Основы работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по оказанию им помощи.

Оглавление

Введение…3−6

Глава I. Концептуальные подходы в изучении трудной жизненной ситуа-ции как социального явления…7−31

§ 1. Теоретические подходы к определению и изучению явления трудной жизненной ситуации…7−13

§ 2. Классификация трудных жизненных ситуаций…13−22

§ 3. Возможности социальной работы в преодолении трудной жиз-ненной ситуации…22−31

Глава II. Организация социальной работы с подростками по преодолению трудной жизненной ситуации…32−53

§ 1. Возможности социального приюта ВООООО «Российский Красный Крест» в преодолении трудной жизненной ситуации…32−44

§ 2. Содержание программы помощи подросткам по преодолению трудной жизненной ситуации…44−49

§ 3. Анализ результатов по программе социальной помощи под-росткам по преодолению трудной жизненной ситуации…49−53

Заключение…53−57

Список литературы…58−61

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время социальная работа предусматривает оказание помощи различным категориям клиентов: инвалидам, людям пожилого возраста, детям-сиротам и другим. Каждый из них в течение жизни проживает определенный цикл, характеризующийся возникновением различных кризисов: одинаковых у всех — возрастных, а также специфических, вызванных социальной ситуацией в стране.

Причинами, приводящими к возникновению кризисной ситуации или, другими словами, трудной жизненной ситуации в жизни человека, являются недостаточное материальное обеспечение некоторых категорий граждан; по-следствия социальных реформ политики государства в отношении нуждаю-щихся категорий населения; плохая экологическая обстановка; факторы при-родной среды (наводнения, землетрясения, высокие температуры); факторы со-циальной среды (преступность, различные катастрофы).

Все выше перечисленные причины относятся к внешним, т. е. жизненные трудности возникают под влиянием внешней среды на человека. Но на возник-новение трудной ситуации также влияет и психическое состояние человека, за-висящее от его физического здоровья, эмоционального состояния, степени пси-хологической устойчивости к воздействию стрессогенных факторов.

7 стр., 3008 слов

Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность

... располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.Познание каждым человеком этих ценностей служит ... в другого и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к ...

В основе этих кризисов лежат жизненные трудности, которые необходи-мо разрешать, чтобы сохранить как психическое, так и физическое здоровье личности. Не каждый человек может сам справиться со своими проблемами, поэтому возникла необходимость оказания социальной и психологической по-мощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации для успешного ее разрешения.

В рамках нашего исследования нам важна сущность социальной работы не вообще с человеком в трудной жизненной ситуации, а с детьми, имеющими родителей, но оставшимися без их попечения — социальными сиротами. В по-следние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учре-ждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или

были лишены родительских прав. По официальным подсчетам сейчас в России около полумиллиона таких детей.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные цен-тры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической по-мощи для подростков после выхода из интернатного учреждения. В дореволю-ционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их спе-цифику определяет особый социально-психологический статус детей — кризис-ное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является след-ствием предательства родителей, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит:

5 стр., 2167 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

... (1994), которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что ... . Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение ...

— снять остроту психического напряжения ребенка;

— провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

— восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;

— вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности — игре, учению, труду, общению.

В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться соци-альное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас, когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусствен-ных» сирот не уменьшается…

Список литературы

1. Абабков А.В. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, тера-пии. — СПб.: Речь, 2004. — 221 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-осмысление, преобразование ситуации и психологическая защита// Психологи-ческий журнал. — 1994. -Т.15 № 1. — С. 7−11.

3. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопре-деления детей-сирот// Воспитание школьников. — 2005. — № 7. — С. 41−47.

4. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоление кризисных ситу-аций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности- профессия 21 века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всерос-сийской научно-практической конференции. — СПб, 2002. — С. 82−84.

5. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Первое сентября. Школьный психолог. — 2004. — № 37. — С. 10−15.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронат и социально-правовую защиту детей ...    Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно возложить на сотрудников ... Курсовая работа Дети из неблагополучных семей План: ...

6. Васильева С. Личностные кризисы: влияние на жизненный путь чело-века// Социальная педагогика. — 2003. — № 4. — С. 49−55.

7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.

8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ кри-тических ситуаций// Психологический журнал. — 1995. — № 3.Т.16. — С. 90−101 .

9. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных кризисных ситуа-ций// Психологический журнал. — 1995. — № 5. — С. 104−128.

10. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологиче-ского кризиса, вызванного тяжелой болезнью// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2004. — № 31. — С. 55−70.

11. Гордеева С. В помощь сильному полу// Социальная защита: соционо-мия. — 2004. — № 1. — С. 32−34.

12. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консульти-рования. — СПб.: СпбГУ, 2000. — 235 с.

13. Гулина М.А. Психология социальной работы. — М.: Питер, 2004. — 351 с.

14. Дикая Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным со-бытиям и факторы ее формирования// Психология социальных ситуаций. — М.; СПб; Харьков; Мн.: Питер, 2001. — 416 с.

15. Евграфова И.Н. Техника оказания социально-педагогической под-держки семье в трудной жизненной ситуации: методическое пособие. — М.: Пе-дагогика, 2001. — 205 с.

16. Как справиться с последствиями трагедии? : Рекомендации для школьных психологов и учителей. //Первое сентября. Школьный психолог. — 2004. — № 37. — С. 6−8.

17. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.

18. Кусов А.Ф. Научно-методологические подходы к решению проблемы социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации// Семья в процессе развития. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. — 324 с.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

... 2007; Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: 2004; Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред ... В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002; Кочюнас Р. Психологическое ... практика семейной психотерапии. Изд. 3-е международное. - СПб.: Питер, 2001. - 201 с. Если супругам не удается справиться ...

19. Лексикон социальной работы: Учебное пособие/ Гл. ред. С.М. Кибар-дина, Т.А. Поярова. — 3-е изд. перераб. и доп. — Вологда, 2005. — 540 с.

20. Методика и технологии работы социального педагога: Учебное посо-бие для студентов высших учебных заведений / Под редакций М.А. Галагузо-вой, Л.В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия «, 2002. — 192 с.

21. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

22. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов// Психологи-ческий журнал. — 2000. — № 4. — С. 5−21.

23. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство лич-ности»: обоснование прикладное значение// Психологический журнал. — 2003. — № 6. — С. 27−36.

24. Нуркова В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситу-ации: новые феномены// Вопросы психологии. — 2003. — № 5. — С. 93−102.

25. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. — М.; Ювента, 1998. — С. 127−137.

26. Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям: Методическое пособие / Под ред. И.В. Матвиенко. — М., 2003. — 67 с.

27. Плоскова Н.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитан-ников детского дома// Социальная работа в современных условиях: Проблемы и перспективы развития: Третья междун

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector