Программа психологического исследования 2012

Программа психологического исследования

  1. На тему:

В теме должен быть отражен предмет исследования.

Объектом исследования в психологии является человек, его поведение, а предметом какой-то аспект психической реальности человека, т.е. не нечто внешнее(допустим поступки. Реакции, слова), а причины лежащие за этим.

Например,

  • мотивы посещения студентами занятий по психологии;
  • Внутреннее сопротивление при посещении какого-либо учебного занятия как неосознаваемая причина опозданий на него
  • Субъективные факторы, обуславливающие выбор студентом места в аудитории
  1. Гипотеза, проверяемая в ходе исследования:

В гипотезе содержится положение(предположение), которое вы собираетесь проверить в исследовании. Это предположение должно опираться на что-то: другие исследования, какую-то теорию, жизненные наблюдения и т.д.

Например,

  • Часть студентов на занятиях по психологии не проявляют любопытства к излагаемому материалу, не задают вопросов, заняты посторонними делами ,т.е. присутствуют на занятии, которое не доставляет удовольствия. В рамках теории бихевиоризма существует 2 противоположных стремления: поучение удовольствия – страх наказания. Предполагается, что одним из мотивов посещения лекций по психологии является страх наказания, усвоенный с детства.
  • Если студент регулярно опаздывает на один и тот же предмет, называя при этом различные «объективные» причины, можно предположить, что имеется внутренняя субъективная причина такого поведения. Если эта причина не называется ни в дружеских(открытых) отношениях, ни в анонимном опросе, то данная причина не осознается .Можно предположить, что такой причиной является бессознательное внутреннее сопротивление, вызванное испытываемым дискомфортом на данных занятиях.
  • На выбор места в аудитории влияет ряд объективных и субъективных факторов. Мы предполагаем, что преимущественно личностные характеристики определяют выбор места в аудитории.
  1. Методика исследования.

Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности(рисунков, рассказов, почерка и т.д.)

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...

... исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. ... (толпа, публика, аудитория). Собственно социальные ... заключается «причина того неистовства», ... исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов ...

Описывается содержание конкретной методики, с помощью которой вы проверяете гипотезу, обосновываете ее использование.

Например:

  • Для проверки гипотезы о мотивах посещения психологии мы используем опросник об уровне тревожности ( а именно шкалу, измеряющую уровень страха наказания) у студентов, пассивно присутствующих на паре, и сравниваем с результатами контрольной группы(студентов, проявляющих активность и любопытство).

    При значимых различиях показателей по уровню страха наказания студентов экспериментальной и контрольной группы, будем считать гипотезу подтвержденной. Каждая из групп — не менее 5 человек.

  • Для проверки гипотезы о наличии неосознаваемого внутреннего сопротивления у опаздывающего студента. Исследуются причины опозданий у одного студента. Путем наблюдения фиксируется количество опозданий и предметы, с которыми это связано. Далее проводится опросник Айзенка на определение психических состояний после предмета, куда опаздывает студент и где предположительно испытывается дискомфорт и после занятий, куда студент не опаздывает. Если результаты значительно отличаются, то проводится устный опрос(интервью) о причинах опозданий, анализируется осознает ли студент дискомфорт на занятиях(на которые опаздывает), если нет, то гипотеза подтверждается.
  • Путем наблюдения зафиксировать места, выбираемые студентами(ближе к преподавателю-дальше, у окна – у стены, в центре – с боку, с кем-то – один и т.д.) Далее проводится проективная методика «Несуществующее животное»: участникам исследования предлагается нарисовать несуществующее животное. Проводится анализ данных рисунков, выявляются характерные личностные черты. Путем сопоставления параметров местоположения в аудитории и выявленных личностных черт, делается вывод о наличии или отсутствии связи между этими феноменами. При наличии связи гипотеза подтверждается. Группа испытуемых не менее 10 человек.

4. Ход исследования

5.Результаты исследования

6.Выводы

  • 1, 2, 3 части необходимо сдать 25 сентября. Можно присылать на почту sharykina.elena@yandex.ru. До конца сентября получаете ответ о пригодности программы к использованию или рекомендации по ее исправлению.
  • В течение семестра проводите исследование и готовите презентацию, где должны быть кратко отражены все пункты .
  • Презентация проводится 4, 11, 18 декабря. 5-10 минут(время уточним, это будет зависеть от количества исследований)
  • В исследовательской группе не более 5 человек.