Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом Л как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деят-ти. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Основной целью логопедии явл. разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Структуру современной Л сост: дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деят-ти при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявл. Наруш. Речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с наруш речевой деят-ти, а также характера влияния речев расстройств на формиров. их личности, на психич. развитие, на осуществление различных видов деят-ти поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, диффер-ных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление ...
... логопеда с семьей пациента, влияние микросреды на показатели восстановления речи и речевого общения, выявление и разработка наиболее эффективных форм сотрудничества. Наши наблюдения показали, что по ... больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющееся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи [1]. Наши наблюдения показывают, что, как правило, окружающие не знают, ...
Актуальные проблемы логопедии. Перед соврем Л стоят след задачи:
-Совершенствование приёмов и методов раннего выявления нарушений ив речевой деят-ти и создание с-мы ранней коррекционно-логопедической формы.
Совершенствование методов диагностики речевых нарушений.
Совершенствование подготовки кадров для с-мы спец образования.
Улучшение методов коррекции в спец дошкольных и школьных учр образ в условиях интегрирующего обучения.
Компьютеризация коррекц-пед процесса.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагог) подхода в логопед. теории и практике и в разработке номенклатурных документов. 4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 5. Изучение особенностей РН и их устранения при осложненных дефектах развития. 6. Ранние профилактика, выявление и устранение РН.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
Связь лого с другими науками:
1.Внутрисистемные связи
*пед дисциплины: _общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика-это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата. логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися).
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...
... Т 2. М., 1983.-51с.-320 с. 26. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. ... психического развития ____________32 3.1. Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием_______________________________________________32 3.2. Особенности предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием ...
2.Межсистемные связи:
*психологические дисциплины: общая, возрастная, соц, пед.психодиагностика, нейропсихология (Лурия), патопсихология (Левченко), логопсихология;
*мед-биологические: общая анотомия, педиатрия, физиология, нейрофизиологоия, психопатология, офтальмология. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.)
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: ЗПР, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др., а так же состояние интеллекта (психоневролог).
В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.
логопатология-научное направление, ориентированное на изуч состояния недоразвития Р с позиции разных научных дисциплин.
2.Личность логопеда.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, спец. методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологич. особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях ...
... Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников ... компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы. 3.Апробировать диагностико-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе. 4. ...
Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:
— гуманистическая убежденность; — гражданская нравственная зрелость; — познават. и пед. направленность; — увлеченность профессией; — любовь к детям; — требовательность к себе и окружающим; — справедливость, выдержка и самокритичность; — пед. творческое воображение и наблюдательность;
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал спец. детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.
3. Дидактические принципы логопедии
Дидактические закономерности находят свое конкретное выражение в основных положениях или принципах обучения (дидактических принципах).
В современной педагогике принято выделять разные дидактические принципы, обеспечивающие успешность обучения: научности и доступности, сознательности, активности и самостоятельности, систематичности и последовательности, прочности и связи теории с практикой, индивидуального подхода в условиях коллективной работы.
В обучении (как открытой динамической системе, где не может быть конкретных указаний, как следует поступать во всех разных случаях обучения, а есть только условия возможного успешного действия) названные дидактические принципы, или принципы обучения, понимаются как главные указания или исходные положения для успешного обучения. В логопедагогической работе эти принципы приобретают некоторое своеобразие в связи со спецификой контингента детей и задачами их коррекционного обучения и воспитания.
Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...
... процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как ... принципах гуманистических ценностей. Благодаря изменениям государственной политики Республики Беларусь в сфере специального образования в настоящий момент дети с ТМНР имеют право на обучение ... не обеспечивающих успешность их жизнедеятельности. Речь идёт о специальной организации ...
Принцип научности
Принцип научности полагает наличие понятий: о надежных и достоверных психолого-педагогических методах и приемах изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики нарушений его развития и определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы; о научно обоснованных методах, содержании, организационных формах и средствах логопедагогической работы с ребенком.
Руководство принципом научности помогает избежать привнесения случайных, научно не обоснованных, ярко-рекламных, нередко просто вредных приемов и средств в коррекционно-педагогическую работу. Научная эрудированность логопеда, подтвержденная положительным опытом его творческой практической работы – главные показатели его профессионального мастерства.
Принцип индивидуального подхода
Принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы полагает наличие понятий: о первичном и динамическом изучении ребенка-логопата; о сборе анамнестических сведений о ребенке и приемах его логопедического обследования; об индивидуальных и групповых занятиях; о принципах комплектования логопедических групп детей с однородными речевыми нарушениями; о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого ребенка-логопата в отдельности; о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения и стимуляции его к активной работе, о пробуждении и развитии природных способностей и дарований ребенка и др.
Принципы доступности, последовательности и систематичности
Принципы доступности, последовательности и систематичности полагают наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи и поведения, руководствуясь правилами: от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому и неизведанному, от сохранных сторон речи к нарушенным, т. е. от опоры на сохранные навыки правильной речи и подведения к их постепенному расширению и наращиванию новых качеств и навыков.
Сюда же включается понятие об обходном коррекционно-педагогическом пути (по Л.С. Выготскому): от коррекции отдаленных, вторичных признаков дефекта к коррекции его первичных, ядерных проявлений, а также понятия:
о логически последовательной и целесообразной реализации содержания логопедических занятий и выборе необходимых для этого организационных форм, приемов и средств;
о поэтапной последовательности логопедических занятий с детьми, имеющими разные речевые нарушения;
о регулярности и непрерывности коррекционно-речевых занятий, обеспечивающих успешность и прочность образования новых, правильных навыков речи и поведения.
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности полагает наличие понятий:
о совместной деятельности логопеда и ребенка-логопата, о необходимости и формах личного активного участия ребенка в логопедических занятиях и вне их, в его познавательной и чувственно-практической деятельности;
Коррекционно-педагогическая работа при дцп
... адаптации. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает ... обучение имеет коррекционно-развивающий характер и направленно на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности. В учебный план подготовительного класса включаются изодеятельность, развитие речи, ...
о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в логопедических занятиях и побуждений к самостоятельным действиям, о фиксированности ребенка на его успехах и стимулирующем поощрении его удач и достижений;
о сознательном овладении ребенком навыками правильной речи и поведения, о понимании задач и полезности для себя каждого занятия, каждого упражнения в отдельности и необходимости всей логопедической работы в целом;
о формировании у ребенка навыков самоконтроля и готовности применять волевые усилия для выполнения заданий и указаний логопеда для овладения навыками правильной речи и поведения, о формировании умений и желания пользоваться логопедическими приемами не только на занятиях, но и в своей самостоятельной деятельности вне занятий, о необходимости закрепления навыков правильной речи и поведения.
Реализация дидактического принципа сознательности и активности имеет существенное и взаимосвязанное значение для успешного коррекционного обучения и для формирования у ребенка таких личностных качеств, как собранность, целенаправленность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, вдумчивость, уверенность в своих силах, активность, работоспособность, наступательность в поведении и др.
Принцип наглядности в обучении
Принцип наглядности в обучении полагает наличие понятий:
о наглядности как средствах, образующих в процессе обучения связь между конкретным и абстрактным мышлением, между предметно-практическим и теоретическим учебным материалом;
об общепринятой в учебном процессе наглядности: словарные, натуральные, или естественные, изобразительные, объемные, условные, или символические, и технические средства;
о специфических и вспомогательных аудиовизуальных и технических средствах обучения, направленных на коррекцию неправильной речи: логопедические зонды, магнитофон, корректофон, эхо-аппарат, метроном, тонометр, лингвоаппараты индивидуального пользования для звукоусиления и звукозаглушения, массажеры, компьютерные игры и тренажеры, коррекционно-обучающие и коррекционно-развивающие компьютерные программы (“Видимая речь”, “Фонема” и др.).
Необходимо рассмотреть понятия о методах обучения: словесных (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, внушение), наглядных (наблюдение, восприятие демонстрации общепринятых учебных пособий и технических средств) и практических (речевые упражнения в разных видах деятельности с использованием специфических аудиовизуальных и технических средств).
Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями
... процесс похож ход развития речи ребенка. Первыми развиваются тонкие движения пальцев рук, и только за ними появляется артикуляция. Все дальнейшее развитие речевых реакций стоит в прямой ... анализ литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной речи и когнитивных функций, принимающих участие в ...
Принцип прочности результатов обучения
Принцип прочности результатов обучения полагает наличие понятий о том, что:
приобретенные ребенком-логопатом знания, умения и навыки обладают свойством их воспроизведения и применения в различных условиях речевой, познавательной и эмоционально-волевой деятельности ребенка;
прочность приобретенных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков зависит от совокупности и успешной реализации всех дидактических принципов коррекционно-речевого обучения и воспитания ребенка-логопата;
результативность логопедической работы и прочность ее результатов в целом зависит: от профессионального мастерства логопеда, от сложности структуры речевого нарушения, от индивидуально-личностных особенностей логопата, от разных условий логопедической работы.
Специальные методические (или логодидактические) принципы
Специфичность коррекционно-речевого обучения логопатов породила образование понятий о специальных методических (или логодидактических) принципах логопедических занятий. Среди них:
о природосообразности, отражающей необходимость в процессе коррекционно-речевого обучения ориентировки и опоры на закономерности естественного развития детской речи, а сам процесс коррекционно-речевого обучения рассматривать как помощь логопату в раскрытии и развитии имеющихся у него задатков правильной речи и речевого поведения;
об умственной подготовленности ребенка с нарушением речи к коррекционному обучению, отражающей его способности понимать обращенную к нему речь и выполнять необходимые логопедические задания;
о психофизической подготовленности ребенка к коррекционному обучению, предусматривающей развитие его слухового и зрительного внимания и речедвигательной моторики;
о подражательности в коррекционном обучении, отражающей влияние речевой среды на формирование речи и речевого поведения ребенка и потому определяющей необходимость выбора достойных, правильных и понимаемых ребенком примеров для образца из ближайшего окружения (логопед, родители, воспитатели, педагоги, сверстники) и из мира искусства (литературы, театра, кино, музыки, живописи и др.);
о комплексном и интегрально-личностном характере логопедических занятий, предусматривающем необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи логопата, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную, письмо и чтение), на все виды его психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения;
о комплексном лечебно-педагогическом подходе к преодолению речевых нарушений, отражающем необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние логопата разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего ...
... программ. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное ... П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие ...
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств,соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
Принцип обходного пути
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Дидактические закономерности и принципы являются общей теоретической основой для структурирования всего коррекционно-педагогического процесса с детьми-логопатами, основой для выбора и построения частных, практических методик, включающих задачи, содержание, методы, средства и организационные формы логопедической работы.