Принципы формирования когнитивной установки жизни у детей 2

Некоторые принципы формирования когнитивной установки жизни удетейПроцесс приватизации сознания по меткомувыражению А.Г. Асмолова у детей и подростков в нашей культуре приводит кувеличению степеней ментальной свободы и, как следствие, чувству растерянностии тревоги перед ответственностью за жизненный выбор. Открывавшаяся нашемумолодому поколению свобода воспринимается как опасность, незащищенность в мире,который плохо структурируется нашим сознанием, так как оно утратило ориентиры.Желание избежать ответственности за обустройство своей судьбы не что иное какзащитный психический процесс, названный Э. Фроммом бегством от свободы . В результате психика невзрослого человекасовершает вс чаще наиболее экономичный выбор в пользу закона энтропии, предпочитаяаддиктивные пути развития.

Аддикция в узком смысле слова зависимость, вшироком смысле под аддикцией я понимаю выбор человеком стратегии извращенногоинфантилизма , выбор, которым движет желание избежать трудностей адаптации иавтономии . Общие черты предрасположенности подростков к аддиктивной группе риска можно определить наличием некой реактивной установкижизни, усвоенной в процессе семейного воспитания.

Под реактивной установкойжизни пони мается позиция пассивного потребительского реагирования на внешниераздражители и стимулы.Это позиция зрителя, находящегося в вечном ожиданииобещанного в детстве счастья, удачи или везения, которое никогда неоправдываются, поэтому ожидание переходит в обиду и желание мести судьбе, вобвинения миру и, как правило, отказ от реальности в пользу иллюзорногосчастья, вызванного измененным состоянием сознания.

Нам представляется необходимым обозначитьнекоторые меры профилактики этой реактивной жизненной установки подростков ипротивопоставить ей когнитивную жизненную позицию, которая формируется приграмотном влиянии авторитета взрослых на детскую психику.Когнитивная установка позволяет воспринимать жизнькак урок, в котором каждая ошибка чему-то учить. Эта установка автономнойличности, саморегулируемой и самоконтролируемой, хорошо адаптированной иответственной за индивидуальный рост и развитие.

Первым условием воспитания когнитивной позиции вжизни является адекватное возрасту стимулирование деятельности ребенка с 1-ыхдней развития с помощью сложных стимулов.Они, в отличии от простых ,внешних по своей природе и действующих возбуждающие на ребенка только с помощьюновизны, потребляемых им пассивно, активизируют процессы воображения. Именно сложное стимулирование порождает мотивацию к созиданию и инициативе,достижению желаемого с помощью своих действий Не купить, а сделать неполучить, а самому организовать праздник и. т .п Активация процессов воображения и игровыхспособностей развивают символическое мышление и помогают человеку войти в мирсимволов, где ни одна вещь в мире не воспринимается буквально, конкретно искучно.

2 стр., 620 слов

(выбор темы по желанию)

... как замещающее поведение. 12. Врожденные формы поведения у подростков. Биологические основы проблемы «отцов» и «детей». Врожденные формы объединения подростков и их аналоги у животных. Программы демонстрации ... возрастных изменений поведения. 26. Особенности поведения какого-либо класса или вида животных (по выбору).

В этом мире нет проблем структурного голода и поисков внешнихстимуляторов. Способность мыслить символически полностью насыщает потребность вчеловека в чудесном, в эйфории, в необычном, в счастье.

Развитие креативныхспособностей делает человека независимым от внешних возбудителей, так как онсам способен находить вс новые жизненные смыслы, создавать свои миры. Во-вторых, привычные воспитательные установки типа вс лучшее детям , человек рожден для счастья и. т. п. нам представляетсянеобходимым пересмотреть, так как они заключают в себя сказочную линиювоспитания, порождающую сценарную иллюзию о том, что вс само по себе, как врусских сказках советской художественной обработки, будет хорошо и нужно толькосмиренно дождаться счастья.

Необходима реалистическая концепция воспитания,которая была бы адекватна сложной реальности. С. Пек назвал е режимомстрадания для детей.Этот американский автор полагает, что представления отрудностях и страдании в жизни укрепляют мотив преодоления, развивают гибкостьпсихики, так как инстинкт самосохранения у ребенка очень сил н. Именно детскийвозраст наиболее сензитивен для обучения стратегиям решения проблем, суть жерешения заключается в умении вовремя понять, чем необходимо поступиться ипожертвовать в обмен на обретение желаемого.

Очевидна важность формулирования вдошкольном возрасте так называемого механизма отсроченного удовольствия,который ускоряет процесс социальной адаптации и формирует модель позитивногомышления, основой которого является вера в себя и свои полномочия. В-третьих, когнитивная позиция предполагает рановоспитанное стремление к полномочиям.

Это одна из базовых потребностейчеловека, фрустрированная у зависимой личности. Е не следует путать состремлением к превосходству, которое в адлериановской теории выступает какдвижущая сила развития личности. Стремление к полномочиям измеряется не силойжелания, а усилиями, приложенными к желанию.Успех, обретенный в результателичных усилий освобождает подростка от необоснованных претензий, фиктивныхцелей, исключает аддиквитные формы избегания проблем и формирует адекватнуюсамооценку.

Далекая цель только тогда побуждает ребенка кдействию, когда он информирован об особенностях процесса и ему известнысредства е достижения. Согласно теории о позитивном подкреплении, пошаговое,поэтапное движение к желаемой цели укрепляет мотивацию успеха и учитконструктивно переживать ситуацию проигрыша. К сожалению, вера ребенка в своисилы часто разрушается немотивированными наказаниями и критикой взрослых.Чувства фатальности и вины, спровоцированные немотивированной агрессиейвзрослого, приводят, как правило, к ответной агрессии детей и даже садизму,потере самоконтроля, которые А. Фрейд проинтерпретировала как формированиезащитной реакции по типу идентификации с агрессором.

9 стр., 4396 слов

Основные концепции воспитания родителей

... воспитания в становлении личности современных детей[2]. Проблемой воспитания родителей занимался Д.Я. Райгородский, объединивший на страницах хрестоматии «Родители и дети»[3] основные концепции проблемы воспитания родителей, а также различные модели воспитания детей. ... повышению качества жизни детей и их родителей, устанавливая дополнительные материальные стимулы рождения детей (например, ...

Задача взрослого строгоаргументировать сво недовольство, используя лишь те формы наказания, которыене лишают воли ребенка и не унижают его чувство значимости и достоинства. В-четвертых, большое значение в формированиичувства ответственности приобретают режим и дисциплина.Режим как механизмструктурирования времени, времени, которым овладевает человек и учится экономноего расходовать, так как время это эквивалент жизни.

Если этого не происходит вдетстве, то время овладевает человеком, поглощая его, и он перестает егоконтролировать, как и свою энергию, свою жизнь, не заметив как она пройд т.Отсутствие фактора дисциплины в процессе воспитания может породить в детскойпсихике чувство фатальности жизни, иллюзию самот ка, случайности всегопроисходящего.Кроме того неумение подчиняться другим обязательно привед т кнеумению подчиняться себе, то есть нарушениям произвольности в эмоционально-волевойсфере психики и снимет ответственность за то, что происходит в собственнойжизни.

Тогда как ответственность за свои рост и развитие это важная чертаавтономной, адекватной личности. В-пятых, одной из проблем воспитания когнитивнойустановки жизни в условиях преобладания семей с одним ребенком является детскийэгоцентризм и эгомания.В целях профилактики ложной базальной уверенности, что мир существует только для меня, а я зритель, которого жизнь развлекает -рекомендуется формирование с первых лет жизни социального чувства или, повыражению А. Адлера, чувства общности , которое развивается, как правило, удетей, рано помещенных в детский коллектив.

Задача воспитателя в детскомколлективе исключая родителей научиться оценивать не ребенка, как это частонаблюдается, а лишь усилия, приложенные к задаче и результат деятельности,дистанцируя оценку от его личности.Такая практика отношений формируетэффективную в характере личности направленность на задачу , а не на личныеамбиции.

Нейтральное отношение взрослого исключая родителя к характеруличности ребенка помогает преодолеть травму разочарования в себе, восприниматьнеуспех как явление временное, не относиться к конкурсам и соревнованиямболезненно или их избегать.Стихийно возникающие субъективно-эмоциональныеотношения воспитателя к детям порождают комплексы неполноценности у одних ичувства превосходства у других детей.

Ребенок неосознанно переносит интимноечувство из семейной сферы на сферу отношений с другими взрослыми учителями, воспитателями и неконструктивно воспринимает любые формы критики от новых родителей .Функции родителей и воспитателей различны в главном. Задача родителей датьребенку безусловное эмоциональное приятие, в отличие от задачи педагога,который сможет оказать поддержку реб нку в процессе социальной адаптации,поможет ему быть востребованным и профессиональным.Роль взрослого ввоспитательном и образовательном учреждениях именно поэтому освобождается отспонтанных эмоциональных оценок, от материнских форм опеки и контроля, онадолжна быть вербально и невербально выверена.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... к общественной жизни и производительному труду (А.В. Петровский); • воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений ...

И похвала и критика воспитателядопустима лишь в отношениях к процессу и продукту детской деятельности. Педагог, как психотерапевт, эффективен, когдаотказывается от роли судьи, и, когда следы его воспитания не вытаптывают уникальный узор личности.Таким образом, начавшийся процесс психологизации педагогики и педагогов в нашей системе образования представляется своевременными необходимымСтатья Неф довой Е.Л.