Формирование позитивного мышления как программа развития личности (на примере студентов КПИ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии и педагогики развития личности формирование позитивного мышления как программа развития личности (на примере студентов кпи)

Работа допущена к защите:

и.о. зав. кафедрой психологии

и педагогики развития личности, к.псх.н., ст. преп. Ондар Т.А.

____________________________

(подпись)

«___» _________________2011 г.

Выпускная квалификационная работа

студентки 5 курса КПИ специальность

«педагогика и психология»

Носковой Юлианы Юрьевны

Научный руководитель: к.п.н., доцент,

Иргит Е.Л.

___________________________________

(подпись)

Рецензент:

___________________________________

(подпись)

Работа защищена___________________________________________2011г.

С оценкой ______________________________________________________

Председатель ГАК_______________________________________________

Члены комиссии_________________________________________________

Кызыл 2011

Содержание

Введение … 3

I глава. Теоретический анализ проблемы формирования позитивного мышления …5

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является ... детей при выполнении действий контроля и оценки. Направляя усилия на развитие мышления детей, следу­ет ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума ...

1.1. Психологические особенности мыслительного процесса…5

1.2 Анализ проблемы позитивного мышления в психологическом аспекте…18

1.3. Формирование позитивного мышления в студенческом возрасте…33

Вывод …39

II глава. Эмпирическое исследование позитивного мышления студентов…40

2.1. Организация и проведение исследования…40

2.2. Обработка и анализ полученных результатов …45

2.3 Рекомендации преподавателям…47

Вывод …

Заключение…

Список использованной литературы…49

Введение

Актуальность исследования

В современное время стресс, тревога, боязнь неудачи и часто — заниженная самооценка, крепко вошли в жизнь человека. Людям кажется, что замкнутый круг проблем, и нескончаемая депрессия будут преследовать до конца. Современный человек, часто, не умеет планировать свое время, в результате чего, не успевает сделать запланированные дела. Также негативно влияют установки родителей на ребенка «Ты ничего не умеешь», «дурак», «идиот», «ты ничего не добьешься в жизни», и даже часто ставят в пример другого, более успешного ребенка. Все это влияет на будущее. Эти отрицательные установки обычно проявляются в более старшем возрасте. Как и говорили родители, уже подросший сформировавшийся ребенок, в данном случае — студент, ничего не умеет, и мало чего добивается в учебе. Но можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого и существует позитивное мышление.

Степень изученности: феномен позитивного мышления пока еще является малоизученным. Но такие ученые как: Л. Хей, З. Зиглар, Дж. Кехо, А. Свияш, Ю. Свияш, Н.Б.Правдина, Н.В.Пил, Д. Дойч, Э. Хейч, Х. Сильва и Р. Дилтся.

Объект: педагогический процесс

Предмет: развитие личности студентов на основе позитивного мышления.

Цель: выявить уровень сформированности позитивного мышления в процессе профессиональной подготовки студентов вуза.

8 стр., 3780 слов

4. Мышление как процесс решения задач

... Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу ... на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Виды мышления В психологии принята и распространена следующая несколько условная ...

Задачи:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  2. Выявление уровня сформированности позитивного мышления у первых и пятых курсов;
  3. Разработка и апробация тренинговых занятий и опросников на изучение сформированности позитивного мышления и развития личности у студентов, в вузе;
  4. Разработка рекомендаций студентам.

Гипотеза: уровень сформированности позитивного мышления у пятого курса выше, чем у первого.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать с целью повышения самооценки в соответствии с возрастными особенностями обучаемых, как в средних образовательных учреждениях, так и в высших.

Методы исследования:

1. Арт-терапевтический тренинг;

2. Тест-опросник;

3. Ассоциативная методика.

База исследования: ГОУ ВПО Тувинский государственный университет, Кызылский педагогический институт.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

I глава. Теоретический анализ проблемы формирования позитивного мышления

1.1 Психологические особенности мыслительного процесса.

Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит из различных мотивов. Моментом начала мыслительного процесса является проблемная ситуация. Тогда же и появляется потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема это то, с чего обычно начинается мышление. «Наличие знаний и умение владеть ими необходимые предпосылки продуктивной работы мысли и развития ума» [6; С.275].

6 стр., 2744 слов

Операции процесса мышления

... . Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции. Операции процесса мышления. Мыслительная деятельность протекает ... . Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и ...

Процесс мышления в целом является сознательно регулируемой операцией. Эмоциональное состояние мыслящего, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связано с динамикой мыслительного процесса. В общем, конечно, весь процесс связан со всей психической жизнью человека. Мышление своеобразно окрашивается под действием определенных эмоциональных состояний субъекта, включая в себя каждый интеллектуальный процесс, исходит из потребностей и интересов человека.

Мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Разрешение задачи требует значительного волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудностей. Сознательная целенаправленность существенно характеризует мыслительный процесс. Осознание стоящей перед мышлением задачи определяет всё течение мыслительного процесса. Это своеобразная система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление сопоставляет, соотносит каждую мысль, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризует проверка, критика и контроль. Привилегией мысли как сознательного процесса является возможность осознать ошибку. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Выражаются обобщения в понятиях — специфическом содержании мысли. Понятия при этом, не выступая в изолированном виде, они функционируют в единстве с наглядными моментами представлений и с речью, которая, вместе с тем является неким слуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс. Они включаются в виде образных представлений, в виде схем и в виде слов. Словами оперирует понятийное мышление, так как оно является словесным. Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенные образы-представления. Как отвлеченное значение слова, так и наглядный образ могут быть носителями смыслового содержания и значения.

«Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление» [2;С.25].

5 стр., 2035 слов

Развитие креативного мышления

... генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или ...  гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным ... данных упражнений — в уходе от стандарта. Таким образом, наше мышление открывает новые горизонты, которые простираются вдали от навязанных ...

Образ, как и образ предмета, имеет семантическое содержание. Воспринимаемый или представляемый субъектом образ фигурирует как правило, в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Выполняя семантические функции и включаясь в мыслительный процесс, образ сам интеллектуализируется. Обобщенное значение образа преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, на передний план выступают черты связанные с его значением, побочные выносятся на задний план. Результатом становится восприятие образа как более совершенного носителя мысли. Переход от представления к схеме является последним этапом интеллектуализации образа. Схема играет значительную роль. Мы не всегда мыслим в развернутых словесных формулировках, мысль зачастую опережает слово. Когда мысль работает очень быстро, мы как бы намечаем место мысли в некоторой системе и затем передвигаем её. Случай оперирования мыслью на основе некой схемы способствует лишь предвосхищению нами в нашем сознании еще не развернутой системы мыслей. Основываясь на такую схему, мы можем оперировать лишь наметками, не обременяя саму мысль деталями. При быстром мышлении человек мыслит именно так. Но основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Мышление в понятиях — преимущественно словесное мышление. Слово — форма существования мысли, его непосредственная данность. Значение слова, его обобщение, представляет собой акт мышления. Процесс мышления протекает в сложном сочетании наглядно — образного содержания представлений. Вербальное обозначение содержания мышления при этом выходит за пределы непосредственной наглядности. Преимущество слова заключается в том, что чувственно — наглядная составляющая слова имеет только лишь значение семантического содержания. Только из-за этого она может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Как правило, кто — либо начинает замечать слова как звуковые образы только лишь в случае непонимания их значения. В силу этого слово наиболее подходящее средство обозначения интеллектуального содержания мысли.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... и т. д. Таким образом, основ­ная функция наглядно-действенного мышления заключа­ется в получении исходных ... описатель­ной характеристикой деятельности субъекта. Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую оно отражает. При изучении ... эгоцентрической умственной позиции. Пиаже хорошо понимал, что мысль формируется на основе действия, однако, источник целостных ...

В самых разнообразных формах осуществляется одно из самых сильных сплетений: логического мышления в понятиях и наглядного содержания. Неотделимо от всей чувственно- наглядной основы логическое абстрактное мышление. Единство логического и чувственно — наглядного в том, что мышление исходит из чувственного созерцания и включает в себя наглядные элементы, в то же время наглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание. Они как бы взаимопроникают и переходят друг в друга. Существенно и качественно отличаясь от всех других психических процессов, сохраняя специфику мышления, мыслительный процесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Он вступает в связи и взаимопроникает во все стороны психической деятельности — потребности и чувства, волю и целеустремленность, наглядные образы — представления и словесную форму речи. Направленность на решение проблемы или задачи остается специфичным для мышления как мыслительного процесса, для мысли как его содержания — обобщенное отражение более существенных сторон существования человека в понятиях, умозаключениях и суждениях, наверное, это ведет к познанию глубочайших объективных связей мира.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Можно различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое [3;C.165].

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно и оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Может быть, поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но тем не менее, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой — абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нем по преимуществу в форме наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нем по преимуществу в форме общего понятия. Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлеченного мышления отражает общее, но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного, это последнее отражается в образе. «Поэтому мысль, особенно последовательно проведенная в системе Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть без остаточно заменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления» [6; С.135].

7 стр., 3301 слов

Перечислите актуальные задачи (теоретические и практические), которые могут решаться на основе применения знаний возрастной психологии.

... обучению………. Список использованной литературы……………………………………………... Перечислите актуальные задачи (теоретические и практические), которые могут решаться на ... произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением) [1; с. 520]. ... другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей ...

Оперируя с наглядными данными, мы используем наглядно действенное мышление и наглядно образное мышление. Наглядно действенное это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Наглядно образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.

В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Всякая метафора выражает общую мысль, понимание метафоры требует, поэтому, раскрытия в образной форме ее общего смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль. Но как бы это выглядело, если бы образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл, метафоры — в тех новых выразительных оттенках, которые привносит метафорический образ, вся ее ценность в том, что она прибавляет к общей мысли, выражая ее. Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл только постольку, поскольку они содержат больше того, что дает формулировка мысли в общем положении. Образное выражение передает еще много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно передает не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение говорит о том, что с точки зрения говорящего речь идет не о банальном случае, а о чем-либо — важном, значительном. Образное метафорическое выражение и вполне адекватно выражает общую мысль, и выходит за ее пределы, вводя дополнительные оттенки и моменты, не заключенные в общем положении. Метафорическое выражение может, поэтому служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа является при этом не наглядность, а выразительность его. Это положение существенно для понимания художественного мышления. Рассмотрим художественное мышление. Образ, отражая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию, будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т. е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ также в той или иной мере заключается в себе единство единичного и общего, они в той или иной мере взаимосвязаны в нем, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нем отображается. В силу того что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы, либо безыдейным, либо тенденциозным. Потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало бы идейное содержание помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое, которое не давало бы его вовсе. По существу всякое художественное произведение не только может, но и неизбежно должно иметь, то или иное идейное значение, так как каждое художественно произведение выражает в какой-то мере определенную идеологию. Вопрос в том, насколько совершенно оно это делает. «…всякое произведение искусства таит в себе внутренний разлад между содержанием и формой, и… именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» [16; С.273].

В подлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, и оно выражает его иначе, чем это можно сделать в отвлеченных формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.

Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии встает и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись ввиду исключительно отвлеченные задачи научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности — практический, поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечто первичное, эти операции совершаются во внутреннем плане сознания, затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления, притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, — проще говоря, не интеллектуальной операцией, поэтому создаётся альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно — отражение теоретического мышления.

Основная задача практического мышления — подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований.

Теоретическое мышление, мышление, опираясь на практику в целом, независимо от отдельного частного случая практики, наглядно-действенное мышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, в которой совершается действие.

Мы не можем говорить о двух различных интеллектах как различных механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания. В этом плане можно отличать практическое мышление от теоретического мышления. Если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и практическим мышлением стоят, прежде всего, разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны еще разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т. е. мышление, включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические соображения. Но возможен и другой случай, при котором для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т. е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление — это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач. В доказательство существования особого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые люди прекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая при их решении высокий уровень мышления. Но оказываются иногда беспомощными. Если им нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, и обратно — люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практических ситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встает даже элементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрыть различия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другом случае. Нужно учесть объективное различие самих задач, подлежащих разрешению. Некоторые задачи по существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщенными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, — они требуют теоретического мышления, другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации.

Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственной действенном контакте с объективной действительностью. Таким образом «поле зрения» мышления совпадает с полем действия, у мышления и действия одна и та же область оперирования, ход мыслительной операции непосредственно включен в действенную ситуацию, в ход практического действия, в нем практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, все решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо, во всяком случае, сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения ее.

Действие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождает от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть все многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит, и которые нужно было бы заранее предусмотреть. В то же время необходимо мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы условно сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включенной в ход практического действенного решения задачи. Но такая мыслительная операция предъявляет, с одной стороны, и свои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачей при обобщенном теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае. То особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение, она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являются облегчением, передышкой, для других — медлительных и систематических умов — они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада ума и личности в целом, она, естественно, должна дать различные результаты.

В конечном счете, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности. Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление — это мышление интуитивное и ситуативное определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности. Также нельзя не отметить продуктивное мышление. Оно порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное — это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим. Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан.

В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени. Очень важным с точки зрения приспособительных функций мышления является его деление на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется [1;C.21].

Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием. Словесно-логическое мышление — высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В конечном счете, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

1.2. Анализ проблемы позитивного мышления в психологическом аспекте

Что есть позитивное мышление? О нем если не писали прямо, то косвенно касались многие, а кто пишет сейчас, в основном делает это научно-популярным языком. И такая литература пользуется спросом, но в попытке донести знание до обывателя упускаются базовые принципы, на которых строится методология мышления.

Позитивное мышление — концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Синонимы — «новое мышление», «правильное мышление», «мышление силы» или «ментальный позитивизм». Позитивное мышление не связано с позитивной психологией.

Метод «позитивного мышления» в своей основе исходит из того, что применяющий его путём постоянного позитивного влияния осознанного мышления (например с помощью аффирмаций или медитативных визуализаций) достигает в мыслях продолжительного конструктивного и оптимистического настроения и тем самым повышает свою удовлетворённость и качество жизни.

В некоторых трудах по данной теме центральное место занимает вера. В данном случае речь в первую очередь идёт не о религиозной и трансцендентально направленной вере, а об убежденности, что вещи, которые человек считает «правдой», имеют тенденцию осуществляться в его жизни. Зачастую, однако, грань перехода к эзотеризму трудно заметить.

Эзотери́зм— это внутренний, то есть духовно-психологический путь познания мистических законов вселенной.

Мировоззренчески метод позитивного мышления выказывает себя как способ деконструкции ложной или не существующей негативной действительности и её воздействий, возникших лишь как следствие ложных представлений или — в эзотерическом смысле — позитивного, или правильного использования «законов сил космоса». В то время как в специализированных группах и сообществах позитивное мышление рассматривается в первую очередь как метод оздоровления, популярная литература предлагает его в качестве помощника в жизни, обещая максимизацию доходов, здоровье и счастье. Многочисленные уловки должны поддерживать мысленный оптимизм (позитивное изречение в календаре или короткая фраза по телефону).

Позитивное мышление возникло во второй половине XIX века под влиянием духовного толчка, исходившего в первую очередь от Р. У. Эмерсона, который затем был развит Квимби, Р. У. Трайном, П. Мёлфордом и другими в Америке. В Европе развивался «месмеризм». В Японии можно назвать имя М.Танигути. В Германии этой темой занимался О. Шеллбах (Институт «ментального позитивизма» с 1921 г.) и, прежде всего, К. О. Шмидт. Так или иначе касались темы позитивного мышления такие ученые как: Дж. Кехо, З. Зиглар, А. Свияш, Ю. Свияш, Д. Дойч, Э. Хейч, Х. Сильва. В наши дни заметна тенденция к сокращению теоретических разработок и одновременному распространению рассказов об историях удачных падений с домов и практических руководств по позитивному мышлению (Джозеф Мёрфи и его ученик Дейл Карнеги, Норман В. Пил).

Несмотря на то, что концепция позитивного мышления критикуется и рассматривается как не вполне действенная, современная нейробиология располагает указаниями на то, что повседневный образ мысли оказывает средне- и долгосрочное воздействие на активность мозга. Кроме того, для достижения краткосрочного терапевтического эффекта, например для снятия боли, находит применение внушение и самовнушение.

Использование позитивного мышления проблематично, когда виновником несчастий и страдания считается сам человек. Социальные компоненты такого состояния человека, этот очень индивидуалистский метод, оставляет за пределами рассмотрения.

Психологи и психиатры предупреждают о том, что этот метод может повредить лабильным и депрессивным пациентам, а у несклонных к критическому восприятию людей — привести к потере контакта с реальностью. Утрата реальности может возникнуть как результат избегания критических вопросов и, как следствие, частичного умалчивания об имеющихся слабостях. Вследствие этого возникает пренебрежение различными качествами человека, структурой его личности, а также взаимодействием между психикой индивидуума и социальным окружением. Эксперимент Джоан Вуд с коллегами из университета Ватерлоо показал, что участники со слабо выраженным самосознанием только высказыванием позитивных предложений существенно ухудшали своё настроение, оптимизм и готовность принять участие в какой-либо деятельности. Люди с хорошим самосознанием, напротив, получали выгоду с помощью самовнушения, однако эффект был едва выражен.

Освальд Нойбергер, профессор психологии Университета Аугсбург, видит в методе позитивного мышления замкнутый случай: «Если ты не успешен, то ты виноват сам, потому что ты явно что-то делал неверно. А „тренер“ остаётся безупречен». Тем самым проблема ошибок индивидуализируется, неудачи персонализируются, а с экономической и общественной системы снимается всякая вина [32].

Хочется отметить, что позитивное мышление все же играет решающую роль в борьбе с негативными тенденциями.

В настоящее время люди окружены таким множеством забот и страхов, вытекающих из различных вопросов, касающихся отношений, финансов, карьеры, семьи, офиса и т. д., что позитивное мышление для них становится очень редким занятием. Позитивное мышление по своему смыслу это всё, что относится к состоянию разума, а не действий. Конечно, состояние духа, в конечном итоге, проявляется в виде действий, но всё это начинается с мозга. Человек должен твёрдо верить и быть уверенными в том, что наделен огромным потенциалом, здоровьем и способностями к достижению успеха.

Сейчас уже не найдешь человека, который бы не страдал от депрессии хотя бы раз в жизни, и тех кто доволен собой и своей жизнью целиком и полностью тоже, скорее всего, очень мало. У большинства людей душевные скитания в поиске религии. А ведь те, кто жил намного раньше нас, не подразумевали о таком термине как позитивное мышление, но такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, всегда учили человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное. Ведь умение позитивно мыслить и говорить — это тоже большой труд. А трудиться наши тело и сознание будут только тогда, когда будут иметь достаточную мотивацию.

Человек — существо экономичное, поэтому делать что-либо, если это не несет ему пользы, не будет. Нет мотивации — нет желания что-либо делать. Зачастую бывает, что желание делать и само действие разнесены во времени. Одна часть человека хочет делать, а вторая делает. Если человек слишком много говорит, он мало делает, и наоборот — кто много делает, тот, в основном, мало говорит.

Существует четыре основных варианта позитивного мышления [27].

Позитивное убеждение: мы все с ним знакомы как с аффирмацией.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что Вы и Ваша жизнь зависят от Ваших преобладающих мыслей. В голове у человека каждый день проносится около 50−60 тыс. мыслей. Многие из этих мыслей не осознаны и не имеют никакого влияния на нашу жизнь. Но 1−5% мыслей — повторяющиеся. Именно они и являются преобладающими. Когда мысль постоянно повторяется, она становится убеждением и влияет на процесс принятия человеком решения. И часто эти убеждения бывают ограничивающими.

Вот тут на помощь и приходят аффирмации.

Аффирмации — это краткое позитивное утверждение, направленное на конкретный аспект вашего сознания и закладывающее новую программу, согласно которой подсознание строит свою работу и создает жизненные ситуации, соответствующие данной афирмации по смыслу[19].

По большому счету, аффирмации — это ни что иное, как мысли. Вы можете повторять аффирмации или вслух, или про себя. Пожалуй, аффирмации — это самый простой и очень мощный способ влияния на подсознательный разум. Вы можете прорабатывать аффирмации где угодно и когда угодно. Просто выбираете аффирмацию, которая выражает ваши желания, и повторяете ее несколько раз.

И причем не важно, где Вы сейчас и куда стремитесь попасть. Важно правильно составить аффирмации и работать с ними, и эффект Вы заметите очень быстро.

По утверждению Луизы Хей, мы в состоянии сделать даже большее: внушить себе, что мы умны, добры, счастливы, любимы и богаты. Это может быть связано прежде всего с изменением поведения. Аффирмации сначала изменяют наше мышление и мы начинаем вести себя более конструктивно, мы становимся увереннее в себе, гармоничнее. И в результате наша жизнь меняется в лучшую сторону. Давайте вспомним несколько аффирмаций, которыми мы пользуемся, чтобы достигать успеха. Например: «С каждым днем мне становится во всех отношениях все лучше и лучше», «С каждым днем мне везет все больше и больше», «Поток денег в моей жизни все увеличивается и увеличивается», «Я самый лучший продавец, и с каждым днем мое умение продавать становится все лучше и лучше». Мы интеллектуально подготавливаем себя к тому, что в ближайшем будущем произойдут удивительные перемены [22].

Позитивный настрой — это привычка сосредоточиваться на хлопотах в связи с делами, важными для жизни человека, и отстраняться от нежелательных обстоятельств. Это внутренний самонастрой на то, что у нас получится, что мы будем успешными. «Я буду…» — один из вариантов.

И подробнее хотелось бы рассмотреть понятие визуализации.

Визуализация -термин, который стал общеизвестным благодаря К.Г.Юнгу, проводившему всесторонние исследования человеческого сознания и психики. Но еще до Юнга этот термин и это понятие существовало в более древних и не менее известных науках, основы которым заложил буддизм и его медитации.

Впрочем, не только в буддизме существовали и существуют медитативные техники, и не только в медитации начинается и заканчивается визуализация.

Визуализация — свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути — картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.

По описанию схоже с образами, которые мы можем видеть во сне, но ко сну, и к состоянию полного психического расслабления то, что скрывается за визуализацией, не имеет прямого отношения.

Во-первых, визуальные образы, которые возникают в голове у человека, можно разделить на две категории — образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда.

Образы визуального ряда — картинки, символы, графические образы, которые возникают в человеческом сознании в состоянии бодрствования. Это то, что «видит» наш мозг, минуя известные зрительные рецепторы.

Образы ощущения визуального ряда — все те же картинки и символы, сюжеты, которые возникают в нашем сознании как ощущения видения, но при этом главный аспект в виде зрительного образа отсутствует. Именно поэтому понятие и имеет название «ощущение визуального ряда», указывающее на то, что человек лишь чувствует, но не видит картинку-образ.

Также рассмотрим виды визуализаций.

1. Визуальное воображение

Умение человека оперировать (воспринимать окружающий мир) образами-сюжетами, частями настоящего или будущего процесса.

Навык проявляется как в виде прямого размышления при помощи визуального ряда, так и при помощи более простых категорий, например рисования узоров, линий во время раздумий. Этот процесс сопоставим с созданием музыки или написание картины, когда образ возникает как бы сам собой.

Положительные черты визуального воображения — легкая адаптация новой информации, способность легче и качественней оперировать с поступающей информацией.

Отрицательные черты — консерватизм или стереотипность восприятия, основанная на имеющейся сравнительной базе человека. То есть человек способен «видеть» в той категории, что «знакома» ему по базе его личного восприятия. И, как следствие проявления данных этой базы возможность прорывов страхов, опасений, волнений через визуальный ряд.

2. Визуальное мышление.

В отличие от визуального воображения, визуальное мышление направлено на систематизацию и упорядочивание той информации и тех сюжетов, которые происходят в жизни человека.

Человек, обладающий визуальным мышлением, способен формировать картины настоящих и будущих событий, процессов, что, несомненно, очень часто упрощает анализ происходящего, поскольку «разглядеть» или «увидеть» недостатки гораздо проще, чем при обычном словесном мышлении.

Положительные черты — способность за счет построения визуальных картин видеть недостатки сюжета или плана, как и способность его реализовывать, реально видя те изменения, которые в нем происходят. Это повышает контроль за процессом и качество реализации.

Отрицательные черты — схожи с отрицательными чертами визуального воображения и заключаются в том, что человек будет ограничен рамками своей базы восприятия. Вторая характерная отрицательная черта — потеря связи с реальностью, поскольку «видимый» план и реальный план могут несколько отличатся за счет присутствия в последнем человеческого фактора. И это часто выводит автора проекта из состояния спокойствия.

3. Визуальное восприятие.

Восприятие окружающего мира и процессов, происходящих в нем, за счет вложенных визуальных привычек — образов, стереотипов, категорий, которые понятны и привычны человеку.

Небо синее, вода прозрачная и т. д. — все это категории того ряда, которые вложены в человека от рождения и до настоящего дня.

Человек, обладающий навыками визуального восприятия как бы схватывает весь сюжет целиком, а затем, по необходимости, его детализирует или систематизирует, что дает ему возможность оперировать как информацией на основе впечатления от увиденного, так и на основании осмысления увиденного.

Положительные черты — легкое усвоение информации, относящейся к сфере гуманитарных наук. Такие люди прекрасно чувствуют окружающий мир, ощущают все нюансы и все его тонкости. Богатая картина восприятия окружающего мира и способность получать информацию и впечатления из нескольких источников информации.

Отрицательные черты — ограниченность восприятия собственной визуальной базой, которая, хотя и расширяется, но дает сбои, переходя на крайне негативные ассоциации или неверные истолкования. Часто присутствует конфликт между чувственной и логической составляющими человеческого восприятия.

4. Визуальное планирование

Понятие, которые тесно связано с визуальным мышлением, и говорящее нам о том, что человек строит свою жизнь, поступки и собственные планы при помощи визуальных образов. Он представляет себе картинки и образы, близкие к реальным, формируя на них свои стремления.

Именно визуальное планирование использует такая техника, как сигилизация — материализация плана, стремления, желания человека.

Положительные черты — объемны план и развернутый сюжет гораздо легче реализовать. Тем более что за счет визуального образа происходит усиление влияния такого сюжета на психику человека, и, как следствие, на его мысли и поступки.

Отрицательные черты — сложность передачи визуального образа другим людям, которые не обладают такими способностями или обладают иной визуальной базой. В итоге возможны конфликты в восприятии и понимании.

А также визуализация бывает намеренной и ненамеренной.

Намеренная визуализация — стремление или желание человека, вызванное приложением ментальных усилий в области формирования желаемого образа. По сути человек «хочет» и рисует рисунок или сюжет определенного содержания.

Такая визуализация распространена в медитациях, техниках, связанных с достижением желаемого, когда картинка-образ является той моделью, к которой стремиться визуалист.

Ненамеренная визуализация — образ, который возникает у человека спонтанно, без усилий или желаний. Возможно, как ответ на вопрос, а возможно и как часть сюжета, связанного с реальными событиям.

Именно ненамеренная визуализация и есть ясновидение и все, что имеет приставку «ясно», то есть получение информации без применения своей воли, а значит с минимальными искажениями и максимально возможным качеством[39].

Ну и собственно, позитивное мышление.

В жизни успешного человека буква «я» — это первая буква. Если человек говорит: «я за это отвечаю», то внутренне он уже готов или стал лидером.

Существует два основных подхода к развитию мышления: эвристический и традиционный. Традиционный подход обучения заключается в передаче знаний, путем заучивания. В таком подходе присутствует «Аристотельская логика», в которой есть два варианта для выбора: «истинно» и «ложно». Эвристический метод предполагает «рождение» знаний вместо их «передачи», путем особых вопросов и рассуждений. Именно эвристическое мышление является необходимым условиям для эффективной «работы» аффирмаций [28].

Каждую секунду человек из окружающего мира получает огромное количество информации. И чтобы мозг успевал ее перерабатывать происходит: обобщение, упущение, искажение. Неточность воспринятой информации порождает искаженное восприятие мира, что приводит к конфликтам: внутриличностным, на работе, в семье и т. п.

Советский психолог Узнадзе разрабатывал теорию установки, которая гласит, что если смотреть на мир через призму проблемы, то это приведет лишь к новым проблемам. В психологии это называется самосбывающимся предсказанием и самореализующимся пророчеством. Лучше научиться смотреть на мир через призму позитивного мышления, что в свою очередь приводит к достижению желаемого.

Американцы — любознательная нация и любят проводить эксперименты на учениках своих школ. Однажды они из случайно отобранных детей сформировали два класса и пригласили педагогов, которые не знали своих будущих учеников, а педагогам разных классов дали разную информацию. Одним сказали, что в их классе собраны только умные и выдающиеся личности, педагогам второй группы сообщили, что их дети — самые обычные и заурядные. Те педагоги, которые верили, что их дети самые талантливые, и настроились на это, передали свою уверенность детям, и дети тоже в это поверили. В результате успеваемость у тех детей, о которых в начале эксперимента сказали, что они умные, была значительно выше, хотя дети были везде одинаковые. Что повлияло на то, что в одном классе успеваемость повысилась? Позитивный настрой педагогов [25;C.220].

Современные методы психологии, и прежде всего позитивное мышление, обеспечивают полноценную реализацию, успешность и возможность принятия оптимальных решений, что в сумме дает мгновенный результат и насыщенную радостными событиями счастливую жизнь. Кроме того, позитивное мышление позволяет человеку достичь значительного улучшения своего здоровья.

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и учиться у них, как нам добиться успеха в своей деятельности.

Базовые психологические установки нашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих. Стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать на новые требования. Жизнь предполагает постоянное столкновение старого и нового, постоянное изменение, появление новых требований. Эффективный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции и оценку новых требований.

Личностный рост, управление эмоциями и управление жизненными изменениями — являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности с помощью позитивных утверждений.

Использование позитивных утверждений по-другому называется самовнушение. С помощью него можно освободиться от всех негативных мыслей, которые мешают мыслить позитивно. Многократное повторение позитивных убеждений действительно может творить чудеса [30].

Также можно выбрать стратегию записи всех позитивных утверждений на компакт диск совместно с фоновой музыкой, и проигрывать его регулярно, во время похода на работу, или когда просто решили расслабиться. Этот метод помогает записанным вами аффирмациям с большей лёгкостью проникать в подсознание.

Довольно часто комментируется в психологии, что разум способен визуализировать, а тело способно достигать. Разум является центром существования, и определяет все действия человека. Таким образом, если человек в состоянии представить успех своим разумом, то его тело и окружение начнёт работать в направлении достижения этой цели весьма спонтанным образом. Чем большим количеством позитивных мыслей мы кормим свою память, тем больше положительных результатов мы увидим.

Но не стоит путать позитивное мышление с мечтанием. Позитивное мышление намного глубже коренится в ежедневной реальности по сравнению с мечтанием. Оно даёт нам возможности реагировать на ситуацию в позитивном ключе, тем самым помогая нам изменять обстоятельства в лучшую сторону.

Другим большим преимуществом привычки позитивного мышления является то, что оно помогает нам проходить через трудные периоды жизни. Таким образом, даже при обстоятельствах, которые складываются не в нашу пользу, мы сможем набраться сил и продолжать движение, одерживая победу над самим собой [22;C.137].

Когда-то несбыточная мечта, однажды, благодаря позитивному настрою и воли одного отдельного человека, послужила тому, что сейчас сотовая связь доступна миллиардам людей. Если бы изобретатель был пессимистом и впадал в депрессию каждый раз, когда он встречался с многочисленными неудачами, мы бы, возможно, не говорили с нашими близкими и родными людьми посредством удобной, мобильной телефонии. Это свидетельствует о том, что разум способен визуализировать, а человеческий организм достигать.

Еще хотелось бы отметить принципы позитивного мышления. Позитивное мышление представляет собой стройную систему взглядов на окружающий мир.

Принципы позитивного мышления:

1. То, что мы думаем, — то мы и создаем. Все, что с человеком происходит, является исключительно результатом его мыслей. И если кто-то подвергается нежелательному воздействию со стороны другого человека или природы, то это происходит только в результате мысли о том, что именно это воздействие на него будет оказано или именно это событие с ним произойдет.

2. Чем чаще появляется и чем интенсивнее наша мысль, тем она более сильна. Это в равной степени верно как для отрицательных, так и для положительных мыслей.

3. Сконцентрировавшись на избавлении от чего-то, от чего нам хочется избавиться, мы только усугубм ту проблему, которую желаем решить. Для получения желаемого результата надо сосредоточиться на положительном состоянии, которое возникнет в результате избавления от нежелательной для нас ситуации.

4. Сомнения, тревоги, страх и неуверенность весьма ослабляют позитивную мысль, а поэтому как только мы осознали тот факт, что наши мысли стали негативными, их надо немедленно заменить на позитивные.

5. Образное представление желаемого результата увеличивает силу мысли, тогда как создание образа чего-либо, нежелательного для нас, способствует появлению или усилению именно этой нежелательной, негативной ситуации. Данное правило справедливо и в том случае, когда мы просто размышляем над своей нежелательной ситуацией, или исследуем её с целью предотвращения или исправления.

6. Сопротивление или протест по отношению к чему-либо нежелательному будут лишь способствовать фиксации нежелательного состояния. Способность принимать ситуации такими, как они есть, а также способность спокойно допускать то, что они могут возникнуть опять, создадут необходимые условия для изменения ситуации так, как нам того хочется.

7.Нужно просить у окружающего мира для себя лишь то, что попросили бы и для всех остальных. Если мы просим для себя что-то такое, чего не хотели бы дать другим, то это может повлечь за собой ответную реакцию окружающего мира или даже наказание.

8. Мысль о том, что мы достигнем чего-либо только в будущем, переместит желаемое для нас событие в вечное будущее, которое так никогда не наступит. А для получения того, что нам нужно, нужно представить себе, что это уже происходит или даже произошло в настоящем, и нужно визуализировать свои ощущения.

9. Спешка и нетерпение в связи с тем, что для достижения желаемого результата нужно слишком много времени, уже само по себе дает отрицательный эффект. Желательные для нас результаты появятся лишь тогда, когда для этого наступит время.

10. Необходимо развивать свою интуицию, необходимо проявлять готовность руководствоваться своей интуицией для осуществления действий, требующихся для достижения нужного вам результата. Сила мысли, не согласованная с интуицией, редко приводит к осуществлению желаний.

11. Никогда не нужно использовать силу своей мысли, чтобы заставить другого человека делать то, чего хочется нам, даже в случае, если мы делаем это для его же блага. Такие действия могут повлечь весьма нежелательные последствия для нас. Однако такие действия вполне допустимы, если человек сам нас о них просит.

12. Нужно быть полностью уверенным в том, что мы действительно желаем что-то изменить в лучшую сторону, а просто мнения о том, что нечто следовало бы сделать, для осуществления желания совершенно недостаточно. Если намерение и воображение противостоят друг другу, то всегда побеждает воображение, поскольку только оно выражает наше действительное желание.

13. Человек добивается стабильного успеха в жизни только в том случае, когда его поступки не наносят вреда и не причиняют ущерба кому-то другому, и только в этом случае возможно стабильное развитие в позитивном направлении.

14. Не надо относиться к себе и к своей жизни слишком серьезно. Методы позитивного мышления более действенны, если человек расслаблен и даже в какой-то степени беззаботен.

15. Если Вы хотите что-либо изменить в лучшую сторону, то не начинайте улучшений с самой большой и тяжелой проблемы. Прежде обретите уверенность, решив более простые задачи, а уж потом добивайтесь улучшений в более сложных областях. Разрешить можно абсолютно любую проблему, какой бы сложной и трудной она ни казалась, однако дело будет двигаться намного быстрее, если вы воспользуетесь консультацией более знающего и более опытного человека.

16. Не устанавливайте каких-либо ограничений относительно способа достижения желательного для вас результата. Так, например, если вам хочется иметь больше денег, то не устанавливайте какой-то конкретный источник их получения.

17. Никогда не отказывайтесь от достижения своих целей под влиянием других людей, которые могут быть настроены вполне доброжелательно, но не осознают истинную силу мысли.

18. Прошлое ушло навсегда, и оно уже не должно воздействовать на вас в настоящем. Однако, если вы будете постоянно воссоздавать прошлое в настоящем, то оно будет тянуть вас назад и сдерживать ваше развитие. В этом случае вам надо незамедлительно поменять образ мышления, ибо ваше будущее создается из того, о чем вы думаете сейчас [31].

1.3. Формирование позитивного мышления в студенческом возрасте

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [9; C.108].

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т. д.).

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Цель психолога в этот период всячески помогать студенту разобраться в себе и своих проблемах, не доводить до депрессивного самокопания.

Проведение тренингов развития личности именно в этот период принесет наилучший результат, так как студент нуждается в психологической помощи и будет активно участвовать в таких мероприятиях пытаясь найти ответ. Именно в этот период становится остро актуальна тема позитивного мышления. Нужно научить студента мыслить позитивно в любой ситуации, объяснить, что все наши мысли материальны и, что его самооценка напрямую зависит от того насколько он любит себя, а не от того насколько его оценивают окружающие.

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского.

Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности — учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18−25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет).

Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе — молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и системой ценностной ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям [18;C.174].

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других — выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность — чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность — период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе, способность к усвоению ролей, норм, правил поведения в обществе и др [15; C.96].

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

В этот период нужно научит правильно распоряжаться временем, ведь от этого напрямую зависит успешность будущего профессионала. Тренинги по тайм-менеджменту помогут студентам научиться распределять свое время и расходовать его с пользой.

Специфика студенческого возраста такова, что на этот период приходится много стрессовых ситуаций, связанных с подготовкой и сдачей сессии, защитой научных работ и участием в различных конференциях.

И тут также можно научить студентов мыслить позитивно в эти периоды, с помощью тренинговых занятий на тему позитивного мышления, затрагивая в основно темы позитивных установок (аффирмаций) и медитативной визуализации. Применение этих техник поможет студентам справится с тяготами сессии, с волнением и стрессовыми ситуациями вообщем.

Так что вопрос с необходимостью формирования позитивного мышления с целью выработки профессионально важных качеств таких как: личностный рост, адекватная самооценка, эмпатия — можно считать решенным положительно.

Выводы по I главе

Таким образом можно сделать вывод, что открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.

Позитивное же мышление это более узкое понятие. Когда мы думаем о счастье, оно приобретает энергию и стремительно растет. Когда мы концентрируемся на печали, то и печаль становиться в два раза больше.

То есть то, что у нас в голове, то и вокруг. Если говорить проще, то все дело в жизненных законах. Один из которых гласит: «подобное притягивает подобное». Исходя из этого закона, мысль материальна. Она, получив нужную дозу энергии, трансформируется в реальность. И если мы думаем о любви, то вокруг себя мы формируем пространство света и блаженных чувств. А если в наших мыслях главенствует ненависть, то и в жизни эта ненависть проявляется. Потому важно развивать позитивное мышление.

Оно помогает нам выбираться из сложных жизненных ситуаций.

Если вас не устраивают результаты, которых вы добились в жизни, возможно, что они явились следствием ваших собственных доминантных мыслей. Из всего вышеописанного стоит сделать вывод — нужно мыслить позитивно и все будет хорошо. Негативные мысли притягивают неудачи. С этим сложно поспорить.

II глава. Эмпирическое исследование позитивного мышления студентов

2.1.Организация и проведение исследования

Цель исследования: сравнить уровень сформированности позитивного мышления у студентов.

Задачи исследования:

1. Проведение исследования по выявлению уровня сформированности позитивного мышления у студентов;

2. Разработка рекомендаций студентам.

Исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии Тывинского государственного университета. Выборку составили 40 человек разного пола, в возрасте от 18 до 24 лет: 20 студентов первого курса и 20 студентов пятого курса, специальность «Педагогика и психология».

Нами были использованы: тест-опросник «Тип мышления» (составители: Т.А.Ондар, Ю.Ю.Носкова), ассоциативная методика «Тип мышления» в которую входят два упражнения: «Лужа» и «Стакан» (автор: Т.А.Ондар), а также в качестве закрепляющего занятия был проведен тренинг на тему «Позитивное мышление» (составитель: Ю.Ю.Носкова).

Тест-опросник «Тип мышления»

Цель опросника: данный опросник создан с целью выявления типа мышления.

Инструкция: перед Вами 15 вопросов. Постарайтесь отвечать искренне.

  1. Ваш пол: ________________________________
  2. Ваш возраст: _____________________________
  3. Ваша национальность:_______________________
  4. На каком курсе Вы обучаетесь? ______________________
  5. Как Вы считаете, какова роль негативных мыслей в жизни человека? ____________________________________________________________________
  6. Могут ли они повлиять на нашу жизнь? Как?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Как Вы считаете, какова роль позитивных мыслей в жизни человека?

_____________________________________________________________________

  1. Могут ли они повлиять на нашу жизнь? Как?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Как Вы считаете, можно ли мыслями повлиять на свою удачу или успех? Как?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Вероятно есть два типа людей: с позитивным и негативным типом мышления. К какому типу Вы себя причисляете? Почему?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Знаете ли Вы, что такое позитивная установка? Напишите как Вы это понимаете?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Вы знаете, что такое аффирмация?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Вы знаете, что такое формула самовнушения?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Вы верите, что плохие мысли могут привлекать к Вам неудачу?

_______________________________________________________­­­_____________

  1. Вы верите, что позитивные мысли могут повлиять на Ваш успех? Как?

Интерпретация

Необходимо посчитать процентное соотношение положительных и отрицательных ответов, процент осведомленности в понятиях и терминах по предложенной теме, а также выявить процент соотношения типов мышления респондентов. В итоге следует сравнить уровень сформированности позитивного мышления исходя из совокупности предложенных ответов.

Данная методика дает возможность выявить у студентов:

— способность адекватно воспринимать негативные и позитивные события в своей жизни;

— есть ли у них склонность к негативным мыслям;

— к какому типу мышления они себя относят;

— степень сформированности позитивного мышления.

Ассоциативная методика «Тип мышления» Бланк-опросник «Тип мышления»

Цель опросника: данный опросник создан с целью выявления типа мышления.

Задание № 1

Инструкция: закройте глаза и представьте себе, что перед Вами лужа.

Как она выглядит? Полностью, до мельчайших подробностей, опишите как Вы ее себе представляете:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 2

Инструкция: по примеру задания № 1, выполните следующее: закройте глаза и представьте себе, что перед Вами стакан с жидкостью. Что это за жидкость? Какая она? Опишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интерпретация

В данной методике важно учитывать все детали в ответе респондента: объемность изображения, контрастность, величина, движение и т. д.

Смысл методики состоит в том, что выявляются наиболее важные субъективные формальные характеристики, которые определяют особенности эмоционального реагирования и принцип отнесения визуальных образов к проблемным или наоборот к позитивным. Если у респондента позитивный тип мышления, то и, соответственно, картинка в голове будет наполнена яркими красочными, светлыми деталями, и тем подробнее будет описание.

Данная методика дает возможность выявить у студентов:

-тип мышления: позитивного или негативного;

Тренинг развития личности

«Позитивное мышление»

Цель: Сформировать у студентов представление о позитивном мышлении, научить применять в жизни позитивные аффирмации, поднять настроение.

Реквизит: ножницы, журналы, бумага формата А-4, разноцветные восковые мелки, игрушка.

Упражнение № 1 «Фиксация позитивных воспоминаний»

Группе нужно вспомнить о своем самом приятном мгновении и по очереди рассказать.

Упражнение № 2 «Коллаж мечты»

Группе предстоит составить из журнальных вырезок коллаж своей мечты, после чего показать и рассказать о чем он.

Упражнение № 3 «Моя позитивная цель»

Группе требуется письменно в развернутой форме, сформулировать позитивную цель. Затем рассказать о ней.

(Краткий экскурс студентов об аффирмациях)

Упражнение № 4 «Составление позитивных аффирмаций (установок)»

Нужно сформулировать и записать на отдельном листке личную краткую аффирмацию на каждый день или для определенного случая, затем озвучить ее перед группой.

Упражнение № 5 «Неудачные мысли»

В заключение, в группе ведется беседа в свободной форме о том, что все наши мысли влияют на нашу жизнь, как позитивные так и негативные.

Подведение итогов: Что я чувствую здесь и сейчас?

2.2. Обработка и анализ полученных результатов

В результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты у 5 курсов:

По результатам проведенного теста-опросника «Тип мышления» на вопросы ответили 3 юношей и 17 девушек из которых 9 человек русской национальности и 11 тувинской национальности, в возрасте от 22 до 24 лет.

98% опрошенных ответили, что роль негативных мыслей в жизни человека отрицательная, и 2% ответили, что «негативные мысли иногда помогают двигаться вперед с большей силой».

100% опрошенных ответили, что негативные мысли могут повлиять на нашу жизнь, а пояснения у всех были разные, от «если будешь думать плохо, то и в жизни будет все плохо» до «негативные мысли портят карму». Про влияние позитивных мыслей пояснения у всех также разделились, все отвечали по разному, но сошлись в одном мнении, что позитивные мысли влияют на нашу жизнь.

85% считают, что можно мыслями повлиять на удачу и на успех, а 5% считают, что «иногда» и 10% «не всегда».

На вопрос причисления себя к тому или иному типу мышления респонденты разделились так: 25% причисляют себя к людям с негативным типом мышления и 75% к людям с позитивным типом мышления.

5% не знают, что такое позитивная установка и не понимают этот термин никак, 95% знают, что такое позитивная установка и судя по пояснениям не только знают, но и большинство понимают.

100% опрошенных знают, что такое аффирмация.

20% не знают, что такое формула самовнушения, 5% «догадываются, и 75% знают этот термин.

70% верят, что негативные мысли привлекают неудачу, 15% не верят, и 15% «надеются, что нет».

100% опрошенных верят, что позитивные мысли могут повлиять на успех.

В результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты у 1 курсов:

По результатам проведенного теста-опросника «Тип мышления» на вопросы ответили 2 юношей и 18 девушек из которых 2 человек русской национальности и 18 тувинской национальности, в возрасте от 18 до 20 лет.

70% опрошенных на первый вопрос ответили, что негативные мысли могут повлиять на нашу жизнь, потому что «портят человека», «могут довести до самоубийства», 30% ответили, что негативные мысли никак не влияют на жизнь человека «они появляются и забываются».

90% ответили, что позитивные мысли влияют на нашу жизнь положительно, и 10% ответили, что никак не влияют.

100% ответили положительно на вопрос о влиянии мыслей на удачу или успех.

90% опрошенных респондентов причисляют себя к людям с позитивным мышлением, и 10% ответили, что их тип мышления негативный.

Знают и понимают, что такое позитивная установка 43% опрошенных, слышали об этом 20%, и совсем не знают 37%.

70% знают, что такое аффирмация и 30% не знают.

59% знают, что такое самовнушение и 41% не знают.

85% верят, что плохие мысли могут привлекать неудачу, и 15% не верят.

В ходе обработки ассоциативной методики «Тип мышления» у 1 курса получились следующие результаты: только 25% написали, что лужа чистая, прозрачная, что говорит о позитивном типе мышления, 75% написали, что лужа грязная, зловонная, что говорит о негативном типе мышления.

У 5 курса 85% написали, что лужа чистая, светлая, прозрачная и только 15% написали о грязной луже.

При обработке второго упражнения «Стакан» у 1 курса ассоциации разделились, некоторые респонденты, кто сначала писал о грязной луже, затем писали о чистой прозрачной воде в стакане, но были и такие у кого подтвердился негативный тип мышления, они писали о жидкости для снятия лака в стакане или о резко пахнущей жидкости зеленого цвета — так ответили 25% опрошенных, соответственно 75% написали о чистой воде в стакане, молоке, соке.

у 5 курса второе упражнение стало подтверждением первого, 80% написали о холодном соке, чистой воде в стакане и 20% написали о мутной жидкости, масле, грязной воде.

Результаты проведенного тренинга.

Тренинг развития личности проходил у 1 и 5 курсов.

2.3. Рекомендации преподавателям

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что общий средний балл сформированности позитивного мышления у студентов первых и пятых курсов составляет … Что свидетельствует о среднем уровне сформированности позитивного мышления студентов.

Так как общий уровень сформированности позитивного мышления студентов (невысок/ высок), по итогам проведенного исследования мы разработали рекомендации преподавателям вуза, опираясь на труды ученых по формированию позитивного мышления: Л. Хей, Дж. Кехо, З. Зиглар, А. Свияш, Ю. Свияш, Д. Дойч, Э. Хейч, Х. Сильва.

Рекомендации преподавателям высшего учебного заведения

1. Проводить специальные курсы и тренинговые занятия для преподавателей вузов и исследователей вузовского учебного процесса, способствующих формированию позитивного мышления у студентов всех курсов и факультетов.

2. Формированию позитивного мышления студентов в вузе способствует реализация ряда педагогических условий:

  • единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов;
  • информационно-психологическое просвещение студентов по данной теме;
  • личностно-ориентированное взаимодействие «студент — преподаватель», особенно во время сдачи сессии.

3. Студентов необходимо обучать рефлексивным техникам, среди которых особо необходимо выделить: развитие способности самоанализа, способности рефлексивного мышления, активизацию самостоятельности в учебно-познавательной деятельности; формирование механизмов рефлексивно-смыслового регулирования.

4. Значительное преимущество имеют активные методы обучения, которые способствуют формированию позитивного мышления (игры, упражнения, тренинги и др.).

5. Также следует проводить лекции проблемного типа («Легко ли мыслить позитивно?»), лекции-конференции («Позитивное мышление и его роль в воспитании»), семинар («Как пользоваться аффирмациями?»).

6. Задействовать студентов в оформлении уголка на тему «Позитивное мышление».

Список использованной литературы:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21
  2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1974. — Выпуск 2.-С.25
  3. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.
  4. Брушлинский А.В. Мышление и общение. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.- 234 с.
  5. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — 1996. — № 5.-С.24
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп. — М.: Лабиринт, 1999. — 351 с.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. — М: Лабиринт — 2008.- 352 с.
  8. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ.

В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 192 с.

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. — Ростов н/Д, 1997. — С. 30.
  2. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. — № 2.-С.11−13
  3. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — с.375
  4. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60
  5. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970.-с. 322
  6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/ Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. — М., 1988. — с.191
  7. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. — М: Лабиринт, 1976. — с.175
  8. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» — М., 2007. — с.511
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М: Лабиринт, 1977. — с.304
  10. Лисовский В.Т.
  11. Мадди С. Теории личности. — СПб.: Речь — 2002. — с. 539
  12. Могилевская А. Энциклопедия аффирмаций Луизы Хей. — М: Вектор, 2008.-С.176
  13. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» — М., 1984.-с.134
  14. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. д-ра психол. н. — М., 1984.- с.297
  15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — с.256
  16. Пил Н. В. Сила позитивного мышления (электронная книга).
  17. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008. — с.713
  18. Свияш А.Г., Свияш Ю.В.Улыбнись, пока не поздно!: Позитивная психология для повседневной жизни.-Астрель, 2008.-с.368
  19. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. — М: Воронеж: МОДЭК, 2000. — с.64
  20. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М: Издательство ЛКИ- 2007 — с.248
  21. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. — с.288
  22. Луиза Л. Хей. Сила мысли. Как сделать себя счастливой.-М:Олма Медиа Групп, 2009.-С.304
  23. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.-С.-Пет., 1994.

Интернет ресурсы:

  1. probuzhdenie.org/articles/27-magic/835.html аффирмации
  2. Свами Джьетирмайянанда
  3. slezinca.blogspot.com/2010/08/blog-post28.html ПРИНЦИПЫ
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. www.mir-mlm.ru/journal/article-8.htm
  6. http://www.hrm.ru/optimistami-ne-rozhdajutsja
  7. http://www.sunhome.ru/magic/12 842

53

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector