Сущность теории отражения. Отражение как всеобщее свойство материи

ТЕМА 3.2. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ».

Понятие сознания, его философское осмысление.

Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворённое, обладающее сознанием. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчёркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае она окажется «мёртвым и ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как основных аспектах природы человека и его бытия в мире.

Понятие сознания – одно из самых древних и важнейших в философии. С его помощью выражается внутренний мир человека, раскрывается способность человека отражать в своей голове окружающий мир и самого себя в нём. Т.о., оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком.

Сознание представляет собой специфический и сверхсложный объект научного и философского познания. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет формы и массы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее, ни у кого не возникает сомнения, что сознание существует, и можно говорить о том, что оно обладает особым, психическим (духовным) бытием.

Сознание – это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.

В силу своей сложности и многогранности сознание в разных аспектах изучают многие науки: физиология, психология и педагогика, социология и др.

Философия исследует сознание как целостное явление и рассматривает конкретные вопросы.

 

Вопросы сознания, рассматриваемые философией: — существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений;
— является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое;
— как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности – психика, духовное, идеальное.

 

Современные представления о сознании имеют долгую предисторию.

Трактовка сознания в истории философской мысли.

Философский идеализм «линия Платона»: сознание (дух) – это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Сознание первично;
Философский материализм «линия Демокрита»: сознание не дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно — вполне закономерное следствие эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. Сознание – вторично;
Гилозоизм: вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлённа (греческие материалисты, Д.Бруно и др.);
Французское просвещение: способность человека мыслить заложена в нём изначально, от рождения (Р.Декарт);
Марксизм: — «… в фундаменте самого здания материи можно … предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», — В.И.Ленин.
Выводы: — философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную для определённой эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней;
— в зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим – космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское – менялось и понимание сознания;
— деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности.

Сущность теории отражения. Отражение как всеобщее свойство материи.

Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия ввела в оборот понятие отражение.Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевлённая («бездуховная») стала со временем материей ощущающей и одушевлённой («одухотворённой»).

Понятие отражения – это ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение – это универсальное (всеобщее) свойство материи.

Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии).

 

ОТРАЖЕНИЕ – это воспроизведение в себе других предметов

 

Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влиянии друг на друга) материальных предметов.

 

Два вида отражения: отражение в неживой природе – оно пассивно и проявляется в виде изменений механических, химических и физических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия;
отражение в живой природе – имеет активный, избирательный, целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду его обитания.

По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям, выполняемым функциям.

 

 

Элементарное отражение — (механическое, физическое, химическое) — существует в неорганическом мире. Это следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев с наступлением осени и т.п.;
Раздражимость как форма отражения — возникла вместе с появлением жизни в её простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Головке подсолнуха свойственно ориентироваться на Солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В этих случаях имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Раздражимость – это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира;
Психическое отражение (психика) — сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как её отдела, с помощью которых и происходит отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно необходимые для существования животных, — форму, цвет, запах и др. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения – восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти;
Опережающее отражение — возникает на основе психики; является способностью предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Например, животные умеют предчувствовать грядущие события – наступление холода, землетрясение. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» снов. Опережающее отражение даёт возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что ещё как бы закрыто временем, но уже нарождается.

 

И.П.Павлов считал, что психика животных есть их «первая сигнальная система», которая является основой так называемого «элементарного мышления» высших животных. Это не означает, что данное мышление простое и примитивное, напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма «продуманные» реакции на конкретные ситуации.

Это мышление («низший разум») и есть генетическая предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружающая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р.Декарт), который ведёт активный образ жизни и относится к миру предметно — практически, т.е. преобразует его.

 

Значение отражения: — данное явление и процесс представляют собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов другим;
— данное явление на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений, информации о действительности.

 

Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность, природа и структура сознания

Подходы философов к сущности сознания отличаются на разных этапах развития философии.

Античная философия: под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни, — как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна; — Демокрит рассматривал душу как сочетание особых – чувствительных – атомов; — Платон впервые выделил мир идей как «подлинный» мир, являющийся источником всех материальных вещей и их разнообразия;
Средневековая философия: -религиозная философия была убеждена, что сознание – это дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Душа человека несравненно лучше и значимее его тела, т.к. она олицетворяет собой высокое и совершенное, непосредственно данное от Бога. — А.Августин подчёркивал, что сияние духа ярче луны, звёзд и даже самого Солнца. Душа – это «разумная субстанция, приспособленная для управления телом».
Философия эпохи Возрождения: -для данной эпохи характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, поэтому считалось, что одушевлённость – это свойство всей окружающей природы (Дж.Бруно и др.);
Философия Нового времени: сознание человека чаще всего рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.).

— имел место дуализм Р.Декарта: мир природы и мир духа являются двумя совершенно равноправными и самостоятельно существующими субстанциями мира – вещественной и духовной;

Философия эпохи Просвещения XVIIIв.: французские материалисты: сознание – особого рода функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает окружающий мир. Мозг – носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — всё равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — П.Гольбах.
Немецкая классическая философия: — в философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания. Сознание – это продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и её культуры;
Классический марксизм XIXв.: -получила развитие социоцентрическая трактовка сознания как продукта общественной жизни. Считалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно — исторического времени;
Вульгарный (грубый, упрощённый) материализм втор. пол.XIXв.: сознание сравнивалось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Сознание – это якобы функционирование «мозгового вещества» как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Отсюда тезис: «Человек – это то, что он ест». (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.)
Современная Западная философия: З.Фрейдразработал учение о бессознательном и выделил в психике человека три слоя: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное («Оно») – это «кипящий котёл» инстинктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (прежде всего, в виде полового инстинкта) не поддаётся разумному самоконтролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. Бессознательное – это «ночная» часть психической жизни человека, которая недоступна для ясного, «дневного» взгляда на неё;
Русская философия: — И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов исследовали физиологические основы психической деятельности человека, отмечали особую роль мозга как материального носителя сознания; — С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выгодский – рассматривали сознание как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека; — религиозные философы И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др. обращались к исследованию феномена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. «Каждое его биение имеет духовное значение», оно – источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.

С точки зрения современной науки СОЗНАНИЕ – это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу.

 

Ядро сознания: знание, которое несёт в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире;
Источники сознания: окружающий человека внешний предметный и духовный мир(природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов), который оказывает основное влияние на развитие сознания; — социокультурная среда(общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы, формы познавательной деятельности),в которой формируется сознание человека; — собственный духовный опыт человека,его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа); — деятельность мозга как макроструктурной природной системы,состоящей из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания. — космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида (одна из современных версий).

 

Все источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека, но далеко не все источники, идущие извне (например, от общества) включаются в сознание.

Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг, а реальность, отображаемая человеком посредством головного мозга.

Сознание – это свойство мозга, которое заключается в эмоционально – волевом и чувственно – рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщённый и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «мировидения».

Мозг выполняет особую роль в отражении человеком окружающего мира. Главная задача мозга и всей нервной системы – приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней и внешней среды.

Появление мозга как особого рода материального субстрата было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Сам мозг – продукт длительной биологической и социальной эволюции человека. Деятельность мозга – это физиологическая основа сознания

Человеческий мозг представляет собой сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Мозг новорожденного весит около 350, взрослых людей — около 1300-1400 граммов. Он вмещает в себя около 100 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей.

Каждое из двух полушарий мозга отвечает за конкретные психологические функции: левое – за рациональное мышление, а правое – за образное восприятие мира.

В обычной жизни функционирует лишь около 15% клеток, а остальные составляют своеобразный резерв.

Человеческий мозг имеет три функциональных блока:

1-й блок: — обеспечивает нормальную жизнедеятельность коры головного мозга, которая имеет глубину 2-6 мм.;
2-й блок: — является главным аппаратом познавательных процессов: обеспечивает приём и хранение информации;
3-й блок: — программирует поведение человека, контролирует его поступки.

 

Все блоки работают в неразрывном единстве. Мозг человека отвечает за дыхание, кровообращение, терморегуляцию, сон и т.д. Мозг отвечает также за эмоции человека: тревогу, радость, боль, стресс, удовольствие и т.д.

Но мыслит, все же, не мозг, а сам человек при помощи мозга. В коре мозга нельзя найти мысли, а лишь серое вещество. Мозг – это всего лишь орудие для мышления. Содержание мышления человека зависит от богатства или бедности практического опыта, от уровня развития общества и его культуры. Мозг не источник, а орудие сознания, поэтому причина сознания находится вне мозга в объективном мире, в общественно – исторической практике, в личном опыте и стиле жизни человека, т.е. мозг – это часть целого: личности, общества, истории.

Мозг как носитель сознания активно изучается наукой, однако само сознание всё ещё остаётся во многом загадкой. Будучи невидимо и неосязаемо, оно недоступно физическим приборам и научным методам, и в целом понимание его механизмов предполагает намного больше вопросов, чем окончательных ответов.

 

Три стороны сознания: предметное сознание – направлено на мир окружающих нас вещей, предметов, событий; относятся к тому, что в философии называется духом. В духе человек возвышается над природой и создаёт второй идеальный мир.
самосознание – направлено на самого себя, осознающее самоё себя, как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир;
сознание как поток непосредственных переживаний в философии называется душой. Её глубина и развитость делают человека живым.

 

Душа – нечто более значительное и глубокое, чем дух. Предметное сознание и самосознание укоренены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа – его корни.

Душевная жизнь – это великая неизмеримая бездна, особая, в своём роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир.

О душе нельзя сказать ни где она находится, ни когда и как долго совершаются процессы её жизни, ибо она везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что все мерки вообще к ней неприменимы, наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становятся возможными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни.

Душевная жизнь уходит вглубь бесконечности, ещё Гераклит говорил, что границ души не отыскать, столь глубока её мера.

Можно сказать, чтодуша делает сознание индивидуальным, личностным сознанием конкретного человека, а не сознанием вообще.

Сознание является сложным системным образованием, включающим в себя многие компоненты, функции, подсистемы.

 

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ — единство психических способностей, процессов и состояний, в которых отражается окружающий мир

В структуре сознания принято выделять подсистемы или сферы.

 

Сферы (подсистемы) в структуре сознания: — познавательная – включает в себя то, что связано с восприятием, ощущением, воображением, которые несут в себе простейшую информацию о внешнем мире;
— эмоциональная – включает в себя все душевные переживания (радость, страх, печаль, восхищение, страдание и др.) и внутренние чувства человека (любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.);
— логическая – включает понятия, идеи и формы, обобщающие опыт отражения. Выражает внутреннее состояние человека, его отношение к объектам внешнего мира и к своей внутренней реальности, к самому себе;
— ценностно-волевая — состоит в формировании определённых норм, жизненных установок, ценностей, идеалов, которые выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей;
— мнемоническая – способность хранить и воспроизводить информацию – память;
— языковая – информационно-знаковая система, включающая свою лексику, систему смыслов и значений;
— бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» сознание.

Сознание – это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несёт с собой и тоску о мире, открывает бесконечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть. Но без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости.

Т.о., структура сознания – это единство чувственно – эмоционального и понятийно – рационального начал. Это единство и закреплено дихотомией человеческого мозга – наличием в нём двух полушарий, которые различаются по своим функциям.

Характеристики сознания: сознание вторично: — во-первых, оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней; — во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе активной практики человека. Сознание всегда конкретно – исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современного человека: дистанция в данном случае огромного размера;
сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт, и остаётся им, пока вообще существуют люди». Правота этого тезиса подтверждает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д.Дэфо. Чтобы сохранить человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни;
сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.).

Всё это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание – эта та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений;

сознание – это всегда деятельность, в данном случае рефлексивная (отражательная).

В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил – работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах – в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.;

сознание имеет предметно — практическую природу: оно постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека).

Опредмечивание – это воплощение человеком своего «Я» путём создания нового мира в ходе практики в различных её формах. В этом мире сознание и «угасает», переходя в иную – вещественную – форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.

 

Что касается происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы движения материи (общества).

«Линия Демокрита»: возникновение сознания объяснялось действием естественных причин. Демокрит полагал, что это происходит под влиянием прежде всего коллективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нужды, т.е потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества;
Французские материалисты XVIII в.: сознание – продукт эволюции. Человек – это совершеннейшие часы, а мозг – их важнейший механизм. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо;
Немецкая классическая философия Г.Гегель: — объяснил сам процесс формирования сознания. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путём присвоения ими содержания «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис раскрывается на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек и обретает власть над вещами и даже … над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведёт его к духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.
Марксизм Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»: развили трудовую теорию происхождения сознания, и выделили следующие моменты этого длительного процесса: — прежде всего, в естественной эволюции человека сформировались биологические (природные) предпосылки сознания – прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объём мозга и наличие наглядно-образного мышления. Под воздействием нужды человек освоил труд – способность делать орудия труда и применять их в своих целях. В труде человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. Разум человека развивался по мере того, как человек научился трудиться и преобразовывать природную среду. Все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее; — по мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь как процесс общения людей. Сформировался язык, представляющий собой сложную совокупность знаков, носитель информации об окружающем мире. Язык – это способ выражения человеческой мысли, её сохранения и передачи другим людям. Являясь «телом мышления», он так же древен, как и само сознание; — вывод: коллективный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Существенную роль играют и такие факторы – приручение огня, употребление мясной пищи, простейшие нравственные нормы в поведении людей;
Религия: сознание – дар Божий, это душевный и духовный мир человека, играющий роль животворной творческой энергии.

 

Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно – как общественное существо.

Человек формирует своё сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем опыта человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество человека – это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.

 

Индивидуальное сознание: это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Духовный мир человека неповторим, таинствен, а нередко и вовсе не поддаётся разгадке. «Человеческий череп – есть неприступная крепость», — К.Маркс. Поэтому воспитание человека представляет собой большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства.
Общественное сознание: — это совместные формы отражательной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.).

Оно формируется тогда, когда сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества, имеет сложную структуру и является активным фактором исторического и культурного процесса.

 

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания – это взаимосвязь единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания, но оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны жизни общества.

 

Особенности сознания как подлинно человеческого способа отражения мира: понятийное мышление: представляет собой опосредованное и обобщённое отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление – это оперирование понятиями. Понятие – это мысль, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений мира, что выражается с помощью слов («человек», «дерево», «стол» и др.).

У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (учёные, писатели и др.).

Разум человека – это, по словам Э.Фрома, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря разуму человек открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности – внутренние процессы, законы, закономерности вещей и т.д.;

целеполагающий характер отражения: это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю»;
сознание человека нацелено преимущественно на обслуживание преобразовательной деятельности, в то время как психика животных ориентирована на приспособление их деятельности к внешней среде. Характер деятельности определяет и характер отражения;
— сознание человека носит активный и творческий характер, т.к. характер деятельности, а у человека он предметно-практический, определяет и характер отражения. По словам В.И.Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его», т.е. непосредственно участвует в процессе преобразования мира человеком. Будучи активным и творческим, сознание человека создаёт не только мир искусственных материальных вещей, но и мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (идея и образ Бога).

Оно может порождать фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (образ русалки, ведьмы и т.п.).

Специфичность сознания как особого «мира духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. В реальной действительности, сознание и материя постоянно переходят друг в друга (при создании произведений искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и подвижны, не так чётко выражены.

Сущность и природа сознания проявляют себя в его функциях:

Познавательная функция — с её помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создаётся картина этого мира, осуществляется самопознание;
Целеполагающая функция — с её помощью человек вырабатывает цели и идеалы собственной деятельности, прогнозирует будущее, создаёт его образы и картины, иногда иллюзорные, утопические;
Регулятивная функция — означает, что сознание и его продукты (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладевают массами людей и выражают их интересы;
Функция трансляции — передаёт социальный опыт людей в ходе их совместной деятельности в форме знаний и способов мышления, приёмов и правил деятельности.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании

Характеристика бессознательного: бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже не подозревают;
ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего существования одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится, прежде всего, цель. Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчёта в последствиях своих поступков;
два вида неосознанных действий: — никогда не осознававшиеся – та часть бессознательного, которая никогда не вступает в светлое поле сознания. Именно за счёт этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового; — ранее осознававшиеся – многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется автоматически. По мере развития ребёнка происходит автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошенных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств – навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др.;
сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом в большинстве случаев сознание может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Т.о., за бессознательным резервируется область рефлексов и инстинктов, психических и физиологических ресурсов организма. Следуя своему влечению, бессознательное стремится к получению удовольствия и психического комфорта, а сознание своими социальными нормами и регуляторами стремится ввести подсознание в социально приемлемые рамки. Сопротивление подсознания такому насилию выражается в сублимации, трансформации своих побудительных сил в различные приемлемые виды деятельности.

В структуре бессознательного принято выделять уровни.

 

Уровни бессознательного: бессознательное личное (подсознание, предсознание);
бессознательное коллективное.

В отличие от сознания, бессознательное не отделяет себя от объекта, а сливается с ним в переживании. В бессознательном всё существует сразу. И это существующее проявляется в простых психических реакциях.

Основные виды бессознательных процессов (психических реакций): сновидение –субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
телепатия –гипотетическая способность мозга успешно передавать мысли, образы, чувства другому мозгу или организму непосредственно на расстоянии, без использования средств коммуникации или манипуляции.
ясновидение –предполагаемая способность человека получать информацию помимо русел восприятия, известных науке, в том числе сведения о событиях прошлого и будущего.
интуиция –чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении и предшествующем опыте.
озарение –интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения.

Все эти реакции и состояния не осознаются субъектом, они просто переживаются им как навязчивые состояния, неврозы, его личностное психическое отношение к чему-то и к себе.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Между ними возможны противоречия и даже конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармонического единства.

В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, прежде всего творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

И хотя поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нём остаётся место и бессознательному.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом её формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нём, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию.

Основные идеи психоанализа З.Фрейда, теория архитипов К.Юнга

Развитие идеи бессознательного в философии: древнеиндийское учение Потанджали: бессознательное трактуется как высший уровень познания, как интуиция и движущая сила Вселенной;
Сократ: утверждал, что постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к непререкаемому авторитету;
Платон: полагал, что человек не искал бы того, что ему ещё неизвестно, если бы он предварительно не и мел его бессознательно в своей душе;
Р.Декарт: исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы;
— Г.Лейбниц: дал трактовку бессознательного как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осязаемых представлений;
— Д.Гартли: связал бессознательное с деятельностью нервной системы;
И.Кант: связывал понятие бессознательного с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются и число их безгранично;
К.Маркс: считал, что бессознательное имеет социальный характер, а потому его преодоление, являясь условием освобождения от рабства, происходит только в ходе изменения общественного устройства.

На необходимость самого скрупулёзного исследования сферы бессознательного больше всех настаивал и больше всех сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З.Фрейд.

Он первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвёл психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом.

 

Основные положения учения З.Фрейда: — в человеке спрятана великая сила – «бессознательное», или Оно. Этой силой управляет и её распределяет либидо (лат. libido – влечение, желание, страсть) – гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Кроме Оно, в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки – Сверх-Я, образующие систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь в последствии причиной серьёзных психических расстройств. Одной из таких причин является «эдипов комплекс» — неосознанное желание ребёнка (мальчика, юноши) убить отца. Бунт против отцов и желание быть рядом с матерью или даже обладать ею уходит своими истоками в архаику. Этот сексуальный «дефект» — причина многих неврозов;
бессознательное – причина и основа человеческого духовного рабства. Врач-психотерапевт обязан помочь больному осознать бессознательное и тем расширить сферу свободы человека, избавить его от власти Оно. З.Фрейд считал, что нет жёсткой связи между свободой человека и общественными изменениями. В любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное;
открыв в структуре духовного опыта человека три уровня – «Сверх-Я», «Оно» и «Я», — З.Фрейд пришёл к выводу, что чрезмерное давление «Сверх-Я» создаёт неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальными «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять её. «Оно» по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой. Чрезмерное давление «Сверх-Я» как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В результате человек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его «Я»;
задача – найти осмысленный баланс «Сверх-Я» и «Оно» и тем самым дать возможность «Я» свободно и разумно конституировать себя. Пока человек живёт в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход – в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания.

 

После работ З.Фрейда стало ясно, что разум не последняя инстанция в сознании, что содержание разумного мышления определяется какими-то глубинными процессами, происходящими в психике, где человеческое «Я» не присутствует.

Своим учением З.Фрейд спровоцировал некоторые эффекты в культуре, которых он не ожидал. Когда его учение стало известно деятелям искусства: писателям, художникам, эстетам, философам, — они восторженно приняли магию бессознательного, восхитились его тайной силой, демонизировали «Оно». Так идея бессознательного стала центральной в их творчестве. Фрейдовскую идею о необходимости скорректировать воздействие «Сверх-Я» на структуры бессознательного вульгаризировали, довели до опошления: «Сверх-Я» сбросили со счетов, с ним перестали считаться вообще, от учёта его влияния отказались. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении З.Фрейда: победить «Оно».

XX век вообще характеризуется ослаблением репрессивных и воспитательных аспектов влияния общества на индивида. «Оно» одержало верх над «Сверх-Я». Началась опасная для общества и человечества анархия разнузданного «Оно», инстинктов. «Я» погрузилось в тёмный хаос «Оно». Идеальные требования «Сверх-Я» оказались бессильны.

По З.Фрейду, укротить буйство бессознательного «Оно», можно только одним способом: усилить «Сверх-Я», т.е. репрессивную функцию культуры и тем самым поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Т.е., чтобы «Я» (сознание) укрепило своё положение, нужно создать осмысленный баланс между двумя стихиями, воздействующими на человека и его «Я»: стихией надиндивидуальных норм и установок культуры и стихией бессознательного. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

В анализе бессознательного дальше З.Фрейда пошёл К.Г.Юнг– швейцарский психиатр. Если З.Фрейд создал учение о личном бессознательном, то К.Г.Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представлявшем собой властвование объективных первородных состояний психики, которые он назвал архетипами (греч. arche – начало, typos — образ) – прообраз, первичная форма, образец.

 

Основные положения учения К.Г.Юнга: существует некое коллективное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного;
коллективное бессознательное – это совокупность архетипов. Архетипэто система установок и реакций на мир древних людей, в те времена, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас, — открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вжиться в этот мир, приспособиться, как-то объяснить и интерпретировать его;
архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредованно, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог – это страх Божий, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Бог – это архетип, он всегда дан только через символы. Символ Бога для христиан – Иисус Христос, для мусульман – Мохаммед и т.д.;
коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддаётся сознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», т.к. оно в отличие от личного бессознательного, никогда не было вытеснено или забыто. В то же время коллективное бессознательное не существует в виде врождённых представлений, это врождённые возможности представления;
— архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства. Архетипы несут в себе заряд мощной творческой энергии. Великий художник – это человек, умеющий извлекать эту энергию и передавать древнее очарование архетипов через современное ему искусство;
все наиболее действенные идеалы всегда варианты архетипа: родина в образе матери, мудрость в образе пожилого человека и т.д. Архетип подобен так называемой «мистической причастности» первобытного человека к почве, на которой он обитает, и в которой содержатся духи его предков. Подобно тому, как наше тело в целом ряде рудиментарных органов хранит пережитки старинных функций и состояний, так же и наша душа, несёт в себе признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние мотивы в своих фантазиях и снах;
наиболее адекватной формой проявления архетипов являются для нас сны. К снам нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души. Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка.
в массе своей люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними. Они не боятся больше окружающей природы и не доверяют своим снам, они развенчали своих богов и демонов и считают себя свободными. Однако их боги и демоны, никуда не ушли, они получили новые обличья и новые имена и всё так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, бесчисленных неврозов и страхов, наркотиков и массовых психозов. Современный человек потерял свою душу и находится в постоянных поисках её.

 

 

Как и З.Фрейд, К.Г.Юнг видел опасность, грозящую цивилизации в том случае, если примитивные формы коллективного бессознательного, к которым относятся, прежде всего, агрессия и жестокость, захлестнут психику людей: «Деликатное и разумное существо может превратиться в маньяка и дикого зверя».

Сознание должно держать под контролем возможность стихийного прорыва примитивных форм коллективного бессознательного в психике народов и наций, ибо в противном случае неизбежно возникновение смут, стихийных бунтов и кровавых конфликтов.

Сам К.Г.Юнг считал, что учение о бессознательном заставляет «Я» усомниться в своём единовластии и вернуться к религии, ибо только религиозный человек свыкается с мыслью, что не является «монархическим владыкой в своём доме», что решает всё-таки не он, а Бог. Религиозный человек находится под непосредственным воздействием бессознательного, которое он именует совестью, что учение о бессознательном должно подтолкнуть культуру к переосмыслению того понимания человека, которое родилось в эпоху европейского Возрождения.

Конец XXв. знаменуется тем, что человечество осознало «безопорность» своего существования. Все «базовые опоры» — Бог, разум, социальность и т.д. – разрушены, что породило попытку искать основания бытия и сознания в общении людей, в их коммуникации. Но к концуXXв. стало ясно, что коммуникативные цепочки разорваны, связь поколений, межпоколенное общение уничтожены; осталось какое-то неопределённое пространство, заполненное информацией, сообщениями, которые бродят по каналам коммуникации, не зная ни точного адресата, ни источника. Сознание «встраивается» в этот информационный поток, ловит информацию, пересказывает её на языке современников, не понимая и не зная, кто, кому, когда и с какой целью её передал.

В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над созданием личности, перестаёт быть направленным на восприятие внутренних переживаний человека. Оно больше не «всматривается» в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «праздность души».

Так толкуют сознание философы постмодерна, а литераторы этого направления демонстрируют такое сознание в своих произведениях: в них имена и даты стёрты, стили и времена смешаны, текст представляет коллаж из анонимных цитат.

Конечно, такое понимание сознания отражает только тенденцию в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приобщается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально являются свободными участниками своего духовного становления и созревания, что предполагает самостоятельную работу ума и души у каждого.