Введение
Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») — это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо — педагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина, педагогика и психология.
На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.
Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях, как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации — восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.
Развитие логопедии в 20 веке
... развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений ... открываются логопедические кабинеты, особое внимание обращено детям с ДЦП. Заключение. Таким образом, в 20 веке логопедия сделала огромный шаг вперед: были созданы ...
Профессиональная самоидентификация
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности.
Дефектолог – это врач и педагог одновременно. Без терпения, творческих задатков, любви к детям ничего не получится. Дефектология – гуманная, благородная профессия, требующая от человека милосердия, терпения, призвания к действенной доброте.
Профессиональная деятельность
Для работы дефектологом требуется высшее профессиональное образование в области дефектологии.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus — недостаток) — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог — специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и прочих сферах.
Существует несколько дефектологических специальностей — сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия.
Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих.
Олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития.
Тифлопедагог — с недостатками зрения.
Логопед — специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.
· Дефектолог осуществляет работу направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
Концепции одарённости и её развития
... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации ... и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ...
· осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития;
· комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
· проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
· работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки;
· консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию;
· способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;
· изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
· участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
· составляет программа деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
· способствует адаптации (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разрабатывает различные программы адаптации детей с отклонениями; подготавливает детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Особенности профессионалов
Люди часто стесняются своих недостатков — в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.
Дефектология — это одна из тех профессий, где успех зависит от специалиста лишь частично. Ведь существует масса врождённых дефектов, которые невозможно устранить полностью, а значит, дефектолог ничем не поможет такому пациенту.
Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.
Качества, способствующие успешности выполнения профессиональной деятельности
· Преподавательские способности;
· коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
· хорошее развитие памяти (слуховая память);
· психическая и эмоциональная уравновешенность;
· способность к сопереживанию;
· стремление помочь;
· выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
· хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;
· спокойный тембр голоса;
· четкая артикуляция;
· умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
... деятельности детей с ЗПР. Задачи: Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рассмотреть когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Проанализировать познавательную деятельность детей ... не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется ...
· хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
· хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
· высокий уровень развития творческого мышления.
Личностные качества, интересы и склонности
· Любовь к детям;
· терпение;
· отзывчивость и доброжелательность;
· доброта, терпимость, чуткость;
· оптимизм;
· нацеленность на результат;
· самоконтроль и уравновешенность;
· интерес и уважение к другому человеку;
· тактичность и дипломатичность;
· целеустремленность и настойчивость;
· требовательность к себе и другим;
· умение слушать и понимать других людей;
· бескорыстность;
· наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
· Неорганизованность;
· психическая и эмоциональная неуравновешенность;
· агрессивность;
· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с
изменяющимися условиями среды);
· эгоистичность;
· отсутствие организаторских способностей.
Работа дефектолога не рекомендуется людям с заболеваниями
· Нервно-психическими;
· сердечно-сосудистыми;
· хроническими инфекционными;
· слухового и зрительного анализаторов;
· речеголосового аппарата;
· опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
Рынок труда профессии
39. Профессия дефектолога одна из востребованных профессий в современном обществе. Логопеда можно встретить в любой детской поликлинике. По распространённости эта профессия такая же, как и детский психолог или окулист. Так как эти специалисты имеют дело с довольно распространённой проблемой, то успешный профессионал будет иметь множество клиентов, что положительно отразится на его материальном положении.
40. Дефектолог может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах, заниматься частной практикой.
Где получить профессию
Актуальную информацию об обучении по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» вы можете найти на сайтах:
/specialty/327.html,
/specialty/219.html
/db/portal/index_org.htm
/abitur/act.20/index.php,
/abitur/act.6/index.php