Рабочая программа
воспитателей Дмитриевой Елены Викторовны
Федоровой Ольги Александровны
Группа: старшая группа «Золотой ключик»
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 21
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург,
Год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация к рабочей программе. 2
1. Целевой раздел рабочей программы.. 3
1.1. Пояснительная записка. 4
2. Содержательный раздел рабочей программы.. 8
2.1. Комплексно-тематическое планирование работы.. 8
2.2. Содержание образовательной работы с детьми. 13
2.2.1. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день. 13
2.2.2. Модель планирования образовательной работы с детьми на день. 14
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования. 14
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. 16
3. Организационный раздел рабочей программы.. 19
3.1. Режим пребывания воспитанников в группе (12 часов) (осенне-зимний период, весенне-летний, щадящий режим и др.) 19
3.2. Структура реализации образовательной деятельности. 19
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия) 20
Приложение №1. Режим пребывания воспитанников 5-6 лет. 22
Приложение № 2. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы.. 26
Приложение № 3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.) 30
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа – локальный акт образовательной организации, разрабатываемый на основе образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ, а также примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой – М. 2015 год).
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...
... обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория ...
Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников, систему образовательной работы с детьми по реализации образовательных областей.
Рабочая программа разработана воспитателями группы: Дмитриевой Е.В и Федоровой О.А. и адресована для детей старшего возраста и реализуется в течение 2016-2017 учебного года с 01.09.2016 по 31.08.2017 года.
Режим работы – пятидневка, с 7.00 до 19.00, с 12-ти часовым пребыванием детей, выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни. Условием реализации жизнедеятельности воспитанников с 5 до 6 лет в группе являются режимы дня: режим дня на холодный и теплый период, режим двигательной активности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка способствует полноценному развитию детей во всех образовательных областях: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к себе, к воспитанникам и взрослым, миру природы.
Целевой раздел: цели и задачи рабочей программы, целевые ориентиры освоения воспитанниками программы, краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы, система мониторинга.
Содержательный раздел: содержание образовательной работы по пяти образовательным областям в форме перспективного комплексно-тематического планирования на учебный год с указанием осваиваемых тем, форм работы, видов деятельности.
Организационный раздел: условия реализации рабочей программы: режимы дня, среда развития, максимально допустимая образовательная нагрузка, система работы с семьями воспитанников, перспективное развитие предметно- пространственной среды группы, учебно-методическое обеспечение, др.
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Цель | 1.Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей 2.Целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации образовательной программы является обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период – интеллектуального, эмоционального, физического, волевого, социально-личностного, нравственного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. |
Задачи | 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, профессиональной коррекции детей. 10. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. 11. Знакомство детей с историей родного города, воспитание уважения и гордости за свою Родину 12. Организация досуга выходного дня совместно с родителями. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства 3. Позитивная социализация ребенка 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество Организации с семьей. 7. Сетевое взаимодействие с организациями 8. Индивидуализация дошкольного образования 9. Возрастная адекватность образования. 10. Развивающее вариативное образование
|
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) | У пяти — шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.).
В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентично. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам. Конструирование характеризуется умением анализировать условия в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объекта. Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории. Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни. Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали. |
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) | -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); — Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26). |
Срок реализации рабочей программы | с 01.09.2016 по 31.08.2017 года |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы | — ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; — ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; — ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; — ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; — у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; — ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; — ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Характеристика группы
Дети | Родители |
Детей:25 Мальчиков:12 Девочек: 13 Группа здоровья: 1 гр.-6 2 гр.-18 3 гр.-1 | Всего семей: 25 Полных:25 Неполных:- Матери-одиночки:1 Родители с высшим образованием:22 Родители со средним специальным образованием:2 С 1 ребенком; 16 С 2 детьми:18 С 4 детьми: 1 |
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание Рабочей Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями: «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Комплексно-тематическое планирование работы
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию
Тема | Содержание работы | Итоговое мероприятие |
СЕНТЯБРЬ | ||
1-2. День Знаний. Мониторинг | Адаптационный период Мониторинг по образовательным областям | Развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня Знаний «Путешествие в страну знаний» |
3-4 Дары осени (фрукты, овощи, сад, лес, ягоды, грибы, сезонные признаки) | Расширить представление детей о дарах осени. Закрепить названия, учить классифицировать предметы по признакам. | Выставка поделок «Дары осени», Вечер развлечений «Осенняя ярмарка» |
ОКТЯБРЬ | ||
1. Деревья, кустарники, сезонные признаки. | Рассматривание и сравнение деревьев, кустарников, листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа. | Игра-путешествие «В гости к осени» |
2.Перелетные птицы. | Познакомить детей с понятиями «перелетные» и «зимующие птицы». Учить различать птиц по внешним признакам. Учить проявлять заботу о птицах. | Творческая мастерская с папами и детьми «Птичья столовая» |
3-4. Дикие и домашние животные. | Закреплять знания о внешнем виде, повадках, пище, жилище домашних и диких животных. Нахождение взаимосвязей в природе. Замечать изменения в поведении животных с изменением температуры и долготой дня. Воспитывать любовь к животным и желание ухаживать за ними. | Спектакль «Зимовье зверей» Праздник Осени |
НОЯБРЬ | ||
1.Человек (одежда, обувь).
Схема построения человека. |
Познакомить детей со строением человека и назначением разных органов. Расширять представление детей о предметном мире человека. | Интерактивная игра «В гостях у Айболита» |
2 – 4. Посуда. Мебель. Игрушки. | Закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. | Игра по станциям «В мире вещей» |
ДЕКАБРЬ | ||
1. Продукты питания. Хлеб. | Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу. | Мастер-класс с родителями и детьми: «В гостях у шеф-повара» |
2. Зима (сезонные признаки) | Обогащение представлений детей о зиме как времени года. | Родительское собрание «Как мы встречаем Новый год. Поделки своими руками» |
3.Зимующие птицы | Закреплять знания о внешних особенностях зимующих птиц, повадках. | Изготовление кормушек для зимующих птичек. |
4. Новый год. | Вызвать интерес у детей воспитателем к празднику Новый год. | Новогодний праздник |
ЯНВАРЬ | ||
2 — 3. Зимние виды спорта. Зимние забавы. | Познакомить детей с зимними видами спорта, с зимними народными играми и забавами. Воспитывать уважительное отношение к спорту, потребность в здоровом образе жизни. | Изготовление совместно с родителями газеты «Я люблю спорт» |
4. Транспорт (правила дорожного движения). | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Спектакль о дорожных знаках с участием родителей. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Мой дом. Бытовая техника. | Расширять представления детей о разных видах посуды, её назначении, материалах, из которых они изготовлены. Какая есть техника, для помощи труда взрослым дома. | Сюжетно-ролевая игра: «Испечём пирог – пригласим гостей». |
2. Неделя дружбы. | Пробуждать интерес к сверстникам, к совместной деятельности, учить вежливому обращению друг с другом. | Вечер развлечений «Ты мой друг — и я твой друг» |
3. Защитники Отечества. Военная техника. | Беседовать с детьми о празднике – Дне защитника Отечества, о людях военных профессий и тех качествах, которыми они должны обладать. | Физкультурный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» |
4. Мамы всякие важны. | Вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказывать о них. | Утренник, посвященный празднику мам, 8 марта |
МАРТ | ||
1. Фольклор (Масленица). | Познакомить детей с народным праздником Масленица, с её традициями, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. | Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» |
2. Декоративно-прикладное творчество. | Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.).
Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. |
Игра – ситуация «Народные гулянья». Выставка народной игрушки (матрёшка, дымковская игрушка и.т.д.) |
3. Неделя театра. | Дать представление детям о театре, о правилах поведения в театре. | Инсценировка и показ детьми сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
4. Неделя книжки. | Познакомить детей с историей создания книги, показать её значимость в жизни человека. Подвести детей, на доступном для них уровне, к пониманию того, что книга — основной источник получения знаний. | Музыкально – театрализованная игра. Тема: «В гостях у «Книги» (участвуют дети и их родители, используются ТСО.) Экскурсия в библиотеку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. Цирк (животные жарких стран). | Воспитывать интерес к изучению животным жарких стран, рассматривать их внешний вид на картинках, отгадывать о них загадки, строить тексты – описания по схеме. | Посещение цирка, чтобы посмотреть дрессированных африканских животных |
2. Космос, планеты, звезды. | Формирование у детей представления о воздухе, который нас окружает. | Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» Семейная игра «Форт Боярд» |
3. Весна. Перелетные птицы. Сезонные признаки. | Продолжать знакомить с весенними явлениями в природе (таяние снега, капель, пение птиц).
продолжать знакомить с разными временами года и их отличиями. |
«Праздник птиц»- развлечение с родителями. |
4. Первоцветы. Насекомые. | Продолжать обсуждать весенние явления в природе, особенно появлению и цветению листьев на деревьях. Закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, как защищаются от врагов | Спортивный досуг «Раз, два, три, четыре, пять- насекомые к цветам летят.» |
МАЙ | ||
1. День Победы. | Дать представление о празднике Победы, учить видеть праздничные приметы в окружающей жизни. | Оформление выставки рисунков и поделок к празднику Дню Победы и поздравление ветеранов |
2. ПДД | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Музыкально- спортивное развлечение «Как звери в лесу поставили светофор» |
3-4 неделя. Мой город. | Дать представление о Родине, знать название своего города, в котором живём. | Игра -квест с родителями по городу. |
ИЮНЬ | ||
1.День защиты детей. «Пушкинская неделя» | Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Прививать любовь к художественной литературе, желание читать и эмоционально воспринимать сказки. | Спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня защиты детей Флешмоб – «МИР – СОЛНЦЕ — ДЕТИ» Игра по станциям «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» |
2.Путешествуем по России | Познакомитьдетей с малой родиной, с родным домом, символом России-березкой. Воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма. | Праздничная концертная программа «Для тебя Россия» |
3.Неделя безопасности «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!» | Закреплять правила дорожного движения, воспитывать ответственность и внимательность при переходе улицы. | Интерактивная игра «Незнайка — автомобилист» |
4.«Разноцветное лето» | Знакомить детей с разными растениями, цветами. Закреплять правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям. | Смотр-конкурс цветников «Разноцветная сказка» |
ИЮЛЬ | ||
1.«Капитошка и его друзья» | Познакомить детей со свойствами воды. Закреплять правила поведения у водоемов. | Интерактивная игра «Капитошка и его друзья» |
2.«Познай себя» | Закреплять у детей знания о строении и способностях человека. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу | Игра по станциям «Друзья чистоты» |
3.«В гостях у Лесовика» | Закреплять знания детей о растительном и животном мире наших лесов. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить правила безопасного поведения в лесу. | Игра по станциям «В гостях у Лесовичка» |
4. «В мире игрушек» | Развивать у детей творчество и фантазия, умение рассказывать о своих игрушках, придумывать творческие рассказы. | Интерактивная игра «В мире игрушек» Выставка «Моя любимая игрушка» |
5. «В стране песочных замков» | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать творчество, фантазию. | Конкурс построек из песка Опыты с песком. |
АВГУСТ | ||
1.Неделя безопасности «Азбука АУ» | Повторить с детьми правила поведения в природе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к обитателям леса. | Интерактивная игра «В госте к дядюшке АУ» |
2.«Чудеса своими руками» «Яблочный спас» | Развивать у детей творчество и фантазию. Знакомить с народными традициями и обрядами. | Игра по станциям – мастер-класс «Чудеса своими руками» |
3.«В Сказочном царстве – небывалом государстве» | Знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | Праздничная программа «День Флага» |
4. «Летние путешествия» | Закрепить у детей летние приметы и впечатления. | Праздник «До свидания, ЛЕТО» |
Содержание образовательной работы с детьми
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день
Образовательные области | 1 половина дня | 2 половина дня |
Физическое развитие | Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности | Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Гигиенические процедуры Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию двигательных навыков) |
Речевое развитие | НОД Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии | Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа |
Познавательное развитие | Исследовательская работа, опыты и экспериментирование НОД Наблюдения Экскурсии по участку | Занятия Практическая деятельность Проблемные ситуации |
Социально-коммуникативное развитие | Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры | Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряженьем Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры |
Художественно-эстетическое развитие | Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) | Занятия в изостудии Музыкально-художественные досуги Индивидуальная работа |
Модель планирования образовательной работы с детьми на день
Неделя, тема | Направления работы с детьми по образовательным областям | ||||
Познавательное и речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Работа с родителями. Сетевое взаимодействие | |
Вписываются цели и задачи по образовательным областям, в зависимости от темы недели, конкретные формы и методы, материалы и содержание. | Формы работы с родителями по каждой теме | ||||
Смотреть еженедельное планирование.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования для детей 4-5 лет.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил:
•Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых.
•Фиксация всех проявлений личности ребенка.
•Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
•Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики.
•Постоянный самоконтроль педагога за собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Первичная(по каждой возрастной группе), промежуточная(группы раннего возраста и компенсирующие) и итоговые результаты освоения Программы обозначаются в соответствии с Комплексной образовательной программой, «От рождения до школы».
Приложение № 2. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) | ||
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность Уголок театрализации | Куклы крупные, куклы средние, мягкие антропоморфные животные, крупные; мягкие антропоморфные животные, средние; звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см); набор наручных кукол би-ба-бо: семья; набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи; фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см); фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие); набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см); тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см); набор фигурок: семья (7-15 см); плащ-накидка; фуражка/бескозырка; каска; набор масок (животные; сказочные персонажи) | В течение года |
Уголок сюжетно-ролевых игр | Набор чайной посуды, крупный; набор чайной посуды, средний; набор кухонной посуды; набор инструментов; комплект кукольных постельных принадлежностей; грузовик, крупный; тележка-ящик, крупная; автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров; машина скорой помощи средних размеров; подъемный кран, крупный; набор: железная дорога (средних размеров); кораблики, лодки, самолеты средних размеров; ракета-робот (трансформер) средних размеров; автомобили мелкие; кукольная коляска средних размеров (складная); набор медицинских принадлежностей; полосатый жезл; весы; часы; телефон; подзорная труба, бинокль; сумки, корзинки, рюкзачки | В течение года | |
Полифункциональные материалы | Кукольный стол, крупный; кукольная кровать или диванчик (крупный); кухонная плита/шкафчик (крупная); набор мебели для кукол среднего размера; скамеечка на колесах со съемным рулем; гараж (для мелких автомобилей); светофор; объемные модули, крупные, разных форм; крупный строительный набор; крупный кнопочный конструктор; ящик с мелкими предметами-заместителями; емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | В течение года | |
Художественно-эстетическое развитие | Уголок художественного творчества Рисование | Набор цветных карандашей (24 цвета); набор фломастеров (12 цветов); набор шариковых ручек (6 цветов); цветные восковые мелки (12 цветов); гуашь (12 цветов); гуашь (белила); палитры; губки для смывания краски с палитры; круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14); банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л); салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15×15) | В течение года |
Лепка | Глина, подготовленная для лепки; пластилин; доски (20×20); печатки для нанесения узора на вылепленное изделие; стеки разной формы; салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30×30), для вытирания рук во время лепки | В течение года | |
Аппликация | Ножницы с тупыми концами; наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией; наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10-12 цветов, размером 10×12 см или 6×7см); файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги; щетинные кисти для клея; подставки для кистей; розетки для клея; подносы для форм и обрезков бумаги; пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | В течение года | |
Конструирование | Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы; комплект больших мягких модулей; конструкторы, позволяющие и мальчикам, и девочкам без особых трудностей и без помощи взрослых проявить свое творчество; конструкторы из серии «LEGO» («город», «железная дорога»); конструкторы для игр с песком и водой; набор мелкого строительного материала, включающий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины); наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования; коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др.; наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.); подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.; подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.); подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи | В течение года | |
Познавательное и речевое развитие | Уголок настольно-печатных и дидактических игр | Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров); набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины); доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей); рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей); набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета); набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками); наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака); набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов); платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм; мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами; набор пластин из разных пород дерева или разных материалов; чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов); горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект); стойка-равновеска (балансир); часы с круглым циферблатом и стрелками; счеты напольные; набор волчков (мелкие, разной формы); вертушки разного размера; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные); игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов); объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов); головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | В течение года |
Уголок экспериментирования | Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки Набор для экспериментирования с песком: емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций Коллекция тканей, изделий из железа, пластмассы, запахов, шумов, камней. | В течение года | |
Дидактический материал по математике, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок типа лото из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 -2 признакам (логические таблицы) Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) Сюжетные картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) Разрезные контурные картинки (4-6 частей) Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр Групповая библиотека (иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера) Набор кубиков с буквами и цифрами Набор карточек с изображением предмета и названием Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и цифр Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами Набор карточек-цифр (от 1 до 10) Кассы настольные Магнитная доска настенная с набором магнитов | В течение года | |
Физическое развитие | Физкультурный уголок | Коврик массажный; шнур длинный; куб деревянный; мяч-попрыгунчик; обруч плоский; палка гимнастическая короткая; скакалка короткая; кегли; кольцеброс (набор); мешочек с грузом большой; обруч большой; серсо (набор); шар цветной (фибропластиковый); полукольцо мягкое; колечко резиновое; мешочек с грузом малый; мяч-шар (цветной, прозрачный); обруч малый; шнур короткий | В течение года |
Приложение № 3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) |
Социально-коммуникативное развитие | Элементы программ: 1. «Я-ты-мы» / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008. 2. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, М.Д.Маханева. – М.: ООО «Издательство Аст-лтд», 1997. 3. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М.: ООО «Издательство Аст-лтд», 1998. – 160 с. 4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 5. 6. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010. – 48 с. 7. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В.Потапова – М: Сфера,2005. (серия «Вместе с дошкольниками»).
8. Игра-занятие «Для умников и умниц», -Киров, ОАО «Радуга» 9. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, -СПб, 1994. 10. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008. 11. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. М.: Просвещение, 2007. 12. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. 13. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. для средн. и ст. возраста: кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А Кондрыкинская и др. — М.: Просвещение, 2005 14. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 15. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях/ методическое пособие – СПб, 2005 16. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.- СПб, «Речь», 2006 17. Умные игры. – СПб: ЗАО «Росмэе-Пресс», 2007 18. Игры с карандашом — – СПб: ЗАО «Росмэе-Пресс», 2007 |
Познавательное развитие | 1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 4. Егорова Н.Б., Сериева О.В. Мир вокруг нас/ Методические рекомендации по ознакомлению с окружающим миром.-СПб, 1995 5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-пресс», 2006 6. Волина В. Занимательная математика для детей – СПб.: Дидактика,1994 7. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 8. Петерсон Л.. Раз ступенька, два ступенька. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 9. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 10. Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.- М.: Мозаика Синтез, 2014 11. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009. 12. Распорядок дня. Наглядно-дидактическое пособие, -М.: изд. «Мозаика-Синтез» 13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М., 2005 14. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991 |
Речевое развитие | 1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 2. Гербова В.В. Учусь говорить. Пособие для детей старшего дошкольного возраста» М.:Просвещение,2002 1. Гербова В.В. Хрестоматия «Книга для чтения в детском саду и дома» 5-6 лет М.:Просвещение, 2010 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа- М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. – М.: Школьная пресса, 2004 4. Алифанова Е.А, Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах/Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. –М., 2000 5. Дружкова О. Скороговорки. – М.: Юнвес, 2001 6. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. –Нижний Новгород: Флокс, 1995 7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом/ пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтеез, 2006 8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста- СПб.: Детство-Пресс, 2009 9. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999. 2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать/ Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида- М.: Школьная пресса, 2004 5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 6. Объемная аппликация. Учебно-методическое пособие-СПб.: Детство-Пресс, 2004 7. Давыдова Г.Н. Детский дизайн -2, 3. Поделки из бросового материала- М.: Скрипторий 2003, 2006 8. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005 9. Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО Детство-Пресс, 2010 10. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги/Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998 11. Уроки детского творчества. – М., 1999 12. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 13. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 14. Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- Творчество — Дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: Мипкро, 1995. |
Физическое развитие | 3. «Здоровье» В.Г.Алямовская (linka press, 1993 г. 4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 5. Воспитание здорового ребенка / М.Д.Маханева. – М.: Аркти, 1997. 6. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников- М.: ВАКО, 2005 8. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ/Практическое пособие, М.: Айрис пресс, 2006 9. Уроки мойдодыра / Т.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. 10. Уроки этикета / С.А.Насонкина. –СПб.: Акцидент, 1996. |
Педагогическая диагностика | 1. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» ФГОС/ Для занятий с детьми 5-7 лет / авт. А.Н. Веракса- Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 г. 2. «Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5 – 7 лет»/ Пособие для психологов и педагогов/ авт. А.Н. Веракса-Издательство Москва-Синтез, М., 2009 г. 3. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», Пособие для воспитателей и учителей начальных классов.Для занятий с детьми 5 – 7 лет. Издательство Москва-Синтез, М., 2008 г. 4. «Педагогическая диагностика. Развития детей перед поступлением в школу»/ Современный образовательный СТАНДАРТ / Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенникова, Издательство Мозаика-Синтез, М. 2011 год 5. Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Старшая группа. Волгоград: «Учитель», 2011 6. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации СПб: Детство-Пресс,2015 |