Лекция 1. Предмет, история формирования и место социальной психологии в системе научного знания.
1. Предмет социальной психологии.
2. Социально-исторические аспекты становления и развития социально-психологического знания.
3. Значение и место социальной психологии в системе научного знания.
Предмет социальной психологии.
Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей.
Социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах.
Очертив поле социально – психологических феноменов, попытаемся выделить предмет социальной психологии. Социальная психология исследует такие феномены, как:
1. Подражание, внушение, убеждение:
— испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;
— находимся под воздействием средств массовой информации;
— изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
— учитываем мнения окружающих, принимая решения.
Обобщая, можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, переживает какие – либо эмоции, чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы, т. е. социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.
2. Восприятие и понимание людьми друг друга:
— часто с интересов воспринимаем разные слухи;
— обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;
— относим вновь увиденных людей к определенному типу.
Обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая, каждый из нас так или иначе участвует в общении.
3. Межличностные отношения:
— воспринимаем и оцениваем их;
— к одним испытываем постоянную симпатию, к другим неприязнь;
— играем определенные социальные роли: студента, сына или дочери, влюбленного и т. д.
Находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.
4. Сплоченность и конфликтность:
— в одних группах нормальные взаимоотношения (хороший психологический климат) – ими легко управлять;
Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...
... само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы ... объекту исследования. Это способ познания адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при ...
— «неблагополучные» же требуют огромных усилий для организации их совместной деятельности.
Поскольку любой из нас принадлежит к определенной социальной общности, нам часто приходится участвовать в групповом взаимодействии. Людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы еще и навыки его организации.
5. Совместная деятельность:
— наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей;
— с одними нам легко и продуктивно работается, с другими возникают трения;
— в одиночку нам часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.
Приведенные примеры показывают, что характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности. «Скажи, кто твоя малая контактная группа, и я скажу, кто ты».
Рассмотренные нами явления относятся к социально – психологическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую такие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.
В центре внимания социальной психологии находятся: цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей); особенности оценочных суждений участников группы, процессы лидерства и руководства и т. д.
Существенное место занимают проблемы, связанные с личностью: её социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, роли. Особое значение придается изучению массовидных явлений:
— классовых и национальных психологических особенностей;
— нравов, обычаев, привычек;
— психологических особенностей массы, толпы.
Б. Д. Парыгин предпринял попытку дать полную схему изучаемых социальной психологией проблем:
1) социальная психология личности;
2) социальная психология общностей и общения;
3) социальные отношения;
4) формы духовной деятельности.
Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;
2) особенности групп;
3) психическую сторону процессов общения.
Майерс Д.: «Социальная психология – наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу».
Таким образом, предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии её проявлений. Или иначе – это как особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе, так и специфика совокупной, т. е. совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей. Социальная психология должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т. д.
Областью же практического применения социальной психологии как науки является вся система общественных отношений. Самое широкое развитие прикладные функции социальной психологии получают в условиях капиталистического общества. Переход к массовому производству требовал учитывать психологию потребителя. Задачи политической борьбы вызвали к жизни исследования общественного мнения и массовых настроений.
Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...
... для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ... Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995. 27. 28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. ...
Обобщая вышесказанное, можно сказать следующее:
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Объектом социальной психологииявляются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители.
Предметом социальной психологииявляются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
Предметом социальной психологии выступают социально – психологические явления и процессы, т. е. общественно – психические феномены, представляющие собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Социально-исторические аспекты становления и развития социально-психологического знания.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. На это указывает история первобытных обществ. В древних системах воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. На этом, донаучном этапе развитиясоциальной психологии знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.
В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. В античности это взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний можно условно обозначить как философский. Он характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое и прикладное.
Этап, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина XIX в.), связан, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов. На этом этапе (условно его можно назвать феноменологическим) социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений. На этом этапе развития социальной психологии ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке.
К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (описательном) этапе можно отнести следующие: выделение социально-психологических явлений (высшие психические функции, массовидные явления, коллективная психология) в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям.
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Диагностика взаимоотношений молодых людей в ... родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.) Учет стадии развития семьи. На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы ...
Социальная психология как область исследования, появилась в конце ХIХ века, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе как серьезная научная дисциплина, лишь в середине ХХ века.
Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психология обязана происходившим на рубеже ХIХ – ХХ веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации и урбанизации (процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах).
Эти процессы обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небывало активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социальной регуляции действий и поступков людей.
Интерес к феноменам, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения науки, призванной их изучать, с тех пор, когда у человека зарождаются самосознание, «Я» и способность воспринимать другого как подобного себе.
Выход в свет книги Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» в 1908 г. принято считать датой рождения социальной психологии. В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В.Меде, Ф.Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. Эти эксперименты проводились по определенной методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым, и постепенно количество участников увеличивалось.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений в выявлению закономерностей.Экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.
Начиная с 20-х годов, социальная психология становится ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии. Это было обусловлено тем, что широкий размах прикладных исследований по изучению влияния межличностных отношений на производительность труда, поддерживался крупными промышленными концернами и военными ведомствами.
Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале XX в. направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, интеракционизма. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах.
Связь психологии и социологии с другими науками
... изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы. Связь психологии и социологии с другими науками Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг ... с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как общая психология. На стыке философии и социологии – социальная философия. История.Современный человек — продукт исторического ...
Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельных ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компетентность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии, в частности в ее американском варианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.
С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований, с другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа.
Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию.
В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации выше названных направлений, а также новые социально-психологические подходы и парадигмы. К числу таких новых подходов, появившихся в середине XX в. и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм и когнитивизм.
Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях, вопросах методики исследования. Так, Р.Байлз тщательно разработал метод наблюдения; Э.Богардус и Г.Оллпорт – различные приемы шкалирования; Э.Мейо стал одним из создателей промышленной социальной психологии. По убеждению Э.Мейо, главной в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и, в особенности, между рабочими и менеджерами.
Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощенных представлений о социальной активности человека, психоанализ, в его ортодоксальном варианте, был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека. Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации. Непосредственные последователи З.Фрейда и неофрейдисты предприняли попытку учета роли социальных факторов в развитии психики. Неофрейдисты выдвинули ряд положений о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека. В рамках неофрейдизма были разработаны: различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.
Личность как высшее психическое образование, биологическое и ...
... нервной системы составляют почву для формирования психических черт человека, содержания личности, ее социальных связей и т.д., личность - это биосоциальное понятие (где, по словам В.Н.Мясищева, "биологически-органи- чес ... кое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности".) Учение о личности относится к области многих наук: фи ...
Интеракционизм, как направление, берет свое начало из социологической ориентации. Его источником является теория символического интеракционизма Дж.Мида. Интеракционизм сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются: 1) человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации; 2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу; 3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми; 4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т.Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р.Мертон), социальной драматургии (Э.Гофман).
Значительным направлением в развитии социальной психологии является когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами, — взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия / несоответствия.
Особое место в когнитивной социальной психологии занимают теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдера), коммуникативных актов (Т.Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П.Танненбаумана).
Каждая из этих теорий выделяет определенные аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании.
Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы. Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии. Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А.Тэшфел (Великобритания) и С.Московиси (Франция).
Общая хар-ка детей с овз
Дети испытывают трудности как при вычленении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они упускают детали, затрудняются в выделении существенных и не- существенных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Восприятие детей с ОВЗ неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Для младших школьников ...
А.Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С.Московиси является главой французской школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений». Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» — вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, — таково кредо Московиси и всей европейской школы социальной психологии. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.
Значение и место социальной психологии в системе научного знания.
Социальная психология возникла на стыке наук – психологии и социологии. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет свои причины. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связи общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.
В понимании круга задач, решаемых наукой, дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).
Общая социология для 1 курса
... тенденций и т. д. Такиенаучные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социологиятруда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальнаянорма и др. были под запретом. Их использование для ...
I ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
II ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии.
Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой. Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуждение можно привести и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном подходе мы не уйдем от вопроса о «границах»: что значит «на стыке», какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит «самостоятельная дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно самостоятельные области, не захватываемые никоим образом ни психологией, ни социологией.
Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости, но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно.
Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, то специфическая проблематика социальной психологии ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах – вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует.
Общая характеристика сенсорных систем. Сомато-сенсорная система, ...
... лимбической систем мозга. Физиологические основы обезболивания. Клинико-физиологический аспект. Общая характеристика сенсорных систем Сенсорные системы - это совокупность взаимосвязанных ... локализации действия фармакологических препаратов выделяют местную, проводниковую, специфическую и общую (наркоз) анестезию. Наркоз- это нарушение проведения возбуждения через синапсы ...
Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии. Если социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных норм и ценностей, то социальных психологов – конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которых живет человек.
Таким образом, социальная психология и социология являются наиболее близкими (по своим предметам) науками (рис.2).
В тоже время социальная психология обязана сотрудничать с социальной философией и не может обойтись без истории.
Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологически образования, как социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально – психологически климат, общественное мнение, умонастроения, а также такие феномены, как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т. п.
Социальная психология связана с другими отраслями психологии: общая психология, возрастная, педагогическая и др.
В центре внимания и социальной психологии и психологии личности находится индивид. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами (например, почему одни индивиды более агрессивны или общительны?).
Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко.
Социальная психология исторически возникла из общей психологии. Многие методы и приемы социально – психологического исследования позаимствованы из общей психологии, правда, в несколько измененном виде (наблюдение, эксперимент, опрос и т. д.).
Некоторые социально – психологические явления будут глубже поняты на основе общепсихологических законов. Например: особенностями характера человека можно объяснить его затруднения в общении. Сдвиги в психических процессах человека в условиях непосредственного контакта и взаимодействия людей могут быть поняты только в соответствии с показателями и данными из области общей психологии (пороги чувствительности, объем и устойчивость восприятия и внимания, особенности решения мыслительных задач и многое другое).
Социальная психология опирается на психологию так же, как последняя на физиологию.
Отличие социальной психологии от общей заключается в том, что её основу составляют психологические явления, которые возникают лишь в общении и через общение людей друг с другом, в их непосредственном контакте. В общей же психологии основное внимание сосредоточено на законах внутренней отражательной деятельности субъекта. Хотя данное различие весьма относительно. Дело в том, что в советской психологии давно и убедительно доказано, что все психические явления от самых элементарных (ощущения) до самых сложных (характер) социально обусловлены.
Социальная психология является итогом развития определенной стороны общей психологии, в которой фиксируются, прежде всего, результаты общения людей друг с другом.
Социальная обусловленность социально – психологических явлений носит более конкретный, более явственный и более сложный характер, т. к. они зависят от микросреды, от непосредственного контакта между людьми и на них существенно влияет макросреда, все элементы социальной макроструктуры общества.
При анализе законов общей психологии мы рассматриваем соотношение внутренних элементов психики. Природа же социально – психологических явлений и законов может быть раскрыта только через обращение к социальному контакту.
В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения, по своей внутренней структуре. В социальной психологии психические процессы, состояния и свойства наполняются конкретно — историческим содержанием. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий.
Связь социальной психологии с общей психологией двусторонняя. Не только общепсихологические законы и явления отражаются в социально – психологических процессах, но и обратно, социально – психологические явления и законы углубляют наши знания об общепсихологических процессах. Индивидуальные особенности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и свойств (темперамента, характера) наиболее полно и адекватно раскрываются лишь в условиях групповой, коллективной деятельности.
Самая тесная и двусторонняя связь у социальных психологов с детской, педагогической и возрастной психологией. Проблемы социализации, овладения основным орудием коммуникации – речью, теснейшая связь вопросов общения, познания и труда в онтогенетическом плане – вот тот круг исследований, который так сближает эти дисциплины.
Теснейшим образом социальная психология связана с психологией труда и инженерной психологией. В настоящее время доказано, что подлинно научная организация труда, решение проблем социального планирования на промышленных предприятиях невозможны без создания положительной психологической атмосферы во взаимоотношениях между людьми по горизонтали и по вертикали, по официальным и неофициальным каналам.
В последние годы сформировались плодотворные связи социальной психологии с космической, военной, спортивной психологией. Известно, что современные достижения в космосе, в военном деле, в спорте немыслимы без четких согласованных действий различных по своему составу, уровню и задачам групп.
Групповая психотерапия, место и роль конфликтных ситуаций общения в клинике неврозов, различного рода фрустраций как следствие плохой адаптации и социомобильности – вот проблемы, связывающие медицинскую психологию с социальной.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения социальной психологии?
2. Дайте определение социальной психологии как науки.
3. Что входит в систему социальной психологии как науки?
4. Как развивался предмет науки «социальная психология» в историческом аспекте: в античности, в средневековье, в ХХ веке?
5. Расскажите о становлении социальной психологии в России.
6. Укажите на взаимосвязь социальной психологии с другими науками.
7. Какие отношения существуют между социальной психологией и философией?
8. Какое место занимает социальная психология в ряду других наук?
9. Каковы разновидности статуса социальной психологии как науки?