Высшая нервная деятельность (внд)

Предметом физиологии ВНД является изучение закономерностей и функциональных механизмов мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Этот раздел физиологии раскрывает физиологические основы процессов обучения и воспитания.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) в своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) выдвинул гипотезу о рефлекторной природе всех без исключения психических процессов человека и показал, что материальным субстратом их являются нервные процессы головного мозга. «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Именно работы И.М. Сеченова И.П. Павлов считал толчком к возникновению физиологии ВНД.

И.П. Павловым (1849 – 1936) был открыт метод объективного изучения психической деятельности человека – метод условных рефлексов. Деятельность И.П. Павлова и его учеников позволила создать принципиально новое направление в исследовании физиологии нервной системы – учение о ВНД.

Согласно учению Павлова различают:

  • низшую нервную деятельность– совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление БР и инстинктов;
  • высшую нервную деятельность– совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде. Психическая деятельность – любая осознаваемая деятельность мозга. ВНД Павлов называл деятельность коры, обеспечивающую протекание психических процессов.

В основе работы нервной системы лежит рефлекторная деятельность. Рефлекс может существовать в безусловно- и условнорефлекторном (их может быть несколько) вариантах.

Общая характеристика безусловных рефлексов, их классификация.

Безусловные рефлексы — это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для данного вида деятельности.

Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути.

Безусловные рефлексы являются врожденными, видовыми и складываются в процессе эволюции данного вида, возникают на специфический/адекватный раздражитель, воздействующий на определенное рецепторное поле.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... в раскрытии сущности компенсаторно-восстановительных процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной ...

Безусловные рефлексы относительно постоянны и сохраняются в течение всей жизни.

Центры безусловных рефлексов расположены на уровне спинного мозга и нижних отделов головного мозга, т.е. без обязательного участия коры больших полушарий. Но с возрастом у человека формируются представительства безусловного рефлекса в коре больших полушарий.

Общее понятие об ур, их классификация и значение.

Условный рефлекс (УР)- это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс. В основе УР лежит формирование новых или модификация существующих нервных связей, происходящие под влиянием изменений внешней и внутренней среды. Это временные связи, которые тормозятся при отмене подкрепления, изменении ситуации. УР формируются при определенных условиях индивидуальной жизни организма и тормозятся при отсутствии соответствующих условий, отличаясь тем самым от врожденных форм приспособления.

Образование условных рефлексов

Рассмотрим пример условного рефлекса и его выработки: формирование реакции слюноотделения при виде лимона (натуральный условный рефлекс).

У человека, никогда не пробовавшего лимон, никаких реакций не возникает, кроме любопытства – ориентировочный рефлекс. Слюноотделение, как безусловно-рефлекторный акт возникает при раздражении рецепторов полости рта пищей – при попадании лимона в ротовую полость.

При формировании условного слюноотделительного рефлекса в качестве условного раздражителя (сигнал) выступает лимон, его вид. В качестве безусловного раздражителя (подкрепления) – вкус лимона.

Вид лимона приводит к возникновению очага возбуждения в корковом центре зрительного анализатора (затылочная область).

Безусловный раздражитель является более сильным, возбуждение коркового центра при действии безусловного раздражителя является доминантным. Доминантный очаг притягивает возбуждение из зрительного центра. Между двумя корковыми центрами устанавливается временная связь. Если такое сочетание «вид лимона – вкус лимона» повторится несколько раз, то возбуждение в зрительном центре быстро будет по «проторенному пути» временной связи проходить в пищевой центр и оттуда по эфферентным нервным волокнам к слюнным железам.

Таким образом, условия образования условного рефлексатаковы:

1. Наличие условного раздражителя (сигнала) и безусловного раздражителя (подкрепления),

2. Условный раздражитель по силе своего воздействия слабее подкрепления.

3. Совместное или при отставании в 1-5 сек неоднократное действие сигнала и подкрепления.

4. Нормальное, деятельное функциональное состояние нервной системы, прежде всего головного мозга.

5. В коре больших полушарий должна быть соответствующая доминанта (настрой на выработку этого рефлекса)

6. Отсутствие посторонних раздражителей

12 стр., 5965 слов

Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

... лимонный сок, выделяется слюна — это безусловный рефлекс. Однако слюна может выделяться также при виде лимона или при звучании слова "лимон" — это условный рефлекс. Различие заключается в том, что вид ... лимона или звучание этого слова не всегда вызывают ...

У ребенка до 3 лет для выработки полезных рефлексов ведущее значение имеет еще пищевое подкрепление. В дальнейшем большее значение приобретает словесное поощрение. В процессе обучения и воспитания не следует преувеличивать роль биологического (пищевое подкрепление, болевое раздражение), необходимо учитывать и роль социальных факторов в процессе формирования личности.

Особое значение имеют рефлексы на время, что лежит в основе организации режима дня ребенка, школьника. Эти рефлексы можно отнести к следовым.

При формировании рефлексов подражания не обязательно быть участником, достаточно быть его «зрителем» (например формирование двигательных навыков, речи, социального поведения).

Благодаря экстраполяционным рефлексам формируется способность на основе анализа окружающей среды предвидеть результаты своей деятельности или события.

Стадии выработки условного рефлекса:

  1. стадия генерализации (обобщения) – в первое время рефлекс может проявляться не очень точно (котенок охоитится за любым движущимся предметом).
  2. стадия специализации– происходит уточнение свойств сигнала, что связано с явлениями иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни (уход от опасности, ориентировка во времени и пространстве и др.)

Понятие динамического стереотипа

В реальной жизни УР вырабатываются не на отдельные раздражители, а на комплекс сигналов, который вызывает комплекс ответных реакций. При этом окончание одного рефлекса служит сигналом для начала другого. Такая последовательная цепь условнорефлекторных актов, осуществляемая в строго определенном порядке во времени и пространстве называется динамическим стереотипом.

Значение ДС:

  1. действия осуществляются автоматически, точно, без ошибок и лишних затрат энергии,
  2. позволяет переключать внимание на другие виды деятельности.
  3. перестройка в случае необходимости осуществляется с большим трудом.

Ранние ДС являются особенно прочными.

Стереотипные действия легки в выполнении (письмо, трудовые операции и т.д.).

Динамический стереотип является у человека основой образования привычек, лежит в основе режима дня. Стереотипы устойчивы, они составляют основу человеческого поведения. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность выполнения тех или иных действий, операций, поступков, на правильность приемов обучения и воспитания.

Виды торможения условных рефлексов

Торможение рефлексов необходимо для предотвращения истощения нервных клеток, координации рефлекторных актов, обеспечения угнетения ненужных УР.

Павлов установил, что существует два вида торможения — безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).

Внешнее (безусловное торможение) — есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды. Является врожденным. При длительном или повторном действии стимула или его узнавании происходит угашение ориентировочного рефлекса, то выражается в нивелировании тормозного состояния и в восстановлении исходного уровня условнорефлектороной деятельности (гаснущий тормоз).

6 стр., 2787 слов

Высшая нервная деятельность. Учение об условных рефлексах. Возрастные ...

... так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, ... инстинкт. 2. Инстинкт самосохранения. 3. Игровой инстинкт. Условные рефлексы – это рефлексы на будущие события. Биологическое значение условных рефлексов состоит в их предупредительной роли, они ...

Другой разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма (заторможенное состояние у людей).

Условное (внутреннее торможение) является приобретенным и проявляется в форме задержки, угашения, устранения условных реакций. Выделяют четыре вида внутреннего торможения: угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз. Общим для всех видов внутреннего торможения является их развитие на базе предварительно выработанного условного рефлекса.

Угасательное торможение

Если собаке с хорошо выработанным условным пищевым слюноотделительным рефлексом подавать услов­ный раздражитель, не сопровождая его подкармливанием, то слюны будет выделяться все меньше, а само выделение будет наступать со все большим латентным периодом.

Отсутствие подкрепления рано или поздно приводит к тому, что сигнал перестает совсем оказывать влияние на слюнную железу.

Таким образом, угасательным называется внутреннее торможе­ние, развивающееся в результате прекращения подкрепления реф­лекса. Оно ведет к его задержке.

Угасательное торможение представляет собой очень рас­пространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно представить себе, что было бы, если бы все образовав­шиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответст­вовать новым условиям, остава­лись на всю жизнь. Тогда проголо­давшаяся собака долго бесполезно бегала бы «по старой памяти», на­пример, к пустому дому, жильцы которого когда-то ее покормили. Или вышедшая на охоту лисица бесконечно сидела бы у какой-ни­будь пустой сусличьей норы. Уга­шение условного рефлекса проис­ходит тем быстрее, чем чаще предъявляется условный раздра­житель без подкрепления.

От устаревших и бесполезных условных связей высшая нервная деятельность освобождается путем их угашения. Люди расстаются с устаревшими взглядами, когда оказывается, что идущая вперед жизнь не подкрепляет ранее сложившихся у них представлений.

Дифференцировочное торможение

У собаки выработали услов­ный рефлекс пищевого слюноотделения на стук метронома 60 уда­ров/мин. Каждое включение метронома с такой частотой вызывает условное слюноотделение. Но если применить другой метроном с частотой 120 ударов/мин, то и он тоже вызовет отделение слюны, хотя сам никогда не сочетался с едой.

Однако достаточно несколько раз не подкрепить действие метро­нома с частотой 120 ударов/мин, как он перестает быть сигналом еды и наступает дифференцирование этого раздражителя от метро­нома с частотой 60 ударов/мин, сопровождающегося едой. Теперь метроном с частотой 120 ударов/мин никакого слюноотделения уже не вызывает, что является результатом дифференцировочного тор­можения.

Дифференцировочным называется внутреннее торможение, раз­вивающееся при неподкреплении раздражителей, близких к под­крепляемому сигнальному. Оно ведет к различению положительного (подкрепляемого) сигнала и отрицательных (дифференцировочных).

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... данный нейрон. Сенс образ - субъективное проявление объективной работы рецепторов. Типы торможения в сенсорных центрах разных уровней. Принципы двусторонней симметрии и разделения сенсорных ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

В этом случае работа внутреннего торможения направлена на то, чтобы «не путать» сходные раздражители.

Насколько важное место в жизни занимает дифференцировочное торможение, видно, если, например, сравнить поведение неопытного щенка с поведением взрослой собаки, выработавшей дифференцировки.

Хотя щенка кормит хозяин, он подбегает и к чужим людям. Обратив в бегство воробьев, он начинает гонять по двору кур. Каким контрастом с постоянными ошибками и промахами неопытного щенка выглядит поведение взрослой собаки, умеющей дифференцировать даже разные интонации голоса своего хозяина. Ус­лышав ласковые нотки, она подбегает к нему, а когда в голосе хозяина звучит раздражение, уходит подальше.

Непрерывное, все более тонкое различение, дифференцирование явлений окружающего мира составляет важную часть мышления человека. Человеческий ум переносит центр тяжести такого раз­личения в область понятий, выраженных речью. Путем дифференци­рования словесных раздражителей выявляются их частные особен­ности, необходимые для образования новых понятий.

Условный тормоз

Если при хорошо укрепленном условном слюн­ном рефлексе, выработанном на стук метронома, время от времени применять метроном вместе с дополнительным раздражителем, на­пример бульканьем, не сопровождая эту комбинацию пищевым подкреплением, то вскоре сам метроном по-прежнему будет вызы­вать отделение слюны, а в сочетании с бульканьем потеряет свое положительное действие. Прибавочный агент стал условным тор­мозом.

Условным тормозом называется внутреннее торможение, разви­вающееся при неподкреплении комбинации положительного (в от­дельности подкрепляемого) раздражителя с каким-нибудь допол­нительным. Любой раздражитель может быть сделан условным тор­мозом к любому сигналу. В зависимости от выработанности тор­можения он будет в большей или меньшей степени снижать ве­личину условного рефлекса вплоть до полной его задержки.

Образуемые жизнью условные тормозы уточняют условные реф­лексы и имеют большое приспособительное значение в поведении животных.

Так, издалека заметив ползущую гусеницу, цыпленок бросается к ней, но, подбежав, видит длинные волоски — примету несъедобности — и отходит в сторону. Вид волосков — это прибавочный агент, отменяющий пищевое значение условного раздражителя. Когда в лесу слышится шуршание сухих листьев, то притаившийся под кустом заяц настораживается, готовясь к бегству. Но порыв ветра доносит успокаивающий запах безобидного ежа, и заяц снова принимается за обгладывание веток. Жизненный опыт сделал этот запах условным тормозом оборонительного рефлекса бегства от звуков, обычно сигнализирующих приближение опасности.

Торможение запаздывания

Если у собаки с прочно выработан­ным совпадающим слюнным условным рефлексом увеличивать изо­лированное действие условного раздражителя до 1, 2 и даже 3 мин, считая от момента включения сигнала до момента подкрепления, то слюноотделение начнет все более «запаздывать». Возникновение условного слюноотделения будет постепенно приближаться к моменту подкармливания. Большая же часть времени действия раздражи­теля с момента его включения является недеятельной фазой условного рефлекса, и она связана с развитием торможения запаз­дывания. Торможением запаздывания называется внутреннее тор­можение, развивающееся при неподкреплении начальной части дей­ствия сигнального раздражения, т. е. при увеличении времени его изолированного действия. Торможение запаздывания приурочи­вает условную реакцию именно к тому времени, когда она должна возникнуть в ответ на подкрепление.

3 стр., 1153 слов

Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, ...

... эмоциональные свойства человека: 1. Эмоциональная возбудимость; 2. Глубина переживания эмоций; 3. Эмоциональная лабильность-ригидность; 4. Эмоциональная отзывчивость; 5. Экспрессивность; ... 7. Оптимизм, пессимизм. Индивидуальная чувствительность человека к ситуациям, вызывающим эмоции называется эмоциональностью. Подверженность человека к аффектам называется аффективностью. Неподверженность ...

Таким образом, один и тот же условный раздражитель сначала действует тормозящим образом, а потом возбуждающим. Этот пара­докс объясняется тем, что появляется другой раздражитель — время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время обра­зует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздра­житель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В дея­тельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, потому что он начинает своевременно подкрепляться.

Хорошим примером приспособительного значения торможения запаздывания может служить условное выделение желудочного сока. Благодаря торможению запаздывания, избегается бесполезное, а возможно, и вредное наполнение пустого желудка кислым желу­дочным соком, «запальный» сок вовремя встречает поступающую в желудок пищу, обеспечивая полноценное ее переваривание.

Сигнальная деятельность мозга.

Все условные раздражители (сигналы) делят на конкретные и абстрактные. К конкретным раздражителям относят зрительные, слуховые, обонятельные и т.п. раздражители. И.П. Павлов предложил все конкретные раздражители и условные рефлексы, которые на них вырабатываются, называть первой сигнальной системой. Это система «сигналов действительности», воздействующих на наши органы чувств. Первая сигнальная система, обеспечивающая восприятие непосредственных стимулов внешнего мира, связана с преимущественной работой правого полушария. У человека в силу социальной природы, группового образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась вторая сигнальная система действительности «чрезмерная прибавка» по выражению Павлова. Ко второй сигнальной системе относятся абстрактные раздражители ­- слова – видимые, слышимые, произносимые, то есть речь, как способ коммуникации людей. Вторая сигнальная система связана в основном с левым полушарием, обеспечивающим в силу этих причин абстрактно-логическое мышление. Благодаря слову, мир человека как бы удвоился, поскольку каждый реальный предмет, событие получили вербальный (словесный) эквивалент. В силу этого человек может оперировать реальными предметами, как животное, но и вербальными символами, отвлекаясь от реальной действительности. Иными словами, в отличие от животных, обладающих конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, а человек способен к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Этот качественный скачок дал человеку огромные преимущества перед животными. Действительно, вся история цивилизации стала возможной, лишь благодаря развитию второй сигнальной системы, обеспечивающей развитие науки, искусства, образования.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань. Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся голов ... деятельность врутренних органов на состояние покоя Нервная система состоит из нейронов – нервных клеток. Помимо нейронов в состав нервной системы входят клетки глии. Совокупность нейронов и ...

У животных существует только первая сигнальная система, а у человека – обе. В жизни человека преобладающей является вторая сигнальная система, но формируется она только на основе первой.

В физиологической школе И.П.Павлова предложена классификация типов высшей нервной деятельности (ВНД) по соотношению сигнальных систем, в соответствии с которой были выделены три типа.

Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы, более быстрым формированием условных рефлексов на конкретные раздражители. Для людей художественного типа свойственно образное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление.

Мыслительный тип характеризуется незначительным преобладанием второй сигнальной системы, более быстрым формированием условных рефлексов на абстрактные раздражители. Для людей мыслительного типа свойственно абстрагирование от действительности, словесно-логическое мышление.

Смешанный (средний) тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем.

У детей до 3 лет преобладает первая сигнальная система. Это критический период ее развития. Поэтому ребенок должен развиваться в сенсоробогащенной среде, т.е. среде, богатой различными раздражителями оптимальной силы: запахи, звуки, цвета и т.п. Если какой-либо раздражитель в среде отсутствует, то возникает сенсорная депривация. В этом случае созревание структур, на которые направлен данный раздражитель, затормаживается, в недостаточной мере развиваются все отделы анализаторной системы. Сенсорная депривация в критический период ведет к необратимым последствиям.

Для развития второй сигнальной системы критическим является возраст до 5 лет. Для нормального развития речевых центров ребенок должен с рождения слышать правильную, грамотную, обращенную к нему речь. Занятия, развивающие тонкую моторику мышц кисти, также способствуют более быстрому развитию речи. В норме речевые центры созревают к 2.5 — 3 годам.

В коре больших полушарий выделяют несколько областей, регулирующих различные компоненты функциональной системы речи, так называемые центры речи:

— двигательный (моторный) локализован в нижней лобной извилине (центр Брока);

— сенсорный (слуховой) находится в верхней височной извилине (центр Вернике).

В настоящее время считается, что у 95% правшей и 75% левшей речевой центр находится в левом полушарии.

У человека в процессе онтогенеза про­исходит постепенное изменение соотношений между пер­вой и второй сигнальными системами. На первых этапах постнатального развития преобладающее значение имеет первая сигнальная система. Затем в процессе развития ребенка в результате его общения со взрослыми и обучения сигнальное значение начинает приобретать слово. Свое самостоятельное значение слова получают только к концу первого года жизни или к началу второго. К 5—7 годам, т. е. к моменту, когда ребенок овладевает свободной речью, вторая сигнальная система становится ведущей. Однако первая сигнальная система еще сохраняет свое значительное влияние. Этот факт необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе с детьми и помнить, что в этом возрасте для закрепления полезных навыков и при­вычек, говоря физиологическим языком — для выработки полезных стереотипов не следует злоупотреблять словом. Слова следует всегда сочетать с действием конкретных раздражителей. Например, в качестве поощрения неплохо словесную похвалу подкрепить сладостями.

12 стр., 5956 слов

Анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы у детей

... интернет источники по выбранной теме. 2. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы детей. 3. Изучить безусловные рефлексы новорожденных. 4. Изучить психомоторное развитие ... Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов должна обеспечить именно нервная система. Развитие и воспитание ребенка складываются из ...

В школьном возрасте роль второй сигнальной системы продолжает возрастать. Но в пубертатном периоде вслед­ствие значительных физиологических перестроек в орга­низме подростка влияние первой сигнальной системы вновь усиливается. К сожалению, очень часто эта физиологиче­ская особенность подростков игнорируется педагогами и родителями, которые нередко злоупотребляют бесконеч­ными словесными нравоучениями.

После незначительного ослабления в пубертатном пе­риоде вторая сигнальная система у старших школьников вновь приобретает ведущее значение и сохраняет его в те­чение всей «жизни человека, постоянно развиваясь и со­вершенствуясь.

Физиология и возрастные особенности эмоций

Эмоции – это реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями.

По знаку эмоции делят на отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции возникают в связи с дискомфортом организма (чувство голода, страха), который может быть вызван нарушением гомеостаза или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями. Существуют представления о преимущественной связи правого полушария с отрицательным эмоциональным фоном, а левого полушария — с положительным.

Существует несколько теорий возникновения эмоций.

Так, по теории П.К. Анохина отрицательные эмоции возникают, когда полученные результаты деятельности не совпадают с запланированными. Положительные эмоции возникают при достижении организмом полезного для его существования приспособительного результата.

В соответствии с информационной теорией П.В. Симонова отрицательные эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения. Если в наличии имеется достаточное количество информации для решения проблемы, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску. При дефиците необходимой информации возникают отрицательные эмоции. Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения: а) поведение, направленное на поиск информации (если поиск успешен, возникает положительная эмоция); б) отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется отрицательный эмоциональный фон.

Проявления эмоций делят на два типа. К двигательным проявлениям относят мимику, жесты, интонацию речи, тембр голоса. К вегетативным проявлениям относят изменение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, артериального давления, диаметра зрачка, слюно- и потоотделения, электрического заряда кожи. Двигательные проявления эмоций поддаются контролю со стороны коры больших полушарий, а вегетативные — невозможно произвольно регулировать.

2 стр., 954 слов

Роль эмоций в музыкальной деятельности

... сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку. Роль эмоций в музыкальной деятельности В содержании Музыкиглавенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также ... влиянию музыки на физиологические функции организма. Был сделан вывод, что сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: ...

Регуляция эмоций осуществляется различными структурами головного мозга. Гипоталамус содержит центры удовольствия и неудовольствия. Кора лобной доли связана с произвольной регуляцией эмоциональных проявлений и высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т. д. При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений. Кора височной доли принимает участие в формировании эмоциональной составляющей речи.

Помимо нервной регуляции эмоции подвержены влиянию со стороны гуморальных факторов. Это гормоны, лекарственные препараты, а также алкоголь, никотин, наркотические вещества.

Возрастные особенности эмоций.Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон го­ловного мозга и общим психическим развитием ребенка. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, а также и другие реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатические эмоциональные реакции практи­чески не отличаются от эмоций животных. Однако именно на этой биологической основе формируются все высшие (эпикритические) эмоции человека. Превалирование ни­зших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых нервных структур, продолжается до 3 лет и обусловлено слабостью корковых нервных процессов и соответственно низким уровнем развития психики. Интересно, что на эмоциональную окраску речи дети начинают реагировать много раньше, чем на ее смысл. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентиро­вочная деятельность, и особенно их общение со взрос­лыми.

По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психи­ческих процессов ребенка. Приблизительно с 3—4 лет постнатального развития начинают интенсивно формиро­ваться высшие человеческие эмоции. Но в это время они еще слабы и часто уступают более сильным биологическим потребностям. У детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.

Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей, восприятие игрушек и манипулирование ими. Мощным фактором развития эмоций является также рисование. Этот период с 2—3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким про­явлением эмоций. В рассматриваемом возрасте дети «эмо­ционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влия­нию эмоций других. Например, в группе детсада заплакал малыш, и сейчас же его «поддерживают» другие. Только в начале подросткового периода (с 10—12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20—22 годам, т. е. когда завершается и формирование высших отделов нервной системы.

У детей уже с первых месяцев жизни очень велика потребность в новизне. Удовлетворение потребностей в новизне вызывает положительные эмоции, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Согласно представлению П.В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы.

Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом, по мере созревания коры больших полушарий и усиления ее влияний на нижележащие подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические, врожденные потребности, изменять степень и формы их проявления. Еще более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных, потребностей.

Типы высшей нервной деятельности

Разнообразие человеческих типов и характеров издавна привлекало внимание ученых. Первые попытки дать классификацию человеческих темпераментов принадлежат знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу. В его классификации присутствуют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Каждый из этих типов был охарактеризован Гиппократом по особенностям поведения, склонности к различным заболеваниям, по характеру протекания тех или иных болезней, скорости выздоровления.

Предложенная Гиппократом классификация человеческих темпераментов оказалась чрезвычайно точной и всеобъемлющей, в силу чего она и существует уже более 2000 лет. Однако, Гиппократ, описав основные темпераменты, не смог в силу объективных причин объяснить механизмы, лежащие в их основе.

Павлов подвел естественнонаучную основу под предложенную Гиппократом классификацию. Наблюдая за поведением животных в течение 60 лет своей научной деятельности, Павлов был поражен разнообразием в поведении животных, в их способности образовывать многочисленные условные рефлексы, вырабатывать и изменять динамические стереотипы и пр. Павлов пришел к выводу, что основу этих различий составляют индивидуальные особенности двух основных нервных процессов в коре больших полушарий — возбуждения и торможения. В качестве основных свойств возбуждения и торможения он выделил:

  1. силу нервных процессов, которая связана с уровнем работоспособности нейронов;
  2. уравновешенность нервных процессов, которая определяется их соотношением, возможно преобладание возбуждения над торможением и наоборот.
  3. подвижность нервных процессов – это способность нейронов переходить из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. С этой точки зрения нервные процессы могут подвижными и малоподвижными (инертными).

Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания конкретного ребенка. Они достигают своего нормального уровня развития к моменту полного созревания нервной системы, т.е. к 20-22 годам.

Различные комбинации свойств возбуждения и торможения позволили И.П.Павлову выделить 4 основных типа высшей нервной деятельности и соотнести их с типами темпераментов Гиппократа.

  1. Слабый тип характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Это связано с низкой работоспособностью корковых нейронов, в которых развивается запредельное торможение как мера биологической защиты клеток от переутомления. Представители слабого типа соответствуют меланхолическому темпераменту по классификацииГиппократа.
  2. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

    По клас­сификации Гиппократа они относятся к холерическому типу.

  3. Сильный уравновешенный подвижный тип характеризуется тем, что возбуждение и торможение легко сменяют друг друга, что проявляется в относительной легкости переделки старых и выработки новых динамических стереотипов. По классификации Гиппократа этот тип относится к сангвиническому темпераменту.
  4. Сильный уравновешенный малоподвижный (инертный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и инертностью, то есть у представителей этого типа возбуждение с трудом сменяется торможением, а торможение — возбуждением. Последнее свойство проявляется в том, что очень трудно переделываются динамические стереотипы. Данный тип, по классификации Гиппократа, относится к флегматическому темпераменту.

Надо отметить, что представители основных типов темпераментов в чистом виде встречаются крайне редко как у животных, так и у человека. Гораздо чаще наблюдаются смешанные типы, позволяющие говорить о вариациях основных типов.

Учебно-воспитательная работа должна учитывать типологические особенности ВНД ребенка и быть направлена на воспитание положительных качеств. Так, у ученика со слабым типом ВНД необходимо повышать уровень работоспособности нейронов, постепенно увеличивая нагрузки. У ученика с инертными нервными процессами необходимо увеличивать быстроту реакции. У ребенка с «безудержным» типом надо тренировать процессы торможения.

Патологические изменения внд

К патологическим изменениям ВНД относят длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности.

Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Длительные функциональные нарушения ВНД могут переходить в органические, структурные и становятся необратимыми.

Учитель или воспитатель в своей работе может встречаться с различными проявлениями невротических реакций у воспитанников и должны иметь представления об особенностях неврозов у детей, уметь организовывать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. В зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

В современной патологии высшей нервной деятельно­сти и психиатрии различают три основные формы невро­зов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию.

Неврастения (лат. – «нервная слабость»)характеризуется перенапряжением тор­мозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и раз­личные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: повышенная возбудимость и утомляемость, наблюдается расстрой­ство сна, потеря аппетита, потливость, учащенные сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.

Неврозы навязчивых состояний характеризуются на­вязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Чаще возникают у лиц с тревожно-мнительными чертами характера. Различа­ют отвлеченные, или абстрактные, навязчивости: бесплод­ное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивое воспроизведение в памяти мелодии, слов, цифр и т. д.; афферентные навязчивости, сопровождающиеся эмоцио­нальными чувствами,— различные страхи (фобии), на­вязчивые воспоминания, влечения и желания. Причина этих неврозов бывает связана с переу­томлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Навязчивые мыслимогут быть неприятного содержания: постоянное ожидание опасности, подозрение, что люди постоянно на тебя смотрят. В настоящее время описано большое количество страхов, например, клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), нозофобия (боязнь заболеть), агарофобия (боязнь открытого пространства) и т.д.

В проблеме детских страхов важно учитывать следующие моменты: детей нельзя ничем пугать, нельзя стыдить ребенка за испытываемый страх и оставлять ребенка одного в незнакомой ситуации.

Навязчивые движения. В этом случае ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, так как позволяют переключаться на действия, не имеющие отношения к проблеме: постукивания рукой или ногой, подпрыгивание, повторение звуков, очень частое моргание, появление тиков, покашливание, шмыгание носом и т.п. С помощью навязчивых движений человек снимает внутренне напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивой идеей.

Проявляются неврозы навязчивых состояний также в различных астенических симптомах: потеря аппетита, расстройство сна, раздражительность и т. д.

Истерия связана с патологическим преобладанием пер­вой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослабле­нии второй сигнальной системы. Этот невроз характеризу­ется повышенной чувствительностью к внешним раздраже­ниям, чрезвычайной лабильностью настроения и повы­шенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.

При истерическом припадке все действия носят театральный характер. Начинается припадок на незначительные раздражители, длится от нескольких минут до нескольких часов. Ребенок падает, нанося себе минимум повреждений, опирается на затылок и пятки (истерическая дуга).

Может в это время кричать. Приступ можно прервать резким окриком, внезапно взбрызнув водой. Продолжительность приступа зависит от наличия людей вокруг.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, связанный с идеей похудания и проявляющийся в резком ограничении себя в пище, — нервная анорексия.

При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3 ,5 и 7 лет и в пубертатный период. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я».. средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. У мальчиков это предшествует возрастной активизации деятельности левого полушария. Таким образом, в большинстве случаев невроз начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети еще достаточно эмоциональны и в то же время у них наблюдается интенсивное развитие мышления (когнитивного уровня психики).

В этом возрасте они тонко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом. В 7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в школе (нередко в двух сразу), повышенными требованиями к оценкам и чрезмерным контролем за приготовлением уроков со стороны родителей, а также проблемами психологической адаптации к школе.

В связи с этим в такие периоды учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Физиология сна и его возрастные особенности

Сон — жизненно необходимое периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями.

Известно, что периодическое чередование естественного сна и бодрствования относится к так называемым циркадианным ритмам и во многом определяется суточным изменением освещенности. Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловило давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию.

Во время сна наблюдается подавление рефлекторной деятельности, снижение чувствительности рецепторов, резкое угнетение тонуса скелетной мускулатуры, частота сердечных сокращений и дыхательных движений уменьшаются, глубина дыхания увеличивается, снижаются температура тела, интенсивность обмена веществ.

Теории механизмов сна.

Согласно концепции 3. Фрейда, сон — это состояние, в котором человек прерывает сознательное взаимодействие с внешним миром для углубления в мир внутренний, при этом внешние раздражения блокируются. По мнению 3. Фрейда, биологической целью сна является отдых.

Гуморальная (токсическая) концепция объясняет наступление сна накоплением продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Согласно современным данным, большую роль в индуцировании сна имеют специфические пептиды, например пептид «дельта-сна».

Теория информационного дефицита (деафферентации): основной причиной наступления сна является ограничение сенсорного притока. Действительно, в наблюдениях на добровольцах в процессе подготовки к космическому полету было выявлено, что сенсорная депривация (резкое ограничение или прекращение притока сенсорной информации) приводит к наступлению сна.

Теория нервных центров сна. Сон вызывается возбуждением специальных центров ствола мозга. Впервые Гесс показал, что стимуляция определенных зон гипоталамуса или ретикулярной формации может вызвать сон.

Теория условного торможения. (И. П. Павлов).

Естественный сон представляет собой разлитое торможение кортикальных и субкортикальных структур, прекращение контакта с внешним миром, угашение афферентной и эфферентной активности, отключение на период сна условных и безусловных рефлексов, а также развитие общей и частной релаксации. Современные физиологические исследования не подтвердили наличия разлитого торможения. Так, при микроэлектродных исследованиях обнаружена высокая степень активности нейронов во время сна практически во всех отделах коры большого мозга. Из анализа паттерна этих разрядов был сделан вывод, что состояние естественного сна представляет иную организацию активности головного мозга, отличающуюся от активности мозга в состоянии бодрствования.

Ээг во время сна

Открытие Е. Азеринским и Н. Клейтманом явления «быстрого», или «парадоксального», сна, во время которого были обнаружены быстрые движения глазных яблок (БДГ) при закрытых веках и общей полной мышечной релаксации, послужило основанием для современных исследований физиологии сна.

Сон представляет собой совокупность двух чередующихся фаз: «медленного», или «ортодоксального», сна и «быстрого», или «парадоксального», сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особенностями ЭЭГ: во время «медленного» сна регистрируются преимущественно медленные волны, а во время «быстрого» сна — быстрый бета-ритм, характерный для бодрствования человека, что дало основание называть эту фазу сна «парадоксальным» сном.

Ночной сон обычно состоит из 4—5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90—100 мин. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних — «быстрый», а «дельта»-сон резко сокращен и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75—85 %, а «парадоксального» — 15—25 % от общей продолжительности ночного сна.

Функциональное значение отдельных стадий сна различно. В настоящее время сон в целом рассматривают как активное состояние, как фазу суточного (циркадианного) биоритма, выполняющую адаптивную функцию. Во сне происходит восстановление объемов кратковременной памяти, эмоционального равновесия, нарушенной системы психологических защит.

Во время «дельта»-сна происходит организация информации, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости. Предполагают, что во время «дельта»-сна происходит восстановление физической и умственной работоспособности, что сопровождается мышечной релаксацией и приятными переживаниями; важным компонентом этой компенсаторной функции является синтез белковых макромолекул во время «дельта»-сна, в том числе в ЦНС, которые в дальнейшем используются во время «быстрого» сна.

Сон и психическая деятельность, сновидения. При засыпании утрачивается волевой контроль за мыслями, нарушается контакт с реальностью и формируется так называемое регрессивное мышление. Оно возникает при уменьшении сенсорного притока и характеризуется наличием фантастических представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают гипнагогические галлюцинации, которые представляют собой серии зрительных застывших образов (типа слайдов), при этом субъективно время течет значительно быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деятельность резко увеличивает продолжительность «быстрого» сна.

Первоначально было установлено, что сновидения возникают в «быстром» сне. Позднее было показано, что сновидения характерны и для «медленного» сна, особенно для стадии «дельта»-сна. Причины возникновения, характер содержания, физиологическая значимость сновидений давно привлекали внимание исследователей. У древних народов сновидения были окружены мистическими представлениями о потусторонней жизни и отождествлялись с общением с умершими. Содержанию сновидений приписывались функции толкований, предсказаний или предписаний к последующим действиям или событиям. Множество исторических памятников свидетельствует о значительном влиянии содержания сновидений на бытовую и социально-политическую жизнь людей практически всех древних культур.

И. М. Сеченов называл сновидения небывалыми комбинациями бывалых впечатлений.

Сновидения видят все люди, однако многие их не помнят. Полагают, что в одних случаях это связано с особенностями механизмов памяти у конкретного лица, а в других случаях это является своеобразным механизмом психологической защиты. Происходит как бы вытеснение неприемлемых по содержанию сновидений, т. е. мы «стараемся забыть».

Физиологическое значение сновидений. Оно заключается в том, что в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствовании с помощью логического мышления. Ярким примером может служить известный случай с Д. И. Менделеевым, который «увидел» структуру своей знаменитой периодической системы элементов во сне.

Сновидения являются механизмом своеобразной психологической защиты — примирения нерешенных конфликтов в бодрствовании, снятия напряжения и тревоги. Достаточно вспомнить пословицу «утро вечера мудренее». При решении конфликта во время сна происходит запоминание сновидений, в противном случае сновидения вытесняются или возникают сновидения устрашающего характера — «снятся одни кошмары».

Сон и эмоциональный стресс. Исследования показали, что эмоциональный стресс существенно влияет на ночной сон, изменяя продолжительность его стадий, т. е. нарушая структуру ночного сна, и изменяет содержание сновидений. Наиболее часто при эмоциональном стрессе отмечают сокращение периода «быстрого» сна и удлинение латентного периода засыпания. У испытуемых перед экзаменом сокращалась общая продолжительность сна и отдельных его стадий. У парашютистов перед сложными прыжками увеличиваются период засыпания и первая стадия «медленного» сна.

Возрастные особенности сна.Взрослый человек в среднем спит 7—8 ч, у разных людей этот период колеблется от 4 до 10 ч. Дети для своего отдыха нуждаются в большей продолжительности сна, а детям до 7—8 лет необходим также дневной сон. Важным этапом в жизни ребенка является возраст 5—6 лет, когда он перестает спать днем и впервые делит сутки на два периода: бодрствования и сна. По данным ЭЭГ у детей в течение 1 мин после пробуждения могут наблюдаться медленные волны, характерные для фазы медленного сна. Сновидения дети видят только с 2—3 лет и даже позже, при этом есть данные, что сюжеты сновиде­ний у них менее содержательны, чем у взрослых. Различ­ные факторы: переутомление, болезни, нарушение режима питания — могут нарушать нормальный сон ребенка, вы­зывать у него бессонницу.

Снижение длительности ночного сна, в свою очередь, нарушает все процессы жизнедеятельности, ухудшает об­щее самочувствие ребенка, а у школьников значительно снижает физическую и умственную работоспособность. Для улучшения сна необходимо соблюдать следующие условия: избегать чрезмерных умственных и физических напряжений в конце дня; ужин должен быть умеренным, и после него желательно короткое пребывание на свежем воздухе; необходимо также перед сном хорошо проветривать помещение, следить за чистотой постели.