Психология общения 3

Общение — процесс установления контактов между людьми, которые порождаются потребностью в совместной деятельности и включают в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией и выработку стратегии взаимодействия.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная
  2. Интерактивная
  3. Перцептивная

Коммуникативная сторона общения

Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию (жесты, позы, мимика интонация и т. д.).

Интерактивная сторона общения

Заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Для участников общения чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.

Взаимодействие складывается из действий. Взаимодействие — процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, из духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

Перцептивная сторона общения

Означает процесс восприятия и познания одним партнером другого в процессе общения. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

И эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии поведения.

Механизмы познания себя, взаимопонимания

Эмпатия — эмоциональный отклик, восприятие на основе чувств другого человека, способность к сопереживанию (возможность эмоционального чувствования другого).

Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимает партнером по общению (осознать себя, как воспринимают меня другие).

Обратная связь — получение адресатом информации о том, кааое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дельнейшей стратегии общения.

2 стр., 930 слов

Занятие 5−6 «Процессы непосредственного познания.

... . (к занятию 11) Повторить теоретическую информацию обо всех познавательных процессах. Задания (на занятиях): 1. Пройти ... 16. Описание способов выполнения заданий по исследованию мышления - Изучение стратегии решения задач - Методика «Сравнение понятий» - Методика « ... внимания: шесть полезных упражнений Занятия 9-11 «Процессы опосредованного познания» Задания (до занятий): Выписать разные классификации ...

Идентификация — способ познания, понимания другого человека через осознание или бессознательное уподобление его характеристикам.

Функции общения

  1. Коммуникативная — в процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей.

Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомимике, жестам, голосу), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу. радио, телевидению).

  1. Информативная — передача информации от одного человека другому.
  2. Экспрессивная, функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний.
  3. Функция социального контроля, регламентация поведения и деятельности.
  4. Функция социализации, формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
  5. Креативная — направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности.

Типичные искажения представлений о другом человеке

Хало эффект (эффект ореола)

Эффект ореола — общее впечатление о другом человеке оказывает огромное влияние на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И, наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благоприятные его поступки не замечаются.

Эффект упреждения — на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения (при противоречивой информации), которые предъявлены в первую очередь.

Средства коммуникативности:

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме).

Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь.

2 стр., 569 слов

106. Природа и структура общения. общение как обмен информацией

... взаимосвязи между людьми). Структура: коммуникативная сторона (обмен информацией); интерактивная сторона (как взаимодействие); перцептивная сторона (как восприятие). Функции общения: информационно-коммуникативная ... достижение определенных целей); игровое (ради самого общения); деловое (педагогическое и управленческое). Общение как обмен информацией. Информация не просто передается, но уточняется, ...

Обращаясь к устной речи, люди используют:

Громкость речи, ее ритм, распределение пауз, а также смех, плач, зевота. Вздохи и т. д.

Невербальная коммуникация

Наряду с вербальными формами коммуникации люди используют и невербальные формы.

Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информация посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как

Лицевую экспрессию,

Жесты,

Позу,

Мимику,

Внешний вид в целом.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В процессе производства неизбежно возникает потребность в таком виде деятельности, как управление, предполагающем

планирование,

организацию,

мотивацию и контроль.

Важной составляющей управленческого общения является общение руководителя с подчиненным.

Управленческое общение — общение с целью руководства людьми.

Функции управленческого общения:

  1. Распорядительная:

Отдать распоряжения, указания, что0либо порекомендовать, посоветовать

  1. Функция обратной связи:

Получение «обратной» информации от подчиненного о выполнении задания

  1. Оценочная:

Дать оценку о выполнении задания подчиненным

Формы управленческого общения

  1. Субординационная —

Общение между руководителями и подчиненными

Между руководителями разных уровней

В основе — административно-моральные нормы.

  1. Служебно-товарищеская —

Общение между коллегами.

В основе — административно-моральные нормы.

  1. Дружеская —

Общение между руководителями,

Между руководителями и подчиненными.

В основе — морально-психологические нормы взаимодействия.

Принципы управленческого общения

Для того, чтобы общение с подчиненными было эффективным, руководитель должен придерживаться принципов управленческого общения:

  1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала,

Их опыта, знаний, способностей.

7 стр., 3188 слов

1. Восприятие человека человеком в общении

... кругу других, ёсо-но хито (людей со стороны), эмоции должны сдерживаться. Это считается добродетелью. Японцы в общении ведут себя очень сдержанно. Недопустимость публичного ... воли и способности повелевать. Японцы наделяют людей с большим ртом различными положительными качествами, они считают, что такие люди великодушны, справедливы и правильно оценивают ...

Также передача подчиненным ряда задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя.

  1. Принцип полномочий и ответственности.

Каждый работник должен четко знать свою должностную компетенцию, задачи, обязанности и права.

  1. Принцип поощрения и наказания.

Поощрение может быть использовано как средство уверенности подчиненного в собственных силах и как признание его заслуг.

Чтобы поощрение выполняло стимулирующую функцию, оно должно соответствовать мере достижений работника.

При слишком завышенном, как и при заниженном поощрении работник не будет испытывать удовлетворения.

Достигнутые успехи подчиненного никогда нельзя оставлять без внимания.

Поощрять нужно вообще, не абстрактно, а за конкретные результаты, придавая им гласность.

Поощрение эффективно, если оно следует сразу же или в ближайшее после достигнутых успехов время.

При наказании подчиненных необходим еще больший индивидуальный подход.

Цель наказания — предотвратить повторение нарушения в будущем.

  1. Справедливость: здравый смысл, опыт, доброта.
  2. Стабильность пребывания персонала в должности
  3. Порядок: все должно быть на своем месте и всему должно быть свое место.

Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой внешней человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.

Аттракция — способность вызывать к себе эмоционально положительное отношение.

Ряд психологов считает аттракцию важным фактором управленческого общения.

Существуют специальные приемы формирования аттракции.

Приемы формирования аттракции — передача партнеру по общению сигналов, которые им не осознаются. Но которые имеет для него эмоционально положительное значение.

15 стр., 7045 слов

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

... ). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (И с > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин ...

Проникнув в сферу бессознательного, эти сигналы быдут определять положительное отношение человека к их источнику, т. е. к руководителю.

Основные приемы аттракции

  1. Психологический прием «Имя собственное»

Основан на произнесении вслух имени-отчества человека, с которым вы общаетесь, т. е. передаете информацию.

Механизмы этого приема:

  1. Имя и личность неразделимы
  2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, это «обезличенное обращение», имя является символом личности и, обращаясь к человеку по имени, мы вольно или невольно показываем внимание к данной личности,
  3. внимание — это утверждение, что он личность,
  4. получая подтверждение, что он — личность, у человека возникает чувство удовлетворения
  5. чувство удовлетворения сопровождается положительными эмоциями
  6. человек всегда стремиться к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции
  7. если некто вызывает положительные эмоции, он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т. е. формирует аттракцию.

Имя — внимание -подтверждение (личность) — чувство удовлетворения — положительные эмоции — формирование аттракции

Потребность в значимости, самоутверждение

  1. Психологический прием «Зеркало отношений»

Известно, что в выражениях лица, мимике человека отражаются его душевные переживания, весь его внутренний мир.

Лицо человека рассматривается как система сигналов, информирующих партнеров по общению о тех психологических отношениях, которые возникают между ними.

Улыбка — психологический сигнал, выраженный средствами мимики лица, несущий информацию от одного партнера по общению к другому о позитивном к нему отношении.

Механизм приема:

  1. Искренняя улыбка — сигнал дружеского отношения
  2. Улыбка — «Я вам друг»
  3. Друг — защита, поддержка
  4. Улыбка, несущая информацию о дружеском отношении, удовлетворяет человеческую потребность в защищенности
  5. Чувство удовлетворенности вызывает положительные эмоции
  6. Человек всегда стремиться к тому, что вызывает положительные эмоции
  7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Улыбка — Защита — Чувство удовлетворенности — Положительные эмоции — Формирование аттракции.

11 стр., 5096 слов

Эстетические потребности человека

... определенные шаги (осуществлять производственную деятельность). Актуальность темы «Эстетические потребности человека» не вызывает сомнений, так как это одна из важных тем для сферы ... .: Мир, 2002. - 320 с. 4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е ...

Потребность в защищенности

  1. Психологический прием «Золотые слова»

«Золотое слово» — это комплимент. Комплименты — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Комплимент создает очаг раздражения в коре головного мозга и формирует как бы «заочное» удовлетворение потребностей в самосовершенствовании. Однако фактически потребность в самосовершенствовании при этом не будет удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения и возникшее на этой почве положительные эмоции.

Механизмы этого приема

  1. воздействие комплиментов — небольшое преувеличение качеств личности
  2. преувеличение качеств — удовлетворение потребности «выглядеть» лучше
  3. удовлетворение потребности — образование положительных эмоций
  4. положительные эмоции — формирование аттракции

Комплимент — преувеличении качеств — чувство удовлетворенности — положительные эмоции — формирование аттракции

Потребность в самосовершенствовании

  1. Психологический прием «Терпеливый слушатель»

У каждого человека есть потребность в самовыражении.

Механизм приема:

  1. Признание равенства позиции с человеком, стремящимся к самовыражению в общении
  2. Концентрация внимания на интересующей его проблеме
  3. Стимулирование его высказываний
  4. Терпеливое и активное выслушивание
  5. Удовлетворение потребностей в самовыражении
  6. Образование положительных эмоций
  7. Расположенность к источнику положительных эмоций.

Потребность в самовыражении

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками и взрослыми

... исследования является положительные качества личности ребенка дошкольного ... личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, ... Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии ... . Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми. 2. Ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ ñ äåòüìè ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector