4 предложения) |
||||||||||||
Раздел 4. «Теория и методика обучения» Тема «Современные модели организации обучения» |
1. Составьте план – ответы на вопросы: — Понятие «педагогическая диагностика». — Значение, функции педагогической диагностики. — Требования к отбору и проведению педагогической диагностики. — Процедура диагностики педагогического процесса. — Диагностические умения и навыки педагога. Литература: Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы.// Педагогика. 1993, №2. Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М., 1993. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2003. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. 2. Пропишите список требований к современному уроку. |
||||||||||||
Раздел 4. «Теория и методика обучения» Тема «Виды обучения» |
1. Подготовке статью на тему «Компьютер в образовательном процессе – польза или вред?» Методические рекомендации: в статье основывается на современных исследованиях отразить и обосновать свою точку зрения на проблему, предложить пути выхода из сложившийся ситуации и т.д. Объем работы: 6 -7 печатных страниц. |
||||||||||||
Раздел 5.. « Теория и методика воспитания» Тема « Воспитание как социальный институт» |
1. Дайте краткую характеристику компонентам базовой культуры личности: — интеллектуальная — личностная — культура межполового общения — нравственная — гражданская и т.д. 2. Отметьте формы воспитания и пути формирования базовых компетенций
Литература: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000., Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2004 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2002 Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 1998. |
||||||||||||
Раздел 5. «Теория и методика воспитания» Тема: «Методологические основы процесса воспитания» |
1. Составить картотеку статей периодики, раскрывающих современные подхода к организации воспитания, методологические основы воспитания. Методические рекомендации: Студент прорабатывает периодические издания (газету «Учитель», журнал « Вестник образования» и т.д.) за последние 5 лет и составляет картотеку статей. На отдельных карточках необходимо отразить название, автора, выходные данные и аннотацию на статью) |
||||||||||||
Раздел 5. «Теория и методика воспитания» Тема «Воспитательная система школы» |
1. Составьте проект действия воспитательной системы школы: отразите цель, содержание, план действий и предполагаемый результат. |
||||||||||||
Раздел 5. «Теория и методика воспитания» Тема «Самовоспитание личности» |
1. Ознакомьтесь с правилами самовоспитания и ответьте на вопросы: Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания: 1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах. 2) Прямота в словах и поступках. 3) Обдуманность действия. 4) Решительность с правом ответственности за поступок. 5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6) Делать то, что хочется, а не то, что случится. 7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать. 8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Вопросы и задания 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? 2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? 3.Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют? |
||||||||||||
Раздел 6. Педагогика межнационального общения |
1 Составьте анкету на выявление степени сформированности культуры межнационального общения 2. проведите ее со студентами гуманитарных и технических специальности 3. Сравните данные, сделайте выводы |
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
Текущий контроль проводится в течение всех занятий в процессе усвоения каждой изучаемой темы и предполагает проведение контрольных и проверочных работ, устного опроса. Текущий контроль осуществляется с целью своевременного выявления недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации познавательной и практической деятельности студентов, проведения индивидуальных консультаций.
Текущий контроль осуществляется по качественным и количественным показателям. К последним можно отнести посещение занятий студентами. Журнал учета посещаемости и успеваемости является документом, в котором записываются все проведенные занятий, выставляются оценки знаний студентов, делаются отметки о посещаемости занятий. Эти данные также учитываются и при проведение итогового контроля по предмету.
Итоговый контроль по психолого – педагогическому практикуму — это проведение зачета.
Для зачета каждый студент готовит портфолио, состоящее из всех форм отчетности по занятиям практикума и формы выполнения всех видов самостоятельной работы.
На основании оценки качества предоставленных материалов выставляется зачет или незачет.
Критериями оценки качества является:
— правильность выполнения
— соблюдения предложенных требований к материалам
— содержательная наполненность заданий
— эстетичность оформления
— сдача материалов в срок и в полном объеме.
Преподаватель имеет право поставить зачёт без опроса тем студентам, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по дисциплине и активно участвовали во всех видах деятельности на занятиях.
Методическое издание психолого-педагогический практикум
Учебно-методический комплекс курса
Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
Автор-составитель:
Чудинова Юлия Германовна
36