Современный эстрадный танец
дополнительная общеобразовательная рабочая программа
для обучающихся от 6 до 21 лет
срок реализации 5 лет
Разработчик:
Сатюкова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования 1 к.к.
Екатеринбург, 2015 г.
Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Актуальностьдополнительной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественной направленности, т.к. танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и гармоничной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей в области современного хореографического искусства.
Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивает и тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела. Занятия современной хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Новизназаключается в интеграции и адаптированности к возможностям участников разных возрастных категорий основных танцевальных направлений, включающих: ритмику, классический танец и различные виды современной хореографии. Данная программа позволяет ознакомить обучающихся с разнообразием танцевальных стилей и направлений. Такой подход способствует раскрытию творческого потенциала и темперамента детей, а также на привитие навыков сценической культуры.
10 стр., 4934 слов
Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...
... 208 с. Семинарское занятие № 20 «Психология обучения и воспитания» Сущность обучения и современные теории обучения. Развивающее, ... соподчинения мотивов); – развитие структуры самосознания, специфика самооценки и ее развитие; – механизмы нравственного развития; развитие произвольности и волевых ... 3. Заполните таблицу «Психологические основы воспитания» Ребенок до поступления в школу Младший школьник ...
Отличительной особенностью программыявляется совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся на протяжении всего курса обучения.
Педагогическая целесообразность. Занятия хореографией предоставляют огромные возможности для обучающихся, позволяя попробовать себя в различных танцевальных направлениях, тем самым открывая более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.
Следует отметить, что в кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного и современного танца занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных детей. С точки зрения психологии, движение помогает человеку выразить свои чувства и эмоции, как ни что другое, когда не хватает слов в выражении переживаний. Движение помогает избавиться от стрессов, расслабиться, эмоционально отвлечься и просто держать себя в хорошей физической форме в любом возрасте.
Высоким интересом у подростков, в настоящее время, пользуется современная хореография. Она достаточно сложна и требует больших эмоциональных и физических затрат, не смотря на это, интерес к ней не пропадает. Занятия современным эстрадным танцем интересны человеку любого возраста, тем более подростку, которому необходимо реализовать себя в чем- либо, развиваться физически, к тому же с удовольствием.
Современная хореография во всех ее проявлениях обусловлена свободой. Свобода проявляется в постановке композиции, в ее исполнении и в ее восприятии. Хореограф делает танцевальную композицию, прислушиваясь к своим чувствам, возникающим во время прослушивания музыки, в соответствии с этим придумывает танцевальные элементы, делает постановку танцевальной композиции. Работая с хореографическим коллективом, руководитель объясняет свои чувства, мысли, эмоции и ассоциации, возникающие к данной музыкальной композиции. Выучив танцевальную композицию и исполняя ее на сцене, танцоры вкладывают свои чувства, наполняют танец своими эмоциями, сохраняя основы данные хореографом-постановщиком.
Также по-разному композиция выглядит в зависимости от того, какая особенность у зрителей в зале (а она каждый раз неповторимая), чему посвящен концерт и какой настрой у коллектива. И до зрителя танец доходит по-разному, так как каждый человек – индивидуальность, и его восприятие не такое, как у любого другого, сидящего в зале. Поэтому современная хореография направлена на свободу постановки, движения, исполнения и восприятия. Ведущей целью хореографа является развитие у обучающихся свободы, научить чувствовать, объяснять и воспроизводить с помощью движения, свои чувства, эмоции и переживания. Для этого, в человеке, прежде всего, должна быть развита внутренняя свобода. Только развив её, человек может добиться свободы в движении и донести до зрителя определенные идеи и чувства. Только тогда, уйдя с концерта, зритель будет думать о том, что он увидел, услышал и главное почувствовал…
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Данная программа ориентирована на обучение хореографическому искусству, в частности современным танцам через общение, то есть — сотрудничество. Учебное сотрудничество – одна из форм сотрудничества (общения) возникающего между педагогом и обучающимся, учеником и группой учеников и даже учеником самим с собой. В процессе учебной деятельности главным условием является постановка учебной задачи, требующей поиска нового способа ее решения, новой деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика возраста.
Возраст от 7 до 10 (11) лет наиболее благоприятный для развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Занятия хореографией позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного; развивается координация, танцевальная выразительность, совершенствуется и усложняется танцевальная техника, формируется чувство мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные направления. Младший школьный возраст является основополагающим в становлении самооценки. Педагог для него – авторитет, некий идеальный образ, к которому ребенок активно стремится. Поэтому личность педагога имеет большое значение в развитии представлений ребенка о самом себе, в формировании положительного к себе отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им свойственны душевные переживания, если что-то не получается. И как следствие этого у них наблюдается повышенная тревожность. Подобное состояние может проявляться в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении (слезы, нервозность), в мышечной зажатости, скованности движений. Все это негативно сказывается не только на процессе обучения хореографии, а и на естественном развитии ребенка. Поэтому в процессе занятий преобладает благоприятная эмоциональная атмосфера, комфортная, прежде всего для психического состояния ребенка.
В возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания. Овладение хореографическими умениями и навыками в этом возрасте требует от детей сознательной работы.
Ценностные ориентации подросткового возраста (12-15), выражаются в следующих аспектах:
1 аспект. Общение с друзьями. Для переходного возраста характерна интенсивная переориентация общения с родителями на ровесников. Этот жизненный этап характеризуется двумя ведущими и противоречивыми потребностями: эмансипации от взрослых и потребностью в принадлежности, включенности в интенсивное общение с друзьями. Задачей педагога становится: создать психологический климат для здорового общения, стать другом каждому подростку, посещающему коллектив.
2 аспект. Хорошее здоровье. Объясняется целым рядом причин, таких, как: ухудшение экологической ситуации в городе, повышением нервных нагрузок, проблемой медицинского обслуживания, и просто модой на здоровый образ жизни — задача педагога: сформировать потребность в активном, здоровом образе жизни.
3 аспект. Возможность любить и быть любимым — одна из ведущих в переходном возрасте и тесно связанная с потребностью в общении, понимании. — цель руководителя коллектива: выработать отношение к подростку как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.
Для значительного числа подростков большой жизненной ценностью является занятие любимым делом, хобби. Это явление можно смело объяснить влиянием «клубной среды», где ребята не только узнают свои способности, но и открывают таланты, получают возможность самовыражения через творческую деятельность.
Целью программы является создание условий для творческого развития личности обучающихся посредством танцевального искусства (хореографии).
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачипрограммы:
— Формировать потребность в активном, здоровом образе жизни.
— Развивать хореографические способности подростков.
— Способствовать развитию двигательного аппарата, координации движений, музыкальности, пластики и грации своего тела.
— Научить работать в условиях учебного сотрудничества.
— Формировать уверенность в своих возможностях.
— Научить самостоятельно, использовать полученные хореографические знания и навыки.
— Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
— Научить ставить цели и достигать прогнозируемого результата.
— Создать условия для комфортного, продуктивного общения — обмена информацией.
— Формировать познавательный интерес и желание заниматься хореографией.
— Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья.
— Развивать физические качества (гибкость, координацию движений, ловкость, силу).
— Повышать уровень физической подготовленности.
— Развивать творческие способности обучающихся на основе компетентностного подхода.
Работа с родителями. В студии предусмотрена работа с родителями, как индивидуально, так и с родительским комитетом, что определённо облегчает знакомство детей с репертуаром театров, подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошивом костюмов. Подобная работа также способствует развитию определённых традиций, чествование именинников, празднование определенных дат, поздравление детей по поводу успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска обучающихся.
Условия приёма.
Набор в хореографический коллектив осуществляется после определения внешних сценических данных детей, музыкальных, ритмических способностей, а также на основе предоставленных медицинских показателей (справка о состоянии здоровья).
Организация образовательного процесса.
При организации образовательного процесса в хореографической студии, предусматриваются различные формы организации учебной деятельности:
— групповая
— индивидуальная
— фронтальная (сводная репетиция двух групп)
Реализация учебно-тематического плана в основном носит практический характер. Педагог оставляет за собой право перегруппировки и коррекции учебно-тематического плана в зависимости от степени подготовленности обучающихся и обстоятельств, связанных с планами работы отделения или образовательной организации.
Работа над постановкой танцевальных номеров или другими сценическими формами (флешмоб, акция и др.) может быть организована по отдельному графику в объеме запланированных на год часов.
Программой запланированы как внутренние концерты и конкурсы, так и выездные, возможны и заграничные выступления. При соблюдении определенных условий возможны выездные семинары, летние и зимние лагеря, где воспитанники смогут обучаться технике современного танца у других, в том числе и иностранных педагогов.
Теоретико-методологической основой программы являются основы педагогической практики таких авторов как:
— Т. Барышниковой (азбука хореографии)
— А.Я. Вагановой (основы классического танца)
— Мэтт Мэттокс (основы джаз-модерна)
— Марта Грэхэм, Д. Хамфри. (техника преподавания современных направлений хореографии) и др.
Алгоритм хореографического занятия предполагает поэтапность действий:
|
1-й год обучения «Начальная хореографическая подготовка».
В первый год обучения идет классическая подготовка, так как это основа любого направления хореографии, без которой не может быть полноценного обучения танцевальному искусству. А также постановка корпуса, рук, ног, головы, изучение простейших хореографических композиций. Также необходима физическая подготовка к более сложным алиментам современной хореографии, поэтому в течение l-гo года обучения идет работа над различными группами мышц, развитие пластики, чувства ритма. Очень важно с самого начала развивать умение чувствовать партнера по танцу, чувствовать музыку и учиться выражать музыку и учится выражать свои эмоции через пластику и выразительность тела. Для этого с первых же занятий, дается несколько минут на импровизацию или самостоятельное сочинение танцевальной композиции. Учащиеся получают первичные представления о современной хореографии. Посещают концерты и конкурсы современной хореографии.
2-ой год обучения «Современный эстрадный танец».
Получив, первоначальные хореографические навыки на 1-ом году обучения и перейдя на 2-ой, учащиеся начинают знакомство с различными стилями современного танца. Изучают термины, учатся импровизировать с определенными заданиями педагога. Для полного раскрепощения в движениях вводятся задания: импровизировать с закрытыми глазами, в паре, группой. Для отработки синхронности используются специальные упражнения: «Прочес с остановкой» — группа делится пополам и встает в две линии напротив друг друга. По хлопку они начинают движение на встречу, не теряя линии. Поравнявшись, на середине в один ряд они останавливаются на одну секунду и продолжают движение. Позже делают «Прочес без остановки» — поравнявшись на середине, не останавливаются, а только поворачивают голову. Задача учащихся: 1. Не нарушать линию, 2. Идти в одном темпе, 3. Поравняться точно на середине, 4. Смотреть только вперед. Это задание тренирует чувство партнера и помогает добиться синхронности в танце.
Помимо тренингов продолжается классическая подготовка, постановка танцевальных композиций и работа над различными группами мышц, естественно на более сложном уровне. В танцевальные композиции включаются: сложные прыжки, вращения. Особое внимание уделяется актёрскому мастерству. Добавляются упражнения на развитие равновесия и чувство центра.
3-ий год обучения «Мир танца».
На 3-м году обучения дети обучения дети уже танцуют современные танцы, достаточно подготовлены физически, имеют теоретические знания, служащие основой для дальнейшего обучения на более высоком уровне сложности. Знакомятся с джаз-танцем и таким стилем современной хореографии, как модерн. Совершенствуют свои навыки, работают технику исполнения танцевальных композиций. Делают свои, самостоятельные постанови к концу учебного года, и представляют их перед руководителем, всем коллективом и родителями. Именно на этом году обучения дети уже владеют такой формой общения, как сотрудничество. Сотрудничество проявляется, как в работе парой, группой, так и в работе с руководителем. И именно на 3-ем году обучения руководитель начинает подготовку к хореографическому стилю модерн, так, как на данном этапе учащиеся должны уже достичь внутренней свободы и свободы движения необходимой для модерна.
4-й год обучения «Свобода движения».
На 4-ом году обучения дети должны усвоить теорию и реализовать ее на практике. Точно выполнять задания на импровизацию, с высоким уровнем творчества или стремиться к нему. Четко разграничивать стили современной хореографии. Самостоятельно, без помощи руководителя делать постановки: сольные, групповые. Уметь передавать свои мысли, эмоции и чувства посредством хореографического искусства. Владеть актерским мастерством, что необходимо при исполнении танцев. Самостоятельно совершенствовать технику исполнения движений. В полной мере, дети раскрывают свою индивидуальность, внутренний мир, неповторимость в собственном видении мира. В совершенстве владеть своим телом — уметь танцевать, импровизировать, делать постановки и исполнять их. Иметь свободу движения и естественно внутренне.
5-й год обучения «Концертный состав».
На 5-ом году обучения воспитанники студии становятся концертным составом, принимающим участие в концертных и торжественных мероприятиях города Екатеринбурга и Свердловской области. На данном этапе обучения совершенствуются танцевальные навыки, оттачивается хореографическое мастерство обучающихся концертного состава.
Формы и методы контроля.
Эффективность проводимой с детьми работы в рамках деятельности хореографической студии определяется при помощи мониторинга образовательного процесса, который позволяет своевременно выявить динамику уровня освоения данной программы обучающимися. Диагностический инструментарий представлен анкетами для обучающихся и родителей, тестами, диагностическими картами и т.п. Используются результаты сценической деятельности, театрального мастерства. Ключевым методом отслеживания результатов обучения является наблюдение, что позволяет выявить положительные результаты, либо затруднения и своевременно скорректировать дальнейшие планы, наметив перспективу работы всей группы и при необходимости проведения индивидуальных занятий.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
— стартовый (входящий), используется в начале учебного года и при поступлении вновь пришедших обучающихся;
— промежуточный, проводится в середине учебного года;
— итоговый – по результатам аттестации учебного года, а так же по окончанию всего курса по образовательной программе.
Диагностика проводится в начале учебного года и в конце. Таким образом, можно определить эффективность воспитательной работы, что является основой для дальнейшего педагогического планирования, определения новых целей развития творческого коллектива.
Работа по психолого-педагогической диагностике направлена на изучение детей, занимающихся в хореографической студии, с целью сотрудничества и компетентного управления педагогическим процессом.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности по данной общеобразовательной программе является активное участие в концертных мероприятиях различного уровня.
Условия и средства реализации программы.
Кадровые: педагоги с высшим специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области хореографии, педагогики, психологии.
Организационные: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением летних и зимних каникул.
Материально-технические:
— помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН);
— танцевальный станок;
— зеркальная стена;
— репетиционная форма;
— танцевальная обувь;
— мультимедийные средства (музыкальный центр, компьютер, оснащенный звуковыми колонками);
— реквизит для упражнений (утяжелители для ног, коврики, мячи, скакалки, шары и т. д.);
— материальная база для создания сценических костюмов.
Психологические:
— благоприятный психологический микроклимат на занятиях;
— доброжелательное отношение педагога к детям;
— сплоченность детского коллектива;
— демократический стиль общения педагога с детьми;
— создание для каждого обучающегося ситуации успеха.
Ожидаемые результаты освоения программы
По окончании 1 года обучения обучающиеся приобретут
Знания:
— о хореографии, как виде искусства;
— о направлениях и стилях современной хореографии;
— о выразительных средствах хореографии;
Умения:
— правильно держать корпус, выполнять движения, сохраняя осанку танцора;
— владеть своим телом;
— импровизировать под различные музыкальные композиции.
По окончании 2 года обучения обучающиеся приобретут
Знания:
— о различных направлениях современной хореографии;
— о необходимых терминах классического танца;
— о правилах поведения на сцене во время концерта и до конца концерта;
Умения:
— эмоционально наполнить танцевальные элементы, композиции;
— самостоятельно разогреться и растянуться;
— импровизировать на заданную тему и музыку.
По окончании 3 года обучения обучающиеся приобретут
Знания:
— о джаз-танце и его особенностях;
— о необходимости классической подготовки;
— об основах всех современных стилях хореографии;
— владеть классической терминологией;
Умения:
— импровизировать на заданную мелодию, с определенной задачей в исполнении;
— самостоятельно сделать хореографическую постановку;
— танцевать элементарные композиции ждаз-танца;
— на рефлекторном уровне держать осанку, правильно выполнять все движения;
По окончании 4и 5 года обучения обучающиеся приобретут
Знания:
— о джаз-танце и модерне;
— терминологии джаз-танца;
— в совершенстве терминологию классического танца;
Умения:
— выполнять элементы повышенной сложности;
— бесконфликтно общаться с руководителем и коллективом;
— самостоятельно создавать композиции в любом стиле искусства танца.
В результате у выпускника будут развиты следующие ключевые компетенции:
— владеть знаниями, умениями и навыками в области хореографии;
— иметь достаточно высокий уровень физической подготовки и познавательной деятельности;
— отличаться развитыми общими и специальными способностями;
— ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;
— стремиться к творческой самореализации;
— иметь потребность в постоянном самосовершенствовании;
— имеет сформированный образ «Я»;
— развитые коммуникативные способности;
— развитые танцевальный и художественный вкус.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование дисциплин | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |||||
Кол-во часов | Кол-во часов | Кол-во часов | Кол-во часов | Кол-во часов | |||||||
в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | в неделю | в год | ||
1. | Начальная хореографическая подготовка | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
2. | Современный танец | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
3. | Мир танца | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
4. | Свобода движения | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
5. | Концертный состав | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Итого: |
Год обучения
«Начальная хореографическая подготовка»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | — | ||
2. | Характер музыки. Характер танца | |||
3. | Начальная классическая подготовка | |||
4. | Постановка корпуса, рук, ног, головы. Основные позиции | |||
5. | Упражнения на различные группы мышц | |||
6. | Разучивание различных танцевальных композиций | |||
7. | Концертная деятельность | — | ||
Итого: |
Содержание курса
1 год обучения «Начальная хореографическая подготовка»
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с расписанием, требованиями к уроку, содержанием занятий.
Тема 2. Характер музыки, характер танца
Эмоциональная окраска, темп музыки. Длительность нот, размер.
Практика. Умение слушать, слышать и двигаться под музыку. Тренинги на развитие чувства ритма, темпа. Бег, шаги, прыжки, подскоки, прохлопывание, счет ритмического рисунка.
Тема 3. Начальная классическая подготовка
Изучение основных позиций рук и ног. Формирование понятий: центр тяжести, выворотность, параллельность ступней, правильное положение корпуса, рук, головы при выполнении упражнений около станка.
Практика. Изучение основных элементов классического танца. Практические занятия у станка: правильное положение рук, ног, головы, корпуса.
Тема 4. Постановка корпуса, рук, ног, головы
Изучение позиций ног(1,2,3,4,5,6), рук(1,2,3).
Понятия: опорная нога, работающая нога, рука. Ознакомление с французской терминологией.
Практика. Выполнение упражнений по позициям ног. Изучение положений головы при работе лицом к станку и одной рукой. Выполнение элементов у станка и на середине зала. Прыжки, demi pile, grand plie, releve, battement tfndu.
Тема 5. Упражнения на различные группы мышц
Понятие выполнение движения с силой.
Практика. Работа на развитие различные группы мышц. Прыжки, бег, шоссе, подскоки выполнение упражнений на ковриках.
Тема 6. Разучивание различных танцевальных композиций
Формирование понятия «танец», слитное выполнение движений. Практика. Постановка танцевальных композиций, разучивание и работа над техникой исполнения.
Тема 7. Концертная деятельность
Практика. Участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, концертах.
Тема 8. Постановочная работа
Сюжетность, не сюжетность постановки.
Практика. Постановка танца, работа над техникой исполнения, эмоциональной окраской, передача смысловой составляющей.
Год обучения
«Современный эстрадный танец»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Мелодии современных эстрадных постановок | — | ||
2. | Тренинги на синхронность | |||
3. | Упражнения на развитие различных групп мышц, равновесия. | |||
4. | Актерское мастерство | |||
5. | Классическая подготовка | |||
6. | Изучение законов сцены | |||
7. | Концертная деятельность | |||
8. | Постановочная работа и репетиция танцев | |||
Итого: |
Содержание курса
2 год обучения «Современный эстрадный танец»
Тема 1. Мелодии современных эстрадных постановок
Прослушивание музыкальных композиций современных исполнителей. Просмотр видеозаписей концертов, клипов, фильмов, мюзиклов, балетов, спектаклей с участием хореографических коллективов.
Тема 2. Тренинги на синхронность
Объяснение значения термина «синхронность» и «не синхронность». Формирование понятия «чувство партнера».
Практика. Проведение специальных тренингов на синхронность, с открытыми и закрытыми глазами. Репетиция танцевальных композиций перед зеркалом с целью отработки синхронного исполнения.
Тема 3. Упражнения на развитие различных групп мышц и равновесия
Беседы о здоровом образе жизни, о необходимости физического развития. Объяснение методики работы над мышцами, тренинги для развития равновесия.
Практика. Практическая работа над развитием различных групп мышц у станка, на полу, элементы аэробики. Проведение тренингов на развитие равновесия, формирование умения владеть своим телом.
Тема 4. Актерское мастерство
Музыка — образ танцора. Эмоции во время исполнения танца. Танец — мини спектакль, танцор — актер. Понятие эмоционального исполнения, вкладывание своей энергетики, чувств.
Практика. Игры на развитие актерского мастерства. Проведение ролевых игр, тренингов на раскрепощение. Задание на самостоятельную постановку по заданному образу.
Тема 5. Классическая подготовка
Классический танец, как основа любого направления хореографии. Изучение французской терминологии. Дальнейшее знакомство с классическим танцем, от простого к сложному.
Практика. Достижение понимания техники, выразительности при исполнении элементов у станка и на середине зала. Развитие мышечной памяти, осознанное исполнение движений. Работа над выразительностью исполнения. Введение вращений.
Тема 6. Изучение законов сцены
Знакомство со сценой, с названиями элементов цены, правилами поведения — сценическими законами.
Практика. Практическая работа на сцене. Основные правила поведения, нахождения за кулисами и на самой сцене, разрешенные и запрещенные действия.
Тема 7. Концертная деятельность
Практика. Участие в концертах, марафонах, конкурсах, фестивалях.
Тема 8. Постановочная работа и репетиция танцев
Совместное составление сценария танца. Работа над образами, характером каждого участника постановки. Просмотр видеозаписи репетиций, обсуждение и исправление ошибок.
Практика. Постановка танца. Разучивание танцевальных композиций. Отработка техники исполнения, работа над актерским мастерством.
Год обучения
«Мир танца»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Современные ритмы | — | ||
2. | Упражнения для развития различных групп мышц | — | ||
3. | Классическая подготовка | |||
4. | Музыка. Образ. Движение. | |||
5. | Самостоятельная подготовка танцевальных композиций на заданную тему, мелодию. | |||
6. | Тренировка техники и синхронности исполнения. | |||
7. | Концертная деятельность | |||
8. | Знакомство с особенностями танца модерн | |||
9. | Постановочная работа, отработка техники исполнения | |||
Итого: |
Содержание курса
3 год обучения «Мир танца»
Тема 1. Современные ритмы
Прослушивание новых современных исполнителей, для создания танцевальных композиций.
Тема 2. Упражнения для развития различных групп мышц
Практика. Работа над развитием мышц пресса, ног рук, спины и т. д.
Тема 3. Классическая подготовка
Углубленное изучение на основе 1 и 2 годов обучения.
Практика. Основа 1 и 2 годов обучения, овладение более сложными элементами.
Тема 4. Музыка. Образ. Движение.
Образ в танце. Музыка и ее влияние на образ. Движение, как средство выражения эмоций, передача задуманного образа.
Практика. Исполнение одного и того же движения или этюда, под музыку разног характера.
Тема 5. Самостоятельна подготовка танцевальных композиций на заданную тему мелодию
Выбор музыки, образа, обсуждение с руководителем, деление на подгруппы для подготовки этюда.
Практика. Постановка танцевальных композиций в подгруппах, отработка техники исполнения. Демонстрация всех поставленных этюдов, обсуждение удачных и не удачных моментов.
Тема 6. Тренировка техники и синхронности исполнения
Просмотр видеозаписи репетиций и концертов, разбор ошибок.
Практика. Многократное повторение танцевальных композиций с целью отработки техники исполнения, выразительности, характера, синхронности.
Тема 7. Концертная деятельность
Практика. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, танцевальных марафонах.
Тема 8. Знакомство с особенностями танца модерн
Просмотр видеозаписей различных школ, семинаров, концертов. История и основатели стиля. Знакомство с особенностями стиля.
Практика. Упражнения на напряжение и расслабление. Повороты и перевороты в технике модерн. Работа над чувством пространства и его использованием в танце.
Тема 9. Постановочная работа, отработка техники исполнения
Теоретическая работа над сценарием, образами, костюмами.
Практика. Постановка танцев в стиле модерн, джаз их отработка. Концертная деятельность.
Год обучения
«Свобода движения»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Повторение композиций за прошлые годы | — | ||
2. | Классический танец | |||
3. | Актерское мастерство | |||
4. | Постановка современной танцевальной композиции | |||
5. | Постановка джаз-танца | |||
6. | Постанова танца модерн | |||
7. | Концертная деятельность | — | ||
8. | Работа над определенными группами мышц | |||
9. | Импровизация | — | ||
Итого: |
Содержание курса
4 год обучения «Свобода движения»
Тема 1. Повторение композиций за прошлые годы
Практика. Повторение ранее поставленных танцев, отработка техники исполнения.
Тема 2. Классический танец
Более углубленное изучение на основе уже полученных знаний, умений и навыков.
Практика. Экзерсис у станка (одной рукой) и на середине зала. Танцевальные шаги, прыжки, учебные танцевальные композиции, вращения. Основные средние и большие позы классического танца.
Тема 3. Актерское мастерство
Индивидуальная и групповая работа на эмоциональность и перевоплощение. Просмотр видеоматериала.
Практика. Постановка этюдов на заданную и свободную тему. Постановка сюжетных номеров.
Тема 4. Постановка современной эстрадной постановки
Просмотр видео материала, знакомство современными стилями хореографии, их терминологией, особенностями.
Тема 5. Постановка джаз — танца
Просмотр видеозаписи с концертными номерами, поставленными в стиле джаз
Практика. Постановка и разучивание джаз — танца.
Тема 6. Постановка танца модерн
Просмотр видеозаписи с концертными номерами, поставленными в стиле модерн.
Практика. Постановка и разучивание танца модерн.
Тема 7. Концертная деятельность
Практика. Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, танцевальных марафонах.
Тема 8. Работа над определенными группами мышц
Объяснение необходимости в развитии физических способностей. Практика. Выполнение упражнений на развитие различных групп мышц.
Тема 9. ИмпровизацияПрактика. Импровизация на заданную тематику.
Год обучения
«Концертный состав»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1. | Импровизация | — | ||
2. | Самостоятельная постановка | — | ||
3. | Совершенствование техники исполнения джаз-танца | — | ||
4. | Совершенствование техники исполнения классической хореографии | — | ||
5. | Совершенствование техники исполнения современных направлений хореографии | — | ||
6. | Концертно-сценическая деятельность | — | ||
Итого: | — |
Содержание курса
5 год обучения «Концертный состав»
Тема 1. Импровизация.
Самостоятельная и групповая постановка. Импровизация на свободную и заданную тематику. Демонстрация постановки перед педагогами и другими участниками коллектива.
Тема 2. Самостоятельная постановка.
Разбор и корректировка хореографической композиции, с последующим использованием в танцевальных номерах.
Тема 3. Совершенствование техники исполнения джаз-танца.
Усложнение лексики хореографических постановок. Использование акробатических элементов в номерах. Участие в семинарах-практикумах и мастер-классах, направленных на совершенствование техники исполнения джаз-танца.
Тема4. Совершенствование техники исполнения классической хореографии.
Усложнение лексики хореографических постановок. Использование акробатических элементов в номерах. Участие в семинарах-практикумах и мастер-классах, направленных на совершенствование техники исполнения классической хореографии. Посещение занятий известных хореографов-постановщиков.
Тема 5. Совершенствование техники исполнения современных направлений хореографии.
Усложнение лексики хореографических постановок. Использование акробатических элементов в номерах. Участие в семинарах-практикумах и мастер-классах, направленных на совершенствование техники исполнения современной хореографии. Посещение занятий известных хореографов-постановщиков.
Тема 6. Концертно-сценическая деятельность.
Участие в городских, областных, региональных, международных хореографических фестивалях и конкурсах. Подготовка и выступление на торжественных мероприятиях различного уровня (новогодние мероприятия в резиденции губернатора, Дворца молодёжи и др.).
Список используемой литературы
1. Бурменский Г.В. Одаренные дети.,М., 1991
2. Немов Р.С. Психология.,М.,1990
3. Ваганова А .Я. Основы классического танца.,Санкт-Петербург,2002
4. Путова Т.В.,Беликова А.Н., Кветная О.В.Учите детей танцевать., М.,2003.
5. Лиситская Т. Хореография в гимнастике.,М.,1993.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителей.,М., 1989.
7. Лаврухина Н.М., Петрашевича О.А. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением» [текст]/ Н.М. Лаврухина О.А. Петрашевича Мн. – Национальный институт образования – 2005г.
8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце [текст]/ Е.В. Горшкова – Москва: Издательство «Гном и Д» 2002г. – 120с.
9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике 3-е изд., переработано и дополнено [текст]/ Е.В. Конорова – Москва: Музыка, 2002. – 53 с.
10. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [текст]/ В.М. Пасютинская – Москва: Просвещение, 2006 г. – 223 с.
11. Череховская Р. Танцевать могут все [текст]/ Р. Череховская – Мн., 2009г.
12. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение [текст]/ С.Руднева, А.Фиш – Москва: Музыка, 2003г. – 334с.
13. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце [текст]/ Е.Горшкова. Дошкольное воспитание №12 – 2002г.
Ресурсы удаленного доступа
1. Всё для хореографов: [сайт] URL: http:// www.horeograf.com/tag/xoreografiya-u-podrostkov (дата обращения 15.10.2015).
2. Социальная сеть работников образования: [сайт] URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (дата обращения 15.10.2015).
3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [сайт] URL: (дата обращения 15.10.2015).
4. Театральная энциклопедия: [сайт] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php (дата обращения 15.10.2015).
5. Мир психологии: [сайт] URL: http://www.persev.ru/psihologiya-tvorchestva (дата обращения 15.10.2015).
Аннотация
«Современный эстрадный танец» дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет.
Срок реализации программы составляет 5 лет.
Цель – создание условий для творческого развития личности обучающихся посредством танцевального искусства (хореографии).
Задачипрограммы:
— Формировать потребность в активном, здоровом образе жизни.
— Развивать хореографические способности подростков.
— Способствовать развитию двигательного аппарата, координации движений, музыкальности, пластики и грации своего тела.
— Научить работать в условиях учебного сотрудничества.
— Формировать уверенность в своих возможностях.
— Научить самостоятельно, использовать полученные хореографические знания и навыки.
— Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
— Научить ставить цели и достигать прогнозируемого результата.
— Создать условия для комфортного, продуктивного общения — обмена информацией.
— Формировать познавательный интерес и желание заниматься хореографией.
— Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья.
— Развивать физические качества (гибкость, координацию движений, ловкость, силу).
— Повышать уровень физической подготовленности.
— Развивать творческие способности обучающихся на основе компетентностного подхода.
Данная программа направлена на обучение хореографическому искусству, в частности современным танцам через общение, то есть — сотрудничество. Учебное сотрудничество – одна из форм сотрудничества (общения) возникающего между педагогом и обучающимся, учеником и группой учеников и даже учеником самим с собой. В процессе учебной деятельности главным условием является постановка учебной задачи, требующей поиска нового способа ее решения, новой деятельности.
Содержание программы состоит из следующих дисциплин: «Классическая хореография», «Актёрское мастерство», «Развитие различных групп мышц», «Импровизация», «Изучение законов сцены», «Джаз-танец», «Танец модерн» «Постановочная работа».
На протяжении учебного года проводится диагностика обучающихся (стартовая, промежуточная и итоговая) в форме открытых занятий, отчётных концертов, выступлений. Проводятся различные виды анкетирования, тестирования, опросы, с целью выявления уровня освоения программы.
Сведения о разработчиках
Ф.И.О. Сатюкова Ольга Александровна
Должность:Руководитель хореографической студии, педагог ДО 1 кв.к.
Образование:2002 г. ГОУ Екатеринбургский педагогический колледж №4.
Специализация: учитель начальных классов.
Терминологический словарь
Адаптация – процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды с помощью мероприятий по установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировке несоответствия такого поведения; вид взаимодействия его с социальной средой.
Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении дел.
Апломб – устойчивость или равновесие, главным стержнем которого является позвоночник.
Арабеск – основная поза классического танца.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.
Выворотность ног – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставе.
Группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
Demi-plié и Grand-plié – маленькие и большие приседания.
Деятельность – то специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Жест, язык жестов – система жестов и телодвижений, используемая в танцевальной лексике.
Завязка – событие, порождающее конфликт, она начинает развитие действия в танце.
Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности.
Классический экзерсис – комплект упражнений и движение, который исполняется сначала у станка, затем на середине зала.
Классический танец – вид хореографической пластики, построенный на определенных и строгих законах.
Композиция – сочинение хореографа из различных танцевально-пластических элементов, образующее единое целое.
Компетентность – это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Координация – соответствие и согласие всего тела.
Концовка – окончательное движение, характерное для мужского танца.
Кульминация – постепенное развитие действия.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Наглядность – предполагает непосредственное зрительное восприятие.
Натянутый подъем – стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.
Образовательный мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития.
Практика – материальная, целеполагающая деятельность человека.
Подбор репертуара – творческий и индивидуальный процесс для каждой группы воспитанников.
Подъем сокращенный – стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.
Поза – статичное положение тела, выражающее определенное состояние и настроение.
Познавательная деятельность – один из видов индивидуальной и групповой работы в учреждении дополнительного образования детей, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности, как в учреждении, так и дома.
Позиции ног – точная пропорция, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение и тело при этом находится в состоянии покоя или в движении.
Позиции рук – правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча.
Постановка тела – корпус в вертикальном положении, позвоночник вытянут, плечи и грудная клетка раскрыты, лопатка оттянута к пояснице, голова держится прямо.
Релеве – поднимание на пальцах.
Рисунок танца – исходный материал, рожденный традицией народа и обязательной характеристикой каждой хореографической композиции.
Ритмика – выразительное движение тесно связанное с музыкой.
Роль – образ, воплощенный в сценической версии.
Репертуар– подбор произведений, исполняемых в концертах.
Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Репетиция – подготовительное, пробное исполнение произведения.
Самостоятельная работа – способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.
Стопа– сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат, являющий опорой тела человека и регулятор функции равновесия.
Сюжет – система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт.
Танцевальный шаг – амплитуда, способствующая высоте прыжка, который обеспечивает широту и свободу движений.
Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождении испытаний.
Толерантность – терпимость и принятие иных верований, национальных обычаев и традиций.
Эмоциональный настрой – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Язык танца – создания мира общения чувств и эмоционального контакта.