Программа комплексного государственного экзамена по психологии института экономики и культуры

16

Раздел 1. Общая психология

Общее представление о психологии как науке

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Роль психологии в современном мире. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук.

Житейская и научная психология. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения, а также определенном социальном институте. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. Предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению этого вопроса в современной науке. Общее представление о методах психологии.

Проблема бессознательного в психоанализе и грузинской школе психологии установки

Разработка проблемы бессознательного в «дофрейдовскую» эпоху. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного.

Жизненный путь З. Фрейда и его путь к понятию «бессознательное». Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Связь понятия «бессознательное» с другими категориями психоанализа (Я, Оно, Сверх-Я, влечения, защитные механизмы и др.).

Развитие психоаналитических идей в работах А. Адлера и К. Г. Юнга. Проблема коллективного бессознательного. Дальнейшее развитие психоаналитической теории и практики в современных психотерапевтических концепциях (Э.Берн, С. Гроф).

3 стр., 1418 слов

Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности

Объяснительная модель Базовую мотивацию именовал инстинктом Мак-Даугал. -инстинкт- внутренний источник активности: спонтанность движения, целенаправленность, спонтанный характер изменения поведения -инстинкт редуцируется при достижении результата -научение- изменение поведения при повторении сходных ситуаций   Инстинкт состоит из трех неразрывных частей: Познавательная- избирательность ...

Бессознательное и установка. Теория установки Д.Н.Узнадзе. Виды и условия возникновения установок. Экспериментальные исследования фиксированной установки.

Возможные классификации бессознательных явлений в психологии А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер).

Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)

«Манифест бихевиоризма» Дж. Уотсона. Обоснование «объективного подхода» в психологии. Схема «стимул—реакция». Проблема обусловливания. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э.Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Примеры экспериментальных исследований в необихевиоризме. «Оперантный бихевиоризм» Б.Скиннера. Тренинг умений в бихевиоральной терапии. Различие понятий «поведение» и «деятельность».

Целостный подход в психологии

Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Примеры экспериментальных исследований восприятия и творческого мышления в гештальтпсихологии. Принцип изоморфизма в решении психофизиологической проблемы.

Целостный подход в исследованиях мотивационно-потребностной сферы в школе К.Левина. Примеры экспериментальных исследований. Понятия «психологического поля», «квазипотребности», «валентности», «полевого поведения», «временной перспективы». Использование некоторых идей гештальтпсихологии в гештальт-терапии (Ф.Перлз).

2 стр., 844 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных и человека

СОДЕРЖАНИЕ 1.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия в психики животных и человека 3 2.Мозг и психика. Основные функции психики и психические процессы 7 3.Социализация как процесс прижизненного присвоения человеком социального опыта 10 4. Основные свойства и особенности личности человека как продукт прижизненного развития 11 Заключение 15 Список литературы 16 1.Развитие ...

Целостный подход в исследованиях Лейпцигской школы комплексных переживаний. Особенности единиц анализа на разных стадиях онтогенеза. Примеры экспериментальных исследований.

Проблема социокультурной обусловленности человеческой психики

Культурно-историческая парадигма в психологии. Диалоги английской антропологической и французской социологической школ по проблеме социальной обусловленности человеческого сознания. Понятие «коллективных представлений» в концепции французской социологической школы (Э.Дюркгейм).

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.Генезис высших психических функций человека. Механизм интериоризации. Инструментальный подход к изучению психики. Понятие «психологического орудия». Концепция психологических систем, динамики их развития и взаимодействия. Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка. Культурно-историческая концепция сущности сознания. Соотношение роли «натурального» и «культурного» развития в формировании психики человека. Культурно-исторический подход в современной психологии.

Две линии развития психических процессов человека. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие знака. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского. Знак и значение. Проблема обучения и развития в культурно-исторической концепции. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.Лурия.

Деятельностный подход в психологии

Предпосылки деятельностного подхода в психологии. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку. Понятие «деятельность» как объяснительный принцип в психологии. Психическое как деятельность и как процесс. Деятельностный подход к развитию психики у животных и человека.

Два варианта деятельностного подхода в отечественной психологии: теории А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Деятельность, действие, операция, соотношение между ними. Общее представление о потребностном состоянии, потребности, мотиве, цели, задаче. Принцип единства сознания и деятельности. Соотношение «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблема интериоризации.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

Развитие мышления у младших школьников. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Психологические исследования показывают, что главное значение приобретает дальнейшее разви­тие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение сис­темой научных понятий, поднимается на более высокую ...

Детерминанты развития психики человека. Человек как субъект деятельности. Деятельностный подход в современной психологии.

Возникновение и развитие психики в филогенезе

Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

Необходимость возникновений психического отражения в эволюции (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Анализ ситуаций, где психика не нужна и где она необходима. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук).

Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Соотношение деятельности животного в его мире и образа этого мира (деятельность «забегает вперед», ведет за собой образ).

Критика периодизации психического развития в филогенезе А.Н.Леонтьева в более поздних зоопсихологических исследованиях (К.Э.Фабри).

Объяснительные принципы и методы психологии

Понятие «методология науки». Философская, специально-научная и конкретно-научная методология; их взаимосвязь в научно-исследовательской и практической работе психолога.

Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий, принцип активности сознания личности, принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип развития, их использование при анализе психологических и социально-психологических явлений.

11 стр., 5131 слов

Психология личности и деятельности юриста

... и преступного поведения,, психологию личности преступника и преступных групп - это: А судебная психология; Б - криминальная психология; В - психология исправительной деятельности; 6. Психология исправительной деятельности решает проблемы: А - установления вменяемости ...

Понятие метода в науке. Группы методов, выделяемых в отечественной психологии: организационные и эмпирические методы, методы обработки данных и методы психологической коррекции, их характеристика и возможности применения в практической деятельности.

Психические познавательные процессы

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Предмет и методы исследования психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Эмоционально-волевая сфера личности

2 стр., 788 слов

4573 психология. Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания.

4573 Ответы по психологии Содержание Введение 3 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. 4 2. Исполнительская регуляция деятельности: деятельность, действия, операция. Внешние и внутренние действия. Интериоризация и экстериоризация 8 3. Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы ...

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Возникновение, историческое развитие и структура сознания

Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Социальная обусловленность сознания.

Проблема орудийной опосредствованности сознания. Исследования П.Я.Гальпериным психологического различия между средством у животных и орудием у человека.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное) и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Орудия труда и «психологические орудия» (знаки).

Опосредствованное строение высших психических функций, по Л.С.Выготскому. Соотношение низших и высших психических функций.

Сознание как деятельность и сознание как образ (А.Н.Леонтьев), их возможное соотношение. Психологический смысл «деятельностного» рассмотрения сознания (конкретные примеры рассмотрения отдельных психических процессов как действий или операций в рамках разных деятельностей).

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... среднего и высшего профессионального образования; · трудовой коллектив. Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности: · деятельность; · общение; · развитие самосознание Механизмы социализации ... является групповое сознание, обычаи и традиции; 3) определенный психический склад, групповая психология; 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных ...

Структура сознания-образа. Психологические характеристики составляющих сознания-образа: чувственной ткани, значений и личностных смыслов, по Леонтьеву. Дальнейшая разработка проблемы структуры сознания в исследованиях последователей А.Н.Леонтьева. Виды значений: словесные, предметные, орудийные.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Проблема ведущей деятельности в школе А.Н.Леонтьева. Ее признаки. Виды ведущих деятельностей на разных этапах онтогенетического развития ребенка. Концепция периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин).

Психологический и педагогический смысл данной периодизации.

Соотношение исследований проблемы сознания в философии и психологии. Сознание и проблема идеального.

Общее представление о психологии личности

Три основные точки зрения на объем понятия «личность» в психологической науке. Соотношения понятий «индивид» (организм), «социальный индивид» и «личность». Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся».

Представления о структуре личности в концепции У. Джемса (содержание понятий «физическая личность», «социальная личность», «духовная личность»).

Экзистенциальные проблемы психологии личности в работах Э. Фромма и В.Франкла. «Быть» и «иметь» как два основных способа существования человека (конкретные примеры).

Проблема смысла жизни в логотерапии В.Франкла. Пути обретения смысла жизни. Ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Элементы логотерапии (терапии смыслом).

Критика В. Франклом некоторых положений гуманистической психологии в узком смысле слова (в частности, концепции самоактуализации).

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования.

Структура личности, по А.Н.Леонтьеву. Краткая характеристика понятий «потребностное состояние», «потребность», «мотив», «иерархия мотивов».

«Два рождения личности», их критерии (по А.Н.Леонтьеву).

«Феномен горькой конфеты» и его психологический смысл.

Основные параметры личности, по А.Н.Леонтьеву, как основания для возможных личностных типологий.

Теории личности в отечественной психологии. Концепции личности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева и др.

Факторные теории личности (Р. Кеттел, Дж. Гильфорд и др.).

Свойства личности. Способности как деятельностный потенциал личности. Вклад В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина в разработку проблемы способностей. Разновидности способностей и критерии их классификации. Соотношение интеллекта и способностей. Проблема методов практического раскрытия способностей. Значение теории способностей в профессиологии. Теории способностей. Методы диагностики способностей (Д. Векслер, Р. Амтхауэр, Г. Айзенк и др.).

Способности к профессиональной психологической деятельности.

Темперамент как совокупность психодинамических свойств человека. История изучение темперамента: вклад Гиппократа, Галена, И. Канта, И.П. Павлова и др. Концепция темперамента В.С. Мерлина и Я.Стреляу. Значение исследований Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина для познания темперамента. Обобщение данных о темпераменте в работах В.Русалова. Методы психодиагностики темперамента. Влияние темперамента психолога на особенности выполнения задач психопрофилактики и психокоррекции.

Характер человека как основа его стабильности, энергии и индивидуальности. Структура характера. Типы характеров. Э. Фромм о социальных характерах. Методы изучения и оценки характера. Акцентуации характера. Понятие акцентуации личности и характера. Концепция К. Леонгарда. Концепция А.Е. Личко. Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность и др. Психодиагностика акцентуаций. Проявление акцентуаций в условиях профессиональной психологической деятельности.

Проблема ценностей человека в психологии. Человеческие потребности и ценности. Личностная иерархия ценностей человека. Место ценностей в психической активности людей. Механизм усвоения ценностей. Направленность, ценностные ориентации личности. Структура направленности личности. Ценности профессиональной психологической деятельности и ценности психолога. Профессиональная направленность психолога.

Психофизиологическая проблема

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела. Психофизический параллелизм, его психологический смысл. Примеры решения психофизической проблемы в духе параллелизма. Соотношение психической и физиологической реальности в гештальтпсихологии.

Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Психофизиологические функции как необходимая составляющая структуры деятельности (А.Н.Леонтьев).

Проблема мозговой локализации психических функций. Краткая история решения этой проблемы в физиологии и нейропсихологии. Узкий локализационизм и антилокализационизм, их критика в работах А.Р.Лурия. Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия).

Конкретные примеры использования данной концепции.

Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Критика Бернштейном классической физиологии. Понятия «рефлекторного кольца», двигательной задачи, сенсорных коррекций, «степеней свободы» движений. Схема рефлекторного кольца и его основные составляющие (блоки).

Проблема целевой детерминации в концепции Н.А.Бернштейна.

Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры движений на разных уровнях. Значение идей Н.А.Бернштейна для психологии.

Раздел 2. Психологически основы профессиологии

Профессиональная деятельность как предмет психологического изучения.

Профессиональная деятельность — много признаковый объект. Психологические аспекты изучения профессиональной деятельности. Теоретические основы построения системы изучения профессиональной деятельности. Методы психологического изучения профессиональной деятельности. Общая характеристика и виды профессиональной деятельности. Процесс профессионализации, направления и основные формы. Профессионализация как часть социализации личности. Основные профессиологические понятия: труд, профессия, работа, занятие, специальность, специализация, должность, квалификация и др. Задачи, методы и функции науки. Профессиологическая работа в школах, учебных заведениях и учреждениях. Проблемы и трудности профессиологической работы.

Классификация профессий.

Профессия. Подходы к классификации профессии. Модуль профессии. Модель специалиста. Классификация профессий, типы, классы, отделы, группы.

Профессии типа «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ», их характеристика.

Модель деятельности специалиста и модель личности специалиста. Квалификационная характеристика, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль специалиста.

Профессионализм и его уровни: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм), послепрофессионализм.

Этапы профессионализма: этап профессиональной адаптации, самоактуализации человека в профессии, мастерство, профессиональное творчество, личностное и профессиональное самопроектирование.

Ступени профессионализма: стажер, специалист, методист, специалист в экстремальной ситуации… Личностные ступени профессионализма: гражданин, осознанная индивидуальность, управленец, эксперт…

Профессиограмма. Психограмма.

Подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Профессиограмма и ее составляющие.

Профессиограмма и подходы к ее разработке и структуре: комплексная (К.К.Платонов), аналитическая (Е.М.Иванова), задачно-личностная (А.К.Маркова).

Требования к профессиограмме.

Трудограмма и психограмма как составные части профессиограммы.

Операциональная сфера профессионализма.

Мотивационная, смысловая и целевая сферы профессионализма. Профессиональное призвание, профессиональные намерения, потребность в профессиональном труде. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Мотивы профессиональной деятельности.

Цели профессиональной деятельности, профессиональные планы, притязания и социальные ожидания.

Смысл профессиональной деятельности, профессиональные установки, позиции, интересы, готовность к профессиональной деятельности. Профессиональная направленность, удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Операциональная сфера профессионализма, психологические средства труда. Общие, профессиональные и специальные способности. Профессиональная пригодность. Профессиональное мышление. Обучаемость. Профессиональное творчество.

Показатели эффективности труда. Работоспособность. Трудоспособность. Карьера.

Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда.

Социальные особенности профессионализма и профессионально-личностного развития. Большие и малые профессиональные группы. Профессиональные сообщества и профессиональное содружество. Социальные аспекты профессиональной среды и их влияние на профессионально-личностное развитие. Психологическая совместимость, сработанность, сплоченность профессиональной группы. Организованность и соревновательность в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях труда.

Профессиональная ситуация, факторы профессионального и личностного развития. Особые условия труда и профессиональной деятельности: неопределенная ситуация, ситуация с усложненными условиями, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска, ситуация с экстремальными условиями, сверхэкстремальная ситуация.

Динамические аспекты профессионально-личностного развития: изменение или утрата социального статуса, вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты в профессиональной среде, изменение менталитетов в профессии (внутренние кризисы), потеря работы.

Профессионализм и возраст.

Профессионализм и возраст, возрастные особенности профессионально-личностного развития. Профессиональный стаж, возраст, опыт. Профессиональное старение.

Особенности профессионально-личностного развития мужчин и женщин.

Индивидуализация человека в труде: индивидуальные различия, индивидуальный стиль, становление и развитие индивидуальности профессионала и личности.

Профессиональные деформации личности.

Сущность и соотношение профессионально-важных качеств (ПВК) и профессионально-деструктивных качеств (ПДК).

Психологический и профессиональный дизонтогенез (нарушения профессионально-личностного развития).

Варианты дизонтогенеза: отставание развития (ретардации), диспропорциональность развития (асинхрония), неполное (дефицитарное) развитие.

Профессиональное старение. Профессиональные заболевания. Утомление. Усталость. Монотония. Психическая напряженность. Классы условий труда по степени их влияния на здоровье человека.

Условия, препятствующие успешному профессионально-личностному развитию: социальные, средовые, собственно профессиональные.

Современные технологии психологического изучения профессиональной деятельности.

Общая характеристика современных технологий изучения профессиональной деятельности. Предметно-функциональные и операционно-логические технологии изучения профессиональной деятельности. Современные технологии психологического изучения професиональной деятельности. Общая характеристика предметно-функциональных технологий. Операционно-логические технологии: использование вероятностной логики и теории вероятностей, теории информации, массового обслуживания и исследования операций.

Методы профессиографии.

Анализ документов. Самонаблюдение и самоотчет. Эксперимент. Алгоритмический анализ деятельности. Экспертная оценка. Анализ ошибок в работе специалиста. Экспертная оценка. Хронометраж.

Разработка профессиограммы.

Профессиографирование деятельности. Типы профессиографирования: информационный, диагностический, прогностический и методический. Понятие о профессиограмме и психограмме. Виды профессиограмм. Характеристика частных профессиограмм. Структура и особенности специальных профессиограмм. Комплексные профессиограммы. Структура и содержание психограммы и профессиограммы. Методы и последовательность описания военной специальности. Разработка психограммы для военной специальности.

Методы и последовательность описания специальности.

Методы описания специальности. Последовательность описания специальности. Разработка психограммы для специальности. Характеристика комплексной психограммы.

Профессиональная ориентация, сущность, структура, формы и методы.

Система профориентации ее подсистемы. Этапы. Сущность, структура, формы и методы военно-профессиональной ориентации. Личностное и профессиональное самоопределение личности.

Профессиональная консультация в системе профориентации.

Задачи и типы консультации в зависимости от уровня готовности личности к выбору профессии. Методические вопросы профконсультации.

Теоретико-методологические основы и практические предпосылки профессионального психологического отбора.

Теоретические основы профессионального психологического отбора. Методическое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора. Сущность, значение и место профессионального психологического отбора. Понятия «профессиональный отбор», «профессиональный подбор», «рациональное распределение». Социальные, социально-психологические и психофизиологические основы профессионального отбора. Принципы психологического профотбора: мировоззренческие, общенаучные: конкретно-научные, методические.

Сущность и содержание мероприятий профессионального психологического отбора.

Сущность мероприятий профессионального отбора. Критерии и методы психологического и психофизиологического обследования: Организация психологического отбора. Квалификационный экзамен Критерии и методы социально-психологического изучения кандидатов в вузы и методы психологического и психофизиологического обследования Принципы подготовки итогового заключения.

Проблема описания профессиональной деятельности для профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Личностные технологии и методы изучения профессиональной деятельности. Психофизиологические технологии и методы изучения профессиональной деятельности.

Основные требования к организации и проведению психологического исследования.

Подготовка материального обеспечения мероприятий профессионального отбора. Основные требования и последовательность процедур обследования. Подготовка материального обеспечения мероприятий профессионального отбора. Оборудование помещений для группового обследования и инди­видуального собеседования. Подготовка бланков методик и используемой аппаратуры. Соблюдение стандартности обследования. Основные правила и последовательность процедур обследования.

Основные устройства и аппаратура, применяемые в целях профессионального отбора.

Характеристика аппаратурных средств, применяемых в профотборе. Требования к устройствам и аппаратуре для профессионального отбора. Устройство и порядок использования в целях профессионального психологического отбора ДПФИ-1М, ППН-3, «Физиолог-М», «Мультипсихометра» и др. Требования к оборудованию помещений и мест установки аппаратуры. Правила эксплуатации.

Особенности профессионально — психологической адаптации.

Понятие об адаптации в системе наук о человеке. Особенности профессионально-психологической адаптации. Методы диагностики адаптационного потенциала.

Путь к профессионализму.

Уровни, этапы профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социолизация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Способность человека к труду в профессиональной общности. Профессиональная среда.

Раздел 3. Социальная психология и психология управления

Организация и управление

Организация и управление. Обозначение изучаемой области. Организация и общество. Организация. Управление. Уровни управления.

Эволюция идей управления. Цели темы. Организация и управление в древности. Предпосылки возникновения интереса к управлению. Подход на основе выделения школ. Подход к управлению как к процессу. Системный подход. Ситуационный подход.

Внешняя среда организации. Значение внешней среды. Внешняя среда. Характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Международное окружение.

Внутренняя среда организации. Составляющие внутренней среды организации. Цели. Структура. Технология. Люди.

Внутренняя среда организации и внутриорганизационные процессы

Связующие процессы. Коммуникация. Принятие решений. Модели принятия решений. Психологические особенности принятия решений.

Групповая динамика и руководство. Групповая динамика. Власть. Лидерство. Управление конфликтами.

Управленческие функции. Стратегическое планирование. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.

Структура управленческой деятельности руководителя. Авторитет руководителя. Типы управления и эффективность. Организаторский потенциал руководителя.

Социальная психология лидерства. Лидерство и руководство. Зарубежные теории лидерства. Отечественные теории лидерства. Стили управления лидерства.

Социально-психологические особенности управленческого труд руководителя. Психологическая специфика труда руководителя. Функции и роли руководителя. Психологическая подготовленность руководителя.

Организационная культура. Концепция организационной культуры. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность.

Типы организаций: по взаимодействию с внешней средой; по взаимодействию подразделений; по взаимодействию с человеком.

Управление трудовыми ресурсами. Формирование трудовых ресурсов. Развитие трудовых ресурсов. Повышения качества труда.

Социально-психологическое обеспечение управления коллективом. Сущность социально-психологического обеспечения. Организация и планирование социально-психологического обеспечения. Методика проведения социально-психологического обеспечения.

Общественные и межличностные отношения. Место общения в системе отношений человека

Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия.

Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.

Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека.

Понятие общения в социальной психологии. Функции общения как формы социального взаимодействия.

Основные подходы к пониманию сущности общения в зарубежной и отечественной психологии. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная и их характеристика. Проблема общения в работах Г. М. Андреевой.

Проблема группы в социальной психологии

Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система совместной деятельности.

Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией.

Общности и группы. Психологические признаки общности, возникновения «Мы» — чувства. Группы и организации. Феномен «группового сознания».

Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические и др.

Взаимосвязь групповых потребностей, форм деятельности и поведения и форм групповой психологии. Понятие общественной психологии.

Структура психологии больших социальных групп. Динамические и статические элементы в психологии больших социальных групп.

Методологические проблемы исследования малых групп в социальной психологии

Понятие «малой группы». Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, группы членства и референтные группы и т. д. Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии.

Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хотторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В.Байон), социометрическое направление, деятельный подход.

Основные процессы динамики малых групп

Структура малой группы. Собственно групповые и личностные компоненты структуры малой группы.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Механизмы формирования малых групп. Основные концепции развития малой группы.

Феномен группового давления. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость».

Проблема групповой сплоченности в социальной психологии. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии. Подход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностного опосредования групповой активности. Методы изучения групповой активности в рамках нового подхода.

Концепция коллектива в социальной психологии

А.С.Макаренко о признаках коллектива. Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л.Уманский).

Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии. Использование идеи деятельностного опосредования групповых процессов для определения уровня развития коллектива. Взаимосвязь уровня развития совместной деятельности и межличностных отношений в коллективе.

Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно — ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и т. д.

Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.

Социальная психология лидерства и руководства

Отличительные особенности «руководства» от «лидерства». Лидерство как феномен группового развития. Основные теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационный подход, синтетический подход.

Социально-психологические проблемы руководства малой группой, коллективом. Соотношение понятий «управление» и «руководство». Функции руководства.

Проблема стиля руководства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский. Социально-психологическая характеристика стилей руководства.

Психология больших социальных групп

Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические и др.

Взаимосвязь групповых потребностей, форм деятельности и поведения и форм групповой психологии. Понятие общественной психологии.

Структура психологии больших социальных групп. Динамические и статические элементы в психологии больших социальных групп.

Этнопсихологические проблемы социальной психологии

Этнопсихология как отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, сравнительной психологии и этнографии. Взаимоотношения этнопсихологии с другими науками. Этнопсихология и этнография. Этнопсихология и социология. Этнопсихология и философия. Этнопсихология и культурология. Различные взгляды на предмет этнопсихологии. Понятия психологической антропологии и сравнительно-культурной (кросс-культурной) психологии. Предмет психологической антропологии. Предмет сравнительно-культурной психологии. Психология межэтнических отношений. Объект и предмет этнопсихологии как науки. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний, изучающих систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей. Методологические принципы этнопсихологии как науки. Основные задачи этнопсихологической науки, вытекающие из практических потребностей необходимости совершенствования национальных отношений в России.

Юридическая психология в системе научного знания и социальной практики

Объект и предмет юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психологией. Система основных категорий юридической психологии как отрасли психологической науки. Разделы юридической психологии: правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, пенитенциарная психология.

Взаимосвязь юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой. Причины, способствующие углублению психологической компетентности в области юриспруденции в настоящее время.