Психология общениЯ 19

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Определение общения и его функции

В психологии общениеопределяется как сложный процесс уста­новления и развития контактов между людьми, порождаемый потреб­ностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оце­ночного (аффективного) характера.

Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние другого человека. Общение является основной формой челове­ческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть при­чиной деформации психики и личности.

 

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психо­логический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого чело­века и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодей­ствующих людей.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, сред­ства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в про­цессе общения.

Функции общения. К основным функциям общения относят:

■ креативную или творческую;

■ коммуникативную;

■ личностно формирующую;

■ психотерапевтическую.

Креативная функция общения.Общение является формой су­ществования и проявления творческой сущности человека. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения и благодаря ему. В процессе общения возникают и развиваются чело­веческие сознание и речь, которые делают человека социальным.

 

Коммуникативная функция общениявыражается в способнос­ти передачи информации от одного человека, другому. Хочется ак­центировать внимание на том, что нельзя ставить знак равенства меж­ду понятиями коммуникация и общение. Общение это более широ­кое понятие и не сводится лишь к передачи информации.

Общение является необходимым условием для формирования личности.Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются общением с другими людьми. В житейской психологии данное утверждение отражено в пословице: «С кем поведешься — от того и наберешься». В научном языке личностно формирующее значение общения выражается через термины «интериоризация» и «экстериоризация». Суть данных терминов со­стоит в том, что внешние формы взаимодействия трансформируются во внутренние психические функции и процессы (происходит процесс интериоризации). В свою очередь интериоризированные психические процессы и функции проявляются в самостоятельной деятельности человека, таким образом, происходит их трансляция во вне (экстерио­ризация).

4 стр., 1577 слов

Общение как передача информации. Виды информации

... и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач. Имеются различные виды методов поиска информации: - непосредственное наблюдение; - общение со специалистами по интересующему ... появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение). 2. Виды информации Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, ...

Роль общения в формировании личности, превращении индивида как представителя вида «человек» в человека разумного, хорошо ил­люстрируют примеры касающиеся детей — «маугли». Ребенок, выра­щенный животными, вне общества не становится человеком в полном смысле этого слова, остается индивидом, но не становится личностью.

Психотерапевтическая функцияобщения в жизни человека лю­бого возраста выражается в потребности подтверждения своего «я» со стороны окружающих. Анализ культуры различных народов пока­зывает, что у преобладающего большинства существует обязательный минимум подтверждения. Этот минимум заложен в языке, зак­реплен в правилах хорошего тона и морального поведения. Суть ежедневных приветствий можно выразить следующей формулиров­кой: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен». Даже если люди встречаются по нескольку раз на день, принято оказывать друг другу минимальные знаки внимания (кивок, улыбка и т. д.).

Помимо перечисленных функций, некоторые психологи выделяют следующие:

инструментальная— характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать ин­формацию, необходимую для осуществления какого-либо дей­ствия или принятого решения:

интегративная— общение может выступать как средство объе­динения людей;

трансляционная— служит для передачи конкретных спосо­бов деятельности, оценок, мнений, суждений;

экспрессивная— позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга;

социализирующая— проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества;

функция самовыражения— позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный, психологический потенциал;

социально-контролирующая— регламентирует поведение, де­ятельность, речевые высказывания участников общения.

Многообразие функций общения влечет за собой разнообразие видов общения. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, принадлежнос­тью к той или иной общности, индивидуальными свойствами личности.

Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние другого человека. Общение… Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.…

Виды общения

Можно выделить следующие виды общения.

Светское общение.Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подоб­ных случаях. Общение беспредметное и закрытое. Так как точки зре­ния людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

2 стр., 826 слов

Общение с конфликтными личностями

... ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди, просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются источниками повышенной ...

«Контакт масок».Вид общения очень близкий к светскому общению. Используются привычные маски вежливости, участливости,

скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фра­зы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику. Данный вид общения особенно характе­рен для жителей больших городов. Некоторые авторы20 указывают на необходимость «контакта масок» в определенных ситуациях, что­бы люди «не задевали» друг друга без надобности. Опасность состо­ит в том, что маска может «прилипнуть» очень крепко.

■ Деловое общение.Учитываются особенности личности, харак­тера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более зна­чимы, чем возможные личные расхождения или симпатии. Общение
направлено на дело и результат.

Примитивное общение.Партнер по общению оценивается с точки зрения полезности. Если человек нужен — с ним активно всту­пают в контакт, если мешает — игнорируют. При получении от партне­ра по общению желаемого, всякий интерес к нему теряется, и это не скрывается.

Формально-ролевое общение.Общение опосредовано испол­няемыми социальными ролями (продавец — покупатель, руководитель — подчиненный), личностные качества вторичны. Социальная роль — спо­соб поведения человека, задаваемый обществом. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях имен­но ролевые ожидания участников общения определяют, как будет вос­принят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе страте­гии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чув­ство принадлежности, социальной защищенности, включенности в груп­пу. Образы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас преподаватель и, следовательно…», «Я как представитель свое­го народа…», «Я родитель, а значит, должен…» Чаще всего социальные роли задают своим носителям лишь основные контуры поведения. Мно­гое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участ­ников общения, от имеющегося личного опыта, от творческих возмож­ностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли личностную уникальность и неповторимость.

Межличностное общениеопределяется уникальностью ин­дивидуальных качеств личности, а социальные роли вторичны.

Монологическое общение.Субъект-объектное общение, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осоз­нанными целями и правом их реализации) связывает реализа­цию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (лицо пассивное, имеющее цели менее важные, чем цели субъекта).

Можно выделить две разновидности моноло­гического общения — императив и манипуляцию.

Императив — вид общения, при котором субъект не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера. Чаще всего им­перативный вид общения используется для установления контроля за внешним поведением человека. В качестве способов оказания влия­ния используются приказы, указания, предписания, требования, поощ­рения. Императивный вид общения оправдан в экстремальных усло­виях, но абсолютно не уместен в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лести, запугивания, вызывания чувства вины, искажение информации или ее сокрытие, «при­клеивания ярлыков» и т. п.).

«Манипуляция — это такое психологи­ческое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов».21 Склонность к манипулированию свойственна большинству людей, раз­ница заключается в частоте проявления. В определенной мере фор­мирование манипулятивных склонностей провоцируется условиями жиз­ни, результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Вместе с тем надо помнить, что манипуляции в межличнос­тном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и

его близких. Негативные последствия манипулирования обусловлены возникновением подозрительности, боязни близких отношений, отчуж­денности от других людей, чувством внутреннего дискомфорта. Неис­кренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к не­померному психическому напряжению и пагубно сказываются на здо­ровье манипулируемого и манипулятора.

Оценивая манипуляцию как скорее негативный вид общения, сле­дует сказать, что существуют целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «законна». В частности: сферы бизне­са, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

■ Отношению к другому человеку как к средству, может быть про­тивопоставлено отношение к нему как к ценности. Такой вид обще­ния получил в отечественной психологии название диалога(М.М. Бах­тин).

Диалогическое общение разрушается, если партнеры переходят на язык догм, используют ссылки на непререкаемые авторитеты, народ­ную мудрость.

По способу воздействия можно выделить непосредственное и опосредованное общение.

Непосредственное(прямое) общение осуществляется при не­посредственном контакте, «лицом к лицу», является историчес­ки первой формой общения людей друг с другом. На его ос­нове с развитием цивилизации возникли различные виды опос­редованного общения.

Опосредованное общение— это взаимодействие при помо­щи дополнительных средств письма, телевидения, интернета, ра­дио. Для данного вида общения характерна отсроченная во времени и пространстве обратная связь.

В зависимости от используемых средств общения можно выде­лить вербальное (в переводе с латинского — «устный, словесный») общение и невербальное.

В вербальном общении основным средством передачи инфор­мации является речь. Речь является самым универсальным сред­ством передачи информации, так как потеря смысла сообще­ния минимальна.

Средствами невербального общения выступают: мимика, же­сты, поза, дыхание, интонация голоса, контакт глаз и др. Как показали исследования, в ежедневном общении, слова состав­ляют 7%, звуки и интонации — 38%, прочее неречевое взаимо­действие — 53%23. То есть, большая часть информации пере­дается с помощью невербальных средств общения.

2 стр., 909 слов

ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

... что портрет – это не просто похожее на конкретного человека изображение, но и весь его уникальный внутренний мир, переданный ... первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих ... его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других периодов, ...

■Светское общение.Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подоб­ных случаях.… ■«Контакт масок».Вид общения очень близкий к светскому общению.… скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фра­зы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть,…

Структура общения

Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три сто­роны: перцептивную — означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; коммуникативную — состоя­щую в обмене информацией между общающимися людьми; инте­рактивную — заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися. Рассмотрим каждую из сторон более подробно.

Перцептивная сторона общения

 

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio — восприятие).

В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают — восприятие, пони­мание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п. Тер­мин социальная перцепция был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, Брунер обратил вни­мание на то, что существуют какие-то общие, вырабатываемые в об­щении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Проведя серию экспериментов, Дж. Брунер показал, что восприятие предметов и других людей зависит как от личностных особенностей, так и от социокультурных факторов. Так в одном из экспериментов детям предлагалось сравнить размеры монет с этало-

нами, оказалось, что дети из бедных семей воспринимали размеры монет больше их реальных размеров, а дети из богатых — наоборот, меньше.

Исследуя восприятие людей, Дж. Брунер установил, что опреде­ленной деформации подвергаются и образы людей. Чем выше соци­альный статус, тем более высокими воспринимаются люди. Из этого можно сделать следующее предположение: общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия. Таким образом, перцептивная сторона общения заключа­ется в восприятии внешних признаков собеседника и в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнози­ровании на этой основе поступков человека. Исходя из сложившегося образа партнера по общению происходит обдумывание стратегии соб­ственного поведения. Следует особо отметить, что образ необяза­тельно соответствует реальности, достаточно того, чтобы он (образ) принимался за нее.

В основе восприятия незнакомых людей и, людей с которыми име­ются определенные отношения, лежат разные психологические меха­низмы. В первом случае основным психологическим механизмом вос­приятия является процесс социальной стереотипизации.Социальный стереотип (от греч. Stereos — твердый и tupos — отпечаток) — отно­сительно устойчивый, упрощенный образ социального объекта, в ка­честве которого может выступать: группа, человек, явление и т. п. Со­циальные стереотипы складываются в условиях дефицита информа­ции, как результат обобщения личного опыта человека, часто носят предвзятый характер. Для социальных стереотипов свойственна од­нозначность, то есть они делят мир на две основные категории: «зна­комое» и «незнакомое». Часто «знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — «плохого». Таким образом, стереоти­пы несут в себе оценочный элемент.

5 стр., 2225 слов

Проблемы смыслового восприятия речи

... исследование данного вопроса. Глава I. Проблемы смыслового восприятия речи Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что восприятия речи человеком процесс более сложный, чем нам казалось ... установка, возникающие в языковом сознании слушателя (читателя). С первых минут общения воспринимающий демонстрирует встречную мыслительную активность. Огромное значение здесь имеет весь комплекс ...

Как правило, социальные стереотипы являются порождением оп­ределенной группы людей, и отдельные люди пользуются ими в том случае, если принадлежат или относят себя к этой же группе. Одно­сторонность в подборе черт для определенного стереотипа зависит от интересов и ценностей социальной группы. Для каждой социаль­ной группы социальные стереотипы представляют обобщение опыта этой группы в отношении социально — значимых объектов, процессов, явлений, типов людей.

Отечественным психологом Бодалевым А.А.был проведен экс­перимент, целью которого было изучение влияния социальных сте­реотипов на восприятие и оценку людей.

В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографий пред­шествовала инструкция, способствовавшая созданию определенного стереотипа. Например, экспериментатор говорил: «Сейчас вы увидите фотографию преступника» или «портрет героя». Испытуемые дали сле­дующие портретные характеристики молодому человеку, изображенно­му на фотографии: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (установка на стерео­тип «преступник»).

«Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, муже­ственное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Воло­сы всклочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой, какой-то схватки» (установка на стереотип «герой»).

Такая полярность суждений об одном и том же человеке, объясня­ется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участни­кам эксперимента приходится воспроизводить признаки предложен­ного стереотипа.

Для социальных стереотипов свойственна высокая стойкость. По­рой они передаются от поколения к поколению по наследству, даже если далеки от реальности.

Чем дальше человек находится от социального объекта, тем в боль­шей мере попадает под влияние коллективного опыта и, следователь­но, тем резче и грубее социальный стереотип. Ограниченность лично­го опыта и невозможность самостоятельной проверки поступающей информации о тех или иных социальных явлениях создают возмож­ности для манипулирования социальными стереотипами. Например, средства массовой информации могут использовать приемы форми­рования общественного мнения — формирования «нужных» соци­альных стереотипов. Стереотипы могут активно использоваться при оценке групповой, национальной, профессиональной, половой, возраст­ной принадлежности человека.

В общении формирование стереотипов может осуществляться с помощью ряда способов. Например, навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под определенный стереотип «демагог», «бабник» и т. д. Формированию социальных стереотипов способствует апелляция к большинству «вся группа считает, что…».

Формирование стереотипов в общении может происходить под влиянием следующих факторов: превосходства, привлекательнос­ти, отношения к нам.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

... – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа ... и вни­мания к ребенку увеличивается, и, наконец, логопед включает­ся в общение с ребенком, организуя совместную деятельность. Показателем успешности вашего включения будет служить неснижающаяся ...

Фактор превосходствачаще всего проявляется в ситуации не­равенства партнеров по общению в той или иной сфере: социальной, интеллектуальной и др. Проявляется в том, что человек склонен пе­реоценивать различные качества тех людей, которые превосходят его в чем-то по какому-то существенному для него параметру. И наобо­рот, если человек общается с людьми, которых он в чем-то превосхо­дит, по его мнению, он склонен недооценивать своих партнеров.

Фактор привлекательностивыражает зависимость восприятия от чувства симпатии или антипатии по отношению к воспринимаемо­му человеку. Как показали результаты экспериментов, привлекатель­ные люди воспринимаются как более уверенные, счастливые, искрен­ние, энергичные, любезные. Если человек оценивается как непривле­кательный, то и остальные его качества недооцениваются.

Привлекательность нельзя считать исключительно индивидуаль­ным впечатлением. Она носит социальный характер, может варьиро­ваться у разных народов, изменяться с течением времени. По этой причине Привлекательность надо искать не только в том или ином разрезе глаз, цвете волос, фигуре, а в социальном значении признака человека.

Фактор отношения к нампроявляется в том, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются лучше тех, кто к нам относится пло­хо. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка выска­завшего это мнение человека. Правило имеет и обратную силу: чем выше оценивается другой человек, тем большее сходство его взгля­дов с собственными ожидается.

Формирование представления о человеке на основе первого впе­чатления может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление не позволяет достаточно объективно понять эмоциональное состояние, намерения, отношения к нам другого человека.

В межличностном общении восприятие и понимание осуществля­ются за счет таких механизмов, как: идентификация, эмпатия, аттрак­ция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация(от лат. Identifigare — отождествлять).

В соци­альной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом соци­альной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой при­надлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведе­ния, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, исполь­зуя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентифи­кации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответ­ственность на взрослых за качество их личности.

Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивиду­ального.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... рационального цветового оформления. Цвет является средством информации и оказывает на человека большое психологическое воздействие. Правильный выбор цвета доставляет удовольствие от общения с программой и повышает производительность труда, ...

Противоположностью идентификации является обособление (ин­дивидуализация).

Обособление дает возможность общающимся со­хранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются от­ветственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.

Очень близка к идентификации — эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание).

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов позна­ния является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увели­чением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает приня­тие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-роди-телъские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоци­ональном контакте. Например, согласно данным английских и амери­канских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмо­ций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нрав­ственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получа­ющий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, ха­рактеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии25.

Аттракция(от фр. attraction — привлечение, притяжение) — поня­тие, обозначающее возникновение при восприятии человека челове­ком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения.

Формирование аттракции происходит следующим образом. Вся­кий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значи­мости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «ми­нуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник —человек к себе распола­гающий.

Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад) — механизм са­мопознания в процессе общения, в основе которого лежит способ­ность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание дру­гого, но знание того, как другой понимает меня.

 

Неразвитость рефлексии является причиной такого явления как проецирование. Суть данного явления заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же качества, которые присущи ему самому, а в действительности данные качества отсутству­ют. Исследования, целью которых было изучение проецирования в педагогическом общении, показали, что тенденция к проецированию в большей мере характерна для тех учителей, которые не пытаются расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в разных ситуаци­ях. Чтобы ни проецировать, необходима открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим соб­ственным.27

Каузальная атрибуция(от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Так как информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведе­ния и приписывает их наблюдаемому человеку.

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... производить преобразовательные действия в среде с помощью творчества, волевых усилий, общения. Благодаря ей, человек расширяет сферу своей деятельности, выходя за рамки ситуативных и ролевых ... в 3 раза больше исходного. Потребностно-органический уровень мотивации является условием выживания человека, и без удовлетворения соответствующих ему потребностей представить себе возникновение более сложных ...

У каждого человека есть свои схемы причинности, то есть привыч­ные объяснения своего и чужого поведения. Можно выделить лич­ностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции — причины произошедшего приписываются конкретному человеку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции причина произошедшего приписывается обстоятельствам. При стимульной ат­рибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд зако­номерностей. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Общая за­кономерность состоит в том, что по мере роста значимости случивше­гося люди склонны переходить от обстоятельной и стимульной атри­буции к личностной. То есть искать причину случившегося в осознан­ных действиях личности.

Подводя итог разговору о механизмах социальной перцепции, можно констатировать следующее: между общением и пониманием существует сложная и многофункциональная связь. Понимание людь­ми друг друга невозможно без общения. Понимая или не понимая ДРУГ друга, люди вырабатывают определенную стратегию и тактику поведения. Поэтому достижение взаимопонимания способствует вы­полнению совместной деятельности, соответственно отсутствие пони­мания — препятствует достижению целей общения.

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio — восприятие).

В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция».… нами, оказалось, что дети из бедных семей воспринимали размеры монет больше их… Исследуя восприятие людей, Дж. Брунер установил, что опреде­ленной деформации подвергаются и образы людей. Чем выше…

Коммуникативная сторона общения

Процесс общения — это прежде всего коммуникация, то есть про­цесс обмена информацией (обмен мнениями, идеями, переживаниями, настроениями и т. п.).

Модель коммуникативного процесса обычно вклю­чает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — ауди­тория — обратная связь.

Эффективность общения во многом обусловлена коммуникатив­ными особенностями общающихся: культурой речи, умением задавать вопросы и отвечать на них, от способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, для каждого участника об­щения ее значимости. Значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Что возможно при условии не только при­нятия информации, но ее понимания и осмысления.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — не только лексическая и синтаксическая си­стемы, но и одинаковое понимание ситуации общения.28

Основными средствами коммуникации являются: вербальныеи невербальные.Как уже упоминалось, к вербальным средствам об­щения относится речь. Обычно при вербальном общении использу­ется устная и письменная речь.

Письменная речь — словесное об­щение при помощи письменных текстов. Она протекает в более мед­ленном темпе, чем устная речь, позволяет многократно обращаться к написанному. А.Р Лурия(1902-1977) рассматривал письменную речь как орудие уточнения и отработки мыслительного процесса. Следо­вательно, письменная речь может использоваться для формирования мышления. Преимуществом письменной речи является возможность передачи информации во времени и пространстве, трансляции духов­ного и интеллектуального опыта поколений.

Устная речь — словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Преимущество устной речи перед письменной состоит в экономности, что выражается в необходимости исполь­зования меньшего количества слов.

Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуни­кативные барьеры.Коммуникативный барьер — это психологичес­кое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. А.А. Бодалев выделяет: барьеры понима­ния, социально-культурного различия, барьеры отношения .

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, оно может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи ин­формации, что ведет к фонетическому непониманию. Барьеры фоне­тического непонимания порождаются такими факторами, как невыра­зительная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов-паразитов. Использование в речи неречевых проявлений голоса: смешки, хихиканье, хныканье, шепот, крик, вздохи и пр.

Другая причина непонимания может заключаться в разных систе­мах значений (семантические барьеры непонимания).

Семантические барьеры возникают, когда партнер понял не то, что ему сказали, или то, но с другим смыслом. Причинами семантического барьера могут быть: жаргонные слова, социальные, религиозные, профессиональные, нацио­нальные и культурные различия, многозначность используемых слов.

Разновидностью барьера понимания является стилистический ба­рьер. Возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Стилистический барьер возникает когда информация при непосредственном вербальном общении, пода­ется книжным, канцелярским языком. Научный стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказа­но, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4—14 слов, 15— 18 слов — запоминаются уже хуже, из 18—25 слов — удовлетворитель­но, фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух практически не вос­принимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, вкла­дывать содержание адекватно форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит партеру по общению .

Логический барьер непонимания возникает в случаях, когда логи­ка рассуждения коммуникатора — отправителя информации слишком сложна для восприятия реципиента — получателя информации. Так можно говорить о существовании «женской», «мужской», «детской», профессиональной логики. Основная проблема непонимания связана с особенностями мышления общающихся. Например, у одного парт­нера преобладает абстрактно-логическое мышление, у другого — на­глядно-образное или наглядно-действенное.

Барьеры социально-культурного различия возникают в результа­те социальных, политических, религиозных, профессиональных разли­чий. Данные различия могут приводить к разной интерпретации од­них и тех же понятий, используемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии, национально­сти, пола, возраста.

Барьеры отношения возникают вследствие таких чувств, как: не­приязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Устранению коммуникативных барьеров, лучшему пониманию друг — друга, способствует обратная связь в общении. Обратная связь позво­ляет устранить преграды, уменьшить искажение информации. Чтобы обеспечить понимание, слушающий (реципиент) должен дать знать говорящему (коммуникатору), что именно воспринято правильно, а что искажено. Это позволяет корректировать сообщение и делать его более понятным.

Такой обмен сигналами прямой и обратной связи представляет собой процесс активного рефлексивного слушания. С целью уста­новления обратной связи рекомендуется использование таких при­емов, как: распрашивание, перефразирование, отражение чувств, резю­мирование.

Распрашивание это прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов. Распрашива­ние позволяет уточнять полученную информацию, получать новую до­полнительную информацию, выяснять отношения к кому-либо или чему-либо, определить степень понимания. С целью распрашивания можно использовать следующие вопросы: «Уточните, пожалуйста…», «Не могли бы вы разъяснить, прокомментировать… более подробно», «Правиль­но ли я вас понял?…».

Перефразирование — высказывание той же мысли, но другими словами. Реципиент перефразирует мысль коммуникатора, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли. Как правило, перефразирование используется для вы­деления только существенных мыслей партнера. Перефразирование

можно начать словами: «Насколько я мог вас понять…», «Значит, с вашей точки зрения…».

Отражение чувств. Внимание уделяется не содержанию сообще­ния, а чувствам, которые выражает говорящий. Можно использовать такие фразы, как: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Если я вас правильно понял, это выводит вас из себя…». Для понимания чувств собеседника надо обращать внимание на выражение лица, движения рук, позу, интонацию, расстояние, которое он устанавливает с партне­рам по общению.

Резюмирование или обобщение позволяет связать отдельные час­ти услышанного в единое целое. Используется для подведения ито­гов разговора. Резюме следует формулировать своими словами, ис­пользуя например такие фразы, как: «Если подвести итог сказанному, то…», «Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод…».

Обратная связь не спасает от полной потери информации и иска­жения смысла сообщения, но, тем не менее, заметно повышает эффек­тивность общения, препятствуя полному искажению информации. Это подтверждается данными психологов, проводивших коммуникативные тренинги: при отсутствии обратной связи между партнерами по об­щению возникает полное искажение информации, а при наличии этой связи половина участников тренингов выполнила задание адекватно.

С помощью речи передается в основном чистая информация. С помощью невербальных средств общения — отношение к партнеру, эмоциональное состояние испытываемое при общении. Если вербаль­ная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные прояв­ления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психичес­кими состояниями и служит средством их выражения. Если приспосо­бить вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам отно­сительно просто, то язык тела является менее пластичным.

В социальной психологии существуют различные классификации невербальных средств общения. Согласно одной из них выделяют следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара-лингвистическую и экстралингвистическую, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система— включает в себя зрительно вос­принимаемые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К данной системе относятся: мимика, пантомимика, жесты.

Особая роль в передаче эмоционального состояния отводится мимике — движениям мышц лица. Отсутствие мимики при общении

ведет к потере информации. Показано, что при неподвижном лице лектора теряется до 10—15% информации.

Пантомимика— выразительные движения человека (изменения в походке, позах, жестах).

По походке человека можно распознать эмо­циональное состояние человека. Исследования показали, что боль­шинство испытуемых с большой точностью по характеру походки человека определяли его эмоциональные состояния: гнев, гордость, счастье, печаль. Самая «тяжелая» походка — при гневе, самая «лег­кая» — при радости.

Поза— это положение человеческого тела. Принято выделять «открытые» и «закрытые» позы. «Открытые» позы: воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. «Закрытые» позы (человек пытается закрыть переднюю часть тела, занять как можно меньше места в пространстве) восприни­маются как позы недоверия, противодействия, критики.

Если человек заинтересован в общении, он ориентируется на со­беседника, наклоняется в его сторону. Если мало заинтересован — откидывается назад. Как правило, люди стремящиеся заявить о себе, стоят прямо, с развернутыми плечами, в напряженном состоянии. Тем людям, у которых нет необходимости подчеркивать свой статус и по­ложение, свойственны более расслабленные и непринужденные позы.

Вместе с тем: «Для правильного понимания позы необходимо знать культурные традиции, возрастные ограничения, половые разли­чия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на со­беседника мужчинами и женщинами. Так, замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают его на спинку стула, принимают расслабленную позу, а мужчины принимают «жест­кую позу», держатся прямо, движения их рук раскованы».3

Пантомимика мало контролируется сознанием. Самым информа­тивным средством пантомимики являются жесты. Жесты — разнооб­разные движения руками и головой. Частота и сила жестикуляции различна в различных культурах. По данным М. Аргайла, в течение одного часа фины жестикулируют один раз, итальянцы — восемьде­сят, французы — двадцать раз, мексиканцы — сто восемьдесят.3*

Однако, как бы ни различались разные культуры, вместе с возрас­танием эмоциональной возбужденности человека растет интенсивность жестикуляции. Конкретный смысл отдельных жестов различен в раз-

ных культурах. Например, кивок головой сверху вниз в русской куль­туре означает жест согласия. Болгарами этот же жест понимается как отрицание. Вместе с тем во всех культурах есть сходные жесты. На­пример, практически во всех культурах развернутые навстречу собе­седнику руки демонстрируют доброжелательность.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы зна­ков. Паралингвистическая характеристика— общее название та­ких ритмико-интонационных сторон речи как высота, громкость, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система— это включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов и другие психофизиологические проявле­ния человека.

Паралингвистические и экстралингвистические средства регулиру­ют поток речи, позволяют экономить языковые средства общения, до­полняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания.

Организация пространства и времени коммуникативного про­цесса.Общение имеет пространственную организацию. Одним из пер­вых пространственную структуру общения стал изучать американский психолог Э Холл.Для обозначения пространственной организации общения он предложил использовать термин «проксемика» — бли­зость. К проксемическим характеристикам относятся: положение парт­неров в пространстве в момент общения, дистанция между ними. На проксемические характеристики общения влияют этнокультурные факторы. Так, Э. Холл описал нормы пространственного расположе­ния общающихся принятые в североамериканской культуре:

■ интимное расстояние (от 15 до 45 см) — расстояние общения близких людей. В данную зону разрешается проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контак­те (супруги, дети, родители, друзья), в этой зоне есть еще сверхин­тимная подзона (0—15 см);

■ персональное расстояние (45—120 см) — в пределах этой зоны осуществляется каждодневное общение между знакомыми и приятелями;

■ социальное (от 120 до 360 см) — используется при общении с малознакомыми людьми при официальном общении;

■ публичное расстояние (более 360 см) — характерно для обще­ния с аудиторией.

Люди с трудом терпят вторжения посторонних в интимную и пер­сональную зоны.- Хотя современная городская жизнь внесла ряд ис­ключений (в общественном транспорте, на стадионе, в кинотеатре).

Помимо вышеназванных знаковых систем, позволяющих переда­вать информацию невербальным путем, в литературе встречается опи­сание таких систем, как: тактильная — такесика, ольфакторная.

Тактильная знаковая системавключает: прикосновения, пожа­тие рук, объятия, поцелуи и другие прикосновения.

Ольфакторная: приятные и неприятные запахи окружающей сре­ды, естественные и искусственные запахи человека.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить следующее, не­вербальные средства общения полифункциональны и позволяют:

■ создавать образ партнера по общению;

■ передавать актуальные эмоциональные состояния партнеров по общению;

■ поддерживать оптимальный уровень психологической близос­ти между общающимися;

■ выражать отношения партнеров по общению друг другу,»

■ выступать в роли уточнения вербального сообщения, изменять его понимание, усиливать эмоциональную насыщенность ска­занного;

■ являться показателем статусно-ролевых отношений.

 

Эффективность общения во многом обусловлена коммуникатив­ными особенностями общающихся: культурой речи, умением задавать вопросы и отвечать на них,… Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или… Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть…

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен­тов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосред­ственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично дос­тижение результативной социальной активности.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных типов взаимодействия на два противоположных: коопе­рация и конкуренция.

Кооперация — стратегия поведения, предполагающая координа­цию единичных сил участников, способствующая достижению участ­никами взаимодействия своих целей, является необходимым элемен­том совместной деятельности.

При конкуренции партнеры по общению заинтересованы в дос­тижении собственного успеха.

Кроме вышеназванных, в литературе встречаются описания таких стратегий поведения, как:

компромисс — предполагающий промежуточное или времен­
ное достижение целей партнеров ради сохранения условного
равенства и отношений;

приспособление или уступчивость (иногда используется название «альтруизм»), выражающаяся в отказе от достижения собствен­ных целей ради достижения целей партнеров по общению;

уклонение или избегание, выражающееся в уходе от общения, в отказе от достижения своих целей для исключения выигрыша другого.

Существует ряд теорий, объясняющих особенности межличностно­го взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, транзактный анализ

Согласно теории обмена Дж. Хоманалюди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграж­дения и затраты. Поведение человека в настоящий момент определя­ется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Теория осно­вывается на следующих идеях:

■чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

■если вознаграждение зависит от каких-то условий, человек стре­мится воссоздать их;

■чем больше вознаграждение, тем большие усилия готов затра­тить человек ради его достижения;

■при приближении потребностей к насыщению понижается сте­пень усилий для их удовлетворения.

Дж. Мид,автор теории символического интеракционизма,рассматривал поступки человека как социальное поведение, основан­ное на обмене информацией. Согласно его точки зрения люди реа­гируют не только на поступки других людей, но и на предшествую­щие им намерения. Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Согласно мнению Э. Гофмана,автора теории управления впе­чатлениями,ситуации социального взаимодействия подобны драма­тическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и под­держивать благоприятные впечатления.

В психоаналитической теории 3.Фрейда взаимодействие рас­сматривается как процесс детерминированный представлениями, ус­военными в раннем детстве.

Достаточно распространенной теорией, объясняющей необходи­мость выбора той или иной позиции в общении, является теория транзактного анализа.

С точки зрения транзактного анализа,автор Эрик Берн,каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций-со­стояний, которые условно обозначаются как: Родитель, Взрослый, Дитя. По мнению Э. Берна, каждое из этих состояний предполагает опреде­ленные модели поведения, выполняет определенные функции и явля­ется жизненно необходимым. Для эффективного взаимодействия с окружающими все три состояния должны гармонично сочетаться меж­ду собой.

Эти позиции являются психологическим описанием определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть опреде­лена как позиция «Хочу». Позиция Родителя, как «Надо». Позиция Взрослого объединяет «Хочу» и «Надо». Взаимодействие успешно в том случае, когда транзакции носят «дополнительный» характер. То есть, если партнер обращается к другому как Взрослый, тот должен отвечать с такой же позиции.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается в контексте совместной деятельности.По мнению Г.М. Андреевой,смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности ее в некоторую общую деятельность.

В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятель­ности происходит сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений общающихся людей. Заключительным этапом взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаи­мопониманием.

«Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодей­ствия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно со­действуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недоста­точно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно ис­ключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением кото­рого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека че­ловеком».

Основными регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются: внушение и убеждение.

Внушение(суггестия) — способ психологического Воздействия, основанный на некритическом восприятии и принятии человеком ин­формации, которая не нуждается в доказательствах и содержит гото­вые выводы. Внушение предполагает воздействие на чувства человека, а через них и на разум человека.

При внушении сначала происходит восприятие информации, со­держащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются моти­вы и установки определенного поведения.

Эффективность внушающего воздействия зависит от способнос­тей субъекта (суггестора, то есть того, кто осуществляет внушение) к внушению, связанных с такими его качествами, как:

■ собственная убежденность в том, что внушается;

■ интеллект и находчивость;

■ кругозор;

■ компетентность;

■ отношение к объекту.

Помимо этого успешность внушения зависит от характера внуша­емой информации и места внушаемой информации в общем инфор­мационном потоке. Если внушаемая информация расположена в на­чале, то восприимчивость к внушению можно оценить в 50%, в сере­дине — в 30%, в конце — 70%.39

Внушение основано на использовании внушаемости (суггестивнос­ти) людей. Внушаемость — свойство психики, проявляющееся в ее по­датливости психологическому воздействию. Связано с рядом индивид­ных и личностных особенностей человека, на которого направлено внушение — суггерента. В частности с такими особенностями, как: Ш возраст (дети более внушаемы, чем взрослые);

■ пол (женщины более внушаемы, чем мужчины);

■ ряд ситуативных факторов (телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, скука, ощу­щение безвыходности, низкая критичность мышления, некомпе­тентность в обсуждаемом вопросе, малая степень их значимости для человека, дефицит времени для принятия решения);

■ такие личностные особенности, как привычка повиноваться, бе­зответственность, стеснительность, впечатлительность, мечтатель­ность, тревожность, склонность к подражанию, в определенной мере суеверность и религиозность (при условии, что информа­ция не противоречит религиозному мировоззрению);

■ жизненный опыт и широта кругозора (по мере накопления жизненного опыта, научных и профессиональных знаний, вос­приимчивость человека к внушению снижается, в месте с тем и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены внушению).

Противоположность суггестии является контрсуггестия — сопро­тивляемость внушению. Она зависит от ряда особенностей интеллек­туальной и эмоционально — волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется на намеренную и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность сомневаться практически во всем.

Намеренная сопротивляемость внушению действует на осознавае­мом уровне психики: объект воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет информацию со своими зна­ниями, взглядами, убеждениями.

Убеждение— это метод воздействия на сознание людей, обра­щенный к их собственному критическому восприятию. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и вы­водов.

Метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познаватель­ную сферу человеческой психики. Смысл убеждения состоит в том, чтобы с помощью логических аргументов достичь внутреннего согла­сия человека с определенными умозаключениями, а затем сформиро­вать и закрепить новые установки или изменить старые.

Убеждая, надо следовать ряду правил:

■ логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта
воздействия;

В убеждение должно быть основано на фактах известных объекту убеждения;

■ помимо фактов необходимо использовать примеры, без их ис­пользования трудно убедить тех, кому недостает широты кру­гозора и развитого абстрактного мышления;

■ информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

■ сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у объекта воздействия;

■ для успешного убеждения необходимо одинаковое понимание терминов, понятий и выражений, используемых партнерами по общению; Ш необходимо учитывать индивидуальные особенности убежда­емого. Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: ин­формирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью передачи фактов и выво­дов.

Разъяснение ориентировано на актуализацию усвоения и запоми­нания сообщаемых сведений.

Доказательство строится по логическим законам тождества, про­тиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Доказа­тельство тем эффективнее, чем более опирается на такие факты, кото­рые или правильны по своей сути, или воспринимаются как правиль­ные. С точки зрения логики, опровержение обладает той же природой, что и доказательство.

В ряде случаев использование убеждения может вызвать так на­зываемый «эффект бумеранга». Он проявляется в том, что убежде­ние приводит к прямо противоположным результатам. Это возможно в следующих случаях:

■ в случае обилия информации, доводов, доказательств создает­ся эмоциональный барьер, который препятствует принятию убеж­дающих доводов, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; М в случае сформированное™ у убеждаемого достаточно проч­ной установки, содержание которой противоречит новой ин­формации.

 

29.Малая группа

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично дос­тижение результативной… Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных типов… Кооперация — стратегия поведения, предполагающая координа­цию единичных сил участников, способствующая достижению…

История изучения малых групп

 

Все же общая тенденция была такова, что на протяжении веков в центре внимания философского анализа был отдельный человек. А группа людей представала лишь как арифметическая сумма индиви­дуальностей.

Исследования малых групп начались лишь во второй четверти XX века. Но очень быстрб приобрели широкий размах и составили основное содержание социально-психологических исследований в за­рубежной (прежде всего в американской и европейской) психологии.

Условно можно выделить ряд этапов исследования групп.

Первоначально в социальной психологии возникают концеп­ции, носящие описательный характер.К ним относятся: «психо­логия масс» — основоположники Г. Лебон и С. Селье; теория «ин­стинктов социального поведения» — автор У. Макдугалл. Основопо­ложники первых социально-психологических концепций пытались найти универсальные законы, которые можно было бы применить для объяс­нения социальных явлений.

Впрочем, в сфере внимания этих авторов были преимущественно большие группы. А собственно первые работы, посвященные изуче­нию малой группы и влиянию, которое она оказывает на личность, принадлежат Георгу Зиммелю(1858-1918) и Чарльзу Кули(1864— 1929).

Работы этих ученых ознаменовали наступление эксперимен­тального этапа в изучении групп.

Который ознаменовался интересом к вопросу о влиянии группы на действия человека, сравнением эффективности деятельности в оди­ночку и в присутствии других. При этом акцент делался именно на факте простого присутствия других. То есть изучалось не совместное действие, а действие рядом (коация).

Результаты исследования коактных групп показали, что в присутствии других людей возрастает ско­рость, но ухудшается качество действий человека.

Эффект повышения скорости или продуктивности деятельности человека в результате присутствия другого человека получил назва­ние социальной фасилитации (от англ. facilitate — облегчать).

А ухудшение деятельности, в результате присутствия других лю­дей получило название социальной ингибиции (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать).

Но в социальной психологии наиболь­шее распространение получили исследования социальной фасили­тации. Эти явления были описаны Ф. Олпортом и В. Меде.В Рос­сии исследованием влияния групп на деятельность человека зани­мались В.М. Бехтереви М. В. Ланге.

В настоящее время установлено, что на продуктивность деятель­ности может влиять не только реальное присутствие других людей, но и актуализация их образов в сознании.

На третьем этапе исследованийв центре внимания оказалось изучение групп, объединенных совместной деятельностью. Было уста­новлено, что при условии совместной деятельности в группе проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении. Особенно на ранних стадиях решения задач: группа совершает мень­ше ошибок, демонстрирует более высокую скорость решения задач. Однако при более детальном анализе было установлено, что резуль­таты зависят и от характера деятельности.

Сами исследования приобретают все более разветвленный харак­тер. Начинает изучаться не только влияние группы на человека, но и характеристики самих групп.

Большой интерес вызвали исследования того, в какой мере влияют на повышение производительности труда межличностные отношения. В ходе хотторнских экспериментов (Хотторн — город в США), прове­денных Э. Мейо,были сделаны выводы, которые послужили основой для последующих исследований роли психологических факторов в современном производстве.

Исследования Э. Мейо носили сугубо прикладной характер и проводились с целью повышения производительности труда сборщиц электротехнических реле. Эксперимент длился несколько лет с 1924-го по 1936 год, в течение его проведения вводились разнообразные нововведения, призванные повысить производительность. Результата удалось достигнуть, но когда по условиям эксперимента все нововве­дения были отменены, производительность труда хоть и снизилась, но осталась на более высоком уровне по сравнению с первоначальными результатами.

Было выявлено, что производительность труда каждого рабочего зависит от его самочувствия в группе и соответствует не столько его возможностям, сколько системе ценностных ориентации, норм, сло­жившихся в группе. Определяется не только оплатой и условиями труда, но и характером возникших неформальных отношений. Не­формальная структура способна как тормозить, так и, наоборот, обес­печивать производительность труда.

Было установлено, что характер неформальных отношений влия­ет на текучесть рабочей силы, а также на отношение рабочих к изме­нению производственных норм и расценок.

Существенным было влияние Э. Мейо и на методологию исследо­вания в социальных науках. Он даже провозгласил принцип эмпи­ризма основным принципом исследования. По его мнению, научный прогресс исчерпывается следующими стадиями: наблюдением, умени­ем, экспериментом и логикой.

Э. Мейо выделил два вида знания: «знание о чем-то», в основе которого лежит абстрактное мышление, и «знание через ознакомле­ние», приобретенное путем прямого опыта. Второй вид знания, по его мнению, намного более ценный. Так как приближает исследователя к решению практических задач.

Исследованию групп способствовала Вторая мировая война. Ис­следовались сплоченность и боеспособность групп, эффективность деятельности групп в зависимости от стиля руководства. Групповые процессы становятся предметом экспериментального изучения.

С точки зрения теоретических обоснований, основы социальной психологии первоначально закладывались в рамках гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе. На общее развитие социальной психологии групп оказали влияние теория поля К. Левина,концеп­ция Дж. Моренои др.

К. Левину принадлежит создание специального Центра при Массачусетском технологическом институте. Опираясь на идеи ортодок­сальной, гештапьтпсихологии, Левин создал теорию поля, которая была положена в основу изучения малых групп.

Основная проблематика исследований сводилась к выяснению: природы групп, условий их формирования, взаимосвязи с индивидами и с другими группами, условиями успешного функционирования. Боль­шое внимание было уделено проблемам образования таких характе­ристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуаль­ных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

Дж. Морено принадлежит создание социометрического направ­ления в изучении малых групп. Морено исходил из того, что в обще­стве можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру.

Под макроструктурой Морено понимал: «…своеобразное «про­странственное» размещение индивидов в различных формах их жиз­недеятельности». Под микроструктурой понималась структура «пси­хологических отношений индивида с окружающими его людьми».

Все напряжения и конфликты, согласно Дж. Морено, обусловлены несовпадением микро и макроструктуры. Система симпатий и антипа­тий не вмещается в рамки заданной человеку макроструктуры. Бли­жайшее окружение не всегда оказывается приемлемым для человека в психологическом смысле. Задача состоит, следовательно, в том, что­бы привести в соответствие макроструктуру и микроструктуру. Дости­жение этой цели предполагало использование социометрии.

В современной социальной психологии социометрическая мето­дика получила широкое распространение. Что касается теоретических воззрений Дж. Морено, то они представляют преимущественно исторический интерес. Основным недостатком социометрического на­правления является концентрация внимания на эмоциональных отно­шений в группе (симпатии-антипатии), деятельностный аспект функци­онирования групп полностью игнорируется.

Социометрия позволяет выявить социометрическую структурумалой группы, под которой понимается: совокупность связей между членами группы, обусловленных взаимными предпочтениями и отвер­жениями по результатам социометрической процедуры.

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются:

■ социометрический статус членов группы — положение, занима­емое членом группы в системе межличностных предпочтений и отклонений;

■ характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

■ наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями вза­имных предпочтений, а также характер отношений между ними;

■ относительное число взаимных предпочтений.

Отдельная область психологии групп — сугубо прикладная, суще­ствующая преимущественно в рамках психотерапии. Истоки этого направления можно проследить, начиная с опытов Франца Мес­мера.

Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения групп, был американский врач Дж. Пратт.В 1905 году он впервые организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Пратт пришел к выводу, что группа способна оказывать терапевтический эффект на ее участников. Этот эффект заключался в возникающих в группе взаимном понимании и солидарности, помога­ющих преодолевать пессимизм и ощущения изоляции.

В дальнейшем практически все психотерапевтические направле­ния XX века в той или иной мере использовали групповые формы работы. Особо надо сказать о гуманистическом направлении,в частности о взглядах Карла Роджерса.

 

В целом для современной зарубежной социальной психологии характерно огромное количество накопленного эмпирического ма­териала, посвященного изучению групп. Библиография только по прикладным аспектам социальной психологии достигла к кону 70-х годов в США свыше 10000 наименований.

В советской психологииизучение социально-психологических характеристик групп начинается в 60-е годы XX века. Начинают изу­чаться группы на производстве, школьные и научные группы. Одним из центральных понятий отечественной социальной психологии стано­вится понятие «коллектив».

Данное определение в отечественной социальной психологии имело определенное идеологическое содержание. Что обусловлено наличием в качестве общеметодологического подхода философии исторического и диалектического материализма К. Марксавообще и его понимания коллектива в частности.

«Для К. Маркса подлинная коллективность невозможна в услови­ях существования антагонистических классов, коллективный труд, как труд свободный основан на общественной собственности. Следова­тельно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, мо­жет быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответ­ственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе».

Такое понимание коллектива привело к подчеркиванию совер­шенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в нашей стране. Понятие «коллектив» становится синонимом понятию «группа», в результате чего размывается его научное содержание. Отражающее высокий уровень развития группы, цели которой подчи­нены целям данного общества.

Такое понимание коллектива как высшего уровня развития груп­пы сохранилось и по сей день. А тот факт, что это особое качество группы обозначено термином «коллектив», следует рассматривать как дань традиции.

Вероятно, не будет преувеличением назвать изучение коллектива визитной карточкой отечественной социальной психологии групп. В отличие от отечественных социальных психологов американские ис­следователи не выделяют развитие группы в качестве научной про­блемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин используется, то не в том смысле, в котором его исполь­зуют отечественные авторы. Под коллективом в западной социальной психологии понимается соединение людей, действующих в одном на­правлении.

К началу 70-х годов начинаются исследования групповой со­вместимости и сплоченности, проблемы поведения личности в ус­ловиях группового давления (В.В. Шпалинский, А.В. Петров­ский, В.А. Бакеев).Проблема социальной перцепции разрабатыва­ется А.А. Бодалевым.

Все же общая тенденция была такова, что на протяжении веков в центре внимания философского анализа был отдельный человек. А группа людей представала… Исследования малых групп начались лишь во второй четверти XX века. Но очень… Условно можно выделить ряд этапов исследования групп.

Определение малой группы и ее границы

В словаре по психологии малая группа определяется как: относи­тельно небольшое число непосредственно контактирующих индиви­дов, объединенных общими целями или задачами.

Ясное на первый взгляд определение на самом деле может выз­вать ряд вопросов. В частности, какое «небольшое число» людей можно считать достаточным для того, чтобы констатировать наличие группы, какой критерий принять для определения верхней границы группы?

Дискуссия о нижней и верхней границах группы, продолжается довольно давно. По этому вопросу существует две основные точки зрения.

Согласно одной из них, малая группа начинаетсяс двухчело­век (диада).

И в принципе, группа из двух человек действительно представляет специфическое человеческое образование. Межличнос­тные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. С другой стороны, диаде свойственна и большая хрупкость — большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, ди­ада распадается.

Согласно второй точки зрения, говорить о наличии малой группы можно, начиная с трех человек (триада).

Основной довод, который приводится в пользу этого, сводится к тому, что в группе из двух человек можно фиксировать лишь эмоцио­нальные отношения, в ней невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В случае наличия конфликта по поводу деятельности он приобретает характер меж­личностного конфликта. Третий человек, будучи сам не включен в конфликт, представляет не межличностное, а деятельностное начало.

Нет единого мнения и по поводу верхней границы малой группы. В литературе по этому вопросу приводятся самые разные цифры: 10, 15, 20 человек.

По мнению Г.М. Андреевой, критерием верхней границы малой группы является «реально существующий, данный размер исследуе­мой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности».

вопрос о численности малой группы остается дискуссионным. Тем не менее практически во всех определениях фиксируются следующие черты, свойственные малой группе:

■ наличие двух (трех) и более людей;

■ наличие общей цели и совместной деятельности, таким обра­зом, под определение малых групп не попадает совокупность нескольких индивидов, наблюдающих за последствием какого-либо происшествия;

Ш осуществление определенных контактов и общения между людьми;

■ формирование групповых норм и ценностей;

■ наличие достаточного времени взаимного существования лю­дей;

■ наличие системы власти

Ясное на первый взгляд определение на самом деле может выз­вать ряд вопросов. В частности, какое «небольшое число» людей можно считать достаточным… Дискуссия о нижней и верхней границах группы, продолжается довольно давно. По… Согласно одной из них, малая группа начинаетсяс двухчело­век (диада).

И в принципе, группа из двух человек…

Функции группы

К основным функциям группы относятся:

функция социализации— заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в опреде­ленную социальную среду. Близкой по своему содержанию к функ­ции социализации является нормативная функция, проявляющаяся в том, что группа выступает в качестве источника норм поведения, соци­альных установок и ценностных ориентации человека;

инструментальная— состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности возмож­но выполнять лишь совместно с другими людьми, в группах. Напри­мер, отряд спасателей, конвейерная бригада. Такие группы называют­ся также группами, ориентированными на задачу;

экспрессивная функциягруппы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии;

поддерживающая функциягруппы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Яркий при­мер поддерживающей функции группы приводит А.Л. Свенцицкий. «Практика военной деятельности также подтверждает важную роль психологической поддержки людей со стороны членов своей группы. Вот случай, который вспоминает в своих мемуарах известный советс­кий военачальник маршал К.К. Рокоссовский. Однажды он в самом начале Великой Отечественной войны решил лично проверить систе­му обороны переднего края на одном из участков фронта. Армейс­кие уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе, т. е. каждый боец должен был нахо­диться в одиночном окопе. Рокоссовский, подойдя к одной из таких ячеек, приказал солдату оставить ее и забрался туда сам. Что же понял командующий, посидев в солдатском окопе? «Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо, — писал Рокоссовский. — Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои това­рищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один». Итогом этих чувств был доклад командованию о том, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи, чтобы «в ми­нуту опасности солдат мог видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира» ;

■ сравнительная функция группы заключается в том, что группа может выступать в качестве эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других.

■ функция социализации— заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в опреде­ленную социальную… ■ инструментальная— состоит в осуществлении той или иной совместной… ■ экспрессивная функциягруппы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Классификация малых групп

Малые группы делятся на формальные и неформальные, слабо­развитые и высокоразвитые, референтные группы и группы членства, естественные и лабораторные.

Формальные группы(официальные) — имеют юридически фик­сированный статус, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов, назначенное или выбранное руководство.

Неформальные группы(неофициальные) — не имеют юридичес­кого статуса, образуются на добровольной основе (наличие общих интересов, дружбы, симпатии, прагматической пользы).

Неформальные группы могут складываться как изолированно, так и внутри формальных групп.

Слаборазвитые группы— это группы, находящиеся на началь­ном этапе своего развития.

Высокоразвитые группы— группы давно существующие, отли­чающиеся наличием общих интересов и разделяемых всеми участни­ками целей. Для высокоразвитых групп характерны высокий уровень сплоченности, развитая система межличностных отношений.

По мнению А.В. Петровского, автора психологической теории кол­лектива, в ходе выполнения совместной деятельности группа способ­на достигать особого уровня своего развития — коллектива.

С точки зрения психологической теории коллектива, группа в сво­ем развитии проходит ряд уровней или страт. Каждому из этих уров­ней свойственны различные психологические характеристики.

 

Референтные(эталонные) группы — группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпа­тиях и антипатиях. Группа, выполняющая роль эталона для человека. Референтная группа может быть как реальной, так и условной, то есть быть представленной в сознании человека (герои книг, писатели-путе­шественники и т. д.).

Референтные группы выполняют в основном две функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может

быть противостоящей группе членства либо как группа, возникающая внутри группы членства.

Группы членства— это группы, в которых человек реально нахо­дится. В принципе возможен вариант, когда группы членства и рефе­рентные группы совпадают.

Естественные группы— группы, в которых люди постоянно на­ходятся в повседневной жизни и деятельности.

Лабораторные группысоздаются с целью исследования опре­деленных групповых процессов. Являются искусственными, так как их состав соответствует целям исследования.

Реальные группы— группы, существующие в общем для них про­странстве и времени, объединенные реальными отношениями (школь­ный класс, семья и т. д.).

Условная группа— это совокупность людей, объединенная по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню обра­зования, характеру деятельности и т. д.).

Строго говоря, такая общ­ность не является группой в социально-психологическом смысле, уме­стнее назвать ее социальной категорией