Преодоление трудностей в общении

Коррекционно — развивающая программа

«Преодоление трудностей в общении»

для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Введение

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток».

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного ...

... воспитательно-образовательный потенциал строится на общении и взаимодействии дошкольников со сверстниками, взрослыми родителями и педагогами, в ходе которых формируются и закладываются ... В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка ...

Программа «Преодоление трудностей в общении» — это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы – развитие коммуникативных умений.

Задачи программы:

1. Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.

2. Развить язык жестов, мимики и пантомимики.

3. Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональное состояние других людей.

4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

4. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

5. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Ведущей формой работы являются тренинги.

10 занятий в подготовительной к школе группе.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.

Занятие № 1

Цель — знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей и взрослых, создание высокого эмоционального подъема.

Игра «Взаимное знакомство»

Предлагается назвать свое имя и фамилию, затем:

а) построиться по росту, по цвету волос.

б) в круг бросают мяч (или любой предмет).

Ведущий называет существительное и бросает мяч, а поймавший должен дать определение существительному или описать его действие (например: птица летит, фонарик светит).

Игра «Жмурки»

Цель – разрушение межличност­ных барьеров, сплочение группы.

Ход игры: с завязанными глазами необходимо пой­мать участника группы и назвать его имя.

Игра «Созвучие»

Цель – оптимизация вхождения детей в игровое взаимодействие.

Ход игры: стоя спиной друг к другу, дети начинают удаляться. Задача — почувствовать тот момент, когда оглянется партнер, и оглянуться самому. Дети могут тренироваться как со своими друзьями, так и в паре с любым членом группы.

9 стр., 4241 слов

Роль фантазии в игре детей

... сил, органов движения, зрения, наблюдательности, внимания, да и самого мышления. Одним словом, игры детей выполняют подготовительную функцию, они предшествуют выполнению серьезных жизненно важных ролей в ... игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей и игру ...

Игра «Машины»

Цель – развитие лидерских способностей, навыков согласованного взаимодействия с партнером.

Ход игры: дети объединяются в группы по 4 человека,Преодоление трудностей в общении выбирают картинку, изображение которой надо показать (стиральная машина, утюг, поезд, бабочка).

Все остальные угадывают, что это [5, с.439].

Упражнение «Хип-хоп»: если ведущий говорит хип — назвать имя соседа слева, если хоп — справа; тот, кто ошибся, становится ведущим.

Игра «Лишний стул»

Цель – повышение сплоченности группы.

Ход игры: участники игры ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего надо успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается 1 стул, но выбывающих иг­роков нет, так как можно садиться на колени и т. п. В конце концов, остается куча мала на одном стуле (следить за техникой безопасности!).

Упражнение «Нож и масло»: группа сбивается в кучу, ведущий пытается разрезать ее на части.

Упражнение «Плот»: группа плывет на корабле. Вдруг кораблекрушение. Всем надо раз­меститься на маленьком плоту (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу).

Упражнения на вербальную и невер­бальную коммуникацию:

а) ситуация: шофер забрызгал костюм пешеходу и вышел из машины извинить­ся — тренировка адекватных коммуникаций;

б) передача воображаемого предмета: необходимо принять, угадать и передать по кругу (или предложить свой).

Занятие № 2

Цель – развивать уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, умение учитывать интересы других людей

Оборудование: лист бумаги, фломастер, игрушки.

Игра «Закорючка»

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный фломастер. Он превращает простые закорюч­ки в разные предметы, живот­ных, растения.

Первый игрок берет фломастер и рисует на нашем листе неболь­шую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй иг­рок рисует для следующего игро­ка новую закорючку и т.д. В кон­це мы определяем победителя этой игры.

Беседа по содержанию про­шлого занятия

Воспитатель: Ребята, да­вайте вспомним, в какие игры мы играли в прошлый раз? Какая игра вам больше запом­нилась, понравилась?

Почему? Чем вам запомнилась эта игра? Чему научила вас эта игра?

Упражнение «Вежливые слова»

Воспитатель: Ребята, какие «волшебные» слова вы знаете? А почему их называют «волшеб­ными»? А как еще можно назвать эти слова? Правильно, еще их называют «вежливыми». Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Вежливые слова».

Игра проводится с мячом в кру­гу. Дети бросают друг другу мяч, на­зывая вежливые слова.

Затем упраж­нение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здрав­ствуйте, добрый день, привет), бла­годарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до сви­дания, до встречи, спокойной ночи).

Беседа по содержанию заня­тия

В конце игры-упражнения вос­питатель спрашивает, какие чув­ства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

Во дворе кричит Егорка:

— Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой! Лопатка, лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть!

Во дворе грустит скамейка

Рядом мяч, лопатка, лейка

Во дворе скучает горка…

И стоит один Егорка.

Г. Лагздынъ

Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?

Почему Егорка стоит один и все игрушки грустят? [3, с.126].

Этюд «Тарелка с водой»

Цель – развитие взаимопонимания, способности к согласованности действий; преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.

Ход игры: группа молча, с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при такой передачи развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают «отчет» о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали [4, с.139].

Занятие № 3

Цель – расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Приветствие

Психолог: Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение весёлой девочки).

Какое настроение у этой девочки?

Дети: Радостное.

Психолог: А теперь попробуйте изобразить радость на своём лице. Что для этого нужно сделать?.. (Ответы детей.) А вот как можно нарисовать схему изображения радости (демонстрируется пиктограмма «радость»).

Послушайте, как отвечали на вопрос «Что такое радость?» ваши ровесники:

— Радость- это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая- это когда у одного, а большая — когда у всех.

— Радость- это когда праздник.

— Радость — когда никто не плачет.

— Радость-это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Психолог: А что такое «радость» для вас? Как вы понимаете это слово?

Дети отвечают.

Игра-ассоциация «На что похожа радость»

Психолог: А теперь присаживайтесь. Закройте глаза. Вспомните какую-нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте, на что была похожа эта ваша радость. На какой цветок? Животное? Музыку? Запах? Звук? (Ответы детей.) [7, с.78].

Этюд «Ласка»

Представьте себе мальчика, которому подарили котёнка.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о руки.

Давайте представим себя на месте этого мальчика. «Возьмите» в руки этого пушистого котёнка. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Чувствуете, как котёнок отвечает на вашу ласку? (Дети выполняют задание.)

Этюд «Первый снег»

Психолог: Много дней шёл мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдёт гулять. Он подошёл к окну и замер от радостного изумления. Всё вокруг было покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно, красиво. Теперь можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться! (Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.) Давайте теперь попробуем проиграть эту историю. (Дети выполняют задание.)

Психолог: Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, варежки, носовые платки? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее настроение?

Игра «Что может поднять тебе настроение»

Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, весёлая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или, быть может, таблетки, уколы? А теперь пусть каждый нарисует, что помогает ему вернуть хорошее настроение, что может его легко развеселить. Рядом нарисуйте себя с весёлым выражением лица.

Игра «Я люблю тебя за то…»

Цель – развитие позитивной установки на сверстников.

Ход игры: дети образуют два круга — один внутри другого. Идут в противоположных направлениях. По сигналу останавливаются, берутся со стоящим напротив за руки и говорят: «Я люблю тебя за то, что…» [4, с.140].

Игра «Бабушка Маланья»

Цель – достижение согласованности движений, единства в создании образа и настроения.

Ход игры: дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек).

Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

С такой головой.

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели, Делали вот так….

Движения

Дети движутся по кругу, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры [5, с.241].

Занятие № 4

Цель – расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Психолог: Посмотрите на эту пиктограмму. Какое настроение здесь изображено?

Дети отвечают.

Психолог: Сегодня мы поговорим о страхе. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей.)

Игра «Расскажи свой страх»

Когда я была такой, как вы сейчас, то очень боялась злых собак. А с вами такое случалось? Поднимите тогда руку. А кто чего ещё боялся? Расскажите! (Дети по очереди рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий – психолог каждый раз просит поднять руку тех, с кем случалось что-то подобное. Психолог следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев.)

Игра «Гуси-лебеди»

Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете цветы, наблюдаете за бабочками. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что летят гуси-лебеди, и вам необходимо спрятаться от них за стульчики. (Дети выполняют задание.) Какое чувство вы переживали, когда прятались от гусей?

Дети отвечают.

Игра-ассоциация «Страх»

Закройте глаза. Представьте, на какой цвет похож страх? Какой звук? Животное? Растение? (Дети выполняют задание.)

Этюд «Момент отчаяния»

А сейчас послушайте ещё одну историю. Представьте себе мальчика, который с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет.

Давайте разыграем эту историю. Распределим роли…(Выразительные движения для мальчика: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.)

Рисунок «Мой страх»

Дети выполняют задание с последующим объяснением своих страхов в кругу.

Игра «Жмурки»

Для начала нам необходимо выбрать ведущего, ему мы завяжем глаза. Остальные дети будут бегать по комнате, издавая весёлые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий должен угадать, кто это, и только после этого он может снять повязку. (Психолог следит, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, подсказывает детям «поддаться».)

Игра «На мостике»

Цель – развивать уверенность в своих действиях, согласованность движений.

Ход игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30-40 см, символизирующая мостик).

По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется).

Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе «упадешь в пропасть»).

Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и «болеют». Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры («падает в пропасть»).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед [5, с.242].

Занятие № 5

Цель – продолжать знакомство детей с эмоциями; расширять представления об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.

Приветствие

Психолог: Ребята, давайте с вами вспомним, какие настроения мы изучили.

Дети: (Радость, удивление, страх, гнев, горе.)

Психолог: По чему мы можем определить настроение человека?

Дети: (По его лицу.)

Психолог: Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание.)

Игра «Кривые зеркала»

Давайте поиграем. Вам необходимо разбиться на пары. Один из вас становится «зеркалом», а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» я дам карточку, на которой изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом, не называя его. Зеркало у нас необычное, а кривое, потому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение[1, с.259].

После того, как пара изобразит настроение, остальные дети угадывают его по мимике; затем в игре участвует другая пара.

Упражнение «Слушаем музыку»

Психолог: А теперь садитесь поудобнее. Я включу вам музыку. Слушайте её внимательно, постарайтесь определить настроение музыки (радостное).

Посмотрите, у меня на столе разложены разноцветные кусочки ткани. Выберите те кусочки, которые подходят к настроению «радость». Я вам немного подскажу: выбранная вами ткань может по цвету совпадать с каким-то предметом. Например, жёлтое тёплое солнце несёт людям радость. (Аналогичное упражнение проводится с мелодией грустного характера.)

Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.

Дети: Злость.

Психолог: Кислый лимон.

Дети: Грусть.

Психолог: Сладкий виноград.

Дети: Радость.

Психолог: Молодцы, ребята!

Игра «Профессии»

Вы знаете, что взрослые люди чаще всего где-то работают. И у них тоже бывает разное настроение. И это мы сейчас попробуем изобразить. Встаньте свободно и выразительными движениями своего тела и выражением своего лица покажите мне весёлого танцора, удивлённого дирижёра, злого дворника, грустного художника, испуганного водителя. (Дети выполняют задание.)

Рисунок «Разные человечки»

Психолог: Мы сегодня очень много говорили о настроениях: угадывали их, изображали на своём лице и своими движениями. Самое время эти настроения зарисовать.

Откройте свои альбомы. Мы будем создавать портреты. Возьмите по одному кружку, обведите его пять раз. Обводите кружки, оставляя между ними достаточно места. Эти кружки мы будем превращать в лица человечков с разными настроениями. Следите, чтобы настроения не повторялись. Используйте карандаши разного цвета. (Дети выполняют задание.) Покажите работы друг другу. Наше занятие окончилось.

Игра «Разговор через стекло»

Цель – развитие внимательности и наблюдательности. способности понимать невербальные средства общения.

Ход игры: детям предлагаются ситуации общения со сверстником, который отъезжает в поезде и хочет что-то сообщить. Ребенок заранее подготовлен к демонстрации ряда ситуаций:

-просит позвонить;

-показывает, что в вагоне жарко (холодно);

-просит написать письмо;

-ест мороженое и предлагает детям купить себе;

-открывает бутылку с водой и пьет, предлагает детям сделать то же самое;

-просит детей уже уходить домой и др.

Затем другие дети играют роли, придуманные ими, и сопровождают действия невербальными средствами обще­ния [4, с.146].

Занятие № 6

Цель – развитие воображения, выразительности движений, закрепление основных эмоций.

Игра «Джинн»

Психолог : Предлагаю всем нам отправится на станцию «Исполнения Желаний». Нас будут встречать Джинны. Нам необходимо выбрать того, кто будет исполнять роль Джинна. Остальные превращаются в бутылку, в которой живёт Джинн. Встаньте в круг, поднимите вверх руки и направьте их к центру. «Джинн» становится в центр круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле!Бумс!», которые произнесут все дети хором, им нужно будет расступиться и выпустить Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе изображение какого-то настроения с использованием выразительных движений[11, с.144].

На роль Джинна избирается затем другой ребёнок.

Игра «Встреча эмоций»

Теперь мы попадаем на станцию «Сортировочная». Здесь нам необходимо будет рассортировать, разложить карточки с изображениями различных настроений на две группы: приятные и неприятные. (Дети выполняют задание.)

Теперь я предлагаю вам представить, как встречаются разные настроения: то, которое вам нравится, и то, которое неприятно. Я предлагаю выйти вперёд паре детей, пусть они возьмут по одной карточке из разных групп и, повернувшись, друг к другу лицом, изобразят настроения: один – «хорошее», другой – «плохое».

Затем выходит другая пара. Дети-зрители и психолог наблюдают изменения выражений лиц при встрече эмоций – это может быть удивление, смех и т.д. – и вместе придумывают, как можно «помирить» эмоции.

Игра «Полярные эмоции»

Итак, мы с вами поговорили о том, что настроение бывает хорошим и плохим. Теперь мы можем сделать остановку на следующей станции – «Двух волшебниц». Здесь живут две волшебницы: одна злая, другая – добрая. Каждому из вас я раздам листы с изображениями волшебниц и их узорчатых ковриков. Вам необходимо подумать и раскрасить все, соотнося цветовую гамму с образами этих двух волшебниц, особенностями их характера, настроением.

На своих листочках дети раскрашивают предметы, обозначающие полярные понятия: изображения, обозначающие полярные понятия;

волшебный ковёр доброй волшебницы и волшебный ковёр злой колдуньи;

зонтик, уснув под которым, увидишь добрые, весёлые сны, и зонтик, уснув под которым, увидишь только страшные сны.

Затем дети объясняют свой выбор цвета.

Игра «Зеркало»

Следующая остановка в нашем путешествии — станция «Зеркальная». Вам необходимо разбиться на пары и встать друг к другу лицом. По моей команде, один ряд детей должен будет показать настроение, а другие члены пары – отразить его. Затем дети меняются местами. Так проигрываются все изученные эмоции[7, с.88].

Рисунок «Поезд эмоций»

Наше путешествие подходит к концу, и сейчас мы нарисуем поезд, на котором путешествовали. Поезд рисуется так: впереди поезда паровоз;

за паровозом друг за другом прицеплены три вагона; в каждом вагоне по два пассажира – человека; у каждого своё настроение.

Вспомните, какие настроения мы изучали, и перенесите их изображения на лица пассажиров. Дети рисуют. Затем психолог вместе с детьми обсуждает получившиеся картинки.

Занятие № 7

Цель – формирование представлений о дружелюбии и враждебности.

1. Актуализация представлений

Перед занятием вспомнить с детьми произведение Э.Н. Успен­ского «Дядя Федор, пес и кот».

Почему поссорились Матроскин с Шариком? Как их помирить? Что вы предлагаете? Что значит дружить? Что значит враждовать? Кого мы называем другом? Кого — недругом?

2.Анализ дружбы и вражды на основе рассматривания сюжет­ных картинок:

а) дерущихся петушков;

б) петушков, мирно клюющих зерна.

Обратить внимание детей на внешний вид петушков.

Задать вопросы:

— Как выглядят петушки, которые клюют друг друга? (Нахохли­лись, распушили крылья, клювики открыли, во все стороны летят пух и перья.)

— Как выглядят мирные петушки? (Спокойные, добрые, друж­ные.)

— В каких позах находятся петушки?

— Видны ли в доброжелательных петушках черты враждебности, а в дерущихся — доброжелательности? Если да, то в чем именно?

3.Демонстрация схематических лиц (масок), которые могут
интерпретироваться с позиций дружелюбия и враждебности. Из
множества предложенных масок дети выбирают те, которые, по
их мнению, подходят для дружелюбного и враждебно настроен­ного петушка.

Задать вопрос

— Почему вы сделали такой выбор? Расскажите.

4. Анализ проявления дружелюбия и враждебности в близком
окружении ребенка

Задать вопросы

— Есть ли у вас друзья? Назовите их.

— Почему вы дружите с ними, а не с другими?

— Ссоритесь ли вы когда-нибудь со своими друзьями? Приве­дите примеры ссор.

— Миритесь ли вы? Как вы миритесь? Расскажите.

— Вы сами первые подходите мириться, или ждете, когда ваш друг подойдет первым?

Подвести детей к выводу о том, что дружбой надо дорожить, это просто замечательно, когда у человека есть верный друг, с ко­торым можно весело и интересно играть, поделиться игрушкой, угостить чем-либо вкусненьким и просто поговорить обо всем.

5. Этюд — Эмоциональное переживание дружелюбия и враждебности, выражение их в поведении

Задания детям:

1. Показать, как ведет себя животное, настроенное друже­любно.

2. Показать, как ведет себя животное, настроенное враждебно.
Работа в парах: дети выбирают, какое животное они будут по­казывать и демонстрируют его со сменой позиций:

а) доброжелательное — доброжелательное;

б) доброжелательное — враждебное;

в) враждебное — враждебное.

Задать вопросы:

— Что вы чувствовали, когда сыграли роль доброжелательного (враждебного) животного? Какое чувство было приятнее?

6. Игры на взаимодействие

«Созвучие» — выходят два ребенка. Их задача: медленно удаля­ясь в противоположные стороны, одновременно остановиться, огля­нуться и снова идти вперед, снова оглянуться. Повторить три раза.

«Гребцы» — дети парами выполняют движения гребцов в лодке.

«Пилка дров» — дети парами показывают, как они пилят дрова[2, с.66].

Занятие № 8

Цель – помочь детям понять собственную индивидуальность; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Ритуал приветствия

Игра «Я и другие»

Психолог: Я предлагаю вам выполнить одно очень интересное задание. Посмотрите на своего соседа справа, а потом расскажите нам о нём, о том, что в нём есть хорошего, подчеркните его положительные черты. А после скажите, от чего ему надо избавиться, чтобы стать ещё лучше. (Дети выполняют задание.)

Игра «Колдун»

Психолог: Вы хорошо говорили друг о друге, а теперь давайте помолчим. Представьте, что вас заколдовал колдун, так, что вы потеряли способность говорить. На вопросы, которые будем задавать я и другие дети, вы можете отвечать только жестами. С помощью наших вопросов вы постараетесь рассказать историю о том, как вас заколдовали. Вспомните, что с помощью движений рук можно показать размер и форму предметов, своё настроение. (Дети по очереди выполняют задание)[5. с.187].

Этюд «Разное настроение»

Капризуля, мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг,

Засияет солнца лик.

(Н. Померанцева)

Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.

Выразительные движения. 1- 4-й такты — капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

5 —8-й такты — хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля, мальчик Марк»[9, с.128].

Этюд «Скульптурная группа»

Ведущий предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину зала и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, поправляет ее, если считает это необходимым, отходит в сторону, любуется своей работой. Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встает, снова любуется своей работой. Он и не знает, что волк и заяц оживали[9, с.129].

Игра «Спина к спине»

Цель – развить умение детей договари­ваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

Ход игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощуще­ниями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Луч­ше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ре­бенок.

Игра «Сидящий и стоящий»

Цель – показать детям зна­чение неверных средств общения.

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: поста­раться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями [6, с.117].

Занятие № 9

Цель – обогатить опыт самопознания, формировать адекватную самооценку. формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Психолог раздаёт детям маленькое зеркало и просит посмотреть на себя «чужими» глазами так, как будто вы «художники» и собираетесь нарисовать его, кого видите в зеркале. Дети рассказывают о себе, как о другом человеке.

Ритуал приветствия

Игра с зеркальцем

Психолог просит детей изменить выражение лица. Пусть оно будет и весёлым, и грустным, и смешным, и умным.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребен­ком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал имен­но этих детей. Рисунок может дать также информацию об отно­шениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нари­сован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как — то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Игра «Сказка наоборот»

Цель – расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я часть — с привычными образами сказочных героев; 2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на проти­воположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

Как в жизни люди относятся к разным характерам?

Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

Бывают ли в жизни такие ситуации?

Игра «Превращения»

Авторы Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д.

Цель – изменение негативного поведения ребенка.

Для этой игры вам понадобятся два набора карти­нок — заколдованные и расколдованные. На заколдованных нари­совано неправильное поведение и предметы, а на расколдован­ных — правильное, эффективное поведение. Задача играющих — расколдовать картинки. Сделать это просто — надо накрыть расколдованной картинкой заколдованную, после окончания игры дети обсуждают, почему одни картинки являются заколдованными, а другие расколдовывают их[6, с.122].

Игра «Лиса и гуси»

Цель – воспитание у детей организованности, умения уп­равлять своим поведением в коллективе, вызвать желание помогать другому.

Ход игры и приемы ее проведения: в игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25—30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

X Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину,

а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и креп­ко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» — гово­рит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, об­ращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по-тя-нем!»

(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются

домой.

Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала [12, с.54].

Занятие № 10

Цель – учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Ритуал приветствия

Психолог: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о том, какие мы все разные.

Игра «Башенка из игрушек»

У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмёт набор картинок и выложит вот такую башенку: в первом окне на её вершине будет находиться ваша самая любимая игрушка, в окне пониже – менее любимая и т.д.

(По завершении упражнения психолог помогает детям сделать вывод, что у каждого из них получилась своя башенка, т.е. дети выбирали игрушки по своему личному предпочтению) [1, с.67].

Игра «Мы такие разные»

Ход игры: вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребёнок, о котором пойдёт речь, сделает шаг вперёд.

Психолог. Кто у нас самый высокий?…самый маленький?

У кого самые светлые волосы?…тёмные волосы?

У кого на голове есть бант?

У кого на одежде нет пуговиц?

У кого в одежде присутствует красный (синий, жёлтый) цвет?

(После игры психолог обращает внимание детей на то, что они снова смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.)

Игра «Спиной друг к другу»

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете запоминать особенности внешности друг друга. Для этого вам необходимо разбиться на пары и встать спиной друг к другу. Я разрешаю вам на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнёра – какие у того волосы, глаза, нос, одежда…(В конце игры психолог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнёра по игре. Затем психолог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга) [3, с.97].

Игра «Знакомство-представление»

Психолог: Мы сегодня много говорили о том, какие мы разные. Вы много узнали и о себе, и о других детях. Теперь я дам вам новое задание. Разбейтесь на пары. Познакомьте нас со своим партнёром, представьте его всем нам. Расскажите о нём то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих, постарайтесь вспомнить что-то необычное, свойственное только ему… (Дети выполняют задание.)

Психолог: Надеюсь, что после нашего занятия вы поняли, какие люди разные, каждый со своими привычками, внешностью, поведением.

Беседа «Как правильно дружить»

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые них в ходе проведения беседы можно дополнить.

-Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Ее. товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

-Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда для себя самое лучшее.

-Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

-Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят [6, с.125].

Игра «Рука друга»

Цель – развитие внимания к другому, понимание и принятие его.

Ход игры: в игре принимает участие четное количество игроков. Разместитесь за столом, на диване, на ковре (кому как удобно).

Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Может быть, кто-то желает выбрать партнера сам? Скажите игрокам: «Мы уже знаем, как много чудес и сокровищ таит в себе наша рука.

Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по РУКЕ ДРУГА! И в этом путешествии каждого из нас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке».

Свою речь ведущий непременно сопровождает действием. Показывает на своей руке одному из игроков те линии и их пересечения, бугорки и впадинки, о которых идет речь. Тем самым ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером. Игра начинается. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости он оказывает играющим помощь. Вербализует, комментирует действия игроков, или совместно с парой исследует руку одного из партнеров… Когда игра закончится, обсудите ее.

-Что ты чувствовал, когда вел партнера по своей руке?

-О чем хотел рассказать, что показать, а что скрыть, спрятать?

-Приятны тебе были прикосновения партнера, или нет?

-Что чувствовал ты, когда путешествовал по руке партнера?

-Что нового узнал? Приятны ли тебе были прикосновения к его руке? Расскажи об этом!

Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях, как хозяина страны, так и путешественника [1, с.56].

Упражнение «Договорись взглядом»

Психолог: Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. (Дети выполняют задание).

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. В.Г. Маралов, Педагогика ненасилия в практике детского сада, Методические рекомендации, Москва, 2009 г.

3. Маркова В.А., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал «Воспитатель ДОУ», № 9, 2009 г.,

4. Психология социальной одаренности, Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько, 2-е издание, дополненное ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2009

5. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской, Москва. 2000 г.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность — Ярославль: Академия развития, 1997.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.

8. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика.

10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.

11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: Детство-Пресс, 2000.

12. З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова, Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, М.Просвещение, 1991.

Контрольная работа

по Детской практической

психологии

студентки 5 курса фПиП

специальность ДПиП

Коротких Елены

Николаевны

Зачетная книжка № 05071

Домашний адрес:

г. Енисейск,

ул. Промышленная,

д. 20/1 – кв. 46