Условия становления самооценки в процессе онтогенеза

29

Содержание

Введение

1. Теоретические основы самооценки личности

1.1 Понятие и основные этапы становления самооценки

1.2 Роль самооценки в развитии межличностных отношений

2. Экспериментальное исследование самооценки в разном возрасте

2.1 Общая характеристика методов исследования самооценки

2.2 Изучение самооценки

2.3 Методика Куна «Кто я?»

Заключение

Список источников

Приложение

Введение

Проблематика самооценки широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование. Согласно психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. По В.Б. Абдрахмановой, самооценка представляет собой особую ступень в развитии самосознания, на которой возникает определенное оценочное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности и др. По И.С. Кону, наши самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я». По А.И. Липкиной, самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Как справедливо пишет Л.В. Бороздина, в современной психологии проблема самооценки является одной на наиболее разрабатываемых. Однако, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения понятия самооценки.

Объект исследования: самооценка личности

Предмет исследования: развитие самооценки личности в процессе онтогенеза.

13 стр., 6405 слов

Теоретические основы изучения самооценки личности

... степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Она ... и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности; - Изучить факторы формирования самооценки личности; - Рассмотреть методики исследования самооценки личности; Методы исследования. В курсовой работе использовалась система ...

Цель исследования: изучение условий становления самооценки в процессе онтогенеза.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения самооценки.

2. Изучить динамику развития самооценки в подростковом, юношеском, зрелом возрасте.

3. Выявить влияние на развитие самооценки процесса онтогенеза (подростков, юношество и зрелость).

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и их развитие в трудах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожец.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы понимания сущности и генезиса самооценки в отечественной и зарубежной психологии; эмпирическое исследование особенностей развития самооценки в процессе онтогенеза с использованием опросников, наблюдения, анкет, социометрических проб; содержательная интерпретация и количественный анализ полученных результатов.

В исследовании описаны особенности и закономерности развития эмоционально-личностной сферы в разном возрасте.

База исследования: Орлинская средняя школа 7 классы — 20 человек, 10 классы — 20 человек, коллектив Орлинской средней школы — 20 человек.

1. Теоретические основы самооценки личности

1.1 Понятие и основные этапы становления самооценки

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит — уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [16, с. 56]

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая ... С какого возраста человек начинает оценивать себя (формируется самооценка)? Что (кто) влияет на формирование самооценки в различных возрастных ... При подготовке ответа опирайтесь на материал психолого-педагогических исследований по возрастным особенностям подростков. 16) Представьте, ...

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. [16, с. 48]

В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

5 стр., 2441 слов

20. Самооценка и уровень притязаний личности

... также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства ... такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций: 1. Сравнение выделенных ...

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст — завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. [13, с. 32]

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его Я-концепции, но это свойство в оценочном плане не рассматривается.[9, с. 101]

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... -концепция». Более успешной адаптации личности к изменяющимся условиям жизни способствует: негативная самооценка; низкая самооценка; позитивная самооценка; завышенная самооценка Наличие у человека высокоорганизованного мозга, мышления и членораздельной ...

У человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное».

Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. [5, с. 9]

Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную — соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. [10, с. 57]

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях — производственных, бытовых и других — общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих. [11, с. 27]

13 стр., 6457 слов

Курсовая работа — Психологическая коррекция низкого уровня самооценки в подростковом возрасте

... Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально – психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения. Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей ... личности. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и ...

Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения. [20, с. 26]

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов. Становление личности индивида и ее отдельных структурных компонентов, в частности самооценки как составляющей образа «я» не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку — это семья, школа, референтная группа и интимно-личностное общение. Таким образом, самооценка человека формируется в первую очередь в результате его активного взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социумом.

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Другой фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. [8, с. 46] В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2−3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто взрослые дают оценку действий других детей по их конкретным действиям (хороший — помогает маме, нехороший — пачкает одежду), и малыш, сравнивая себя с ними, делает вывод о том, к какой категории себя отнести.

К 4−5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Если ранее это касалось в основном игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности. Ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника.

Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе — активным формированием образа «Я». Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. [21] Потребность самосознания возникает из практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива и потребностью оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. [49]

На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. [21, 40 с.]

Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка — оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль.

И.С.Кон так описывал развитие самосознания и образа «Я»: «Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Тем не менее, у подростков мы наблюдаем лишь зарождение этого процесса, полное развитие которого придется уже на юношеский и ранний взрослый периоды жизни. В подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности в основном ориентируясь в своих вкусах и образцах на референтную группу.

В целом для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста).

Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» — относительно устойчивая система представлений о себе.

Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточно сложной области — деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно — личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно — личностное и стихийно — групповое общение как в школе, так и вне её. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера — сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т. е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.

В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть.

Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

В общем и целом адекватность самооценок с возрастом, по видимому повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистична и объективны, чем подростковые. Сказывается больший жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «я» последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши — больше, чем подростки, подростки — больше, чем дети: растет и обобщенность осознаваемых качеств. Причем это тесно связано с развитием интеллекта. Интегральная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, целостность образа «я», также усиливается с возрастом, но несколько позже. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Данные об устойчивости образа «я» не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается. Описывая себя через определенные промежутки времени, взрослые делают это более последовательно, чем юноши, подростки и дети. Самоописания взрослых меньше зависит от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом возрасте и ранней юности самооценки иногда меняются очень резко. [40, с. 67]. После 15 лет снова растет самоуважение, которое не только компенсирует «потери» подростковой фазы, но и превосходит уровень самоуважения 8−11-летних; уменьшается застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки (хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей).

[40, с. 68].

В зрелом возрасте индивид имеет четкое представление о себе, о своих возможностях, способностях и т. д., в отличие от подростков или младшего школьника. Поэтому юноши конкретно представляют и осознают свой образ «я», т. е имеют целостное представление о себе.

Исходя из этого следует, что в юношеском возрасте есть определенная концепция, называемая «я» — концепция. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (6. с. 30).

В юношеском возрасте Я-концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности, к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. В-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников — могут оказаться взаимно противоречивыми.

Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д. могут вызывать ролевые конфликты и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я-концепцию в пору юности (41, с. 227).

Главное новообразование этого возраста, по Шпрангеру, — открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойства, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни (42, с. 31).

Э. Эриксон считает, что главной задачей, которая встает перед индивидом в юности, является формирование чувства идентичности. Юноша должен ответить на вопрос: «Кто я?» и «каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Чувство идентичности у юноши формируется постепенно: его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь, с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны (43, с. 22).

У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В силу того, что на этапе ранней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая самооценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость. В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже произошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена.

Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». [30, с. 3].

1.2 Роль самооценки в развитии межличностных отношений

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью. [11, 34 с.]

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях — в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. [19, 51 с.]

В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений — это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе — сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения «Я-концепции». Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.

По словам многих авторов (К. Роджерс, В. Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. [13, 12 с.]

2. Экспериментальное исследование самооценки в разном возрасте

2.1 Общая характеристика методов исследования самооценки

самооценка ранжирование идентичность личность

Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования. На бланке перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке испытуемый ранжирует эти качества в той мере, в какой они выражены в идеале. Затем в правой колонке эти качества ранжируются в той мере, в какой они выражены у самого испытуемого. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат).

Затем подсчитывается сумма квадратов (d2) и по формуле r=1−0,75*d2, определяется коэффициент корреляции. Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7−1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватности самооценки свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6. Данная методика является модификацией методики С.А. Будасси, который предлагал использовать не 20, а 50 слов-названий черт личности. Кроме того, Будасси расширяет возможности методики: а) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду не себя, а группу; вычислив коэффициент корреляции рангов между этими рядами, мы получим уровень оценки группы; б) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду отношение группы к себе. Коэффициент ранговой корреляции покажет, как воспринимают человека в группе.

Методика Куна «Кто я?».

Шкалы: самооценка, социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное.

Тест используется для изучения характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Авторы — М. Кун, Т. Макпартленд. Модификация инструкции и обработка Румянцевой. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности. Вопрос «Кто я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия самого себя, то есть с его «Образом-Я» или Я-концепцией. Методика включает в себя 24 показателей, которые, объединяясь, образую 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей

1. прямое обозначение пола (юноша, девушка, женщина);

2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);

3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, специалист);

4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианство, мусульманин, верующий);

7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушивать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

Описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

Оценку своей обеспеченности, отношения к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

Отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

Субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

Фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

Пристрастие к еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивает через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения, (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением

5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);

6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

9. оценка стремлений (много желаю, стремящийся человек),

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливы и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

1. проблема идентичность (я ничто, не знаю — кто я, не могу ответить на этот вопрос)

2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).(44, с. 82−103)

Методика уровень субъективного контроля (УСК).

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности. Эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интеранльность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК, в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей требует ответа по 6-бальной шкале"-3,-2,-1,+1.+2,+3″, в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен». Показатели УСК организованны в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включает в себя обобщенный показатель индивидуальности УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.

1. Шкала общей интернальности И о.

2. Шкала интернальности в области достижений И. д.

3. Шкала интернальности в области неудач И. н.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях И с

5. Шкала интернальности в области производственных отношений И

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни И. з.

Обработка осуществлялась в 3 этапа

1. с помощью «ключа» подсчет «сырых"баллов по 7 шкалам

2. «сырые» в стены по 10 балльной шкале

3. результат сопоставляли с нормой

2.2 Изучение самооценки

Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки личности» по С.А. Будасси.

Испытуемым раздали карточки и провели инструктаж. «Сначала выберите из перечисленных 20 слов наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество поставьте напротив этого слова цифру 2 и так далее. Потом из этих же слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 и так далее.

Обработка результатов. В колонке d записывается разница между данными колонок 1 и 2 (из большого числа вычитаем меньшее).

В колонке d2 эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d2 суммируются. Самооценка определяется по формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):

r =1-(6Sd2/(n3-n)),

где d разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств.

Интерпретация данных меньше 0,2 — заниженная самооценка, 0,2−0,6 адекватная, 0,6 завышенная, таким образом, чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка и наоборот. Об адекватности свидетельствует 0,4 до 0,6.

Результаты тестирования по М. Будасси.

Подростки

Sd2

r

1 /---/

694

0,5

2 /---/

621

0,5

3 /---/

663

0,5

4 /---/

620

0,5

5 /---/

1006

0,8

6 /---/

827

0,6

7 /---/

396

0,3

8 /---/

780

0,6

9

671

0,5

10

286

0,2

11

204

0,2

12

218

0,2

13

1114

0,8

14

267

0,2

15

70

0,1

16

510

0,4

17

403

0,3

18

130

0,1

19

936

0,7

20

531

0,4

Юность

1---

414

0,3

2---

785

0,6

3---

671

0,5

4---

513

0,4

5---

690

0,5

6---

663

0,5

7---

620

0,5

8---

820

0,6

9---

800

0,6

10---

332

0,3

11---

413

0,3

12---

520

0,4

13---

293

0,2

14---

218

0,2

15---

396

0.3

16---

410

0,3

17---

328

0,2

18---

510

0,4

19---

820

0,6

20---

623

0,5

Зрелость

1 Ф.И.О

513

0,4

2----

820

0,6

3-----

613

0,5

4----

617

0,5

5----

350

0,3

6---

782

0,6

7----

312

0,2

8---

516

0,4

9---

402

0,3

10---

505

0,4

11---

660

0,5

12---

820

0,6

13----

670

0,5

14---

625

0,5

15---

764

0,6

16---

770

0,6

17----

290

0,2

18---

283

0,2

19---

354

0,3

20---

715

0,6

Коэффициент корреляции рангов считался исходя из d2 по формуле, приведенной в описанной методике. Для 20 выборов эта формула выглядела следующим образом:

r=0,75*Sd2.

1. Общая самооценка испытуемых (подростков) находится в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

2. Общая самооценка испытуемых (юношей) адекватна

3. Общая самооценка испытуемых (зрелость) находится в пределах нормы

2.3 Методика Куна «Кто я?»

Инструкция «в течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа).

Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, несколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов — количественный:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

«+» — знак «плюю» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-» — знак «минус» если в целом вам лично данная характеристика не нравится

«+--» знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

Сколько всего получилось ответов,

Сколько ответов каждого знака

Результаты обследования учащихся 10, 7 класса и пед. коллектива методикой «Кто я»

шкалы

10 класс

7 класс

Зрелость

Результаты %

«социальное я»

100%

100%

100%

«коммуникативное я»

60%

35%

80%

«материальное я»

5%

0%

40%

«физическое я»

50%

30%

70%

«деятельное я»

55%

25%

100%

«перспективное я»

0%

0%

20%

«рефлексивное я»

75%

40%

90%

Результаты обследовании 10 класса следующие: высокий показатель «социальное я» (100%), средние показатели по шкале «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%), и «рефлексивное я» (75%), низкий показатель по шкале «материальное я» (5%).

Результаты обследования 7 класса «социальное я» (100%), низкие показатели по шкале «коммуникативное я» 35%, физическое я"30%, «деятельное я"25%, «рефлексивное я» 40%. Результаты обследования пед. коллектива «социальное я» 100%, «коммуникативное я» 80%, «материальное я» 40%, «физическое я» 70%, «деятельное я» 100%, «рефлексивное я» 90%

Диаграммы общих показателей результатов обследования учащихся 10 класса методикой Куна «Кто я»

Рис. 1. — 10 класс

Рис. 2. — 7 класс

Рис. 3. — Пед. коллектив Орлинской школы

Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я» показал, что наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» сводится к обозначению своей учебной ролевой позиции (я — ученик (ца), 90% испытуемых обозначали данную роль. 80% испытуемых обозначают семейную роль (я — сын, брат, сестра).

Большая доля о данных социально-ролевых позиций объясняется социальной ситуацией бытия юношей продолжает жить в семье, учится в школе, по большей части идентичность в этом возрасте строится на двух ролях: ученик и член семьи.

По шкале «социальное я», 30% испытуемых обозначили свою принадлежность, 10% ответили, что они являются спортсменами и 5% отметили свою принадлежность к художественному кружку.

По шкале «коммуникативное я» 60% испытуемых обозначали себя как «друга" — столь высокая доля таких ответов обусловлена тем, что в этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью человека и дружба начинает занимать одно из главных мест в жизни.

По шкале «физическое я"15% испытуемых указали свой возраст и 45% внешность, причем большее число ответов о внешности дали девушки.

55% испытуемых дали ответы, относящихся к шкале «деятельное я», в которых дали оценку своим умениям, достижениям и т. д. Это говорит о довольно высоком % рефлексии.

По шкале «рефлексивное я» 75% испытуемых дали ответ «человек» и 25% -«личность» в этой шкале испытуемые чаще всего отражали качества своего характера.

Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я» 10 класс, 7 класс, пед. коллектив

шкалы

ответы

Кол-во — 10 кл.

7 кл.

Пед. колл.

«социальное я»

Ученик (ученица)

18

15

0

Член своей семьи

16

14

17

Половая принадлежность

6

4

7

Гражданин

3

1

5

Спортсмен

2

1

3

Участник художественного кружка

1

0

0

«коммуникативное я»

Друг (подруга)

12

10

15

«материальное я»

Люблю путешествовать

1

0

3

«физическое я»

Возрастные характеристики

3

2

5

Оценка своего внешнего вида

9

8

10

«деятельное я»

Самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

11

9

13

«рефлексивное я»

Личностные качества, особенности характера

5

3

6

человек

15

13

16

Методика УСК

Инструкция. Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкале: Приложение.

Результаты методики УСК по группам.

ГРУППЫ

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

1 ПОДРОСТКИ

4,2

5,24

4,51

3,26

2,41

5,42

4,31

2 ЮНОШИ

4,84

5,19

4.71

3,87

3,03

5,6

5,42

3 ЗРЕЛОСТЬ

5,61

6,65

5,1

5,74

4,71

6,84

6,42

Гистограмма 10 балльная шкала со средним показателем 5,5.

Все данные которые ниже 5,5 — экстерналы, а которые выше 5,5 — интерналы.

По данным исследования у подростков высокие показатели по шкалам Им. По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им), высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

По данным исследования у юношей высокие показатели по шкалам Им, Из. По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. По шкале интернальности в отношения здоровья к болезни (Из) высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление зависит от его действий.

По данным исследования (зрелость) высокие показатели по шкалам Ио, Ид, Ис, Им, Из. По шкале общей интеранльности (Ио) высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считаю, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. По шкале интернальности в области достижений (Ид) высокие показатели по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем.

По шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) высокие показатели по этой шкале означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д.

По шкале интернальности в отношения здоровья к болезни (Из) высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление зависит от его действий.

Заключение

По исследованиям связи самооценки с развитием личности в онтогенезе можно сделать следующие выводы:

1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

2. Общая самооценка испытуемых (юношей) адекватна.

3. Общая самооценка испытуемых (зрелость) находится в пределах нормы.

Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором — снижены способности к установлению контактов).

Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т. е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. [55] Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности. [23]

1. По данным исследования (подростки) испытуемые чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками.

2. По данным исследованиям (юность) испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и школьниками. В этом возрасте вырабатывается собственная система эталонов самооценивания. Данный период отличается выходом молодых людей на качественную новую позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

3. По данным исследования (зрелость) испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и профессией.

Социальная идентичность — это переживание своей принадлежности к социальным группам и общностям. Идентификация с определенными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы».

По данным исследования подростки и юноши по общей шкале интернальности (Ио) имеют низкий показатель — экстерналы, а зрелые высокий показатель — интерналы.

Список источников

1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем. // Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань — 2000.

2. Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. — М.: Знание, 1980.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982.

4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991. — 63 с.

5. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — С. 56−65.

6. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 1986.

7. Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1988. — № 2. — стр. 27−30.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

9. Берне Р. Развитие «Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1995. — 352 с.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.

12. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

13. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

15. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967. — 156 с.

16. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.

17. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. — М.: АПН СССР, 1982. — 164 с.

18. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. 1993. № 4. — с. 132−139.

19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб, Питер, 2000. — 554 с.

20. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.

21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977 — 304 с.

23. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976. — 64 с.

24. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников/Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. — Ульяновск, 1997.

25. Научно-практический центр «Коррекция». Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4. Материалы для проведения психологического обследования учащихся средней школы. — М., 1995.

26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1993. — 256 с.

27. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание, 1982. — 179 с.

28. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981.

29. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Фролов Ю.И. — МГУ РПА, 1997.

30. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 — 656 с.

31. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., Мир, 1994.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

33. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // «Журнал практического психолога», № 2, февраль 1999.

34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р/н-Д.: Феникс, 1997. — 214 с.

35. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. — М., 1993.

36. Хорни К. Самосознание. — М., 1996.

37. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага: медицинское изд-во «Авиценум», 1978.

38. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 508 с.

39. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология. № 4, 1999.

40. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с. (Б-ка классного руководителя).

41. Выготский Л.С. «Собрание сочинений» в 6 т. Т. 4. — М., 1984.

42. Ключникова Г. А. «Методика изучения самооценки школьников» // Вопросы психологии. 1984 г. № 1.

43. Фельдштейн Д.И. «Психология современного подростка». — М., 1987.

44. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре — СПб., 2006.

Приложение

1. Ответный бланк модификации методики С.А. Будасси.

Идеал

Качества личности

«Я сам»

d

d2

Уступчивость

Вспыльчивость

Настойчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Подвижность

Застенчивость

2. Опросник УСК.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

3. Болезнь дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 полностью согласен

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

17. Думаю, что случай или судьба не играет важной роли в моей жизни.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немалое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одном людям и не нравлюсь другим.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

39. Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Полностью не согласен-3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью согласен

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector