Пол человека — понятие, обозначающее разделение человечества на две половины: мужчин и женщин.
Слово «половина» непосредственно связано с двойственностью, поэтому отклонения в половой сфере иногда именуются «третий пол». Уже у Платона мужчины и женщины представляют собой половины ранее единых двуполых существ — андрогинов, которые пытаются найти свои половины после разделения.
Пол человека — совокупность морфологических и физиологических особенностей организма человека, совокупность генетически детерминированных признаков человеческой особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения.
Отличие хромосомных наборов у женщины и мужчины (как и у самок и самцов всех млекопитающих) состоит в том, что они имеют разныеполовые хромосомы. Женский пол млекопитающих гомогаметный — в кариотипе отсутствует Y-хромосома, и пара половых хромосом представлена двумя X-хромосомами. Одна X-хромосома наследуется от матери, а вторая — от отца (эту хромосому он получает от своей матери).
В большинстве клеток взрослой женщины вторая Х-хромосома свёрнута в так называемое тельце Барра. Ранее считалось, что вторая X-хромосома не используется, однако, последние исследования показали, что это, возможно, не так.
Отличия в строении тела женщины и мужчины делятся на первичные и вторичные половые признаки. Первичные половые признаки — это особенности строения органов размножения, которые формируются уже во время внутриутробного развития, но становятся функционально активными только в результате полового созревания, начинающегося у девочек в возрасте около 12 лет (раньше, чем у мальчиков).
В процессе полового созревания формируются и вторичные половые признаки — особенности остальных частей тела.
Человек, как и все млекопитающие, демонстрирует межполовые различия в поведении. В авторитетных научных тестах было показано, что среднестатическая женщина лучше среднестатического мужчины справляется с заданиями, связанными с речью, наблюдательнее, отчего может лучше оценить настроение и характер собеседника, но хуже ориентируется в топографических картах. Предполагается что данный факт связан с историей эволюции человека разумного как охотника, охватывающей более миллиона лет плейстоцена. Лучшие способности мужчины в абстрактной геометрии связываются с закрепившимися при естественном отборе качествами, помогающими изготавливать оружие, точно метать его в движующуюся цель, ориентироваться на обширной пересечённой местности. В свою очередь превосходная наблюдательность женщины была необходима при занятиях собирательством, где умение запоминать и находить по малозаметным приметам богатое плодами или кореньями место имело важное значение для выживания.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
С позиции эволюции объясняются и внешние особенности женщины как следствия естественного отбора с сопутствующим половым отбором. Согласно гипотезе Бобби Лоу, подчёркнуто тонкая талия, свойственная молодой женщине половозрелого возраста, привлекательная для мужчин, помогает визуально подчеркнуть широту таза и величину груди. Поскольку широкий таз и большая грудь помогали успешно родить и выкормить ребёнка, а тонкая талия могла ввести в заблуждение мужчин при выборе партнёра, то селективно закрепились как полезные признаки, так и признаки, определённые половым отбором.
Существует специальный раздел психологии — гендерная психология, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В результате проведения некоторых исследований были обнаружены различия в некоторых показателях у женщин и мужчин (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность), однако даже эти различия незначительны, проявляются лишь в определённых ситуациях и могут объясняться социальными причинами. Другая часть исследований вовсе не показала сколь-нибудь значимых различий в показателях.
Существуют многочисленные исторически сложившиеся стереотипы (некоторые из которых сложились столетия назад), касающиеся предполагаемых отличий «женского» характера от «мужского»: так, считается, что женщины более эмоциональны и менее рациональны, менее агрессивны, более разговорчивы, чем мужчины, обладают более развитой интуицией, более деликатны, более хитрые и склонны использовать более изощрённые, нежели мужчины, способы для достижения своих целей и т. п. Исследования по данному вопросу продолжаются, но нельзя сказать о соответствии какого-либо из них действительности для людей женского пола, так как ныне науке известно, что соответствие им сугубо индивидуально и определяется в том числе социальными причинами, особенностями характера и множеством других факторов. Для обозначения якобы существующих принципиальных особенностей мышления женщины в русском языке распространено уничижительное выражение «женская логика».
На всём протяжении истории человечества можно отметить противопоставление женщины и мужчины, которое затрагивает как биологические особенности строения тела особей разных полов, так и различия в социальном положении, правах, обязанностях и других аспектах человеческой жизни. В то же время отношения мужчины и женщины включают в себя тесноевзаимодействие, как в социальной и межличностной (семейные отношения, влюблённость, любовь), так и в биологической (секс) формах.
Мужчина — человек мужского пола, одного из двух полов внутри рода людей (человек другого пола называется женщиной), также — взрослый мужчина (в отличие от мальчика, юноши).
Считается, что мужчинам в большей степени, чем женщинам, присущи воля, бесстрашие, стойкость, выносливость, рациональность, отвага, логичность, воинственность, постоянство, решительность, умение трезво оценивать действительность, обобщать отдельные факты, а также что мужчины более активны, деловиты, обладают стремлением к авторитарности, склонны к работе с элементами риска. В то же время у них меньше, чем у женщин, развиты вербальные способности и интуиция.
Презентация на тему: Психика и организм
... мужчин. Женское начало ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков, отсюда большая психическая устойчивость женщин ... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с ... нервная система, система желез, обменные процессы, половые различия, анатомические особенности. Социогенные: социальная роль, ...
В то же время многие склонны полагать, что такие качества приписывает мужчинам культурная традиция, и что далеко не всегда они являются характерными чертами личности мужчины. Необходимо учитывать, что каждый мужчина имеет свой индивидуальный характер, формируемый под влиянием различных общественных и наследственных факторов.
ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
По статистике, женщины живут дольше мужчин в среднем на 6-8 лет, поэтому к старости преобладание женщин’становится подавляющим. Говоря о проблемах старых людей, многие имеют в виду проблемы старых женщин, часто овдовевших. Большая продолжительность жизни женщин связана с тем, что биологически они сильнее мужчин. Природа наградила их более выносливым организмом, поскольку этого требует выполнение женских биологических функций: беременность, роды, кормление ребенка. В период половой зрелости женщины являются более защищенными от увядания и воздействия многих заболеваний благодаря половым гормонам. Возраст половой зрелости женщины заканчивается примерно к 50 годам, затем наступает угасание половых функций — климакс, или климактерический период. Переход от одного периода к другому происходит постепенно, незаметно и безболезненно, если переходное время не осложнено какими-либо заболеваниями. Первым признаком наступления климакса является прекращение менструаций. У каждой женщины это происходит по-разному. У одних менструальная функция прекращается сразу, у других увеличиваются интервалы между месячными кровотечениями. При этом может уменьшаться количество дней кровотечения. У некоторых жей-щин менструации могут возобновиться спустя 3-4 месяца или могут наблюдаться беспорядочные кровотечения, что является признаком неблагополучия в. организме или заболевания половых органов. В таких случаях нужно немедленно обратиться к врачу.
С наступлением климакса начинает постепенно ослабевать, а затем совсем прекращается выработка половых гормонов, уменьшается в размерах матка. Нередко меняется и фигура женщины, что связано с изменением общего обмена веществ в организме: женщина полнеет, в области бедер и живота накапливаются жировые отложения. У большинства женщин эти изменения не отражаются на самочувствии, но у некоторых переходный возраст осложняется различными недомоганиями.
Нарушения в организме могут быть нервно-психического характера: раздражительность, нервозность, депрессия, частая смена настроений, бессойнйца и отсутствие аппетита; сердечно-сосудистые, головные боли, повышение давления, приливы крови к лицу, жар, потливость; расстройства в связи с нарушением функций желез внутренней секреции, что приводит к неправильной работе щитовидной железы, надпочечников и др. Чаще подобные недомогания наступают ранней весной как следствие усталости организма после зимнего периода и авитаминоза — уменьшения количества витаминов, принимаемых с пищей.
Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми
... включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция. Другая модификация интерпретации теории научения к ... процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, ...
У многих женщин климакс характеризуется общим увяданием организма: появляются морщины на лице и руках, кожа становится дряблой, обвисшей, женщина теряет сексуальную привлекательность и красоту. С наступлением климакса в женском организме вырабатываются гормоны, которые могут вызвать “омужествление”: голос и черть! лица становятся грубее, отме-* чается рост волос над верхней губой или на подбородке, частичное облысение.
Некоторых одни только мысли о подобной “перспективе” пугают настолько, что отрицательно сказывается на их психическом состоянии. Особенно характерным это является для тех женщин, которые достигли высокого общественного положения и занимаются ответственной руководящей работой. Но если постоянно заботиться о своем здоровье, следить за внешним видом, можно сохранить привлекательность в любом возрасте. Увядание мужчин растягивается на более продолжительное время и приводит организм к старости постепенно и равномерно. Благодаря более длительной выработке половых гормонов, мужчины долъ* ше сохраняют молодой внешний вид.
В связи с этим некоторые мужчины находят своих жен уже не столь привлекательными и решают либо завести молодую любовницу, либо вообще оставить супругу и жениться на другой. Об этом явлении сложена мудрая поговорка: “Седина в бороду— бес в ребро”. Не следует забывать, что хороший внешний вид далеко не всегда соответствует хорошей жизнеспособности организма и не гарантирует долгой продолжительности жизни. Разрыв семейных отношений и связь с молодой женщиной потребует большой затраты сил уже немолодого мужского организма, что может пагубно сказаться на его здоровье, вызвать стрессовое состояние и привести к катастрофе.
Старость уже не за горами, и при первых ее симптомах он вряд ли найдет в себе силы удовлетворять все запросы и требования молодой подруги.
Пенсионный стресс и его преодоление
Для многих людей переход на пенсию сопровождается стрессами, тоской и апатией, а пенсионный возраст ассоциируется со старостью и болезнями, поэтому и воспринимается как настоящая катастрофа и вызывает психологический кризис, особенно у тех, кто на работе был занят активной творческой деятельностью. Теперь она сменяется бездействием и пустотой.
В голову приходят мысли о приближающейся старости/ о всевозможных ограничениях, вызванных состоянием здоровья, о необходимости уступить молодежи свое рабочее место и признаться, что здесь уже могут обойтись без тебя. Не все могут найти в себе силы не допустить подобных мыслей или спокойно смириться с ними.
Чтобы такого резкого перехода не произошло, пенсионеру нужно заранее позаботиться о том, чем заняться дома, уйдя на заслуженный отдых, какие увлечения и интересы могут помочь без осложнений преодолеть перемены, связанные с завершением трудовой деятельности. Чтобы переход на пенсию не воспринимался так трагично, нельзя допускать пассивного бездействия— это вызовет пессимистические мысли, хандру, скуку. Зато увлеченность любимым делом может дать пенсионеру ощущение заинтересованности в его результатах, занятости, удовлетворения. Значительно легче пенсионный возраст встречают те люди, у которых есть любимое занятие, интересы, не связанные с профессиональным трудом.
Старость — это время подведения итогов жизни, и если пенсионер доволен ими — это источник радости, гордости и счастья — испытание жизненных трудностей вознаграждено. Если родители-пенсионеры воспитали взрослых детей людьми порядочными, трудолюбивыми, которые уже смогли достичь определенных профессиональных результатов, они могут не только быть спокойны за сына или дочь, но и черпать жизненные силы и энергию, переживая радость их успехов и достижений. Благоприятным и даже ожидаемым временем пенсионный возраст является для женщин, занятых домом, семьей, воспитанием внуков.
ЛИДЕРСТВО(1-10)
... менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства. Основные составляющие лидерства Существует пять составляющих компонентов лидерства: - Стратегический компонент. Лидерство ... менеджмента хаос охватит эти сложные предприятия ... преобладают формализованные отношения. Формализованная структура ...
Воспоминания о добросовестном труде, приносившем удовлетворение, также могут стать источником положительных эмоций, вызывать уважение окружающих и чувство гордости за свои професедишальные победы.
Но жак быть тем пенсионерам, которые одиноки или по каким-то причинам не могут общаться со своими детьми (конфликты, большие расстояния)? Если удачной карьеры сделать не удалось, никаких ярких профессиональных взлетов в работе^ не было? Если пенсионер — человек по характеру замкнутый, необщительный, закомплексованный, да еще и здоровье стало за-/ метно сдавать? Где же взять силы, прежде всего духовные, чтобы спокойно прожить остаток лет?
Пожилой человек имеет то, чего не хватает молодым, — массу свободного времени, которое можно использовать для реализации, быть может, давно зародившихся планов. Если же их нет, необходимо найти занятие по душе, желательно предполагающее общение с людьми, при котором можно было бы дать совет, обменяться опытом, почувствовать себя кому-то нужным. Завязывание новых контактов сможет обогатить скучную и однообразную жизнь пенсионера, поднять ее на новый уровень. Можно и нужно использовать это время, чтобы серьезно подумать О здоровье и основательно заняться его улучшением; или посвятить свободное время работе по выращиванию овощей и фруктов, разведению цветов на даче и др. Некоторым пенсионерам помогает скрасить жизнь своеобразное общение с домашними животными, забота о них, кормление, выгуливание.
Для представителей молодого поколения эти проблемы не кажутся настолько важными, многие даже завидуют: можно сидеть дома и, ничего не делая, получать деньги. Но время и жизненные обстоятельства сильно меняют взгляды на многие вещи. Если молодежь обладает такими ценными качествами, как энергичность, активность, страстность, жажда перемен и новизны, то пожилым людям свойственны богатейший жизненный опыт, знания, мудрость, осмотрительность, сдержанность, которые не менее ценны и необходимы, поэтому молодость и старость должны очень гармонично сочетаться и дополнять друг друга. Хотя на самом деле так бывает далеко не всегда
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом – нет?
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи.
Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства
... предпосылки его возникновения, факторы, влияющие на его распространение и отношение самих молодых людей к данной проблеме. Объектом исследования в курсовой работе выступает проблема ... «раннего материнства». Предметом - отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства». Цель курсовой работы - изучить отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства». Данная цель ...
Лидерство возникает в системе неформальных, неофициальных отношений. Одни отношения могут носить преимущественно деловой характер, и связаны с решением основной стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива. В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана.
Лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. А вот руководство – феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена социальной организацией, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет.
Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера.
В трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, ведь подобный коллектив создается, прежде всего, для получения какого-то продукта, а не решения личных проблем работников. Роль эмоционального лидера, хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива.
Представленным выше ролям структура лидерства не исчерпывается.
Как бы человек не стремился стать лидером, он им никогда не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Отсюда следует, что руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы средством управления ими. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе. В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформации великое множество.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента: 1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово ≪менеджмент≫ не применяется к деятельности правительства).
2. Государственный менеджмент. 3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент. 5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка
... образовательную, развивающую направленность. Объект исследования - педагогический процесс. Предмет исследования - влияние личности педагога на нравственное воспитание детей. Исходя из актуальности данной проблемы ... основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; педагогические знания, ...
6. Менеджмент в государственной собственности (специальный вид бизнес-менеджмента).13 Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента: 1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю. 2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия. 3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия. 4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения. 5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций. 6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств. 7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.14 Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
- определение целей предприятия и путей их достижения;
- организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
- создание системы мотивации и координация деятельности работников;
- анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
- обеспечение роста людей в организации.
Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. Впервые научный курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через ‑ 100 лет Г. Кунц и С.О’Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского и вышел в свет в России в 1981 г. Также существует американский учебник Д. О’Шонесси, в котором были описаны самые заметные достижения в области управления. Современные идеи американского менеджмента изложены в учебнике «Основы менеджмента», в котором его авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури — осветили основные достижения различных школ управления и их вклад в становление науки о менеджменте.
К числу наиболее часто упоминаемых личностных черт относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся несколько подробнее на каждой из перечисленных черт.
Личность и деятельность музыканта
... в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и ... процесс формирование навыка. Рассмотреть значение в музыкальной деятельности согласованности действий. 1. Особенности личности музыканта Изучая особенности личности мастеров искусства будь то музыкант, актер, ...
Доминантность в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идет о доминантности как стремлении руководителя влиять на других людей. При этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем дежурной претензией на власть.
Следующей личностной чертой называется уверенность в себе. В трудной ситуации на такого человека можно положиться: он поддержит и защитит. Такой руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно.
Остановимся на двух родственных личностных чертах — эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости. Эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но ведь руководитель живой человек. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их в публичной рабочей обстановке способны обернуться рядом неприятных для личности последствий – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями. Поэтому заслуживает внимание момент, связанный с поиском руководителем средств эмоциональной разрядки. Средства разрядки следует искать в структуре досуга личности, формы которого чрезвычайно многообразны.
С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности. Стресс представляет собой перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели. Вся сложность стресса состоит в том, что уровень напряжения, который благоприятен для эффективной жизнедеятельности одних из нас, совершенно непереносим другими. Разным людям требуются для счастья различные степени стресса.
Еще одна черта личности – креативность. В переводе означает – «способность к творческому решению задач». Способность руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, поддерживать их начинания.
Следующие две личностные характеристики – стремление к достижению и предприимчивость. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску.
В стремлении к достижению отражена фундаментальная человеческая потребность к достижению цели. Таким людям наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Они ставят перед собой достаточно умеренные цели, старясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Возможно, поэтому они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создает ситуации с четкой информацией о достижении успеха.
Проблема психологического климата коллектива в современной научной ...
... влияния: Хрестоматия. – СПб., 2000 38.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.; Воронеж, 2002 39.Носырев И.И. Стиль управления как основа взаимодействия руководителя ... психология. - М., 2001 4.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 2007 5.Бодалев А.А. О взаимосвязи ... индивидом стилей поведения в конфликтной ситуации; • Методику Ф. Фидлера, предназначенную ...
Теперь относительно еще двух довольно родственных личностных характеристик – ответственности и надежности в выполнении задания.
Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. Между тем когда-то в России ответственность и надежность были визитными карточками предпринимателей. Под честное слово заключались немалые сделки, и не дай-то Бог было нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, прежде всего финансовые, с ним просто переставали иметь дело.
Несомненно, важной личностной чертой, обеспечивающей успешность действий в различных сферах жизни, в том числе и при принятии решений, является независимость. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Выдающиеся предприниматели нередко поощряют инакомыслие в своих компаниях, если оно служит социальному и экономическому здоровью последних.
И, наконец, последняя рассматриваемая здесь личностная черта – общительность. Нет особой необходимости доказывать, сколь важная она в любой деятельности.
Хотелось бы особенно отметить такое личное качество лидера, как харизма. Харизматическое влияние личности построено на силе личных качеств или способностей лидера. Оно определяется влечением другим людей к лидеру. Харизматическое влияние – целиком личное. Вот некоторые характеристики харизматической личности:
- Обмен энергией. Создается впечатление, что эта личность излучает энергию и заряжает ею окружающих людей;
- Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
- Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению не полагается на других;
- Хорошие риторические способности. У него есть умение говорить и способность к межличностному общению.
- Восприятие восхищения своей личностью. Он чувствует себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие;
- Достойная и уверенная манера держаться. Он выглядит собранным и владеющим ситуацией.
Пол человека — Стр 2
Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть.
Мы рассмотрели ряд важных личностных черт. Разумеется, с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав, как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.
Главное состоит в том, чтобы у человека было желание самосовершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно и ежечасно строить свою личность.
Но двумя представленными выше ролями (формального и неформального) структура лидерства не исчерпывается. В жизни коллектива случаются разные ситуации и в них могут возникать так называемые ситуативные лидеры – люди, способные на каком-то отрезке времени повести за собой коллектив.
Кроме того, коллектив может состоять из нескольких микрогрупп, а в них часто имеются свои лидеры. И они порой способны оказывать значительное влияние на жизнь коллектива, особенно в тех случаях, когда та или иная группировка занимает в коллективе доминирующую позицию.