Психология (экзамен)

В1. Возник. псих. Место в сист. наук.

Основные психологические явления мы можем обнаружить у себя и косвенно наблюдать у окружающих. Психич. явления — факты внутреннего субъективного опыта. Осн. их св-во: непосредственное представление субъекту.

Впервые употребление термина «психология» отмечено в 16 в. Он относился к науке, занимавшейся так называемыми душевными или психическими явлениями. В 17−19 вв сфера исследований психологии расширилась, включив бессознательное. В 19 в стала самостоятельной наукой

Психология — наука, изучающая психику человека (с греч. «наука о душе»).

Психика — продукт усложнения жизни, необх. приспособления к внешнему миру. Св-ва высокоорг. мат. тел. непосредственно и опосредовано отражать окружающую действительность.

В2. Место псих в сист наук.

Одна из первых значительных классификаций наук О. Конта вообще не включало в себя психологии, т.к. Конт считал, что тогда еще психология не стала позитивной наукой.

В классификации академика Кедрова, в которой выделяется 3 класса наук: естественные, социальные и философские, психология занимает центральное связующее место, т.к. изучает человеческое мышление, которое позволяет существовать другим дисциплинам.

По мнению Пиаже психология является не только продуктом всех наук, но и является важным источником объяснения формирования и развития каждой дисциплины.

Сегодня общеизвестно, что у психологии существуют тесные связи практически со всеми научными дисциплинами, эти связи выражаются обычно с помощью различных отраслей психологии: социальная психология, психология бизнеса, инженерная психология и многие другие. По мнению отечественных психологов, психология сегодня является своеобразным интегратом всех существующих наук.

В3. Осн псих школы

Функционализм (Ф. Брентано)

  • главная проблема — сознание

— непременный признак сознания- интенция — активность направленная на объект

— выделают 3 вида актов: представление, суждение, эмоциональная оценка.

Бихейвиоризм (Торндайк, Уотсон)

— Предмет — поведение

— бихейвиоризм основан на биологии

2 стр., 763 слов

Л. С. Выготский в своей статье сравнивает два подхода в психологии, опираясь на мнения различных учёных, таких как, З. Фрейд, А. Б. Залкинд, О. Ф. Канитц,

... . Выготский в своей статье сравнивает два подхода в психологии, опираясь на мнения различных учёных, таких как, З. Фрейд, А ... последствии автор указывает на разногласия между различными направлениями в психологии, считая их непримиримыми и полярными научными системами, которые ... бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня ... » (К. Маркс, Ф. Энгельс. ...

— поведение состоит только из реакций на различные стимулы.

— не выделяет различий между человеком и животными

— центральная проблема- научение

— теория социального научения (Бандура): научение может происходить прямым путем (непосредственным подкреплением навыков) либо косвенным путем (наблюдая за другими).

Необихейвиоризм (Толменн, Халл, Скиннер)

-в отличие от бихейвиористов считали что в поведение между реакций и стимулов существуют еще и познавательные процессы — мышление, память, воображение.

Психоанализ

Фрейд

— Психика состоит из ИД (бессознательное, инстинкты), Эго (прдесознательное, считается с реальностью и должно управлять Идом), Супер-эго (нравственное сознание, формируется в процессе взаимодействии и усвоения норм и ценностей, возникает на 2 м году жизни, но окончательно формируется по преодолении Эдипова комплекса — влечения к матери и ненависти к отцу)

— 2 основных мотива: Эрос и Танатос

— основная движущая сила — либидо — сексуальная энергия.

Юнг

— в отличие от фрейда считал что либидо — это не только сексуальная, но и жизненная энергия.

— существует коллективное бессознательное, содержащее опыт человека и существующее в виде архетипов

-выделил экстравертов и интравертов

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келлер)

— предмет — гештальты (образы возникающие у человека)

— основана на физ-мат методах

— в основе психики лежит восприятие

— Психологическое развитие состоит из созревания и обучения, которые движутся независимо друг от друг

— с течением времени гештальты дифференцируются и уточняются

23 стр., 11459 слов

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов

... в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимозаменяющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, ... : жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; ... свойства - это то, что присуще в двига­тельной деятельности одной личности, что отличает или ...

— для решения задачи нужен инсайт — живая реакция.

В4. Предмет и методы псих.

Предмет (по Спенсеру) — отношения между внутренними и внешними явлениями.

Предмет: 1. Психика человека и животных, вкл. в себя многие субъект. явл-я (познавательные процессы — воспр., вним., память; психич. св-ва — регул. отн. с людьми, упр. своими действиями и поступками).

2. Чел. общение и поведение. 3. Их завис. от психич. явлений. 4. Завис. формирования и развития психич. явл. от них.

Психич. явл. — факты внутр. субъект. опыта. Осн. св-во: непосредств. представл. субъекту.

Осн. методы: наблюдение (внеш., внутр., свободное, стандартизированное, включенное, стороннее); опрос (устный, письм., своб., стандартиз.); тест (опросник, задания, проективный); эксперимент (естеств., лаборат.); моделирование (матем., логич., технич., кибернетич.).

В5. Осн. этапы разв. психики.

  1. Эл-ая сенсорная психика: а).

    Низший уровень (примитив. эл-ты чувствит., развит. раздражимость): четкие реакции на биол. знач. св-ва окр. среды через измен. напр. движ. Элементарные формы движ., слаб. пластичность поведения, отсутствует реакция на биол.-нейтр. св-ва среды, слабая двиг. активность (простейшие, многие низш. многоклет., живущие в водной среде) б).

    Высший уровень: появл. органа манипул. — челюстей, способность к формир. эл. усл. рефл.: четкие реакц. на биол-нейтр. св-ва окр. среды, развит. двиг. активность, способность избегать неблагопр. усл. окр. среды, уходить от них, вести поиски положит. раздражителей, индвид. опыт и научение играют небольш. роль в повед., жесткие врожд. программы (высш. кольчатые, брюхоногие, некот. беспозвоночные).

  2. Перцепт. псих: а) Низкий уровень: отраж. внеш. действ. в форме оразов предметов. Интеграция в целостный образ вещи. Гл. орг. манип. — челюсти: формир. двиг. навыков, преобл. генет. запрограмм. компоненты, двиг. способности разнообразны, актив. поиск полож. раздраж., избег. отриц., развит. защ. повед. (рыбы и др. низш. позвон, членистон. и головоног. моллюски, насекомые).

    3 стр., 1243 слов

    Соц. псих бил.2

    ... ;Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями: Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу ... также могут оказывать влияние на понимание этой ситуации на основе возникших у него ассоциаций данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся ...

    б).

    Высший уровень: элемент. формы мышл. (реш. задач), склад. опр. картины мира: высокоразв. инстинкт. формы повед., способность к научению (высшие позвоночные (птицы и др.)).

    в).

    Наивысший уровень: выдел. в практ. деят. ориент-исслед. подг. фазы, реш. проблем разными методами, перенос ранее найденного принципа решения задачи в новые усл., созд. и исп. примитивных орудий, способность к познан. окр. действит. независ от наличных биол. потреб., инсайт: выделение спец. ораг. манипул — лап и рук, развитие исслед. форм повед. с широким исп. ранее приобрет. знаний, умений и навыков. (обезьяны и др. высш. позвон (собаки, дельфины)).

В6. Стр., функц., и св-ва ЦНС чел-ка.

НС обеспеч. взаимод. и координац. органов тела, различ. функц. систем и взаимод. сист. с окр. сред. НС имеет опр. строение: -нервная клетка, -по распол. в орг. и функциях (цнс и перефирическая), -спин. мозг перех. в породолг., в кот. сосред. упр. дыханием, сердечной деят., работы жел-киш. тракта. -продолг. перех. в средний, где осущ. коорд. орг. слуха и зрения. -средний в промежут., где все импульсы собираются и передаются в КГМ. -КГМ включ. отделы: -лобный (осущ. сложно. связи между анализом и синтезом) -теменной (двиг. центры) -затылочный (зрение) -височный (слух)

НС имеет 3 уровня функц. активности.:

покой — отсутствие выраж. проявл. активности, возбужд. — проц. повыш. акт., образ. связей в НС, тормож — ослабл или прекращ акт. нервн. ткани, ведущ. к наруш. или угас. нервн. связей (запред. тормож).

Осн. законы функц. ВНД:

закон иррадиации-распростр. охват. возбужд. или тормож. зоны в КГМ.

иррад. возбужд. лежит в осн. включ. организма в актив. дейт.

закон индукции-возник. в опр. участках КГМ процессов возб. или тормож., кот. стимул. обр. процесс в соседних зонах.

закон концентрации-(как обр. проц. иррадиац) проявл. в возник. доминантного очага возбужд (по Ухтомскому)

Осн. механизмы функц. НС:

рефлекс-ответная деят. организма на возд. внеш и внутр. среды при участии ЦНС. Безусл. рефл.-обеспеч функционирование деят. организма.

3 стр., 1362 слов

Соц.-псих. работа с женщинами

«Технологизация социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания: теоретико-методологические аспекты» Социально-психологическая работу в системе социального обслуживания – это деятельность психологов социальных служб, направленная на содействие психически здоровым индивидам в улучшении их психологического здоровья и повышение уровня социализированности путём ...

Усл рефл — ответ на возд. из вне, обеспеч. приспособл к измен. усл. окр. среды, физиол осн знаний. Сист. усл, рефлексов обеспеч реагир 1 сигн сист (через органы чувств).

В проц разв образ 2 сигн систа, осн на словах.

Св-ва НС: сила-слабость, уравн. — неуравн, подвижн — инертность.

Сила — характ высок продолж работоспособ нервн клеток их устойч к раздр и сопротивл. С. вним — способность противостоять отвлекающим раздражит. Уравн (неуравн) — характ процессов тормож и возбужд. Подвижн — скорость возник и прекращ нервных процессов, степень легкости перехода от одних проц к другим и скорость образ усл. рефл.

В7. Разв псих в филоген и онотген.

Филогенез — см 5 вопрос.

Онтогенез — см 20 вопрос.

В8. Разв. высш. псих. ф. у чел-ка

Разв. псих. на ур-не чел-ка, согласно мат. точки зрения, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания, благодарю усложнению деят. и совершенств. орудий труда, выступ. как средства и исслед. окр. мира, изобретению и широк. использованию знак. систем. У человека наряду в низшими ур-нями ораниз. псих. процессов, кот. ему даны от природы, возник высшие.

Ускоренному псих. разв. людей способствовади: орудия труда, произв. предметов мат. и дух. благ и возник языка и речи.

По Выготскому: в проц. овладения природой человек научился овладевать своей психикой. Появились произвольные формы деят., особый вид. психич. функц, назван. высш. псих. функциясм, кот. полностью отсутств. у животных. По В.: -низшие (натуральные) функции: моторные, сенсорные, мнемические -высшие — произвольные формы. Эти функции сост. высший уроень психики (произв. внимание, память, лог мышл) формир в ходе соц взаимод. Свойства ВПФ: произв по протеканию, опосред по строению, социальны по происх.

В9. Возник. и разв. созн.

9 стр., 4456 слов

5. Принцип доступности его псих.Основы.Пути реализации

... фронтальная. Преимущества: активизирует уч.-познават. деят-ть, развив. память и речь, им. большую воспитат. ... коллективной последовательности д-ти, воспитание чувства коллективизма. Недостатки: оставление отстающих на ... Знание по предмету-формирование личности. Псих. Разрабатывают теории,которые показывают,как ... способствует самост-ти, творческому мышлению, разв умств способностей. Используется в ВУЗах, ...

Главным условием возник и развития сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деят, кот. требует кооперации, общения и взаимод людей друг с другом. Она предпол. созд такого продукты, кот всеми участниками деят осознается как цель их сотрудничества. С самого начала фило и онтогенетическго развития чел созна по его субхект носит становится речь, кот сначала явл средством общения, а потом и мышления (обобщения).

Созн предпол осозн не только вн мира, но и самого себя, своих ощущ, образ представл и чувств. 2 напр в разв сознания: 1) рефлексивное (сначала субъект воспр себя вне мира, потом как его часть) 2) связано с развтие мышл и постеп соед мысли со словом

Кроме сознания у человека есть бессозн — те явл, проц, св-ва и сост, кот по своему действию на повед похожи на осозн психич, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Бессозн начало представл практически во всех псих процессах, св-ах и состоянихя чел-ка.

В10. Деят. и псих проц.

Псих. проц: воспр, вним, вообр, память, мышл, речь — выступ как важнейшие компоненты чел. деят.

Восприятие: в процессе практ деят преобрет свои важн чел кач-ва, в деят формир его осн виды: воспр глубины, напр и скор движ, врем и простр.

Вообр: человек не в сост. представ или вообраз такое, что когда-л не выступ в опыте, не было эл-ом, предметом, усл к-л деят. Фактура воображ — отражение, хотя и не буквальное, опыта практ. деят.

Память:Запоминание осущ в деят и само представл особого рода мнемическую деят, кот. содержит действия и операции, напр на подготовку материала к лучшему его запоминани (структура, осмысл, ассоц связей с фактами).

Припоминание — предпол выполн опр действ, напр на то, что бы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

Мышление: в ряде своих форм идентично практ деят. В более разв формах — образной и логической — деятельностн. момент выступают в нем в виде внутренних мыслит действ и операций. Речь также представл собой собоо рода деят.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс ... и словесно-логическое мышление – последовательные стадии развития мышления в онтогенезе. 1) Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем ...

Всякая деят — это соездин внутр и внеш, псих и повед действий и операций.

В11. Ощущ как иск позн. Пороги чувс.

Ощущение — отраж отед св-в и кач-в предметов при непосредственном воздействии на органы чувств. Физиол осн ощущ — анализаторы: 1) рецепторы (интерорецеп (на поверх внутр орган), проприорец (опорн-двиг аппарат), экстерорец (зрит, вкус, на коже).

2) нервные пути 3) мозг (структ КГМ: лобный отд — анализ и синтез; теменной — двиг, затыл — зрение, височный — слух)

Абсолют порог чувств — мин велич раздраж, при кот вызывает едва заметн ощущ, мах велич — при кот ощущ еще сохран.

Дифференир порог чувств — мин различ между 2-я разд, кот выз едва заметные ощущ. По законму Вебера-Фехнера чувствите рецепт обратно пропор порогу чувствит. E=1/j j-завис от деят, кот заним чел-к, от интересов и мотивации.

Сенсорная адаптация — приспособление органа (аперцепция) к длит воздейств раздраж. Явл. контраста — измен чувств под влиянием предшеств раздраж. Синестезия — слияние качеств различных сфер чувствит, при кот кач-во одной модальности переносится на другие (теплый звук, холодные цветы).

В12. Восприятие. Св-ва и законы.

Восприятие — отраж (целостное) свойств и качеств предмета при непосредств воздействии на органы чувств. -осознанное отраж действительности.

На воспр влияют: аперцепция — предшеств опыт, уровень развития мышления, чувства, эмоц фон, установка.

Особенности восприятия: 1) Активный опосредованный характ 2) Предметный и обобщенный хар 3) Константность, ортоскопичность 4) Подвижность и управляемость

Св-ва воспр: глобальность, избирательность, проективность

Св-ва (по Немову): целостность, категориальность, конантность

В13. Внимание

Внимание — жинамич сторона сознания (или психики в целом), кот выражает степень направленности на тот или иной объект и обеспечивает степень адекватного его отражения.

Физиол осн: общая активизация КГМ и создание доминантных очагов возбужд

Возник под воздействием вн сигнала очег возбужд в коре больших полушарий вызывает торможение в др учатсках коры. На внимание влияют: Внеш и внутр факторы. Внутр: потребности, интерес, установка, мотивы. 3 вида внимания: 1) Непроизвольное (возник и поддерж независимо от намерений чел-ка и обусловлено только новизной объекта) 2) Произвольное (возник когда человек ставит себе цель, определенные задачи, и в рамках этой деят направл свою псих деят)

  1. Постпроизвольное (снимается волевая напряженность, опред является абсолютный интерес в силу ценности и значимости)

Качества внимания: скорость — кол-во объектов, кот восприним в ед времени; распределяемость — способность рассредоточить внимание на неск объектах и восприним их в равной степени эффективно; концентрация — способность чел-ка сосредоточ на гланом с одноврем отвлечением от всего второстепенного.

Переключаемость — способность быстро перестраиваться с одних психич установок на другие и при этом включаться и измен обстоятельства.

Устойчивость — сопосбность в течение длит времени сохр концентр на избранном объекте.

В14. Память.

Память — форма психического отражения, закл в запоминании, сохранении и воспроизведении предшествующего опыта.

Запоминание: произвольное (особенности: смысловое, механическое).

Смысл запоминание вкл в себя 2 действия: смысловая группировка материала, выделение смысл опор. Непроизвольное: запоминается не то, что думал, а то, что делал; запоминается то, что не закончено.

Физиол осн: образование временных связей, способных восстанавливаться и актуализироваться под воздействием внешних раздражителей, запечатление следов раздражителей = консолидация. Время консолидирования следов 15с-15мин.

Четко выявлена зависимость сохр материала от: установки, условий и организации заучивания, влияния последующей инф, уровня знания.

Воспроизведение материала: произ, непроизв. Забывание тем более устойчиво, чем реже встречается исп материала, чем менее значим материал для достих потребн. У человека 3 вида памяти: произвольная (связ с волевым запоминанием), логическая (с употребл логики), опосредованная (с изп разл ср-в запоминания, большей часть прежставл в виде предметов мат и дух куль-ты).

1) Мгновенная п — непосред отраж инф орг чувств (0,1−0,5с) 2) Кратковрем -способ хран инфо в теч краткого пер врем около 20 с без повторения, обобщ образ восприятия, его наиболее сущ эл-ты. 3) Оперативная — расчитана на хран инф в теч опред заранее заданного срока (неск сек — неск дней) 4) Долговрем — память способная хранить инф в тем практ неогр срока.

В15. Формирование и развитие пам.

Память — форма психического отражения, запоминания, сохранения и воспрозведения предшествующего опыта.

Физ основа памяти: образование временных нервных свящей способных восстанавливаться и актуализироваться под воздействием внешних раздражителей. С раннего детства процесс развития памяти ребенка: 1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической 2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное связанное с активным запоминанием и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различным мнемотехнических приемов и средств. 3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого превращ в произв

Онтогенетическое развитие памяти: аффективная 0−6 мес, двиг 6−2 г, образная 2−3 г, логическая 3−4г

В16. Воображ, его виды. Механизм.

Воображение-способнотсь индивида создавать образы и действовать с ними.

Образ — форма обобщения в основе кот лежат: -восприятие предмета (отражение его целостных св-в и кач-в при непосредств возд на органы чувств); -способ действия с предметом; -отношение к предмету

В основе функционирования воображения лежат 2 действия: -возможность схватывать целое раньше, чем часть его; -возможность отчуждать функции одного объекта и переносить их на другой

К технике воображения относятся: -агглюцинация (процесс, в рез-те кот создается образ, ранее не существоваший); -акцентуация (преувеличение определенных элементов образа); -типизация (обобщение и создание нового образа); -иносказание (исп. образа в переносном смысле)

Соотношение реальности и образа, созд на основе этой деят-ти: -любой образ состоит из эл-ов, кот. действительно существуют; -сущ. форма связи между воображ. и действит (важнейшая ф-я вообр — расширение опыта человека); -форма связи между вообр объектом и действит носит эмоцион характер (зак двойного выражения чувств); -в вообр объекте, в очень редких случаях, может ничего не быть из реальности; -вообр развивается в детском возрасте через искусство.

Воображение 4 видов: -активное, -пассивное, -продуктивное, -репродуктивное. Активное-пользуясь им, человек по собст желанию, усилием воли вызывает у себя соотв образы. Пассивное-возникает помимо воли и желания чел-ка. Продуктивное-в нем действительность сознательно создается чел-ом, а не механически копируется и воссоздается, но при этом она все же в образе творчески преобразуется. Репродуктивное-ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь тоже присутствует эл-т фантазии, такое вообр больше напоминает воспр или память, чем творчество. Виды воображ: 1. Фантазия; 2. Сновидения; 3. Галлюцинации; 4. Грезы; 5. Мечты.

2.Пассив, непроизв форма вообр. установлено, что в сновидениях имеют отраж и удовл многих жизн важн потреб, кот в силу ряда причин не могут быть реализ в жизни. 3. фантаст видения, не имеющие связи с окружающей действит. Рез-т нарушений психики, сопр иногда болез состоянием. 4. Норм псих сост, представл собой фантазию, связ с желаниями, идеализация будущего. 5. Более реалистичны и в большей степени связаны с действит, чем грезы, в принципе, осуществимы.

В17. Воображение и мышление.

Воображение — психический процесс создания образа и действия с ним.

Образ — обобщение, в котором слиты восприятие предмета, способ действия с ним и отношение к нему.

Мышление — опосредованное отражение действительности в существенных связях и отношениях.

Творческое мышление — это мышление, связанное с созданием чего-то нового.

Творческое мышление обусловлено следующими видами воображения:

— Активному (творчество полностью сознательное действие)

— Продуктивному (Творчество требует создания новых образов)

Решение творческой задачи требует

1 Опыт предшествующего решения похожей задачи (Т.к. воображение способно создавать образы из элементов, взятых из действительности)

2 Интереса (из-за закона эмоционального знака)

3 Действие закона ассоциации ассоциаций — наличия ассоциации условия данной задачи с какой либо другой задачей или ситуацией, которая прежде была решена (Становится возможным благодаря иносказанию воображения)

В18. Мышление. Виды мышления.

Мышление — опосредованная, обобщенная форма отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Осн. формы мышления: -понятия-мысль, в кот отраж общие, существ, отличит признаки предметов;

-суждения-отражение связей между предметами и явлениями действит; -умозаключения-мыслит процесс, в ходе кот из одного или неск суждений выводится новое суждение.

2 процесса: индукция — вывод частного сужд из общего; дедукция-наоборот. 1 и 2 — способы пр-ва умозаключений, отражающие направленность мысли от ч к общ и наоборот.

Мыслительные операции: -анализ (расчленение предмета, мысленное или пактич, на составляющие его элементы с последующим их сравнении); -асбтракция (выделения к-л стороны или аспекта явления, кот. в действительности как самост-е не существуют; -сравнение (вскрывает тождества и различия вещей, кроме того может стать классификацией); -обобщение (соединение существенного и соедин его с классом предметов и явления); -конкретизация (операция обратная обобщению, выводится суждение о принадлежности вещей и явлений опред классу).

3 типа мышления: -наглядно-действ форма (до 3 лет); -наглядно-образн (3−7 лет); -понятийная (с 7 лет).

Наглядно-дейст-сам процесс мышл представл собой практическую преобразовательную деятельность, осущ человеком с реальными предметами, осн условием решения задачи явл правильные действия с соотв предметом. Нагл-обр-мыслит процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим челом окр действит и без него соверш не может, мышлящий человек привязан к действит, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковрем и оператив памяти. Понятийное-такое мышл, пользуясь кот. чел-к в процессе решения задачи обращается к понятим, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца у ме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраж в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

В19. Особенности творч. мышл.

Мышление — опосредованная, обобщенная форма отражения действительности в существенных связях и отношениях.

Творческое мышление — вид мышления, связанного с созданием или открытием ч-л нового. Задачи типа провести 4 линии, разложить спички и т. д. имеют одну и ту же особенность, характ. творч. мышление — необходимость применения нестандартного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Торранс выделил 4 особенности «творческости»: -оригинальность, нетривиальность высказ идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной нагрузке; -семантическая гибкость, т. е. способность видеть объекты под новым углом зрения, обнаруживать его новые использования, расширят существующие функции; -образная адаптивная гибкость, способность изменять восприятие объекта, чтобы видеть его новые, не замеченные ранее, стороны; -семантическая спонтанная гибкость, способность продуцировать разнооьбразные идеи в неопред ситуации, в частности такой, кот не содержит ориентиров для этих идей.

По Леоньтеву: задача будет решена успешна тогда, когда: 1. Она вызывает интерес, создает высокую «подстерегательность» — наличие доминантного очага возбуждения.

В20. Разв. мышления в онтогенезе.

Мышление — опосредованная обобщенная форма отражения окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях.

В практическом аспекте развития интеллекта традиционно рассматривается три направления: филогенетическом, онтогенетическом и эксперимент-м. Онтогенетический подход включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до смерти.

Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теор. плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происзождении основных интеллектуальных операций. Его теория — операциональна. Операция по Пиаже — «внутреннее» действие, продукт интериоризации внешнего, предметного действия, скоординиронного с другими действиями в единую систему, основным св-рм кот является обратимость (для всех операций существует симетричная противположная операция).

В21. Когнит. т. Пиаже.

Интеллект — особая форма взимод субъекта и объекта, специфическая деятельность, которая представляет собой совокупность интериоризированных операций, скоординированных между собой, образующих обратимые, устойчивые, подвижные, целостные структуры. -совокупность способностей, которые характериз уровень и качество мыслительных процессов.

Интеллект определяется в контексте взаимодействия индивида с внешней средой. Осущ аффективными и когнитивными способами.

Интеллект имеет адаптивную природу:

адаптация — равновесие между 2-мя психическими процессами: ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция — формирование схемы действия, усвоение материала при поможи этой схемы.

Аккомодация — изменение схемы действие, приспособление схем действия к новому материалу.

Интеллектуальная деятельность — активный организуйющий процесс ассимиляции нового, на основе имеющегося опыта. Умственная схема — познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность. Образ — интериориз подражание (рез аккомодации).

Схема Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект 0−2 года: 0−1 упражнение рефлексов (сосание, хватание, движения языка); 1−2 стадия 3-х навыков (поворот головы, прослеживание головой предмета), 1-й ассимилят схемы: звук, взгляд, хватаение, формируется коорд хвататния, поднесение ко рту, коорд между хват, зрением, сосанием. 4−8 вторичный круг р-ий, коорд зрения и хватание, раздел цели и ср-ва; 8−12 стадия практ-го интеллекта, цель ставится, а средства достиж уже не показ; 12−18 дифференциация схем действия: появл новых средств; 18−24 начало интериориз схем действия, решение некоторых проблем путем дедукции, комбинации схем действия в уме, инсай.
  2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции: с 2 до 3 лет появляение символической функции начала интериаоризации схем действия (игра); 2−3 — рисунок, формир умственный образ; 3−4 (5) — интуитивное мышление, опирается на восприятие; 5−7 — расчлененное представление; 7−10 — простые операции (классиф); 10−12 — системы операций.
  3. Репрезентативный интеллект и формальные операции (четыре квадрата)

1 (низкий (реп инт)-высокий (твор инт)): постоянный конфликт между собств представл о мире и требованием соц институтов. Боязнь оценки со стороны окружающих. Недост вера в себя. Низкий уровень самооценки.

2 (высокий-высокий): вера в свои возможности, высокий самоконтролько, высокий уровень соц интеграции, высокая способность концетрации внимания, абсолютный интерес ко всему новому.

3 (низкий-низкий): хорошая адаптация и полное удовл в жизни. Повыш соц общительность. Интеллект пассивность.

4 (выскоий-низкий): энергия направлена на достижение успехов в учебе. Неудачи как катастрофы. Боязнь самооценки, пониж общительность.

Психология (экзамен) — Стр 2

В22. Влияние мышл на воспр

Восприятие — целостное осознанное отражение деятельности при непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности.

Благодаря мыслительным операциям человек способен

Расстояние (Глаз человека способен распознать точное расстояние только лишь до 450 м, благодаря мыслительным операциям, анализе взаимного расположении объектов, человек способен распознать расстояние до 2.5 км)

Скорость (благодаря синтезу информации полученной от анализаторов, а также скорости движения мышц следящих за передвижением объекта)

Мыслительные процессов обеспечивают относительную устойчивость сформировавшихся образов Когда при нарушении деятельности анализаторов, или еще какому-либо воздействию, непосредственные ощущении изменяются, мышления постепенно восстанавливает прежнее восприятие)

Мышление в единстве с волей формирует установки, которые являются важнейшим фактором восприятия, т.к. в психику проникает только то, что имеет место в русле действующей установки.

B23. Способности. Формирование и развитие способностей.

Способности — индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Закрепленная в индивиде система обобщенных психических процессов, обеспечивающая успешность выполнения определенного типа деятельности. Склонность к определенному типу деятельности определяется эмоционально-волевым отношением к деятельности.

Характеризуется: пониженной утомляемостью, пониженной насыщенностью.

Идея обобщенности заключается в том, каким образом осущ познавательные процессы.

Схема развития способностей по Давыдову: 0−1: непосредств эмоц общение: ситуативно-личностное: потребность общения, эмоц отношения, перцептивные действия. 1−3: предметно-манипулятивная деятельность: ситуативно-деловое:наглядно-действ мышл, способы действия с предметами, речь. 3−7: ролевая игра: 3−5 внеситуат-поз, 5−7 внеситуат-личн: наглядно-образное мышление, воображение (логические формы, память).

7−14: учебная деят: ситуативно-деловое: понятийное мышление. 11−15: общение в проц деят: внеситуат-личн: развив. логич. формы, теорит. формы сознания. 15-…: учебно-проф деят: — : — .

По Лисиной: способности развиваются в процессе общения.

24.Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

Способности — индивидуальные психологические особенности, отличающие одного индивида от другого.

Задатки — генетически детерминированные анатомо-физиологические сва-ва мозга и НС.

Два типа задатков: врожденные и приобретенные (социальные).

Зависимость развития способностей от задатков, их своебразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.

Индвидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Внутри этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды. Влияние среды, как и воздействие наследственности начинает проявляться уже при рождении ребенка. Человек с рождения обладает многими такими св-ми, кот впоследствии сказываются на его индвидуальности, могут обогнать или затруднять формирование у него других личностных св-в.

Отсутствует выраженная биологическая и существует отчетливая социальная обусловленность задатков. Соц-культ факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологиеческие, Средние различия между группами людей, выросшие в разных категориях, чаше всего гораздо больше тех, кот имеются между людьми разного пола.

В26. Воля, волевые кач-ва личности.

Воля — способность человека достичь цели вопреки собственному желанию.

Волевые качества:

-целеустремленность, -решительность, -самостоятельность, -инициативность, -исполнительность, -дисциплинированность, -энергичность.

В27. Эмоции. Виды и роль эмоций.

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процессов уровня актуальных потребностей.

К классу эмоций относятся чувства, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Это т.н. «чистые эмоции». Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Чувства — носят предметный хар-р, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. В индивидуальном развитии играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сфер. На базе положительных эмоциях переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы.

Аффекты — особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, кот их испытывает.

Стресс — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, кот возникает у человека, когда он получает эмоц перенагрузку.

Страсть — представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг опред вида деятельности или предмета.

См. скан.

В28. Эмоции, чувства, аффекты

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний.

Эмоциональные процессы делятся на:

— эмоциональный тон (базовая форма эмоций, представляющая генетически обусловленные переживания, сопровождающие жизненно важный впечатления (вкус температура болезнь)

— Чувства — непосредственное и безусловно внутреннее минутное состояние сознания. Чувство всегда предметно

— собственно эмоции — состояние сознания, обусловленное какой либо ситуацией, реальной или воображаемой.

— настроение — кратковременное небольшой силы или относительно длительное эмоциональное состояние)

— Страсти — сильные, глубокие длительные устойчивые переживания человека

— Аффекты — большой силы крактовременные состояния, характеризующиеся изменениями в сознании и нарушении волевого контроля

Роль эмоций:

— Отражательно-оценочная роль (Эмоции дают субъективную окраску всему происходящему)

— Управляющая роль. (Эмоции являются одним из факторов управляющих человеческим поведением)

— Защитная роль. (связана с эмоцией страха, предупреждающей об опасности)

— Компенсаторная роль. (Эмоции способны компенсировать недостаток информации, необходимы для принятия решения)

— Сигнальная роль эмоций. (Эмоции играют значительную роль в невербальном общении между индивидами)

— Дезорганизующая роль. (Эмоции могут нарушать поведение человека, в основном это касается аффектов)

В29. Психические состояния человека. Правила псих. защиты.

Психическое состояние — своеобразное функц состояние психики в данный момент или в опред момент времени.

Виды психических состояний:

функциональное: эмоциональное, интеллектуальное, психологическое, психомоторное, волевое.

общее психическое состояние (угнетение, подъем, апатия, неуверенность).

По степени влияния на деятельность: стенические, астенические.

Стеническое — состояние мобилизованности психики, готовности к деятельности, уверенности, решительности.

Астеническое — апатия, безразличие, неуверенность в себе.

Правила психологической защиты (в случае астенического синдрома):

  1. Нет такого состояния, из которого не выхода.
  2. Управление темпераментом (умения)
  3. Необходимость выговориться.
  4. Если некому рассказать, то писать.
  5. Сожгите все, что написали, если не хотите, чтобы узнали другие.

В30. Проблема личности…

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его соц приобретенных качеств. Это значит к числу личностных не относят такие особенности, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятии «личность» обычно включает такие св-ва, кот являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индвидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность — человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе свях и отношениях, являются устойчивым, определяет нравственные поступки.

Структура личности: Способности-инидвидуально устойчивые св-ва чел-ка, опред его успехи в разл видах деятельности. Темперамент — включает кач-ва, от которых зависит реакция человека на других людей. Характер — содержит кач-ва, определяющие поступки человека в отношении к др людям. Волевые кач-ва — охватывают нексолько специфических личностных св-в, влияющих на стремление чел-ка к достижению целей. Мотивация и эмоции.

В31. Темперамент, типы.

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих деятельность психических процессов

Темперамент обуславливается сочетанием совйств нервной системы, на этой осноые выделяют 4 типа темперамента:

1 Сангвиники (обладающие сильной, устойчивой и подвижной нервной системой).

Обладают веселым нравом, оптимисты, балагуры, быстра возбуждается и остывает, легко вступает в контакт, много обещает, но зачастую не выполняет обещаний, его отличает доброта, готовность прийти на помощь, напряженная умственная или физическая работа его утомляет.

2 Холерик (обладают сильной подвижной неустойчивой нервной системой).

вспыльчивость, горячность, несдержанность, быстро остывает, его движения порывисты и непродолжительны, не восприимчивы к длительной работе, чрезмерно эффективны в краткосрочном периоде.

3 Флегматик (обладает сильной неподвижной устойчивой нервной системой).

Хладнокровны, склонен к бездеятельности, медленно переходит между возбуждением и торможением, упрямы, способны к длительной работе, обладают высокой концентрацией

4 Меланхолик (обладают слабой неподвижной неустойчивой нервной системой) Мрачны, тревожны, ранимы, особо сдержанны, держат сове слово, большая выдержка, высокая работоспособность)

Темперамент проявляется в :

Психическая активность — стремление личности к самовыражению и эффективному освоению и преобразованию действительности

Мотрика — средство, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми индивидуальными градациями

Эмоциональность — степень выраженности чувств

В32. Характер, типология.

Темперамент является природной основой характера.

Характер- индивидуальные ярко выраженные качественные своеобразные психологические черты личности, влияющие на поведение и поступки

Степень выраженности характера:

-средняя

— акцентуация — крайний вариант нормы, при отором отдельные черты характера чрезмерно усилены

-психопатия

Критерии психопатии: неизменчивость характера, его тотальность, социальная дизадаптация

Типология характеров:

Гипертимный (контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики, энергичность, оптимизм, легкомыслие, недостаточная серьезность)

Циклоидный (одиночки, разлражетельны, изменчивое настроение)

Лабильный (изменчивость настроения, зависимы от сиеминутнуго настроения, чувствительны к неудачам)

Астеноневротический (повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность)

Сензитивный (повышенная чувствительность ко всему, открыты и общительны только со знакомыми, имеют комплекс неполноценности)

Психастенический (раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, самоанализу и оценкам поведения других людей, самоуверенность сочетается с нерешительностью)

Шизоидный (замкнутость, внешне безразличны к окружающим, сдержанны, внутренний мир наполнен антазиями)

Эпилептоидный (часто плачут, изводят окружающих, склонны к агрессии, жестоки, властны, самовлюбленны, подлизы, стремятся получить власть)

Истероидный (эгоцентризм, склонность к театральству и позерству, часто выступают в роли зачинщиков ссор)

Неустойчивый (повышенная тяга к развлечениям, безделью и празднеству, отсутствуют серьезные интересы)

Конформный (бездумное подчинение авторитету, консервативны, хотят быть как все)

Демонстративный (чрезмерно самоуверенны, склонны к интригам, провоцируют конфликты, обходительны, артистичны, эгоистичны, лицемеры)

Педантичный (редко вступают в конфликты, сторонник формальностей, чрезмерно аккуратен, серьезен и надежен в делах, занудлив).

В33. Интересы и склонности.

Интерес- эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Для полноценного развития личности Интересы должны обладать широтой (затрагивать различные сферы деятельности), устойчивостью, действенностью (должны быть полноценными мотивами к деятельности)

Склонность — это эмоционально-волевое отношение к деятельности.

Склонность характеризуется:

1 Пониженной насыщяемостью (хочеся делать все больше и больше)

2 пониженной утомляемостью

Интересы относятся лишь к повышенному или пониженному вниманию к явлениям, в то в ремя как склонности обуславливают саму деятельность

Интересы зачастую определяют склонности.

Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических процессов.

Склонности также определяют как интересы подкрепленными определенными способностями.

По Климову На выбор профессии влияет:

1. Позиция старших членов семьи

2. Позиция товарищей, подруг

3. Позиция учителей, школьных педагогов

4. Личные профессиональные планы

5. Способности

6. Уровень притязаний на общественное признание

7. Информированность

8. Склонности

На практике наибольшее влияние оказывает мнение родителей, в то время как склонности и способности практически не учитываются. Это абсолютно неправильно, т.к. именно эти два пункта по-настоящему определяют успешность выполнения профессиональных обязанностей.

В34. Деятельность и общение.

Общение — обмен информацией между людьми.

Общение — первый вид деятельности возникающий в процессе индивидуального развития. Общение дает почву для возникновение всех остальных видов деятельности, специфичных для человека. Общение является неотъемлемой частью жизнедеятельности.

Общение :

— ситуативное (происходит в данный момент)

— внеситуативное (происходит за пределами наличной ситуации)

В общении можно выделить содержание (информация которая передается от индивида к индивиду в процессе общения), цель (то ради чего возникает данный вид активности) и средства (способы передачи кодирования и переработки и расшифровки информации).

Виды общения по содержанию:

-материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

— когнитивное (обмен знаниями)

-кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями)

— мотивационное (обмен побуждениями целями интересами)

— деятельностное (обмен действиями умениями навыками)

Виды общения по целям:

-Биологическое (необходимое для поддрежания созранения и развития организма

-социальное (необходимое для расширения и укрепления межличностных связей)

Функции общения

1 Общение — условия формирования и существования человека

2 Общение — способ самовыражения

3 коммуникативная

4 Общение — основное средство управления людьми

5 эмоциональная

В35. Основные средства общения.

Средства общения делятся на вербальные и невербальные.

Вербальные: устная и письменная речь (служат для передачи информации), слушание и чтение (служат для восприятия информации)

Невербальные:

1 Оптико-синестезические информационные знаковые системы (мимика, позы, поведение)

2 Фонетическая (тон, ударение, пауза)

3 Экстрафонетические (смех плачь темп речи)

4 Проксимическая информационноя знаковая система, которая зависит от пространственного расположения субъектов)

Дистанции: интимная (до 40 см), личностная (до 1м), социальная (от 1 м до 2.5) публичная (от 4 м)

5 Визуальная знаковая система, включает язык взгляда

6 культурологическая знаковая система, одежда, духи и т. д.

7 Филогенетическая информационная знаковая система (конституция тела)

Стили общения:

Диалогический — ориентация на равноправное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимосодействие.

Авторитарный — проявление эгоцентризма в общении, стремление быть понятым другим при полном игнорировании проблем другого, наличие ригидных авторитарных установок.

Манипулятивный- утонченная форма эгоцентризма с ориентацией на саморазвитие, собственную выгоду за счет интересов партнера, стремление понять партнера по общению с тем, чтобы использовать его в личных целях, нежелание быть понятым и раскрытым.

Альтерцентристский- ориентация на добровольный отказ от равноправия в пользу партнера, стремление понять другого при отсутствии желания быть понятым этим другим.

Конформистскый- ориентация на более сильного партнера, на формальное без действительного его принятия и понимания, отсутствие стремления и установок к творчеству и развитию.

Индифферентный- отсутствие выраженной ориентации личности в сфере общения, безразличие к проблемам другого и к своему общению, установка на сугубо деловые отношения с партнером".

В36. Роль общ с псих разв чел-ка

Через активное общение с окружающими человек сам превращается в личность. Наиболее важное значение общение имеет на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок общаетс только со взрослыми и не имеет способностей к самообразованию и самовоспитанию. Через общение человек получает все человеческие, психические и поведенческие качества.

Значение различных видов общения:

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, инетересы, привычки, склонности и т. д.

Материальное общение позволяет получать предметы необходимые для нормальнойжизни, выступающие в качестве необходимого условия индивидуального развития

Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, подталкивая его к действиям

Деятельностное общение формирует и совершенствует умения и навыки

Биологическое общение служит самосохранению организма

Социальное общение обслуживает социальные потребности человека

Непосредственное общение необходимо для непосредственного прямого обучения

Опосредованное общение формирует навыки самообразования и самосовершенствования

Невербальное общение позволяет человеку психологически развивать в младенчестве, когда он еще не овладел речью.

Вербальное общение лежит в основе усвоения речи

В37. Аттракция.

Аттракция — социально-психологический механизм, в основе которого лежит создангие позитивной установки расположения человека к себе.

Уровни аттракции делятся на: симпатию, дружбу, любовь

Аттракция важна для преодоления различных коммуникативных барьеров возникающих при общении: логический барьер (разные виды мышления), стилистический (несоответствие орм представления информации), лингвистический (несоответствие словарей передаваемой информации), фонетический (дикция, акцент и т. д.)

Существует приемы аттракции:

Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.

Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

В38. Самоутверждение.

Самоутверждение — это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности.

Самоутверждение — это процесс удержания или обретения или расширения человеком объема его бытия, приобретение смысла бытия.

Характеристики самоутверждения:

— пространственная направленность. Каждый акт самоутверждение существует в какой-либо определенной сфере деятельности

— Импульс. Внутренняя потребность в самоутверждении

— Потенциал. Способность чельвека к удовлетворению импульса

Стратегии самоутверждения:

-Самоподавление. Скрывание негатива за доброжелательностью, избегание ответственности

— Агрессия. Вызывающий тон, прерывание собеседника, навязывание своего мнения

-Конструктивная стратегия. Громкая речь. Конструктивная оценка мнений других и их критика, высказывание своего мнения.

Механизмы самоутверждения:

— Самоутверждения путем отрицания другого

— Самоутверждение путем самоопределения.

Самоопределение — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Основными формами самоопределения являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение

Самоопределение проявляется через выбор профессии и через поис источников собственного бытия и его смысла.

Самоопределение основано на выборе ценностей и их интериоризации.

В39. Человек как объект и субъект восп

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

В40. Педагогика как наука.

Педагогика — наука о воспитании и образовании. Первые педагоги появились в Древней Греции и были рабами, присматривавшими за детьми. Формирование педагогики как отдельной науки происходит в 17 веке и связано с чешским ученым Яном Коменским.

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и обучения личности.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Онтогенез представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма. Отечественная педагогика не исключает влияния наследственности на развитие человека.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие — развитие психичес-ких, физических, нравственных и других качеств личности.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Обуче́ние — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

В41. Формирование личности.

Формирование личности длительный и сложный процесс который начинается с самого момента зачатия. Выделяют три главных фактора, влияющих на этот процесс:

-Наследственность

-Среда

-Воспитание

Первым вступает в процесс наследственность, которая формирует задатки.

Задатки способны предопределить основной род деятельности человека, к которому он предрасположен. Бихейвиористы отводят этому фактору первостепенную роль, но отечественные психологи учитывают этот фактор, не считая его главным. Т.к. для развития задатка в способность необходима особая среда и обучение.

Под вторым фактором понимают социальную среду, т. е. это социальные факторы.

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

Третий фактор также очень знаменателен. В воспитание включается обучение, которон является основным видом деятельности ребенка, и готовит и формирует его личность в раннем онтогенезе. Воспитание способно сформировать качества, которые среда и наследственность неспособны обеспечить. Воспитание должно проходить не только индивидуально, но и коллективно.

В42. Развив обуч и воспит.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения — организация учебной деятельности ученика.

Основные характеристики развивающего обучения:

1 Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума

2 Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности

3 Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.

4 Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

5 Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Термин развивающее обучение был введен Давыдовым, он же является одним из авторов системы развивающего обучения применяемой сегодня Эльконина-Давыдова

Основные принципы СРО Эльконина-Давыдова:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector