Подходы к воспитанию

Воспитательная работа в вузе

1. Сущность понятия «воспитание» и организация воспитательного процесса в современных условиях

Воспитание:

-целенаправленная деятельность, призванная формировать у воспитанников систему качеств личности, взглядов и убеждений (Педагогическая энциклопедия);

–целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Лийметс, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

– процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей (Н.М. Таланчук);

– педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова);

– целенаправленное, организованное педагогом-профессионалом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную человека (Н.Е. Щуркова);

– процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В. Бондаревская);

– специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, то есть оно направлено на социализацию (О.С. Газман);

— процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В. И. Ги­не­цин­ский);

— восхождение к субъектности (М.С. Каган)

-воспитание как педагогический процесс представляет собой выработку человеком своей личной культуры смыслов (С.Д. Поляков).

Подходы к воспитанию

Амбивалентный подход (Л.И.Новикова) – рассмотрение педагогического явления через “дуальную оппозицию”, то есть двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Амбивалентный подход возник при изучении таких феноменов педагогической практики как коллектив и индивидуальность, хаос и порядок, свобода и ответственность, дифференциация и интеграция.

Акмеологический подход(А.А.Бодалев).

Акмеология – наука, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как индивида (природного существа), как субъекта деятельности (главным образом как профессионала), как личности. Помимо большого акме существуют его возрастные “предвестники” — микроакме человека в каждом переживаемом им возрасте. Акмеологией и педагогикой разрабатывается вопрос о том, в какую оптимальную для него систему воспитания должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития, достигнутой в одной возрастной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы, обязательно состоялся.

4 стр., 1697 слов

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

... технология проектов А.А. Петрикевич и Л.А. Мартыновой; ТРИЗ-РТВ-технология; технология процесса музыкально—творческого развития дошкольников Л. С. Ходонович. Каждая из вышеперечисленных технологий позволяет ... созданию адаптивной сре­ды, т.к. помогают осуществлять дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения личности. Посредством педагогических технологий развиваются психические функции ...

Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные различия), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи. Возрастной подход обеспечивает условия для их эффективного решения (А.В.Мудрик).

Герменевтический подход (И.Д.Демакова) – предполагает рассмотрение воспитуемого как своеобразного текста, знаковой системы, а педагогической деятельности как деятельности, основанной на “прочитывании” этого текста. Причем решающую роль здесь имеет обращение не столько к педагогическим фактам и явлениям, сколько к тому, что за ними стоит: субъективным смыслам, бессознательным мотивам поведения ребенка. Педагогическая деятельность осуществляется на основе не столько знания воспитанника (факта), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смысла).Понимание как педагогическая деятельность всегда начинается с выявления собственного непонимания; затем следуют операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту; и, наконец, педагогическая рефлексия как движение в смыслах.

Индивидуальный подход – рассмотрение воспитания как процесса, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику.

Позиционный подход (А.И.Григорьева) к воспитательной деятельности педагога выступает альтернативой традиционному нормативно-функциональному подходу. Если в последнем предполагается, что воспитание — работа (“воспитательная работа”), набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, то позиционный подход строится на основе идеи, что воспитание — это особая духовно-практическая деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, полагая ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности. Воспитательная деятельность педагога пронизывает различные сферы приложения его профессиональных сил (учебный процесс, внеучебную сферу, непосредственное общение), сопряжена с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.

6 стр., 2528 слов

Инновационные направления развития системы физического воспитания ...

... 3-6 лет. Следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является объективизация процессов развития физических качеств и формирования основных ... [12]. Изучение возможностей применения средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих развитие психических процессов, позволяет говорить об эффективности педагогического ...

Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. Ведущее в синергетике понятие – аттрактор, т.е. относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе множество траекторий ее возможного развития. Концептуально связанным с ним понятием является бифуркация. Оно означает некую точку, фазу, в которую время от времени попадает система. В точке бифуркации система оказывается в неопределенном, неустойчивом состоянии. В такой критический момент перед ней открывается выбор между несколькими и очень разными сценариями дальнейшего развития. Воспитательная система образовательного учреждения не является стабильной, она подвержена изменению. Обновление системы может подтолкнуть как спланированное управленческое решение, так и спонтанно родившиеся внутри коллектива инициативы. Механизмом развития системы может стать резонансное воздействие, т.е. несильное, небольшое, “точечное” воздействие на воспитательную систему, соответствующее каким-то уже наметившимся, существенным тенденциям в развитии образовательного учреждения. Важную роль в самоусложнении системы играют также и включенные в нее зоны хаоса, зоны неупорядоченности. Именно в незаорганизованных клубах, на импровизационных праздниках, вечерних или капустниках, посиделках рождается, пробуется новое, неожиданное, что может стать необходимым образовательному учреждению на новом витке его развития.

Событийный подход (Д.В.Григорьев) – взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни воспитанников и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в студенческой жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Поэтому событийный подход рассматривает воспитание как совместное бытие воспитателей и воспитуемых, их взаимодействие и сотрудничество. Основная функция совместного бытия – развивающая. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча педагога и воспитанника (их со-бытие).

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности отражать свои впечатления – одна из ...

Средовый подход (Ю.С.Мануйлов) – рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий окружающей ее среды. Предполагает систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата.

Компетентностный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.В. Хуторской) рассмотрение воспитательного результата как опыта.

Конкретное наполнение понятий компетенция и компетентность, конкретное содержание зависит от типов ситуаций. Поэтому ключевые (наиболее универсальные) компетенции и компетентности являются результатом не только общего образования, но и образовательного опыта человека в целом. В образовательный опыт в его широком понимании входит и опыт воспитательный. В таком понимании компетентностно ориентированное образование может стать основой для идеи проектирования воспитательного пространства образовательного учреждения. Ключевой точкой в воспитании, ориентированном на формирование компетенций, становится опыт деятельности воспитанника.

Концепции воспитания студентов в современной педагогике

Воспитание в вузе – не только и не столько воспитательное мероприятие, не только организация позитивной активности студентов, это функция целого социального организма. Анализ изучения научной и научно-методической литературы по воспитанию студентов высших учебных заведений (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова, В.Т. Лисовский, А.С. Запесоцкий, И.М. Ильинский, А.В. Пономарев, Ю.Р. Вишневский, Е.В. Осипчукова, В.Г. Шайденко, В.Г. Подзолоков, В.С. Кагерманьян, Л.И. Коханович, П.И. Бабочкин, Н.И. Кучер и др.) показал, что с одной стороны, разработано множество концепций воспитания, с другой, — до настоящего времени не сложился теоретический общеконцептуальный подход к воспитанию как непрерывному процессу. Хотя, может быть, эта задача и неразрешима, пока, как считают некоторые авторы, в России не создана зрелая, отвечающая новым реалиям и стратегии развития России новая философия воспитания новых поколений.

. В указанных работах было сформули­ровано разделяемое многими учеными понимание сущности современ­ного воспитания, его целей, специфики его организации в условиях реформирования общественно-политической и экономической жизни России. Важными составляющими этих исследований стали проблемы новой культуры воспитания, которая характеризуется мно­гообразием и вариативностью воспитательной деятельности, увели­чением степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностной направленностью образования и воспитания, повышением ответственности органов управления образовательными учреждениями за действенность воспитания во всех средах жизнеде­ятельности молодежи (образовательной, воспитательной, досуго­вой), оптимизацией процессов социализации и индивидуализации и т.д.

Воспитание в вузе в современных исследованиях понимается как учение жизни (именно этот аспект воспитания выража­ет основной смысл образования); как основа для самовоспитания студентов через создаваемую систему отношений; как решение задач становления демо­кратических основ жизнедеятельности вуза (студенческая ини­циатива, студенческое самоуправление и т. д.); как процесс социально-культурного сотрудничества личности студента и вузовского сообщества; как воспитательное пространство (корпоративность ценностей вузовского сообщества); как психолого-педагогическая поддержка студента.

10 стр., 4666 слов

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...

... характеристики воспитательной деятельности педагога. Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности 1.1 Природа и специфика воспитательной деятельности В Педагогической энциклопедии воспитание определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов ...

В Научно-исследовательском центре Института молодежи под руководством И.М. Ильинского и П.И. Бабочкина была разработана концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи.Авторы полагали, что «идеального» молодого россиянина наших дней должно характеризовать: стремление к успеху; воля к победе; принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; преданность национальной идее. Главным, системообразующим элементом всех ценностных ориентаций здесь выступает «успех». Жизнеспособность — это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Исследовательской группой под руководством В.С. Кагерманьяна была разработана концепция воспитания социально активной личности студента. Новое политическое, экономическое и социально-культурное устройство общества, по мнению авторов концепции, требует формирования личности нового социокультурного типа: гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни и жизненного кредо, общении с искусством, пониманием самоценности своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству; прагматичной, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языковая культура).

Воспитание современного студенчества, считает исследовательский коллектив, должно соответствовать целям построения демократического общества в стране. Только через воспитание молодого поколения на демократических началах можно создать социальную основу демократического строя, реализации демократических свобод.

Что касается проблемы целей и результатов воспитания, то здесь важнейший вопрос: в чем заключается и как измеряется «воспитанность» современного студента? Одним из продуктивных вариантов является понимание результата воспитательной деятельности в рамках субъектного подхода – как педагогической проблемы становления субъектности студента. Здесь главным результатом становится способность студента вырабатывать собственные жизненные критерии и руководствоваться ими в своем самоопределении и саморазвитии. Именно в активном запуске «самомеханизмов» личности, а не в подгонке ее под «стандарт воспитания» нам видится основное назначение воспитательной деятельности вуза.

Учреждение высшего профессионального образования как институт воспитания

Структура воспитательной работыреализуется в учреждениях высшего профессионального образования через совокупность трех подсистем и их компонентов:

1 уровень — подсистема воспитания и развития личности, включающая участников воспитательного взаимодействия, воспитание в учебном процессе (студенты, профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал, и организаторов внеучебной работы; воспитание во внеаудиторное время (те же и специалисты различного профиля: художественного, спортивного и др.); воспитание личности во внешней социальной деятельности (социум через лидеров и участников общественных молодежных организаций, неформальных движений, политических партий, спортивных и творческих организаций, церковь);

6 стр., 2852 слов

Формы воспитательной работы с осужденными

... воспитательного процесса. Воспитательное воздействие на личность осужденного осуществляется с учетом всех факторов и сторон воспитательного процесса, через систему целей, содержания и средств воспитания. . Принцип руководства и самостоятельной деятельности, ... и активной ресоциализации. Основными направлениями развития воспитательной работы с осужденными является обеспечение успешной ресоциализации ...

2 уровень — подсистема направлений внеучебной работы и реализуемых видов деятельности в каждом образовательном учреждении. Она включает следующие направления: формирование мировоззрения и системы базовых ценностей: общечеловеческих, гражданских, профессиональных; нравственно-этическое воспитание; правовое; гражданско-патриотическое; эстетическое; физическое; экологическое и природоохранное; семейно-бытовое.

3 уровень — подсистема обеспечения и ее нормативно-правовое сопровождение.

Нормативно-правовое обеспечение внеучебной работы учреждения высшего профессионального образования — перечень основополагающих документов образовательного учреждения по внеучебной работе, основывающихся на общей законодательной и нормативной базе Министерства образования и науки Российской Федерации, вводящих норму и обеспечивающих ее регулирование в конкретном образовательном учреждении на уровне различных органов управления и их компетенций.

В.Т. Лисовский «Воспитание студентов вузов РФ (материалы концепции)»: общая цель воспитания в вузе – всестороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленное на социализацию выпускника вуза.

«Примерная программа воспитания социально активной личности студента» (исследовательский коллектив под руководством В.С. Кагерманьяна):Целью современной системы воспитания должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.

Педагогика и психология высшей школы:Приоритеты воспитания: ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности; демократизм и толерантность; сочетание космизма и национальной идеи; раскрытие сущностных креативных способностей личности; региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой родины.

Челябинский государственный педагогический институт:Цели воспитания в вузе сводятся к трем позициям. Первое – создать условия для максимально полного освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом в частности. Второе – помочь студенту раскрыть его внутренние потенции, содействуя тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации. Третье – стимулировать процесс познания молодым человеком самого себя, выработку индивидуального образа (стиля) жизни и поведения. Важный ориентир воспитательной работы в современных условиях – формирование у будущего специалиста такого качества, как толерантность, готовность принять и терпимость к разнообразным подходам и мнениям, уважение к другим культурам и образу жизни, к поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за рамки законов.

9 стр., 4492 слов

2 Профессионально-прикладная направленность физического воспитания ...

... технологий, используемых в ФВ учащейся молодежи. Воспитательные задачи: - воспитание бережного отношения к собственному здоровью как ... знаний об организме человека, его культуре как системе норм, направленных на профессионально-личностное развитие будущего ... к СМГ. 4. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. 5. Внешкольная спортивно-массовая работа. Все вновь поступающие и обучающиеся ...

Забайкальский государственный педагогический университет:Цель воспитательной работы в вузе – формирование отношения личности к избранной профессии. Молодой специалист 21 века – это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно и профессионально подготовленный к работе по избранной специальности. Он знает себе цену на рынке труда, способен, если требуют обстоятельства, свободно менять специализацию в рамках определенного в вузе направления. Он психологически подготовлен строить межличностные отношения, уважать мнение других, быть толерантным, находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций.

5. Сущность понятия «воспитательная система». Воспитательная система вуза

В педагогической теории и практике используются понятия «система воспитания», «система воспитательной работы», «воспитательная система», «воспитательная среда». Эти понятия отражают различные аспекты и уровни воспитательной деятельности вуза. Система воспитания – это совокупность теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий; устойчивый, обладающий свойствам целостности социально-педагогический механизм, реализующий в практике заданные цели воспитания. Система воспитательной работы – система взаимосвязанных воспитательных мероприятий. Она существует на уровне опыта деятельности конкретных субъектов воспитания, отражает специфику целей, содержания, оценки результативности их работы. Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов исходной концепции; интегральное выражение целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических).

Воспитательная среда вуза – совокупность окружающих социальных, дидактических, материальных и духовных условий, в которых протекает процесс профессионально-личностного становления студента.

Важнейшими структурными компонентами системы воспитания в вузе, требующими нового теоретико-методологического осмысления и целенаправленного моделирования, являются: содержание воспитания; цели и задачи воспитания; субъект и объект воспитания; современная воспитательная система; направления воспитательной деятельности. Источниками содержания воспитания выступаютценности, нормы, эмоции, социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения, ритуалы, опыт, воспитывающая ситуация, пример. Содержание воспитания на теоретическом уровне представлено в виде концепций, моделей, программ воспитания. И.А. Колесникова с соавторами выделяет в структуре содержания воспитания следующие блоки: нормативный — социокультурные нормы и традиции (функция адаптации); креативный — творчество воспитанника по отношению к своему человеческому образу (креативная функция); корректирующий — восполнение пробелов в воспитании (корректирующая функция);- прогностический — идеальные личностные свойства и поведенческие характеристики, обращенные в будущее (прогностическая функция).

12 стр., 5850 слов

Система профориентационной работы во вспомогательной школе

... две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской ... профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип ...

Разрабатывая концепцию воспитательной системы учреждения высшего профессионального образования, следует учитывать специфику вуза как образовательной системы и особенности среды. Воспитательная система учреждения профессионального образования существует в социокультурном контексте, и потому при ее проектировании необходим анализ и учет условий и заказа макро-мезо-микро социокультурной среды; анализ программных документов по проблемам воспитания: федеральных программ по развитию воспитания в системе образования, по патриотическому воспитанию, программы модернизации образования, документов по организации самоуправления и созданию общественных организаций.

Функции структур управления воспитательной деятельностью вуза и должностных лиц

Общевузовский уровень. Ученый совет вуза определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива.Совет вуза по воспитательной работе (Координационный совет) разрабатывает основные направления воспитательной работы, координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера, контролирует распределение средств финансово-материального фонда с целью поощрения отличившихся коллективов, студентов и руководителей научно-творческих объединений. Важной функцией Совета является обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработка рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствование системы обучения и воспитания.Совет студенческого самоуправления вуза. Студенческое самоуправление, представляющее собой общественное объединение студентов, ориентировано на развитие всесторонне интересной и полезной студенческой жизни.

Факультетский уровень. Для управления воспитательной деятельностью в целом на факультетах целесообразно введение должности заместителя декана по воспитательной работе. Функциями заместителя декана по воспитательной работе являются:

— формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программы и планов воспитания с учётом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива; определение целей и задач воспитания студентов факультета;

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... способности к концентрации внимания у студентов. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1.1.Сущность и содержание ... концентрации и распределению внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления является малоизученной, что обусловило выбор темы нашей курсовой работы. Цель исследования: выявить и ...

— изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом, структурой, историей и традициями вуза, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в вузе и в студенческих общежитиях;

— изучение государственных стандартов, учебных планов, предметных программ с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в воспитательной деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блоку, естественнонаучных и технико-технологических дисциплин;

— развитие координационных связей между преподавателями факультетов и представителями общевузовских кафедр высших учебных заведений с целью повышения эффективности воспитания среди студентов (совместное планирование воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава общих кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах);

— участие в разработке и проведении общевузовских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы вуза с программами и планами воспитательной работы на факультетах.

Кафедральный уровень. Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп.

Функциями заместителя заведующего кафедрой по воспитанию являются:- организация и контроль за содержанием общих курсов и спецкурсов по профилю кафедры в соответствии с целями и задачами вузовской Концепции и программы воспитания; руководство, координация и контроль внеучебной работы со студентами академических групп, специализирующихся по профилю кафедры.

Содержание работы и обязанности куратора студенческой группы формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают: изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способности и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т.д.); совместное планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков, избрание старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в органы курсовых, факультетских и вузовских органов студенческого самоуправления, «соуправления», студенческие профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации; изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, выявление и анализ возникших причин данной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе; обеспечение реализации задач воспитательной деятельности (в студенческих общежитиях, формирования органов студенческого самоуправления, участие в групповых факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях)