Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия

О роли микросоциального окружения в процессе нейропсихологической реабилитации пациентов с афазией

Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия

Одной из актуальных проблем нейропсихологической реабилитации является оптимизация восстановительного обучения людей с очаговыми поражениями головного мозга. Поражения мозга приводят к тяжелым нарушениям речи, восприятия, памяти, счета и др. Для восстановления нарушенных психических процессов применяются различные реабилитационные программы, создаются новые. К числу наименее разработанных аспектов нейропсихологической реабилитации относится организация речевой среды пациентов с афазией [1,2].

Афазиясистемное нарушение речи, возникающее при органических поражениях мозга, охватывающее разные уровни организации и реализации речи, обнаруживающее связь с дефектами других психических функций, приводящее к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющееся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи [1].

Наши наблюдения показывают, что, как правило, окружающие не знают, как вести себя с человеком, потерявшим речь: разговаривают с ним чересчур громко; запрещают ему говорить; предлагают изъясняться при помощи письма, и тогда обнаруживается, что пациент не в состоянии ни читать, ни писать. Между тем пациент с афазией нуждается в помощи и в правильном отношении к себе со стороны близких. В связи с этим мы, начиная логопедическую терапию, даем окружающим пациента ряд советов. В частности, мы рекомендуем не молчать, находясь рядом с пациентом, рассказывать ему что-нибудь интересное и обязательно приятное. Важно, чтобы родственники постоянно комментировали (оречевляли) свои и его действия. При этом советуем говорить спокойно, медленно, сопровождая речь соответствующими жестами, мимикой, не кричать, не быть многословными и не торопить пациента с ответом. Мы заранее предупреждаем, что не следует говорить в присутствии пациента на неприятные ему темы, высказывать свои сомнения относительно его полнейшего выздоровления, даже если родственникам кажется, что он не понимает обращенную речь.

7 стр., 3477 слов

Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). Логика изложения 1-ой проблемы:

" Утверждаю" начальник кафедры психологии полковник А. Караяни "_____" ______________1998 г. ПЛАН проведения лекции по курсу "Клиническая психология" со слушателями (курсантами) 2-ого факультета. РАЗДЕЛ I. Нейропсихология. ТЕМА № 7 "Нарушения речи и памяти при локальных поражениях мозга". ВРЕМЯ: 2 часа. ПРОБЛЕМЫ: 1. "Нарушение речи при локальных поражениях мозга (афазии). 2. "Нарушение памяти при ...

Ухаживая за близким человеком, родственники стремятся предугадать все его желания, сделать все за него. В результате понижается общая активность пациента, что отрицательно сказывается на процессе нейропсихологического восстановления в целом. Во избежании этого, следует постоянно побуждать пациента к самостоятельным посильным действиям: есть, вытирать салфеткой рот, принимать лекарство и т.д.

Очень часто пациенты не помнят, что с ними произошло, и родственников интересует, следует ли рассказывать о случившемся. Мы рекомендуем спокойным тоном поговорить с пациентом о его болезни, но не рассказывать о своих переживаниях и ощущениях. В разговоре важно отметить и уже имеющиеся положительные изменения, и перспективы.

Всех родственников, как правило, беспокоит вопрос посещения пациентов. В начальный период восстановления мы советуем строго ограничить количество визитов. В дальнейшем желательны визиты лишь самых близких и приятных пациенту людей. При этом родственники должны предупредить гостей, что на первых порах всю речевую нагрузку они должны взять на себя: стараться задавать меньше вопросов и самим же на них отвечать, создавая иллюзию беседы.

Мы просим близких пациента присутствовать на логопедических занятиях, т.к. для успешного восстановления речи им важно овладеть определенными приемами логопедической работы. При этом советуем избегать в разговоре с пациентом таких ассоциаций с процессом восстановления речи, как урок, учитель, оценка. Подобные сравнения приводят к отрицательным последствиям, вплоть до отказа от логопедических занятий.

Чтобы исключить нежелательные речевые и психологические осложнения в ходе восста-новления речи, мы заранее предупреждаем родственников пациента не пытаться научить его говорить с помощью Букваря и других детских книжек, а также не просить многократно повторять слова, которые ему уже удаются. Вместе с тем советуем, чтобы пациент смотрел телевизор, слушал радио и просим его близких варьировать при этом громкость звука. Это способствует активизации и концентрации внимания, восстановлению понимания речи.

7 стр., 3358 слов

Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга

13 Цель занятия: сформировать представление о происхождении ноостимулирующего эффекта ноотропных средств и средств, улучшающих мозговое кровообращение. Знать фармакадинамику ноотропных средств и средств, улучшающих мозговое кровообращение. Уметь выбирать препараты для лечения различных заболеваний. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию 1. Ноотропные средства: ...

Весьма важно, чтобы родственники ежедневно информировали пациента о дате и погоде, о запланированных на ближайшие час или два делах, по вечерам вместе с ним восстанавливали в памяти прошедший день, вспоминали детали какого-нибудь события, а также обязательно рассказывали о планах на завтра. Все это способствует осознанному, активному вовлечению пациента в реабилитационный процесс.

Мы также просим родственников говорить пациенту, что верят в его силы, в выздоровление, любят и нуждаются в нем. При этом не забывать почаще хвалить его, отмечать пусть даже небольшие, положительные перемены. Это способствует как восстановлению речи, так и общему выздоровлению.

Собственные наблюдения, а также беседы с родственниками пациентов с афазией показали, что представленные рекомендации помогают им лучше сориентироваться в создавшейся непростой ситуации, избежать многих ошибок и конкретизировать свои действия.

Многолетняя логопедическая практика убедила нас в том, что, сотрудничая с ближайшим окружением пациента, можно добиться высоких результатов восстановления речи. С целью методической организации речевой среды, в соответствии с принципами восстановительного обучения, мы наблюдали 150 семей пациентов с афазией. В ходе наблюдения нас интересовало следующее: характер взаимодействия логопеда с семьей пациента, влияние микросреды на показатели восстановления речи и речевого общения, выявление и разработка наиболее эффективных форм сотрудничества.

Наши наблюдения показали, что по степени участия в процессе логопедической работы речевую среду пациентов с афазией можно разделить на активную, пассивную, формальную.

Активная речевая среда (сотрудничество) характеризуется большой заинтересованностью в регулярном посещении пациентом логопедических занятий. Окружающим присуще желание понять сущность афазического синдрома и вместе с логопедом помочь близкому человеку восстановиться. Они присутствуют на логопедических занятиях, регулярно приходят за консультацией, следуют советам и выполняют рекомендации логопеда, посещают семинары, соблюдают необходимые правила речевого поведения и пр.

Пассивная речевая среда (руководство) также участвует в процессе восстановления речи близкого человека, но не в полном объеме. Окружающие осознают необходимость проведения систематических логопедических занятий Однако сотрудничество с логопедом этим и ограничивается. Вне занятий рекомендации и задания не выполняются или выполняются нерегулярно. Свою пассивность окружающие объясняют недостатком времени. Логопеду часто приходится слышать, что пациент занимается только с Вами, а с остальными заниматься отказывается.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным. В. Ключевский Основы риторики как искусства красноречия. Подготовка и проведение деловой беседы. Организация публичного выступления. Культура деловой дискуссии. Цель – раскрыть основные понятия речевого этикета. Изучить принципы и инструменты риторики. Рассмотреть основные требования к подготовке и проведения деловой беседы. Изучить порядок ...

Формальная речевая среда (безразличие) характеризуется скептическим отношением к логопедическим занятиям. Отмечаются случаи отказа от занятий, распространено мнение, что речь восстановится сама по себе. Наблюдения показали, что забота о близком человеке фактически сводится к физическому уходу за ним.

Наши исследования показали, что имеется отчетливая связь между результатами логопеди-ческой работы и степенью участия микросоциального окружения пациентов с афазией в процессе восстановительного обучения. Результаты восстановления речи оценивались в соответствии с принятыми в логопедической практике четырьмя показателями: значительное (практическое) восстановление – доступность свободного устного и письменного высказывания с элементами аграмматизма и с очень редкими ошибками в письме; общее улучшение – возможность общения с помощью фраз, составление несложных текстов по сериям сюжетных картинок, относительное восстановление чтения и письма, а при сенсорной афазии также общее улучшение восприятия речи на слух; частичное улучшение – улучшение тех или иных сторон речевой функции, например, возможность общения с помощью отдельных слов или коротких предложений, или же улучшение понимания речи и т.п.; без изменений – отсутствие положительной динамики в речевом статусе.

Сравнительный анализ результатов логопедической работы представлен на рисунке.

Самые низкие показатели восстановления речи были отмечены при наличии формальной речевой среды (50 семей).

Так, из 50 пациентов значительное восстановление речи наблюдалось только у 4 (8%), общее улучшение – у 12 (24%), частичное – у 10 (28%), а у 20 человек (40%) речь осталась без изменений.

При наличии пассивной речевой среды (44 семьи), значительное восстановление было отме-чено у 10 пациентов (22,7%), общее улучшение – у 22 (50%), частичное улучшение – у 8 (18,2%), речь без изменений – лишь у 4 (9,1%).

6 стр., 2983 слов

Уход медсестер за пациентами после дорожно-транспортных происшествий

Содержание Введение 3 Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой теме 6 1.1 Сестринское дело как профессия 6 1.2 Особенности травм после дорожно-транспортных происшествий 18 Глава 2. Проведение эмпирического исследования по особенности сестринского ухода после дорожно-транспортных происшествий 24 2.1 Место проведения исследования и методика 24 2.2 Выявление основных элементов ...

1 – значительное восстановление; 3 – частичное улучшение;

2 – общее улучшение; 4 – без изменений.

Рис. Результаты логопедической работы в зависимости от типа речевой среды

При наличии активной речевой среды (56 семей) результаты логопедической работы были высокими и существенно отличались от показателей формальной и пассивной речевой среды. Так, из 56 человек у 28 (50%) отмечалось значительное восстановление речи, у 24 (42,8%) – общее улучшение, у 4 (7,14%) – частичное улучшение. Особо следует отметить тот факт, что только при активном участии речевой среды не было ни одного пациента без положительной динамики в речевом статусе.

Таким образом, анализ результатов логопедической работы подтвердил мнение афазиологов о том, что микросоциальное окружение должно быть обязательно вовлечено в процесс нейропсихологичекой реабилитации. С этой целью нами разработаны принципы организации речевой среды, этапы взаимодействия и формы сотрудничества логопеда с семьей пациента с афазией. Мы рассматриваем семью как первичную коммуникативную среду, через которую возможно воздействовать на речь и ее социальные аспекты.

Литература

  1. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация боль

Нейропсихологическая реабилитация

Речь идет о применении серии приемов, при которых непораженные зоны головного мозга компенсируют или берут на себя функции пораженных зон мозга. Применение этих приемов, основанное на использовании дополнительных резервов организма и чрезвычайной функциональной и синаптической пластичности мозга, позволит реорганизовать его функции.

10 стр., 4501 слов

Реабилитация после инфаркта миокарда

ГБОУ СПО «Ейский медицинский колледж РЕФЕРАТ На ТЕМУ: «Реабилитация после инфаркта миокарда» Студентки Крохмаль Екатерины курс, 402 группа Преподаватель: И. А. Тимербаева Ейск 2015 Содержание Введение . План реабилитации при инфаркте миокарда .1 Этапы физической реабилитации больных инфарктом миокарда .2 Стационарный этап реабилитации больных .3 Санаторный этап реабилитации .4 ...

Упражнения на запоминание

При восстановлении памяти ее деятельность зачастую сравнивают с деятельностью мышцы, предполагая, что повторение упражнений улучшает ее функционирование. Такой подход использовался среди пациентов с ухудшением способности к запоминанию, они подвергались интенсивным занятиям с применением упражнений на запоминание. Однако медицинские осмотры больных не подтвердили эффективность этого метода, по крайней мере для пациентов с повреждениями головного мозга. Чтобы упражнения на запоминание действительно были полезными, они должны основываться на методе использования познавательных стратегий. Обучение этому методу имеет много общего с техниками запоминания («Техники запоминания и их преимущества», с. 72).

Однако существует одно значительное различие: мнемоника, применяемая к пациентам с повреждением головного мозга, требует некоторых специальных условий для обучения, которое должно происходить под наблюдением специалиста — нейропсихолога. Нейропсихологическая реабилитация должна опираться на сохранившиеся функции, чтобы компенсировать дефицит в других областях, следовательно, оказывается чрезвычайно важным полное нейропсихологическое обследование пациента до начала реабилитации.

Обучение без ошибок

Другой существенный вопрос заключается в том, что применение стратегий запоминания должно осуществляться в соответствии с принципом, получившим название «обучение без ошибок»’. А именно, необходимо любой ценой избегать того, чтобы пациент во время упражнений делал ошибки. Поэтому не следует заставлять пациента угадывать ответ, которого он не знает, или просить, чтобы он давал несколько ответов, или чтобы он мог выбрать из них правильный вариант. Человек с дефицитом познавательных способностей может быть смущен своими сомнениями, иногда он может настаивать на ошибочном ответе и быть не в состоянии его исправить.

При этом оказывается полезным то, что пациент научится использовать визуальную или воображаемую информацию, которая позволяет создавать ассоциации, он сможет упрощать данные, создавать ключи для восстановления и уменьшать тенденцию к рассеиванию внимания.

Такие методы как «расширенное воспоминание» и «рассеивание следов» зарекомендовали высокую степень своей эффективности в реабилитации самых расстроенных функций памяти.

25 стр., 12037 слов

Шизоаффективные нарушения у пациентов

Список сокращений ШАР - Шизоаффективное расстройство БАР - Биполярное аффективное расстройство МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра DSM - Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders MATRICS - Measurement And Treatment Research to Improve Cognition in Schizophrenia WCST - Wisconsin Card Sorting Test ТМТ Trail-Making Test TURNS - Treatment Units for Research on ...

Метод «расширенного воспоминания»

Цель применения этого метода основывается на постепенном увеличении объема запоминаемой информации после каждой попытки восстановления данных. То есть, запоминается некое количество данных, затем постепенно увеличивается время до момента их восстановления. Также мало-помалу увеличивается объем информации, предназначенной для удержания в памяти. Эта практика направлена на то, чтобы избежать ошибок, и поэтому должна соответствовать возможностям пациента, которые выявляются после нейропсихологического обследования, произведенного до начала применения метода.

Метод рассеивания следов

Подразумевает усваивание некоторого количества информации с постепенным использованием уменьшающегося количества ключей, что каждый раз облегчает восстановление большего объема информации.

Этот вид упражнений пациент может делать у себя дома, при помощи одного из членов своей семьи. Метод обычно используется для повторного усвоения недоступной информации, для улучшения усвоения новых данных, восстановления почерка после дисграфии, расстройстве способности писать, или таких моторных навыков, как использование столовых приборов или, например, телефона.

Однако, в зависимости от тяжести дефицита, перед началом этого метода реабилитации обычно рекомендуется провести соответствующую нейропсихологическую реабилитацию.

Отделения нейропсихологической реабилитации

В большинстве из них предлагается возможность посещать специализированные группы для пациентов, хотя почти всегда вначале требуются индивидуальные занятия по реабилитации, особенно, если дефицит является ярко выраженным. Работа в группе позволяет пациентам лучше осознать собственные проблемы и доказать себе, что они, подобно другим пациентам с такими же расстройствами, могут добиться восстановления утраченных функций. Более того, обоснованием для выполнения заданий служит то, что в перерывах между занятиями нейропсихолог предложит делать упражнения дома.

Общие персонализированные цели

Вгруппах по реабилитации памяти преследуются цели не только общего характера, но и индивидуального. Так пациент, страдающий от языковых проблем или трудностей с концентрированием внимания, будет делать особые упражнения, помимо общих упражнений для всех членов группы. Общие упражнения будут предназначены для улучшения временной ориентации членов группы, поскольку многие из них неспособны определить дату. Обычно общими являются первые упражнения занятия. Потом отрабатывается применение стратегий мнемоники. Поэтому, в зависимости от степени тяжести дефицита, будет предпринята попытка работы с информацией, имеющей определенную важность для пациента. Помимо компьютерных заданий или работы в тетради предпринимается попытка использования упражнений на активное участие пациента, при этом применяется чрезвычайно важная для него информация, связанная с его ближайшим окружением. Таким образом, отрабатываются изменения, происходящие рядом с ним, в его семье, квартале, городе, для того, чтобы пациент не чувствовал, что находится в незнакомом мире. Помимо этого, используются важные новости из средств массовой информации и аспекты, связанные с интересами пациента. При помощи этого вида информации пациент обучается применению познавательных стратегий согласно уже изложенным выше принципам «расширенного вспоминания» и «рассеивания следов», применяемых в контексте обучения без ошибок.

С другой стороны, пациент будет обучен применению внешних стратегий, например использованию ежедневников или сигналов, и даже составлению программы деятельности на день, что позволит ему чувствовать себя более независимым.

И наконец, ведется наблюдение за эмоциональными факторами при осуществлении этого вида реабилитации. Во многих случаях наличие расстройств памяти делает пациента неспособным к трудовой деятельности, социальным и семейным отношениям. В подобных ситуациях может быть необходимым использование приемов клинической психологии, таких как релаксация или познавательное преобразование. Обычно происходит изменение обязанностей, убеждений и способных взволновать эмоций после психологической терапии, в основу которой положены принципы изменения поведения.

При нейропсихологической реабилитации следует определить вид техники, релаксации. В принципе рекомендуется техника Якобсона (техника прогрессивной мышечной релаксации), однако ее применение будет целесообразным не во всех случаях, ее назначение обусловлено степенью дефицита памяти.

Продолжительность реабилитационного лечения

Хотя длительность лечения зависит от состояния каждого пациента и степени дефицита его памяти, примерная продолжительность курса будет колебаться в пределах 3-х месяцев, по 2 сеанса каждую неделю. Если дефицит памяти очень сильный, групповые занятия могут быть предварены индивидуальной реабилитацией продолжительностью от 1 до 2 месяцев. Практически все научные исследования продемонстрировали, что после подобного лечения в состоянии памяти пациентов происходят значительные изменения. У страдающих от глобальной амнезии улучшение способности памяти к запоминанию происходит с трудом, при условии, что он извлекает выгоду из применения упражнений на временную ориентацию, сокращающих игру воображения и увеличивающих осознание дефицита памяти.

Для сохранения положительных изменений рекомендуется продолжение нейропсихологического лечения через определенные промежутки времени, прежде всего в течение первых 2-х лет после появления проблем с памятью. Возможно посещение новых сеансов терапии, которые послужат закреплению улучшений и предотвратят рецидивы заболевания.