Профессиограмма и психограмма

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ДОБРОВОЛЬЦА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

А.И. Невмеенко

Научный руководитель Н.А. Соловьёва

Россия, г. Ярославль, ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным за счет изучения структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль здесь играют профессиограмма и психограмма.

Термин «профессиограмма» этимологически состоит из латинского слова «professio» – «специальность», «занятие» и греческого «gramma» – «запись» и подразумевает под собой описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку [1; С. 77-81].

Профессиограмма позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества. Она же указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии. Отсюда следует, что профессиограмма обязана отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.

Понятие «психограмма» произошло от греческих слов «psyche» – душа и «gramma» – «запись», «написание», и трактуется как графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования различных индивидов.

Психограмма является частью профессиограммы, поскольку она характеризует основные наиболее важные требования, которые предъявляются к психологическим качествам сотрудника специальностью или профессией. Ее объем и содержание определяются значимыми целями профессионального обучения, профессионального отбора, профессиональной ориентации, а также перемещения сотрудников и прочих элементов кадровой политики на предприятии [2; С. 39-42].

13 стр., 6423 слов

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе ...

... деятельности; · изучить метод составления профессиограммы; · разработать профессиограмму деятельности психолога на основе собственной трудовой деятельности по профотбору кандидатов на вакантные места. Объект нашего исследования – профессиональная деятельность ... Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В ...

Основываясь на характеристиках таких социально-ориентированных профессий как социальный педагог, социальный работник, менеджер по персоналу, психолог и многих других [3; С. 106-108] и опыте специалистов в области построения и применения на практике профессиограмм и психограмм [4; С. 39-42], профессиограмма добровольца может включать в себя следующие пункты:

1) Доминирующие виды деятельности:

— Досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков, молодежи, граждан пожилого возраста и инвалидов);

— Социально-психологическая поддержка (психологические службы);

— Профилактика здорового и безопасного образа жизни;

— Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

— Социальное патронирование детских домов;

— Экологическая защита;

— Интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов и викторин);

— Творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

— Информационное обеспечение;

— Медицинская помощь (службы милосердия в больницах и хосписах);

— Спортивная, туристическая и военная подготовка;

— Социальное патронирование пожилых людей;

— Реставрационная деятельность (помощь в реставрационных работах);

— Экскурсионно-паломническая деятельность (организация экскурсий и поездок);

— Трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

— Ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

— Социальное краеведение;

— Муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

— Участие в выполнении специальных работ (пожаротушение, поисково-спасательные работы, общественный порядок);

— Иные виды деятельности.

2) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

2.1) Способности:

— Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);

— Высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

— Ораторские способности (грамотное выражение мысли);

— Хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;

— Высокий уровень развития образного мышления;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе ... конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - ...

— Развитие логического мышления;

— Хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

— Коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);

— Умение слушать;

— Вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

— Способность к самоконтролю.

2.2) Личностные качества, интересы и склонности:

— Высокая степень личной ответственности;

— Терпимость, безоценочное отношение к людям;

— Интерес и уважение к другому человеку;

— Стремление к самопознанию, саморазвитию;

— Оригинальность, находчивость, разносторонность;

— Любознательность и обучаемость;

— Тактичность, воспитанность;

— Склонность к сопереживанию;

— Инициативность;

— Целеустремленность, настойчивость;

— Интуиция, умение прогнозировать события;

— Находчивость;

— Умение хранить тайну;

— Творческое начало;

— Эрудированность.

3) Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

— Психическая и эмоциональная неуравновешенность;

— Агрессивность;

— Замкнутость;

— Нерешительность;

— Отсутствие склонности к работе с людьми;

— Неумение понять позицию другого человека;

— Ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);

— Низкий интеллектуальный уровень развития.

В свою очередь, психограмма добровольца должна учитывать следующие факторы:

1. Ориентация на клиента – доброволец должен уметь распознавать потребности клиента и обеспечивать соответствие предоставляемых услуг и их качества этим потребностям. Он должен отодвигать личные желания на второй план, когда они не совпадают с интересами клиента.

2. Открытость – терпимость по отношению к другим, но без чрезмерной уступчивости. Внимательность к чужим доводам и принятие их к сведению, даже если они расходятся с его личными взглядами. Открытость по отношению к другим, поиск контактов, приветливость, способность вызывать симпатию. Его поведение должно свидетельствовать о хорошем воспитании и умении держаться.

3. Активность и умение выдерживать нагрузки – доброволец не должен терять выдержки даже в критических ситуациях, должен проявлять упорство даже при выполнении сложных заданий и не останавливаться перед препятствиями, а также обладать энтузиазмом по отношению к заданиям и людям. Должен обладать ярко выраженной целеустремленностью и умением увлечь за собой других.

11 стр., 5091 слов

Принципы клиентоориентированного подхода. Возражения и конфликты с клиентами

... и культуры обслуживания абонентов, обеспечение комфортных условий ожидания и обслуживания клиентов, а также обеспечение клиентоориентированного подхода при оказании услуг абонентам. Система ... операторы call-центра. Это позволяет унифицировать процесс обслуживания клиентов по телефону, доводить до клиента информацию, сформулированную максимально просто и доступно, исключить возможность ...

4. Компетентность в сфере вербальной коммуникации – доброволец должен выражаться четко и ясно, и учитывать при этом уровень информированности клиента в том или ином вопросе, когда к нему обращаются за советом или помощью.

5. Способность представлять свои идеи – доброволец должен использовать графические изображения, примеры и сравнения при изложении своих мыслей, должен умело применять технические средства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что профессиограмма психограмма добровольца вобрала в себя черты многих социальных профессий: социального педагога, социального работника, менеджера по персоналу, психолога и многих других, тем не менее не потеряв свою специфику применения и сохранив фундаментальный аспект деятельности добровольца – бескорыстную помощь слабозащищенным членам общества.

Литература

1.Арсеньева, Т. Н. Добровольческие усилия в современной России: проблемы самоактуализации и моделирования инновационных форм менеджмента / Т. Н. Арсеньева// Социальные технологии, исследования. – 2013. — № 4.

2. Косова, У. П. Особенности мировоззренческой активности волонтеров / Косова У. П.// Высшее образование сегодня. – 2012. — № 8.

3. Солодкова, М. В. Основные принципы добровольческого движения с позиции общечеловеческих ценностей / Солодкова М. В.// Социальные технологии, исследования. – 2014. — № 6.

4. Телина, И. А. Опыт волонтерской работы студентов – будущих социальных педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних / Телина И. А.// Социальная педагогика. – 2013. — № 2.