Предмет, задачи юридической психологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

Курский институт социального образования

(филиал  РГСУ)
Реферат
По дисциплине: Юридическая психология.

По теме: «Предмет, задачи юридической психологии».
                                                                            

                                                                             
                                                                            Выполнила: студентка 3 курса

                                                                            з/о 5 группы юридического ф-та

                                                                            специальности «Юриспруденция»

11 стр., 5495 слов

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников ...

... образования по специальности 030503 «Правоведение» учебной дисциплины «Уголовное право» составлены на основе Примерной программы учебной дисциплины «Уголовное право», одобренной УМС по группе специальностей ... преступлений; -- давать юридический анализ отдельного состава преступлений, раскрывать содержание его элементов. Программа состоит из 11 разделов: Введение в курс уголовного права Преступление ...

                                                                            Феоктистова И. В.

                                                                            Проверила: доцент Шайкова

                                                                            Марина Витальевна
                                                                                 

                                                                                 

   
Курск, 2010

Содержание:

26 стр., 12590 слов

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности ...

... к профессиональной деятельности; - базовые принципы юридической психологии; - ведущие достижений в сфере юридической психологии; - передовые идеи и концепции основных научных школ в области юридической психологии; уметь: - использовать терминологию юридической психологии; - устанавливать и поддерживать в ...

                                                                                                                        Стр.

1.     Введение                                                                                                 2-3 

2.     Определение юридической психологии                                                  5

3.     Предмет и задачи юридической психологии                                       6-16

4.     Заключение                                                                                           17-19

5.     Список используемой литературы                                                         20
                                                                                                                                             
Введение
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В ... обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную ...

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на:  технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.

 Психологическое состояние так же, как и устойчивые, особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.
                                                                                                     
1.                                                                                                                                                                           
Определение юридической психологии

Название «психология» происходит от греческих слов «психо» — душа и «логос» — учение, наука. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношении с окружающими его людьми, самим собой, с окружающим миром.

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень ...

... здесь — эпо­ха, судьба, жизнь, а не отдельные люди с их специальны­ми психологиями, хотя о психологии и для психологии очень много в этой богатой книге. История — драматичес ... на Библию и толкование ее авторитетами церкви. Цель работы – выявить особенности психологии средневекового человека, основываясь на книгу Й. Хейзинга «Осень средневековья». При достижении данной цели необходимо ...

Это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики.

Долгое время, начиная с античных времён, психологические проблемы   разрабатывались  внутри философии, и только в середине  XIX века психология выделилась в самостоятельную науку. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и различаются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений, прежде всего, объясняется достаточно большое количество различных прикладных отраслей  психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь  людям  в их профессиональной деятельности, в той  или иной специальной области  общественной практики.  Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно активно развиваются в настоящие время: педагогическую и медицинскую психологию, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т.д. Среди них своё место занимает и юридическая психология.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... орган» присуща и человеку, и животным. Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулирую закономерности, ... предметом нового направления — психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность понимания реального индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности. ...

2.                                                                                                                                                                           
Предмет и задачи юридической психологии

В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии.

Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей на результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний.

Можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета.  Именно поэтому юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая психология, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука. Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие чер­ты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойст­ва и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.

Объектом психологической науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и употребление этих терминов как синонимов[1]. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет).

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... сферах человеческой деятельности постепенно выделились и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ...

Представляется, что такой подход не достаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производные от предметно-практической деятельно­сти. Объект не тождественен объективному миру. Последний становится  объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь су­ществующая независимо от человека часть объективной действительнос­ти, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъ­ектом предметно-практически и познавательно.

Определение предмета науки исключительно важно для исследова­тельской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно на­метить пути развития науки, ее методы, определить систему данной на­уки. От четкого понимания предмета юридической психологии зависят пределы, способы и сама возможность использования данных этой на­уки в практической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени определение предмета юридической психологии вызывает большие трудности. Именно поэтому можно считать, что исследование предмета юридической психологии представляется необходимым все же начать с предмета общей психологии и ряда других отраслевых психологичес­ких наук.

Известно, что в истории психологии имели место различные подходы при определении ее предмета. Относили сюда и сознание, и душу, и пове­дение, и личность, и даже обработку информации мозгом. При этом пси­хика отрывалась то от внешнего мира, то от активной жизнедеятельнос­ти субъекта, то от реализующих ее анатомо-физиологических структур, то вообще объявлялась недоступной нашему познанию.

В определении предмета психологии А.Н. Леонтьев, например, исхо­дил из ее эмпирической основы — явления отражения действительнос­ти. Этим как бы подчеркивалось, что психологическая наука должна основываться на принципах материалистической диалектики, в частно­сти на теории отражения. Имелось при этом в виду не любое отраже­ние, а именно психическое его порождение и функционирование уже сложившихся психических образований. Следовательно, предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступает порождение, функциониро­вание и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов[2].     

А.Р. Лурия предметом психологии называл психическую деятельность человека, ее законы[3]. П.А. Рудик относит к предмету психологии:

1) психические явления-ощущения,  восприятия, память, внимание, эмоции, представления, понятия, чувства,  желания;

3 стр., 1400 слов

Педагогика и психология в системе наук о человеке

... наук. Каждая из них имеет свои качественные отличия по решаемым исследовательским задачам, глубине проникновения в предмет исследования, обобщенности выводов. Как уже говорилось, принципы любой деятельности ... тип связей часто возникает между педагогикой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. ... то, как человек должен поступить в процессе познания и практическ

2) психологические черты личности — темперамент, характер, интересы, идеалы, способности человека;

3) психологические особенности деятельности — мотивы, побуждающие человека к деятельности, психологические особенности умений, навыков различных видов деятельности (труда, спорта, учения)[4].

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев указывают, что предметом психологии является психика как отражение мозгом реальной действительности[5]. В. А. Крутецкий в качестве предмета психологии выделяет психические процессы и психические свойства личности. К первым он относит познавательные и эмоциональные процессы и действия,  ко вторым — существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, способности, темперамент, активность, интересы), по его мнению, психология изучает также в качестве предмета психические состояния человека и его деятельности[6].

Большинство учебников психологии для вузов трактуют предмет психологии

как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека — конкретной личности в частности[7], или как психологические факты, закономерности и механизмы психики[8], или психическую деятельность человека. Ряд подобных авторов можно продолжить и дальше.

Приведенный анализ определений создает иллюзию, что речь идет о проблеме достаточно простой. Однако это далеко не так. Следует согласиться с Б.Ф. Ломовым, отмечавшим, что область явлений, изучаемых психологической наукой (ее предмет) огромна; она охватывает процессы, состояния, свойства человека, имеющие разную степень сложности— от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности; от последовательного образа до фиксированной установки; от специфических перцептивных феноменов до общественного настроения масс людей и т.д. Часть из этих явлений наука описывает достаточно строго, в отношении других ограничивается фиксацией наблюдений, порой жи­тейских; одни из них исследуются продолжительное время, о других лишь упоминается[9]. Многообразие явлений, изучаемых психологичес­кой наукой, создает, конечно, очень большие трудности в разработке ее общей теории.

Ясно, что при определении предмета общей психологии как теорети­ческой для всех психологических наук отрасли, есть много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета позна­ния в отраслевых психологических науках. Они также базируются на до­минирующих в психологии теориях — деятельности, общения, отраже­ния, личности или системного подхода. По нашему мнению, однако, оп­ределение предмета, задач и категорий отраслевых психологических на­ук, возникающих и развивающихся на стыках с другими науками, невоз­можно без учета предметов этих наук. Например, при определении пред­мета юридической психологии, безусловно, необходимо учитывать кро­ме психологии и предмет юриспруденции.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

Предмет изучения –яв-ся психика человека. Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики. Объект  ...

В частности, А.Ф. Шебанов считает предметом юриспруденции госу­дарство и право. Одновременно он категорически выступает против ув­лечения юристов проблемами, выходящими за рамки учения о государст­ве и праве, и охватывающего вопросы философии, социологии, полито­логии и т.д.[10], то есть соответственно и психологии. Д.А. Керимов, наобо­рот, полагает, что включение вопросов названных наук «в себя» для юри­спруденции не недостаток, а благо, свидетельство преодоления ею узко­юридического мировоззрения, свидетельство активного участия в ком­плексном решении практических проблем[11], т.е. неизбежным является вы­ход юриспруденции за традиционные рамки исследования лишь государ­ства и права.

С.С. Алексеев указывает также, что предметом правовой науки явля­ется государство и право, их сущность, назначение и развитие[12].

Приведенные позиции юристов по определению предмета юриспру­денции, по нашему мнению, в основном совпадают. Спор идет лишь о том, могут ли в предмет юриспруденции включаться психологические, философские и социологические вопросы. Отметим, что неразделение понятий объекта и предмета познаний приводит к подмене предмета спо­ра. Объектом юриспруденции является объективная социальная действительность. Она выступает также объектом познания философии, социо­логии и социальной психологии и других наук. Предметом же юриспруденции выступают государственно-правовые явления как часть социаль­ной реальности, т.е. речь идет о том, что смежные с юриспруденцией науки не могут не изучать социальную действительность в качестве своего объекта. Поэтому для юриспруденции неизбежны стыки, выходы в «часть» объекта, которая является больше философской, социологической, нежели государственно-правовой.

Практика показала, что решить вопрос о связях и стыках между науками мы можем, применив системный метод.

Государственно-правовые явления в юриспруденции представляют целостную систему, тогда как в предметах других наук они выступают подсистемами других цело­стных систем. В то же время специфика и самостоятельность науки определяется не только обособлением и самостоятельным предметом ис­следования, но и понятийно-категориальным аппаратом, структурой, задачами и, конечно, методологией. Безусловно, доказывать специфичность и самостоятельность отдельной науки, базируя рассуждения лишь на анализе одного предмета, бесперспективно. С этой точки зрения выделение юридической психологии, являющейся связующим звеном между психологической и юридической науками, выступает как вполне закономерное явление.

Предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических явлении, законо­мерностей формирования психических свойств человека.

В свою очередь прикладные отрасли психологической науки, в том числе и юридическая психология, призваны как бы конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека.

Юридическая психология, включая в себя различные области научных знаний, является, как было уже отмечено выше, прикладной наукой. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Правила, обязательные для какого-то определенного множества людей, называются нормами их поведения.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право.

Из изложенного выше видно, что предмет юридической психологии — явление комплексное, то есть имеется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания.

В процессе дальнейшего развития исследований в области судебной психологии все более становилось ясно, что необходимо приняться за формулирование предмета науки судебной психологии, а не ограничи­ваться изложением перечня проблем, которые должна разрабатывать эта наука.

Следует отметить, что первые попытки определения данного предме­та нельзя признать достаточно удачными: они были расплывчаты и недо­статочно конкретны. Под предметом этой науки понимались психологи­ческие особенности следственно-судебной деятельности в их зависимости от конкретных обстоятельств дела, а также от стадий уголовного судо­производства, методов и приемов расследования преступлений и от пси­хологических качеств следователя и судьи[13], иногда — психические явле­ния, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики[14].

Такой подход к формулированию понятия науки судебной психоло­гии правильно отражал объективно существующую зависимость между предметом науки психологии и ее прикладной отраслью — судебной пси­хологией.

В работах последнего времени, например, А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, меха­низмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением и при­менением норм права[15].  Другой из основоположников юридической психологии — А. В. Ду­лов указывал, что предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических яв­лений, закономерностей, формирование психических свойств человека; а судебная психология как прикладная отрасль психологической науки

— это самостоятельная наука, изучающая закономерности человеческой психики, проявляющиеся при совершении противоправных действий, в процессуальной деятельности и реализации наказания, а также разраба­тывающая на основе процессуального законодательства специальные психологические методы, обеспечивающие оптимальное решение целей правосудия[16].     В.Л. Васильев в последних работах указывает, что юридическая психология в современном ее понимании может развиваться лишь благодаря системному подходу, который позволит ей в целом решить комплекс стоящих перед ней задач. В качестве предмета юридической психологии он выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования системы «человек—право»[17]. Выше в данной работе уже приведены трактовки и подходы ученых к определению предмета юридической психологии как самостоятельной науки, в основе которых лежат попытки объяснить его с позиций психологической науки, или найти более правильный интегративный подход,
Следует отметить, что наряду с этим существует и принципиально иной подход, в основе которого лежит попытка «психологизировать» юриспру­денцию при необходимости объяснить психологическое содержание пра­вовых явлений и процессов. Такую позицию занимал М.С. Строгович, от­рицавший существование особой науки юридической психологии[18].

В работе дан обзор мнений о предмете юридической психологии на стыке юриспруденции и психологии. Подводя итог этому обзору, можно высказать обобщающие соображения. По-моему мнению, предмет юридической психологии это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т. е. не психические явления, процессы, состояния, плюс государственно-правовые явления, а психология государственно-правовых явлений, как

целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а можно лишь выделить психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и развитии.

В то же время в предмете с помощью системного метода можно выделить его психологические составляющие — процессы, состояния, явления, деятельность, личность, установку, поведение, общение и т. д., или юридические — дееспособность, правоспособность,  деликтоспособность, вменяемость, мо­тив, вину, умысел и т. п. Все эти элементы имеют прямую связь с предметом юридической психологии и вне этого просто немыслимы, хотя вовне могут проявляться как определенные его подсистемы. И хотя будучи условно включены как подсистемы в другие системы, не связанные с предметом юридической психологии, они тем не менее будут в этих других подсистемах представлять всю систему предмета юридической психологии.

Установив предмет юридической психологии, нужно четко опреде­лить и задачи этой науки, что исключительно важно для выявления конкретных проблем, подлежащих исследованию, так как именно поставлен­ные задачи определяют направление исследований. Выявление задач на­уки необходимо и для определения методов исследования.

Способы и методы осуществления действий определяются через чет­кое осознание человеком задач, которые необходимо разрешать в любой предстоящей деятельности. Только правильное определение целей и за­дач дает возможность определить пути, средства, методы для достижения конкретных целей.

Круг задач психологической науки — раскрытие законов возникнове­ния, развития и протекания психической деятельности человека, становления его психических особенностей, определение значения психики, оказание практике помощи в овладении в целенаправленном его форми­ровании[19].

Из перечисленного выше видно, что при определении задач юридиче­ских и психологических наук нет соответствующей оптимальной системы: то во главу угла берется развитие теории, исследование предмета на­ук, то решение практических задач.

Исходя из единства, взаимосвязи предмета, задач и методов науки, можно считать, что к задачам юридической психологии относятся:

1)изучение методологических и теоретических ее основ, разработка
методики и методов теоретических и прикладных исследований, адапти­рование и трансформирование для целей юридической психологии
методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отрасле­вых психологических;

2)исследование структурных элементов предмета этой науки: личнос­ти юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведе­ния, личности законопослушного человека и правонарушителя, психоло­гии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ); психологических особенностей юридической процедуры рас­
следования уголовного дела и рассмотрение его в суде, а также профи­лактики правонарушений;

3)разработка рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворчес­кой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы,                                                      

стабилизации коллективов юристов, стимулирования совместной дея­тельности; разработка методики профориентации и профотбора юрис­тов, профессиограммы юридических профессий и др.;

   4) теоретическое и методологическое обеспечение учебной дисципли­ны «Юридическая психология», связанных с ней спецкурсов и т. д.

   5) обеспечение практики специальным психологическим знанием, раз­работка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психо­логической консультации, участие специалиста-психолога в юрисдикционном процессе.

    Здесь следует отметить, что наряду с задачами постоянными, связан­ными с общими закономерностями юридической психологии как науки, могут ставиться временные задачи, обусловленные внешними обстоя­тельствами (например, заказом юридической практики на обоснование учета «человеческого фактора» в судопроизводстве, в профилактической деятельности и т. д.).

     Реализация задач юридической психологии требует учета определен­ных требований. Она должна дать «снимок» состояния и динамики госу­дарственно-правовых явлений, исследовать их с достигнутого уровня развития государства и права. Осуществленное юридической психологи­ей исследование должно устанавливать степень развития психологичес­кой стороны государственно-правовых явлений в историческом контек­сте и давать конкретный анализ его существенных проблем. Например, развитие демократии, плюрализма и гласности связано не только с ре­формами, проводимыми сверху, но и с изменением сущности и образа жизни всего народа, резкой его политизацией, активизацией в сфере го­сударственного управления, законотворчества и даже в правопримени­тельной деятельности. Важным требованием к реализации задач юриди­ческой психологии является анализ факторов, влияющих на государст­венные и правовые процессы. Исходной позицией такого анализа явля­ется диалектика социальных процессов, в которой отражены основные причинные связи. В ходе любого проводимого исследования эти поло­жения конкретизируются и наполняются конкретными фактами.

Задачи, стоящие перед юридической психологией перечислены в общем виде. Они, конечно, более многообразны, и еще большее их количество будет возникать в процессе дальнейшего разви­тия этой науки.

Развитие юридической психологии обусловлено и постоянством вы­движения новых задач, которые будут проявляться в практической дея­тельности судебных, следственных и пенитенциарных органов, в процес­се применения разрабатываемых юридической психологией рекоменда­ций и предложений.
Заключение
При всем разнообразии определений предмета юридической психологии тем не менее большинство ученых-правоведов, психологов работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психики человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых, административных и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек-право».

То есть юридическая психология изучает закономерности психики человека, различные  закономерности психики человека, различные психические явления в системе «человек-право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующие определения.

Юридическая психология – наука, исследующая проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Объектом изучения юридической психологии являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Задачи  юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В тоже время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется  ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные задачи, которые стоят перед ней.

1.                                                                                                                                                                                                Метолого-теоретическая: разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со снежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.

2.                                                                                                                                                                                                Аналитическая: исследование психологических закономерностей  и механизмов развития правосознания, правопослушного и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказание, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.

3.                                                                                                                                                                                                Прогностическая: выработка научно обоснованных предложений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденции развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования.

4.                                                                                                                                                                                                Практическая: разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии, направленных на повышение эффективности правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, на профессионально-акмелогическое  развитие индивидуальных и коллективных субъектов юридического труда, участие специалистов- психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работы с девиантными людьми.

Рассмотренные основные задачи являются отражением общих функций юридической психологии. Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлены на достижение главной цели – оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.
                   


Список используемой литературы:
1.     Баранов, П.П., Курбатов, В.И. Юридическая психология: Учебник / П.П. Баранов,  В.И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 576с.

2.     Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник / В.Л. Васильев.- Спб.: Питер. – 2005. — 655с.

3.     Еникеев, М.И., Юридическая психология: Учебник / М.И. Еникеев.- М.: Норма, 2008. – 512с.

4.     Караванов, А.А. Краткий курс юридической психологии: Учебное пособие / А.А. Караванов.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 329с.

5.     Романов, В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. – М.,  2003, Гл.1

6.     Романов, В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. – М.: Юристь, 2006. – 588с.

7.     Столяренко, А.М. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие / А.М. Столяренко. – М., 2001, Гл.1

8.     Столяренко, А.М. Энциклопедия юридической психологии: Учебник / А.М. Столяренко. – М., 2003. – 2003г.

9.     Познышев, С.В. Криминальная психология. Преступные типы: Учебник / С.В. Познышев. – Л., 1926г.

10.  Шиханцов, Г.Г.  Юридическая психология: Учебник / Г.Г. Шиханцов. – М., 1998г.
                                                                                                        



[1] Левыкин И.Ш. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 12.
[2] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1997. С. 12.
[3] Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. С. 3.
[4] Рудик П.А. Психология. М., 1976. С. 5.
[5] Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1799. С. 6.
[6] Крутецкий В.А. Психология М., 1986. С. 5,7.
[7] Общая психология. Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М., 1981. С. 3
[8] Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. С. 7.
[9] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 7.
[10] Шебанов А.Ф. Повышение творческой роли права – важное направление общетеоретических исследований. Все в сб. Актуальные проблемы теории социологического государства и права. М., 1974. С. 121.
[11] Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет, структура. Функции. М., 197. С. 36
[12] См: Теория государства и права. Под ред. С.С. Алексеева. М.. 1985. С.10.
[13] Шахриманьян И.К. О предмете советской судебной психологии. Доклады научной конференции. Кишинев. 1965. С. 224, 225.
[14] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 9, 10.
[15] Он же. Методологические вопросы юридической психологии. Психологический журнал. 1983,  №4 С. 111.
[16] Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М., 1970. С. 127.
[17] Васильев В.Л. Психология юридического труда и юридическая психология. М., 1991. С. 5.
[18] Строгович М.С. Некоторые вопросы использования психологических знаний в юридической работе. Психологический журнал. 1980. №6. Т. 1. С. 96-107.
[19] Психология. Под. ред. Г.К. Костюка, Киев, 1968, С. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.. 1984. С. 7,8.