3 .Содержание работы структурных подразделений, ответственных за организацию внеучебной воспитательной работы со студентами в вузе

Структура университета

по административной подчиненности

Проректор по воспитательной деятельности, молодежной и социальной политике

– Отдел организационно-методического обеспечения

– Центр личностного роста

– Музейно-выставочный комплекс

МВК

– Отдел социального развития

ОСР

– Детский оздоровительный лагерь «Чайка»

ДОЛ «Чайка»

– Спортивно-оздоровительный комплекс «Песчаное»

СОК «Песчаное»

– Детский сад

– Центр реализации молодежных проектов

ЦРМП

– Спортивный комплекс

– Центр культуры и творчества

10. Роль профсоюзной организации студентов в воспитании личности.

1. Что означает понятие профсоюз?

Профессиональные союзы (профсоюзы) — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере образования и культуры. Объединение создаётся с целью представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов участников.Профсоюз осуществляет свою деятельность на принципах добровольности, независимости, самоуправления, демократии, солидарности, законности, равноправия, гласности и организационного единства.

2. Основные цели профсоюзной организации студентов УГТУ-УПИ

— Реализация уставных целей и задач Профсоюза по представительству и защите индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ».

— Создание единой корпоративной студенческой среды в ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ».

— Являясь органом студенческого самоуправления, представление коллектива студентов при взаимодействии с администрацией вуза, его представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

— Объединение усилий и координация действий студенческого коллектива УГТУ-УПИ для повышения комфортности его обучения и качества полученного образования, поддержки инициативы и развития творческого потенциала, формирования у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного общества.

3. Структура профсоюзных организаций, в которую входит профсоюзная организация студентов УГТУ-УПИ

профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Свердловская — областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации — профсоюзная организация студентов УГТУ-УПИ (ПОС УГТУ-УПИ)

3 стр., 1295 слов

Социально-психологический портрет студента поствузовского образования

... связи с этим представляется актуальным изучение социально-психологических особенностей студентов поствузовского образования. Социально-психологические особенности студентов, получающих первое высшее образование, достаточно полно изучены благодаря комплексному лонгитюдинальному исследованию, начатому ...

4. Что дает профсоюзная организация студентов УГТУ-УПИ ее члену?

— защищает социально-экономические права и интересы членов профсоюза (неправомерное отчисление, конфликты с администрацией ВУЗа);

— предоставляет право пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными коллективным договором между профсоюзной организацией и администрацией ВУЗа;

— организует досуг студентов (проводит дискотеки, конкурсы, участвует в проведении культурных и спортивных мероприятий);

— позволяет пользоваться оздоровительными, культурными учреждениями и спортивными сооружениями профсоюзной организации на льготных условиях;

— организует отдых студентов (предлагает льготные путевки в санатории и лагеря отдыха, организует экскурсионные туры);

— предоставляет возможность получать материальную помощь из средств профсоюзной организации.

5. Что такое профком и основные направления его деятельности?

Профком – это орган студенческого самоуправления, который занимается профсоюзной деятельностью во всем университете, согласует и координирует работу профбюро всех факультетов УГТУ-УПИ.

Профсоюзную организацию студентов возглавляет председатель, который руководит деятельностью профкома студентов и его президиума.

В состав профкома входят: председатель ПОС УГТУ-УПИ, его заместители, председатели комиссий профкома, председатели профбюро, руководители прочих структурных подразделений организации. В состав профкома также могут избираться наиболее опытные руководители комиссий профбюро факультетов.

Профком студентов избирается сроком на два года на отчетно-выборной конференции членов ПОС УГТУ-УПИ.

Основные направления деятельности профкома:

— осуществляет руководство текущей деятельностью организации по выполнению уставных задач, решений конференции студентов и Свердловской областной организации Профсоюза;

— представляет интересы членов ПОС УГТУ-УПИ в соответствующих выборных, законодательных, исполнительных и судебных органах, перед администрацией университета;

— разрабатывает проекты документов и вносит предложения в администрацию и Ученый Совет университета по вопросам, касающимся членов ПОС УГТУ-УПИ и всего коллектива студентов, в соответствии с действующим законодательством, Уставом ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», целями и задачами, определяемыми Положением о профсоюзной студенческой организации ГОУ ВПО УГТУ-УПИ и Уставом Профсоюза;

— осуществляет контроль и участвует в распределении бюджетных средств, непосредственно затрагивающих интересы студентов университета;

— формирует и утверждает положения, структуру и состав комиссий и отделов профсоюзного комитета;

— утверждает перспективные и текущие планы работ профкома;

— организует информационное обеспечение членов ПСО УГТУ-УПИ;

— оказывает практическую и методическую помощь профбюро и профоргам.

6. Что такое профбюро и основные направления его деятельности?

Профбюро факультета – это орган студенческого самоуправления на факультете, представительство профкома студентов Университета в рамках факультета.

В состав профбюро входят: председатель, его заместители, ответственные за направления работы, руководители структурных подразделений, старшие профорги курсов.

7 стр., 3153 слов

Исследование профессиональной направленности личности студентов ...

... ГАК:__________ Члены ГАК: ________________ _________________ _________________ Кемерово,1998 Аннотация. Дипломная работа посвящена исследованию профессиональной направленностиличности студентов химического факультета на ... Выводы. Глава 3. Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности. 3.1. Методы ...

Профбюро студентов избирается сроком на год на отчетно-выборной конференции членов ПОС факультета.

Основные направления деятельности профбюро:

— организует выполнение решений и постановлений конференции факультета и профсоюзного комитета;

— представляет интересы членов ПОС УГТУ-УПИ перед администрацией факультета;

— участвует в реализации программ, проводимых профсоюзным комитетом;

— организует работу с профсоюзными студенческими группами;

— рассматривает устные и письменные заявления студентов, касающиеся их учебы и быта;

— осуществляет обучение профоргов и профактива;

— совместно с администрацией факультета осуществляет распределение средств, выделенных университетом на материальную помощь и премирование студентов;

— организует прием в члены Профсоюза и осуществляет выдачу, продление, замену профбилетов;

— организует сбор членских профсоюзных взносов;

— информирует студентов факультета о деятельности профбюро, профсоюзного комитета;

— организует оздоровительные, спортивно-массовые и культурно-просветительские мероприятия для членов Профсоюза.

7. Кто является руководителем профбюро факультета и его функции?

Руководит деятельностью профбюро председатель профбюро, который:

— представляет профбюро перед администрацией факультета и профсоюзным комитетом;

— руководит работой профбюро, подготовкой и проведением заседаний;

— координирует работу всех комиссий профбюро, отвечает за тесное взаимодействие комиссий между собой;

— отчитывается о проделанной работе перед факультетской конференцией и профкомом.

8. Структура профсоюзной организации студентов УГТУ-УПИ

Первичным звеном организационной структуры ПОС УГТУ-УПИ являются профсоюзные студенческие группы, сформированные в академических группах, студенческих клубах и коллективах. Профсоюзная группа создается при наличии не менее трех членов профсоюза.Профсоюзные студенческие группы объединены в профсоюзные организации студентов факультетов (институтов, филиалов), а те в свою очередь объединены в профсоюзную организацию студентов УГТУ-УПИ.

9. Как можно вступить в профсоюз?

— профорг группы должен ознакомить студентов с понятием профсоюз, с преимуществами профсоюзного членства, объяснить им права и обязанности членов профсоюза. При возникновение затруднений в процессе ознакомления студентов группы с понятием профсоюз и преимуществ, связанных с членством в профсоюзе профорг должен обратиться за помощью к зам.председателя профбюро по организационно-массовой работе или к любому другому компетентному члену профбюро;

— студенту, желающему вступить в профсоюз необходимо подойти в профбюро факультета, заполнить заявление, анкеты и заплатить вступительный взнос. Датой приема в профсоюз считается дата подачи заявления;

— в течение недели студент, получит профсоюзный билет, который является документальным подтверждением его членства в профсоюзе.

10. Как можно выйти из профсоюза?

— профорг группы должен разъяснить студентам преимущества профсоюзного членства. При возникновение затруднений обратиться за помощью к зам.председателя профбюро по организационно-массовой работе или к любому другому компетентному члену профбюро;

11 стр., 5108 слов

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению ...

... общеобразовательными и специальными дисциплина­ми. Полученные знания по дисциплине «Философия» позволят студентам: - сформировать представление о значимости, месте и роли филосо­фии в ... освоенные методы философского познания в научно-исследовательской, профессиональной работе. Философия изучается студентами в соответствии с государст­венным стандартом высшего профессионального образования, учебной ...

— в случае, если после разъяснения студент все еще желает выйти из профсоюза, необходимо, чтобы студент заполнил заявление на выход из профсоюза и сдал свой профсоюзный билет. Датой выхода из профсоюзной организации студентов УГТУ-УПИ считается дата подачи заявления;

— в случае, если студент отчисляется из университета, он обязан подписать обходной лист в профбюро своего факультета, предварительно уплатив задолженность по профсоюзным взносам.

11. Сколько составляет профсоюзный взнос и куда он идет?

Основой осуществления уставной деятельности ПОС УГТУ-УПИ являются вступительные и ежемесячные членские взносы. Уставом Профсоюза установлен ежемесячный членский взнос в размере 2% от минимального размера стипендии. Студент, не уплативший членские взносы, теряет право на предоставление дополнительных льгот со стороны ПОС УГТУ-УПИ до погашения задолженности.

Куда идут взносы:

— культурно-массовые мероприятия;

— подготовка профсоюзных кадров;

— спортивные мероприятия;

— материальная помощь членам профсоюза;

— встречи с ветеранами ВОВ;

— научные конференции;

— проведение пленумов, президиумов, совещаний;

— хозяйственные расходы.

12. Что должен делать профорг?

— разъяснять членам Профсоюза их права и обязанности, информировать о текущей деятельности профсоюзной организации студентов (Союза студентов);

— знакомить студентов, являющихся членами Профсоюза, с Уставом Профсоюза, настоящим Положением, коллективным соглашением, соглашением по охране труда и другими нормативными документами, относящимися к деятельности профсоюзной организации студентов (Союза студентов);

— посещать все собрания, конференции и другие мероприятия, проводимые профсоюзной организацией, а также, в случае необходимости, принимать участие в организации данных мероприятий;

— агитировать членов своей группы вступить в профсоюз, разъясняя преимущества членства в профсоюзе;

— отслеживать соблюдение прав студентов своей группы, в случае, если имеют место факты нарушения, незамедлительно обращаться в профбюро факультета;

— продлевать профбилеты и осуществлять сбор профсоюзных взносов, разъясняя, куда поступают собранные взносы.

13. Мотивация вступления в профсоюз?

Мотивация профсоюзного членства – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих людей вступать в профессиональный союз и находиться в его рядах. Под девизами понимаются своего рода возможности профсоюзной организации, побуждающие к осознанному вступлению в ее ряды.

Тип мотивации Девиз

Потребительский (интерес – получить от профсоюза или посредством его конкретные материальные блага) Дадим!!!

Страховочный (интерес иметь защиту на случай отчисления, несправедливых действий администрации, возникновения тяжелых жизненных обстоятельств и т.д.) Защитим!!!

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... nbsp;      Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

Солидарный (интерес – иметь возможность общения с единомышленниками, совместно добиваться своих целей, быть частью студенческого коллектива) Объединим!!!

Карьерный (интерес – возможность проявить в профсоюзной деятельности свои деловые и лидерские качества, стать специалистом в определенной области) Поощрим!!!

Творческий (интерес – в рамках профсоюзной работы заниматься интересным делом, добиваться общественно важных целей) Оцени

14. Что дает должность профорга?

— навыки общения и работы с людьми;

— возможность постоянно быть в курсе всех значимых событий ВУЗа;

— дополнительная возможность решения проблем с администрацией ВУЗа (помощь при поселении в общежитие, продление сессии и т.п.);

— преимущественное право пользование льготами, предоставляемыми профсоюзной организацией (посещение санатория-профилактория, получение материальной помощи и т.д.);

— возможность дальнейшего карьерного роста в структуре профсоюзной организации.

Направления работы профсоюза

• Организационно-массовая работа

• Социально-правовая работа

• Жилищно-бытовая работа

• Оздоровительная работа

• Спортивно-массовая работа

• Работа по качеству образования

• Информационная работа

• Культурно-массовая работа

12.Система первичной профилактики наркомании и других видов зависимостей в УрФу

Цель государственной антинаркотической политики:

• утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании и токсикомании) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону.

Нормативно-правовое обеспечение:

• основной законодательный акт, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности — Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Профилактика злоупотребления психологически активными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д).

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения профилактика делится на:

• первичную (предупреждение начала употребления ПАВ);

• вторичную (направлена на лиц, имеющих опыт употребления ПАВ);

• третичную (профилактика медицинского характера, направленная на лиц, имеющих зависимость от ПАВ).

Целью первичной профилактики наркомании является предупреждение начала употребления ПАВ лицами, ранее их не употреблявшими.

Данный тип профилактики является преимущественно социальным, наиболее массовым и ориентирован на детей, подростков и молодежь. В рамках первичной профилактики представляется возможным уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, она направлена не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить и укрепить свое здоровье.

11 стр., 5112 слов

Нужна ли студенту и врачу биомедицинская этика? Биоэтика — это ...

... особенно энергично и глубоко стали решаться задачи образования, воспитания студентов и вра­чей современной медицинской этике, биоэтике, организации ... принципов врача, которых он должен придерживаться в своей работе. Нередко эти термины применяются как равные. Мне, как ... медицинской этики. Но в боль­шинстве институтов эта работа осуществляется на кафедре социальной медицины и правовых вопросов. ...

Задачи профилактической деятельности:

• формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;

• формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение;

• развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения;

• формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков.

Технологии, применяемые в профилактической работе:

1. педагогические;

2. социальные;

3. психологические;

4. медико-биологические

1.Психологические технологии первичной профилактики направлены на:

• адаптацию к требованиям социальной среды;

• формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения.

Применением данного вида технологий занимаются специалисты, обладающие знаниями и умениями в области медико-психологической работы.

2.Социальные и педагогические технологии призваны предоставить объективную информацию о психоактивных веществах, их воздействии на организм человека, последствиях их употребления и возможной помощи при возникновении проблем, связанных с употреблением наркотиков. Эти технологии создают мотивацию на здоровый образ жизни.

К социальным и педагогическим технологиям относятся

• альтернативные программы проведения досуга и другие формы молодежной активности;

• создание социально-поддерживающих систем;

• мотивационные акции, направленные на формирование здорового образа жизни;

• создание института социальных работников и волонтерского движения.

3.Медико-биологические технологии в большей степени относятся к вторичной и третичной профилактике наркомании.

Министерством образования РФ рекомендована модель позитивной профилактики наркомании.

Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

В УрФУ с 1998 г. реализуется «Комплексная программа профилактики зависимостей среди студентов».

Цель программы:

• формирование вузовского пространства, ориентированного на создание студенческой субкультуры, поддерживающей нормы и ценности здоровья и активной творческой самореализации личности; способствующего профессиональной и творческой самореализации студентов, формированию стойкого неприятия к употреблению наркотических и психоактивных веществ, овладению ими знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.

Задачи программы:

• создание в вузе системы позитивной профилактики зависимостей через воспитание психически и физически здоровой личности, способной самостоятельно справляться с возникающими трудностями и не нуждающейся в приеме психоактивных веществ;

• использование психолого-педагогических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

3 стр., 1228 слов

Проявления социально-психологической дезадаптации у студентов ...

... дезадаптации конкретной личности в условиях усложняющегося учебного процесса. Факторы формирования социально-психологической дезадаптации студентов: • изменение привычного стереотипа жизни, • непереносимость высоких учебных ... 3. Кибрик Н.Д. К вопросу роли межличностных контактов в процессе социально-психологической дезадаптации студентов вузов / Н.Д. Кибрик, Т.А. Малофеева // Актуальные проблемы ...

• организация и проведение исследований по:

– определению ценностно-смысловых ориентаций (установок) студентов;

– выявлению уровня социально-психологической адаптированности студентов;

– выявлению студентов, склонных к злоупотреблению ПАВ в связи с личностными особенностями;

• организация семинаров, круглых столов, тренинговых занятий с участием студенческого актива, председателей профбюро факультетов (заместителей председателей профбюро по оздоровительной работе), кураторов академических групп, бойцов студенческих педагогических отрядов и т.д.;

• активизация деятельности социально-психологической службы по профилактике зависимостей среди студентов:

• диагностика и мониторинг состояния здоровья студентов;

• проведение индивидуальных и групповых консультаций;

• активизация работы органов студенческого самоуправления (волонтерского движения, Школы лидерства, студенческих отрядов, советов студенческих корпусов);

• выпуск тематических учебно-методических пособий и информационных материалов;

• методическое и организационное обеспечение работы студенческого телефона доверия;

• активизация спортивно-массовой и физкультурной работы;

• повышение квалификации организаторов профилактической антинаркотической работы;

• взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами на уровне района, города, области, округа, России.

Нормативно-правовое обеспечение:

• Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000г.№619

• Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (в частности ст.6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образования и культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти);

• Областная государственная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Свердловской области» на 2009-2011гг.;

• Решение коллегии Минобрнауки РФ от 14 сентября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

• Перечень мероприятий по комплексной профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту в Екатеринбурге, утвержденный Постановлением Главы города в 2007 году;

• Концепция внеучебной воспитательной деятельности в УГТУ-УПИ, принятая в 2005 г.;

• Приказ ректора университета №441/03 от 26.11.2001 «Об ограничении курения табака» (с дополнениями — приказ ректора №160/03 от 08.04.2004);

• Решение Ученого совета «О незамедлительном исключении из университета студентов, уличенных в хранении, распространении и употреблении наркотиков на территории университета»;

• Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 №690);

• Приказ ректора «О профилактике наркомании» №437/03 от 22.10.2010

Основные формы профилактической работы:

• Информационно-разъяснительная работа (беседы, встречи со специалистами, раздача информационных материалов и т.п.);

6 стр., 2796 слов

Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов ...

... формирования педагогических умений студентов на занятиях физической культурой Предметно-рефлексивный анализ занятия - это неотъемлемая часть педагогической деятельности преподавателя по физическому воспитанию, который проводит ... модели (см. схему). Представленная система-модель акцентирует внимание на наличии обратной связи между программно -целевым, операционально-деятельностным и оценочно- ...

• Организация массовых внеучебных мероприятий различной направленности (научные, спортивные, культурно-массовые и т.д.);

• Проведение конкурсов творческих работ (плакатов);

• Проведение конкурсов студенческих научно-исследовательских работ;

• Проведение тематических акций: «Студенчество за будущее без наркотиков» и т.п.

• Чтение специальных курсов и дисциплин: «Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей», «Психология девиантного поведения» и др.;

• Реализация комплексных целевых программ;

• Выявление лиц, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ, (опросы, мониторинг, диагностика) и индивидуальная работа с ними;

• Организация психологической поддержки (создана социально- психологическая служба);

• Волонтерское движение;

• Подготовка квалифицированных кадров.

23 .Нормативное правовое обеспечение гражданско-патриотического воспитания молодёжи.

Патриотизм – одна из наиболее важных, непреходящих ценностей общества, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности по самореализации на благо Отечества.

Гражданственность – проявление личностью качеств патриотизма, ответственности, принятия и следования общепринятым нормам и требованиям законодательства, использование своих прав и свобод на благо страны и мирового сообщества.

Совокупность взглядов на работу по гражданско – патриотическому воспитанию молодежи содержит концепция ГПВ. Рассмотрим основные ее положения на примере концепции гражданско – патриотического воспитания студентов.

Данная концепция разработана для:

• выработки единого подхода к осуществлению гражданско – патриотического воспитания студентов;

• включения в работу всех подразделений вуза;

• активизации взаимодействия вуза с органами государственной власти и органами местного самоуправления

в соответствии с:

• Конституцией РФ;

• Законами «Об образовании», «О высшем послевузовском профессиональном образовании»;

• Национальной доктриной об образовании РФ;

• Концепцией модернизации российского образования;

• Концепцией патриотического воспитания граждан РФ;

• Областной государственной целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи в Свердловской области на 2003 – 2005 год».

ГПВ – одно из важнейших направлений образовательного процесса студентов.

Основные направления ГПВ:

• формирование чувства гордости и ответственности за свою страну;

• развитие чувства коллективизма и сопричастности к выполнения гражданского долга;

• уважение общественных норм и идеалов, осознанное сочетание личных и общественных интересов;

• реальный вклад, вносимый в решение основных проблем страны, региона, области, города, вуза.

В общественной среде ГПВ строится на:

• идее государственного приоритета в высоких технологиях;

• роли исторического и культурного наследия России;

• делах студенческого инновационного начала.

Цели ГПВ:

• целенаправленное формирование качеств социально активного гражданина и патриота;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

• воспитание на лучших традициях Родины, вуза;

• активное вовлечение студентов в реализацию образовательных, научных, культурных проектов вуза.

Задачи:

• формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, демонстрация российских достижений в области науки и техники;

• изучение особенностей российского государства;

• привитие уважения к истории России, к традициям народов и народностей страны;

• привитие уважения к родному языку;

• вовлечение студентов в социально значимую деятельность;

• поддержка инициатив и коллективов.

Принципы ГПВ:

• системно – организационный подход;

• целесообразная активность;

• учет особенностей региональных условий;

• принцип соучастия студентов.

Проводники целей ГПВ:

• субъекты воспитательной деятельности (факультеты, институты, филиалы, учебно – методическое управление, отдел по внеучебной работе, дом культуры, музей, медиацентр);

• общественные организации вуза (попечительские советы, совет ветеранов, штаб СО, спортклуб, редакция студенческой газеты факультета, студенческие коллективы).

Объекты ГПВ: преподаватели, сотрудники университета, студенты, абитуриенты, семья.

Направления работы ГПВ:

• нравственно – этическое, эстетическое;

• военно – историческое;

• культурно – историческое;

• спортивно – массовое;

• трудовое;

• гражданско – правовое;

• интернациональное;

• информационное;

• экологическое;

• семейно – бытовое.

Основные моменты в работе:

• учебные занятия;

• работа организаций;

• благотворительная деятельность;

• шефская помощь ветеранам и нуждающимся детям.

24. Нормативное правовое обеспечение нравственно-эстетического воспитания молодёжи

Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

В течение года в университете реализуется программа эстетического воспитания студентов. Центральное место в организации мероприятий программы отведено Дому культуры УГТУ, на его базе работает 15 творческих коллективов, таких, как клуб самодеятельной песни, творческое объединение «Уральские пельмени», студия спортивного бального танца, театр хореографии и пластики «Визави», студенческий драматический театр «Старый Дом» и другие.

Дом культуры — один из центров воспитательной деятельности. Благодаря высокой квалификации сотрудников Дома культуры УГТУ-УПИ добивается высоких творческих результатов. Находя и привлекая к участию в творческой работе талантливых студентов, работники Дома культуры дают им возможность развивать свои способности.

Имена студентов и названия коллективов, которым Дом культуры помог достичь высоких творческих побед, известны не только в городе и области, но и в России, а также за рубежом.

Сотрудники Дома культуры и студенты-участники творческих коллективов очень креативны, но это не мешает строгой организации работы; специалисты постоянно находят новые, интересные, современные технологии нравственного воспитания студентов.

Дом культуры имеет высокий статус среди подобных учреждений города: на его базе в год проводится около 20 межвузовских мероприятий, а также мероприятий министерств и ведомств Свердловской области.

Для институтов, факультетов и филиалов вуза Дом культуры является и творческой мастерской, и конкурсной площадкой. Здесь в процессе подготовки мероприятий студенты получают возможность развивать не только свои таланты, но и опыт организаторской деятельности, опыт работы в едином коллективе, умение вместе с другими реализовать задуманное.

Дом культуры как творческий центр вуза проводит в год более 50 культурно-массовых студенческих мероприятий. Ни одно из них не имеет аналогов в сценарии и режиссуре. Все они яркие, красочные, запоминающиеся, технически сложные, оригинальные, непредсказуемые. Многие позволяют зрителям окунуться в различные исторические эпохи, почувствовать дух времени, пережить события вместе с героями.

Деятельность Дома культуры разнообразна: здесь хоровое и вокальное искусство соседствует с рок- и инструментальной музыкой, развивается черлидинг и театр хореографической пластики, драматический и лингвистический театры.

Такие мероприятия, как «Мисс УГТУ-УПИ», «Мистер УГТУ-УПИ», смотры художественной самодеятельности студентов, творческие вечера коллективов, КВН, давно стали визитными карточками нашего вуза.

31 Билет.Социальное проектирование воспитательной деятельности

Социальный проект:

• Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения;

• Это воплощение любой Вашей идеи в реальность;

• Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;

• Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников;

• Это решение социально – значимых проблем местного сообщества;

• Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации;

• Умение разрабатывать социальный проект делает работу вашей организации более качественной.

Из чего состоит социальный проект?

Компоненты проекта Объективные свидетельства

(данные, показатели, обснования) Внешние условия

(факторы ,предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача?

Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

Цель:

1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?

2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта?

2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ?

3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

Задачи –

Ожидаемые результаты

1. каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ?

2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?

3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?

4. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена?

5. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?

6. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

2. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

? Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

? Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;

Методы

(мероприятия, проводимые в ходе проекта)

1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?

3. Насколько экономически эффективны используемые методы? 7. Почему выбраны именно эти методы ?

8. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?

9. Из какого набора методов был сделан выбор?

10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? 3. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

Ресурсы

1. Какие ресурсы – кадры, оборудывание, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?

2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?

4. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)

5. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

Результат – эффект

1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой?

«Пульс» совместно с отделом по внеучебной работе, профкомом студентов, Домом культуры и Спорткомплексом УГТУ-УПИ с 2007 г. ежегодно проводит акцию «Хочешь изменить мир – начни с себя». Цель акции – выявление и поддержка духовно-нравственных, социально активных устремлений, развитие ответственности воспитанников за собственную жизнь и утверждение основ здорового образа жизни молодежи. Акция предполагает развитие гражданских и гуманитарных инициатив воспитанников социальных учреждений по следующим направлениям: отношение к окружающей действительности: инициация и участие в экологических программах, краеведческих проектах, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни и т. д.; отношение к людям: шефство, участие в гуманитарных акциях, создание и распространение социальной рекламы и т.д.; отношение к себе: успешность учебно-профессиональной деятельности, оптимизация духовно – нравственного, социального и физического потенциала личности.

В акции, проводимой в 2010 г., принимает участие 9 детских учреждений Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Камышлова и Шуралы, среди которых два подшефных детских учреждения УГТУ-УПИ.

9.Принципы, подходы к оценке эффективности воспитательной деятельности.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач

Принцип персонификации: Персонификация понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении.

Принцип природосообразности: отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы

Принцип культосообразности. Принцип культуросообразности — это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Принцип гуманизации. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса

Принцип дифференциации Суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

воспитательная деятельность — характеризуется воздействием результата этой деятельности и самого творческого процесса на образовательно-воспитательное развитие общественного сознания.

Критерии Показатели

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося Освоение учащимися образовательной программы

Развитость мышления

Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

V. Сформированность физического потенциала выпускника Состояние здоровья выпускника школы

Развитость физических качеств личности

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

VII. Сформированность общешкольного коллектива Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности.

15.История развития системы воспитания

Воспитание древних славян проходило в суровых условиях, которые были вызваны особенностями климата и необходимостью вести постоянные войны защищаясь от побега кочевников. Поэтому славяне ценили прежде всего «крепость в теле, силу в руках, легкость в движениях Карамзин»

• Период организованного обучения связан с принятием христианства на Руси 988 год. Именно тогда стали создаваться первые школы (при монастырях).

• Период духовного идеологического влияния церкви на образование продолжался до эпохи Петра 1

• Петровские время внесло в образование государственность профессионализм сословность

• Активное развитие в системе образования получило только после отмены крепостного права 1861. Стали развиваться реальные и земские школы.

• «воспитание должно опираться на эмоциональные особенности и народные традиции именно этот путь наиболее продуктивен» Ушинский

• Единая система образования сложилась в России только в советский период. Золотой век основной школы – первое десятилетие после революции 1917 года.

• Системы воспитания советского периода складывалась на идеологической основе марксизма и ленинизма. К внедрению воспитательную практику допускались те формы и методы которые вписывалась в единую идеологическую систему, что естественно сдерживало педагогическое творчество.

• Новый период знаменует «закон об образовании» 1992 год который закрепил в школе демократические свободы.

• Новое тысячелетие вызвало большой интерес к воспитанию человека. В 21 веке существенное влияние на воспитания молодого поколения оказывает СМИ интернет

• Человек, его нравственность становится реальной силой которая может действовать как разрушительно так и созидательно.

• На ряду с идеями свободы, самореализации, развития гражданского самосознания в современном мире имеет место фашизм, россизм, экстремизм, воспринимаемой молодежью в процессе стихийной социализации и составляющей межгосударственной межнациональных проблем.

25.Показатели качества воспитательной деятельности.

1. Целевые установки в воспитательной деятельностиилет

1.1 Наличие утвержденной на Ученом совете концепции воспитательной деятельности

1.2 Наличие утвержденной ректором, проректором программы воспитательной деятельности на цикл обучения

1.3 Наличие утвержденного ректором, проректором календарного плана воспитательной деятельности на год

2. Информационное обеспечение организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении

2.1 Наличие доступных для студентов источников информации, содержащих план внутривузовских мероприятий, расписание работы студенческих клубов, кружков, секций, творческих коллективов и т.д.

3. Система управления воспитательной деятельностью

3.1 Наличие должности проректора по воспитательной работе/помощника ректора

3.2 Наличие структурного подразделения, ответственного за воспитательную работу (отдел, управление, совет и т.д.)

3.3 Наличие внутренних локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность

3.4 Наличие инструкций, методических рекомендаций по организации и проведению воспитательной деятельности

3.5 Наличие должности зам.декана по воспитательной работе

3.6 Наличие кураторов в учебных группах

3.7 Наличие положения (должностной инструкции):

— о проректоре по воспитательной работе

— о структурном подразделении, курирующем воспитательную работу

— о заместителе декана по воспитательной работе

— о кураторе учебной группы

3.8 Наличие Попечительского совета

3.9 Наличие клуба выпускников

4. Наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций

4.1 Профсоюзной организации

4.2 Количество студентов, состоящих в профсоюзе на данный момент

4.3 Студенческого совета

4.5 Студенческих клубов, союзов, ассоциаций, творческих коллективов

4.6 Наличие студенческих мероприятий, проведенных в предыдущем учебном году

4.6 Наличие студенческих строительных отрядов

4.7 Количество студентов, работавших в строительных отрядах в предыдущем учебном году

4.8 Студенческого отряда охраны правопорядка

4.9 Совета студенческого общежития

5. Наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы

5.1 Наличие актового зала (дома культуры)

5.2 Наличие спортивно-оздоровительного лагеря

5.3 наличие спортивных залов

5.4 Наличие тренажерных залов

5.5 Наличие стадиона (спортплощадки)

5.6 Наличие оборудовании, обеспечивающего культурно массовые мероприятия

5.7 Наличие оборудования и инвентаря для спортивных мероприятий

6. Финансовое обеспечение воспитательной работы

6.1 выделение средств на культурно-массовую работу

6.2 Выделение средств на спортивные мероприятия

6.3 выделение средств на поощрение студентов за активное участие во внеучебной деятельности

7. Организация и проведение внеучебной работы

7.1 Проведение студенческих фестивалей, смотров, конкурсов и пр. в образовательном учреждении

7.2 Количество студенческих фестивалей, смотров, конкурсов и пр., проведенных в предыдущем учебном году

7.3 Участие студентов в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня в предыдущем учебном году

7.4 Достижения студентов, участвовавших в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня в предыдущем учебном году (количество призовых мест, дипломов, грамот)

7.5 Количество студентов, участвующих в работе студенческих клубов, творческих коллективов, кружков и пр. на данных момент

7.6 Число спортивных секций, клубов

7.7 Количество студентов, занимающихся в спортивных секциях, клубах на данный момент (в учебном заведении/вне учебного заведения)

7.8 Количество спортивных мероприятий, проведенных в предыдущем учебном году в образовательном учреждении

7.9 Участие студентов в спортивных соревнованиях различного уровня

7.10 Достижения студентов, участвовавших в спортивных соревнованиях различного уровня в предыдущем учебном году (количество призовых мест, дипломов, грамот)

7.11 Наличие многотиражной (малотиражной) газеты

7.12 Тираж газету/периодичность издания

7.13 Наличие сайта образовательного учреждения в сети Интернет

7.14 Наличие музея истории образовательного учреждения

8. Психолого-консультанционная работа

8.1 Наличие службы социально-психологической поддержки (СПП)

8.2 Наличие положения о службе СПП

8.3 Наличие утвержденной программы СПП

8.4 Количество обращений в СПП в предыдущем учебном году

8.5 Количество мероприятий, проведенный СПП в предыдущем учебном году

9. Специальная профилактическая работа

9.1 Наличие утвержденной программы по профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимости

9.2 Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году

9.3 Ведется ли учет студентов, страдающих наркотической, алкогольной и иными видами зависимостей

9.4 Количество студентов, состоящих на учете в наркологическом диспансере (в период работы комиссии по комплексной оценке)

9.5 Наличие утвержденной программы по профилактике ВИЧ-инфекций

9.6 Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году

9.7 Наличие утвержденной программы по профилактике правонарушений

9.8 Количество мероприятий, проведенных в рамках программы в предыдущем учебном году

9.9 Количество правонарушений, совершенных студентами образовательного учреждения в предыдущем учебном году (по данным территориальных органов МВД)

10. Внутренняя система оценки состояния воспитательной работы

10.1 Проводятся ли опросы студентов с целью выявления и учета их мнения об организации внеучебной деятельности

10.2 Накапливаются ли данные опросов об оценке студентами внеучебной работы (об отдельных мероприятиях)

10.3 Проводятся ли совещания, семинары, конференции и пр., с целью проведения анализа состояния воспитательной работы в образовательном учреждении

10.4 Имеются ли отчеты, протоколы, тезисы выступлений с сообщениями на совещаниях, семинарах, конференциях, лиц ответственных за воспитательную. Работу

10.5 Разработаны ли критерии внутренней оценки воспитательной работы

11. Система поощрения студентов

11.1 Наличие утвержденного положения о поощрении студентов за достижения в учебе и во внеучебной деятельности

11.2 Количество студентов, поощренных в предыдущем учебном году

12. Оценка организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении в целом