Свитич Л. Г. Профессия: журналист
Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс,
* * *
32. Профессиограмма
Профессиограмма – подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте и описание рабочих качеств сотрудника, необходимых для выполнения этих обязанностей.
С учетом профессиограммы на должность выбирается человек подходящего соционического типа. (Соционика – наука, изучающая взаимодействие психики человека с окружающим миром. Соционика исследует, как человек воспринимает, перерабатывает и передает информацию).
Я так думаю, что профессиограмма в жур-ке означает то, что под определенные требования подбирают подходящего журналиста. Если хитрый редактор знает про типы журналистских личностей, то он будет действовать примерно так: рассортирует сотрудников по степени активности профессионального поведения:
— На универсально-активных (их можно, надо полагать, на самые разные должности ставить, в зависимости от специализации);
— интеллектуально-активных (будут выполнять самые сложные задания, аналитики всякие, обозреватели);
— организаторских ( их надо будет на управляющие должности, менеджеры, секретари) по типу мышления: Научно-теоретический (хз, в корректоры пойдет), научно-исследовательский (будет исследовать большие темы), художественно-образный (фельетоны писать будет, правда, кому он нужен…), опытно-практический (бегать будет, репортажи делать).
Естественно, в профессиограмму входят также: уровень образования и специальность, опыт работы.
Профессиограмма помогает подобрать точно персонал, а персонал сразу знает, чего от него требуется.
Правда, тут следует сказать, что, по крайней мере, у нас в регионе вам вряд ли предоставят профессиограмму при устройстве на работу журналистом.
* * *
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...
1. Понятие журналистики
Слова журналистика, журнализм произошли от французского jour -день и латинского dies — день.
В исходном значении слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции:
— ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации;
— хроникальность, т.е. отражение, течение времени;
— однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее постоянное обновление;
— непрерывность информационного потока;
— способность освещать, т.е. выявление светом явлений и процессов,
— обнародование их, оглашение, опубликование;
— отражение разнообразных повседневных потребностей людей и общества.
В. И. Даль обозначает журналистику как журнальную, срочную словесность, а журналиста как чиновника присутственного места ведущего журналы, а также редактора, издателя.
Для работника газет было другое название — газетчик. Сюда же Даль относит и издателя газет, продавца. А то, что мы сейчас пытаемся обозначать словами «журналистская профессия, заниматься журналистикой», у Даля называется газетничать, т.е. разносить по городу вести, весто-плетничать.
Вестник — тот кто подает весть, понятие вещать, ведать заключают в себе понятия предвидения, прорицания, сверхъестественных знаний.
В XIX веке словом журналистика обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях.
Коммуникация происходит от латинского и означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору.
Медиация — от латинского посредничество.
Общество как система, его понятие и признаки. Типология обществ.
1) Общество как система, его понятие и признаки. Типология обществ. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Признаки: 1) территория – географическое пространство, ...
Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журнализмом, — информаторство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщичество, ораторство, ведовство, прорицательство — оказывается очень сложным и многоплановым.
Основные требования к профессии:
2. Функции деятельности
Функция, в переводе с латинского — исполнение, совершение,» служебная обязанность.
Понятие функции двояко:
1) исполнение, действие;
2) обязанность, назначение, предназначение.
В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста.
Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетворении при помощи СМИ потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для полноценного функционирования общества.
Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и всего общества в целом.
С помощью информации журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания и общества, психологии и поведения.
3. Объекты отражения.
Предмет познавательной деятельности
Объект, от латинского означает предмет, противоположный, противопоставленный.
Объекты — предмет отражения журнализма. Это сфера материального и духовного, земного и вселенского: от человечества и общества до различных групп и личностей.
Безграничным является и географический диапазон объектов отражения.
Объекты отражения всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков:
Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности.
Назвать предмет и сформулировать задачи общей психологии. Сделать выводы о значении психологии в спортивной деятельности и профессиональной подготовке тренера по виду спорта. Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления. Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические ...
— по тематике;
— по географии;
— по типу объекта;
— по характеру объекта.
Объект воздействия или взаимодействия
К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации:
а) планетарные структуры, человечество как социоприродная и цивилизованная сообщность;
б) общество;
в) группы;
г) личности.
Самым точным определением объекта журналистики является аудитория. Адресат журналиста — все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом.
Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является: а) массовой, б) анонимной, невидимой, в) рассредоточенной в пространстве, г) динамичной, меняющейся, д) разноструктурной, разнохарактерной, е) стихийной или вероятностной, ж) подверженной влиянию информационного ритмического пульсара.
Наиболее адекватным журналистике, как оперативной информационной системе, объектом является общественное мнение. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму.
Журналистика производит влияние и на более глубокие пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Но, постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудитории информацией оставляет глубокий след воздействия, как положительный, так и отрицательный.
Тема 6. Личность как активный субъект общественной жизни План
Понятие личности, факторы формирования личности Социологические концепции личности Социализация личности Социальные статусы и роли Понятие личности, факторы формирования личности Проблемы человека и личности занимают одно из ключевых мест в современной социологии. Необходимо отличать такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Все они относятся к одному объекту, ...
Если вспомнить о всепроникаемости и управляющей силе журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» окажется недостаточным и журналистика станет самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей.
5. Тип контакта с аудиторией
По степени регулярности контексты можно назвать систематическими. По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся. Следует сказать о разнообразии форм, контактов и способов привлечения внимания аудитории — это вся совокупность содержательных и выразительных средств печати, ТВ, РВ технологии, актуальность тематики, система идеи, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, звук, музыка и т.п