Музыкотерапия
Музыкотерапия это —
это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Термин «музыкотерапия» имеет
История развития музыкотерапии
•Как понятие появилась в середине XX века;
•Как лечебная практика существует со времен древних философов (Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх).
Однако древние традиции и опыт были утеряны;
•С ХIХ столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики: французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях;
•Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В
•Во второй половине ХХ столетия было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и
Направления музыкальной терапии
• Шведская школа (основоположник —
А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией
Физиологические основы психической деятельности
... столетия термин «психофизиология» был достаточно неопределенным. В дальнейшем психофизиология стала развиваться по нескольким направлениям: физиология высшей нервной деятельности (Иван Петрович Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая ... сохраняет знания, приобретенные в результате индивидуального опыта, но и использует опыт, накопленный нашими предками в виде безусловных ...
и проявляться наружу для анализа и понимания.
•Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг),
исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.
Направления музыкальной
терапии
• Лечебный эффект американского
направления музыкальной
психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания. Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных
жанров и стилей с учетом стимулирующего
терапии
•Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней.
•Антонио Менегетти (Италия) разработал основы
онтопсихологической музыкотерапии,
направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.
терапии
В России первые научные работы, посвященные
механизму влияния музыки на человека, появились в конце
• Одна из наиболее перспективных методик
современной музыкотерапии разработана
Рушелем Блаво
система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и
терапии
• Специальные методики исцеления пением
положены в основу системы
С.В.Шушарджана (Москва).
В прошлом
оперный певец выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.
• Владимир Элькин
будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой М.Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем (слово, живопись, музыка).
терапии
• Оригинальную |
концепцию |
музыкально- |
|
рациональной |
психотерапии |
разработал |
|
Валентин |
Петрушин (Москва). |
Его |
практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями).
Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
терапии
• Астромузыка — новое направление в
недрах музыкотерапии, использующее основные принципы астрологии для подбора, диагностики, лечебного и психоррекционного воздействия на человека (пациента) специально подобранной музыки. Основа астромузыкальной технологии — целенаправленное влияние с помощью музыки на подсознание индивидуума с целью трансформации его характера в объективно заданном направлении. Как открыла К.Деймон и что утверждали В.И.Петрушин и А.Г.Юсфин, с помощью звуков человек способен обрести определенные качества или избавиться от них, достичь фундаментальных изменений не
только своего характера, но и стиля
Презентация на тему: терапии
терапии
• Рецептивная музыкотерапия (пассивная)отличается
тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
• Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
• Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку,
пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
подбираются индивидуально.
Психологические механизмы
коррекционного воздействия музыкотерапии
•катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
•облегчение осознания собственных переживаний;
•конфронтацию с жизненными проблемами;
•приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития
Основная цель
•это адаптация ребенка с нарушениями развития к жизни в нашем обществе.
Музыкальные занятия
В программу занятий с ребенком могут входить групповые и индивидуальные занятия, которые ведут логопед, дефектолог,
психолог, специалист ЛФК и другие специалисты.
Особое место в программе занимают музыкальные занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Задачи музыкального
занятия
• Терапевтические:
1.Установление контакта с ребенком;
2.Эмоциональное включение ребенка в совместную с терапевтом деятельность;
3.Развитие произвольности, сознательной регуляции деятельности;
4.Развитие активности ребенка;
5.Развитие общения с терапевтом и с другими людьми.
занятия
• Коррекционные:
1.Развитие двигательной сферы;
2.Развитие слухового внимания;
3.Развитие восприятия и памяти;
4.Развитие воображения и творческого мышления;
5.Развитие речи.
Достоинства
музыкотерапии
•Безвредность;
•Легкость и простота применения;
•Возможность контроля;
•Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Негативное влияние
•после интенсивных музыкальных занятий дети становятся возбужденными, не способными сосредоточиться даже на привычных и знакомых делах.
•музыкальные занятия могут провоцировать приступ у ребенка с эпилепсией.
Поэтому, назначая ребенку музыкальные занятия, необходимо обеспечить регулярный медицинский контроль за его состоянием.
Музыкотерапия при работе с детьми с детьми с нарушениями речи
Презентация на тему: Цели музыкальных
Цели музыкальных
занятий
•тренировка наблюдательности;
•развитие чувства темпа, ритма и времени,
•развитие мыслительных способностей и фантазии;
•развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
•воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты;
•развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Части музыкального
занятия
• Оргмомент. Занятие начинается со спокойной, нерезкой музыки, дети слушают, плавно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в занятие.
• Кульминация занятия (основная часть)— хороводные танцы. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые «отрешенные» дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные.
• Заключительная часть. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой.
Этапы занятия с ребенком
•Вовлечение ребенка в групповые музыкальные действия;
•Целенаправленная стимуляция речи ребенка.
Условия проведения
•использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
•лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
•продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Цели стимуляции музыкой
•Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.
•Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.
•Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.
Выводы
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:
•улучшению общего эмоционального состояния детей;
•улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
•коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции;
•нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Литература
•Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике // Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-
•Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с
•Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.
•Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой.