Психология конфликтов 2

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

на тему:

Психология конфликта

(по курсу «Психология»)

Студента 1 курса гр. МА-101 ЗО

Факультета экономики и

управления

ИМАМЕТДИНОВОЙ М.Р.

Преподаватель

ПОЛЯНСКИЙ А.И.

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………. 3

1. Развитие психологии конфликта за рубежом и в России……… 4

2. Определение понятия конфликта и его структуры……………. 9

3. Типология конфликтов………………………………………….. 12

4. Причины конфликта………………………………………………. 15

5. Функции конфликта……………………………………………… 19

6. Этапы и фазы конфликта………………………………..………. 20

7. Завершение конфликта…………………………………..……… 24

Заключение …………………………………………………………….. 27

Список литературы …………………………………………………… 28

Введение

Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема и вместе с тем мало исследованная. Актуальность темы определяется общим состоянием как транзитивных обществ постсоветского пространства, так и международных отношений. Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.

В своей работе я хочу рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных психологов на конфликты, их природу и социальную роль, разобраться в сущности конфликта, его структуре, а также рассмотреть основные его этапы.

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демократизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно, сопровождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.

22 стр., 10963 слов

Сущность конфликта и его социальная роль

... вопросы: 1. Понятие конфликта; 2. Социальная роль конфликта; 3. Институты разрешения конфликтов; 4. Конфликтология как наука; 5. Формула, структура и модель конфликта; 6. Теории конфликтов. Конфликт – это острое ... неприятных минут, поэтому реакция на них однозначно отрицательная. В повседневной жизни конфликты воспринимаются людьми как негативное явление. Они ассоциируются со спорами, угрозами, ...

Необходимо научное обобщение проблемы конфликта, так как в современных условиях в психологической науке, в российском обществе четко сформировалась потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.

1. Развитие конфликтологии за рубежом и в России

Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых. Исследования в этой области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны структурно–функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины социологии конфликта.

В некоторых исследованиях духовным отцом теории конфликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX века: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — А. Смолла и У.Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.

Австрийский ученый Людвиг Гумгоювич (1838—1910) поддерживает гипотезу о происхождении человека от множества независимых друг от друга приматов. Родство и различие по крови находят, по его мнению, соответствующее выражение в психике — чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные – межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам.

Австрийский фельдмаршал Густав Ратценгофер (1842—1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпловича он на первый план ставил не расовые противоречия, а различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей. Г. Ратценгофер делает попытку доказать абсолютную непримиримость и враждебность человека человеку, что является спецификой самой общественной жизни.

Американский исследователь Уильям Самнер (1840—1910) привычки и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами.

Американский социолог А. Смолл (1854—1926) рассматривает конфликт как основной и универсальный общественный процесс. Он стремился доказать, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в социальное согласие. А социальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации».

15 стр., 7337 слов

Клинико-психологические проблемы людей пожилого возраста

... отмечен в 50 - 55 лет. Главная психологическая проблема пожилых людей - поиск смысла прожитых лет. В период 60 ... помощи от других людей. Избегают высказывать свое мнение, с трудом делятся сомнениями проблемами с другими людьми. Иногда занимают оборонительную позицию ... расцвете личности, важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. С началом периода зрелости развитие как ...

Все эти исследователи привлекли своими работами внимание к проблеме конфликта, описали некоторые его формы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтнические конфликты, сведя к ним все остальные.

Термин «социальный конфликт» ввел в оборот немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918).

Г. Зиммель утверждал, что можно открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такими формами были, по его мнению, конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения.

С середины 20–х годов XX века интерес к конфликту, к теоретическому анализу его проблем заметно снизился. Начинается увлечение, особенно в Америке, эмпирическими исследованиями. Обозначается тенденция зарубежной социологии к психологизации социальных проблем. Анализ конфликта заменяется исследованием разного рода частных конкретных случаев напряженности.

В 40–е годы вновь пробуждается интерес к теоретическим исследованиям (структурно–функциональный этап).

А в 50–е годы начинается новый этап развития теории конфликтов, который отмечен работами Л. Козера и Р. Дарендорфа, которые являются современными классиками конфликтологии. Эти ученые предложили «конфликтную модель» общества, развили понятие конфликта, сформулировали более 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу рассмотрения теории конфликта организационные взаимодействия (взаимоотношения внутри организаций).

Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта.

В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологической ассоциации при ЮНЕСКО, обсуждавшее проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в одном из университетов Англии был проведен симпозиум на тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при Мичиганском университете учредили Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начали выпуск ежеквартального журнала «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций».

В 1970 г. в США при разведывательных организациях был создан ряд исследовательских центров по разработке проблем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был открыт Институт изучения конфликтов.

В 70—80–е годы в США получило распространение движение под названием «альтернативное решение споров» (вместо судов).

Стали создаваться небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В этих центрах менеджеры по конфликтам не дают своей оценки событиям, не высказывают открыто рекомендаций, но способствуют анализу ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек зрения, поиску возможных решений и преодолению последствий конфликтов.

Практика работы этих центров свидетельствует, что правильно понятая информация, четко проведенный анализ возникшей ситуации в значительной степени облегчают поиск взаимоприемлемых решений.

9 стр., 4238 слов

Универсальная схема описания конфликтов и этапы его анализа.

... концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом. Основные положения конфликтологии классического марксизма сводятся к следующему: 1. Социальные отношения ... туационный, междисциплинарный и системно-описательный анализ конфликта. *** Универсальная схема описания конфликтов и этапы его анализа. Описание конфликта предполагает применение системно-опи­сательного ...

Деятельность зарубежных фирм показывает, что современным руководителям организаций и управляющим персоналом, психологам необходимы знания и навыки управления конфликтными ситуациями, их прогнозирования, решения конфликтов.

В нашей стране теории конфликтов были мало известны, так как зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы одной из составляющих конфликтной модели общества, частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали научно–материалистическое содержание марксизма. В большинстве теорий противоречия и конфликты считались следствием борьбы за существование.

В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:

I этап — до 1924 года. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

II этап — 1924—1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но междисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот этап включает четыре фазы. I фаза – 1924—1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии. II фаза — 1935—1948 гг. – характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с войной и обстановкой в стране в целом. III фаза – 1949—1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследование конфликта как самостоятельного явления начинается в философии, педагогике, исторических и политических науках. IV фаза — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них 3 – по искусствоведению и по одной в математике и педагогике.

III этап — 1990 — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 в год), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

· Основные научные результаты совместных исследований отечественных конфликтологов (отраженных в появившихся публикациях):

· утверждение необходимости смены парадигмы «бесконфликтности» конфликтологической парадигмой, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях и их позитивно функциональной роли в совершенствовании и гармонизации этих взаимодействий;

· раскрытие роли конфликтологии в анализе социальной диалектики как теории разрешения противоречий общества;

· обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозирования и регулирования социальных конфликтов;

· прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертывания.

В концептуальном аспекте:

· применительно к социально–политическим конфликтам — анализ динамики и возможностей контроля политических конфликтов, причина которых в России в связи с противоборством тенденций демократизации и авторитаризма, формированием гражданского общества, становлением многопартийности, трансформацией законодательства и права, с возникновением и нарастанием проявлений терроризма, и т. п.;

4 стр., 1753 слов

Разрешение конфликтов и противоречий в деловом общении

... тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. В своей работе я попыталась рассмотреть принципы, приемы и техники оптимального конструктивного разрешения конфликтов в деловом общении и пришла к выводу, что, точно ... конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Что же такое конфликт? Конфликт – столкновение ...

· по отношению к социально–экономическим факторам — раскрытие конфликтогенного потенциала экономической реформы, обусловленного трансформацией форм собственности и сферы занятости, становлением предпринимательства, формированием его взаимоотношений с властями, между собой, с населением, изменениями в положении, статусе, благосостоянии различных профессиональных и демографических групп населения, и т. п.;

· применительно к межэтническим конфликтам — рассмотрение проблемы этноконфликтологии исходя из сопоставления принципов регулирования межнациональных коллизий в советском и постсоветском пространстве, освоение мирового опыта предотвращения, трансформации и снятия этнических напряжений, противостояний и идеологий разных типов.

В технологическом аспекте:

1) критический анализ исторической практики насильственного и ненасильственного разрешения социальных конфликтов, подходов к их моделированию, институционализации и урегулированию в современной зарубежной конфликтологии;

2) выявление условий и способов предупреждения и разрешения конфликтных противоборств;

3) обоснование необходимости и путей формирования экспертно–консультационных служб, способных осуществлять конфликтологический мониторинг и менеджмент, а также обучение подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы и соответствующей ей жизненной позиции; анализ практики формирования и осуществления образовательных программ и тренингов в области конфликтологии на основе учета международного и отечественного опыта подготовки конфликтологов.

2. Определение понятия конфликта и его структуры

Понятие конфликта очень широко употребляется в разнообразной философской и психологической литературе и трактуется достаточно широко. Существует множество определений термина конфликт. Мак и Снайдер еще в 60–е годы указывали, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно «растягивать» в зависимости от наших желаний, — «конфликт в самом широком смысле включает все, начиная с войны и кончая выбором между молочным и сливочным мороженым, — разница между «конфликтом» и «неконфликтом» является в лучшем случае неопределенной, и в худшем — ее нет вовсе».

Само слово «conflictus» в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос — что именно сталкивается, — решается совершенно по–разному у разных авторов и зависит, прежде всего, от общей методологической ориентации исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух и более мотивов побуждений. Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной. В самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной ситуации.

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

... другие его не понимают 6. Говорит о конфликте на стороне оппонента 7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально 8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций 9. ... профессиональной и социальной деятельности (ОК-I); - способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем,основных философских категорий, логически выражает свои мысли ( ...

С позиций диалектического материализма конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, выделить противоречия, приводящие к конфликтам. Очевидно, что противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Так, например, известный польский социолог Я. Щепаньский пишет: «Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации». Согласно А. А. Ершову, «межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». Говорят также о противоречии интересов, точек зрения ожиданий и действий при конфликте. В качестве источника конфликта выступают самые различные виды противоречий.

Усилиями Р. Дарендорфа, Л. Козера, Т. Боттомора и других зарубежных социологов был сформулирован так называемый конфликтный подход к социальным изменениям, утверждающий в качестве движущей силы социального изменения «социальный конфликт». Социально–психологический конфликт, как один из видов конфликта, сохраняет его родовой признак – резкое обострение противоречия. Специфика данного противоречия в том, что оно возникает, протекает и разрешается в сфере непосредственного общения людей. Именно это позволяет отличить социально–психологический конфликт от социального и психологического. Особенности же проявления самого социально–психологического конфликта в той или иной ситуации позволяют выделить его частные разновидности. Таким образом, социально– психологический конфликт — это резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта: эта ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой–либо цели. Так, В. И. Брудный и В. А. Семов, изучая конфликты в производственных коллективах, определили их как «столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений». А. А. Ершов расширяет и углубляет это определение и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». «Сам по себе конфликт всегда осознан», — считает А. А. Ершов, — «но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны». К. А. Абульханова–Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. «С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений». С таким подходом можно согласиться, так как социально–психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон. Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликт должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.

Несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом — личность, то социально–психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми, группами.

3. Типология конфликтов

В науке нет пока единого мнения по поводу понятия «конфликт» и систематизации конфликтов. Но проблема часто обсуждается, так как имеет, в основном, прикладное значение. Особенно эта проблема актуальна для практики управления конфликтами.

Основываясь на принятые с теоретических позиций классификации, выделяются следующие наиболее обобщенные типы конфликтов:

1. В зависимости от сферы возникновения:

· экономические;

· правовые;

· этнические;

· трудовые;

· социально-психологические;

· нравственные;

· семейные.

2. По отношению к иерархической структуре:

· горизонтальные;

· вертикальные;

· диагональные.

3. По отношению к субъекту:

· внутриличностные;

· межличностные;

· между личностью и группой;

· межгрупповые.

4. В зависимости от количества конфликтующих сторон:

· монополярные, когда конфликтуют с самим собой. Внутриличностный конфликт является одним из типов монополярных конфликтов;

· биполярные, когда две стороны конфликтуют между собой;

· многополярные, когда рассматривается конфликт между тремя и более сторонами по разной линии противостояния.

5. В зависимости от причин возникновения:

· объективные;

· субъективные.

6.В зависимости от отношений субъектов друг к другу:

· антагонистические, когда стороны занимают непримиримую в отношении друг к другу позицию;

· компромиссные, когда стороны склонны к достижению согласия.

7. По последствиям:

· конструктивные, приводящие к укреплению системы;

· деструктивные, нарушающие стабильности развития системы;

· нейтральные, не затрагивающие, в целом стабильности системы.

8. По отношению к объекту конфликта:

· эмоциональные, когда объект отсутствует и конфликт возникает и развивается по причине неприязни, зависти и прочих отрицательных эмоциональных состояний конфликтующих в отношении друг к другу;

· деловые, когда конфликт строго зависит от объекта и на него ориентированы конфликтующие стороны.

9. По степени управляемости:

· организованные, когда возникновение конфликта предусмотрено заранее и есть возможности направить его в определенное русло;

· стихийные, конфликты не поддающиеся управлению и развивающиеся хаотично.

10. По степени осознанности сторонами ситуации как конфликтной:

· сознательные;

· бессознательные.

Последние формируются на уровне:

а) агрессии;

б) влечений (например, ревность).

Часто бессознательный конфликт сознательно прикрывается субъектами (оправдывают, сглаживают, опровергают и пр.), сами не подозревая наличия конфликта.

11. Уход от конфликта также может быть:

· сознательный;

· бессознательный: а) из-за страха; б) из-за привязанности, любви.

Проблема типологии разнородных явлений чрезвычайно сложна. Типология конфликтов затруднена вследствие ряда обстоятельств. Во–первых, конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты. Во–вторых, любой конфликт имеет множество сторон, свойств, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. Многогранность конфликта затрудняет выделение и обоснования признаков, по которым можно было бы бесспорно отличить один тип конфликта от другого. В–третьих, в обществознании существует объективная проблема перехода от явления к сущности. Скрытость подлинных источников и причин конфликта, мотивов его участников является первой преградой, препятствующей адекватно идентифицировать тип конфликта в соответствии с избранными основаниями. В–четвертых, при анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже просто элементарная предвзятость в оценке противоборства, обусловленная узколичностными интересами исследователя. Искажение реальной ситуации мешает выделить объективные признаки конфликтов для их классификации.

Эти объективные трудности типологии привели исследователей к очень важному выводу: следует отказаться от поиска единой типологии социальных явлений и смириться с существованием множества типологий, созданных на основе различных критериев. При этом центральной проблемой типологии социальных явлений становятся поиск и обоснование критериев, оснований, признаков для выделения типов.

4. Причины конфликта

Ядро конфликта — это объект, вызвавший данную конфликтную ситуацию. Главная характеристика объекта конфликта — это его неделимость. На основе объекта конфликта формируются, а затем развиваются обстоятельства или силы, которые позволяют, по меньшей мере, одной из сторон осознать, что ее интересы задевают интересы другой стороны. В этом случае речь идет о причине конфликта. Таким образом, причина конфликта — это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:

а) в зависимости от желания и воли субъектов — участников конфликта; такие причины называются субъективными;

б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.

Конфликтная ситуация может быть вызвана несколькими причинами. В открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами — это открытые причины. Однако существуют более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон. Такие причины принято называть латентными.

К конфликту могут привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие — основные причины, — а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, — второстепенные причины.

Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, — это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинам.

В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию. Эти причины называются истинными. Тем не менее, в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на те обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта. Цель применения таких приемов — отвлекающие или заблуждающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными. Благодаря им конфликт превращается в процедуру «ловли рыбы в мутной воде», известную всем нам из старой поговорки.

Причины конфликта следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях. На каждом из этих уровней формируются свои специфические причины конфликта. Тем не менее, можно выделить ряд причин, формирующих конфликтогены на разных уровнях и при этом имеют различные масштабы охвата объекта. Например, безнравственность на микроуровне вызывает гнев, раздражение и осуждение со стороны оппонента; то же на макроуровне приводит общество к состоянию, называемому аномией (социальной дезориентации общества).

Таким образом, исследование причин конфликта на различных уровнях позволяет установить сложность противоречий, их охват, а в дальнейшем -применить наиболее подходящие алгоритмы по их устранению.

Независимо от того, на каком уровне возникает конфликт, выделяют в наиболее обобщенном виде следующие причины конфликтов:

1. Нехватка ресурсов — к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.

2. Организационные причины — несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.

3. Ценностные причины — различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости.

4. Поведенческие причины — задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, «несправедливое» поведение.

Особо следует выделить факторы социально-психологического уровня, исследуемые с двух позиций:

1) эти факторы способствуют неудовлетворенности в деловом общении и тем самым формируют конфликтогены;

2) наличие самого конфликта может привести к устранению экономических, психологических и социальных причин, что обеспечивает нормальные условия для деловой активности.

В первом случае деловые отношения ослабевают из-за социально-психологических барьеров. Барьерами называются факторы, нарушающие эффективный деловой контакт между субъектами общения.

Основными социально-психологическими барьерами делового контакта являются:

· стрессовое состояние партнеров;

· агрессия со стороны партнера или посторонних субъектов;

· неадекватное восприятие партнера;

· настроение;

· слабая мотивация;

· различие в статусно-ролевых позициях;

· сложившийся стереотип не в пользу партнера;

· манера убеждения и аргументации;

· установки на победу;

· излишняя конформность;

· диссонанс, вызванный большим количеством вариантов решения;

· •неприязнь относительно к ситуации (проблеме) и партнеру;

· •различия в интересах, ценностях и др.

Данный перечень охватывает далеко не все факторы, а, самое главное, отсутствует теоретические и эмпирические исследования по установлению связей между барьерами общения и конфликтами.

И, наконец, необходимо провести психологические, организационные и социотехнические мероприятия по устранению указанных барьеров с целью профилактики конфликтной ситуации и обеспечению эффективного делового взаимодействия.

5. Социальные причины — социальные различия, баланс сил, ценность отношений, сущность отношений (зависимость), основа отношений (добровольность), история отношений, что ожидается от взаимоотношений, вклад в отношения.

6. Неудовлетворенные потребности — признание заслуг.

При рассмотрении конфликтов следует различать причину и повод. Поводом могут послужить случайные или умышленные обстоятельства, поведение отдельных лиц, способствовавшие формированию у субъекта чувства антагонизма в отношении к конфликтующим сторонам. То, что является для одной стороны или для всех сторон причиной, на самом деле может быть поводом конфликта. В определенных случаях конфликтующая сторона не заинтересована в разрешении подлинных причин конфликта, поэтому чаще всего осознанно конфликт держится на поводе, или производится подмена причины поводом, скрывая саму причину. Повод — определенное событие, или действие противоборствующей стороны, дающие основание конкретному лицу/группе считать себя из-за этого ущемленным, формируя в нем чувства антагонизма и активизируя его. Инцидент — это сама активность.

В отличие от причины конфликта повод лишь поверхностно затрагивает проблему, чаще всего, какую-то отдельную ее часть. По этой причине в конфликте зачастую происходит подмена причины конфликта поводом, что позволяет субъекту скрыть причины от нежелательных обстоятельств и субъектов.

Повод — это, скорее всего, способ или возможность демонстрации субъектом актуальности своих позиций с целью их собственного, а затем и общественного оправдания и одобрения. В этом случае повод является попыткой реализации причин конфликтной ситуации.

Следует также учесть, что причины конфликта не всегда адекватно оцениваются сторонами конфликта. Если конкретное событие, ущемление интересов одной стороны или активный шаг одной стороны против интересов другой (инцидент) не приводит к открытому столкновению (латентный конфликт), то скорее всего это потому, что последние не были готовы к этому и теперь, активизируясь, они будут искать еще повод для конфликта.

5. Функции конфликта

Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, раскрывает потенциал, стимулируя инновационную активность личности, групп и, в конечном счете, сбалансирует силы, распределение ресурсов и системы, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. К негативным функциям конфликта относятся ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, проявление элементов подавления слабых сильными, и как последствие всего этого, нарушение баланса сил и распределения ресурсов.

В классической теории конфликтологии этому посвящены работы Л. Козера, где он систематизировал взгляды Г. Зиммеля на функции конфликта. Л. Козер в книге «Функции социального конфликта» (1956) описал тринадцать таких функций. На исследования функций конфликтов обратил внимание Р. Дарендорф (Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе.- Нью-Йорк, 1959).

Задача конфликтологии заключается в том, чтобы ограничить негативные и усилить позитивные функции конфликта.

На основе работ классиков в современной конфликтологии выделяются следующие позитивные и негативные функции конфликта:

Позитивные функции Негативные функции
  • Не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменениям, открывает дорогу к инновациям.
  • Играет информационную роль, позволяющую получить информации об оппоненте.
  • Способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников.
  • Стимулирует активность.
  • Развивает чувство ответственности, осознание ими своей значимости.
  • Выявляют достоинства и недостатки людей.
  • Снимает напряженность.
  • Выполняет диагностическую функцию.
  • Ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины.
  • Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами.
  • Материальные и эмоциональные затраты.
  • Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем.
  • Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг.

6. Этапы и фазы конфликта

Динамика конфликта включает в себя понятия этапов конфликта и его фаз. Динамические характеристики — это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения.

1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту);

2) инцидент;

3) эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие;

4) сбалансированное противодействие;

5) завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта;

6) послеконфликтная стадия.

Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом:

· начальная фаза;

· фаза подъема (1);

· пик конфликта (2);

· фаза спада (3).

Фазы могут повторяться циклически: 1 — 2 — 3, 1 — 2 — 3, 1 — 2 —

Начальная фаза — 1-й цикл — 2 й цикл — 3-й цикл.

Возможность разрешения конфликта:

· начальная фаза — 92%;

· фаза подъема — 46%;

· пик конфликта — 5%;

· фаза спада — 20%.

Конфликтная ситуация — это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

По Козыреву Г.И. конфликтная ситуация характеризуется неудовлетворенностью, при которой происходит трансформация субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия и социальной (или психической) напряженностью.

Социальная напряженность по Дмитриеву А.В. — эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Социальная напряженность имеет свои предпосылки: устойчивая и длительное время неразрешимая ситуация рассогласования между потребностями, интересами и ожиданиями людей и мерой их фактического удовлетворения, которая приводит к:

· накоплению недовольства;

· росту агрессивности;

· нарастанию психологической усталости;

· раздражительности.

Линейный ряд сигналов конфликта (Ф. Корнелиус, Ш. Фейр)

Дискомфорт Еще ничего не сказано, проблема не ясна, но появляется ощущение, что что-то идет не так, как нужно
Инцидент Появляется первое столкновение, но оно не воспринимается как типическое. Поэтому на него еще не вырабатывается реакция.
Непонимание Участники начинают формировать негативный имидж друг друга Идеологическое оформление конфликта.
Напряжение К негативному имиджу добавляются негативные отношения, которые становятся постоянными.
Кризис Нормальное функционирование уже невозможно, поскольку обе стороны уже находятся в ожидании радикальных шагов.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Инцидент конфликтный — это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.

Инцидент информационный — событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. По С.М. Емельянову — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он бывает спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности, как пишет М.С. Мириманова.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай — острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.

Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены — это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.

Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:

· поведенческие конфликтогены — проявление превосходства, эгоизма и агрессии;

· ролевые конфликтогены — пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);

· личностные конфликтогены — общение с трудными людьми.

Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

· состояние стресса;

· высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;

· неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;

· доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;

· негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);

· рост эмоционального напряжения;

· переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;

· переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;

· рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;

· потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;

· расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников;

· переход от мягких тактик противостояния к жестким.

7. Завершение конфликта

Конфликты весьма разнообразны, как по форме, так и по содержанию, они неоднозначны и изменчивы, поэтому говорить об одной для всех конфликтов форме завершения или о каких-то универсальных способах их разрешения не приходится.

Прежде всего, необходимо различать завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта: разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия .

Разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (осуществление действий, направленных на завершение столкновения).

В зависимости от вида конфликта его решением могут заниматься разные службы: руководство организации, администрация предприятия, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком и другие общественные организации, отдельные лица, милиция, суд, арбитраж , органы власти, стороны, участвующие в конфликте (тогда речь идет о саморегулировании).

Регулирование конфликта — более общее понятие:

· регулирование конфликта осуществляется с момента его обнаружения или возникновения и продолжается вплоть до его окончательного преодоления, разрешение конфликта — это регулирование на последней стадии;

· разрешение конфликта изначально ориентировано на окончательное преодоление конфликта, ликвидацию его источников и причин напряженности, уничтожение одной или обеих сторон, достижение согласия и т.д., регулирование же предполагает достижение компромисса, согласия при соответствующем балансе интересов (возможны ситуации, когда полное разрешение конфликта невозможно или нежелательно), поэтому такой подход более современен;

· целью регулирования конфликта может быть не только его прекращение, но и контроль за его протеканием в заданных пределах, без прямых и открытых столкновений (иногда конфликт желателен для стимулирования развития организации или просто нет возможности его прекратить, но можно перевести его в другое русло, заставить участников придерживаться определенных правил);

· разрешение конфликта касается завершающей стадии после столкновения сторон, регулирование же предполагает разрешение противоречия, устранение причины, предупреждение конфликта.

А.С. Кармин определяет понятия цены конфликта и цены выхода из конфликта.

Цена конфликта складывается из суммы трех величин:

· затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

· ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;

· потерь, связанных с ухудшением общей ситуации.

Цена выхода из конфликта , в свою очередь, — это разность между утратами, с которыми сопряжен выход из конфликта (статуса , перспектив, каких-то приобретений, затрат на реорганизацию, нахождение новых возможностей и т.д.) и приобретениями, которые дают выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и т.д.).

Если приобретение больше, чем утрата, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Но чаще выгоды представляются туманными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо заметны. Для такого случая работает схема сравнения цены конфликта и цены выхода из него: если цена выхода превышает цену участия, имеет смысл продолжить противостояние, в обратной ситуации разумнее прекратить конфликт, остановив бессмысленное увязание в нем.

Существуют еще и дополнительные обстоятельства, усложняющие эту задачу:

· шансы на победу и преимущества, которые она сулит;

· зависимость цены конфликта от условий, на которых осуществляется выход.

В любом случае такой рациональный подход дает возможность посмотреть на возможность выхода из борьбы как на вариант такой же реальный, как и продолжение противостояния.

Так, еще Л. Козер писал: «Некоторые социальные процессы являются конечными; это значит, что они определяются своим преходящим характером, а способы их завершения институционально предписаны. Другие социальные процессы, такие, как дружба, любовь, не имеют четкой точки завершения. Следуя закону социальной инерции, они продолжают действовать до тех пор, пока их участники не предложат ясных условий их прекращения. К такого рода процессам относится социальный конфликт. Это значит, что для завершения конфликта необходимо сознательное решение, к которому будут готовы обе стороны.

Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз:

1) частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний , отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

2) полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия .

На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт.

Наиболее важная проблема фазовых теорий конфликта заключается в том, что они могут выглядеть слишком простыми, фазовый анализ может преувеличивать роль логической последовательности, пошаговой последовательности в развитии конфликта. По мнению А. Рапопорта , нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, когда противников разделяют непримиримые противоречия, и они рассчитывают только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможны спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа игр, где стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что данная схема дает идеальную модель развития конфликтного взаимодействия , тогда как реальность предоставляет нам множество примеров смещения фаз, круговорота, сокращенного протекания борьбы, затухания и нового возобновления противостояния и т.д.

Заключение

Исследования в области психологии конфликта прошли путь от полного игнорирования до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к ней со стороны структурно–функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины социологии конфликта.

Существует множество подходов в трактовке сущности конфликта, которые не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций.

Как нет единого мнения по поводу понятия «конфликт», так и не существует единой систематизации конфликтов. Эти объективные трудности типологии привели исследователей к очень важному выводу: следует отказаться от поиска единой типологии социальных явлений и смириться с существованием множества типологий, созданных на основе различных критериев.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения. Они состоят из предконфликтной стадии, инцидента , эскалации конфликта (конфликтные действия или расцвет конфликта, его развитие), сбалансированного противодействия , завершения конфликта (угасание или преобразование конфликта); послеконфликтной стадии. Цена конфликта складывается из суммы трех величин:

· затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

· ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;

· потерь, связанных с ухудшением общей ситуации.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе.

Список использованной литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2005г. — 464с.

2. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб, 2003г. — 250с

3. Леонов Н.И. Конфликтология.- Москва, Воронеж, 2002г.- 192 c 4. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. — М.: «Прогресс» 1991г.- 248с.

4. Асадов А.Н. оглы и др. Конфликтология.- СПб, 2003г.- 134c

5. Харханова Г.С. Педагогическая конфликтология. Калининград, 2003г. — 103c.

6. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002г. — 312с.

7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2000г. — 516 с.

8. Сельченок К.В. — Прикладная конфликтология М.: ХАРВЕСТ, 1999г. — 642с.

9. Лигинчук Г.Г. Конфликтология. Электронный учебник *page.htm