Половая идентичность

Половая идентичность– единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит).

Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям.

Можно выделить три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию идентичности женщин и мужчин: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень – это индивидуальный ресурс и жизненный потенциал человека, начиная от клеток и кончая системой органов. Это возможности функционирования, обусловленные структурными и функциональными способностями организма. Психологический уровень – эт

В современной социальной психологии отсутствует единая теория гендерной социализации, существуют несколько теорий, каждая из которых имеет как силь-ные, так и слабые стороны.

Сторонники психоаналитической теории идентификации, восходящей к взгля-дам З. Фрейда, полагают, что ребенок бессознательно идентифицируется с обра-зом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копиру-ет его поведение [1].

Теория половой/гендерной типизации У. Мишеля придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: посколь-ку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное пове-дение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать по-лодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие пра-вила и наконец интегрирует этот опыт в своем образе «Я» [2, с. 3–72]. Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категори-зует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли

2 стр., 555 слов

Теория из практики 1. Основы ВНД. Психофизические аспекты поведения ребенка

... пространства. б) движения. в) времени. - Основные свойства восприятия: а) структурность (человек воспринимает обобщенный образ, структуру). б) избирательность (выделяет из общего фона ... от освещения, удаленности). - Мышление – психическая деятельность, высшая форма творческой активности человека. - Особенности протекания процесса мышления: а) обобщенное и опосредованное отражение действительности. ...

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. 

Половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества.

Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Как указывает И.С. Кон, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я»,– это половая принадлежность. На протяжении младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком, в том числе и в отношении осознания своей половой принадлежности. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу» его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться).

С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культурных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры [4].

Первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. В этом возрасте возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение ... и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

Формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения. В дальнейшем у ребенка состоится истинная половая идентификация как результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные стереотипы и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»).

Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

13 стр., 6064 слов

Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих ...

... и методы, которые применяла Анна при обучении слепоглухой девочки, находят свое объяснение и подтверждение в новейших ... преемственно связанных между собой. Разрабатывая систему обучения слепоглухих детей словесному языку, И.А.Соколянский выделил несколько последовательных этапов. ... воспитанника Миша М., овладевающего словесной речью. Какую роль изобразительная деятельность играет в его развитии? Как ...

Расстройства половой идентичности:

  1. инверсия пола воспитания, когда ребенок ориентируется на требования соответствующей половой роли, формируя в ходе ее интериоризации половую идентичность. Этот процесс завершается к 5-6 годам. Воспитание ребенка до этого возраста как представителя противоположного пола оказывается необратимым или трудно обратимым.
  2. особенности семьи: физическое отсутствие отца (развод, пьянство, много времени проводит на работе); побои и издевательство над матерью или ребенком, особенно в возрасте до 6-7 лет, что блокируют идентификацию с отцом;
  3. женское воспитание — вследствие того, что женщина при этом часто является единственно доступным эталоном для половой идентификации .

Нормальное полоролевое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства.

К признакам нарушений половой идентичности у детей относятся стремление к принятию облика другого пола; влюбленность в людей своего пола; идентификация с персонажами другого пола в восприятии произведений литературы и искусства и т.д. Данные проявления заметны в повседневной жизни, на что необходимо обратить внимание взрослых, чтобы предотвратить нарушения в развитии личности ребенка.