Профессиограмма свитич журнализма

Свитич Л. Г. Профессия: журналист

Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс,

* * *

32. Профессиограмма

Профессиограмма – подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте и описание рабочих качеств сотрудника, необходимых для выполнения этих обязанностей.

С учетом профессиограммы на должность выбирается человек подходящего соционического типа. (Соционика – наука, изучающая взаимодействие психики человека с окружающим миром. Соционика исследует, как человек воспринимает, перерабатывает и передает информацию).

Я так думаю, что профессиограмма в жур-ке означает то, что под определенные требования подбирают подходящего журналиста. Если хитрый редактор знает про типы журналистских личностей, то он будет действовать примерно так: рассортирует сотрудников по степени активности профессионального поведения:

— На универсально-активных (их можно, надо полагать, на самые разные должности ставить, в зависимости от специализации);

— интеллектуально-активных (будут выполнять самые сложные задания, аналитики всякие, обозреватели);

— организаторских ( их надо будет на управляющие должности, менеджеры, секретари) по типу мышления: Научно-теоретический (хз, в корректоры пойдет), научно-исследовательский (будет исследовать большие темы), художественно-образный (фельетоны писать будет, правда, кому он нужен…), опытно-практический (бегать будет, репортажи делать).

Естественно, в профессиограмму входят также: уровень образования и специальность, опыт работы.

Профессиограмма помогает подобрать точно персонал, а персонал сразу знает, чего от него требуется.

Правда, тут следует сказать, что, по крайней мере, у нас в регионе вам вряд ли предоставят профессиограмму при устройстве на работу журналистом.

* * *

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

1. Понятие журналистики

Слова журналистика, журнализм произошли от французского jour -день и латинского dies — день.

В исходном значении слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции:

— ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации;

— хроникальность, т.е. отражение, течение времени;

— однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее постоянное обновление;

— непрерывность информационного потока;

— способность освещать, т.е. выявление светом явлений и процессов,

— обнародование их, оглашение, опубликование;

— отражение разнообразных повседневных потребностей людей и общества.

В. И. Даль обозначает журналистику как журнальную, срочную словесность, а журналиста как чиновника присутственного места ведущего журналы, а также редактора, издателя.

Для работника газет было другое название — газетчик. Сюда же Даль относит и издателя газет, продавца. А то, что мы сейчас пытаемся обозначать словами «журналистская профессия, заниматься журналистикой», у Даля называется газетничать, т.е. разносить по городу вести, весто-плетничать.

Вестник — тот кто подает весть, понятие вещать, ведать заключают в себе понятия предвидения, прорицания, сверхъестественных знаний.

В XIX веке словом журналистика обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях.

Коммуникация происходит от латинского и означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору.

Медиация — от латинского посредничество.

Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журнализмом, — информаторство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщичество, ораторство, ведовство, прорицательство — оказывается очень сложным и многоплановым.

Основные требования к профессии:

2. Функции деятельности

Функция, в переводе с латинского — исполнение, совершение,» служебная обязанность.

Понятие функции двояко:

1) исполнение, действие;

2) обязанность, назначение, предназначение.

В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста.

6 стр., 2988 слов

Тема 1. Место психологии журналистики в системе научных знаний ...

... жизни современной российской журналистики: В 2 т. - М., 1998; -М., 2007. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М, 2004. ... типы текстов. Вопросы для обсуждения: а)Возможности оперирования составными процессами коммуникации в журналистской практике. (Интерес и внимание). Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации. ...

Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетворении при помощи СМИ потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для полноценного функционирования общества.

Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и всего общества в целом.

С помощью информации журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания и общества, психологии и поведения.

3. Объекты отражения.

Предмет познавательной деятельности

Объект, от латинского означает предмет, противоположный, противопоставленный.

Объекты — предмет отражения журнализма. Это сфера материального и духовного, земного и вселенского: от человечества и общества до различных групп и личностей.

Безграничным является и географический диапазон объектов отражения.

Объекты отражения всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков:

— по тематике;

— по географии;

— по типу объекта;

— по характеру объекта.

Объект воздействия или взаимодействия

К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации:

а) планетарные структуры, человечество как социоприродная и цивилизованная сообщность;

б) общество;

в) группы;

г) личности.

Самым точным определением объекта журналистики является аудитория. Адресат журналиста — все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом.

Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является: а) массовой, б) анонимной, невидимой, в) рассредоточенной в пространстве, г) динамичной, меняющейся, д) разноструктурной, разнохарактерной, е) стихийной или вероятностной, ж) подверженной влиянию информационного ритмического пульсара.

Наиболее адекватным журналистике, как оперативной информационной системе, объектом является общественное мнение. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму.

Журналистика производит влияние и на более глубокие пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Но, постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудитории информацией оставляет глубокий след воздействия, как положительный, так и отрицательный.

16 стр., 7905 слов

Личность как объект управления 2

... теми нормами, которые приняты в данном обществе. "Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально ... ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ. §1. Понятие и структура личности. Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения ... внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура ...

Если вспомнить о всепроникаемости и управляющей силе журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» окажется недостаточным и журналистика станет самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей.

5. Тип контакта с аудиторией

По степени регулярности контексты можно назвать систематическими. По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся. Следует сказать о разнообразии форм, контактов и способов привлечения внимания аудитории — это вся совокупность содержательных и выразительных средств печати, ТВ, РВ технологии, актуальность тематики, система идеи, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, звук, музыка и т.п