Тема 3. Психология личности
Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Понятие о личности в психологии.
Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности.
Вопрос 3. Самосознание личности.Вопрос 4. Психические свойства личности.
Вопрос 1. Понятие о личности в психологии
Под личностью понимают социальное существо, включенное в систему общественных отношений и являющееся субъектом познания и активного преобразования действительности.
Личность – это продукт
Процесс усвоения личностью социального опыта опосредован внутренним миром личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним.
Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, способах действия, т.е., во всей многообразной деятельности, связанной с взаимодействием с окружающим миром.
Одни и те же жизненные обстоятельства могут порождать различные жизненные позиции, выявляя различные формы активности личности.
Под психическими же свойствами личностипонимают не все эти свойства, а только те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта
Под индивидуальностью понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей и многого другого).
Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение
... поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки ... саду было лучше. Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей. Чего не учел педагог в ... с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) ...
Вопрос 1. Понятие о личности в психологии
Психический склад личности – это сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов и т.п.), которые образуют у каждого человека устойчивое единство.
Отличие: Индивидуальность и психический склад личности – это не одно и то же, индивидуальность подчеркивает особенность, неповторимость каждой личности, а психический склад – единство
Вопрос 1. Понятие о личности в психологии
|
Динамическая структура личности |
||
Название |
Элементы |
Соотношение |
|
подструкту |
социального и |
||
подструктуры |
|||
ры |
биологического |
||
|
|||
|
Убеждения, |
Биологического |
|
Направленност |
мировоззрение, |
||
ь личности |
интересы, идеалы, |
почти нет |
|
|
стремления, Желания |
|
|
|
Привычки, знания, |
Значительно |
|
Опыт |
больше |
||
умения, навыки |
|||
|
социального |
||
|
|
||
Особенности |
Воля, чувства и |
Чаще больше |
|
эмоции, ощущение, |
|||
психических |
восприятие, |
социального |
|
процессов |
|||
|
мышление, память |
|
|
Биопсихическ |
Темперамент, половые, |
Социального |
|
ие свойства |
возрастные свойства |
почти нет |
Виды
формирован
ия
Воспитание
Обучение
Упражнения
Тренировка
Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности
Потребность – это состояние личности, выражающее
еезависимость от конкретных условий существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.
Потребности – это испытываемая личностью нужда в
Потребности человека имеют
Характерными особенностями потребностей является:
а) конкретный содержательный характер потребности, связанный с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с конкретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие (определенная работа, игра и т. д.); б) ясное осознание данной потребности, что сопровождается
характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта потребности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потребности); в) наличие осознаваемого, но всегда присутствующего
противоположные состояния при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удовлетворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвращения); д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее
основе, вновь дает о себе знать.
ПотребностиВопрос 2. Потребностиподразделяюти мотивына 3 группыдеятельностипо числуличносструктуричеловека: биологическую (биогенные потребности), психологическую (психогенные) и социальную (социогенные).
Потребность в самореализации
Потребность в самоуважении
Социальные потребности
Потребности в безопасности
Физиологические потребности
Иерархия потребностей по А.Маслоу
Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности
Согласно А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. При этом проявление потребностей имеет следующую закономерность: потребности более высокой ступени начинают проявляться тогда, когда удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности более низкой ступени. Например, удовлетворение потребностей физиологических и в безопасности (низкие ступени) служит основой для проявления потребностей высших ступеней (личностных потребностей и потребностей самоутверждения).
Презентация на тему: Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности
Вопрос 2. Потребности и мотивы деятельности личности
Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.
Мотивы могут быть осознаваемымии неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми(свойственными данной личности длительное время) или ситуативными(определяемыми текущими условиями).
К осознаваемыммотивам относят интересы, убеждения, стремления.
Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фоне, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифицировать по содержанию, цели, широте и устойчивости.
По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные эмоциональной привлекательностью объекта) иопосредованные (вызванные значимостью его для конкретной личности)
Убеждения – это система осознанных потребностей личности поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами, а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды.
Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования, которые
вданный момент отсутствуют, но могут быть созданы
врезультате специально организованной деятельности.
Стремления могут приобретать различные психологические формы:
мечта – созданный фантазией образ желаемого;идеал – пример, принятый личностью за образец;
страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой.
Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает потребность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется намерением.
Интересы, убеждения, стремления – это осознаваемые мотивы. Анеосознаваемые — установка и влечение.
Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности.
Влечение – это побуждение к деятельности, в котором проявляется недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Осознаваемые мотивы составляют цели личности.
Когда цели и реальность их достижения осознаются и результаты деятельности предвосхищаются, то такое состояние рассматривается как перспектива личности.
Состояние личности, противоположное состоянию перспективы, называется фрустрацией.Фрустрация возникает когда на пути к цели человек сталкивается с препятствиями, которые являются непреодолимыми или воспринимаются как таковые.
.
Итак, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Вопрос 3. Самосознание личности
Образ “Я” – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимаясистема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими.
Он выступает как установка по отношению к себе самому. Поэтому он, как всякая установка, включает в себя три компонента.
“Образ “Я”– это не статическое, адинамическое образование личности индивида.
“Я – образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, такое состояние в психологии обычно называют “реальное Я”.
“Я – образ” – это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта, т.е. то, каким он должен был бы, по его мнению стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.
“Фантастическое Я ”, т.е. то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Все, что человек делает для себя, он делает вместе с тем для других.
Оценки собственного “Я” – это результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
При этом личность прежде всего ориентируется на некоторый круг значимых для него людей (реальных или идеальных), которые составляют референтную группу.
Важно иметь представление о том, какова, по мнению данного человека, оценка, которую он заслужил в данной группе, т.е. знать ожидаемую оценку личности группы.
Уровень притязаний определяют как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность. Он формируется в результате переживания успеха или неуспеха в прошлых действиях.
Все люди делятся на три группы: первая – лица, которые адекватно оценивают свои возможности, вторая – склонные к постоянной их переоценке, третья – к столь же постоянной недооценке.
Все три показателя – самооценка, ожидаемая оценка окружающих и уровень притязаний являются элементами самосознания личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его положения среди других людей..
Вопрос 3. Сознание человека
Сознание – высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Презентация на тему: Вопрос 3. Сознание человека
Вопрос 3. Сознание человека
Сознание человека обеспечивает:
а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;
б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и
в) осуществление целеполагающей деятельности;
г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отношений).
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат
Основными функциями сознания являются следующие:
отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;
рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;
порождающая
Сознание человека имеет следующие особенности:
категоричность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;
отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;
осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;
сознание – концептуальная модель собственной
личности и построения взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознательное – это высший уровень психического, но кроме него есть другой уровень – бессознательное. Оно включает
в себя два уровня:
подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. К проявлениям бессознательного относятся сны, галлюцинации, ответные реакции, которые вызываются реально существующими, но не осознаваемыми раздражителями; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.