Возрастная психология
Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития. Основные направления возрастной психологии связаны с исследованием периодов развития человеческой личности: стабильных и кризисных участков жизни, степени индивидуализации отдельных периодов развития личности, определением эмоциональных, личностных, интеллектуальных, социальных критериев и нормативов для каждого возрастного этапа.
С точки зрения возрастной психологии нормальным является эффект возрастных кризисов, часто возникающих при смене статических периодов развития личности. В частности, подростковый и юношеский кризисы объективно связаны с неравномерностью развития и созревания различных структур мозга, функций психики и обменных процессов. Проявление кризисов обычно связано с такими явлениями, как негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость, частая смена интересов и мотиваций, депрессия, завышенная или заниженная самооценка. (В.М.Кроль)
Подростковый возраст.
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту.
Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10—11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности
... своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм. Период Старший подростковый возраст (15-17 лет). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно-профессиональная. ...
Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения).
У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует неопытного учителя, воспитателя, нередко выбивает его из колеи, приводит к конфликту с учащимися-подростками.
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
Советская психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения,подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.
Рассмотрим под этим углом зрения подростковый возраст более конкретно. Ребенок окончил начальную школу. Переход его к обучению в средних классах является переломным периодом в его жизни. От изучения системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня — глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания. Старые формы учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
... основы проблемы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста эмоциональное развитие младший дошкольный 1.1Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Младший возраст - важнейший период в ...
У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в системе общественных отношений. Из «маленького», октябренка он превращается в «старшего», пионера, а потом — в комсомольца, начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых. Старые формы поведения и взаимоотношений с окружающими вступают в противоречие с этим новым положением и этими новыми требованиями. Новая, социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.
Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека. Социальные условия различны у нас и в капиталистических странах. Поэтому и возрастные особенности подростков нашей страны отличаются кое в чем от возрастных особенностей подростков, которые растут и развиваются в условиях антагонистического классового общества.
Акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в подростковом возрасте. Подростки в последние 20—30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти, уровня политической и гражданской зрелости и т. д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому если несколько десятилетий назад подростковым назывался возраст от 12—13 до 16 лет, то сейчас правильнее сказать, что нижняя возрастная граница — около 11 лет, а верхняя — 15 лет, что соответствует в основном возрасту учащихся IV—VIII классов.
Точка зрения советских педагогов и психологов на психологические особенности подросткового возраста значительно отличается от точки зрения буржуазных психологов.
При оценке подросткового возраста многие зарубежные психологи основополагающим считают проявление в этом возрасте подсознательного стремления к самоутверждению как своего рода первичного влечения, изначально присущего человеку, что якобы неизбежно приводит к эгоизму, возникновению чувства пренебрежения к другим людям, конфликту с окружающими, а также часто к стремлению уединиться. Советские психологи доказывают несостоятельность подобного стремления свести особенности личности подростка к проявлениям «подсознательных потребностей и влечений» (по Фрейду).
И у советского подростка наблюдаются порой конфликты между его возможностями и уровнем его притязаний, характерна склонность к самоутверждению, возникновение интереса к собственному внутреннему миру, но это — следствие усложнения личного опыта подростка, изменения его положения в обществе и взаимоотношений с окружающими, его нравственного и интеллектуального развития. При правильном воспитании эти явления не вызывают никаких кризисов личности.
Особенности высшей нервной деятельности
... определении психофизиологической структуры ТИМ исходить из параметров основных свойств нервной системы, характеризующих особенности деятельности мозга. Степень выраженности процессов возбуждения не только оказывает позитивное или негативное ... Е.Филатовой 1993 и В.Стратиевской 1997. Все обследуемые были лицами мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет с идентичными социально-бытовыми условиями и ...
Буржуазные психологи придают исключительно большое значение биологическому фактору развития, половому созреванию, которое представляет якобы тяжелую, а порой и непосильную нагрузку на сознание подростка, приводя к серьезным психическим кризисам и потрясениям, к таким характерным для подростка чертам, как бунтарство, грубость и упрямство, анархизм, жестокость, истеризм, склонность к бесплодному самоанализу, уход в мир субъективных переживаний и т. д. Возникающие в связи с половым созреванием новые ощущения, мысли, влечения, переживания якобы доминируют в сознании подростка, определяют все его поведение, все его поступки, так что в конце концов психологический облик подростка есть следствие главным образом одного чисто биологического фактора — полового созревания.
Разумеется, мы не можем согласиться с подобной трактовкой подросткового возраста. С нашей точки зрения, указанные биологические факторы, конечно, играют известную роль, но придавать им определяющее значение и игнорировать при этом социальные условия развития нельзя.
Не все буржуазные психологи стоят на таких позициях. Например, американский психолог Р. Кулен резко критикует биологизаторскую точку зрения на развитие подростка, но сам неверно считает, что возраст является не столько биологической и психологической категорией, сколько категорией социально-этической. По его мнению, в подростковом возрасте имеются три основные социально-этические тенденции: освобождение (эмансипация) от влияния взрослых, приобретение самостоятельности; серьезный подход к проблеме выбора своего жизненного пути, выбора профессии; овладение некоторыми социально-этическими нормами. Р. Кулен считает, что если ребенок еще не ставит перед собой указанные проблемы, он находится в периоде детства, независимо от числа прожитых им лет. Кулен полностью игнорирует биологические факторы и, что дли нас особенно неприемлемо, игнорирует собственно психологические особенности развития возраста.
По мнению советских психологов, возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов. На развитие подростка огромное влияние оказывают его обучение и воспитание. Многое зависит от постановки учебно-воспитательной работы в школе. Однако нельзя считать, что возрастные характеристики подростка есть исключительно продукт конкретной организации его обучения и воспитания, конкретных условий жизни и деятельности подростка, т. е. нельзя вводить в абсолют роль социальных условий, роль конкретных условий жизни и деятельности, нельзя игнорировать биологические и собственно, психологические закономерности развития.
Из сказанного следует, что понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.
Психология подростка и юношеского возраста
... В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о ... явно недооценил ведущую роль в этом процессе практической деятельности. Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер. ... Однако многие считают, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне. Психоаналитической традиции факторы социальной среды ...
Физическое развитие подростка. Прежде всего следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Если изобразить развитие ребенка на графике, то получится очень характерная кривая: плавное, постепенное развитие до десяти с половиной лет сменяется быстрым, резким и неравномерным подъемом, происходит перелом, а потом на рубеже 15 лет эта кривая снова переходит в кривую с пологим, мягким развитием.
Подростковый период — это период бурного роста и развития организма,- когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.
Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические проявления: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается замаскировать свою нескладность — принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, возрастному повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся порой у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, временная слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т. д.
Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т. д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.
Развитие личности донаучн. период
... дарственной целесообразности, то Аристотель взял за основу процессы развития, происходящие в самом человеке. Он исходил из того, что ... Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности ...
Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что подростковый возраст — это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть особенно бережное отношение, как к больному. Напротив, подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших аамыслов и больших дел. Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо.
Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от климатических и национально-этнографических факторов (например, у жителей южных районов оно начинается раньше, чем у жителей Севера), а также от особенностей индивидуальной жизни (состояния здоровья, перенесенных болезней, питания, режима труда и отдыха, окружающей обстановки и т. д.).
С этими поправками начало полового созревания у мальчиков можно отнести (в условиях средней полосы СССР) к 12—13 годам, у девочек — к 11—12 годам. Большинство мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15—16 годам, а девочки — к 13—14 годам.
В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Эти черты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и выдержке приводят нередко к таким проявлениям в детских коллективах, как крикливость, несерьезность, возня детей, беготня по лестницам и т. д. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков иная. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании с активностью и инциативностью делают подростков очень подвижным, шумливым, импульсивным народом.
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д.
1.В. А. Крутецкий. «Психология обучения и воспитания школьников»,»Просвещение», Москва, 1976 г.
Развитие творческой личности ребенка
... и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает ... человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. 2. Проблемы развития творческой личности ребенка творческий креативность воображение ребенок Развитие (воспитание) творческой личности ребенка ...
Глоссарий
Агрессия – поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека. У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим или жестоким обращением значимых для них взрослых.
Акцентуации – чрезмерное усиление личностных черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим. Предполагается, что акцентуации обычно развиваются в период становления личности и сглаживаются по мере взросления.
Астения – 1) нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушениях сна; 2) определяющее свойство характера. К астенической группе характеров относятся две разновидности: астеники и психастеники. Их общие свойства – повышенная чувствительность и истощаемость.
Внушаемость – восприимчивость к внушению, связанная с установкой субъекта на восприятие или невосприятие внушающего воздействия. Детей отличает повышенная внушаемость в сравнении с взрослыми, это может являться причиной детских страхов.
Возрастная группа – одна из разновидностей условной группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяют группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшелассников, студентов и т.д.
Высшие психические функции – системные психические процессы, не сводимые к сумме составляющих их психических явлений. Важнейшими характеристиками высших психических функций являются прижизненное формирование под влиянием социальных воздействий, опосредованность знаковыми системами, осознанность и произвольность их осуществления. Понятие введено Л.С. Выготским и развито в работах А. Р. Лурии и др.
Геронтопсихология – раздел возрастной психологии, изучающий процессы и явления, связанные со старением организма, а также психологические аспекты старения и смерти.
Гиперопека – чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать возле себя. При гиперопеке у ребенка развивается так называемая вынужденная беспомощность.
Гипопротекция – по классификации А.Е. Личко и Е. Г. Эйдемиллера, стиль воспитания, который характеризуется недостатком опеки и контроля по отношению к ребенку со стороны родителей. Они уделяют мало внимания ребенку, не проявляют интереса к его делам. Нередко отмечаются физическая заброшенность и неухоженность ребенка.
Девиантное поведение – поступки или действия индивида, выражающиеся в относительно устойчивых формах социальной деятельности, не соответствующей ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Девиантное поведение разделяют на позитивное и негативное.
Депривация – лишение или утрата чего-то желанного или необходимого для субъекта. М. Раттер различает три вида депривации: эмоциональную, социальную, сенсорную.
Динамический стереотип – интегральная система привычных, условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Понятие введено И. П. Павловым.
Общая характеристика условия развития и деятельности ребёнка раннего возраста
... развивающегося человека на разных этапах его развития. Это поможет в организации педагогических условий развития детей раннего ... личности. Им было сказано о важности взаимодействия ребёнка и взрослого в период раннего развития и овладения предметно-орудийной деятельностью. ... детей. Понятия ассимиляции и аккомодации имеют большое значение в его теории познания. Ассимиляция-приспособление индивидом ...
Зона актуального развития или действия – наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно без подсказки и помощи взрослого. Понятие введено Л.С. Выготским.
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, профессиональных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.
Идеалы – появляющиеся в мотивационной сфере личности требования, которые она к себе предъявляет, задачи и цели, которые человек ставит перед собой и которыми он в значительной мере руководствуется в своем нравственном поведении.
Интернальность – свойство личности принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.
Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Комплекс оживления – положительная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения. Наблюдается уже в возрасте полутора-двух месяцев.
Коррекция психологическая – определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Кризисы возрастные – особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития [15, с.43]. Хронологически кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис 6 – 7 лет, подростковый кризис (10 – 11 лет).
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Литическое развитие – спокойный переход от одного возраста к другому, когда противоречия между потребностями и возможностями легко устраняются при соответствующей помощи взрослых; психическое развитие ребенка происходит эволюционно, без резких скачков и кризисов.
Локус контроля– качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстремальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям, усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Понятие предложено американским психологом Д. Роттером.
Метод поперечного среза– метод, применение которого позволяет исследователю определить психологические особенности конкретного этапа формирования психики или уровень сформированности психического процесса.
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Одни ученые ...
Метод продольного среза– метод, при использовании которого одного и того же испытуемого изучают на протяжении значительного отрезка времени, последовательно фиксируя ряд существенных изменений в психике.
Наказание – предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Новорожденность – возрастной этап, охватывающий примерно 4 – 6 недель после рождения ребенка, когда происходит его первичное приспособление к жизни вне утробы матери. В периоде новорожденности происходит подготовка ребенка к общению с взрослыми людьми. Этот период заканчивается появлением комплекса оживления.
Общение – взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений.
Одаренность – качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности.
Психология — Стр 2
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от рождения до наступления смерти.
Периоды сензитивные – периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Пренатальное развитие – развитие, происходящее до рождения, внутриутробное развитие плода.
Референтность – ориентация индивида на реальную или воображаемую социальную общность лиц, с которыми он соотносит себя и чьи нормы, мнения, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки. Свойство референтности оказывает огромное влияние на процесс социализации ребенка, формирование его личности.
Рефлексия – в философии – вид теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий и законов, по которым они совершаются ; в психологии – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов, состояний.
Самообладание – способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.
Сублимация – механизм психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида в обществе. Термин был предложен З. Фрейдом.
Такт педагогический – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними.
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога ослабляется с помощью защитных механизмов .
Уровень умственного развития – состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Уровень умственного развития обусловлен факторами онтогенеза, природными психофизиологическими особенностями индивида.
Условия психического развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, направляющие ход развития; они также формируют динамику и определяют конечные результаты развития.
Факторы психического развития – совокупность методов, средств обучения и воспитания, а также содержание и организация обучения и воспитания.
Филогенез – историческое развитие данного типа организма; те изменения в психике, которые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и человеческой культуры.
Фобии – навязчивые состояния страха. Особенно часто и в разнообразных формах встречаются у детей: фобии открытых и закрытых пространств, болезней, тех или иных животных. Как правило, дети стараются избегать контакта с предметами своих страхов.
Ценностные ориентации – 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, социальных установках и других проявлениях личности.
Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Чувство собственной неполноценности – вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению тех или иных социальных функций, о своей моральной, личностной, социальной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида.
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Психологическое содержание данного периода связано с развитием сознания, самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнью.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая и неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой. Ее составляющие – реальное Я, идеальное Я, динамическое Я, фантастическое Я.
1.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1997.
2. Психология: Слов./ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990.
3. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.
4. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. В. Гамезо; Пед. о-во России. – М., 2001.
5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2000.