Профессиограмма-соц.работника

Профессиограмма

социального работника

  1. Определение социальной работы

Социальная работа это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия, направленная на решение проблем в отношениях между людьми и способствующая социальным переменам в обществе.

Социальная работа является:

  • практической деятельностью, направленной на оказание содействия людям, социальным группам в преодолении социальных и личностных трудностей;
  • учебной дисциплиной;
  • научным направлением.

  1. Содержание деятельности социального работника
  • оказание помощи индивидуумам, семьям, группам и сообществам (социальная поддержка, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика);
  • содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
  • изучение социальных и психосоциальных проблем;
  • разработка и реализация социальных программ по решению проблем социально уязвимых групп населения, и оценка эффективности данных программ.

  1. Организации, включенные в сферу деятельности социальной работы:

Деятельность социального работника может осуществляться как на уровне непосредственной (прямой) социальной работы с людьми, так и на уровне организационно-управленческой и административной деятельности. Социальный работник может быть как сотрудником, так и работать в партнерстве со следующими учреждениями:

16 стр., 7988 слов

Исследование зависимости личностных особенностей социального ...

... в профессиональной деятельности. Гипотеза: Глубина и характер протекания синдрома профессионального выгорания зависят от личностных особенностей и мотивационной направленности социального работника. В качестве ... и глубина синдрома профессионального выгорания. Таким образом, целью данной дипломной работы является выявление влияния мотивационной сферы и личностных особенностей на характер ...

  • учреждения и организации системы социальной защиты населения (дома Мурувват, дома Саховат, собесы и др.), народного образования (дома Мехрибонлик, органы опеки и попечительства, общеобразовательные учреждения, специализированные дошкольные и школьные учреждения, вспомогательные образовательные учреждения и др.), здравоохранения (семейные поликлиники, специализированные медицинские учреждения, реабилитационные центры, медико-педагого-психологические комиссии и т.д.), комиссии по делам несовершеннолетних при хокимиятах, специализированные профессионально-технические колледжи и лицеи и другие;
  • районные, городские и областные хокимияты;
  • районные, городские и областные органы управления народным образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, по труду и социальной защите, органы внутренних дел;
  • махалля;
  • общественные организации и объединения.

    1. Клиентами социальных работников являются социально уязвимые группы людей, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите:
    • дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие;
    • семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие;
    • люди с инвалидностью и их семьи;
    • пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке;
    • люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие;
    • люди, живущие с ВИЧ;
    • люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью;
    • люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях и другие.

    1. Профессиональные знания социального работника

    Социальный работник должен обладать знаниями:

    • об основных принципах социальной политики в Республике Узбекистан, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;
    • о социальной работе как профессиональной деятельности;
    • о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;
    • о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;
    • о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
    • о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;
    • о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;
    • о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;
    • о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
    • о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.

    1. Профессиональные умения и навыки социального работника

    Социальный работник должен уметь:

    9 стр., 4308 слов

    Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии

    ... особых потребностей, уменьшит вероятность сегрегации детей (изоляция в специальных учреждениях в отрыве от семьи и общества), повысит возможность их социальной адаптации, полноценной интеграции в общество ... ориентированные не только на детей, но и на их семьи: семейно-центрированные программы раннего вмешательства. Именно семья как первичное социальное окружение ребенка является наиболее важным ...

    • следовать профессионально-этическим нормам в своей профессиональной практической деятельности;
    • уметь работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;
    • знать особенности и уметь оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);
    • владеть навыками общения (навыки межличностного общения с клиентами, детьми, коллегами и другими специалистами, навыки вербального и невербального общения);
    • владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка ясных планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);
    • владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);
    • владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);
    • владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);
    • быть способным работать под супервизией руководителя или более опытного коллеги и быть готовым обучаться;
    • быть способным применять теорию на практике (знать и понимать теорию социальной работы, уметь выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности);
    • обладать навыками проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;
    • применять практику, основанную на доказательствах, с использованием данных современных исследований;
    • использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;
    • уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами (развитие и поддержание эффективных рабочих отношений, способность делиться идеями и информацией);
    • понимать и представлять интересы своей организации (знание и понимание политики организации, ее процедур, целей и задач, умение представлять организацию);
    • способствовать повышению своей профессиональной компетентности.

    1. Профессионально-личностные качества, необходимые социальным работникам

    Социальный работник должен обладать следующими профессионально-личностными качествами, их развивать и демонстрировать:

    18 стр., 8745 слов

    Особенности работы по формированию навыка правильного чтения ...

    ... коррекция являются актуальными. Исходя из актуальности, была определена цель курсовой работы: Выявить особенности работы по формированию навыка правильного чтения у младших школьников с ОНР. В связи с ... этим объект данной курсовой работы - навык правильного чтения и пути его формирования. Предмет - процесс формирования правильного чтения у ...

    • безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;
    • безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность;
    • развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;
    • эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);
    • рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);
    • умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;
    • чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;
    • настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;
    • оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;
    • умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;
    • навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

    1. Этические обязательства социальных работников

    Социальные работники обязаны:

    • защищать права и содействовать интересам клиентов социальной работы;
    • стремиться к установлению и сохранению доверия у клиентов и соблюдать правило конфиденциальности;
    • содействовать развитию самоопределения и независимости у клиентов, пользующихся услугами;
    • защищать клиентов от опасности и причинения им вреда, насколько это возможно;
    • учитывать в практике культурные, этнические, возрастные, гендерные различия между людьми;
    • знать и уважать права клиентов, быть уверенным, что поведение социального работника и использующиеся в работе подходы не повредят клиентам;
    • поддерживать общественное доверие к социальным службам;
    • быть ответственными за качество своей работы и за сохранение и улучшение своих знаний и навыков;
    • отвергать и препятствовать проявлению любых форм дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических особенностях, привилегиях, персональных характеристиках и другие.

    1. Профессиональные обязательства социального работника

    Социальный работник обязан:

    13 стр., 6348 слов

    Безработица как социальная проблема

    ... Безработица усиливается, когда происходят различные экономические кризисы. В социальном плане безработица – это право каждого из нас ... и своего рода духовная смерть. Безработица всегда обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании ... поиском работы и таким образом пополнял бесчисленные ряды безработных в нашей стране. Итак, нужно разобраться в проблеме ...

    • выявлять семьи, детей и отдельные лица, нуждающиеся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
    • изучать условия жизни социально уязвимых семей, детей и взрослых людей и организовывать их правовую и социальную защиту;
    • выявлять потребности клиентов и при необходимости перенаправлять в другие организации за получением дополнительных услуг: оказывать содействие в устройстве в медицинские и образовательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
    • устанавливать причины возникающих у клиентов трудностей, конфликтных ситуаций, оказывать им содействие в разрешении этих трудностей, конфликтов и социальную защиту;
    • проводить прямую работу с клиентом/клиентами по решению их проблем, применяя современные теории и модели социальной работы, делая акцент на сильных сторонах клиента и поиск ресурсов в его окружении;
    • организовать и координировать работу по обустройству детей, оставшихся без родительского попечения (например, усыновление или обустройство ребенка в приемную семью и т.д.);
    • организовать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации клиентов (например, выпускников институциональных учреждений, лиц, вернувшихся из мест заключения и т.д.);
    • обучать клиентов жизненным навыкам, которые необходимы им для благополучной интеграции в общество и для самостоятельного решения возникающих жизненных трудностей;
    • консультировать клиентов по развитию родительских навыков, по вопросам потребностей и возрастного развития детей, жестокого и небрежного обращения с детьми и т.д. для улучшения благополучия ребенка и семьи;
    • консультировать клиентов по вопросам изменения нежелательного поведения и приобретения социально приемлемого поведения;
    • организовывать и оказывать помощь в обучении семей правилам и навыкам ухода за детьми, больными и пожилыми людьми и т.д.;
    • повышать осведомленность общества через СМИ и образовательные программы с целью снижения существующих стереотипов в отношении уязвимых групп людей и пропаганды профессиональной социальной работы.

    1. Взаимодействие с коллегами и другими организациями и службами: сотрудничество с коллегами, сотрудниками системы социальной защиты населения (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.)

    Социальный работник:

    1 стр., 330 слов

    Проблема сенсорного воспитания детей

    ... процессе различного рода действия с этими предметами. Обучая детей общественным способом обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительного повысить ... переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов. ...

    • работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением;
    • устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии;
    • способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам;
    • помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения;
    • обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов;
    • заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов;
    • информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения;
    • обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите;
    • информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг.

    1. Особенности профессии социального работника

    Социальный работник в силу особенностей своей профессиональной деятельности сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться с помощью супервайзера или руководителя:

    • синдром профессионального “выгорания”, проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации;
    • частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации;
    • столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни;
    • дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем;
    • информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме.

    1. Результаты деятельности социального работника

    В результате деятельности социального работника и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты:

    • решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке);
    • профилактика возникновения различного рода социальных проблем;
    • экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления;
    • прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека.

    Разработали: Ганиева М.Х., Карамян М.Х., Ким Л.Э.при участии Шубиной А.В.

    3 стр., 1487 слов

    Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся ...

    ... возможностями здоровья «Школа VIII вида №57» г. Челябинска. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по ... психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380с. 17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с. ...

    В обсуждении при разработке Профессиограммы принимали участие члены Национальной команды по социальной работе, консультанты Министерства высшего и среднего специального образования, а также Шима Баркин и Гузаль Камалова (Программа «Защита ребенка» Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Узбекистане).

    Профессиограмма разработана в рамках проектов по социальной работе: «Развитие программы переподготовки по социальной работе» (Министерство высшего и среднего специального образования РУз – Республиканский центр социальной адаптации детей – Ташкентский государственный институт культур – Детский фонд ООН ЮНИСЕФ в Узбекистане 2007), «Распространение программы переподготовки по социальной работе и продвижение профессии «социальная работа» в Узбекистане» (ТашГИК – РЦСАД – ЮНИСЕФ, 2008), «Обеспечение устойчивости профессии «Социальная работа» в области защиты ребенка в Узбекистане» (ТашГИК – РЦСАД – ЮНИСЕФ, 2009).

    12