Психолого-педагогическая характеристика
Общие сведения
Характеристика начинает составляться в первые две недели практики (до начала «активных» занятий) на основе использования методов наблюдения (в учебной и внеучебной деятельности), бесед (с самим учащимся, ведущим преподавателем), анализа учебной документации, также использованиепсихологических тестов и методик. Все положения характеристики иллюстрируются конкретными фактами и примерами, рабочими материалами.
1. Общие данные:
· Ф.И.О., пол, возраст, образование;
· Общее физическое состояние (конституция) и состояние здоровья;
· Семейное положение, бытовые условия.
2. Особенности темперамента и их проявление в учебной и внеучебной деятельности.
3. Основные черты характера по отношению к другим людям, к себе, к деятельности (прежде всего учебной), к вещам; волевые черты характера.
4. Самооценка и уровень притязаний личности.
5. Доминирующие интересы, потребности, склонности.
6. Основные способности, умения, навыки, их проявление в учебной и внеучебной деятельности.
7. Отношение к учебе (работе) и обучению в учебном заведении, основные мотивы учебной деятельности, проявление интереса к различным дисциплинам.
8. Характеристика познавательных процессов: психологические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и их проявления в учебной деятельности.
Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
... развития основных видов деятельности под психолого-педагогическим влиянием. Раскрыть психолого-педагогическое влияние на интеллект и деятельность подростков. Метод исследования: теоретический анализ научной литературы. 1. Теоретический анализ учебной деятельности и ...
9. Особенности общения с другими членами группы (на основе социометрии, наблюдений и бесед), преподавателями и практикантами. Наличие конфликтных ситуаций, поведение в конфликте. Кооперация и «помогающее» поведение. Эмоциональная экспрессивность и специфика проявления вербального и невербального поведения.
10. Наличие учебных умений и навыков: умение слушать и записывать материал на занятиях, активность на занятиях, умение самостоятельно работать с книгами и др. Систематичность в учебной деятельности (посещение, подготовка, инициативность).
Успеваемость по основным дисциплинам.
11. Выводы. Возможность учета индивидуальных особенностей учащихся в учебно – воспитательной работе. Прогноз дальнейшего развития и обучения учащегося. Рекомендуемые методы индивидуального учебно – воспитательного воздействия.
Результаты теста Темперамент
Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4-х цифр умножьте на 8,3. Вы получите приблизительное процентное содержание ответов.
Например:
«б» — 10 раз * 8,3 = 83%
«в» — 2 раза * 8,3= 16,6%
Четыре вида ответов соответствуют четырем типам темперамента:
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолика.
В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (83%).
Теперь определите свой доминантный (преобладающий) тип.
Холерик
Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.
Сангвиник
«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.
Флегматик
Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.
Меланхолик
Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.
Узнайте больше о совместимости темпераментов мужчины и женщины в браке ЗДЕСЬ
Шкала р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков «карта контроля состояния речи» (адаптианция в.А.Калягин и л.Н.Мацько)
ОПИСАНИЕ Детальную оценку меры фиксации на своем речевом дефекте позволяет производить модифицированная шкала Р. Эриксона. Ее ценность заключается в том, что она позволяет описывать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса, как будет показано в дальнейшем, а также обладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была создана Р. Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей заикающихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапазоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале сфомулированы в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге («Мне трудно разговаривать перед аудиторией», «Моя речь производит хорошее впечатление»).
При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном негативных пациент получает один балл за каждый пункт так, что максимальный возможный балл соответствует количеству пунктов шкалы – 24. Предварительная апробация шкалы проведена автором методики на пятидесяти взрослых заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Была показана высокая положительная зависимость между баллами шкалы, самооценкой и клинической оценкой степени заикания, а также оценкой заикающимися результатов лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуациях. В дальнейшем была увеличена надежность и валидность методики путем коррекции отдельных пунктов шкалы. Здесь представлен вариант, адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько (1986) для русскоязычного контингента. Шкала была переведена на русский язык лингвистами, после чего предложена заикающимся. В процессе непосредственного тестирования были уточнены конкретные формулировки отдельных пунктов. Уточнение качества перевода производилось также методом двойного перевода уже переведенного текста снова на английский язык, а затем вновь на русский. ОБРАБОТКА Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За один балл принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом. Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направленности тревоги на: 1. Речь – 1 8 9 14 15 16 19 23; 2. Общение – 2 3 4 5 10 13 18 21; 3. Уверенность – 6 7 11 12 17 20 22 24. Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотерапевтическую помощь. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Суммарные показатели выше 4-5 баллов расцениваются как прогностические, свидетельствующие о повышенной или высокой речевой тревожности. Например, заикающиеся показывают результат 15-16 баллов. Нулевые показатели или чрезвычайно низкие (1-2 балла) интерпретируются как результаты завышенной самооценки. Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной, а иногда даже и с общей тревожностью, поэтому контроль и коррекцию ее следует проводить с помощью различных видов тренинга, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практики. В некоторых случаях можно порекомендовать изменение формы деятельности, связанной с интенсивным речевым взаимодействием. ИНСТРУКЦИЯ: «Отметьте на бланке утверждения, с которыми Вы согласны, знаком «+» и утверждения, с которыми Вы не согласны, знаком «–».
Опросник
№ |
Список утверждений |
Ключ |
1 |
Моя речь производит хорошее впечатление |
– |
2 |
Мне легко разговаривать почти со всеми |
– |
3 |
Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними |
– |
4 |
Мне трудно разговаривать с моим учителем или начальником |
+ |
5 |
Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает |
+ |
6 |
Одни слова мне труднее произнести, чем другие |
+ |
7 |
Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается |
– |
8 |
Я легко могу поддержать разговор |
– |
9 |
Моя речь иногда смущает моих собеседников |
+ |
10 |
Не люблю знакомить одного человека с другим |
+ |
11 |
При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы |
– |
12 |
Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю |
– |
13 |
Мне не трудно говорить перед группой |
– |
14 |
Моя речь не позволяет мне делать то, что мне нравится |
+ |
15 |
Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать |
– |
16 |
Иногда мне не нравится, как я говорю |
+ |
17 |
Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно |
– |
18 |
Я охотно говорю только с некоторыми людьми |
+ |
19 |
Я говорю лучше, чем пишу |
– |
20 |
Я часто нервничаю, когда говорю |
+ |
21 |
Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми |
+ |
22 |
Я совершенно уверен в своей речи |
– |
23 |
Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других |
+ |
24 |
Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить |
+ |
Литература
Обработка и интерпретация результатов теста IQ
Ключ к тесту 1. ГАЗ. 2. БОЙ. 3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.) 4. ЕЛЬ. 5. ЛАМА. 6. РЯД. 7. ПУШКИН. (Все остальные слова – фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.) 8. ЧЕРНО. 9. КЛЮЧ. 10. СОК. . 11. ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.) 12. ВОДО. 13. ПИР. 14. БРАНЬ. 15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.) 16. БЕС. 17. ОЛ. 18. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.) 19. ОМ. 20. СКАТ. 21. ОБРАЗ. 22. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.) 23. ВАЛ. 24. ЕСТЬ. 25. РАЙ. 26. ПАРИЖ. (Все остальные слова – названия рек: Темза, Волга, Нигер.) 27. ВОРОТ. 28. КЛАД. 29. БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.) 30. АЙКА. 31. ИНА. 32. ЛАСКА. 33. КОТ. 34. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова – орел, воробей, жаворонок.) 35. ОТ. 36. ЛУК. 37. ЭЙНШТЕЙН. (Остальные слова – фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.) 38. ПОБЕГ. 39. ЕНА. 40. ПОВОД. 41. ТОЛ. 42. ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова – москит, термит, комар.) 43. ФАЛАНГА. 44. МАК. 45. ОЧКА. 46. СЕМАФОР. (Остальные слова – коза, бобер, лошадь.) 47. ЕНЬ. 48. РОГ. 49. ОЛЬ. 50. СКРИПКА. (Остальные слова – брат, сестра, мать, внучка.) Обработка результатов теста
Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ (коэффициенту интеллекта).
Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших спсобностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
Источники
Вербальный тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ) / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.35-46