Презентация на тему: Тема 3. Психология личности

Тема 3. Психология личности

Изучаемые вопросы:

Вопрос 1. Понятие о личности в психологии.

Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности.

Вопрос 3. Самосознание личности.Вопрос 4. Психические свойства личности.

Вопрос 1. Понятие о личности в психологии

Под личностью понимают социальное существо, включенное в систему общественных отношений и являющееся субъектом познания и активного преобразования действительности.

Личность – это продукт общественно-историческихусловий и социальной среды, в которых происходило психическое развитие индивида.

Процесс усвоения личностью социального опыта опосредован внутренним миром личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним.

Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, способах действия, т.е., во всей многообразной деятельности, связанной с взаимодействием с окружающим миром.

Одни и те же жизненные обстоятельства могут порождать различные жизненные позиции, выявляя различные формы активности личности.

Под психическими же свойствами личностипонимают не все эти свойства, а только те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовых отношений. К ним относят направленность личности, характер и способности. Важнейшими особенностями личности являются ее индивидуальность и психический склад.

Под индивидуальностью понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей и многого другого).

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки ... саду было лучше. Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей. Чего не учел педагог в ... с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) ...

Вопрос 1. Понятие о личности в психологии

Психический склад личности – это сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов и т.п.), которые образуют у каждого человека устойчивое единство.

Отличие: Индивидуальность и психический склад личности – это не одно и то же, индивидуальность подчеркивает особенность, неповторимость каждой личности, а психический склад – единство

Вопрос 1. Понятие о личности в психологии

 

Динамическая структура личности

Название

Элементы

Соотношение

подструкту

социального и

подструктуры

ры

биологического

 

 

Убеждения,

Биологического

Направленност

мировоззрение,

ь личности

интересы, идеалы,

почти нет

 

стремления, Желания

 

 

Привычки, знания,

Значительно

Опыт

больше

умения, навыки

 

социального

 

 

Особенности

Воля, чувства и

Чаще больше

эмоции, ощущение,

психических

восприятие,

социального

процессов

 

мышление, память

 

Биопсихическ

Темперамент, половые,

Социального

ие свойства

возрастные свойства

почти нет

Виды

формирован

ия

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности

Потребность – это состояние личности, выражающее

еезависимость от конкретных условий существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Потребности – это испытываемая личностью нужда вчем-либо.

Потребности человека имеют

общественно-личныйхарактер, они формируются в процессе его воспитания

Характерными особенностями потребностей является:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанный с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с конкретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие (определенная работа, игра и т. д.); б) ясное осознание данной потребности, что сопровождается

характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта потребности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потребности); в) наличие осознаваемого, но всегда присутствующего

эмоционально-волевогосостояния, ориентирующего на поиск путей возможного удовлетворения потребности; г) ослабление вышеназванных состояний или превращение их в

противоположные состояния при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удовлетворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвращения); д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее

основе, вновь дает о себе знать.

ПотребностиВопрос 2. Потребностиподразделяюти мотивына 3 группыдеятельностипо числуличносструктуричеловека: биологическую (биогенные потребности), психологическую (психогенные) и социальную (социогенные).

Потребность в самореализации

Потребность в самоуважении

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей по А.Маслоу

Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности

Согласно А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. При этом проявление потребностей имеет следующую закономерность: потребности более высокой ступени начинают проявляться тогда, когда удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности более низкой ступени. Например, удовлетворение потребностей физиологических и в безопасности (низкие ступени) служит основой для проявления потребностей высших ступеней (личностных потребностей и потребностей самоутверждения).

Презентация на тему: Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности

Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности

Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Мотивы могут быть осознаваемымии неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми(свойственными данной личности длительное время) или ситуативными(определяемыми текущими условиями).

К осознаваемыммотивам относят интересы, убеждения, стремления.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фоне, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифицировать по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные эмоциональной привлекательностью объекта) иопосредованные (вызванные значимостью его для конкретной личности)

Убеждения – это система осознанных потребностей личности поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами, а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования, которые

вданный момент отсутствуют, но могут быть созданы

врезультате специально организованной деятельности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы:

мечта – созданный фантазией образ желаемого;идеал – пример, принятый личностью за образец;

страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой.

Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает потребность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется намерением.

Интересы, убеждения, стремления – это осознаваемые мотивы. Анеосознаваемые — установка и влечение.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности.

Влечение – это побуждение к деятельности, в котором проявляется недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Осознаваемые мотивы составляют цели личности.

Когда цели и реальность их достижения осознаются и результаты деятельности предвосхищаются, то такое состояние рассматривается как перспектива личности.

Состояние личности, противоположное состоянию перспективы, называется фрустрацией.Фрустрация возникает когда на пути к цели человек сталкивается с препятствиями, которые являются непреодолимыми или воспринимаются как таковые.

.

Итак, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Вопрос 3. Самосознание личности

Образ “Я” – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимаясистема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими.

Он выступает как установка по отношению к себе самому. Поэтому он, как всякая установка, включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.

Во-вторых, эмоционально-оценочныйкомпонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. п.

В-третьих,поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевывать симпатии, уважение окружающих, повысить свой статус или же остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т. д.

“Образ “Я”– это не статическое, адинамическое образование личности индивида.

“Я – образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, такое состояние в психологии обычно называют “реальное Я”.

“Я – образ” – это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта, т.е. то, каким он должен был бы, по его мнению стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

“Фантастическое Я ”, т.е. то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Все, что человек делает для себя, он делает вместе с тем для других.

Оценки собственного “Я” – это результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

При этом личность прежде всего ориентируется на некоторый круг значимых для него людей (реальных или идеальных), которые составляют референтную группу.

Важно иметь представление о том, какова, по мнению данного человека, оценка, которую он заслужил в данной группе, т.е. знать ожидаемую оценку личности группы.

Уровень притязаний определяют как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность. Он формируется в результате переживания успеха или неуспеха в прошлых действиях.

Все люди делятся на три группы: первая – лица, которые адекватно оценивают свои возможности, вторая – склонные к постоянной их переоценке, третья – к столь же постоянной недооценке.

Все три показателя – самооценка, ожидаемая оценка окружающих и уровень притязаний являются элементами самосознания личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его положения среди других людей..

Вопрос 3. Сознание человека

Сознание – высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Презентация на тему: Вопрос 3. Сознание человека

Вопрос 3. Сознание человека

Сознание человека обеспечивает:

а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;

б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я»)– самосознание;

в) осуществление целеполагающей деятельности;

г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отношений).

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-историческихусловий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.

Основными функциями сознания являются следующие:

отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;

регулятивно-оценочная, обеспечивающая регулирование и оценку результатов деятельности;

рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

порождающая (творчески-креативная),дающая возможность создавать новое, оригинальное.

Сознание человека имеет следующие особенности:

категоричность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;

осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

сознание – концептуальная модель собственной

личности и построения взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознательное – это высший уровень психического, но кроме него есть другой уровень – бессознательное. Оно включает

в себя два уровня:

подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. К проявлениям бессознательного относятся сны, галлюцинации, ответные реакции, которые вызываются реально существующими, но не осознаваемыми раздражителями; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.