МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ |
Первый проректор по учебной работе __________________ Г.В. Лаврентьев «30» апреля 2011 г. |
Направление подготовки
030300 Психология
Специализированная программа подготовки
Психология здоровья
Квалификация (степень)
Магистр
Форма обучения
Очная
Барнаул 2011
Составители: Любимова О.М., к.псх.н., доцент _______________
Рецензент: Лужбина Н.А., к.псх.н., доцент _______________
Программа научно-исследовательской практики разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению 030300 «ПСИХОЛОГИЯ». Квалификация магистр психологии, утвержден 22.12.2009, номер государственной регистрации 797
составлена на основании учебного плана:
направление 030300_68 Психология магистерская программа 030300_68-02 «Психология здоровья»
утвержденного учёным советом вуза от 26.01.2011 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от «25» апреля 2011 г. № 10
Срок действия программы: 2011-2013 уч.г.
Зав. кафедрой Дёмина Л.Д., д.с.н., профессор _________________
1. Цели научно-исследовательской практики
Целью научно-исследовательской практики является овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в области, соответствующей профилю избранной магистерской программы, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности магистранта, а так же формирование компетенций ФГОС.
2. Задачи научно-исследовательскойпрактики
Задачаминаучно-исследовательской практики являются:
— организация и проведение психологического исследования для проверки рабочей гипотезы, выполнения задач, апробации и проверки эффективности программы коррекционно-развивающей работы;
— ознакомление с организацией и содержанием, приобретение навыков работы научного сотрудника;
— формирование профессиональной направленности магистра.
3. Место научно-исследовательскойпрактики в структуре ооп магистерской программы
Научно-исследовательская практика является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра по направлению 030300.68 Психология.
Магистратура является логическим завершением основной конструкции многоуровнего университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу. Это проверка способности вести самостоятельный научный поиск, оценить свои возможности в определении пути своего профессионального и научного роста. Научно-исследовательская практика является неотъемлемой частью всей системы подготовки магистра. Практика, образуя диалектическое единство с теорией, является реальным основанием для приобретения профессиональных знаний, умений и черт личности.
Выполнение задач научно-исследовательской практики обеспечивается предшествующей профессиональной подготовкой и поддерживается теоретическими дисциплинами и практическими занятиями, входящими в профессиональный цикл ООП:
— для успешного прохождения практики, особенно на первом этапе, студент должен иметь подготовку бакалавра или специалиста ВПО либо в области психологических или биологических, социальных, гуманитарных, медицинских, культурологических наук.
— практика углубляет и расширяет компетентность магистра при изучении дисциплин: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Научные школы и теории в современной психологии», «Статистические методы в психологии», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «История и методология в психологии».
4. Формы проведения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика по форме проведения является полевой или лабораторной и может осуществляться как в коллективном, так и в индивидуальном порядке.
Магистрант во время научно-исследовательской практики работает в качестве исследователя, участвуя во всех исследовательских процедурах и мероприятиях на базе организации, учреждения или предприятия.
5. Место и время проведения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика проводится на договорной основе в следующих организациях и учреждениях:
— КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин».
— КГУСО «Краевой кризисный центр для женщин».
— КГУСО «Территориальный центр социально-психологической помощи семье и детям «Вдохновение» Центрального района г. Барнаула».
— КГУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
— КГУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко».
— КГУСО «Краевой реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями».
— АКООО содействие укреплению здоровья в системе образования.
— КГБУ СО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»».
— КГБУЗ «Алтайская краевая клиническая детская больница».
— МБОУ ДОД «ДООЦ «Альтернатива».
— АНО «Клиника НИИТО».
В соответствии с учебным планом 030300.68 ООП магистратуры ««Психология здоровья» научно-исследовательская практика проводится в первом семестре (7 зачетных единиц, 252 часа) и в третьем семестре (5 зачетных единиц, 180 часов).
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции.
— способностьюи готовностью к самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своейпрофессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
— способностью и готовностью к выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (ОК-9);
— способностью и готовностью к оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11);
— способностью и готовностью к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
— способностью и готовностью к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);
— способностью и готовностью к совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);
— способностью и готовностью к созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);
— способностью и готовностью к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);
— способностью и готовностью к овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);
— способностью и готовностью к подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);
— способностью и готовностью к подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14).
— способностью и готовностью к подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности по руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).
7. Структура и содержание научно-исследовательской практики
Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.
Период |
Объем ЗЕТ/часов |
Содержание работы (необходимые элементы отчета) |
Форма отчета |
Формы текущего контроля |
1 семестр |
1/36 |
Подготовка аналитического обзора по теме, соответствующей специализированной программа подготовки магистра, учебным циклам дисциплин |
Письменный отчет 25-35 стр. страниц машинописного текста (не включая титульный лист и список литературы) через 2 интервала., Times new roman, кегль 14. на русском языке, список литературы на русском и иностранном языках, не менее 40 источников, включая монографии и периодические издания. |
Зачет с оценкой |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
1 семестр |
2/72 |
Предоставление перевода иноязычной научной статьи по выбранной теме/ направлению (не менее 15 тыс. знаков) |
Прилагается оригинал статьи, перевод статьи, тезаурус основных понятий статьи (иностранный термин и его русский аналог). |
Зачет с оценкой |
1 семестр |
3/108 |
Формулирование научных атрибутов работы (теоретической и практической актуальности исследования, объекта предмета, цели, задач, гипотез, теоретико-методологические основания)
|
Объект, предмет, цель, задачи, теоретико- методологические основания работы (только то, что вами будет действительно использоваться при интерпретации данных, подборе инструментария, те, что раскрывают базовые понятия работы), гипотезы исследования. Методические рекомендации по формулированию научных атрибутов изложены в «Методических рекомендациях студенту по выполнении ВКР», разработанных факультетом, изданных в 2011г. |
Зачет с оценкой |
1 семестр |
1/36 |
Обоснование выбора методов исследования |
Обоснование выбора методов исследования, рекомендуется сделать следующим образом: Методика – автор, год, соответствие теоретико-методологическим основаниям, избранным магистром, базовые шкалы, обоснование их значимости для вашей работы. Ответьте себе на вопрос: Какую информацию получаете, в контексте вашего общего замысла? Ведь методика может диагностировать лишь часть явления, процесса, который вас интересует. |
Зачет с оценкой |
ИТОГО |
7 зет / 252 |
|
||
3 семестр |
1/36 |
Обосновать экспериментальный замысел исследования (включая подпор инструментария и характеристики выборки), а так же предоставить план анализа эмпирических данных в соответствии с формулированными гипотезами |
Гипотеза и последовательность процедур статистического анализа данных для ее подтверждения, с указанием конкретных методов статистического анализа |
Зачет с оценкой |
3 семестр |
1/36 |
выступление на факультетских, внутривузовских, региональных, конференциях, семинарах и пр. |
Тезисы выступления, где оно проходило. |
Зачет с оценкой |
3 семестр |
1/36 |
Организация и проведение научно-проблемного семинара для бакалавров/ магистров по теме согласованной с научным руководителем |
Отчет о проведении мероприятия |
Зачет с оценкой |
3 семестр |
2 /72 |
Подготовка статьи по результатам научного исследования, обзора
|
Предоставление макета статьи, за подписью руководителя |
Зачет с оценкой |
ИТОГО |
5 зет/ 180 |
|
|
|
8. Образовательные технологии (научно-исследовательские, научно-производственные), используемые на научно-исследовательской практике
- проблемное изложение материала;
- использование видеоматериалов на лекциях и семинарах;
- групповые дискуссии;
- дискуссия с отстаиванием студентами разных позиций в изучаемом вопросе;
- метод проектов — обсуждение конкретных исследовательских работ как классических, так и самостоятельно разрабатываемых студентом;
- систематические консультации по специальному графику.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Основная литература: учебники и учебные пособия по дисциплинам образовательной программы, одобренные УМО по психологии, монографии и сборники работ по практической деятельности психолога и педагога.
Дополнительная литература: профессиональные журналы по психологии и педагогике образования, статистические сборники и отчеты, иной информационный материал.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: программы для статистической обработки и анализа математических данных, аудио- видео- и мультимедийные материалы по отдельным направлениям психологии, электронные базы данных по психологии, специализированные сайты сети Интернет.
Методические рекомендации по выполнению ВКР для студентов факультета психологии (2011 г.)
За время научно-исследовательской практики магистранты должны выполнить следующие виды работы:
- выбор темы/направления магистерской диссертации;
- подготовка аналитического обзора по выбранной теме/направлению по материалам отечественных и зарубежных исследований фундаментального и прикладного характера;
- предоставление перевода иноязычной научной статьи по выбранной теме/направлению (не менее 15тыс. знаков);
- формулирование научных атрибутов работы (теоретической и практической актуальности исследования, объекта предмета, цели, задач, гипотез);
- обосновать экспериментальный замысел исследования (включая подпор инструментария и характеристики выборки), а так же предоставить план анализа эмпирических данных в соответствии с формулированными гипотезами;
- планирование, подготовка, проведение научного эмпирического исследования или участие в конкретном научном (фундаментальном или прикладном) исследовательском проекте Университета, базовой организации или учреждения;
- выступление на факультетских, внутривузовских, региональных и пр. конференциях;
- организация и проведение научно-проблемного семинара для бакалавров;
- подготовка статьи по результатам научного исследования.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).
10.1. Итоговой формой контроля по практике является «зачет с оценкой». Итоговая оценка выставляется преподавателем, осуществляющим общее руководство научно-исследовательской практикой, назначенным руководителем ООП магистранта на текущий учебный год. Оценка за результаты прохождения научно-исследовательской практики выставляется магистранту в 1,3 семестрах. Оценка за прохождение практики в 3 семестре является итоговой.
10.2. Текущий и промежуточный контроль:
10.2.1 Текущий контроль прохождения магистрантами научно-исследовательской практики заключается в первичной проверке научным руководителем планирования, подготовки, проведения научного исследования студента, ведения им отчетной документации и т.п. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики. Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании кафедры.
10.2.2. Формой промежуточного контроля может выступить итоговый отчет в виде тезисов на научно-практическую конференцию, а также предзащита выпускной квалификационной работы на заседании комиссии, состоящей из преподавателей выпускающей кафедры, с итоговым допуском на защиту магистерской диссертации.
10.3. Требования к отчету магистранта по научно-исследовательской практике.
10.3.1. Отчет по практике оформляется в печатном варианте и скрепляется в скоросшиватель.Для подготовки и написания отчета студенту выделяется в конце практики срок до трех дней. Содержание (элементы/формы работы) отчета по каждому этапу научно-исследовательской практики представлено в таблице.1
10.3.2.Оценка предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов студента. Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по пятибалльной шкале:
Оценка «отлично» выставляется за работы, которые выполнены на высоком научно-теоретическом, методологическом уровне и содержат результаты самостоятельной деятельности магистра. Присутствуют все элементы отчета, выполнены все требования и формы работы, заявленные в программе на каждом этапе практике. Темы рефератов научно обоснованы и отличаются актуальностью. Выводы сформулированы убедительно и аргументировано, темы раскрыты всесторонне, глубоко. Оформление, язык, стиль работы выполнены в строгом соответствии с предъявляемыми к ним требованиям. Структура работы, оцененной «отлично», стройна, логична, тема соответствует содержанию. В заключении содержатся чёткие, обоснованные выводы. Иллюстративный материал подготовлен на основе собственных исследований с использованием современных технологий.
Оценка «хорошо», если работа выполнена на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, задачи исследования решены, цель, в основном, достигнута, но анализ научных источников неполный. Выпускник недостаточно глубоко раскрыл, обосновал и аргументировал основные положения и выводы. Присутствуют все элементы отчета, выполнены все требования и формы работы, заявленные в программе для на каждого этапа практики. В структуре и содержании работы имеются допустимые отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера.
Оценка «удовлетворительно» выставляется магистру, если цели и задачи исследования достигнуты не полностью; тема в целом актуальна, но характер, структура и содержание исследования не всегда в полной мере соответствуют требованиям. Анализ научных источников проведен поверхностно; документальная основа работы представлена недостаточно полно, выводы сформулированы чаще всего в общей, форме и не всегда конкретны, В стиле и оформлении работы имеются погрешности, с ошибками дан справочный аппарат. Присутствуют все элементы отчета, но требования к исполнению форм работы выполнены не в полном объеме
Оценка «неудовлетворительно» ставится в следующих случаях: работа ни по содержанию, ни по оформлению не отвечает требованиям освоения компетенций. Автор не сумел раскрыть, убедительно доказать и четко сформулировать основные положения и выводы исследования. Цель работы не достигнута, задачи не решены, в содержании допущены серьезные ошибки; работа представляет собой реферативную работу и не является результатом самостоятельной исследовательской деятельности. Использованные в работе для анализа источники малочисленны и однообразны, допущены серьезные погрешности в оформлении, языке, стиле. Присутствуют не все элементы, формы работы.
10.3.3. Отчет по научно-исследовательской практике должен содержать отзыв научного руководителя (Приложение 1).
10.4. Подведение итогов научно-исследовательской практики:
10. 4.1. Подведение итогов научно-исследовательской практики осуществляется на итоговой конференции, которая проводится не позднее, чем 10 дней после окончания практики.
10.4.2. Итоги практики обсуждаются на научно-методических конференциях Университета и факультета, заседаниях выпускающих кафедр, а так же на производственных совещаниях базовых предприятий, организаций или учреждений.
10.4.3. Общие итоги практики подводятся на Ученом совете факультета.
10.4.4. Оценка результатов прохождения практики учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии. Если зачет по практике проводится после издания приказа о назначении магистранта на стипендию, то оценка за практику относится к результатам следующей сессии.
10.4.5. Итоговой качественной оценкой успешности прохождения студентом научно-исследовательской практики является рекомендация к защите магистерской диссертации.
10.4.6.Магистрант, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на повторное прохождение практики в период каникул или в свободное от учебы время.
10.4.7. В отдельных случаях грубого нарушения техники безопасности или правил внутреннего распорядка, по представлению декана факультета, ректоратом может быть рассмотрен вопрос о дальнейшем пребывании магистранта в Университете.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики
а) основная литература:
1. Эко, Умберто Как написать дипломную работу: гуманитарные науки: учеб. -метод. пособие. М.: Книжный дом Университет, 2003.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д : Феникс, 2001.
б) дополнительная литература:
1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию письменной речи. М.: Флинта, Наука, 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://www.biblioclub.ru/
- http://www.annualreviews.org/journal/psych
- http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology
- http://elibrary.ru/titles.asp
- http://psylib.kiev.ua/
- http://azps.ru/
- http://e.lanbook.com/books/?p_f_1_temp_id=18&p_f_1_65=3146&p_f_1_63=&p_f_1_67=
- http://www.prlib.ru/Lib/pages/catalog.aspx?catid=1507
12. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики
- компьютерные классы с подключением их к системе телекоммуникаций (электронная почта, Интернет);
- аппаратурное и программное обеспечение для проведения научно-исследовательской работы студентов в рамках практики;
- учебные помещения, оснащенные видеотехникой;
- лаборатории;
- помещения для проведения психологических тренингов, фокус-групп и групповых занятий.
Приложение 1.
(рекомендуемое)
Форма отзыва руководителя отзыв руководителя
о прохождении научно-исследовательской практики
магистром ФПП ___ курса __ группы
_____________________________________________________
(ФИО)
в ____________________________________________________
(название организации)
Во время прохождения научно-исследовательской практики студент ____________ ознакомился __________________________________ .
Углубленное внимание было уделено следующим вопросам:
Собранные и обработанные студентом материалы могут быть использованы для написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на тему __________________________________________________________________________ .
Степень глубины и самостоятельности выводов и предложений студента.
Замечания.
Руководитель практики
Руководитель практики
от организации __________ _______________ __ . __.20__
(Подпись) (Расшифровка подписи)
М.П.
Приложение 2
(обязательное)
Форма отчета студента о прохождении практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Факультет психологии
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
ОТЧЕТ
по научно-исследовательской практике
Направление 030300.68 ООП «Психология здоровья»
Студент |
_________ (подпись)
|
___________________ (расшифровка подписи)
|
Руководитель от кафедры |
_________ (подпись)
|
___________________ (расшифровка подписи)
|
Руководитель от организации |
_________ (подпись) М.П. |
___________________ (расшифровка подписи)
|
Барнаул, 20__г
12