Психология общения 2

Тема 2.1Содержание, функции и виды общения

1. Понятие общения. Цель, содержание, средства общения.

2. Основные функции общения

3. Формы и уровни общения

4. Стратегии и виды общения

1. Понятие общения. Цель, содержание, средства общения.

ОБЩЕНИЕ — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: обмен информацией между общающимися индивидами (коммуникацию); восприятие партнера по общению (перцепцию); взаимодействие между общающимися индивидами (интеракции).

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, ре­зультатами труда, но и мыслями, намерениями, идея­ми, переживаниями и т. д.

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание- это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

... приводила к формированию у него активного отношения к людям и потребности в общении, развитие которой проходило в данном случае те ... или иной форме высказывались ведущими психологами. Близкий по содержанию пафос содержится и в классической работе Курта Левина ( ... еда, выделительная функция, защита, констатирует, что они не являются на первых порах потребностями, не существуют как потребности, ибо не ...

Средства общенияможно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио — и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

2. Функции общения (по в.А. Семиченко)

  • контактная— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи во время взаимодействия;
  • информационная — обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос;
  • побудительную — стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий;
  • координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимания — адекватное восприятие и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний);
  • амотивную — целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний;
  • установление отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится;
  • оказания влияния — изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.).

Функции общения (по О.Г. Филатовой)

4 стр., 1577 слов

Общение как передача информации. Виды информации

Контрольная работа по теме: Общение как передача информации. Виды информации 1. Общение как передача информации Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при ...

  • инструментальная— передача информации для совершения определенных действий;
  • трансляционная — передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д.;
  • экспрессивная —взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
  • функция самовыражения;
  • функция социального контроля— регламентация поведения и деятельности;
  • функция социализации и др.

Знание функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценности структуры и формы общения, в которое включается человек.

3. Формы общения

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При этом под прямымобщением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общениехарактеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общениеосуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

2 стр., 569 слов

106. Природа и структура общения. общение как обмен информацией

... . друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек ...

Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Далее различают межличностноеимассовоеобщение.

Массовое общение- это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение- это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция- это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими. Все это приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации (в процессе общения с испанскими деловыми партнерами)

... в сфере международных бизнес коммуникаций при общении с испанскими деловыми партнёрами. Проанализировав теоретические сведения из различных ... Северной Европе это считается грубостью. Невербальная коммуникация Межличностное пространство. Если представители Северной Европы находятся друг ... люди встречаются все чаще и все ближе узнают друг друга. Совершенно естественно, что, когда один из собеседников ...

Диалогическое общениепозволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующихправил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на состояние собеседника и собственное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие личности партнёра, довериек его намерениям. 3. Восприятие партнёра какравного,имеющего право на собственное мнение и собственное решение. 4.Персонификацияобщения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Уровни общения:

— макроуровень— общение обусловлено общественными отношениями, социальными установками, нормами, обычаями, традициями, законами, правилами;

— мезауровень — общение на определенную тему, как с индивидом, так и с группой людей (конференции, собрания, симпозиумы, взаимодействие «учитель-ученик»);

— микроуровень — общение с помощью элементарных единиц коммуникации (вопрос — ответ, взгляд, улыбка, рукопожатие и т. д.).

3.Стратегии общения

Выделяют следующие стратегии общения: 1) открытое — закрытоеобщение; 2)монологическое — диалогическое; 3)ролевое(исходя из социальной роли) —личностное(общение «по душам»).

5 стр., 2089 слов

Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации

... трансформацию свойств самого субъекта "виртуального" общения. Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации ... полуструктурированное интервью, методику исследования значимых отношений А.А. Кроника, опросник межличностных отношений В. Шутца, тест – ... числу относят невидимость собеседников (в большинстве случаев), возможность анонимного общения, преимущественно текстовый формат ...

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

«Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Виды общения

Выделяют разнообразные классификации видов общения:

1

  1. «Контакт масок" — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное, межличностное общениедрузей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений во многом обусловливаетсяособенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

3 стр., 1487 слов

Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

... . Характер межличностных отношений в социокультурной сфере Элементарные навыки ориентировки и соответственно «подстройки», т.е. соотнесения содержания и коммуникативной формы высказывания с ситуацией общения, личностью собеседника ...

Пол. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот).

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью.

Возраст. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются.

Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. Некоторые свойстватемпераментавлияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником»).

Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы, связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Профессия. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).

Опыт общения с людьмипозволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций.

Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.

Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека. Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых потребность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена. Дружеские межличностные отношения чаще всего формируются с одним человеком или несколькими лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям. Показателями аффилиативного поведения являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия, доверительные звонки по телефону и др.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector