Психологические явления в группах

Психологические явления в группах

Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификациипо принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования. Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат Общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления, материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, в основе которых и лежат их взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и общение. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей. К психологическим явлениям, возникающим в группах, относят: Общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.

1. Общесоциальные процессы. Они представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение. Взаимодействие — это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи. Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей. 2. Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах. Они представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.

Классовая психология — это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей. Национальная психология — это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятия, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей. Политическая психология — это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций. Религиозная психология — это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих; а также их культовое и ритуальное поведение. 3. Психологические явления в малых группах. Они представляют собой феномены, возникающие и развивающиеся преимущественно в группах, немногочисленных по своему составу (например, семье).

3 стр., 1169 слов

Особенности социально-психологической помощи семьям «Группы риска»

... тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями. Цель исследования – определить особенности социально – психологической помощи семьям «группы риска». ... и детей. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства ...

К ним обычно относят: групповые устремления, внутригрупповые отношения, групповые мнения, групповые настроения, переживания и традиции. 4. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях. Их обычно называют массовидными, т. е. возникающими в стихийно образующихся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов. 5. Психологические явления, относящиеся к личности. Это феномены, обусловленные поведением, действиями и особенностями человека как личности. К ним обычно относят: социальные статус, позиции и роли личности, ее установки и стереотипы. Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношения людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание — это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

Что представляет собой психология классов?

Под классами в психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... пожилой возраст Предметом – психологические особенности людей пожилого возраста. Цель данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: ... пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т.д.). В то ...

Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства.

Класс является одним из главных субъектов сознания общества, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей).

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления., нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Предпринимательская деятельность, например, буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.

Интересы класса — другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.

Ценности (ценностные ориентации) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков.

Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно назвать любую активность человека, ... другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, ... выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим, ...

Нормы поведения класса — определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям

такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.

Психологические особенности представителей различных классов.

Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.

Для того чтобы научно обоснованно выявить психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать: 1) детерминанты классовой психологии и 2) основу ее образования. Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации,

то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.

Обычно различают следующие психологические особенности представителей рабочего класса, буржуазии, средних и маргинальных слоев населения.

Основными характеристиками психологии рабочего класса (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность (по сравнению с другими классами и социальными группами) своим социальным и материальным положением; слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений я переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.

Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между рабочими и крестьянами, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т.д.

10 стр., 4742 слов

Психология профессиональной деятельности 2

... психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. ... члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие ... целенаправленной деятельности, образующие культурную среду обитания людей. Естественно, что ...

Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) выступают: рациональный образ мышления и деловой этики; самоотдача и самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себялюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.

Средним слоям населения (мелкой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии: трудолюбие; преданность

профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индивидуализм; компетентность и организационный талант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других людей; часто присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.

Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи: неверие в свои силы; убеждение в безысходности своего положения; моральная и духовная деградация; социальный страх и др.

Что представляет собой содержание национальной психики людей?     Национальная психика — составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента — общественной психологии.       Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания — политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь этническая психология — это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.      Национально-психологические явления проявляются по механизмам национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления их закономерностей. К ним относятся:       •   способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);        •   чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);      •   невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления их психики);       •   большие, по сравнению с другими психологическими явлениями, консервативность и устойчивость.     Национальная психика имеет свою структуру, включает системообразующую и динамическую стороны. В системообразующую сторону входят:     •   национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;     •   национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;     •   национальный темперамент — специфические поведенческие характеристики представителей той или иной этнической общности;      •   национальные интересы и ориентации — общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;      •   национальные чувства и настроения — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности национальные традиции и привычки — прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретных этнической общности. Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями людей, в отличие от системообразующей, позволяют точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений.         Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят:       1)мотивационно-фоновые национально-психологические особенности (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т. д.1), которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей;

     2) интеллектуально — познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности, и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д., с другой стороны, обусловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных наций);

        Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость — другому. И первое и второе качества — общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных народов.

      Например, у французов присутствует математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность.         3)эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности (например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);      4) коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей конкретных народов (они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.).

 

Психологическая характеристика власти.

 Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен следующим.  Во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испытывает и превосходство над ними. Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господстве и подчинении. И если в межличностных отношениях в семье, в частной социальной жизни господство и подчинение, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются) в общественной жизни и во взаимоотношениями между общностями людей наличие власти считается необходимым условием существования, хотя это и часто приводит к конфликтным ситуациям, которые порой очень трудно разрешить.   В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответственно власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.   Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании.   Власть (с психологической точки зрения) — это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.   В то же время власть, как общественное явление, подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего, экономический строй общества) и в частности ее влияние на социальный уклад жизни людей определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.   Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.   Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе, тщательного анализа особенностей ее проявления.

Психологическая характеристика лидера:

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества, отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Теория великих людей

Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.

2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для нихсуществует проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.

4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков).

Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

Психологические явления в группах — Стр 2

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.